Налог на имущество коровы

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 октября 2010 г. N 03-05-06-01/97 О налогообложении налогом на имущество организаций имущества общего пользования, приобретенного или созданного садоводческим товариществом за счет целевых взносов

Вопрос: Повторно прошу разъяснить: облагается ли налогом общее имущество членов садоводческого некоммерческого товарищества, созданное на целевые взносы (совместная собственность) и, если облагается, то каким образом (это имущество не следует путать с имуществом, являющимся собственностью СНТ как юридического лица, которое подлежит налогообложению)?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше повторное обращение по вопросу налогообложения имущества садоводческого товарищества и в дополнение к письму Минфина России от 20.09.2010 N 03-05-05-01/40 разъясняет.

На основании статей 373 и 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются российские организации, имеющие на балансе движимое и недвижимое имущество (основные средства).

В силу главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса во взаимосвязи со статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ) подлежит налогообложению налогом на имущество организаций имущество, находящееся на балансе садоводческого товарищества как юридического лица на праве собственности, в том числе имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания такого товарищества.

Что касается имущества общего пользования, приобретенного или созданного таким товариществом за счет целевых взносов, то такое имущество в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ является совместной собственностью его членов, а не садоводческого товарищества как юридического лица. Следовательно, положения главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса на имущество общего пользования, приобретенное или созданное садоводческим товариществом за счет целевых взносов не распространяются.

Члены садоводческого товарищества признаются налогоплательщиками в отношении приобретенного или созданного таким товариществом за счет целевых взносов имущества общего пользования, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 октября 2010 г. N 03-05-06-01/97

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о налогообложении имущества, которое приобретено (создано) на целевые взносы членов садоводческого товарищества.

Налогом на имущество организаций облагаются те объекты, которые находятся на балансе товарищества как юрлица на праве собственности. Это в том числе относится к имуществу общего пользования, которое приобретено (создано) за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества.

Имущество общего пользования, приобретенное (созданное) товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. На такие объекты данный налог не распространяется. В отношении тех из них, которые облагаются налогом на имущество физлиц, последний уплачивается членами товарищества.

Тема стала актуальна в связи с отменой действующей льготы по взиманию налога на движимое имущество юридических лиц с 1 января 2018 года. До 1.01.18 года данный налог не взимался по основной массе движимого имущества организаций, в частности, налог не взимался по имуществу, поставленному на учет в качестве основного средства с 1 января 2013 года, полученному плательщиком не в связи с реорганизацией, ликвидацией или от взаимозависимого лица.


Взимание налога с движимого имущества юридических лиц с 2018 года

Итак, полномасштабно налог на движимое имущество начал взиматься с 1 января 2018 года, и это связано с принятием еще 30.11.2016 года Федерального закона № 401-ФЗ «О внесении изменений в части 1 и 2 НК РФ…». Этот закон отменил льготу, освобождавшую основную массу движимого имущества от налогообложения.

В настоящий момент налог касается исключительно следующего движимого имущества организаций:

  • принятого на учет в качестве именно основного средства (п.1 ст.374 НК РФ);
  • отнесенного к 3-10 амортизационной группе (п.8 ч.4 ст.374 НК РФ) (долговечное имущество, сроком полезного использования более трех лет) по Классификации основных средств, утвержденной Правительством (Постановление Правительства РФ от 1.01.2002 г.№1).

Однако имеются определенные особенности в применяемой ставке налога. Так, ставка налога по движимому имуществу в основном отличается от ставки по недвижимому и по общему правилу в 2018 году составляет 1,1 процент. А для «движимости», поставленной на учет ранее 1 января 2013 года и/или полученной при реорганизации, ликвидации или от взаимозависимого лица, ставка налога определяется законами субъектов РФ в размере не более 2,2 процента (например, по общему правилу ставка 2,2 % установлена в Белгородской, Брянской, Воронежской области).

Как мы уже говорили выше, льготная ставка в 1,1 процента не применима для имущества, полученного при реорганизации, ликвидации юридического лица или при его получении от взаимозависимого лица. Последнее, вероятно, является самым распространенным риском в связи с весьма широкой трактовкой законодателем (п.1,7 ст.105.1, п.2 ст.45 НК) и судебной практикой такой зависимости (например Определение ВС РФ №305-КГ16-6003 от 16.09.2016 г.).

Порядок расчета налога такой: налог взимается от среднегодовой стоимости имущества, определяемой от его остаточной стоимости (по формуле: остаточные стоимости движимого имущества на 1 число каждого месяца складываются и делятся на 13). Срок уплаты налога и авансовых платежей устанавливают региональные власти.

Льготные территории для налогообложения

Законодатель в Федеральном законе от 30.11.2016 года № 401-ФЗ (которым была введена ст 381.1 НК) определил, что если субъект РФ захочет сохранить льготу и дальше не облагать налогом движимое имущество, то ему по этому поводу надо принять соответствующий закон. Большинство субъектов Российской Федерации такие законы не приняли или приняли максимальную ставку налога. Так, например, в ЦФО льготу не сохранили Курская, Воронежская, Белгородская, Тамбовская области. Сохранили же освобождение от налога на 2018 год город Москва, а также Московская, Липецкая, Ивановская, Ярославская (по имуществу, принятому с 2016 года), Смоленская области. В Тульской области установили пониженную ставку в 0,55 процента, в Рязанской области – 0,6 процента.

Спорные вопросы отнесения имущества к движимому

Поскольку все-таки по движимому имуществу налогообложение более льготное, то вопрос правильной квалификации имущества - движимое оно или недвижимое, имеет важное значение. Данный вопрос неоднократно освещался в письмах ФНС и Минфина, был предметом судебных разбирательств. В общем к движимому имуществу относится то, что не является недвижимостью. В статье 130 ГК РФ законодатель перечисляет объекты недвижимости. Судебная практика, отдельные пояснения ФНС и Минфина в спорных ситуациях выработали ряд критериев отнесения имущества соответственно к недвижимому и движимому:

  • легкость демонтажа элементов объекта и их беструдное перемещение (постановление ФАС Московского округа от 21.08.12 № А40-132980/11-116-357);
  • прочная связанность с землей — верный признак объекта недвижимости, например, подземные емкости с коммуникациями, подземные коммуникации (Определение Верховного суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 74-КГ16-3);
  • конструктивные части сложного единого объекта недвижимости (здания/сооружения), функционально связанные со зданием/сооружением (письмо Минфина от 24.08.2017 №03-05-05-01/54266, Определение Верховного суда РФ от 19 июля 2016 г. N 18-КГ16-61);
  • объекты технологического оборудования, которые учитываются как отдельные инвентарные объекты и которые могут быть использованы по своему функциональному назначению вне объекта недвижимости, и демонтаж которых не причинит несоразмерного ущерба объекту недвижимости; причем не имеет значения, входят ли эти движимые объекты в состав зарегистрированного объекта недвижимости (письмо Минфина от 24.08.2017 №03-05-05-01/54266, Определение Верховного суда РФ от 19 июля 2016 г. N 18-КГ16-61);
  • объекты, которые хотя и прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2017 г. по делу N А41-33933/2016).

Таким образом, налог на движимое имущество организаций вернулся. Во многом теперь наличие льготы по уплате налога на движимое имущество зависит от экономической политики региональных властей. К сожалению, черноземные регионы в основной своей массе продление льготы по данному налогу не поддержали.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕСХН


Что собой представляет единый сельскохозяйственный налог, для кого он предназначен, как правильно его посчитать и уплатить, рассказывается в нашем материале.

Что такое ЕСХН в налогообложении

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это специальный налоговый режим, который предназначен для организаций и предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию. Работа на нем освобождает организации от уплаты:

  • налога на прибыль (исключение составляют доходы по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств);
  • налога на имущество в отношении имущества, которое организация использует для производства, переработки и продажи сельхозпродукции, а также для оказания услуг сельхозпроизводителям.

Индивидуальные предприниматели, работающие на ЕСХН, не платят:

  • НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (исключение — доходы от дивидендов и доходы, облагаемые по ставкам 35 и 9 процентов (полный перечень можно посмотреть в пп. 2, 5 ст. 224 НК РФ);
  • налог на имущество физлиц в отношении имущества, которое используется для производства, переработки и продажи сельхозпродукции.

До 01.01.2019 физические и юридические лица, работающие на ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС. Изменения, внесенные Законом «О внесении изменения в части первую и вторую НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, данное послабление отменили.

Плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от НДС в 2021 году при соблюдении одного из следующих условий (п. 1 ст. 145 НК РФ):

  • переход на ЕСХН и реализация права на освобождение происходят в течение одного календарного года;
  • сумма доходов от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, за 2020 год не превысила 80 млн рублей (в дальнейшем данная сумма уменьшена до 70 млн рублей за 2021 год и 60 млн рублей — за 2022-й и последующие годы).

Для получения права на освобождение в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление и подтверждающие документы до 20-го числа месяца, с которого будет действовать освобождение. Форма уведомление утверждена Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Организации и предприниматели, получившие освобождение, не могут от него отказаться в дальнейшем.

Чем отличается ЕСХН от УСН

ЕСХН, как и упрощенная система налогообложения (УСН), представляет собой спецрежим, применение которого освобождает от уплаты отдельных налогов. Однако между ними существует немало различий:

  • в отличие от УСН плательщики ЕСХН не освобождены от уплаты НДС;
  • на ЕСХН могут работать только производители сельскохозяйственной продукции, при условии, что доля от такой деятельности составляет не менее 70 процентов от всех их доходов. Для плательщиков УСН не установлен конкретный перечень видов деятельности. Существует ряд компаний, которым запрещено переходить на этот спецрежим, в частности, банкам, организациям с филиалами и так далее (п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • для некоторых категорий плательщиков ЕСХН — рыболовецких артелей и рыбохозяйственных организаций — установлены дополнительные ограничения. Они должны работать на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Кроме того, среднесписочная численность рыбохозяйственных организаций не должна превышать 300 сотрудников. На УСН действуют другие правила уже в отношении всех, кто применяет этот спецрежим. Сотрудников не должно быть более 130 человек, доход не должен превышать 200 млн рублей, а доля участия других организаций — 25%;
  • в отличие от УСН, плательщики ЕСХН не могут выбрать объект налогообложения. Для них он един — «Доходы минус расходы». На УСН существует выбор между объектами «Доходы» и «Доходы минус расходы»;
  • на ЕСХН необходимо уплатить авансовый платеж по итогам полугодия и налог по итогам года, а на УСН предоплату вносят ежеквартально. При этом сдавать авансовые расчеты на обоих спецрежимах не нужно.

Кто может применять ЕСХН

Существует несколько категорий налогоплательщиков, которые могут применять ЕСХН.

Во-первых, организации и ИП, которые непосредственно производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Доход от такой деятельности, а также от оказания услуг сельхозпроизводителям должен составлять не менее 70 процентов от всех их доходов. К сельскохозяйственной продукции относят продукцию животноводства сельского и лесного растениеводства.

Полный список можно найти в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.

Во-вторых,компании и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, в частности, услуги:

  • по подготовке полей;
  • по посеву и выращиванию зерновых и плодовых культур;
  • по обрезке фруктовых деревьев;
  • по перегонке и выпасу скота и так далее.

Доля доходов от такой деятельности также должна составлять не менее 70% от общего дохода.

В-третьих, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе животноводческие, снабженческие, растениеводческие и другие. К ним также применяют правило о доходе.

В-четвертых, сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе рыболовецкие артели, осуществляющие рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Доля от продажи улова и рыбной продукции собственного производства должна составлять 70 процентов и более.

В-пятых,рыбохозяйственные организации и ИП, удовлетворяющие требованиям, установленным для рыболовецких артелей. Кроме того, их среднесписочная численность не должна превышать 300 работников.

Не могут применять спецрежим:

  • компании и ИП, производящие подакцизные товары (исключение — подакцизный виноград, вино, виноматериалы собственного производства);
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения;
  • компании, организующие и проводящие азартные игры.

Как перейти на ЕСХН

Компания или ИП, желающие перейти на ЕСХН, должны подать в налоговую инспекцию уведомление до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором будет осуществлен переход. В документе необходимо указать долю дохода от реализации сельхозпродукции. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@.

Вновь созданная фирма или вновь зарегистрированный предприниматель могут уведомить ФНС в течение 30 дней с момента постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). Если пропустить этот срок, придется до конца года работать на общей системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, утратившие право на уплату налога на профессиональный доход, должны уведомить о переходе на ЕСХН в течение 20 дней с момента снятия с учета в качестве самозанятого. (п. 6 ст. 15 Закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Когда сдавать декларацию по ЕСХН

Декларацию по ЕСХН необходимо подавать единожды по окончании налогового периода, которым является год. В течение года ничего сдавать не нужно. Плательщики ЕСХН подают декларацию в налоговую инспекцию по месту своего нахождения не позднее:

  • 31 марта года, следующего за отчетным (декларацию за 2020 год необходимо сдать до 31.03.2021);
  • 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация или ИП прекратили свою деятельность в качестве сельхозпроизводителя по п. 9 ст. 346.3 НК РФ.

Документ можно подать:

За подачу документов на бумажном носителе тем, чья среднесписочная численность превышает 100 работников, грозит штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

Как заполнить декларацию ЕСХН

Бланк декларации по ЕСХН утвержден Приказом ФНС РФ от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@. Документ будет действовать с 29.03.2021 в обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 18.12.2020 № ЕД-7-3/926@). В период с 29.03.2021 по 31.03.2021 сдать декларацию можно как по старой, так и по новой форме (письмо ФНС РФ от 12.02.2021 № СД-4-3/1776@).

Документ состоит из титульного листа и четырех разделов.

На титульном листе необходимо указать:

  • данные налогоплательщика (название, ИНН, КПП);
  • номер корректировки, при подаче первичной декларации следует проставить «0»;
  • налоговый период «34» — календарный год;
  • год, за который сдается отчетность (2020-й);
  • код налоговой инспекции.

В разделе 1 указываем:

  • в строках 001 и 003 — код ОКТМО, в строке 001 код проставляют все налогоплательщики, в строке 003 — только те, которые сменили свое местонахождение;
  • в строке 002 — сумму авансового платежа;
  • в строке 004 — сумму, которую необходимо заплатить по итогам года с учетом аванса;
  • в строке 005 — сумму налога к уменьшению, если сумма аванса превысила сумму налога, исчисленного за год.

В разделе 2 прописываем:

  • в строке 010 — полученные доходы, их размер берем из книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н;
  • в строке 020 — понесенные расходы;
  • в строке 030 — налоговую базу по налогу (из доходов вычитаем расходы), при отрицательной разнице налоговая база равна нулю;
  • в строке 040 — сумму убытков прошлых лет, на которые уменьшена налоговая база;
  • в строке 045 — ставку налога;
  • в строке 050 — сумму налога за год (налоговую базу уменьшаем на сумму убытков прошлых лет и умножаем на налоговую ставку).

Раздел 2.1 заполняют только те, кто имеет убытки прошлых лет. Полученные убытки можно учитывать при расчете налога в течение 10 лет.

Раздел 3 оформляют только налогоплательщики, получившие денежные средства, а также другое имущество в рамках целевого финансирования или благотворительной деятельности.

Что входит в расходы при ЕСХН

При расчете налоговой базы из суммы полученных доходов вычитают сумму произведенных расходов. Перечень расходов превышает 40 позиций (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В него входят, в частности, траты:

  • на покупку и изготовление основных средств, их реконструкцию, модернизацию;
  • на оплату труда и больничных;
  • на уплату обязательных страховых взносов и вносов по некоторым видам добровольного страхования;
  • на командировки;
  • на услуги связи и так далее.

Расходы плательщика ЕСХН должны быть (п. 3, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ):

  • обоснованными, то есть экономически оправданными и выраженными в денежной форме;
  • подтвержденными документами, оформленными в соответствии с законодательством или обычаями делового оборота;
  • оплаченными.

Как рассчитать налог ЕСХН

Сумму налога следует считать по формуле: налоговая база, умноженная на ставку налога. Как мы выяснили ранее, для определения налоговой базы из полученных доходов вычитают расходы и убытки прошлых лет.

Налоговая ставка равна 6 процентам. Регионы могут устанавливать с 01.01.2019 дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6 процентов в зависимости:

  • от вида сельхозпродукции;
  • от места ведения деятельности;
  • от размера доходов вследствие продажи сельхозпродукции собственного производства;
  • от среднесписочной численности работников.

Например, для сельхозпроизводителей Московской области с 01.01.2019 по 31.12.2021 действует нулевая ставка налога (Закон Московской области «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Московской области» от 27.08.2018 № 145/2018-ОЗ).

Пример

ИП Иванов А.П. за первое полугодие 2020 года получил доходы в размере 3 879 500 рублей. Расходы составили 2 158 600 рублей. Авансовый платеж составил (3 879 500 — 2 158 600) х 6 процентов = 1 720 900×6 процентов = 103 254 рубля.

Во втором полугодии доходы составили 1 460 200 рублей расходы — 1 350 000 рублей. Итоговая сумма налога составит: доходы за годы (3 879 500 1 460 200) — расходы за год (2 158 600 1 350 000) х 6 процентов = 5 339 700 — 3 508 600×6 процентов = 109 866 рублей. Уменьшим полученную сумму на размер уплаченного аванса: 109 866 — 103 254 = 6 612 рублей. Таким образом, по итогам 2020 года предпринимателю необходимо заплатить 6 612 рублей.

Как оплатить налог ЕСХН

ЕСХН платят два раза в год:

  • авансовый платеж по итогам I полугодия — не позднее 25 июля текущего года;
  • итоговый платеж — не позднее 31 марта следующего года.

ИП Иванов А.П. из примера, приведенного выше, должен заплатить:

  • 103 254 рубля — не позднее 27.07.2020;
  • 6 612 рублей — не позднее 31.03.2021.

Совмещение ЕСХН с другими режимами

До отмены системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход плательщики ЕСХН могли совмещать этот спецрежим с ЕНВД. Его с УСН и ОСНО сочетать запрещено. После отмены ЕНВД с 2021 года юрлица не имеют право совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Индивидуальные предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентной системой налогообложения. Они должны вести раздельный учет доходов и расходов по этим спецрежимам. Семидесятипроцентную долю доходов от продажи сельхозпродукции необходимо считать от доходов, полученных по обеим системам налогообложения (письмо Минфина РФ от 17.10.2011 № 03-11-09/64).

Преимущества и недостатки ЕСХН

К преимуществам ЕСХН можно отнести:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДФЛ;
  • минимальное количество отчетов — ежегодно необходимо сдавать лишь декларацию по ЕСХН;
  • возможность для ИП совмещать этот спецрежим с патентной системой налогообложения;
  • отсутствие минимального налога, если фирма сработала в убыток. Например, на УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» придется заплатить 1 процент от доходов, определяемых по ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

К недостаткам отнесем:

  • жесткие требования к доле доходов от продажи сельхозпродукции;
  • обязанность уплачивать НДС в отличие от УСН или ПСН. Хотя для компаний, работающих с поставщиками, уплачивающими НДС, данный факт стал плюсом, так как позволил принимать «входной» НДС к вычету. Фирмы и ИП, чья выручка невелика, могут получить освобождение от уплаты налога;
  • отсутствие возможности для юрлиц совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

Налоговая начала рассылать уведомления с суммами налогов на имущество, землю и транспорт за 2019 год. Их нужно заплатить до 1 декабря 2020 года.

Пока государство ждет от вас денег, расскажем, как уменьшить налог на имущество законными способами. Какие-то льготы налоговая уже учла, а что-то нужно оформлять. Используйте сами или подскажите близким, которые платят имущественные налоги.

🏠 Вычеты по имущественному налогу

Кому: всем собственникам квартир, комнат, долей и домов

Сколько: из площади объекта вычитается фиксированное количество квадратных метров, а налог начисляется только на разницу.

Из площади квартиры вычитается 20 кв. м, из площади комнаты или части квартиры — 10 кв. м, из площади дома — 50 кв. м

Как: автоматически, без заявлений по каждому объекту

👵 Освобождение от налога на имущество для пенсионеров

Кому: собственникам жилья, которые достигли пенсионного возраста

Сколько: от налога полностью освобождается один из объектов каждого вида: квартира, комната, дом или гараж любой площади

Как: по заявлению — его можно подать в личном кабинете один раз

🌲 Вычет по земельному налогу для пенсионеров

Кому: собственникам участков, которые достигли пенсионного возраста

Сколько: от налога освобождаются 6 соток одного участка. Если участок меньше, налога не будет, если больше, его начислят только на остаток

Как: по заявлению. Льготу могут предоставить задним числом с 2017 года

🌳 Вычет по земельному налогу для предпенсионеров

Кому: женщинам 55 лет и мужчинам 60 лет, у которых есть участки

Сколько: от налога освобождаются 6 соток земли. Вычет дают только по одному участку. За 2019 год льгота применялась впервые

Как: по заявлению. Право на льготу подтверждается справкой о статусе предпенсионера

👪 Дополнительный вычет по налогу на имущество для многодетных

Кому: владельцам жилья с тремя или более несовершеннолетними детьми

Сколько: из площади жилья дополнительно вычитают еще несколько квадратных метров за каждого ребенка: за квартиру, комнату или часть дома — по 5 кв. м, за дом — по 7 кв. м. Налог начисляют только на остаток

Как: вычет нужно оформлять как льготу — по заявлению через личный кабинет с подтверждающими документами

⚽️ Вычет по земельному налогу для многодетных

Кому: владельцам жилья с тремя или более несовершеннолетними детьми

Сколько: из площади одного участка вычитают 6 соток, а налог начисляют только на разницу

Как: для получения льготы действует заявительный порядок, все можно оформить через личный кабинет налогоплательщика. Право на льготу лучше сразу подтвердить документами

🇷🇺 Региональные льготы

Кому: cписок льготников утверждается регионами и муниципалитетами. Проверить можно на сайте nalog.ru

Сколько: в Москве многодетных освобождают от транспортного налога, в Галичинском сельском поселении Верховского муниципального района Орловской области — от налога на имущество, а в Заборьинском сельском поселении Березовского муниципального района Пермского края земельный налог не платят участники ВОВ и многодетные

Как: право на местные льготы нужно подтвердить документами — например, удостоверением многодетной семьи. Заявление можно подать через личный кабинет

💰 Как получить поддержку от государства


Вычет 20 кв. м. на собственника и 5 кв. м. на ребёнка - щедрость государства не знает границ. Зарабатываешь долго и упорно себе на жильё, а потом ещё платить нужно за то что просто есть где жить.


Nikita, так с нищебродов-то не взять. а с собственников - никуда не денешься :(


Василий, Нищеброд это бомж!


Юлия, нищеброды это все мы кто живёт на одну минималка!


А с какой радости я вообще должен платить за то, на что сам заработал и что сам купил? С этих средств (налогов) эти дармоеды что, мне какую-то пользу приносят? Я понимаю, к примеру, если б было так: государство берет налоги и за что-то отвечает. К примеру, если квартиру обокрали, то государство всё компенсирует. Ну и тому подобное. А так, когда никакой пользы от него нет - то и на кой ляд мне нужно такое государство? Это вообще не государство даже, а мафиозная структура жуликов, вымогателей и бандитов.

Слава, с детства мучает тот же вопрос! Никогда не понимала. Поэтому согласна полностью!

Слава, налог на имущество есть не только в России, но и в подавляющем большинстве экономически развитых государств. И все они в той или иной мере гарантируют собственнику (плательщику налога на имущество) защиту его частной собственности. Если вашу квартиру обокрали, государство (в лице правоохранительных органов) примет все возможные меры для того, чтобы найти виновных, покарать их и вернуть награбленное.

Также государство несёт какие-то расходы на учёт принадлежащей вам собственности и её правовую защиту. Если кто-то захочет продать вашу квартиру, государство не позволит ему это сделать. Если бы налога на имущество не было, из каких источников вы предлагаете финансировать эти расходы?

Konstantin, по факту ни одному из моих знакомых в подобных случаях государство не помогло. Полиция не принимает заявления, жертвы мошенничества с недвижимостью судятся годами и ничего не могут вернуть. Так что я предлагаю не финансировать то, чего нет.

M, я не утверждаю, что правоохранительная и судебная система в России работает идеально. Но она хотя бы существует. А значит, имеет какие-то перспективы к улучшению. Ваши знакомые, которым полиция отказала в приёме заявлений об ограблении, наверняка ведь обратились в прокуратуру. Понятно, что мошенники постоянно ищут какие-то лазейки в существующем законодательстве, но оно тоже не стоит на месте, а постепенно совершенствуется. Так, например, насколько я знаю, сейчас можно обратиться в Росреестр с заявлением о запрете сделок с принадлежащей мне недвижимостью с использованием электронной подписи, чем раньше мошенники активно пользовались.

Если отказаться от финансирования этих структур и отменить институт регистрации собственности и её правовой защиты, я не думаю, что это кому-то понравится, кроме криминальных элементов.

Konstantin,
МВД и Прокуратура финансируются Федеральным казначейством на основании бюджета страны утверждённого Правительством. Источников пополнения бюджета сотни, и налог на имущество это только малая часть.
Налог на имущество был бы логичным, если бы капитальный ремонт покрывался государством, но сейчас это отдельная статья расходов на ЖКХ.

В итоге я заработал деньги, уплатил с них НДФЛ, купил на эти деньги имущество. Почему я должен платить налог еще раз с этих же денег?

Alexander, я привёл только логическое обоснование существования этого налога - учёт прав собственности и их защита. Чисто гипотетически, государство могло бы упразднить этот налог и отказаться от выполения этих функций, поскольку вы, как гражданин, считаете их не нужными.

Но тогда в любой момент в вашу собственность могут заселиться другие люди и вы не сможете выселить их, не прибегнув к физической расправе, поскольку ваши права собственности более нигде не учитываются и не защищаются государством.

Konstantin, это полная хуйня


Полиция, по ведь так оно и есть! За щооо.

golosovalo, обоснуйте, пожалуйста, Ваше мнение.

На всякий случай отмечу, что я не утверждаю, что налог на имущество целенаправленно распределяется именно таким образом. Я лишь пытаюсь ответить на вопрос, в чём смысл существования данного налога, которым задаются Слава, Диана и Александр.

Плательщиками этого налога являются физические лица, в собственности которых есть недвижимое имущество. Государство несёт определённые расходы по учёту и защите их прав собственности. И за это взимает с них данный налог.

Если этот налог отменить, то указанные расходы нужно будет финансировать за счёт поступлений от других налогов, таких как НДФЛ (как предлагает Александр). Для этого НДФЛ придётся повысить. Иначе как компенсировать потери бюджета от отмены налога на имущество физических лиц?

Вроде бы логично. Но на самом деле нет.

Ведь далеко не у всех жителей России есть недвижимое имущество. И реальность такова, что далеко не все из них хотят и (или) могут его приобрести. И вот тем гражданам, у кого его нет (и не будет), глубоко безразличны интересы тех, у кого оно есть. Надеюсь, Вы не станете с этим спорить.

Тогда почему же Вы полагаете, что моё обоснование ошибочно?

Читайте также: