Налог на игорный бизнес в рт

Опубликовано: 30.04.2024

Часть вторая НК РФ в редакции №281 от 17.02.2021

Глава 29 НК РФ НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Ст.364 Понятия, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы используются следующие понятия:

игорный бизнес - предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр;

игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников азартной игры и только с одним работником организатора азартной игры, участвующим в указанной игре.

Ст.365 Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе - налог) признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Ст.366 Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) процессинговый центр букмекерской конторы;

4) процессинговый центр тотализатора;

5) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;

6) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;

7) пункт приема ставок тотализатора;

8) пункт приема ставок букмекерской конторы.

2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения) этого объекта налогообложения.

Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения должно быть представлено в налоговый орган не позднее чем за пять дней до даты установки каждого объекта налогообложения (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или пункта приема ставок тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы, процессингового центра интерактивных ставок тотализатора или процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы).

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (открывается) объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения.

3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объекта (объектов) налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.

4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Объект налогообложения считается выбывшим (закрытым) с даты внесения налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения.

5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения, заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в формате, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При направлении заявлений по почте днем их представления в налоговый орган считается день отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче заявлений по телекоммуникационным каналам связи днем их представления в налоговый орган считается день их отправки.

6. Налоговые органы в течение пяти дней с даты получения от налогоплательщика заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) при условии его надлежащего оформления выдают свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения или вносят изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

7. Формы документов, указанных в настоящей статье, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Ст.367 Налоговая база

По каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Ст.368 Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Ст.369 Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол - от 50 000 до 250 000 рублей;

2) за один игровой автомат - от 3 000 до 15 000 рублей;

3) за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 50 000 до 250 000 рублей;

4) за один процессинговый центр тотализатора - от 50 000 до 250 000 рублей;

5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;

6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы - от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;

7) за один пункт приема ставок тотализатора - от 10 000 до 14 000 рублей;

8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 10 000 до 14 000 рублей.

2. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

1) за один игровой стол - 50 000 рублей;

2) за один игровой автомат - 3 000 рублей;

3) за один процессинговый центр букмекерской конторы - 50 000 рублей;

4) за один процессинговый центр тотализатора - 50 000 рублей;

5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - 2 500 000 рублей;

6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы - 2 500 000 рублей;

7) за один пункт приема ставок тотализатора - 10 000 рублей;

8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 10 000 рублей.

Ст.370 Порядок исчисления налога

1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения, начиная с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

2. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

3. При выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода (включительно) сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этим объектам за указанный налоговый период исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

4. При внесении налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, до 15-го числа текущего налогового периода (включительно) сумма налога по этим объектам за указанный налоговый период исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При внесении налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший (закрытый) объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Ст.371 Порядок и сроки уплаты налога

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 настоящего Кодекса.

© 2014-2021. Time-to-study.ru. Все права защищены.

Телефон
Телефон: +7 (952) 288-61-20

Электронная почта
E-mail: admin@time-to-study.ru

Казино в России. Ситуация с игорным бизнесом в 2021 году

* В расчетах используются средние данные по России

Как обстоят дела в игорном бизнесе к началу 2021 года, что представляют собой игорные зоны сегодня и есть ли перспективы для открытия казино в России — обо всем этом поговорим в этой статье.

Игорный бизнес, так бурно развивающийся в России до 2009 года, претерпел значительную трансформацию. Прежде всего, она была вызвана изменениями в законодательстве в сфере организации казино и залов игровых автоматов. Проанализируем, чего сумела достигнуть отрасль к началу 2021 года, но для начала разберемся в самом понятии “игорный бизнес”.

Кто должен платить налог на игорный бизнес в 2018–2019 годах

Налог на игорный бизнес платят только те организации, которые осуществляют игорную деятельность. При этом с учетом норм ст. 364 НК РФ указанная деятельность подразумевает проведение азартных игр, в ходе которых у организации возникает доход.

Необходимо понимать, что предприниматели теперь не допускаются к ведению такой деятельности (до 1 января 2012 года такая возможность у них была). Ранее они на общих основаниях с организациями занимались данным видом бизнеса и уплачивали налог на игорный бизнес.

Выделим 2 особенности, характерные для организаций, занимающихся игорным делом и исчисляющих налог на игорный бизнес:

  1. Заведения игорного характера должны располагаться только в специальных игровых зонах, расположенных на территориях:
  • Алтайского края («Сибирская монета»);
  • Приморского края («Приморье»);
  • Краснодарского края («Азов-Сити»);
  • Калининградской области («Янтарная»).

При этом законодательство РФ выделяет и 2 новые зоны в Сочи и Республике Крым.

Отметим, что сейчас функционируют только 2 действующие игорные зоны, которыми являются:

  • «Азов-Сити», расположенная на территории Краснодарского края;
  • «Сибирская монета», расположенная на территории Алтайского края.
  1. Возможность установки вне игровых зон предусмотрена только для узкого перечня игровых объектов: букмекерских контор и тотализаторов.

В зависимости от того, какой деятельностью будет заниматься будущий плательщик налога на игорный бизнес, а точнее, где — в игорной зоне или нет, ему следует получить один из документов:

  • разрешение на организацию игорного дела в специальных зонах;
  • лицензию на осуществление такой деятельности при помощи букмекерских контор или тотализаторов.

Налог на выигрыши

Выигрыши в казино, лотерею, на тотализаторе или в букмекерской конторе облагаются индивидуальным подоходным налогом (ИПН) по ставке в 10%. Но выплачивать его самому не надо.

ИПН с выигрыша, как правило, удерживает организатор лотереи или пари, выступая в этом случае как налоговый агент. Это означает, что игрок получит на руки на 10% меньше, зато ему не надо будет заполнять бумаги с налоговой отчетностью.

Базой для исчисления налога, как правило, выступает чистый выигрыш. Для букмекеров это сумма выплаты за вычетом суммы ставки, то есть “затрат” клиента на заключение пари.

Какие объекты налогообложения предусматривает игорный налог

В качестве объектов обложения налогом на игорный бизнес НК РФ выделяет следующие виды:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора (далее — ПЦТ) и букмекерской конторы (далее — ПЦБк);
  • пункт приема ставок тотализатора (далее — ПСТ) и букмекерской конторы (далее — ПСБк).

Напомним, что ПЦТ, ПЦБк, ПСТ и ПСБк появились в 2012 году, заменив кассы тотализатора и букмекерской конторы.

Каждый такой объект, подлежащий обложению налогом на игорный бизнес, должен быть зарегистрирован в ИФНС по месту нахождения на основании заявления налогоплательщика.

Форму заявления утвердил Минфин России приказом от 22.12.2011 № 184н. Его плательщик налога на игорный бизнес должен заполнить и представить налоговикам заявление за 2 дня до установки нового объекта. В заявлении на регистрацию объекта по налогу на игорный бизнес необходимо указать:

  • номер и дату лицензии или разрешения на осуществление бизнеса;
  • наименование плательщика, а также его ИНН и КПП;
  • по игровым столам заполняется лист А заявления, в котором указывается адрес их нахождения, число полей и столов, а также итоговая сумма столов;
  • по игровым автоматам данные вносятся в лист Б с указанием адреса их установки, заводского номера и общего числа установленных автоматов;
  • по ПЦТ, ПЦБк, ПСТ и ПСБк информация заносится в лист В, где определяется вид объекта, адрес расположения и итоговое количество таких объектов.

При этом если столы или автоматы имеют разные адреса расположения или их численность превышает 15 штук, то необходимо заполнить несколько листов А или Б таким образом, чтобы каждому адресу соответствовал свой лист, а 16, 31, 46 и т. д. объекты начинали перечисляться с нового листа. Новый же лист В начинается с 4, 7, 10 и т. д. объекта.

Получив заявление, ИФНС в течение 5 дней обязана выдать плательщику налога на игорный бизнес соответствующее свидетельство, которое подтверждает постановку на учет указанных в заявлении объектов.

Если же произошло выбытие объекта, организация также подает заявление по рекомендованной ФНС форме в налоговую по месту учета. Указанное заявление состоит из листов А, Б и В, как и при постановке на учет, однако в этой форме на первом листе уже идет ссылка на свидетельство, обосновывающее регистрацию объекта игорного бизнеса, а в самих листах фиксируются выбывающие объекты. Такое заявление тоже нужно подать за 2 дня до планируемых изменений.

Основные ставки налога на игорный бизнес

В НК РФ установлены интервалы ставок по каждому из объектов, к которым применим налог на игорный бизнес. Та же ставка, которая будет использоваться в конкретном субъекте, прописана в региональных законах.

Какие ставки по налогу на игорный бизнес предлагает законодательство, можно узнать из материала «Налог на игорный бизнес: ставки, расчет, отчетность».

При этом можно выделить 3 группы ставок:

  1. Ставка налога на игорный бизнес в регионах РФ:

Например, в законе «О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области» от 30.12.2011 № 229/2011-ОЗ указаны следующие ставки:

  • ПЦТ — 125 000 руб.;
  • ПЦБк — 125 000 руб.;
  • ПСТ — 7 000 руб.;
  • ПСБк — 7 000 руб.

Законом «О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области» от 13.07.2004 № 37-оз предусмотрены такие значения:

  • ПЦТ — 35 000 руб.;
  • ПЦБк — 35 000 руб.;
  • ПСТ — 5 000 руб.;
  • ПСБк — 5 000 руб.
  1. Ставки налога на игорный бизнес в специальных зонах установлены законами субъектов каждого из игорных регионов. При этом по всем объектам они составляют максимально возможные значения. Исключением является крымская территория, в которой региональный закон отражает только ставки по ПЦТ, ПЦБк, ПСТ, ПСБк.
  2. Ставка налога на игорный бизнес при отсутствии информации о ставках в региональном законе берется следующая:
  • ПЦТ — 25 000 руб.;
  • ПЦБк — 25 000 руб.;
  • ПСТ — 5 000 руб.;
  • ПСБк — 5 000 руб.

При этом отдельно можно выделить группу субъектов РФ, в которых запрещено вести игорную деятельность, а, следовательно, ставки для расчета налога для них не предусмотрены, в связи с чем не возникает обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес. К таким регионам относятся: Калужская, Белгородская, Брянская, Рязанская, Тамбовская, Иркутская области, Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, а также Чукотский автономный округ.

Как увеличились ставки после подписания президентом закона от 27.11.2017 № 354-ФЗ, узнайте по ссылке.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливают региональные власти по каждому объекту налогообложения в следующих пределах (ст. 369 НК РФ)

Объект налогообложения Налоговые ставки (руб.)
устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах: если не установлены законами субъектов РФ, устанавливаются в следующих размерах:
Один игровой стол от 25 000 до 125 000 25 000
Один игровой автомат от 1 500 до 7 500 1 500
Один процессинговый центр тотализатора от 25 000 до 125 000 25 000
Один процессинговый центр букмекерской конторы от 25 000 до 125 000 25 000
Один пункт приема ставок тотализатора от 5000 до 7000 5000
Один пункт приема ставок букмекерской конторы от 5000 до 7000 5000

С каждого игрового стола – 25 тыс. руб. (ставка может быть повышена субъектом РФ до 125 тыс. руб.)

С каждого игрового автомата — 1,5 тыс. руб. (ставка может быть повышена субъектом РФ до 7,5 тыс. руб.)

С каждого процессингового центра тотализатора – 25 тыс. руб. (ставка может быть повышена субъектом РФ до 125 тыс. руб.)

С каждого процессингового центра букмекерской конторы – 25 тыс. руб. (ставка может быть повышена субъектом РФ до 125 тыс. руб.)

С каждого пункта приема ставок тотализатора – 5 тыс. руб. (ставка может быть повышена субъектом РФ до 7 тыс. руб.)

С каждого пункта приема ставок букмекерской конторы – 5 тыс. руб. (ставка может быть повышена субъектом РФ до 7 тыс. руб.)

Как осуществить расчет игорного налога

Сумму налога на игорный бизнес необходимо рассчитывать ежемесячно по причине того, что налоговым периодом является месяц.

Алгоритм расчета налога вы найдете здесь.

Однако исчисляя налог на игорный бизнес, необходимо учесть следующие нюансы:

  1. Если игорный объект зарегистрировали после 15-го числа или, наоборот, сняли с учета до указанной даты, то считать налог на игорный бизнес нужно с учетом коэффициента ½.
  2. Если игровой стол состоит более чем из одного поля, то также необходимо применить коэффициент равный количеству таких полей.

Рассмотрим на примере, как подсчитать сумму налога на игорный бизнес с учетом конкретных показателей.

Пример

В игорной зоне Краснодарского края расположено заведение:

  • с 4 игровыми автоматами;
  • 2 игровыми столами, один из которых имеет 2 игровых поля, другой — 3;
  • 2 ПЦТ;
  • 1 ПСТ.

При этом ставка налога по одному автомату составляет 7 500 руб., по одному игровому столу — 125 000 руб., по 1 ПЦТ — 125 000 рублей, по 1 ПСТ — 7 000 руб. (закон «О налоге на игорный бизнес Краснодарского края» от 30.11.2011 № 2372-КЗ).

12.01.2017 был снят с учета 1 игровой автомат, 19 января был снят 1 ПЦТ, 25 января приобретен 1 ПСТ.

По игровым автоматам расчет выглядит так: 3 × 7 500 + 1 × 1/2 × 7 500 (применяется коэффициент ½, т. к. снят с учета объект до 15 числа).

По столам: 1 × 2 × 125 000 + 1 ×3 × 125 000 (применяются коэффициенты 2 и 3 с учетом количества полей).

По ПЦТ: 2 × 125 000 (не используем коэффициент ½, т. к. снятие с учета после 15-го числа).

По ПСТ: 1 × 7 000 + 1 × 1/2 × 7 000 (используем коэффициент ½, т. к. ПСТ приобретен после 15-го числа).

Сумма налога на игорный бизнес за январь 2021 года: 3 × 7 500 + 1 × 1/2 × 7 500 + 1 × 2 × 125 000 + 1 × 3 × 125 000 +2 × 125 000 + 1 × 7 000 + 1 × 1/2 × 7 000 = 911 750 руб.

Как можно увидеть из предложенного расчета, сумма налога получается сравнительно большой. Однако отметим, что доходы, получаемые в рамках игорной деятельности, не облагаются налогом на прибыль, т. к. его заменяет налог на игорный бизнес, что в какой-то степени оправдывает довольно крупные суммы этого налога.

Когда нужно отчитаться по налогу и заплатить его в бюджет

Рассчитав налог на игорный бизнес, необходимо заполнить декларацию и представить ее в налоговые органы:

  • по месту регистрации объектов;
  • по месту учета крупнейшего налогоплательщика (если плательщик относится к такой категории).

Форма декларации по налогу на игорный бизнес состоит из 3 разделов и 2 подразделов:

  • раздел 1 отражает КБК и ОКТМО, а также сумму налога;
  • раздел 2 показывает количество объектов налогообложения и приводит сам алгоритм расчета, подраздел 2.1 создан для учета количества полей по столам и расчета налога по ним;
  • раздел 3 фиксирует все возможные изменения по объектам (подраздел 3.1 — по столам).

Уплата налога на игорный бизнес также должна быть произведена в сроки, регламентированные для подачи декларации, т. е. до 20 числа следующего месяца. Соответственно, за декабрь 2021 года оплатить необходимо до 22.01.2018 (перенос с субботы 20.01.2018), за январь 2018 года — до 20.02.2018.

Какова ответственность за нарушения, связанные с игорным бизнесом

Следует понимать, что регистрация объектов игорного бизнеса и сообщение сведений об изменениях по ним являются обязанностью налогоплательщика, за уклонение от которой налагается ответственность. Так, в ст. 129.2 НК РФ предусмотрено наказание в размере 3-кратного увеличения ставки налога по скрытому объекту или 6-кратного увеличения при последующих подобных нарушениях.

Помимо вышеуказанной ответственности предусмотрены административные меры наказания по ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ за нарушения общего порядка проведения азартных игр, а также за осуществление деятельности вне игровых зон без лицензий или разрешений.

Налог на игорный бизнес в РФ существует давно, и за это время поменялись основные его элементы: налогоплательщики, объекты налогообложения, ставки.

Разобраться в актуальности действующих элементов и соблюсти все требования действующего законодательства поможет наша рубрика «Налог на игорный бизнес».

Что такое игорный бизнес вообще

Игорным бизнесом в широком смысле называется деятельность по организации любых азартных игр. То есть основными элементами данного бизнеса являются ставки которые делаются игроками, риск потери ставки и шанс на выигрыш суммы, превышающей сумму ставки.

Как правило, все виды азартных игр делят на два основных типа: выигрыш в которых зависит от случая (игровые автоматы, кости и прочие), и выигрыш в которых зависит не только от случая, но и от навыков игроков (например, покер, тотализаторы).

Во всем мире существует бесчисленное множество видов азартных игр, бессмысленно перечислять их все. Практически все страны получают значительные доходы от данного вида бизнеса. Во многих странах азартные игры разрешены только на специально выделенной территории, как правило, эти территории процветают с точки зрения экономики. Лас-Вегас посещают порядка 40 миллионов туристов в год, в китайском игровом центре Макао количество туристов достигает 30 миллионов в год, что приносит огромные деньги в бюджет.

В странах, где азартные игры и Казино в частности запрещены на всей территории, этот вид бизнеса не исчезает, а как правило, становится криминальным. Например, в Японии запрещены все виды азартных игр, кроме ставок на спорт, лотерей и некоторых национальных видов игр.

Законодательством Российской Федерации разрешено организовывать предпринимательскую деятельность, связанную с азартными играми, тотализаторами, пари и т.п., предусматривающими денежный выигрыш и плату за участие в них. Игорный бизнес, как и другая предпринимательская деятельность, облагается соответствующими налогами. Предпринимателям рекомендуется вовремя и в полной сумме вносить этот обязательный платеж в налоговые органы во избежание штрафных санкций, которые в случае с азартными играми могут быть весьма крупными.

Рассмотрим, что именно является объектом налога игорного бизнеса, каким способом производится учет и контроль, как правильно рассчитать сумму и произвести уплату, а также расскажем о том, какие изменения произошли в этой сфере в 2017 году и чего еще ожидать бизнесменам.

Правовое регулирование игорного бизнеса

Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.

Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).

Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.

ИТАК! Налог на игорный бизнес является прямым региональным платежом, поступающим в бюджет того территориального субъекта РФ, где он введен.

Объекты налога на игорный бизнес в 2017 году

Налоговый платеж на организацию игр взимается при наличии следующих атрибутов организации этого бизнеса:

  • игрового стола – специального оборудования, предусматривающего игровые поля, места для участников и, возможно, крупье;
  • игрового автомата – механического, электрического, электронного или другого аппарата, предусматривающего возможность денежного выигрыша без участия работника заведения (за счет устройства, генерирующего случайные комбинации);
  • процессингового букмекерского центра или тотализатора – отделения игорного учреждения, где учитываются и фиксируются ставки и результаты игр;
  • пункта приема ставок тотализатора или букмекерской конторы – специально выделенного места для заключения пари и фиксации информации о принятых ставках, результатах и суммах выигрышей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Базой по данному налогу является суммарное количество каждого типа объектов игорного бизнеса.

Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.

ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.

Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.

Ставки и суммы

Налоговый кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер ставок для каждого типа игровых объектов. Региональные власти вправе выбирать любую цифру в данных границах. Если в данном субъекте РФ не принят закон, регулирующий размер налоговой ставки по игорному бизнесу, то применяется минимальная ставка, значащаяся в НК РФ. Вот на какие суммы следует рассчитывать предпринимателю:

  • за игорный стол – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за игровой автомат – от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • за процессинговый тотализаторский или букмекерский центр – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за пункт приема ставок – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.

Время уплаты

Налоговым периодом по этому виду налога признается календарный месяц. Исключение может быть, если старый объект выбыл до середины этого месяца или новый объект появился уже во второй его половине. В этом случае меняется доля налоговой ставки: когда старый объект снят с регистрации или новый объект зарегистрирован после 15 числа, в этом месяце взимается только половина налога.

Как рассчитать «игровой» налог

Порядок исчисления стандартен: налоговая база умножается на ставку. Нужно сначала определить количество объектов налогообложения по каждому типу отдельно, а затем умножить полученные результаты на ставку, установленную в данном регионе для таких атрибутов азартных игр. Полученные суммы складываются, образуя окончательный размер налогового платежа.

Пример

Предприниматель на территории Алтайского края (в игровой зоне «Сибирская монета») владеет игорным заведением, в котором 3 игровых стола, 10 игровых автоматов и букмекерская контора. Поскольку на территории Алтайского края не установлены специальные ставки игрового налога, расчет будет производиться по минимуму, предусмотренному в НК РФ.

За 3 игровых стола налог составит 25 000 х 3 = 75 000 руб.

За 10 игровых автоматов – 1500 х 10 = 15 000 руб.

За процессинговый центр букмекерской конторы – 25 000 руб.

Итого: 75 000 + 15 000 + 25 000 = 115 000 руб.: эту сумму составит налоговый ежемесячный платеж, если у предпринимателя не произойдет никаких изменений в количестве игровых объектов.

Декларируем «игровой» налог

Отчетность по налогу на игорный бизнес предусматривает включение информации о нем в налоговую декларацию. Порядок уплаты предусматривает ее ежемесячную подачу не позже, чем до 20 числа следующего месяца. В тексте декларации нужно не только обосновать сумму налога, но и указать динамику объектов налогообложении, если она имела место.

ВАЖНО! Если в декларации вы обнаружили ошибки или неточности, нужно в установленном ст. 81 НК РФ порядке подать в налоговый орган уточненный вариант декларации.

Ответственность нерадивых плательщиков

Закон строг к тем, кто не обеспечивает необходимых платежей в бюджет. За несвоевременную уплату или опоздание с подачей декларации, за ошибки в исчислении суммы или недоимки предусмотрены серьезные штрафы:

  • просрочка с документальной отчетностью грозит штрафом не менее чем в 1000 руб., составляющем от 5 до 30% суммы по данной декларации;
  • задержка с уплатой самого налога «потянет» за собой пеню за каждый просроченный день (ее размер составит 1/300 часть от ставки рефинансирования, отсчитанную в виде процента от неуплаченной вовремя суммы);
  • нарушение порядка регистрации игровых объектов чревато трехкратной суммой налога на неправильно или не вовремя зарегистрированный атрибут бизнеса, а при повторном нарушении эта сумма вырастет вдвое;
  • неуплаченный налог влечет самый серьезный штраф – от 20 до 40% от всей суммы недоимки.

К СВЕДЕНИЮ! Штрафы и пени не освобождают от обязанности уплатить недоимки в полном размере.

Новшества 2017 года

На текущий момент глобальных изменений по данному виду налога нет. Подвергся пересмотру лишь порядок начисления пеней – после 1 октября 2017 года действует правило: чем длительнее просрочка, тем больше пеня (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Существует проект Минфина РФ, предусматривающий гигантское повышение налоговых ставок по игорному бизнесу (почти в 100 раз за онлайн-конторы и вдвое по остальным игровым объектам), однако такое радикальное изменение, могущее сильно повлиять на экономику игровых зон, на сегодня пока не принято.

Налог на игорный бизнес
налог на игорный бизнес

Рассмотрим, что именно является объектом налога игорного бизнеса, каким способом производится учет и контроль, как правильно рассчитать сумму и произвести уплату, а также расскажем о том, какие изменения произошли в этой сфере в 2021 году и чего еще ожидать бизнесменам.

Правовое регулирование игорного бизнеса

Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.

Под игровой деятельностью в контексте предпринимательства понимается осуществление азартных игр в специальных учреждениях, оборудованных игровыми столами и/или автоматами (только в специально выделенных игорных зонах), а также в конторах букмекеров и на тотализаторах (при наличии лицензии).

Налог на игорный бизнес регулируется гл. 29 Налогового кодекса России, которая действует с 1 января 2004 года. В соответствии с текстом НК, такой бизнес регулируется региональными правовыми актами, то есть местные власти имеют прерогативу в установлении налоговой ставки (льгот по этому виду налога НК РФ не допускает). Если же на региональном уровне такой документ не принят, налог будет взиматься по общим требованиям, прописанным в НК.

ИТАК! Налог на игорный бизнес является прямым региональным платежом, поступающим в бюджет того территориального субъекта РФ, где он введен.

Плательщики налога

Азартным играм посвящена глава 29 Налогового кодекса РФ. Статьёй 365 установлено, что организации, которые занимаются предпринимательством в игорном бизнесе, являются плательщиками налога. Это могут быть исключительно юридические лица. таким образом, будучи ИП, физическое лицо не сможет осуществлять бизнес в сфере распространения азартных игр и получать доход.

Требования в отношении физлиц были максимально ужесточены с 2012 года.

Минфин двумя приказами утвердил:

  1. форму заявления, которое подаётся при регистрации объекта, утвердил Минфин приказом (от 22.12.2011 №184н);
  2. порядок постановки на учёт плательщиков налога на игорный бизнес (от 08.04.2005 №55н).

Статьёй 366 кодекса определено, что объектами обложения налогом являются четыре категории:

  1. стол для азартных игр;
  2. электронное устройство (аппарат);
  3. место приёма ставок на события;
  4. центр процессинга в сфере букмекерства или игр на тотализаторе.

Все объекты подлежат обязательной регистрации. О принятии на баланс или снятии с баланса объектов игрового бизнеса владелец обязан известить орган ФНС по месту регистрации.

Объекты налога на игорный бизнес в 2021 году

Налоговый платеж на организацию игр взимается при наличии следующих атрибутов организации этого бизнеса:

  • игрового стола – специального оборудования, предусматривающего игровые поля, места для участников и, возможно, крупье;
  • игрового автомата – механического, электрического, электронного или другого аппарата, предусматривающего возможность денежного выигрыша без участия работника заведения (за счет устройства, генерирующего случайные комбинации);
  • процессингового букмекерского центра или тотализатора – отделения игорного учреждения, где учитываются и фиксируются ставки и результаты игр;
  • пункта приема ставок тотализатора или букмекерской конторы – специально выделенного места для заключения пари и фиксации информации о принятых ставках, результатах и суммах выигрышей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Базой по данному налогу является суммарное количество каждого типа объектов игорного бизнеса.

Налоговая база

Налоговая база, согласно ст. 367 НК РФ, имеет физическую характеристику и определяется как сумма всех столов, процессинговых центров и касс. Итоговый размер выплаты вычисляется самостоятельно владельцем казино или иного заведения и состоит из произведения налоговой базы и ставки по каждому объекту.

Если заведение меняет юридический адрес, новая регистрация происходит на то же лицо, на которое ранее она была проведена. Смена налогоплательщика не предусмотрена законодательством РФ.

Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.

ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки.

Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.

Ставки и суммы

Налоговый кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер ставок для каждого типа игровых объектов. Региональные власти вправе выбирать любую цифру в данных границах. Если в данном субъекте РФ не принят закон, регулирующий размер налоговой ставки по игорному бизнесу, то применяется минимальная ставка, значащаяся в НК РФ. Вот на какие суммы следует рассчитывать предпринимателю:

  • за игорный стол – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за игровой автомат – от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
  • за процессинговый тотализаторский или букмекерский центр – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
  • за пункт приема ставок – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.

Основание и правовые основы

Основанием для налогового обложения игорного бизнеса служит ФЗ №117 от 05.08.2000 года с изменениями от 18.04.2020. В РФ существует 5 специально созданных игорных зон, в которых разрешается организация бизнеса, связанного с проведением азартных игр в офлайн-режиме. Организации, принимающие ставки на спортивные и другие события, в отличие от игорных заведений, допускается открывать в большинстве регионов (за небольшими исключениями). Этот момент регулируется ФЗ №244 от 29.12.2006 года.

Под букмекерской конторой понимается организация, принимающая ставки на исходы различных мероприятий: спортивных состязаний, телевизионных конкурсов, политических событий и т. д. Пари в этом случае заключается между букмекером и игроком. В случае тотализатора игра идет между теми, кто заключил пари, а владелец бизнеса зарабатывает на комиссии (марже). Чаще всего ТОТО как разновидность экспресс-ставок присутствует в БК, но при этом облагается налогом как отдельный объект налогообложения. Заведений, где практикуется только тотализаторские пари, в РФ не существует.

Под игровой деятельностью понимается организация заведений для проведения игр азартного характера в специально оборудованных учреждениях, расположенных в игорных зонах. Вне обозначенных законодательством зон возможна организация заведений по приему ставок на различные события при наличии лицензии. Ее оформляют бессрочно, аннулирование происходит только в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 13 ФЗ №244 от 29.12.2006.

Справка! Лицензия аннулируется, если в течение 3 лет после ее получения организатор не приступил к деятельности.

В игорных зонах региональные органы власти вправе самостоятельно определить ставку налога с учетом лимитов, которые установлены НК. Если нет регулирующего документа, размер налога устанавливается, согласно НК. Региональное законодательство не вправе изменять объекты налога, его базу, период и дату уплаты.

Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. Игорные зоны в РФ располагаются в Алтайском, Краснодарском, Приморском краях, Калининградской области и Республике Крым.

Как рассчитать «игровой» налог

Порядок исчисления стандартен: налоговая база умножается на ставку. Нужно сначала определить количество объектов налогообложения по каждому типу отдельно, а затем умножить полученные результаты на ставку, установленную в данном регионе для таких атрибутов азартных игр. Полученные суммы складываются, образуя окончательный размер налогового платежа.

Пример

Предприниматель на территории Алтайского края (в игровой зоне «Сибирская монета») владеет игорным заведением, в котором 3 игровых стола, 10 игровых автоматов и букмекерская контора. Поскольку на территории Алтайского края не установлены специальные ставки игрового налога, расчет будет производиться по минимуму, предусмотренному в НК РФ.

За 3 игровых стола налог составит 25 000 х 3 = 75 000 руб.

За 10 игровых автоматов – 1500 х 10 = 15 000 руб.

За процессинговый центр букмекерской конторы – 25 000 руб.

Итого: 75 000 + 15 000 + 25 000 = 115 000 руб.: эту сумму составит налоговый ежемесячный платеж, если у предпринимателя не произойдет никаких изменений в количестве игровых объектов.

Порядок расчета и уплаты с примером

Подробные сведения о процессе расчета выплат приведены в ст. 370 Налогового кодекса. Формула подсчета такова:

  • Сумма платежа = количество объектов налогообложения * их ставка.

Если на игровом столе находится больше одного поля, то ставка может увеличиваться кратно количеству полей.

Приведем пример. Например, в вашем заведении 2 игровых стола с тремя полями у каждого и 4 автомата. Тогда:

  • Сумма платежа = 6 * 125 000 + 4 * 7500 = 780 000 рублей.

Уплачивается данный налог по месту регистрации объекта налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Подробнее о том, что это за платеж и кто должен его уплачивать, вы можете посмотреть на следующем видео:

Декларируем «игровой» налог

Отчетность по налогу на игорный бизнес предусматривает включение информации о нем в налоговую декларацию. Порядок уплаты предусматривает ее ежемесячную подачу не позже, чем до 20 числа следующего месяца. В тексте декларации нужно не только обосновать сумму налога, но и указать динамику объектов налогообложении, если она имела место.

ВАЖНО! Если в декларации вы обнаружили ошибки или неточности, нужно в установленном ст. 81 НК РФ порядке подать в налоговый орган уточненный вариант декларации.

Отчетность

Статья 370 НК РФ сообщает, что плательщик налога должен предоставить соответствующий документ за прошедший период по месту регистрации объектов налогообложения.

Статья 80 Кодекса РФ предусматривает подачу декларации через законного или уполномоченного представителя, лично, в электронной форме через интернет или по почте с описью вложения.

20-е число следующего за отчетным месяца – это последний период подачи отчетности. Но в случае, если последний день срока – нерабочий, он переносится на следующий рабочий день.

Ответственность нерадивых плательщиков

Закон строг к тем, кто не обеспечивает необходимых платежей в бюджет. За несвоевременную уплату или опоздание с подачей декларации, за ошибки в исчислении суммы или недоимки предусмотрены серьезные штрафы:

  • просрочка с документальной отчетностью грозит штрафом не менее чем в 1000 руб., составляющем от 5 до 30% суммы по данной декларации;
  • задержка с уплатой самого налога «потянет» за собой пеню за каждый просроченный день (ее размер составит 1/300 часть от ставки рефинансирования, отсчитанную в виде процента от неуплаченной вовремя суммы);
  • нарушение порядка регистрации игровых объектов чревато трехкратной суммой налога на неправильно или не вовремя зарегистрированный атрибут бизнеса, а при повторном нарушении эта сумма вырастет вдвое;
  • неуплаченный налог влечет самый серьезный штраф – от 20 до 40% от всей суммы недоимки.

К СВЕДЕНИЮ! Штрафы и пени не освобождают от обязанности уплатить недоимки в полном размере.

Как рассчитывается налог

Порядок расчета налога подробно описан в статье 370 НК РФ. Но считается он просто: нужно умножить налоговую базу по каждому объекту налогообложения на ставку налога для этого объекта.
Налог = Количество х Ставка
Например, в казино в Сочи установлены четыре игровых стола и десять автоматов. В Краснодарском крае за один игровой стол платят 125 000 рублей, а за автомат — 7500 рублей.

125 000 х 4 + 7500 х 10 = 500 000 + 75 000 = 575 000

Таким образом маленькое сочинское казино должно платить 575 000 рублей ежемесячно.

Новшества 2021 года

На текущий момент глобальных изменений по данному виду налога нет. Подвергся пересмотру лишь порядок начисления пеней – после 1 октября 2021 года действует правило: чем длительнее просрочка, тем больше пеня (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Существует проект Минфина РФ, предусматривающий гигантское повышение налоговых ставок по игорному бизнесу (почти в 100 раз за онлайн-конторы и вдвое по остальным игровым объектам), однако такое радикальное изменение, могущее сильно повлиять на экономику игровых зон, на сегодня пока не принято.

Игорные зоны РФ

По состоянию на 1 января 2021 года в России утверждены четыре зоны для деятельности организаций, занимающихся игорным бизнесом:

  1. «Азов Сити» (Краснодарский край);
  2. «Приморье» (Приморский край);
  3. «Сибирская монета» (Алтайский край);
  4. «Янтарная» (Калининградская область).

Полноценную деятельность осуществляет только «Азов Сити». Остальные находятся на разных стадиях строительства.

Осуществляется утверждение проектной документации и выбор места строительства ещё по трём зонам:

  1. «Крымская» (Республика Крым);
  2. «Золотые пески» (Краснодарский край, г.Сочи);
  3. Республика Бурятия (на данный момент без названия).

В некоторых регионах Российской Федерации на законодательном уровне запрещена любая деятельность по организации игорного бизнеса и приёма ставок. Примеры – Республика Дагестан, Республика Тыва, Иркутская область.

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел 16. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Глава 66. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Статья 534. Плательщики

Плательщиками налога на игорный бизнес являются юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг:

2) зала игровых автоматов;

4) букмекерской конторы.

Статья 535. Объекты налогообложения

Объектами обложения налогом на игорный бизнес при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса являются:

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) электронная касса тотализатора;

5) касса букмекерской конторы;

6) электронная касса букмекерской конторы.

Статья 536. Ставки налога

1. Ставка налога на игорный бизнес с единицы объекта налогообложения составляет на:

1) игровой стол - 1 660-кратный размер месячного расчетного показателя в месяц;

2) игровой автомат - 60-кратный размер месячного расчетного показателя в месяц;

3) кассу тотализатора - 300-кратный размер месячного расчетного показателя в месяц;

4) электронную кассу тотализатора - 4 000-кратный размер месячного расчетного показателя в месяц;

5) кассу букмекерской конторы - 300-кратный размер месячного расчетного показателя в месяц;

6) электронную кассу букмекерской конторы - 3 000-кратный размер месячного расчетного показателя в месяц.

2. Ставки налога, установленные пунктом 1 настоящей статьи, определяются исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 число налогового периода.

Статья 537. Налоговый период

Налоговым периодом для налога на игорный бизнес является календарный квартал.

Статья 538. Порядок исчисления налога

1. Исчисление налога на игорный бизнес производится путем применения соответствующей ставки налога к каждому объекту налогообложения, определенному в статье 535 настоящего Кодекса, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

2. При вводе в эксплуатацию объектов налогообложения до 15 числа месяца включительно налог на игорный бизнес исчисляется по установленной ставке, после 15 числа - в размере 1/2 от установленной ставки.

При выбытии объектов налогообложения до 15 числа месяца включительно налог на игорный бизнес исчисляется в размере 1/2 от установленной ставки, после 15 числа - по установленной ставке.

Статья 539. Дополнительный платеж плательщиков налога на игорный бизнес

1. Дополнительный платеж исчисляется в случае превышения суммы дохода, полученного от деятельности в сфере игорного бизнеса, над предельными размерами дохода.

2. Предельный размер дохода за налоговый период для плательщиков налога на игорный бизнес для целей исчисления дополнительного платежа составляет:

1) с деятельности казино - 135 000-кратный размер месячного расчетного показателя;

2) с деятельности зала игровых автоматов - 25 000-кратный размер месячного расчетного показателя;

3) с деятельности тотализатора - 2 500-кратный размер месячного расчетного показателя;

4) с деятельности букмекерской конторы - 2 000-кратный размер месячного расчетного показателя.

3. Предельные размеры дохода, установленные пунктом 2 настоящей статьи, определяются исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода.

4. В целях исчисления дополнительного платежа доходом, полученным от деятельности в сфере игорного бизнеса, признается положительная разница между суммой дохода, полученного за налоговый период в результате осуществления такой деятельности, и суммой выплат участникам азартной игры и (или) пари.

Статья 540. Порядок исчисления и уплаты дополнительного платежа

1. Дополнительный платеж исчисляется путем применения к сумме превышения предельного размера дохода ставки, установленной пунктом 1 статьи 313 настоящего Кодекса, и подлежит уплате не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

2. При осуществлении плательщиками налога на игорный бизнес нескольких видов деятельности в сфере игорного бизнеса дополнительный платеж исчисляется отдельно с дохода каждого вида деятельности в сфере игорного бизнеса.

3. При осуществлении иных видов предпринимательской деятельности, не указанных в статье 534 настоящего Кодекса и не относящихся к сфере игорного бизнеса, плательщики налога на игорный бизнес обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по указанным видам деятельности и производить расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке.

Статья 541. Срок представления налоговой декларации Декларация по налогу на игорный бизнес представляется не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в налоговый орган по месту регистрационного учета в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.

Статья 542. Срок уплаты налога

Налог на игорный бизнес подлежит уплате в бюджет по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Читайте также: