Налог на дивиденды в словакии

Опубликовано: 15.05.2024

Ситуация 1

Российская компания выплатила дивиденды гражданину РФ и удержала 13% НДФЛ. Однако на дату выплаты дивидендов данный гражданин являлся налоговым резидентом Словакии.

В этой ситуации возникают следующие вопросы: каковы налоговые последствия получения дивидендов от российской компании в России и Словакии; какие действия должен совершить участник компании для возвращения суммы излишне удержанного НДФЛ; имеет ли физическое лицо право учесть расходы на приобретение права требования при его перепродаже в соответствии с законодательством Словакии?

Налоговые последствия получения дивидендов от российской компании в России и Словакии. Ставки налога, применяемые в РФ и Словакии

В случае получения налоговым резидентом Словакии дохода в виде дивидендов от российской компании такой доход считается полученным нерезидентом из источников в России и подлежит налогообложению в России (п. 1 ст. 207, ст. 209, подп. 1 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 15% в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций,

Между Россией и Словацкой Республикой заключено Соглашение от 24 июня 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» (далее — Соглашение). Согласно п. 2 ст. 10 Соглашения дивиденды, выплаченные лицом с постоянным местопребыванием в России лицу с постоянным местопребыванием в Словакии, могут облагаться налогами в России и в соответствии с законодательством России. Но если получатель дивидендов имеет фактическое право на них, взимаемый налог не должен превышать 10% валовой суммы дивидендов.

Таким образом, при выплате дивидендов резиденту Словакии российская организация — налоговый агент (ст. 226 НК РФ) должна удержать НДФЛ по ставке 10% при получении подтверждения налогового резидентства на основании документа, удостоверяющего личность, или официального подтверждения его статуса налогового резидента Словакии, выданного компетентным органом Словакии — министром финансов Словацкой Республики или уполномоченным им представителем (п. 6 ст. 232 НК РФ, п. 1 ст. 3 Соглашения).

При этом на основании Закона о подоходном налоге Словакии налоговые резиденты Словакии подлежат налогообложению исходя из их совокупного мирового дохода.

В Словакии налоговая ставка подоходного налога составляет 7% при соблюдении следующих условий:

а) имеется специальная налоговая база в виде распределенных дивидендов;

б) физическое лицо является резидентом Словацкой Республики;

в) дивиденды поступают из страны, с которой у Словацкой Республики заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Поскольку с Россией такое соглашение заключено, то в рассматриваемой ситуации дивиденды будут облагаться по ставке 7% в Словакии.

Согласно п. 2 ст. 23 Соглашения применительно к Словацкой Республике двойное налогообложение устраняется путем предоставления скидки в виде суммы налога, уплаченного в Российской Федерации. Такое уменьшение, однако, не будет превышать ту часть словацкого налога (начисленного до получения скидки), которая относится к доходу, который в соответствии с Соглашением может облагаться налогом в Российской Федерации.

Вывод: дивиденды, выплачиваемые российской организацией резиденту Словацкой Республики, будут облагаться как в Российской Федерации по ставке 10%, так и в Словацкой Республике по ставке 7%, однако, исходя из положений Соглашения, налог в Словакии фактически уплачивать не придется.

Действия, совершаемые участником компании для возвращения суммы излишне удержанного НДФЛ

В рассматриваемой ситуации удержанный в РФ НДФЛ в размере 13% от суммы дивидендов превышает установленный Соглашением предельный размер налога, т. е. часть налога является излишне уплаченной.

Согласно п. 5 ст. 232 НК РФ, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в России каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном п. 6−9 данной статьи.

В соответствии с п. 7 ст. 232 НК РФ, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 231 НК РФ.

Таким образом, процедура возврата будет происходить следующим образом:

1) налогоплательщику необходимо представить налоговому агенту:

а) подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства,

б) нотариально заверенный перевод указанного подтверждения,

в) заявление на возврат налога;

2) возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом на банковский счет за счет сумм налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом заявления налогоплательщика;

3) если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налогоплательщику в срок, установленный п. 1 ст. 231 НК РФ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.

До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной им с налогоплательщика суммы налога агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

Право физического лица учесть расходы на приобретение права требования при его перепродаже согласно законодательству Словакии

В соответствии с гражданским законодательством Словацкой Республики права требования относятся к движимому имуществу.

Согласно Закону о подоходном налоге (ZÁKON zo 4. decembra 2003 o dani z príjmov) доходы от продажи движимого имущества подлежат налогообложению как иные доходы, при этом налоговая база может быть уменьшена на понесенные расходы.

Для налоговой базы до 35 268,06 евро установлена ставка 19%, в части превышения данной суммы доходы облагаются по ставке 25%

Ситуация 2

Чешская компания приобретает право требования к российской компании у физического лица — налогового резидента Словакии. Акционером чешской компании (100%) является физическое лицо, которое может быть налоговым резидентом России или Чехии.

В этой ситуации возникают следующие вопросы: какие налоги и в каком размере уплачиваются в Чехии при получении долга от российской компании; каковы налоговые последствия получения дивидендов от чешской компании налоговым резидентом РФ в России и Чехии; каковы налоговые последствия получения дивидендов от чешской компании налоговым резидентом Чехии; каковы налоговые последствия в Чехии выплаты чешской компанией денежных средств физическому лицу — налоговому резиденту Словакии по договору уступки права требования?

Налоги, уплачиваемые в Чехии при получении долга от российской компании

Согласно Закону Чехии о подоходных налогах (Zákon č. 586/1992 Sb. Zákon České národní rady o daních z příjmů) налоговой базой является разница между налогооблагаемым доходом и затратами. Таким образом, налог будет взиматься только с той суммы, которая является разницей между суммой возвращенного долга и расходами на приобретение долга.

Для юридических лиц устанавливается ставка налога на доходы в размере 19% [1].

Налоговые последствия получения дивидендов от чешской компании налоговым резидентом РФ в России и Чехии

Согласно подп. 1 ст. 209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками в том числе от источников за пределами Российской Федерации.

По общему правилу дивиденды, получаемые резидентами России, подлежат обложению налогом в России по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

На основании Закона о подоходных налогах Чешской Республики нерезиденты Чехии уплачивают подоходный налог только с доходов, полученных в Чешской Республике. К таким доходам, в частности, относятся доходы от ценных бумаг.

Основная ставка налога для физических лиц в Чехии составляет 15%, при этом она может быть увеличена по национальному законодательству (прогрессивная ставка налогообложения).

Однако с учетом п. 2 ст. 10 Конвенции между Правительством Р Ф и Правительством Чешской Республики от 17 ноября 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» в Чехии — стране источника дохода — налоговая ставка будет ограничена 10%.

Налоговый резидент РФ имеет право на вычет уплаченного в Чехии налога (п. 2 ст. 23 указанной российско-чешской Конвенции).

Зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. При этом суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы (п. 2 ст. 232 НК РФ).

К налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства (для Чехии — министр финансов или его уполномоченный представитель), и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, его сумма, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык (п. 3 ст. 232 НК РФ).

Место получения дивидендов при наличии определенного статуса резидента РФ не влияет на налогообложение.

Налоговые последствия в Чехии выплаты чешской компанией денежных средств физическому лицу — налоговому резиденту Словакии по договору уступки права требования

Согласно п. 1 ст. 20 Договора между Словацкой Республикой и Чешской Республикой об избежании двойного налогообложения [2] доходы резидента Словакии у источника в Чехии, не упомянутые в предыдущих статьях данного Договора, подлежат налогообложению только в Словакии.

Вывод: выплата чешской компанией денежных средств по договору уступки права требования резиденту Словакии не будет облагаться налогом в Чехии.

Налоги в Словакии платят как резиденты, так и нерезиденты. Особенно это касается подоходного налога. Все виды доходов облагаются, что относится и к специальным выплатам, и к доходам от занятости.

Высчитывание прогрессивной ставки зависит от уровня доходов.

Налоги в Словакии

Что представляет собой налогообложение

Если сравнивать с другими странами, то налогообложение в Словакии можно назвать щадящим. Оно включает следующие налоги:

  • На прибыль.
  • НДС
  • Акцизы.
  • На недвижимое имущество.
  • На транспорт.
  • Иные местные налоги.

Что представляет собой налогообложение

Кратко о налогообложениях в Словакии

На доходы

Если оборот за месяц не превышает 5400 евро, то размер налоговой суммы за год составляет 300 евро. Если у частного предпринимателя есть дети, в его отношении действует «налоговый бонус». Он составляет 250 евро на одного ребенка.

Если оборот больше 5400 евро/месяц, то предприниматель обязан выплатить следующие налоги и отчисления:

  • Государственную страховку — 63 евро в месяц. Она покрывает все возможные случаи, связанные со здоровьем как самого предпринимателя, так и его детей. Для жены требуется отдельная страховка.
  • Отчисления в пенсионный и социальный фонд — 100–150 евро ежемесячно.

На добавленную стоимость

Стандартный налог на добавленную стоимость — 19 %. Регистрацию для уплаты НДС владелец ЧП проходит в том случае, если товарооборот за последний год превышает сумму в 50 000 евро.

Принимается во внимание только оборот со словацких резидентов.

Если человек не является резидентом, тогда ему нет нужды регистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.

Нужно также регистрироваться следующим категориям:

  • Лицам, которые на протяжении 12 месяцев в другом государстве Европейского союза приобретали товары стоимостью больше 14,0 тыс. евро.
  • ИП или юридическим лицам, приобретшим бизнес в Словакии, либо вошедшим в долю после подписания договора.
  • Зарубежным организациям, продавшим ИП для личного потребления подакцизные товары.
  • Зарубежным организациям, действующим на словацкой территории и являющимся субъектами оплаты НДС.
  • Зарубежным организациям, продающим частным лицам, не прошедшим регистрацию на словацкой территории, товары на общую сумму более 50,0 тыс. евро.

Акцизы

К подакцизным товарам относят следующие:

  • Природный газ.
  • Топливо (минеральное).
  • Каменноугольный газ.
  • Чистую алкогольную продукцию.
  • Электричество.
  • Спирт.
  • Табачную продукцию.
  • Пиво.
  • Вино.

Местные налоги

Основной налог — на недвижимое имущество.

недвижимое имущество

Выплачивается теми, кто владеет

Иные местные налоги выплачиваются на следующее:

  • Переработку промышленных отходов.
  • Домашних питомцев (собак).
  • Переработку коммунальных отходов.
  • Пользование общественными местами.
  • Нахождение в местах скопления достопримечательностей.
  • Торговые автоматы.
  • Ренту.
  • Игровые автоматы.

Для юридических лиц

Налог актуален в отношении лиц, имеющих ИП и являющихся резидентами. Оплата осуществляется с общемирового дохода. Этот налог также платят предприниматели с прибыли, которая была получена в пределах границ юрисдикции.

Когда рассчитывается налоговая база, обычные расходы исключаются. Размер ставки составляет 22 % (была снижена на 1 % в 2014 году). Капитальный прирост облагается по ставке 22 %.

Запрещается переносить назад убытки. Все потери, которые были объявлены после 2014 г., переносятся максимум на четыре года. Налогообложение не касается дивидендов.

Контрагент самостоятельно определяет налоговый год. Обычно предприниматели равняются на календарный год.

Когда роялти или проценты выплачиваются нерезиденту, налог у источника составляет 19 %. Если резиденту делаются отчисления с любого офшора, то ставка — 35 %.

Минимальный налог составляет 400 евро. В будущем эту сумму планируется увеличить.

В Словакии котируется гербовый сбор.

Когда учредитель регистрирует новую фирму, размер суммы, которая взимается с него, составляет 166 евро. При этом бенефициар обязан подать документы в электронном формате. Если перечень справок представляется в бумажном варианте, бенефициару предстоит сделать отчисление в сумме 332 евро.

Для физических лиц

Налог взимается с общемирового дохода лиц, которые являются резидентами. А также это относится к общемировому доходу лиц, полученному на территории страны. Плательщики при этом могут быть нерезидентами.

Налогообложение касается дохода от занятости в стране. Сюда входят все дополнительные льготы и выплаты.

Прогрессивная ставка и подоходный налог

Взимание подоходного налога осуществляется по прогрессивной ставке

Наниматель удерживает налог из з/п служащего.

Минимальная зарплата в Словакии в 2021 году — 520 евро/месяц. Размер средней заработной платы — 1000, максимальной з/п — 2700 евро/месяц.

Налогоплательщики обязаны подавать декларацию. А также ими в течение года производятся ежеквартальные и ежемесячные отчеты. Если выявляются нарушения, накладываются штрафы.

Размер НДС

Все организации, которые ведут экономическую деятельность на территории страны, являются плательщиками НДС в Словакии.

Налог взимается с предоставления услуг и продажи товаров. В отношении некоторых медицинских и фармацевтических товаров применяется сниженная ставка налога — 10 %. Страховые и финансовые услуги освобождаются от налогообложения.

Дополнительные налоги и виды отчетности

К иным налогам и сборам относятся следующие:

  • Отчисления на социальное страхование. До 35,1 % месячной валовой з/п сотрудника вносится нанимателем.
  • Налог на квартиру или дом. Принимается во внимание как временное пользование недвижимым имуществом, так и владение им. Налог взимают муниципальные власти.

Основные типы отчетности

Вид отчетности Описание
Налоговая Размер выплат налогоплательщик определяет самостоятельно. Принимается во внимание база ежегодной декларации. Отчетность подается в госорганы в течение 90 суток по прошествии отчетного периода
Финансовая Готовить и сдавать нужно каждый год. Содержит сведения о балансе компании, об убытках и доходах предприятия. Отражает реальное материальное положение фирмы
Annual Return Подавать нужно каждый год. Документ содержит сведения относительно уставного капитала, об управляющих предприятия и акционерах. Если данные изменятся, в отчет вносятся исправления. Неактуально для резидентов
Аудит Является обязательным только для тех компаний, что выполнили два из трех условий: в штате есть не более 30 служащих, сумма активов — не меньше 1 000 000 евро, товарооборот снижен не менее чем на 2 000 000 евро.

Если порядок отчетности и ее сроки нарушаются, фирма обязана уплатить штраф в размере 32 000 евро.

Преимущества налоговой лицензии

Она представляет собой минимальный налог на прибыль, который выплачивается фирмой в бюджет. Предприниматели обязаны выплачивать налоговую прибыль даже в том случае, когда фирма получила убыток за 12 месяцев.

Оборот организации оказывает влияние на сумму налоговой лицензии. А также принимается во внимание, является ли фирма плательщиком налога на добавочную стоимость.

Лицензия

Налоговая лицензия не выплачивается:

  • Фирмами, которые находятся в процессе ликвидации.
  • Лицами, имеющими частное предприятие.
  • Фирмами, находящимися в процессе банкротства.
  • Юридическими лицами (платить не нужно за 12 месяцев до основания фирмы).
  • Публичными АО.

Заключение

Довольно щадящая система налогов позволяет российским предпринимателям относительно легко открывать в Словакии свое дело. В будущем это помогает им получить ВНЖ, ПМЖ, а потом и гражданство.

Смотрите видео о налогах и ВНЖ в Словакии.

Налогообложение в Словакии.

Для получения развёрнутой информации о финансовой системе Словакии, применительно к программе бизнес-миграции, следует ознакомиться с рядом основных законодательных актов.

1. Закон «О пребывании иностранцев» (Zákon № 404/2011 o pobyte cudzincov a o zmene a doplnení niektorých zákonov), в последней редакции от 1.1.2012 года. Текст закона на словацком языке можно скачать на сайте Министерства внутренних дел Словацкой Республики - http://www.minv.sk/?pobyt-cudzinca. Это закон регулирует пребывание иностранцев на территории Словакии, на основании различных типов виз. Обзор основных положений закона можно найти, например, здесь - http://chemodan.com.ua/slovakia/news.php?news_id=6009.

2. Следующий полезный нормативный акт – это Торговый (Коммерческий) кодекс (Zákon č. 513/1991, Obchodný zákonník). Закон устанавливает виды юридических лиц, требования к бухгалтерскому учету, регулирует общие правила заключения сделок между предпринимателями (поручительство, момент заключения сделки и момент исполнения обязательств, указание цены, и др.), отдельные виды договоров – договор о будущем договоре, договор купли-продажи, поставки, продажи предприятия, складского хранения, и другие.

3. Гражданский кодекс (Zákon č. 40/1964, Občiansky zákonník). Кодекс определяет общие принципы гражданского права, регулирует различные виды сделок, права наследования, определяет общие положения семейного права. Положения о защите прав потребителей также содержатся в Гражданском кодексе.

4. Закон «О предпринимательстве» (Zákon 455/1991, Živnostenský zákon). Этот закон регулирует вопросы ведения предпринимательской деятельности и лицензирования разных видов деятельности. Согласно закону, предпринимательской деятельностью («живностью») является комплексная деятельность, осуществляемая самостоятельно, от своего имени, под собственную ответственность, с целью получения прибыли. Для осуществления большинства видов деятельности (за исключением, например, сдачи в аренду недвижимости) необходимо разрешение (лицензия) – так называемый, «живностенский лист». Условия его получения зависят от вида деятельности.

5. Закон «О бухгалтерском учете» (Zákon 431/2002, o účtovníctve). Закон определяет требования к ведению бухгалтерского учета и отчетности, требованию к документации и ее хранению.

6. Трудовой кодекс (Zákon № 311/2001, Zákonník práce). Кодекс регулирует трудовые отношения в Словакии, устанавливает требования к трудовым договорам, рабочему времени, времени отдыха, заработной плате, порядок увольнения работникам и т.д. Трудовые отношения всегда должны быть оформлены письменным трудовым договором. Продолжительность рабочего времени в Словакии составляет 40 часов в неделю. Минимальная продолжительность отпуска – 4 недели, а для работников старше 33 лет – 5 недель.

7. Закон «О налоге на прибыль» (Zákon № 595/2003, o dani z príjmov). Закон регулирует налог на прибыль для юридических и физических лиц.

8. Закон «О налоге на добавочную стоимость (НДС)» (Zákon № 222/2004 o dani z pridanej hodnoty).

Налог на прибыль.

С 1 января 2013 года ставка налога на прибыль юридических лиц составляет 22%.

Ставка налога на прибыль физических лиц составляет:

• 19 % с базы налогообложения, которая не превышает 176,8-кратный размер МРОТ ( 35 000 евро в год).

С 2017 года ставка налога на прибыль будет снижена и составит 21%

Резиденты Словакии уплачивают налог с дохода, полученного на любой территории. Нерезиденты уплачивают налог на прибыль, полученную из источников, находящихся только в Словакии. Налогооблагаемая прибыль включает в себя доходы от занятости и бизнеса, доходы от аренды и т.д. Инвестиционный доход в виде дивидендов обложению не подлежит.

Дивиденды освобождены от налогообложения .

Общество с ограниченной ответственностью (s.r.o.), которое имеет реальное содержание (постоянное представительство, реальная деятельность), может (с учетом директивы ЕС “О дочерних и материнских компаниях”) получать дивиденды от дочерней компании в другой стране ЕС и распределять их в пользу «активных» партнёрств с ограниченной ответственностью. Так как распределение дивидендов не облагается налогом в Словакии и так как ограниченное партнерство может получать дивиденды от корпорации без налога, в Словакии нет дальнейшего налогообложения. На практике, этим часто пользуются, открывая дочерние компании в странах ЕС, где высока закредитованность банковской системы. Это, например, страны Прибалтики, Греция, Италия, Румыния и др. Таким образом, минимизируется риск потерь от возможных налогов и сборов в этих странах.

Если владельцы партнёрств с ограниченной ответственностью являются резидентами в другой стране, у которой есть соглашение о двойном налогообложении со Словакией, налогообложение прибыли партнёрств с ограниченной ответственностью подлежит Словацкой системе налогообложения в соответствии со статьей 7 Закона «О налоге на прибыль» большинства соглашений об избежании двойного налогообложения.

Страны, с которыми подписано соглашение об избежании двойного налогообложения

Босния и Герцеговина

Россия

Подоходный налог в размере 35% применяется в случае, если выплаты производится в страны, с которыми нет соглашения об избежании двойного налогообложения, или соглашения об обмене налоговой информации.

НДС

Плательщиком НДС обязаны зарегистрироваться предприятия, торговый оборот которых составляет более 49,79 тыс. €. Компании, чей оборот меньше могут самостоятельно выбрать статус плательщика НДС.

Стандартная ставка НДС с 2011 г. составляет 20%. При этом пониженная ставка 10% предусмотрена для медицинских продуктов, некоторых книг и брошюр. Некоторые услуги, например финансовые и страховые освобождены от уплаты налога.

Налогообложение доходов физических лиц

Налог на доходы в Словакии прогрессивный. Доходы до 35 002,31 € в год облагаются по ставке 19%, доходы свыше - по ставке 25%. Также предусмотрен дополнительный налог для некоторых государственных служащих в размере 5%.

Важно . Акционер компании (s.r.o) может одновременно быть директором. В этом случае, он подаёт в налоговую службу заявление об отказе от получения заработной платы. В результате, директор (акционер) не платит никаких налогов (подоходный, в фонды соцстрахования и медстрахования), но получает дивиденды, не облагаемые налогом. Если же директор получает заработную плату, то, помимо уплаты налога, отчисления в фонды производит и он сам, и s.r.o.

Налог на недвижимое имущество физических лиц.

Данный налог является местным и уплачивается собственником недвижимости. Величина налога зависит от стоимости квадратного метра. Ставка устанавливается на местном уровне, базовая ставка составляет 0,25%.

При продаже имущества, находившегося в собственности более 5 лет, налог не взимается.

О регистрации и ликвидации s.r.o.

Словакия является членом ЕС, никогда не состояла в черных списках Кабмина, FATF, ОЭСР. Показателем популярности Словакии является также очень большое число регистрируемых компаний с ограниченной ответственностью. К примеру, за 2015 год количество вновь зарегистрированных компаний составило 16 000.

Для повышения инвестиционной привлекательности, в Словакии появилась возможность зарегистрировать компанию с ограниченной ответственностью (s.r.o.) с уставным капиталом 1 EUR (до этого уставный капитал компании с ограниченной ответственностью составлял 5 000 EUR).

Форма s.r.o удобна ещё и тем, что владелец несёт финансовую ответственность за компанию только в сумме уставного капитала в 5 000 евро. Тогда как владельцы ИП, кооперативов и АО отвечают по обязательствам всем своим имуществом и активами.

После получения постоянного вида на жительство, резидент-владелец компании может её ликвидировать . Для этого у компании не должно быть задолженности по налогам и сборам.

Также компанию можно продать . Наиболее распространённой формой является введение нового владельца миноритарным акционером в продаваемое s.r.o с последующей переуступкой полного пакета акций от прежнего акционера. Налог в данном случае не взимается. Стоимость продажи готовых s.r.o – не плательщиков НДС составляет от 5 000 евро, плательщиков – от 8 000 евро

В соответствии с Соглашением между правительствами РФ м СР об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, вступившего в силу 01 мая 1997г :

Лица с постоянным местопребыванием

- Для целей настоящего Соглашения выражения "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве" и "лицо с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве" означают любое лицо, которое по законодательству Договаривающегося Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации или любого иного аналогичного критерия. Это выражение, однако, не включает лицо, которое подлежит налогообложению в Договаривающемся Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве, или в отношении находящегося в нем имущества.

- Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся Государствах, его положение определяется следующим образом:

a) оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Государство, в котором лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если лицо не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно обычно проживает;

c) если лицо обычно проживает в обоих Государствах, или если лицо обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, гражданином которого оно является;

d) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает лицо в качестве своего гражданина, или если ни одно из Договаривающихся Государств не считает его таковым, компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

Доходы от недвижимого имущества

Доходы, полученные лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества (включая доходы от эксплуатации сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

Прибыль от предпринимательской деятельности

Прибыль от предпринимательской деятельности, полученная лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, подлежит налогообложению только в этом Государстве, если такое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если деятельность осуществляется в другом Договаривающемся Государстве через постоянное представительство, то прибыль упомянутого выше лица может облагаться налогами в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к деятельности этого постоянного представительства.

Корректировка облагаемой прибыли

a) лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или имуществе лица с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве; или

b) одни и те же лица прямо, или косвенно участвуют в управлении, контроле или имуществе лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и любого лица с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве,

и в любом случае между двумя лицами в их предпринимательских или финансовых отношениях имеются, или введены условия, отличающиеся от тех, которые имели бы место между независимыми лицами, тогда любой доход, который мог бы быть зачислен одному из них, но не был зачислен из-за таких условий, может быть включен в доход этого лица и, соответственно, обложен налогом.

В случае, если доход был включен одним Договаривающимся Государством в доход лица и вследствие этого обложен налогом, а затем, в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи включается также другим Договаривающимся Государством в доход другого лица, то первое Государство может сделать соответствующую корректировку суммы налога, исчисленной первому лицу с такого дохода. При определении такой корректировки будут учитываться другие положения настоящего Соглашения, а компетентные органы Договаривающихся Государств будут при необходимости консультироваться друг с другом.

Доходы от работы по найму

заработная плата и другие подобные вознаграждения, полученные лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, подлежат обложению налогами только в этом Государстве. Однако если работа по найму осуществляется в другом Договаривающемся Государстве, то полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогами в этом другом Государстве.

Виды доходов лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, независимо от того, где они возникают, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, облагаются налогами только в этом Государстве.

Положения пункта 1 не применяются, если получатель таких доходов является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство или предоставляет в этом другом Государстве независимые личные услуги посредством находящейся там постоянной базы, и право или имущество, в связи с которыми получен доход, действительно связаны с таким постоянным представительством или постоянной базой

Устранение двойного налогообложения

Применительно к Российской Федерации двойное налогообложение устраняется следующим образом:

если лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации получает доход или владеет имуществом, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогами в Словацкой Республике, сумма налога на такой доход или имущество, уплаченного в Словацкой Республике, будет вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода или имущества в соответствии с законодательством и правилами Российской Федерации.

Применительно к Словацкой Республике двойное налогообложение устраняется следующим образом:

при налогообложении лиц с постоянным местопребыванием в Словацкой Республике Словацкая Республика может включать в базу для налогообложения доходы, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут также облагаться налогами в Российской Федерации, но при этом будет разрешено уменьшение суммы налога, уплаченного в Российской Федерации. Такое уменьшение, однако, не будет превышать ту часть словацкого налога (начисленного до получения скидки), которая относится к доходу, который в соответствии с настоящим Соглашением может облагаться налогом в Российской Федерации.

Обмен информацией

Компетентные органы Договаривающихся Государств будут обмениваться лишь той информацией, которая необходима для применения положений настоящего Соглашения или для выяснения положений внутреннего законодательства обоих Государств, касающегося налогов, на которые распространяется Соглашение. Обмен информацией не ограничивается статьей 1. Любая полученная Договаривающимся Государством информация будет считаться конфиденциальной, так же, как и информация, полученная по внутреннему законодательству этого Государства, и будет раскрыта только лицам или органам (включая суды и административные органы), связанным с определением, взиманием, принудительным взысканием или исполнением решений в отношении налогов, на которые распространяется настоящее Соглашение. Такие лица или органы будут использовать информацию только для таких целей. Они могут раскрывать эту информацию в ходе открытого судебного заседания или при принятии судебных решений.

Ничто в пункте 1 настоящей статьи не будет толковаться как обязывающее компетентные органы одного Договаривающегося Государства:

a) проводить административные меры, противоречащие законодательству или административной практике этого или другого Договаривающегося Государства;

b) предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычной административной практики этого или другого Договаривающегося Государства;

c) предоставлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную тайну или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике.

3. Если компетентный орган одного Договаривающегося Государства в соответствии с настоящей статьей делает запрос, компетентный орган другого Договаривающегося Государства будет пытаться получить необходимую информацию, как если бы это касалось лица с постоянным местопребыванием в этом другом Государстве, даже, если это другое Государство не нуждается в такой информации. По просьбе компетентного органа одного Договаривающегося Государства компетентный орган другого Договаривающегося Государства будет пытаться предоставить необходимую информацию и, в частности, такую, как свидетельские показания и копии оригиналов документов (включая книги, документы, заявления, записи, счета) в том же объеме, в каком показания и документы могут быть получены по законодательству и административной практике этого другого Государства в отношении своих собственных налогов.

3. Открыть банковский счет в СР может как физическое, так и юридическое лицо

Необходимые документы для открытия счета

- для физ. лица: загранпаспорт и документ о получений ВНЖ в Словакии

- для юридического лица: выписка с торгового реестра Словакии и присутствие владельца компании или директора

Касательно зачисления больших сумм переводом, банк не требует никаких документов, но согласно директивы ЕС 3.AML , 4.AML (anti-money laundering law) проверяются переводы выше 10 000,-eur случайным выбором.

Нет разницы между реализацией банк. переводов со стран ЕС и РФ, так как нестандартные трансакции все равно проверяются.

Если инвестиция превышает 5 млн.EUR государственная помощь для развития регионов с высокой мерой безработицы для сектора: промышленности, технологии, туризма и центра стратегических услуг. Помощь оказывается на приобретение материальных и нематериальных активов. Налоговые льготы и вклад на создание рабочих мест.

Парламент Словацкой Республики принял в четверг 23-го ноября 2016 года поправки к закону «о подоходном налоге», согласно которым Словакия возвращается к налогу с дивидендов, который был отменен 13 лет назад. Тем не менее, особо переживать не стоит, поскольку в законе осталось еще несколько частей налоговой реформы начала века, используя которые налог можно не платить.

Парламент принял и другие поправки, о них напишем в следующих статьях.

Напомним, что с 2011 г. существует обязательство уплаты медицинских отчислений с дивидендов, сначала в размере 10% и потом в размере 14%. Однако в случае отчислений и в отличие от нового налога с дивидендов существовал максимум, с которого отчисления уплачивались. На 2016 г. этот максимум был на уровне 51 480 евро и максимальная сумма отчислений, таким образом, составила 7 207,20 евро.

Проще всего это видно на следующем примере:

Дивиденды и отчисления в Словакии в 2016 г.
Дивиденды Сумма отчислений
10 000 € 1 400 €
50 000 € 7 000 €
100 000 € 7 207,20 €
1 000 000 € 7 207,20 €

Кроме максимального размера отчислений, отличительной чертой действующей на данный момент системы было то, что обязательство уплаты отчислений касалось только лиц, имеющих медицинскую страховку на территории Словакии. Следовательно, отчисления с дивидендов не уплачивали лица без страховки, чаще всего иностранцы.

Министерство финансов сначала предложило налог в размере 15%, представители предпринимателей, понимая, что налог будет введен, предложили 5% и правительство в итоге пришло с идеей 7%, которую парламент одобрил, несмотря на рост ВВП Словакии, падение безработицы и подъем налоговых доходов государства, причем правительство продолжает тратить больше и больше средств и, вместо их экономии, вводит новые налоги. Введение налога с дивидендов является типичным примером работы нынешнего правительства, когда вместо очень простой системы (нет налога с дивидендов и точка) вводится налоговая схема с несколькими вариантами процентных ставок и способов уплаты налога.

Первая возможность касается случаев, когда дивиденды выплачивает словацкое юридическое лицо налоговому резиденту Словакии. В таком случае фирма, выплачивающая дивиденды, удерживает налог в размере 7%, перечисляя его в государственную казну и физическое лицо поучает дивиденды, пониженные на сумму налога.

Вторая возможность касается случаев международной выплаты дивидендов, когда второй страной является государство, с которым Словакия подписала соглашение об избежании двойного налогообложения. При выплате дивидендов в такую страну словацкая фирма либо платит налог в размере 7% или в размере, указанном в соглашении, но не более 7%. Аналогичный случай возникает при получении дивидендов из страны, с которой подписано соглашение. Налог уплачивается в соответствии с соглашением.

Третий пример – это случай, когда словацкая фирма выплачивает дивиденды из Словакии налоговому резиденту страны, с которой не подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. Обязательство уплаты налога переходит на словацкую фирму, которая удерживает налог в размере 35% и перечисляет сумму пониженную на этих же 35%. Данный пример касается получателей, как физических, так и юридических лиц.

Четвертый случай используем при получении дивидендов из страны, с которой не подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. Плательщик дивидендов уплачивает налог согласно законам своей страны, но, несмотря на это, словацкий получатель дивидендов обязан уплатить налог в размере 35%.

Пятая возможность является самой лучшей и касается случаев, когда словацкая фирма перечисляет дивиденды другой словацкой фирме. Такие дивиденды не являются объектом налогообложения ни у плательщика дивидендов, ни у их получателя.

А последняя возможность возникает, когда фирма выплачивает дивиденды своему работнику. Для него этот вид дохода считается трудовым доходом и он, правильнее говоря, фирма вместо него, обязан уплатить налог, социальные отчисления и медицинские отчисления в таком же размере, как в случае зарплаты. В данном случае теряется на налогах и отчислениях больше всего.

Нововведение является хорошей новостью для большинства словацких мелких предпринимателей, а также иностранцев со словацкой страховкой, с размером дивидендов приблизительно до 100 000 евро. С этой суммы платили отчисления в максимальном размере 7 207,20 €, сейчас будут платить 7% без максимума. При сумме дивидендов 105 000 € отчисления были бы в размере 7 207,20 €, сейчас будет налог уже в размере 7 350 €. У иностранцев без ПМЖ в Словакии была очень простая возможность как не платить отчисления – просто отменить страховку. Для словаков с ПМЖ в Словакии это было не так уж просто, но и они могли, например, заключить трудовой договор в Австрии и отменить трудовой договор в Словакии, путем чего у них возникло медицинское страхование в Австрии и прекратилось словацкое. Были у словаков и иностранцев и другие возможности.

Используя примеры дивидендов, указанные выше, получим следующее сравнение старой и новой системы.

При выплате дивидендов, получаемых в 2017 г. за 2016 г., будут уплачиваться отчисления, налог касается дивидендов от прибыли, полученной, начиная с 2017 г.

У иностранцев, не имевших словацкую страховку, не было обязательства уплаты отчислений, и они получали всю сумму дивидендов. Сейчас такие иностранцы обязаны будут уплачивать налог в размере 7% при выплате дивидендов. Однако, грамотный бухгалтер знает, какие легальные возможности дает закон для того, чтобы обязательства уплаты налога с дивидендов не возникало.

Юридическое лицо является налоговым резидентом Словакии, если оно зарегистрировано в Словакии или если управление и контроль над его деятельностью осуществляется в Словакии. Местожительство директоров не имеет влияния на налоговое резиденство.

У налоговых резидентов объектом налогообложения является доход, полученный от источников во всем мире. У нерезидентов объектом налогообложения является только доход, полученный от источника в Словакии. Доход, полученный налоговым резидентом от источника за границей, облагается налогом на доходы юридических лиц в том же порядке, что и доходы, полученные от источника в Словакии. Филиалы облагаются налогом в том же порядке, что и дочерние предприятия.

Стандартная ставка налога на прибыль составляет 22% от мировой прибыли.

С 2014 года введен новый налог в форме налоговой лицензии, который уплачивается юридическими лицами в разных размерах в зависимости от годового оборота. Данный налог уплачивается раз в год, и уменьшает общую налоговую базу. Ставки применяются согласно таблице при совпадении нижеследующих условий:

Размер годового оборота и условия по VAT Сумма налога к уплате
Годовой оборот не более 500 000 евро и не плательщик VAT 480 евро
Годовой оборот не более 500 000 евро и является плательщиком VAT 960 евро
Все юр. лица, чей доход превышает 500 000 евро вне зависимости от статуса VAT 2 880 евро

Данный налог не уплачивается в течение первых двух лет с момента организации компании.

Декларирование. Компания обязана декларировать налог один раз в год, на протяжении первых трех месяцев после окончания отчетного периода. Компания имеет право увеличить срок подачи отчета до шести месяцев.

Убытки. Компания имеет право учитывать убытки, определенные по состоянию на 1 число отчетного года, на протяжении не более, чем четырех последующих налоговых периода.

Платежи. Если сумма налога за предыдущий год не превышает 2500 евро, налог уплачивается по результатам деятельности за весь отчетный период. В случае, если сумма налога составляет сумму, которая больше 2500 евро и меньше 16600 евро, компания обязана уплачивать авансовые платежи ежеквартально. В случае, если сумма налога превышает 16600 евро, компания обязана уплачивать авансовые платежи ежемесячно.

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения. При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы: представительские расходы; штрафы; проценты за просроченный платеж; другие затраты, которые не связаны с производством и реализацией.

Затраты, учитываемые в целях налогообложения. При определении налоговой базы учитываются расходы на услуги, которые связанные с получением прибыли: затраты на оплату труда; амортизация; социальное и медицинское страхование; расходы на канцелярские товары; резервы, формирование которых предусмотрено Законами Словакии; расходы на оплату коммунальных услуг; на оплату услуг связи и банков, расходы на приобретение топлива; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Словакия не взимает налог с дивидендов у источника независимо от страны резиденства владельца- физического лица или материнской компании По соглашению с РФ для дивидендов установлена ставка в размере 10%.

С процентов, уплачиваемых в пользу компаний нерезидентов по общему правилу взимается налог 19% . При этом данная ставка может быть сокращена в пределах 0-10% по соответствующему налоговому соглашению или доход может быть освобожден от уплаты налогов в соответствии с Директивой ЕС о процентах и роялти.

С роялти, уплачиваемых в пользу компаний нерезидентов по общему правилу взимается налог 19%.

Для процентов и роялти ставка может быть уменьшена в зависимости от СоИДН.

В соответствии с директивой ЕС «О процентах и роялти» № 2003/49/EC с роялти и процентов, уплачиваемые в государства члены ЕС, при соблюдении определенных условий, не взимается налог.

С процентов и роялти, уплачиваемых в черный список оффшор взимается налог по ставке 35%.

В Словакии не применяются налоги на прирост капитала. Прирост капитала от продажи акций включается в обычный доход компании и облагается корпоративным налогом по ставке в размере 19 %.В связи с этим не рекомендуется использовать словацкую компанию для:

  • операций с ценными бумагами;
  • краткосрочного приобретения акционерного капитала других компаний с целью последующей продажи с прибылью.

Стандартная ставка VAT составляет 20%; уменьшенная ставка в размере 10% применяется к медицинским и фармацевтическим товарам; некоторые услуги и товары исключены из-под налогообложения.

Обязательная регистрация. Компания обязана зарегистрироваться плательщиком НДС в случае превышения суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) в совокупности 49 790 евро за предыдущие 12 календарных месяца.

Добровольная регистрация. Компания имеет право на добровольную регистрацию плательщиком НДС до момента превышения выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме 49 790 ЕВРО за предыдущие 12 календарных месяца.

Обязательная регистрация без права удержания НДС. Компания в Словакии обязана зарегистрироваться плательщиком НДС, если такая компания планирует:

  • предоставлять услуги за границу;
  • получать услуги от иностранной компании, которая зарегистрирована на территории Европейского Союза, до момента получения услуги;
  • импортировать товары в сумме, превышавшей 14 000 евро в год, при этом следует зарегистрироваться плательщиком НДС перед поставкой продукции, стоимость которой превысит данную сумму.

В случае регистрации плательщиком НДС компания будет обязана внести уплату в виде гарантии в сумме от 1000 до 500000 евро. Гарантийная сумма возмещается через 12 месяцев.

Период оплаты VAT составляет каждый календарный месяц. В случае если в течение 12 предыдущих месяцев оборот лица был меньше 100 000 евро и лицо являлось плательщиком VAT, по крайней мере год, то лицо имеет право изменить период начисления с одного месяца на один квартал.

Декларация по VAT должна быть подана до 25 числа месяца следующего за соответствующим налоговым периодом.

Если у вас возникли какие-то вопросы относительно налогообложения в Словакии, специалисты компании Клифф будут рады ответить на все ваши вопросы .

Читайте также: