Налог на имущество и налог на землю

Опубликовано: 01.05.2024

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 20 минут

Понравилась статья? Поделитесь!


С 2020 года изменились некоторые правила порядка исчисления, уплаты и представления отчетности по имущественным налогам, к которым относятся: транспортный и земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

В нашей статье мы остановимся более подробно на новациях именно в сфере имущественных налогов, которые были внесены, в прошедшем году, в Налоговый Кодекс следующими федеральными законами:

  • от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 379-ФЗ);
  • от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ);
  • от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Как известно, с 2019 года из объекта обложения налогом на имущество организации было исключено движимое имущество. Теперь законодатели решили полностью изменить формулировку, и в статью 374 НК РФ определяющую объекты налогообложения, Законом № 325-ФЗ внесены соответствующие изменения. В действующей редакции, начиная с 2020 года объектами налогообложения признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН.


С 01.01.2020 утратил силу пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, который предусматривал возможность налогообложения по кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности или на праве хозяйственного ведения. Таким образом, исходя из этой нормы, имущество, находящееся в оперативном управлении, облагается по среднегодовой стоимости в общем порядке. Разъяснения на этот счет даны в письме Минфина от 03.04.2019 N 03-05-05-01/22907.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 394 НК РФ, касающиеся налоговых ставок. Так, ставка 0,3 процента будет применяться, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Устанавливать дифференцированные налоговые ставки муниципалитеты теперь смогут только в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Ранее коэффициенты дифференциации, устанавливаемые органами местного самоуправления, могли применяться по совершенно разным основаниям, например, в зависимости от местоположения земельного участка, от вида деятельности лица, использующего земельный участок, вида функционального использования земельного участка, назначения объекта, расположенного на земельном участке и т.д.

В этой связи, муниципалитетам необходимо будет пересмотреть и актуализировать муниципальные правовые акты, устанавливающие налоговые ставки на подведомственной территории.

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

Перечень видов объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, установлен в п.1 ст. 378.2. НК РФ. В эту норму в течение 2019 года дважды вносились изменения. Сначала Законом № 325-ФЗ было предусмотрено, что эта норма будет содержать открытый перечень имущества. Однако уже в конце года Законом № 379-ФЗ было внесено еще одно изменение, определившее окончательную редакцию, где в пп.4 поименованы все виды объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется с учетом установленных особенностей.

С 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадают:

  • жилые помещения,
  • гаражи,
  • машино-места,
  • объекты незавершенного строительства,
  • а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговым Кодексом предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта РФ определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость. Согласно разъяснению, данному в Письме ФНС России от 14.01.2020 г. № БС-4-21/340, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в данный перечень, в него могут вноситься изменения.

Напомним, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, должны быть установлены соответствующим Законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством такой закон может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Юридические лица перестанут декларировать транспортный и земельный налог. Последние декларации будут сдаваться в этом году за 2019 год. Не позднее 3 февраля текущего года организациям необходимо было представить налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за 2019 год.

Сообщения о наличии объекта налогообложения с приложением копий правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, будут представляться в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем внимание, что за не предоставление указанных сообщений с обозначенной даты будут действовать налоговые санкции, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ. Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.



Урегулирован порядок предоставления декларации организациями, имеющими на балансе несколько объектов недвижимости, территориально находящихся в разных местах.

С 2020 года налогоплательщик, стоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление должно представляться ежегодно, до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный порядок сдачи налоговой декларации. Формы уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311.

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

В соответствии с изменениями, внесенными в пп.1 п.12. ст. 378.2. НК РФ, Законом № 63-ФЗ с 01.01.2020 года, организациям не нужно будет предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество. Отчитываться нужно будет только по итогам года.

Но обязанность вносить авансовые платежи сохранится. При этом, если кадастровая стоимость изменилась в течение года, сумму авансового платежа нужно будет считать из измененной стоимости, а не той, которая была на 1 января налогового периода.

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Внесенные изменения касаются также и сроков уплаты налогов. С 1 января 2021 года представительные органы субъекта не будут устанавливать сроки уплаты имущественных налогов. Налоговым Кодексом установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налога для организаций.

С 2021 года уплата налогов будет производиться в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III квартал).

Также новации законодательства затрагивают вопросы предоставления в налоговые органы информации от соответствующих уполномоченных органов о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения и о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. С 1 июля 2020 года вступят в силу соответствующие п.18 и п.19 ст. 396 НК РФ, введенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Представление сведений в налоговые органы о земельных участках должно будет осуществляться органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Соответствующая форма для представления сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-21/646.

Информирование о многодетных должны будут осуществлять уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • или находящееся в его ведении учреждение, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения.

Форма «Сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей», ее формат, а также порядки заполнения и представления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/577 (вступает в силу с 1 июля 2020 г). Предусмотрено, что указанные сведения представляются в электронной форме в формате, утверждённом ФНС России, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который предоставляются сведения.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕХОДА К ИСЧИСЛЕНИЮ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ



Как указано на сайте Федеральной налоговой службы в сообщении от 10.01.2020г., в качестве налоговой базы по налогу на имущество физлиц впервые будет применена кадастровая стоимость на территории Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области.

В семи регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. - 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. - 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога.

В девяти регионах, не принявших решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор, равный 1,518 (в 2019 г. - 1,481). Кроме того, в 2020 году начнут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки недвижимости в регионах, где она проводилась в 2018 году.

В целом по оценке ФНС России, с налогового периода 2020 года для исчисления налога на имущество физлиц во всех регионах, кроме Севастополя, будет использоваться кадастровая стоимость. Таким образом, можно говорить о том, что в России завершился переход к исчислению налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости.

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.


Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Image 1

Пример налогового уведомления

Налоговое уведомление может быть передано / направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

Изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2020 года

Налоговые уведомления, направленные в 2020 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2019 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

  • отменен вычет по налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 т (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ);
  • введен беззаявительный порядок предоставления льгот: если физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, не представило заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщило об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Такой порядок применяется для предоставления налоговых льгот, в частности, пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей (п. 66 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ);
  • при расчете налога будет применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2019 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень включено более 1 100 марок и моделей автомобилей, например, в обновленный Перечень вошли Audi Q8, Cadillac CT6 и XT5, Chevrolet Traverse, Volvo XC40);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
  • вводится налоговый вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 кв. м по одному земельному участку для предпенсионеров – лица, отвечающие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31.12.2018 (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • вводится льгота, освобождающая предпенсионеров от уплаты налога в отношении одного объекта определенного вида (жилого дома, квартиры, комнаты, гаража и т.п.), который не используется в предпринимательской деятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ);
  • при расчете налога за налоговый период 2019 года применяются следующие коэффициенты:
    • 0.2 – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
    • 0.4 (в 2019 году был 0.2) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
    • 0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 14 регионов (включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
    • 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 63 регионов (включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
    • коэффициент-дефлятор 1.518 (был в 2019 г. – 1.481) к инвентаризационной стоимости объекта – в 9 регионах, которые с 2019 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;
  • применяются изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований по месту нахождения объектов налогообложения. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применяются новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вступившие в силу 2019 года. с этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;

Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).

Почему в 2020 году изменились налоги на имущество

Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.


Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2019 года;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

  1. рост коэффициента к налоговому периоду. в частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 4 регионов (Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области). в 7 регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. – 0,2). в 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. – 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. в 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога. в 9 регионах, которые не приняли решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор 1,518 (был в 2019 г. – 1,481);
  2. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
  3. изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. с информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).


Как воспользоваться налоговой льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» - через личный кабинет налогоплательщика;

для иных лиц: посредством личного обращения в любую налоговую инспекцию либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800 222-22-22.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые изменения 2021


Традиционно начало года — это период вступления в силу законодательных поправок в порядок исчисления налогов. Не стал исключением и наступивший 2020 год. Предметом рассмотрения предлагаемой статьи стал анализ изменений законодательства по имущественным налогам организаций: земельному, транспортному и налогу на имущество. Информация поможет сэкономить время на изучение новшеств и провести 2020 год во всеоружии.

Квартальная отчетность по налогу на имущество отменена

1. Отменена обязанность сдачи квартальных расчетов по налогу на имущество. Таким образом, организациям придется готовить лишь годовую декларацию по итогам налогового периода. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ от 14.08.2019 № СА-7-21/405@.

2. Появилась возможность подачи с 01.01.2020 единой налоговой декларации. Ею вправе воспользоваться налогоплательщики — владельцы недвижимости:

  • облагаемой исключительно по среднегодовой стоимости;
  • расположенной на территории одного субъекта РФ, но зарегистрированной в разных инспекциях.
Право подачи единой декларации предоставляется после отправки уведомления в региональное УФНС. Обладатели такого имущества смогут отчитываться по нему в одном налоговом органе по своему выбору.

Претенденты на единую налоговую декларацию должны представить уведомление в УФНС по субъекту, где находится имущество организации, до завершения отчетной кампании за I квартал, то есть не позднее 02.03.2020.

Возможность подачи единой декларации не применяется, если региональным законодательством предусмотрены отчисления налога в местные бюджеты.

3. Изменен порядок определения налоговой базы: с 2020 года авансы за год, в котором изменилась кадастровая стоимость, рассчитываются по новой стоимости. То есть из пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2020, исключили указание о том, что для расчета авансового платежа кадастровую стоимость нужно брать именно на 1 января текущего года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.2019 № 63-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Декларация по налогу на имущество обновлена

Обращаем внимание: форма подлежит применению с налогового периода 2019 года, то есть ближайшая сдача отчетности должна происходить на новом бланке. По сравнению с прежней формой изменений немного:

  • в разделе 1 появились четыре новые строки — 021, 023, 025 и 027. В них нужно будет отражать исчисленную сумму налога, которую необходимо уплатить в бюджет за налоговый период, и авансовые платежи за каждый отчетный период;
  • из разделов 2 и 3 удалена строка с суммой авансовых платежей.
В разделах 2 и 3 появится новая строка «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (в рублях)».

ПРИКАЗ ФНС РФ от 14.08.2019 № СА-7-21/405@
«Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@»

У владельцев земельных участков и транспортных средств появится новая обязанность

Земельный налог:

Для владельцев транспортных средств, согласно п. «а» п. 3 ст. 1 закона, с 01.01.2021 установлена обязанность информировать ИФНС об их наличии. Это та же норма, которая регулирует уведомление и о наличии земельных участков, рассмотренное выше. Сообщать о ТС необходимо в случае, если:

Причина новшеств — в отмене деклараций. За 2020 год инспекторы уже сами будут присылать сообщения об исчисленном налоге. Поэтому если в 2020 году организация приобретет транспорт и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, то нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о приобретении.

Предусмотренные ранее для физлиц санкции в соответствии с пп. «а» п. 49 ст. 1 закона распространяются и на юридические лица. Так что начиная с 01.01.2021 компания за непредставление сообщения будет наказана штрафом в размере 20 процентов от неоплаченной суммы налога.

По аналогии с земельным налогом п. 63 ст. 2 закона исключил с 01.01.2021 из полномочий регионов установление сроков уплаты транспортного налога организациями.

Пунктом 68 ст. 2 закона установлен предельный срок оплаты налога. Согласно новой редакции п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу должны быть уплачены налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III кварталам). Новшество применяется начиная с уплаты транспортного налога за налоговый период 2020 года.

Налог на имущество организаций

С 01.01.2020 п. 1 ст. 374 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет — начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе.

Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог по кадастровой оценке по ним не платили. Это следует из разъяснений Минфина, изложенных в письме от 30.06.2017 № 03-05-05-01/41582. Исключение по пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ — жилые дома. Если они являются основным средством, то налог платят исходя из среднегодовой стоимости, а если не являются — исходя из кадастровой. То есть с нового года владельцы такой недвижимости будут нести повышенную налоговую нагрузку.

В перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, с 01.01.2020 включается иная недвижимость, облагаемая налогом на имущество физлиц, то есть жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства и иные объекты. Перечень облагаемых налогом «иных» объектов конкретизировал закон № 379-ФЗ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.09.2019 № 325-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Перечень объектов, облагаемых по кадастру, конкретизирован

  • с жилых помещений;
  • объектов незавершенного строительства;
  • гаражей;
  • машино-мест;
  • жилых строений, садовых домов, хозстроений и сооружений, которые расположены на участках для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.11.2019 № 379-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Сообщать о льготах организации должны отдельно

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.04.2019 № 63-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Как заявить о льготах по земле и транспорту

Новый бланк понадобился ввиду отмены подачи в ИФНС деклараций по указанным налогам с отчетности за 2020 год. Поэтому если компания претендует на получение льгот, то в 2020 году нужно подать в ИФНС заявление об их предоставлении. Дело в том, что наличие льгот до отмены деклараций подтверждалось в самом бланке декларации в специальном реквизите «Код налоговой льготы».

Для подачи заявления используется единая форма, которая так и называется «Заявление налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу».

Форма состоит из трех разделов: титульного листа и по одному разделу для транспортного и для земельного налогов.

Порядок заполнения заявления говорит о том, что если организация заявляет только о льготе по земельному налогу, пустой лист с полями по транспортному налогу можно не сдавать. Однако этот вопрос нужно уточнить в своей инспекции.

Заявляя о льготе по земельному налогу, нужно указать:

  • кадастровый номер участка;
  • срок предоставления льготы и ее код;
  • сведения о муниципальном акте, который устанавливает льготу;
  • информацию о подтверждающих льготу документах.
Коды льготы также приведены в приложении к порядку заполнения заявления. Обращаем внимание, что некоторые льготы по земельному налогу установлены не на муниципальном уровне, а на федеральном — в НК РФ. В этом случае поля, предназначенные для информации о местном НПА, не заполняются. Речь идет, например, о льготе по участкам под автодорогами общего пользования.

Для льгот по транспортному налогу нужно указать:

  • вид транспортного средства, его марку (модель) и госномер;
  • срок предоставления льготы;
  • сведения о подтверждающих льготу документах;
  • код льготы и реквизиты регионального закона.
В приложении к порядку заполнения заявления указано всего четыре кода: один для льготы по международному договору и три для региональных льгот (освобождение от уплаты, пониженная ставка и снижение суммы налога). Напомним, что в настоящее время льготы для организаций установлены только в законах субъектов РФ. Например, в Москве резиденты ОЭЗ транспортный налог не платят, в Свердловской области общественные организации инвалидов платят только 35 процентов от исчисленной суммы налога, а в Башкирии сельхозпроизводители применяют ставки, уменьшенные вдвое.

ПРИКАЗ ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@
«Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме»

Декларацию по транспортному налогу нужно сдать по новой форме

Необходимость обновления декларации связана с прекращением с 01.01.2019 действия положения, позволяющего вычитать из суммы транспортного налога плату за вред дорогам федерального значения, наносимый большегрузами. В связи с этим изменился и порядок заполнения документа.

Остальных изменений немного:

  • обновлены штрихкоды видов транспортных средств;
  • уточнены льготы и вычеты;
  • вместо трех разных кодов, предназначенных для автобусов, будет введен один, общий.
Сдать декларацию необходимо в срок до 03.02.2020.

ПРИКАЗ ФНС РФ от 26.11.2018 № ММВ-7-21/664@
«О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@»

Земельный налог

Налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы больше не представляются, начиная с налогового периода за 2020 год и последующие налоговые периоды.

Изменения порядка перерасчета земельного налога для физических лиц

Независимо от оснований перерасчет земельного налога для физических лиц проводится не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Данные изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Новые правила расчета земельного налога

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Земельный налог можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость участка согласно ст. 391 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки о величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

Земельный налог

При изменении характеристик объекта земельный налог считается согласно ст. 391 НК РФ по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Согласно ст. 396 НК РФ, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 396 НК РФ месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Впервые будет применяться коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом. Исключение составят участки для жилищного строительства, при расчете налога, по которым применяется повышающий коэффициент из-за их несвоевременной застройки (пп. 15 — 17 ст. 396 НК РФ).

Новые льготы

С 1 января 2019 года действуют льготы, освобождающие от уплаты земельного налога организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (пп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение налоговой базы

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).

С 15 апреля 2019 года уменьшается налоговая база для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Налог на недвижимость

Новые правила расчета налога на недвижимое имущество

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете налога на имущество за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Налог на имущество можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость согласно ст. 378.2 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

При изменении характеристик объекта налог на имущество согласно ст. 378.2 НК РФ считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Соответственно, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 382 НК РФ, месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Установлен новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Устанавливаются новые правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:

  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
  • внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений об объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в отношении ряда объектов недвижимости (в частности, машиномест, помещений, единого недвижимого комплекса).

Налог на недвижимость

Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

(см. подробнее: Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514)

Уменьшение налоговой базы

С 15 апреля 2019 года, согласно ч. 6.1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома), находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Читайте также: