Налог на финансовую деятельность

Опубликовано: 14.05.2024

Глава 12. Налогообложение на финансовом рынке

Тема 12.1. Налоговая система Российской Федерации.

Виды налогов и сборов, установленных в Российской Федерации.

Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанности. Налоговые агенты, их права и обязанности.

Элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов.

Тема 12.2. Налогообложение организаций - участников финансового рынка.

Налог на добавленную стоимость: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период. Операции на рынке ценных бумаг и рынке производных финансовых инструментов, не облагаемые налогом на добавленную стоимость (освобождаемые от налогообложения). Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг). Определение налоговой базы плательщиками налога на добавленную стоимость, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров. Отнесение сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Определение рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях исчисления налогов.

Налог на прибыль организаций: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период. Порядок определения доходов и расходов. Особенности налогообложения доходов организации по операциям с финансовыми инструментами, по операциям РЕПО с ценными бумагами. Применение налоговой ставки 0 процентов. Особенности включения в налоговую базу налога на прибыль финансовых результатов от реализации ценных бумаг по категориям налогоплательщиков - профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвесторов.

Тема 12.3. Налогообложение доходов физических лиц - участников финансового рынка.

Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, налоговая декларация. Критерии деления ценных бумаг на ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды, по операциям с финансовыми инструментами, по операциям РЕПО с ценными бумагами.

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по определенным видам ценных бумаг.

Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам.

Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

Особенности определения налоговой базы по операциям займа ценных бумаг.

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц.

Необлагаемые налогом (освобождаемые от налогообложения) доходы физических лиц. Инвестиционный налоговый вычет.

Индивидуальный инвестиционный счет. Особенности налогообложения денежных средств, ценных бумаг и требований по договорам, которые учтены на индивидуальном инвестиционном счете.

Тема 12.4. Государственная пошлина.

Плательщики государственной пошлины, размер пошлины, сроки уплаты пошлины. Государственная пошлина при осуществлении Банком России юридически значимых действий.

Тема 12.5. Оказание услуг иностранным налогоплательщикам.

Особенности осуществления организациями финансового рынка финансовых операций на территории Российской Федерации с лицами, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Налог на прибыль – прямой налог, величина которого прямо зависит от итоговых финансовых результатов деятельности юридического лица.

Объектом налогообложения является прибыль – разница суммы доходов и суммы расходов организации.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

  • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
  • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

  • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

Налог на прибыль Объект налогообложения

Доходы Классификация доходов

Доходы — это суммы полученные от основного вида деятельности (доходы от реализации), а также от прочих видов деятельности (внереализационные доходы). Такие как: доходы от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и т.д. При исчислении налога на прибыль все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) .

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных ранее, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах.

Внереализационные доходы.

Внереализационными доходами являются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, например такие как:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • в виде процентов, по договорам кредита, займа, банковского вклада;
  • и т.д.

Доходы исчисляются на основании документов налогового учета, первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Часть доходов освобождена от налогообложения. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении предусмотрен ст. 251 НК РФ. :

  • в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка;
  • доход в виде взносов в уставный капитал юридического лица;
  • в виде имущества или средств, полученных по договорам кредита или займа;
  • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором;
  • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

Расходы.

Расходы — это документально подтвержденные и экономически обоснованные понесённые затраты организации. Их можно разделить на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (стоимость сырья и материалов, зарплата работников, амортизация основных средств и т.д.), и на внереализационные расходы (судебные и арбитражные сборы, отрицательная курсовая разница и др.). Также, существует закрытый перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Например: взносы в уставный капитал, дивиденды, погашение займов и т.д.

Расходы на производство и реализацию, понесённые в течение отчетного (налогового) периода:

— Прямые (ст. 318 НК РФ):

  • Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ);
  • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 256-259 НК РФ);
  • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ).

— Косвенные (ст. 318 НК РФ) —

все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ):

  • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • расходы на выпуск собственных ценных бумаг;
  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
  • затраты в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика;
  • расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д.

Прямые расходы

ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Таким образом, прямые расходы учитываются в уменьшение базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике организации перечень прямых расходов для целей налогообложения, связанных с производством товаров (работ, услуг).

Сумма косвенных расходов

на производство и реализацию товаров (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме.

Расходы, оговоренные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные юридическим лицом доходы. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все расходы, перечисленные в данном перечне, не могут уменьшать доходы организации.

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Налоговый период. Отчетный период

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

Налог на прибыль — налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый период- год.

Налоговая декларация

Налоговая декларация предоставляется:

  • Не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
  • Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций заполняется и подается в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Декларацию необходимо предоставить в ИФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периодаНе позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
— уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
— уплачиваемые ежеквартально
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежиЕжемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя доходаВ течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

Налоговый учет

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

Особенности регионального законодательства

Информация ниже приведена для Республики Марий Эл.

Налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:

Налоговые доходы от добычи нефти и газа являются одним из основных источников пополнения бюджета России.

На текущий момент на уровень добычи нефти в России оказывает негативное влияние ряд существенных внутренних и внешних факторов. К числу основных внешних факторов можно отнести падение мировых цен на нефть вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры мировой экономики в целом и нефтяного рынка в частности, а также экономические санкции против России. К внутренним факторам относится снижение качества запасов российской нефти, падение добычи действующих месторождений, недостаточность инвестиций в новые технологии, повышающие нефтеотдачу, что препятствует эффективной добычи нефти в отношении как выработанных так и новых месторождений.

До недавнего времени существующая система налогообложения нефтяной ренты в условиях высоких цен на нефть позволяла успешно решать фискальные задачи, обеспечивая доходы бюджета на достаточно высоком уровне, при этом задача регулирующего воздействия налогообложения, призванная стимулировать увеличение добычи нефти за счет повышения ее эффективности, как таковая не решалась. Справедливости ради нужно отметить, что действующий режим обложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предусматривает определенные изъятия по трудноизвлекаемым запасам, налоговые льготы, однако системный подход на законодательном уровне, позволяющий эффективно решать задачу стимулирования доходности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти отсутствует.

В этой связи в текущих условиях усиления негативного воздействия как внешних так и внутренних факторов игнорирование регулирующей роли налогообложения нефтяных доходов в угоду фискальным интересам наряду с другими причинами в конечно счете может негативно отразить на перспективах развития добычи нефти, а, следовательно, и на доходах бюджета. Поэтому предпринимаемые в последнее время законодательные инициативы по изменению существующей системы налогообложения нефтяной ренты путем введения налога на финансовый результат и налога на добавленный доход являются очевидно давно назревшими и необходимыми.

Действующий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предусматривает обложение налогом объема добычи нефти. При этом при расчете налога применяются коэффициенты, которые должны позволять учитывать специфику добычи конкретных месторождений. Вместе с тем на практике указанные коэффициенты не позволяют в полной мере обеспечить учет всех геологических, географических и иные подобных факторов, влияющих на качество добычи нефти. При этом идею дальнейшей дифференциации ставок за счет введения новых коэффициентов, либо дополнения или изменения существующих вряд ли можно признать рациональной, учитывая количество тех условий и характеристик, которые должны приниматься во внимание, а также, принимая во внимание, что указанные характеристики и условия не являются статичными, а в течение времени изменяются.

В этой связи более эффективным представляется подход, предполагающий замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с объема добычи на финансовый результат, что в наибольшей степени соответствует задаче экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях, а значит, в конечном счете, и фискальным интересам государства. В идеале налогообложение финансового результата должно приводить ко взиманию больших налогов в период максимальной доходности добычи и разработанности месторождения и соответственно к уменьшению налогового бремени при выработанности месторождения, либо в начале ее разработки, стимулируя налогоплательщика повышать эффективность добычи на данных этапах.

На текущий момент идея обложения финансового результата в отношении низкодоходных месторождений нашла свое отражение в законодательных инициативах по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на добавленный доход (НДД). И тот и другой налог предполагает налообложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти в отношении низкодоходных месторождений: НДД – для новых, НФР – для действующих. НФР планируется облагать доходы от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и доведение до товарного состояния. Расходы на капиталовложения списываются в ускоренном порядке. Предлагаемая максимальная ставка налога 60%. НДД облагается выручка за вычетом эксплуатационных затрат и капитальных вложений. При этом в отличие от НФР капиталовложения предполагается вычитать сразу. Ставка налога рассчитывается с учетом отношения накопленного дохода к накопленным затратам.

Оценивая указанные законопроекты , следует отметить, что предлагаемые к введению НФР и НДД выгодны для налогоплательщиков, поскольку являются в целом более гибкими налоговыми инструментами, нежели действующая система налогообложения в виде НДПИ. Если при существующем режиме налогоплательщик фактически никак не заинтересован работать с труднодоступной нефтью, то при переходе на налогообложение финансового результата учет затрат на разработку и добычу трудноизвлекаемых запасов позволяет снизить налоговую нагрузку, вкладывая тем самым сохранившиеся средства в развитие технологий и инфраструктуры, повышая эффективность добычи таких трудноизвлекаемых запасов.

Переход на налогообложение финансового результата в перспективе выгоден и бюджету - даже если в моменте доходы бюджета от налогообложения добычи труднодоступной нефти снизятся, в перспективе предпринимаемые меры по повышению эффективности добычи такой нефти должны позволить увеличить объемы добычи, и тем самым доходы бюджета. В то же время очевидно, что в текущей ситуации полный отказ от НДПИ является невозможным в силу фискальных причин, что подтверждается и представителями Минфина России в своих оценках указанных законодательных инициатив. В этой связи наиболее правильным решением был бы некий поэтапный переход к новой системе налогообложения с учетом оценки результатов эффективности ее применения. Так указанную систему можно было бы ввести изначально в отношении новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, а затем распространить ее действие на выработанные месторождения, и впоследствии на остальные действующие месторождения.

В идеале новая система должна обеспечить универсальный механизм налогообложения, применимый в отношении всей добычи, как действующих высокодоходных скажин, так и в отношении уже выработанных или новых трудноизвлекаемых запасов исходя из рентабельности их добычи. При этом очевидно, что предлагаемый механизм налогообложения финансового результата уже на данном этапе требует дальнейшей проработки, в том числе в части уточнения порядка расчета налоговой базы, условий и оснований учета расходов на капитальные вложения. Предлагаемая система ускоренного списания не должна давать оснований для ее рассмотрения в качестве возможности компенсации непродуктивных затрат за счет бюджета.

Одновременно и для налогоплательщиков переход от НДПИ к новой системе не должен приводить к ухудшению условий налогообложения существующих льготируемых проектов. Для чего налоговый эффект от перехода на новую систему налогообложения по таким проектам должен быть заранее просчитан и учтен при формировании соответствующего механизма налогообложения во избежание непрогнозируемых рисков увеличения налоговой нагрузки по таким проектам.

Налогообложение ИИС вызывает большой интерес у инвесторов, так как инвестирование само по себе набирает обороты, и государство предоставляет возможности по экономии на налогах при использовании индивидуального инвестиционного счета. Что такое ИИС, какие сделки проводят с его использованием и как уплачивать налоги по таким сделкам? Рассмотрим эти вопросы в нашем материале.

Что такое ИИС

ИИС - это индивидуальный инвестиционный счет. Порядок ведения и обслуживания ИИС закреплен в ст. 10.2-1 федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Индивидуальный инвестиционный счет - это особый вид брокерского счета, поэтому ИИС открывает брокер или управляющий для учета ценных бумаг или денежных средств физлица.

ВАЖНО! Закон предусматривает наличие лишь одного индивидуального инвестиционного счета у человека.

Чем отличается обычный брокерский счет от ИИС? Пользователи ИИС льготы по налогам получают от государства.

По видам льгот различают два вида ИИС: типа "А" и типа "Б". Получить оба вида льгот нельзя, налогоплательщик должен выбрать что-то одно:


Инвестиционный вычет носит заявительный характер. По умолчанию, если гражданин не предоставит необходимого пакета документов, инвестиционный вычет он и не получит.

Вычет по типу "А" можно получить в налоговой инспекции, вычет по типу "Б" - у налоговиков или у брокера.

В чем суть вычетов?


Итак, ИИС предназначен для инвестиций, от которых получают доход. А где есть доход, есть и налоги с дохода. При пользовании ИИС какие налоги надо платить? Как и кто уплачивает налоги ИИС? Читайте далее.

По каким сделкам платят налоги на ИИС

Какие сделки можно совершать с использованием ИИС, покажем на схеме:


То есть с помощью ИИС можно совершать любые действия и применять любые финансовые инструменты, торгующиеся на российских площадках - Московской и Санкт-Петербургской биржах.

При получении дохода от инвестиционных операций: продажа акции, выплата дивидендов, получение купонов - законодательство обязывает физлицо уплачивать налог с дохода. Но для разных видов доходов, полученных по ИИС, уплата НДФЛ может отличаться. Ниже в статье разберем этот вопрос по каждому виду дохода в отдельности.

Когда уплачиваются налоги

Чтобы ответить на вопрос о налогообложении доходов на ИИС, надо разграничить виды доходов. Доходы бывают текущие в виде полученных дивидендов и купонов или по итогу финансового результата - прибыль или убыток от покупки/продажи ценных бумаг.


То есть налогообложение дивидендов на ИИС носит особый характер.

Кто должен отчитываться и уплачивать налоги

По общему правилу обязательства по исчислению и уплате НДФЛ могут быть возложены как на налогоплательщика, так и на налогового агента. Налоговый агент - это источник выплаты дохода физическому лицу. Именно он рассчитывает налог, удерживает из дохода, подлежащего перечислению физлицу, и уплачивает в бюджет.

По доходам, связанным с операциями, проводимыми на ИИС, налоговым агентом является брокер. Однако если физлицо не разбирается в рынке ценных бумаг, он может открыть ИИС и передать права на его ведение в доверительное управление (управляющей компании). В этом случае все решения о покупке и продаже ценных бумаг будет принимать доверительный управляющий за дополнительное вознаграждение. Тогда именно доверительный управляющий будет налоговым агентом. Так что само физлицо не должно быть озабочено порядком исчисления и процессом предоставления отчетности по полученному инвестиционному доходу. Если человек хочет уменьшить налог к уплате, воспользовавшись одним из типов вычета, он должен собрать необходимые документы и заявить о своем желании брокеру или обратиться непосредственно в налоговый орган. Состав пакета документов и место их представления зависят от выбранного типа вычета.

Расчет налога по финансовому результату ИИС

Налог по операциям на ИИС рассчитывается брокером ежегодно, но уплачивается только при выплате дохода (если таковой имеется) при закрытии счета. Финансовый результат определяется по ИИС обособленно, то есть не берутся в расчет прибыль и убытки по иным операциям, например по простому брокерскому счету.

При закрытии ИИС брокер должен быть уведомлен о том, какой тип вычета - "А" или "Б" - будет использовать владелец счета. Если выбран вычет типа "А", то брокер по положительному финансовому результату рассчитает налог и уплатит его в бюджет.

Если выбран тип вычета "Б", то освобождению от налога подлежит весь доход, полученный по операциям на ИИС. В таком случае брокер не будет удерживать налог.

Порядок расчета налога на дивиденды на ИИС

Дивиденды - это доход собственника компании. Дивиденды можно получать, участвуя в обществах с ограниченной ответственностью или владея акциями акционерного общества.

С применением ИИС можно покупать дивидендные акции компаний, торгующихся на Московской и Санкт-Петербургской биржах, и получать доход. Дивиденды в ИИС стоят особняком, так как дивиденды на ИИС облагаются налогом в любом случае, получить вычет по дивидендам нельзя.

При выплате дивидендов брокер, являясь налоговым агентом, удерживает из их суммы НДФЛ и перечисляет его в бюджет. На счет физлица поступает размер дивидендов, который уже очищен от налога. Периодичность выплаты дивидендов устанавливается компанией, выпустившей акции. Таким образом, физлицо налог на дивиденды на ИИС самостоятельно не уплачивает и не отчитывается по нему.

НДФЛ на дивиденды составляет 13%. Некоторые брокеры дают возможность выводить дивиденды на иной брокерский счет, не на ИИС. В этом случае у физлица появляется возможность снять эту сумму. Если же брокер перечисляет дивиденды только на ИИС, то снимать их до истечения трех лет с момента открытия ИИС не рекомендуется. В противном случае ИИС закрывается и автоматически теряется право на получение налоговых льгот по ИИС - инвестиционных вычетов. Но суммы дивидендов, оставшихся на ИИС, можно использовать для дальнейших инвестиций по этому счету.

Отметим еще раз, что никакие вычеты по НДФЛ: ни социальные, ни имущественные, ни инвестиционные, ни стандартные - не действуют при получении дохода в виде дивидендов, несмотря на то что он облагается налогом по ставке 13%.

Налогообложение купонов на ИИС

На ИИС помимо акций можно покупать облигации. Облигация - это ценная бумага организации, приобретя которую, физлицо дает этой компании свои деньги в долг. За это компания выплачивает физлицу доход - купон - в виде фиксированного процента от стоимости облигации.

По истечении заранее определенного времени облигация должна быть погашена, то есть вкладчику возвращается номинальная стоимость бумаги.

Каков процесс налогообложения купонов на ИИС? С 2021 года правила налогообложения купонного дохода изменились. Полученный таким способом доход облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов в общем порядке. Как и в случае с дивидендами, налоговым агентом при этом является источник выплаты дохода, поэтому инвестору не придется заботиться о соблюдении закона в части уплаты налогов. За него всё сделает брокер.

Но есть важное отличие купонного налогообложения на ИИС типа "Б" от налогообложения дивидендов. Дело в том, что налог на купонный доход на ИИС типа "Б" можно не платить, то есть применить к нему вычет.

В связи с этим возникает следующая трудность, которая заключается в порядке работы брокера. Дело в том, что какой тип вычета - "А" или "Б" - выбрал держатель ИИС, может стать известно брокеру только при закрытии счета, так как определяться с типом вычета при открытии ИИС необязательно. Если брокер как налоговый агент удерживает НДФЛ сразу при выплате купона, то у налогоплательщика при выборе вычета типа Б получается излишне уплаченный налог, который впоследствии можно вернуть. Если же брокер удерживает налог на купонный доход при закрытии ИИС, то при выборе налогоплательщиком ИИС типа "Б" он просто не будет удерживать НДФЛ. При выборе ИИС типа "А" налог будет удержан. Как именно работает брокер, надо узнавать у его сотрудников.

Нюансы евробондов

Евробонд - это облигация, номинированная в валюте. Суть налогообложения евробондов аналогична сути налогообложения облигаций. Здесь та же ставка налога - 13%, те же условия уплаты и те же налоговые вычеты. Разница лишь в том, что весь доход пересчитывается в рубли по курсу. А это значит, что при колебаниях курса валюты сумма налога может увеличиться за счет возможного увеличения суммы дохода: перерасчет идет по курсу на дату события - покупки или продажи евробонда.

Куплены 3 облигации по 500 евро, а проданы эти же 3 облигации по 800 евро. Курс евро по отношению к рублю поднялся. Расчет производим в рублях, поэтому переводим суммы покупки и продажи в рубли по курсу, который действовал на дату покупки и продажи соответственно. Пусть курс на день покупки был 1 евро = 80 руб., на день продажи 1 евро = 90 руб. Рассчитываем налогооблагаемую базу: 3 × (800 × 90) – 3 × (500 × 80) = 96 000 руб. Рассчитываем налог: 96 000 × 0,13 = 12 480 руб. Очевидно, что при меньшем колебании курса валюты доход и налог были бы меньше.

С 01.01.2019 данное правило подсчета налога по еврооблигациям Минфина отменено. Доход считается целиком по курсу, актуальному на дату продажи облигаций.

Рассмотрим тот же самый пример, но с учетом расчета налога по новым правилам.

Рассчитываем налогооблагаемую базу: 3 × (800 × 90) – 3 × (500 × 90) =81 000 руб. Рассчитываем налог: 81 000 × 0,13 = 10 530 руб.

Налогообложение иностранных акций на ИИС

По иностранным акциям можно получать как дивидендный доход, так и доход от купли/продажи. Налогообложение иностранных акций на ИИС аналогично налогообложению российских акций:

  • 13% с финансового результата - разницы между доходом (сумма, полученная от продажи акций) и расходами (сумма, затраченная на покупку акций плюс расходы на содержание акций, например, брокерская комиссия);
  • инвестору необходимо быть налоговым резидентом;
  • расчеты производятся в рублях;
  • брокер - налоговый агент;
  • применяется вычет типа "Б" (вычет типа "А" не имеет к продаже акций никакого отношения).

При получении дивидендов по иностранным акциям ситуация несколько иная. Процент налога на дивиденды выше, чем по российским акциям. Например, по дивидендам акций США будет удержан налог в размере 30%. Этого можно избежать, если подать брокеру форму W-8BEN. В таком случае брокер удержит 10% НДФЛ, а физлицу придется самостоятельно доплатить 3% и отчитаться формой 3-НДФЛ в налоговую инспекцию. Формой W-8BEN вы подтверждаете, что не являетесь налогоплательщиком США и получаете льготу, так как между РФ и США подписано соглашение об избежании двойного налогообложения.

Налог на ETF и БПИФы на ИИС

БПИФы и ETF - это уже готовые портфели, куда входит набор ценных бумаг. По некоторым из них дивиденды выплачиваются непосредственно инвестору, по другим дивиденды используют для дальнейшего инвестирования внутри самих фондов. Налогом на ИИС по ETF облагается финансовый результат, то есть разница между покупкой и продажей. Ставка для резидентов - 13%. Налоговым агентом является брокер. Если налогоплательщик пользуется вычетом типа "Б", то налог ему платить не придется.

Налог на валюту, приобретенную на ИИС

Повторим, что внести на ИИС валюту напрямую нельзя. Ее можно купить там за рубли. И продать аналогичным способом. При разнице курсов на этой операции можно получить доход. По данному доходу брокер не является налоговым агентом, а потому к такой операции не применяются налоговые инвестиционные вычеты. Следуя букве закона, налогоплательщик обязан самостоятельно заявить о полученном доходе путем подачи декларации и уплатить налог. Однако об этом догадывается мало кто из инвесторов, в итоге такое физлицо-инвестор может быть привлечено к ответственности в виде штрафов за неподачу 3-НДФЛ и за неуплату налога. Кроме того, ему будут начислены пени.

Все подробности налогообложения при покупке-продаже валюты узнайте из статьи "Покупка валюты на бирже физическим лицом - налогообложение". (надо поставить ссылку на эту статью после ее публикации)

Резюме

Культура инвестирования в России активно развивается. Государство этому способствует, в том числе, законодательно утвердив такой вид брокерского счета, как ИИС. По нему можно получить налоговые вычеты и увеличить доход. На ИИС торгуют ценными бумагами и другими активами, допущенными к торгам на Московской и Санкт-Петербургской биржах. Разные финансовые инструменты облагаются налогом на доходы по-разному. Однако в основном налоговым агентом по НДФЛ является брокер, поэтому физлицу, как правило, не надо рассчитывать и уплачивать налог.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Налогообложение добычи нефти в нашей стране было и остается предметом особой дискуссии. Законодательство в этой части меняется практически ежегодно. Только в последние два года были введены новые системы налогообложения добычи углеводородного сырья на шельфе, установлены специальные режимы для налогообложения добычи нефти из труднодоступных залежей, был проведен масштабный «налоговый маневр» — перераспределение налоговой нагрузки между экспортом, добычей и переработкой нефти. И, несмотря на то, что президент РФ Владимир Путин в конце прошлого года предложил на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и «к этому вопросу больше не возвращаться», попытки перекроить налогообложение в нефтяном секторе не прекращаются.

Министерство энергетики и нефтяные компании предлагают уже в этом году приступить к более масштабной реформе налогообложения в нефтяном секторе, основанной на налогообложении чистого дохода. Основная цель реформы – предотвратить падение добычи в традиционных регионах. На первый взгляд, идеология этой реформы понятна и давно известна – перейти от налогов с выручки к налогам, основанным на прибыли от деятельности по добыче нефти. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что появившаяся идея о переходе на налог на финансовый результат является не системной налоговой реформой, а лишь способом дальнейшего расширения налоговых льгот посредством более «технологичного» механизма, чем привычные уже понижающие коэффициенты к ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или налоговые каникулы по этому же налогу. Этот подход более не применим, так как он не позволяет предоставлять льготы по индивидуальному признаку, что и является основной целью предлагаемой реформы.

Напомним, что действующая система налогообложения в нефтяной отрасли основывается на совокупности экспортной пошлины и НДПИ. Оба этих налога исчисляются от выручки, определяемой на основании цены нефти, и соответственно не учитывают затраты, связанные с разработкой и добычей сырья. Вместе с тем перемещение добычи углеводородного сырья в новые регионы, увеличение сложности месторождений и растущая степень выработанности действующих месторождений приводит к дифференциации затрат по разработке разных месторождений, снижению рентабельности инвестиционных проектов и соответственно – к необходимости принятия все новых льгот.

Как следствие этого процесса мы наблюдаем все возрастающую сложность налогового законодательства: собственно говоря, большинство изменений законодательства последних лет сводились к установлению новых и дифференциации имеющихся льгот, понижающих коэффициентов, специальных ставок, понижающих коэффициентов и т.д. Очевидным выходом из этой постоянно раскручивающейся спирали налоговых льгот является переход к универсальному рентному налогу, в условиях которого уровень налоговой нагрузки напрямую зависел бы от рентабельности конкретного проекта по добыче сырья. В мировой практике такие налоги, как правило, называются налогами на дополнительный доход.

Нельзя сказать, что идея перехода к универсальному налогу является новой — еще в начале 2000х годов рассматривались законопроекты, предусматривающие установление в России налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Тогда предполагалось (и это соответствует лучшей мировой практике), что для каждого месторождения будет определяться показатель, близкий по правилам расчета к валовой норме доходности инвестиционного проекта по разработке этого месторождения. Далее, в зависимости от реальной доходности проекта должна определяться величина дополнительного дохода и в зависимости от этой величины будет рассчитываться налоговая ставка (по прогрессивной шкале ставок) и определяться сумма налога. При этом механизм исчисления налога предполагал определенные защитные механизмы - в частности, от чрезмерного роста затрат. В силу ряда причин в то время была принята система более простых и, как впоследствии оказалось, более выгодных для бюджета налогов.

Однако идеи по реинкарнации НДД в форме налога на финансовый результат, которые материализовались в законопроекте, внесенном в Государственную Думу законодательным собранием Ханты-Мансийского АО, на наш взгляд, не только дискредитируют саму идею НДД, но ставят под угрозу устойчивость нефтегазовых доходов бюджета в сегодняшний и так непростой период. Высокий уровень бюджетных доходов от нефтегазового сектора позволил реализовать многие программы президента и правительства, а также не допустить существенного ухудшения ситуации в России в кризисные времена. Даже с учетом этого обстоятельства отрасль предлагает первоначально снизить налоговую нагрузку для ограниченного числа конкретных месторождений (их число колеблется от 12 до 35 в зависимости от участников обсуждения), а по истечении 3-5 лет принять окончательное решение о распространении новой системы на все месторождения в традиционных регионах нефтедобычи. Причем предлагаемый режим основывается на введении фактически для избранных месторождений вместо НДПИ дополнительного налога на прибыль по высокой ставке 60% с немедленным вычетом инвестиций с повышающим коэффициентом, а также неограниченным переносом убытка на будущее. Еще одной удивительной особенностью нового налога (в том виде, в котором он поступил в парламент) является и то, что его параметры подобраны таким образом, что капитальные затраты на добычу нефти полностью возмещаются за счет государства. При таких налоговых условиях ожидать эффективности инвестиций вряд ли приходится, но их рост участники эксперимента гарантировать точно способны.

Из-за давления нефтяных компаний, а также фактически выступающего от их имени законодательного собрания ХМАО, правительство вынуждено всерьез рассматривать эти предложения. Между тем, их суть сводится к избирательному установлению льготного налогового режима для некоторых инвестиционных проектов, отобранных произвольно и не объединенных никакими общими признаками (например, там есть и новые, и достаточно выработанные месторождения), кроме одного – в силу объективных обстоятельств они не могут претендовать на какие-либо из установленных сейчас льгот. При этом авторы инициативы предлагают принимать это решение как эксперимент по введению нового налога, но не предлагают никаких критериев для оценки успешности такого эксперимента.

К сожалению, спор о том, нужно ли с помощью налога на финансовый результат льготировать добычу нефти на отдельных месторождениях, не позволяет начать гораздо более важную со стратегической точки зрения дискуссию о том, как должна быть в долгосрочной перспективе построена система налогообложения добычи нефти в России?

Новые налоги – для новых месторождений

Исходя из соображения экономической и бюджетной эффективности, новую систему налогообложения добычи нефти надо внедрять на базе НДД и преимущественно для новых месторождений, гринфилдов, то есть тех участков недр, разработка которых либо была начата незадолго до, либо уже после внедрения нового налога. При разработке всех остальных месторождений, затраты на которые уже были понесены в старых налоговых условиях, следует сохранить в среднесрочной перспективе действующую налоговую систему со всеми ее многочисленными льготами и освобождениями, которые применяются и в настоящее время. В долгосрочной перспективе, после отработки НДД на новых месторождениях, возможно подумать о его более широком внедрении в области.

Если же вспомнить о проблеме падения добычи нефти в традиционных регионах - во многом это естественный процесс, связанный с истощением крупных месторождений, разрабатываемых с 70-80-х годов прошлого века (Самотлор, Приобское, Федоровское, Ромашкинское), – то выборочное снижение налоговой нагрузки на отдельные месторождения с текущей совокупной добычей в 20-30 млн. тонн в год, возможно, сможет остановить этот процесс в среднесрочной перспективе (добыча в Западной Сибири снижается на 2-3 млн. тонн ежегодно), но, как уже говорилось выше, сделано это будет исключительно за счет государства. Расширение перечня месторождений – счастливчиков, попавших в перечень, скорее всего, позволит даже временно нарастить добычу, при этом выгоды для нефтяных компаний очевидны, для государства, в условиях секвестра бюджета и риска потратить на покрытие дефицита бюджета весь Резервный фонд в ближайшие годы, совсем нет. Также очевидным представляется и тот факт, что естественный процесс можно лишь замедлить и то, пока у государства есть на это ресурсы, остановить – не получится.

Между тем, цели поддержания объемов добычи нефти в целом по стране в долгосрочной перспективе необходима активизация работ и ускоренный ввод в разработку новых крупных месторождений, расположенных в новых регионах нефтедобычи (Иркутская область, Красноярский край, Якутия, континентальный шельф), требующих больших капитальных инвестиций. Существующая фискальная система не оптимальна именно для таких месторождений, что замедляет их разработку.

Введение нового налога на таких месторождениях гораздо менее рискованно для доходов федерального бюджета, поскольку сейчас для них действуют льготы по НДПИ и экспортной пошлине на нефть. Более того, введение НДД на этих месторождениях позволило бы избавиться от субъективных факторов при предоставлении льгот по экспортной пошлине, установив в качестве администратора налоговые органы. Сейчас оценка обоснованности права на миллиардные льготы по экспортной пошлине, а также контроль за текущей доходностью льготируемого проекта производится Министерством энергетики на основании данных, представленных самими пользователями недр на основании технических проектов, рассмотренных Минприроды, но подготовленных опять же самими пользователями недр (интересующиеся степенью обоснованности принятия таких решений могут для примера проследить историю предоставления льготы по экспортной пошлине Дулисьминскому нефтегазоконденсатному месторождению).

А для проектов, которые предлагается стимулировать с помощью эксперимента по налогообложению финансового результата, основной стимул для активизации добычи состоит не в уровне налоговой нагрузки, а в уровне цен на нефть. Так, при цене нефти в 1-2 $/bbl никто не думал разрабатывать Северное море, однако рост цен в начале 1970-х годов до 12-13 $/bbl, и до 20-30 $/bbl в конце 1970-х сделал возможной разработку таких проектов. До середины 2000-х никто не думал об активной разработке глубоководного шельфа Мексики или сланцевой нефти, но когда цена нефти перешла с уровня $30-40 на уровень $80-100, такие проекты приобрели свою инвестиционную привлекательность. Вряд ли стоит пытаться обогнать время.

Нефтяники режим не выбирают

При этом чрезвычайно важно, чтобы у налогоплательщиков не было возможности выбора налоговой системы в зависимости от того, какой режим представляется наиболее выгодным, а переход на новую систему был обязательным для всех проектов, удовлетворяющих определенным условиям, которые предстоит установить. Это позволит избежать ситуации, когда новая налоговая система применяется лишь в тех случаях, когда она приводит к снижению общего уровня налоговой нагрузки. Налоговая реформа, приближая систему налогообложения к оптимальному уровню, не может приводить лишь к одним выгодам для налогоплательщиков – снижение налогов в одних случаях вполне может сопровождаться увеличением нагрузки в тех ситуациях, когда в действующих условиях она неоправданно занижена.

Нельзя при прочих равных условиях давать возможность выбора между действующей системой льгот и налогообложением дополнительного дохода – если сделан выбор в пользу системы, основанной на налогообложении дохода, система «старых» льгот должна не конкурировать с НДД, а отмирать вместе с окончанием сроков разработки тех месторождений, где она применяется.

В этом и главный недостаток проведения эксперимента по внедрению нового налога на пилотных проектах: помимо очевидно долгосрочного характера любых инвестиционных проектов по добыче нефти, не позволяющего в течение 3-4 лет оценить эффект налоговых изменений, существует риск неполной репрезентативности выборки пилотных проектов. В отсутствие внятных критериев их подбора совокупность пилотов можно подобрать таким образом, чтобы заранее обеспечить заданный результат. Например, при подборе проектов в выборку можно включить ряд месторождений, применение нового налога на которых приведет к росту налогов и компенсирует недопоступление с остальных, при этом налогоплательщики, чтобы обеспечить успех эксперимента в виде роста добычи с пилотных проектов и добиться таким образом распространения новой системы на всю отрасль, могут достигать роста добычи на пилотных проектов даже в ущерб эффективности. Поэтому польза от такого эксперимента, если он будет проведен, будет весьма ограниченной.

Необходимо тщательно проработать вопросы определения налоговой базы и налоговой ставки (либо налоговых ставок). Следует понимать, что в условиях системы, основанной на налогообложении дохода, налогоплательщики не будут освобождены от уплаты обычного налога на прибыль, поэтому для избежания возможных искажений следует дать определение дополнительного дохода от продажи добытого сырья, а не пытаться дополнить действующую систему налогообложения.

Велик соблазн упростить систему – ввести налог на операционный денежный поток, назвав его налогом на финансовый результат, однако помимо экономических задач при введении новой системы не должны теряться и важнейшие для бюджета ценные свойства существующих налогов – стабильность и прогрессивность. Сейчас бюджет получает налоговые доходы от добычи нефти даже при отрицательном операционном денежном потоке в отдельные периоды, система налогообложения дополнительного дохода также может подразумевать уплату налога в таких случаях, если в целом инвестиционный проект приносит дополнительный доход.

Меняем в зависимости от доходности

Если мы обсуждаем контуры налоговой системы на долгосрочную перспективу, то ключевым ее элементом должна быть возможность увеличения налоговой ставки при существенном росте уровня доходности проекта – мы не знаем и не можем прогнозировать уровень цен на сырье на десятилетия (а именно на таком горизонте будет применяться новый налог), поэтому справедливо предусмотреть возможность более высоких уровней изъятия ренты в периоды супервысоких цен, ведь возможность снижения нагрузки при снижении прибыли от реализации нефти в этой концепции никем не оспаривается. Идеи по введению налогу на финансовый результат подразумевают дополнительное обложение прибыли по фиксированной ставке и не предусматривают ее изменение в зависимости от доходности проекта. Это лишь подчеркивает, что такие идеи слишком далеки от системной реформы.

Особое внимание предстоит уделить налоговому администрированию. Не исключено, что придется изменить и законодательство о недропользовании. Российская налоговая система находится в гораздо более высокой степени готовности к применению сложных систем налогообложения прибыли организаций, чем это было 10 лет назад, поэтому нет сомнений, что со временем удастся отладить новые механизмы администрирования. Эти механизмы должны обеспечивать, чтобы доходы и расходы от проектов по освоению разных месторождений, во-первых, не смешивались в одной базе, а во-вторых, не были подвержены манипулированию с целью искусственного перераспределения налогооблагаемого дохода между месторождениями. В любом случае новая налоговая система будет связана со значительно более сложными инструментами, чем используемые в секторе сейчас. Они во многом аналогичны методам, применяемым при контроле за трансфертным ценообразованием, и поэтому внедрение новой системы необходимо производить постепенно. В противном случае можно добиться результата, при котором 13% доходов бюджета будут зависеть не от цен на нефть и объемов добычи, а от способности бухгалтеров манипулировать доходами и расходами, учитываемыми при расчете налога.

При разработке системы НДД предстоит получить ответы на ряд других, не менее сложных вопросов, связанных как с конструкцией налога, так и с системой его администрирования, поэтому после принятия решений по «налоговому маневру», которые позволили несколько снизить налоговую нагрузку на добычу нефти за счет ее потребителей, необходимо определиться с основными целями и задачами универсальной налоговой реформы в нефтяной отрасли, разработать концепцию нового налога с учетом долгосрочного прогноза развития нефтяной отрасли и бюджетных последствий, а также проработать основные вопросы его администрирования. Очевидно, что разработка, а тем более принятие, любых законопроектов без проведения подобной работы не только преждевременна, но и крайне непродуктивна.

Читайте также: