Налог на игорный бизнес в украине

Опубликовано: 18.05.2024


Организация игорного бизнеса - это новый вид деятельности, который сегодня активно обсуждается в связи с принятием нового закона, регулирующего выдачу игорных лицензий.

На момент написания статьи законодательство в данной сфере еще только приводится в порядок - для полноценного старта бизнеса должны быть разработаны индивидуальные требования под каждый из видов игорных лицензий. Но многие уже начинают готовиться, чтобы влиться в нишу, как только появится возможность.

Наши юристы уже готовятся к разработке шаблонов документов для получения лицензии на казино. Но сегодня мы хотели обсудить такой животрепещущий вопрос, как налогообложение казино или другого игорного бизнеса. Чего ждать и на какие ставки налога рассчитывать?

Какую систему налогообложения для казино выбрать?

При постановке предприятия на учет необходимо выбрать систему налогообложения, хотя в случае с азартными играми выбор не велик. Для игорного бизнеса в Украине подойдет только общая система налогообложения. В НКУ есть четкие ограничения о запрете единого налога при ведении деятельности по организации, проведении азартных игр, лотерей, букмекерских пари и тотализаторов.

Какие налоги придется заплатить на общей системе?

- Общая система подразумевает начисление и уплату налога на прибыль 18% от полученного дохода за минусом расходов, то есть с “грязного” дохода.

Доходом с оборота считается все то, что предприятие заработает - в случае с игровым бизнесом, получит (от ставок, продажи лотерей либо жетонов).

Расходами считается все, что нужно предприятию для получения дохода - помещение, заработная плата, выплаты по выигрышам и прочие расходы деятельности. Налог на прибыль платится от суммы разниц доходов и расходов. Если расходы превышают - налог не платится, но и тогда и смысла нет в деятельности без прибыли.

- На общей системе предприятия обязаны быть плательщиками НДС при определенных условиях, например, при превышении оборота в 1 млн. грн. в год.

Однако, в НКУ есть пункт, освобождающий от начисления данного налога за приобретение фишек и внесение платы за участие в азартных играх. То есть казино не начисляет НДС на продажу фишек игрокам. Выплата выигрышей тоже не облагается данным налогом. На данный момент в большинстве случаев при проведении игр, НДС начислять и уплачивать не придется. Однако, законодательство вполне может поменяться после окончательного принятия всех норм, регулирующих игорный бизнес.

Наша компания предлагает Клиентам не только помощь в получении любых лицензий, в том числе, например, на торговлю алкоголем, но и налоговое консультирование, которое поможет в будущем избежать проблем с налоговой.


Какие еще налоги придется уплатить казино?

Вне зависимости от вида деятельности, не стоит забывать о налогах на заработную плату, местные налоги и сборы.

Отдельно стоит упомянуть необходимость использования РРО, которое обязательно при получении дохода наличными в кассу предприятия, при общей системе налогообложения. Его необходимо зарегистрировать в налоговых органах до осуществления деятельности с использованием наличности.

Налог на выигрыш в казино: как будет работать?

Многих интересует вопрос, как облагать выигрыши, полученные от участия в играх? На данный вопрос окончательного ответа пока нет.

На сегодня, выигрыши в денежной или неденежной форме суммой более чем 25% минимальной заработной платы (до сентября 1180,75 грн, с сентября - 1250 грн) облагаются налогом на доход (18%) и военным сбором (1,5%). Ответственный за начислением и уплатой налогов - налоговый агент, СПД осуществляющий выплату - то есть само казино/игорное заведение.

Если Вы думаете про открытие игорного бизнеса в Украине - звоните нам. Наши юристы подготовят все документы для получения лицензии и помогут разобраться в вопросах организации деятельности в рамках закона.

Хотите получить больше информации про лицензию на казино в Украине? Переходите по ссылке

Мы готовы Вам помочь!

Свяжитесь с нами по почте [email protected], по номеру телефона +38 044 499 47 99 или заполнив форму:

Азартные игры (иллюстрация). Фото: 24tv.ua

Большинство чиновников и просто обывателей воспринимают игорный бизнес как золотое дно из которого государство может бездонно черпать ресурсы в виде налогов. В то же время игорный бизнес - это коммерческое предприятие, сутью деятельности которого является извлечение прибыли. Собственник в данном случае нуждается точно в такой же защите своих инвестиций и справедливых налогах, как и инвестор в любой другой сфере. Слишком высокая налоговая нагрузка в этом бизнесе, как и любом другом, подобна топору дурака, который убивает курицу, способную нести золотые яйца.

В ночь на 17 мая 2009 года в Днепропетровске на 1-м этаже 5-этажного жилого дома в зале игровых автоматов "Метро Джекпот" возник пожар, в результате которого 9 человек погибли. Эта трагедия стала отправной точкой всех дальнейших этапов реформирования игорного бизнеса в Украине. Тогда, по инициативе правительства, Верховная Рада Украины приняла политическое решения запретить игорный бизнес, убив и загнав в тень, одну из перспективных отраслей экономики в стране.

Последние 10 лет игорный бизнес находится в тени, и те налоги, которые он может гипотетически платить, не доходят до государства либо выводятся из страны, либо оседают в карманах отдельных чиновников. Легализация игорного бизнеса как раз и призвана побороть ту лицемерную позицию государства, когда с одной стороны провозглашается запрет работы азартных игр в стране, а с другой стимулируется работа целой сферы вне правового поля регулирования.

Многие эксперты говорят об определенной "особенности регулированяе" игорного бизнеса на постсоветском пространстве, поэтому, дабы не впадать в полемику мы решили взять за основу опыт наших наиближайших географических соседей: Польша, Беларусь, Российская Федерация, Казахстан, Латвия и Литва.

Лицензирование

Так уж сложилось исторически, что вопрос лицензирования в Украине является довольно сложным и спекулятивным. Ведь, как показывает практика, лицензию очень сложно получить и, если у тебя есть покровители в высших кабинетах власти, то невозможно потерять.

В то же время, при решении вопроса о выдаче лицензий за занятия определенным видом игорного бизнеса Парламент должен четко понимать, что невозможно сделать "дорогую лицензию", и при этом обложить саму деятельность организатора игорного бизнеса высокими налогами. Ведь действует простая арифметика, если «в тени» работать выгодней чем "по белому", то доходы от ее деятельности до бюджета не дойдут.

В странах ближнего зарубежья лицензии выдаются как на все виды деятельности сразу, так и отдельно. Например, в Литве и Казахстане достаточно получить общую лицензию на проведение азартных игр, в то время как в Польше, Беларуси и Латвии необходимо получить лицензию на проведение азартных игр "офлайн" и отдельную лицензию на проведение азартных игр "онлайн".

В тоже время в странах с развитыми традициями местного самоуправления, существует практика выдачи "местных лицензий". Польское и латвийское законодательство предусматривает разрешение местной администрации для каждого игорного помещения. В Германии размер платы за лицензию в игорном зале устанавливает администрация земли, в которой этот зал открывается.

Если исходить из положений законопроекта №2285-д и альтернативному к нему №2285-10 в Украине предлагается ввести целых 11 видов лицензий:

  1. лицензия на организацию и проведение азартных игр в игорных заведениях казино,
  2. лицензия на организацию и проведение азартных игр казино через сеть Интернет;
  3. лицензия на организацию и проведение букмекерской деятельности;
  4. лицензия на организацию и проведение азартных игр в залах игровых автоматов;
  5. лицензия на выпуск и проведение лотерей;
  6. лицензия на организацию и проведение азартных игр в покер в сети Интернет;
  7. лицензия на игорный стол и / или на игровой стол с кольцом рулетки;
  8. лицензия на букмекерские пункты;
  9. лицензия на игорный автомат;
  10. лицензия по предоставлению услуг в сфере азартных игр
  11. инвестиционная лицензия.

Как мы видим, без внимания остается "покер" и онлайн-казино, что противоречит европейской практике и здравой логике, ведь это отдельные виды деятельности, к тому же, в Украине они достаточно хорошо развиты и не принятие факта их существования лишь оставит их в тени.

Также вызывает интерес "инвестиционная лицензия", которая, по сути, является бесплатной, но выдается лишь для 5-звездочных гостиниц.

В этой связи следует отметить, что бесплатная лицензия однозначно лучше, чем слишком дорогая. Государству надо максимально избегать "слишком жестких" (в плане размещения игорных заведений) или "излишне дорогих" лицензий, а также воздержатся от соблазна со временем ужесточить относительно либеральные правила, так это всегда имеет только негативный эффект.

Ужесточение требований к лицензированию является одной из основных причин значительного изменения числа компаний, осуществляющих игорный бизнес и оттока капитала из страны. На графике ниже показана динамика количества активных лицензий на ведение азартных игр в Литве, Латвии, Беларуси, Польше и Казахстане.

График 1. Динамика количества активных лицензий на азартные игры, 2003-2017 гг. Левая ось X - Литва и Латвия, правая ось X - Польша, Беларусь и Казахстан.
График 1. Динамика количества активных лицензий на азартные игры, 2003-2017 гг. Левая ось X - Литва и Латвия, правая ось X - Польша, Беларусь и Казахстан.

Хотя данные по ряду стран были недоступны до 2009 года, график ясно показывает, что после 2009 года анализируемые страны характеризуются уменьшением количества активных лицензий. Ужесточение лицензионных требований является одной из наиболее важных причин этого. Так, Литва, Латвия и Польша приняли поправки к лицензионному законодательству, направленные на борьбу с отмыванием денег и участие в управлении компаниями лиц, ранее подозреваемых или обвиняемых в финансовых преступлениях. Кроме того, Польша значительно ограничила возможности компаний, зарегистрированных за пределами Европейского Союза. В Беларуси, в свою очередь, были ужесточены требования к управленческому опыту лиц, занимающихся управлением игорной компанией.

Поэтому украинским законодателям и исполнительной власти следует учесть то обстоятельство, что легализация игорного бизнеса необходимо в первую очередь Украине, в противном случае инвестор "проголосует ногами" и элементарно пойдет открывать бизнес в иной юрисдикции.

Относительно платы за лицензии, то в Беларуси общая лицензия на занятие игорным бизнесом составляет – 3,1 млн долларов.

В Российской Федерации – лицензия фактически бесплатная (сбор в размере 4 000 рублей), однако к организатору азартных игр применяются дополнительные требования к капиталу, так стоимость основных активов должна составлять не менее 600 млн рублей (9,8 млн долларов) для казино и 1 млрд рублей (16,2 млн долларов) для тотализатора или букмекерской деятельности.

В Латвийской Республике различают несколько разновидностей игорных лицензий. Стоимость их получения зависит от вида игр, которые проводятся в заведении, и типа площадки. За общее разрешение, дающее право проводить все виды легальных азартных игр (в том числе кости, бинго, тотализатор, рулетку, карточные игры и так далее), бизнесмены платят 427 000 евро. Лицензия на открытие игорного зала или помещения для бинго стоит 4 270 евро, на организацию работы тотализаторов и прием ставок – 42 690 евро.

В Эстонии лицензионный сбор также варьируется в зависимости от вида игорного бизнеса. За лицензию на открытие игорного зала с вас возьмут 3 200 евро, за открытие казино - 47 940 евро.

В Казахстане в зависимости от вида игорной деятельности стоимость лицензий составляет:

  • казино – 26 500 долларов/год
  • зал игровых автоматов - 26 500 долларов/год
  • букмекерская контора – 4 411 долларов/год
  • тотализатор - 4 411 долларов/год

В Польше лицензия на казино, бинго и места проведения ставок действует 6 лет. Покерные турниры – 3 месяца, а раффлз, промо-лотереи и аудио- теле- лотереи – 2 года. Плата за лицензию для наземных заведений варьируется в следующих размерах:

  • казино – примерно 290 000 евро;
  • зал бинго – 50 000 евро;
  • разрешение на место проведения ставок – 18 000 евро;
  • раффлз лотерея и бинго – 900 евро.
  • покерные турниры – 900 евро.

Как мы видим, у наших соседей стоимость лицензии не является заоблачной.

Для примера, в Украине согласно законопроекта №2285-д лицензия для казино будет стоить до 120 000 МЗП (23,6 млн долларов) в Киеве и до 60 000 МЗП (11,8 млн долларов) в остальной Украине и выдаваться на 5 лет. Как мы видим, это в десятки раз больше чем даже в Польше. И такая тенденция идет по всем иным видам игорного бизнеса. За занятие букмекерской деятельностью лицензия будет стоить 120 000 МЗП (23,6 млн долларов)/за 5ь лет и отдельная плата за каждый пункт – в размере 80 МЗП (15,7 тыс. долларов). За право открыть игорные залы – 750 МЗП (147,6 тыс. долларов) и отдельно за каждый игровой автомат – 6 МЗП (1 180 долларов).

Можно смело утверждать, что с такими стоимостями лицензий на занятие игорным бизнесом инвестор в Украину не придет. Так как сопоставимым по затратности запуска игорного бизнеса может быть лишь Беларусь и Россия. Но в России это больше связано с целями, которые ставит перед собой правительство и особенностями функционирования специальных игорных зон.

Как в случае с Казахстаном, так и Российской Федерации, власти используют игорный бизнес с целью выкачки "черного нала" из региона и переведения его в налоги и прибыль для государства, а если они при этом еще и являются успешными в плане бизнеса, то это воспринимается как побочный позитивный эффект реализации основной цели. Однако этот тип системы чреват тем, что игроки, перед которыми стоит выбор лететь за 2000 км в Сочи или же за 500 км в Варшаву и Берлин – всегда выберут иностранную юрисдикцию.

Поэтому власти Украины следует помнить, что если у украинцев, например, жителей Львова, возникнет желание посетить казино, то до Кракова им намного ближе, чем до Киева. Тем более, что в Польше нет налога на выигрыш. Поэтому при легализации игорного бизнеса мы должны сделать условия, как для организаторов азартных игр, так и игроков, однозначно не хуже, чем в Польше.

Налогообложение

Сейчас в застенках парламента идет довольно жесткая дискуссия относительно того какое же должно быть налогообложение? Стандартное как налог на прибыль предприятия? Или налог на валовую прибыль GGR? Однако они опять же ведутся без учета фактора под названием "интерес инвестора". Мало разрешить в Украине игорный бизнес – необходимо создать условия, при которых бизнес захочет здесь работать. А поэтому предложение отдельных политиков облагать до 50% прибыли игорных заведений не выдерживает критики.

В разных странах мира есть один объединяющий факт. Налогообложение стимулирует развитие бизнеса внутри страны, а не его эмиграцию за его пределы. А уже форма, в которой достигается этот результат, в каждой стране индивидуальна.

Например, в Латвии, России, Беларуси и Казахстане оффлайн-азартные игры облагаются налогом на «игровую единицу» как фиксированная сумма. В Беларуси, например, действуют следующие ставки:

  • 3 500 долларов/год – на игровой стол;
  • 120 долларов/год – на игровой автомат;
  • 1 200 долларов/год – на кассу тотализатора;
  • 800 долларов/год – на кассу букмекерской конторы.

В Латвии, в то же время, существует смешанная система налогообложения для букмекерских контор, которая облагается налогом на доходы, а в Беларуси действует смешанная система налогообложения для азартных игр в целом, поскольку помимо налога на игровую единицу, доход от игровых помещений также облагается к налогом GGR в размере 4%. В Казахстане с "игровой единиц" может взиматься дополнительный фиксированный налог, если доход от игровой единицы превышает определенную величину.

Следует отметить, что если сравнивать с тем, что предлагают украинские законодатели в проекте №2285-д, то налоговая нагрузка на игорный бизнес в Белоруссии намного выгодней для инвестора чем то, что предлагаю в Украине.

Налогообложение в Литве, в свою очередь, является смешанным: если бинго и букмекерские услуги облагаются налогом в размере 15% от суммы дохода, налог на другие виды азартных игр взимается с "игровой единицы", и те же правила налогообложения применяются к азартным играм в онлайн-режиме.

Польша является исключением среди всех анализируемых стран. Хотя налог в Польше уплачивается в процентах, налоговая база - это не разница между суммой ставок и суммой выплат по выигрышам (GGR), а сумма ставок как таковых.


А что же в Украине? Автор доработанного законопроекта по легализации игрового бизнеса №2285-д Марусяк Олег зарегистрировал отдельный законопроект по внесению изменений в Налоговый кодекс №2713. И в нем он предлагает помимо налога на прибыль (18%) организаторам азартных игр платить налог с дохода, в размере 10%.

Такая инициатива делает Украину наименее привлекательной страной для инвестирования в игорный бизнес.

Очевидно, в Украине наиболее приемлемой формой налогообложения является уплата GGR дифференцировано в зависимости от вида игровой деятельности, которую совершает оператор. Для привлечения инвесторов ставка GGR должна быть ниже, чем у наших западных и восточных соседей. Так для казино, онлайн-казино, залов игровых автоматов, покера – приемлемой будет ставка в размере 12-13%, для букмекеров 5-7%, лотереи (в их классическом понимании, а не то что мы видим сейчас) – 22%. Допускаем, что эти ставки являются отчасти ниже среднеевропейских, однако не следует забывать, что в любом бизнесе при его начинании разумное государство всегда создает преференции.

Даже поверхностный анализ ситуации в сопредельных странах говорит, что при той модели, которую народные депутаты считают базовой для дальнейшего обсуждения, инвесторы сюда не придут. Более того остается вопрос, а выйдут ли из тени уже действующие операторы. Ведь платить за лицензии сумасшедшие деньги никто не захочет, по одной простой причине. В тени быть дешевле.

Топ-новость

Топ-новость
Власти планируют уменьшить налогообложение игорного бизнеса фото из открытых источников

Правительство планирует получить рекордные налоги от оплаты лицензий операторов игорного бизнеса

Верховная Рада Украины запланировала рассмотреть на этой неделе ряд законопроектов, одним из которых является проект закона об изменении налогообложения доходов от проведения азартных игр. И несмотря на то, что 19 мая его рассмотрение было отложено, для понимания перспектив "игровой" отрасли стоит детально разобрать его особенности. Поэтому далее рассказываем, что предусматривает указанный законопроект и какие налоги уже платит легальный игорный бизнес Украины.

Что предусматривает законопроект № 2713

В 2020 году, после более десяти лет запрета азартных игр, государство взялось за регулирование этой отрасли, которая прочно укоренилась на теневом рынке. Как следствие, был принят закон "О государственном регулировании деятельности в сфере азартных игр", который должен был обеспечить выход отрасли азартных игр из тени и наладить налоговые поступления в бюджет.

Следующий документ, который регулировал налогообложение игорного бизнеса, – это законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно налогообложения доходов от организации и проведения азартных игр. Он призван стимулировать развитие легального рынка азартных игр и окончательно вывести их из тени.

Проектом закона, разработанным и поданным в парламент еще в 2019 году, предлагается установить такое в плоскости налогообложения игорного бизнеса:

  • единую ставку для игрового дохода от азартных игр: букмекерской деятельности, деятельности по организации и проведению азартных игр в казино, онлайн-казино, в залах игровых автоматов, игр в покер – 10% от дохода;
  • ставку для игрового дохода от лотерей – 10% от дохода;
  • налог на прибыль 18% (уплаченный налог на доход уменьшает финансовый результат до обложения налогом на прибыль);
  • выигрыши в азартные игры освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц и военного сбора;
  • применение НДФЛ и военного сбора только для выигрышей в размере более восьми минимальных заработных плат, то есть на сумму от 48 тысяч гривен;
  • отмена тройной уплаты ежегодной стоимости лицензий до введения государственной системы онлайн-мониторинга.

Как сейчас облагается игорный бизнес в Украине

Согласно Налоговому кодексу игорный бизнес в нашей стране пока облагается таким образом:

  • доходы от выигрышей и призов – 18% от общей суммы выигрышей (призов), выплаченных игрокам;
  • налог на прибыль для организаторов азартных игр – 18%;
  • налог на доход с использования игровых автоматов – 10% дохода;
  • налог на доход с букмекерской деятельности, азартных игр (в т. ч. казино) – 18% дохода, уменьшенного на сумму выплат игроку;
  • налог на доход с выпуска и проведения лотерей – 30% дохода.

Сколько налогов уже заплатил игорный бизнес Украины

Сейчас стоимость лицензии на деятельность интернет-казино в Украине составляет 6500 минимальных заработных плат – 39 млн грн. Эта сумма выплачивается ежегодно в течение пяти лет, то есть по 7,8 миллионов гривен в год. Однако до введения предусмотренной законом системы онлайн-мониторинга операторы азартных игр должны платить ежегодно трехкратную сумму – 23,4 млн грн.


Три оператора уже заплатили за лицензии фото из открытых источников

В бюджете-2021 запланировано получить от платы за лицензии за азартные игры 7,4 миллиардов гривен. Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей сообщила, что по состоянию на март три оператора оплатили лицензии на работу.

ООО "СПЕЙСИКС" (ТМ "Космолот") заплатило за лицензию на организацию и проведение азартных игр казино в интернете 39 миллионов гривен. ООО "ФЁРСТ ЭЛЕМЕНТ" уплачено за лицензию на организацию и проведение азартных игр казино в интернете 23,4 миллиона гривен. ООО "Геймдев" уплатило 18 миллионов гривен за две лицензии на залы игровых автоматов.

Чтобы выполнить запланированную сумму поступлений в бюджет на сумму 7,5 миллиардов гривен, до конца текущего года Комиссия-регулятор должна выдать как минимум 20 лицензий (на казино в Киеве), или 190 лицензий на интернет-казино.

При этом народные депутаты разных фракций предпочитают уменьшить размер налогообложения на доход от проведения азартных игр и на выигрыши от них, а также снизить размер платы за лицензии. В парламенте зарегистрировано девять таких законопроектов (правда, Рада не поддержала ни одного из них). К примеру, законопроект №2713-д предусматривает снижение стоимости лицензий, с 30% до 10%, снижение ставки на доход для операторов лотерей, снижение ставки налога для букмекеров и казино с 18% до 10%, отмена налога на выигрыш игрока (он сейчас составляет 18%), а также предлагает отсрочку налога на валовый игорный доход до 1 января 2024 года.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах PNK.TV

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

11 августа 2020, 12:38

Зеленский окончательно легализовал игорный бизнес: что предусматривает закон

Президент Украины Владимир Зеленский подписал законопроект о легализации игорного бизнеса. Верховная Рада Украины приняла его во втором чтении еще 14 июля 2020.

Ранее документ подписал спикер парламента Дмитрий Разумков. Уже 11 августа на сайте ВРУ отмечается, что он уже возвращен в парламент с подписью президента.

Инициативу, которая имеет целью легализацию игорного бизнеса и получение доходов от него в государственный бюджет Украины, нардепы поддержали 14 июля 2020 года. Во втором чтении за законопроект № 2285-д проголосовали 248 депутатов.

Позже 27 июля законопроект был подписан председателем Верховной Рады Дмитрием Разумковым, а уже на следующий день его направили на подпись президенту.

Кто поддержал законопроект

Большинством голосов за него проголосовала фракция "Слуги народа" – 224. Также поддержали его депутаты из группы "Доверие", четверо парламентариев группы "За будущее" и двое внефракционных избранников.

Что предусматривает законопроект

В первую очередь проект закона легализует деятельность игорных заведений на территории Украины, создает эффективные механизмы их регулирования и определяет, какие именно заведения могут существовать на территории государства:

  • игорные заведения казино;
  • проведение азартных игр казино через сеть Интернет;
  • букмекерские пункты;
  • ведение букмекерской деятельности через сеть Интернет;
  • игровые автоматы;
  • лотереи;
  • организация игр в покер через сеть Интернет.

Игорный бизнес

Легализация игорного бизнеса​ / Інфографіка 24 каналу

Кроме того, предусмотрено создание ряда реестров, связанных с игорным бизнесом:

  • Реестр организаторов азартных игр казино;
  • Реестр организаторов букмекерской деятельности;
  • Реестр организаторов азартных игр в залах игровых автоматов;
  • Реестр операторов лотерей;
  • Реестр организаторов игры в покер;
  • Реестр самоограниченных лиц.

Все они будут открытыми для бесплатного свободного доступа и будут размещены на веб-сайте уполномоченного органа – Комиссии по развитию и регулированию азартных игр.

Создание специального органа также предусмотрено этим законопроектом. Он будет состоять из председателя и шести членов и будет координировать свою деятельность с Кабинетом Министров Украины. Все члены Комиссии также будут назначаться Кабмином по представлению профильного комитета Верховной Рады Украины.

Также проект закона предусматривает государственный надзор за соблюдением правил деятельности рынка азартных игр. Он будет осуществляться путем:

  • контроля за наличием предусмотренных законом лицензий;
  • проверки соблюдения лицензионных условий;
  • контроля за соблюдением организаторами азартных игр законодательства, стандартов и других нормативных документов в сфере азартных игр.

Государственный надзор за рынком азартных игр осуществляется путем проведения плановых, внеплановых, фактических проверок (методом контрольных закупок) и мониторинга деятельности организаторов азартных игр при помощи системы онлайн-мониторинга.

Для осуществления контроля за деятельностью организаторов азартных игр и обеспечения прав игроков создается система онлайн мониторинга. Организаторов азартных игр обяжут подключать специальное оборудование, через которое и будет осуществляться мониторинг.

Также законопроект вводит уголовную ответственность за организацию игорного бизнеса без лицензии. Он предусматривает создание по решению правительства специальных игорных зон в Украине – не более пяти.

Игроками лотерей и игорных заведений не могут быть:Законопроект также вводит требования по борьбе с игровой зависимостью (лудоманией). Для этого организаторы игорных заведений должны придерживаться правил идентификации игроков, обеспечить невозможность участия в розыгрышах игроков с лудоманией. За нарушение этой нормы организатор по требованию должен возместить 10-кратный размер ставки.

  • недееспособные и ограниченно дееспособные лица;
  • лица, не достигшие 18 лет;
  • другие лица, которые в соответствии с законодательством имеют соответствующие ограничения.

Несовершеннолетние также не могут быть посетителями или работниками игорных заведений.

Председатель финансового комитета Верховной Рады Украины Даниил Гетманцев отметил, что принятие законопроекта не будет означать открытие игорных заведений. Мол, они смогут функционировать только в гостиницах (предварительно статусом от 3 до 5 звезд).

Цель законопроекта

В пояснительной записке к законопроекту указано, что главной его целью является создание системы регулирования игорного бизнеса, который сможет приносить дополнительные средства государственному бюджету. Их можно будет тратить на поддержку медицины, спорта и культуры.

Кроме того, важным аспектом является создание государственного регулятора, который сделает невозможной деятельность нелегальных игорных заведений, которые до недавнего времени действовали на территории Украины. Среди них:

  • до 160 тысяч игровых компьютеров;
  • до 5 тысяч залов игровых автоматов;
  • до 2 тысяч пунктов приема ставок;
  • по меньшей мере 20 подпольных казино.

По словам авторов законопроекта, следствием внезапного и безальтернативного запрета игорного бизнеса в Украине стали:

  • прямая потеря доходов государственного бюджета в размере, превышающем 10 миллиардов гривен в год;
  • уничтожение целой отрасли экономики;
  • уменьшение количества рабочих мест;
  • развитие теневого рынка без возможности эффективного государственного регулирования.

Сколько государство сможет получить от легализации игорного бизнеса

Председатель финансового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев рассказал, что государство дважды будет получать поступления от игорного бизнеса. Первый раз от продажи лицензий, а второй – от валового игорного дохода.

Каждые 25 автоматов – это лицензия. Если речь идет о казино – это тоже лицензия, которая стоит денег. Также государство будет получать часть из доходов казино от игроков,
– рассказал нардеп.

Он также отметил, что по подсчетам, государство только в первый год после легализации игорного бизнеса сможет получить 3,5 миллиарда гривен.

Более о легализации игорного бизнеса смотрите в сюжете:

Что предшествовало принятию законопроекта

  • Игорный бизнес в Украине запрещен законодательно с 2009 года. Однако операторы лотерей нашли лазейку в законе, которую использовали для осуществления этой деятельности.
  • 20 декабря премьер-министр Украины Алексей Гончарук провел внеочередное заседание Кабинета Министров. На нем Гончарук заявил, что с нелегальными игровыми залами в Украине будет покончено.
  • Впоследствии министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что все игорные заведения будут закрыты с 16 часов 20 декабря.
  • В ночь на 20 декабря сотрудники СБУ разоблачили сразу 43 подпольных игорных заведения в 6 областях Украины. Потом игорные заведения начали закрывать во всех регионах страны.

Что украинцы думают о легализации игорного бизнеса: смотрите видео

Казино в законе: Зеленский окончательно легализовал игорный бизнес в Украине

Что предусматривает финальная версия закона о легализации?

Возможность участвовать в азартных играх появится у лиц не младше 21 года. Все участники должны будут проходить обязательную личную идентификацию (в том числе для онлайн-игр). Не смогут играть недееспособные или частично недееспособные люди, организаторы игр, лица, которые могут знать о результате игры или повлиять на него. Спортсменам и спортивному персоналу нельзя будет размещать ставки на результаты соревнований, в которых они участвуют.

Казино появятся в 5-звездочных гостиницах Киева с номерным фондом не менее 200 номеров, Одессы, Харькова, Днепра и Львова — с номерным фондом не менее 120 номеров, и в 4-звездочных гостиницах других городов с номерным фондом не менее 100 номеров. Стоимость лицензии для казино отличается. В Киеве она составит 2 млн долларов в год, в провинции — 1 млн.

Букмекерские конторы можно будет размещать в отелях категорий от трех до пяти звезд с номерным фондом от 50 номеров в Киеве и от 25 в других городах, в зданиях, где находятся такие отели, и на ипподромах. Залы игровых автоматов можно будет создавать на территории отелей категорий «три звезды», «четыре звезды» и «пять звезд» с количеством номеров не менее 50 для Киева и 25 для других городов. Стоимость лицензии — порядка 250 тысяч долларов, плюс нужно будет платить порядка 100 долларов за каждый автомат в месяц. На Украине легализовали игорный бизнес

На Украине легализовали игорный бизнес

Также будут разрешены онлайн-казино и онлайн-покер, за каждый сайт нужно будет платить в бюджет около $200 тыс., но в покерных клубах игра на деньги по-прежнему под запретом, это прерогатива исключительно для казино.

Заниматься игорным бизнесом смогут компании, зарегистрированные в Украине с уставным капиталом не менее 30 млн грн, при это они не могут быть резидентами либо конечными бенефициарами «государства-агрессора» (Российской Федерации. — Ред).

Для регулирования данной сферы деятельности будет создан специальный государственный орган — Комиссия по развитию и регулированию азартных игр в составе 7 человек. Ей предоставляется возможность в режиме реального времени отслеживать ставки, выплату выигрыша, продажу фишек и поток налоговых поступлений, а также она будет следить за игроками. При этом одинаковые права на его создание получили Кабмин и профильный комитет Верховной Рады. Из-за этого возникло двойственное толкование, которое может помешать нормальной работе закона.

Так, организаторы азартных игр должны будут обеспечивать идентификацию игроков. Комиссия будет иметь неограниченный доступ к персонализированным данным игроков в системе онлайн мониторинга через сеть Интернет в режиме онлайн (исключая Реестр самоограничений игроков). В игорном заведении, в том числе и онлайн, игрока обязательно должны будут идентифицировать: в самом заведении — на основании оригинала удостоверения личности. А если онлайн — по скан-копии удостоверения личности, электронной цифровой подписи и других способов идентификации личности.

Интересно, что в игорные заведения не должны пускать тех, у кого выраженная зависимость. Граждане смогут самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений и в участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет. Для этого потребуется лично представить организатору азартных игр или Уполномоченному органу письменное заявление о самоограничении и предъявить документ, удостоверяющий личность. Такое заявление может быть подано в письменном или электронном формате.

В случае если участие в азартных играх наносит вред игроку или его семье, приводит к тяжелому материальному положению, такого игрока могут ограничить в посещении игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет по решению суда.

Помимо этого, организатору азартных игр нельзя давать игроку возможность играть в долг или с рассрочкой платежа.

В составе специального фонда Государственного бюджета Украины будет создан Фонд поддержки медицины, спорта и культуры, доходная часть которого формируется за счет лицензионных платежей в сфере азартных игр. Кузьмин: «Игорный бизнес легализовали, на очереди проституция и торговля оружием»

Кузьмин: «Игорный бизнес легализовали, на очереди проституция и торговля оружием»

Например, лотереи будут спонсировать культуру, букмекерские сети — спорт, азартные игры в интернете — медицину, лицензия обслуживающих игорный бизнес компаний — образование и науку. Отмечается, что 50% средств от лицензий на азартные игры в казино и залах игровых автоматов пойдут в центральный бюджет и 50% — в соответствующий местный бюджет.

Проблемы и противоречия легализации азартных игр

Стоит отметить, что игровой бизнес в стране успешно существует нелегально. Согласно неофициальной статистике МВД Украины, в целом по стране игровых залов насчитывается около 15 тысяч. Наибольшая их концентрация в Киеве — до 1000, в крупных городах-миллионниках (Одесса, Днепр, Харьков) — до 300. «Чистая» прибыль одного заведения в регионах — 300-500 тыс. гривен в месяц (10-18 тыс. долларов). В столице эта цифра увеличивается в два или три раза. Все это было бы невозможно без взяток правоохранительным органам, которые «не замечали» существования казино за 30-50 тыс. гривен. Кроме того, свою «долю» имеют и представители национал-радикальных организаций, взимающие с одной «точки» примерно такую же сумму за отсутствие «налетов».

О проблеме легализации игорнго бизнеса много говорилось еще с 2015 года, этот вопрос лоббировал министр МВД Арсен Аваков, обращавшийся с соответствующим воззванием к Верховной Раде, а также тогдашний генпрокурор Юрий Луценко. В парламенте еще в 2019 году на рассмотрении находились аж шесть законопроектов на вышеуказанную тему. Обязательства перед МВФ требовали от Украины принять соответствующие меры к концу 2018 года, но этого не произошло.

Что касается президента Зеленского, свои намерения легализовать игорный бизнес он обозначил еще во время предвыборной кампании. Уже будучи в статусе президента, в августе прошлого года он подтвердил свое намерение: «Мы легализуем азартные игры, а именно казино в пятизвездочных гостиницах, что будет стимулировать развитие туристического кластера региона возле Черного моря».

В начале сентября 2019 года глава государства поручил разработать и внести законопроект о легализации игорного бизнеса на Украине. Через месяц Зеленский пообещал, что лицензию на открытие казино в пятизвездочных отелях будут продавать на конкурсах, и «очень дорого». В декабре МВД Украины провело масштабную спецоперацию, отчитавшись о закрытии полутора сотен игровых заведений по всей стране, но тогда циркулировали слухи, что «своих, прикормленных» силовики заранее предупредили. Поэтому ту акцию в обществе логично расценили как дешевый пиар, не подкрепленный реальным содержанием. Игорный бизнес вне игры? Как МВД борется с тем, что покрывает

Игорный бизнес вне игры? Как МВД борется с тем, что покрывает

Осенью прошлого года Верховная Рада отклонила правительственный законопроект, потом провалила в первом чтении уже доработанный депутатами вариант. В январе 2020-го законопроект все-таки приняли в первом чтении, но ко второму подали около 3,5 тыс. правок, до рассмотрения которых дошло только нынешним летом. Согласно подсчетам правительства и депутатов от провластного большинства, легализация позволит дополнительно привлечь в бюджет 7-9 млрд гривен ежегодно.

Сейчас предметом дискуссий может быть следующее: норму о размещении игровых автоматов на территории отелей могут попытаться заменить на возможность их размещения исключительно в зданиях гостиниц. Также в законе указано, что заведения могут находиться не ближе чем в 500 метрах от школ и общественных зданий, но не был указан механизм измерения. Данный фактор будет порождать значительные разногласия.

Значительно смягчена в финальной версии ответственность за незаконные азартные игры. Первоначальная версия предусматривала лишение свободы на срок от пяти до восьми лет для обычных граждан и от 7 до 10 лет для должностных лиц. Окончательная версия предусматривает лишь штраф в размере около 600 тыс $, а это — лазейка для «нелегалов».

В целом же, в условиях социально-экономической нестабильности, безнадеги, неуверенности в завтрашнем дне найдется немало желающих попробовать «срубить легкие деньги», играя как онлайн, так и в реальных казино. Только зачастую все это ведет к обратному эффекту — потере средств, нервным расстройствам и усилению тех или иных социальных проблем и для отдельного человека, и для членов его семьи. Вместо обеспечения граждан Украины рабочими местами с достойной зарплатой Зе-команда дает им возможность вдоволь насладиться «прелестями» игровой индустрии.

  • Теги
  • Владимир Зеленский,
  • Украина

Читайте также: