Налог на электромобиль в казахстане

Опубликовано: 10.05.2024

Иллюстративное фото: freepik.com

Владеть автомобилем на электротяге становится трендом. Защита природы и все такое. Но, если по-честному, людей больше привлекает экономия на топливе и дорожных сборах. Это замечательно, однако есть одно «но» — цена, на которую значительным образом влияет ввозная пошлина на электромобили в Казахстане.

Пошлина на электромобили

В среднем стоимость электрокаров в 1,5–2 раза выше цены автомобиля с двигателем внутреннего сгорания того же класса. Поэтому, если применять к ним те же таможенные сборы, рынок электромобилей либо не сможет развиваться, либо будет делать это с черепашьей скоростью. Благо, правительство Казахстана понимает всю пагубность консервативной политики в отношении машин на электротяге: то и дело пошлина на их ввоз снижается.

Аналитик: Бороться нужно не с переводами, а с оплатой крупных покупок «налом»

В октябре 2017 года таможенная пошлина на электромобили составляет 17%. Многие подумают: ничего ж себе послабление, чего же я жду? Где мои 90 тысяч долларов? Немедленно бегу покупать Tesla.

Да, сейчас все не так радужно. Однако до первого сентября 2017 года за ввоз электрокаров государство ничего не брало. То есть пошлина была нулевая, но теперь выросла до прежнего уровня.

Возможно, снижение таможенного сбора повторится. Например, в 2014-м пошлина уже падала до нулевой отметки, потом выросла до 5%, а затем до 17%. Кроме этого периодического послабления, на электромобили распространяются и постоянные:

  • Утилизационный сбор при первичной регистрации составляет 50% от ставки для автомобилей того же класса с двигателем внутреннего сгорания.
  • Плата за первичную регистрацию машины старше одного года — 0,25 МРП. На октябрь 2017-го это около 570 тенге.
  • Владельцы машин на электротяге освобождаются от уплаты транспортного налога на них.

Как опередить инфляцию в Казахстане

Такие льготы необходимы, чтобы стимулировать развитие рынка, а также инфраструктуры для обслуживания электромобилей. Однако цифры показывают, что этого недостаточно. В Казахстане на 200 машин есть только одна универсальная электрозаправочная станция, которая использует технологию быстрого заряда.

Электромобили в Казахстане: производство и продажа

Уровень продаж электрокаров в Казахстане напрямую зависит от размера ввозной пошлины. Например, в период 2015–2016 гг. казахстанцы приобрели 65 машин различного класса. При этом только за первое полугодие 2017-го первичную регистрацию прошло 19 подобных автомобилей.

Несмотря на цену, самыми популярными остаются автомобили «Тесла». В 2017-м было продано девять машин Model X и четыре экземпляра Model S. Среди бюджетных моделей относительным спросом пользуется авто Renault Twizi — за первое полугодие продали два автомобиля.

Флаги протеста против новых налоговых правил вывесили казахстанские предприниматели

Что касается производства, то оно в Казахстане находится в зачаточном состоянии. В 2014 году были попытки наладить выпуск электроверсии автомобиля Kia Soul, однако дальше пробной партии дело не пошло.

Относительно недавно представили электрическую Lada Vesta. Это довольно интересный экземпляр для казахстанского рынка, так как на эту модель (при серийном выпуске на Усть-Каменогорском автомобильном заводе) будут распространяться льготы, как на электрокар и машину отечественного производства.

Развитие рынка электромобилей в Казахстане идет по замкнутому кругу. С одной стороны, для роста продаж необходимо создать инфраструктур, так как по обширным просторам Великой Степи на одном заряде особо не поездишь.

С другой — чтобы установить заправки не только в больших городах, но и вдоль дорог, нужен более высокий спрос на электрические автомобили. Что делать? Необходимо одновременное развитие обеих составляющих, привлечение инвестиций и чаще снижать пошлину. А как вы относитесь к электромобилям?

Как меняются взгляды жителей Казахстана на инвестиции

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

comments icon
Комментарии

Мир на пороге полного перехода от двигателей внутреннего сгорания к электрической тяге. Практически все известные мировые автоконцерны разработали и выпускают свои электромобили, а многие способны предложить целый модельный ряд. Получают распространение и электромобили в Казахстане, поскольку правительство республики содействует этому.

Электромобиль KIA Soul EV в Казахстане

  1. Что такое электромобили
  2. Электромобили в Казахстане: популярность и перспективы
  3. Доступные модели электрокаров в Казахстане и их стоимость
  4. Заключение

Что такое электромобили

Электромобиль – по сути, это обычное транспортное средство (автомобиль), в котором вместо двигателя внутреннего сгорания установлен электрический мотор, питающийся от аккумулятора увеличенной емкости. Такой силовой установкой могут оснащаться самые разные транспортные средства, от миниатюрных гольф-каров до полноценных тягачей, грузовиков и автобусов.

Благодаря экологичности и экономичности популярность подобных транспортных средств растет, и продажа электромобилей набирает обороты. Казахстан не является исключением.

Узнайте подробнее что такое электромобиль и о его плюсах и минусах.

Электромобили в Казахстане: популярность и перспективы

Бывший президент республики Н. Назарбаев говорил о том, что, по его видению, к 2025 году в Алматы и Астане останутся только электрокары. Был принят закон, который запрещает ввоз машин с двигателями внутреннего сгорания на территорию Казахстана с 2025 года.

На сегодняшний день одним из сдерживающих факторов распространения электромобилей является недостаточно развитая инфраструктура, неспособная удовлетворить большой спрос. Но государственная программа постепенно решает эту проблему: к 2021 году в Казахстане построено больше 200 электрозаправочных станций.

Уже сегодня каждый может купить электромобиль в Алматы. Более того, казахстанский автомобильный завод «АЗИЯ АВТО» собирает электрическую модель KIA Soul EV. Это, конечно, не полноценное собственное производство, но все же отечественная сборка значительно упрощает некоторые моменты по покупке и оформлению электрокара.

Кроме того, с 2017 года компания BMW начала официальную продажу в Казахстане своих моделей с электрической силовой установкой. В целом в стране делается все, чтобы альтернативный транспорт получил большее развитие и распространение.

Первой серийной моделью автомобиля с электрической силовой установкой, собранной на казахстанском заводе «Аллюр», стал электрокар JAC iEV7S. В этой модели применяется продвинутая система жидкостного охлаждения и подогрева батареи, благодаря чему автомобиль приспособлен к самым разным погодным условиям и может использоваться как в северных, так и в южных регионах республики.

Электромобиль JAC iEV7S в Казахстане

JAC iEV7S оборудован батареей в 39 кВт/ч и способен проехать на одном заряде до 280 км. Отличные показатели, учитывая, что это полноценный кроссовер.

Помимо этого, Ассоциация автомобильного бизнеса Казахстана работает над новым концептом национального электромобиля. Казахстанский электромобиль пока еще не получил окончательного названия и на данный момент остается лишь проектом. Но он уже имеет заинтересованных инвесторов, одним из которых является компания JAC.

Еще одним сдерживающим распространение электрокаров фактором является их стоимость, которая, как правило, выше на 30 (а иногда и на 40%), чем у автомобиля с ДВС того же класса.

Чтобы нивелировать разницу, правительства заинтересованных стран снижают пошлины на ввоз электрических видов транспорта и налоги на его содержание.

До сентября 2017 года налог на электромобиль в Казахстане при ввозе в страну отсутствовал полностью, а сейчас составляет 17 %.

Зато владельцы электрокаров освобождаются от уплаты транспортного налога, а утилизационный сбор при первичной регистрации для них вдвое ниже, чем при регистрации авто с ДВС.

Доступные модели электрокаров в Казахстане и их стоимость

Сколько стоит купить электромобиль в Казахстане и какие их модели доступны, во многом зависит от дилеров. Их в республике довольно большой выбор.

Кроме того, как уже упоминалось, налажено производство электрокаров KIA Soul EV и JAC iEV7S непосредственно в РК.

По словам президента компании «АЗИЯ АВТО», цена электромобиля будет зависеть также и от спроса на него. Это означает, что чем выше интерес населения к альтернативному виду транспорта, тем выше будет его стоимость. Такая позиция, правда, вряд ли найдет понимание у потенциальных покупателей.

Электрокар Тесла в Казахстане

Итак, в первую очередь электромобили на отечественном рынке Казахстана представлены премиальными моделями:

  • Tesla Model X имеет стоимость от 86 000 до 115 000 долларов США.
  • Цена электромобиля Tesla Model S варьируется в пределах от 66 000 до 109 000 долларов США.

Можно найти и более доступные модели:

  • Nissan Leaf – 30 000 USD.
  • JAC iEV5 – от 35 000 USD.
  • Renault Twizy – от 13 400 USD.
  • Цена Kia Soul EV стартует от 33 000 USD.

Не стоит забывать и о рынке подержанных автомобилей. Правда, в силу молодости рынка их в Казахстане очень мало. Приобрести подержанный электрокар можно только за рубежом, а это потребует уплаты налогов и госпошлин при ввозе и оформлении транспортного средства.

Также стоит отметить, что электрокар б/у – довольно рискованное мероприятие, так как вы не сможете полноценно оценить степень изношенности батареи. А батарея составляет около трети стоимости машины. Но в любом случае б/у электромобиль обойдется дешевле нового даже с учетом пошлин и налогов.

Заключение

Казахстанский автомобильный рынок только начинает развиваться. На нем представлены несколько весьма интересных моделей электрокаров, которые отвечают всем современным требованиям.

Правительство республики стимулирует распространение электромобилей, развивая инфраструктуру электрозаправочных станций, устанавливая сниженные налоги и различные льготы для владельцев такого транспорта.

Цены на электрокары в Казахстане, по прогнозам, будут снижаться с развитием рынка, появлением новых моделей от разных брендов и благодаря появлению подержанных автомобилей.


Налог на транспорт (Казахстан) в 2020 году вырос. При его расчете в текущем году за исходный, согласно Налоговому кодексу РК, принимают месячный расчетный показатель (МРП), установленный на 1 января 2020 года. Он составляет 2 651 тенге, что на 126 тенге больше, чем в прошлом году. Соответственно, увеличились и суммы, которые должны отдать в бюджет собственники автомобилей. Давайте рассмотрим, как рассчитать налог на транспорт в 2020–2021 гг.

Расчет налога на транспорт в РК 2020–2021 Как вычислить сумму государственного сбора?

Для этого необходимо знать налоговую ставку, которая прописана в статье 492 Налогового кодекса (НК). Для средств с объемом двигателя (в куб. см):

  1. МРП — ставка для владельцев авто с двигателем до 1,1 тыс.
  2. МРП — до 1,5 тыс. 3 МРП — до 2 тыс.
Для машин, чей объем двигателя больше 2,5 тыс., фискальные выплаты значительно возрастут:
  1. для средств с объемом 2,5 тыс. куб. см налог на транспорт (Казахстан) составил 6 МРП;
  2. до 3 тыс. куб. см — 9 МРП;
  3. заплатят 15 МРП владельцы средств с объемом двигателя до 4 тыс. куб. см;
  4. перечислять 117 МРП те автомобилисты, у кого объем двигателя транспортного средства превышает 4 тыс. куб. см.
Владельцы грузовых и специальных автомобилей (без учета прицепа) грузоподъемностью:
  1. до 1 т заплатят 3 МПР;
  2. до 1,5 т — уже 5 МРП;
  3. до 5 т — 7 МРП;
  4. если грузоподъемность машины больше 5 т — 9 МРП.
Для владельцев автобусов до 12-ти посадочных мест налог составит
  1. 9 МРП,
  2. до 25 — 14 МРП,
  3. а если в автобусе больше 25 посадочных мест — 20 МРП.

Налог на авто (РК) также зависит от места и времени выпуска транспорта.

Например, легковые автомобили с объемом двигателя более 3 000 куб. см, которые были произведены в Казахстане или ввезены на его территорию после 31 декабря 2013 года, облагаются налогом (статья 492, п. 2) следующим образом:

  1. от 3 000 до 3 200 — 35 МРП;
  2. от 3 200 до 3 500 — 46 МРП;
  3. от 3 500 до 4 000 — 66 МРП;
  4. от 4 000 до 5 000 — 130 МРП;
  5. более 5 000 — 200 МРП.
Важно учитывать, что правительство планирует повысить размеры МРП в 2021 году. Как только будет утвержден соответствующий проект, расчеты придется проводить с учетом новых показателей.


В случае если транспортный налог (РК) не будет уплачен в назначенный термин, государство оставляет за собой право ввести три вида санкций против неплательщика:

Начислить пеню

Существует ли административное наказание для неплательщиков налогов? На этот вопрос ответил Департамент государственных доходов, заявив, что в законодательстве РК не предусмотрено административной ответственности за неуплату налога на транспорт.

Но если по истечении 30 дней после указанного срока, то есть после 31 декабря 2021 года, у налогоплательщика имеется задолженность и она превышает 1 МРП для текущего года, то Департамент передает дело судебному исполнителю.

После этого злостным нарушителям начислят штраф и отправят уведомление о необходимости внести оплату. Если и этот подход не подействует, тогда судебный исполнитель вправе принять радикальные меры и заняться отчуждением имущества. Чтобы поддержать граждан в период пандемии, государство спишет пеню по налогам на транспорт для физических лиц по состоянию на 1 апреля 2020 года.

Установить ограничения на открытие банковских счетов

Вовремя не оплатили налоги на транспорт? Тогда налоговая служба вправе запретить открывать счета в банках второго уровня.

Исключение — счета для социальных выплат и других форм материального обеспечения населения.

Ограничить право на выезд должника за пределы страны

Для тех, чей долг по налогу составляет более 50,5 тыс. тенге, действуют жесткие ограничения. В таких случаях налагается запрет на выезд нарушителя за границу, пока задолженность не будет погашена.

Налог на транспорт в Казахстане: проверить и оплатить

Государство предприняло меры, чтобы максимально упростить процедуру оплаты транспортного налога для казахстанцев. У граждан нет необходимости лично приходить в налоговую инспекцию или ждать уведомления о том, что им за неуплату начислена пеня.


Проверить необходимость и сумму оплаты транспортного налога можно онлайн, посетив специальные сервисы:

Зайдите на egov.kz Пройдите несложную процедуру регистрации и в разделе под названием «Налоги и финансы» посмотрите, имеется ли у вас задолженность (на сайте так называется специальный подраздел). Запрос обрабатывается моментально, поэтому система сразу выдаст нужную информацию. Здесь же можно оплатить налоги на авто удобным способом (с банковской карты или расчетного счета). Система сгенерирует чек, который действителен для предъявления в налоговые органы.

Вычислите с помощью kgd.gov.kz

Комитет госдоходов на официальном сайте разместил калькулятор, который позволяет быстро и точно рассчитать налог на машину (РК).

Пользователю достаточно внести обязательные сведения, в число которых входит год исчисления налога, а также:

  1. Количество месяцев, за которые необходимо провести расчет.
  2. Вид транспортного средства.
  3. Диапазон значений объема двигателя.
  4. Точный объем двигателя.
Получив все необходимые данные, калькулятор произведет вычисления и выдаст результат.

Как узнать налог на транспорт по ИИН (Казахстан)

Вычислить сумму задолженности можно не только на официальных ресурсах, но и с помощью других сайтов. Например, зайдя на biznesinfo.kz, найдете список онлайн-сервисов, по которым физические и юридические лица могут проверить налоговую задолженность.

Для этого необходимо сделать:

  1. В специальную строку внести номер ИИН.
  2. Написать проверочный код.
  3. Нажать кнопку «Проверить».

Если нужно выяснить транспортный налог в Казахстане по всем базам данных, тогда воспользуйтесь кнопкой «Заказать полную проверку по ИИН».


Налог на авто в Казахстане в 2020–2021 гг. меняется, но благодаря специальным сервисам граждане Казахстана могут самостоятельно рассчитывать размер выплат и производить оплаты онлайн. Таким образом, процедура налогообложения становится максимально простой и доступной.

Читатели Kolesa.kz всё чаще спрашивают, как пригнать и растаможить в РК электромобиль. Отвечаем.

Желание пересесть на экологически чистый транспорт в последнее время на фоне растущих цен на ГСМ превращается из модного увлечения в банальное желание сэкономить. А будет ли выгода реальной? Давайте попробуем разобраться.

Растаможка

Платить таможенникам за ввоз электромобилей в Казахстане пока ещё требуется. Пошлины периодически обнуляют на небольшой срок, но вскоре вновь устанавливают. С 6 января 2019 года пошлину на транспортные средства с электродвигателем (кроме гибридов) снизили с 3 до 2 % от таможенной стоимости, включающей сумму в инвойсе или договоре купли/продажи, а также стоимость доставки и оформления. По соглашению с ВТО к 2021 году пошлины на электромобили должны довести до 0 %, но пока нужно платить.

Сколько стоит ввезти электромобиль в Казахстан?

После растаможки нужно уплатить НДС, который сегодня равен 12 % от таможенной стоимости авто, сложенной с растаможкой и таможенным сбором (20 000 тенге за декларацию, или 46.69 евро).

В перспективе планируется НДС и сбор за первичную регистрацию для электромобилей отменить. Но когда поправки в законы и кодексы примут, пока не известно. Единственное реально действующее сегодня послабление — легковые автомобили, оснащённые исключительно электродвигателями, не облагаются налогом на транспортные средства.

Сколько стоит ввезти электромобиль в Казахстан?

Утильсбор

Несмотря на нескончаемые разглагольствования казахстанских чиновников про заботу об экологии в стране, электромобили сегодня облагаются утилизационным сбором. Он, конечно, ниже, чем для обычных авто, но и маленьким его не назовёшь — 150 МРП, или 378 750 тенге.

Сбор за регистрацию

И наконец, при постановке на первичный учёт владельцу электромобиля останется только уплатить сбор за регистрацию. За новое авто, в возрасте до двух лет, он составит 0.25 МРП, или 631.25 тенге. В возрасте от двух до трёх лет — 25 МРП, или 63 125 тенге, а за более старые машины — 250 МРП, или 631 250 тенге.

Примерный расчёт

Предположим, вы купили в Европе (хотя на самом деле неважно где) Nissan Leaf 2017 года за 20 тысяч евро. Сильно старый электромобиль рассматривать не стоит — срок службы батареи обычно не превышает семи лет (правда, элементы всегда можно будет поменять). Около 1 500 евро ещё было уплачено за доставку машины в Казахстан. Сколько придётся заплатить сверх того на родине?

Сколько стоит ввезти электромобиль в Казахстан?

Платёж Расчёты Сумма в евро
Таможенная стоимость (цена + доставка + таможенный сбор) 20 000 + 1 500 + 46.69 21 546.69
Таможенная пошлина 2 % 430.9
НДС 12 % (таможенная стоимость авто + таможенная пошлина), то есть 12 % (21 546.69 + 430.9) 2 637.3
ЭВАК и СБКТС 189 000 + 50 000 тенге 559.53
Утильсбор 378 750 тенге 883.11
Сбор за первичную регистрацию 25 МРП, или 63 125 тенге 147.18
Итого платежей 4 616.93 евро, или 1 976 584.61 тенге*
Всего затрат 26 163.62 евро, или 11 200 735.8 тенге

* 1 евро = 428.1 тенге. Курс на 07.02.2019 г.

То есть по факту двухлетний Nissan Leaf со свежей батареей будет стоить 25-26 тысяч евро, то есть порядка 11 миллионов тенге, что, в принципе, очень даже неплохо для относительно нового авто. А если учесть, что дома потом не придётся платить за него налог, да сравнить стоимость электроэнергии с ценой ГСМ на казахстанских заправках, получится, что электромобиль вполне достойный выбор. По крайней мере, пока вы катаетесь в черте города, вблизи электророзеток.

Четырехзначный номер модели Tesla 3s прибыл в Европу

Сергей Иванов

В странах Таможенного союза отменили пошлины на ввоз электромобилей. Но не все так просто

С 4 мая 2020 года в странах Евразийского экономического союза отменены пошлины на ввоз электрических автомобилей. Речь идет о членах ЕАЭС: Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Армении и, конечно, России. Пошлины ранее уже обнуляли, но до сих пор это касалось только юридических лиц. Теперь, впервые, отмена касается и лиц физических. На первый взгляд это означает, что любой житель России теперь может получить шенгенскую визу и после окончания карантинов и самоизоляций пригнать себе из Германии «Теслу» по минимальной цене.

К сожалению, не все так просто. Мы постараемся объяснить о чем речь, какие подводные камни и как все же можно сэкономить.

Таможенные пошлины: сколько было и сколько стало

До 4 мая 2020 года для юридических и физических лиц в странах ЕАЭС ставки на ввоз электромобилей составляли 15% от их стоимости. Многие везли машины самостоятельно, к дилерам же предпочитали обращаться те, кто не хотел заниматься бумажной волокитой.

Для дилеров, то есть юридических лиц пошлины уже дважды отменялись, но каждый раз временно. Но серьезного эффекта пока это не давало, разве что представительства пробовали ввозить в Россию новые электрокары. К слову, еще раз напомним, что большинство электромобилей в России были ввезены подержанными. Главный электрокар на нашем рынке – это праворульный Nissan Leaf первого поколения и из Японии, и их количество продолжает увеличиваться.

Итак, с 4 мая вступили в силу новые правила ЕАЭС, согласно которым таможенные пошлины отменяются. К сожалению, временно: до 31 декабря 2021 года. Что называется, запомните эту дату, она, увы, может иметь принципиальное значение.

А зачем это вообще России?

Тут есть две версии: официальная и полуофициальная. Официальная звучит так: упрощение ввоза электромобилей увеличит их парк в России, что стимулирует развитие зарядной инфраструктуры, сервисов и всего прочего.

После этого можно будет возвращать пошлины обратно и уговаривать Илона Маска и других глав автоконцернов на то, чтобы они построили в России свои заводы. Мол смотрите: спрос есть, интерес есть, инфраструктура есть… осталось построить завод и беспошлино продавать машины российской сборки.

Неофициальная версия настаивает на том, что на отмене пошлин настояла Белоруссия, а в меньшей степени другие страны ЕАЭС. Армения, быть может Казахстан, Киргизия. «В Армении нет от пошлин никакого проку», – говорит представитель местного дилера. «Больше машин – лучше экономики, лучше людям. Рабочие места на сервисе, развитие солнечной энергетики, продажи солнечных панелей – всем выгодно».

Александр Григорьевич Лукашенко также в последние годы стал адептом чистого транспорта. Особенно на фоне повышения стоимости импортируемых энергоресурсов.

Так что, теперь все легко и просто?

Нет. В России, к сожалению, сложилось такое понятие как СТП – совокупный таможенный платеж. Под этой аббревиатурой скрывается целый ряд платежей, а дилеры и энтузиасты склонны включать в нее вообще все, что придется отдать государству при желании ввести электрическую машину в России.

Итак, загибайте пальцы. Плата за таможенное оформление. Нет, это не пошлина. Это отдельно. Но примерно 100 долларов отдать добры будьте.

Второе. Акциз. Да, есть и такой. Он очень сильно зависит от мощности. Но, например, для простой Tesla Model 3 с задним приводом этот взнос составляет 190 тысяч рублей. Напомним, речь идет не о таможенных пошлинах, которые отменили, а о дополнении.

Tesla начнет производство Model 3 уже в этом месяце

Третье и главное: НДС. Да–да, тот самый налог на добавочную стоимость в 20% от цены машины, который никто не отменял. С одной стороны, вам не надо платить VAT (аналог НДС в Германии), но с другой будьте добры заплатить российской казне.

Четвертое. СБКТС и тут же Эра-Глонасс. Первое расшифровывается ка Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Ну типа Tesla только по данным американских и европейских испытаний делает самые безопасные автомобили в мире. Для нас это не указ. Нам пожалуйста как минимум кнопку экстренного вызова Эра-Глонасс поставь, а лучше не ее одну.

Тут все очень сильно зависит от того, позаботился ли производитель о сертификации машины в России. Скажем, Jaguar I-Pace хотя и продается весьма условно, сертифицирован по полной. А безвестный китаец – ни разу. То есть серый дилер за свей счет должен не только ставить заветную кнопку Глонасса, но и устраивать краш-тесты либо же как-то иначе доказывать соответствие требованиям безопасности. Ой. Частникам проще: достаточно просто смонтировать коробочку Глонасса с кнопочкой Эры.

Пятое. Утилизационный сбор. Это такая хитрая штука, связанная со вступлением России в ВТО. Что потребовало от нас снижения таможенных пошлин. Мы уже тогда придумали пошлины снизить, но утилизационный сбор ввести. И вам его платить.

Ок, а есть лайфхаки?

Если кратко, то не понятно. Тут стоит для начала уточнить, что пока новыми правилами никто особенно не пользовался: в условиях коронавируса рынок стоит. Но есть надежда, что это не на долго.

Первый вариант – везти машины из Белоруссии. Вот что про это ясно уже сейчас. Первое, акцизами они не облагаются. В Белоруссии подобные акцизы уже отменены.

Второе: возможно, не придется платить утилизационный сбор. Мы поговорили с частными лицами, желающими купить электромобиль в Европе, зарегистрировать его в Белоруссии, а затем купить его у белорусских владельцев и привезти в Россию. Никто не знает до конца, что с утилизационным сборами будет. Не знают этого и серые дилеры.

По поводу НДС мнения также разделились. Основатель ютьюб-канала Rucars Электромобили Роман Рассудков надеется, что с физических лиц НДС при покупке машины у гражданина Белоруссии при в Россию взиматься не будет. «У нас же одно экономическое пространство, отметка об уплате налога в Белоруссии в России не требуется», – говорит Роман. Главное – подождать до 12 июня, когда в самой Белоруссии НДС отменят.

Дилеры не столь оптимистичны. «Про утилизационный сбор пока не ясно, но НДС заплатить придется точно, – говорит один из неофициальных поставщиков электрокаров в Россию. – Смешно звучит, но это подается как защитная мера. Да, электромобили в России считай что не выпускают. Но собирают другие машины сравнимой стоимости. Так что нам чиновники прямо говорят: НДС платить надо».

Ладно, будем надеяться на лучшее. Что брать то?

В том то и дело, что мало чего. В теории новые «Теслы», но они все равно остаются малодоступны большинству населения. Даже если отменят таможенные пошлины и НДС, с учетом падения рубля минимальная стоимость Model 3 все равно будет составлять миллиона четыре за совершенно пустой заднеприводный автомобиль с 55-киловаттной батареей.

Подержанные «Теслы»? Их стоимость не так уж и низка – спасибо Илону Маску за восьмилетнюю гарантию на аккумуляторы. Редактор канадского издания Elektrek.co Фрэдерик Ламберт не так давно купил себе Model X с пробегом под 700 тысяч километров! Без шуток, взял в одной прокатной конторе. Так вот. За какой-нибудь Porsche Cayenne или BMW X5 в западных странах при таком пробеге с вас попросили бы тысячи три долларов или евро. А Tesla Model X, которая была самой дешевой на рынке, обошлась Ламберту в 30 тысяч (!). Плюс доставка, плюс оформление на таможне, плюс Эра-Глонасс, плюс утилизационный сбор… и вы получаете машину миллиона за пять-шесть с ближайшим официальным сервисом в Финляндии с пробегом 700 тысяч километров. «Ну такое», – как еще недавно многие говорили.

Остается то же, что везут и сейчас: подержанные электрокары от массовых брендов прежних поколений. Volkswagen e-Golf, Nissan Leaf, Renault Zoe, BMW i3… не об этом вы мечтали, хотя если батька даст добро, то стоимость такой техники и правда снизится.

2013 Ниссан ЛИФ

Сейчас в России самый доступный и разумный вариант – это как раз Leaf. Его и сейчас можно купить по цене Lada Granta, но года 2013, праворульный и с убитой батареей, которая и новой емкостью не отличалась. В лучшем случае за те же деньги вы сможете рассчитывать на машины из Германии с нормальным рулем и года на три помоложе.

Вывод: нужна полная отмена пошлин, налогов и акцизов

Самое интересное, что через год вариантов станет гораздо больше. Концерн Volkswagen грозится начать массовый выпуск хетчбэков ID.3 и кроссоверов ID.4. За ним спешит и Skoda. Скоро парк Tesla Model 3 в Европе будет измеряться сотнями тысяч, а значит и предложений на вторичном рынке станет больше.

Наконец, до Западной Европы наконец могут доехать продвинутые электрические китайцы: они не первый год собираются.

И вот в этот самый благодатный момент, в декабре 2021 года, таможенные пошлины вновь вступят в силу. Обидно, честное слово.

Читайте также: