Налог на церковь при хрущеве

Опубликовано: 18.09.2024

Альдерик


Автор данной статьи — тов. @Buhtiar, я лишь подкорректировал некоторые выражения, да поцитировал в конце различные источники. Так что ему особая благодарность.

Кстати сказать после Гражданской войнысвященнослужители и церкви платили дикий налог под 80% (если быть точным 81%)

Люди, да что же вы за люди, вы можете не перевирать всё на каждом шагу? Не “после гражданской” и сторонники религиозных организаций при этом просто забывают рассказать детали такого обложения, про то, что на самом деле, пресловутый 81% вовсе не означал, что бедные несчастные священники де факто теперь начали влачить нищенское существование.

Более того, не было такой отдельной категории как “священники” в налоговом законодательстве СССР, они, вполне логично, платили налог как входящие категорию “граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью в сферах кустарно — ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, народных художественных промыслов и в социально — культурной сфере”.

Платили как с доходов по категории “от занятий свободными профессиями, как-то: вольнопрактикующие врачи, техники, члены коллегии защитников, артисты, литераторы и т.п.;”. Система выплат была такая:


Ведь писателей у нас тоже преследовала кровавая гебня! “Дикими налогами”, “сразу после революции”!

Попы и муллы и всякие прочие ламы вновь проходят по категории: “лица, занимающиеся свободными профессиями: вольно практикующие врачи, зубные врачи, ветеринары, инженеры, архитекторы и т.п., а также служители религиозных культов;”

Теперь попы, вмести с уничтожаемыми кровавым теперь уже СССР зубными врачами, ветеринарами и архитекторами платят так:


Большевистское правительство гнобит специально попов! Инженеры там для маскировки! Впрочем — савецкие” были против всех образованных!

Согласно которому жёстко дискриминируемые священники снова находятся в группе “лица, занимающиеся свободными профессиями: вольнопрактикующие врачи, зубные врачи, ветеринары, инженеры, архитекторы и т.п., а также служители религиозных культов”. Кровавые упыри тщательно прятали финансовый террор среди попов, по прежнему маскируя их среди врачей и инженеров .

Где формулировка подразумевающая, в том числе, попов меняется на “б) от вознаграждения за личный труд не по найму; от содержания кустарных и ремесленных предприятий с числом наемных рабочих не более трех; от сдачи в наем строений как в городах, так и вне городов и от всех иных источников, не предусмотренных п. п. “а” и “в” настоящей статьи, — согласно расписанию N 2 ставок подоходного налога (Приложение N 2);”

Теперь платят так:


Я, надеюсь, все уже обратили внимание, на то, что как это будет видно и далее, формулировка про 81% глубоко лжива в том смысле, что налог всё время прогрессивный и те самые “много процентов”, которые правда ни разу не “сразу после революции”, но я до этого дойду еще, были с охренительных сумм.

Где попы снова проходят по категории:

“б) от личного труда не по найму; от содержания кустарных и ремесленных предприятий с числом наемных рабочих не более трех; от занятий торговлей или промыслами по бесплатным патентам, по патентам пониженной стоимости (кроме патентов на ярмарочную торговлю), патентам на личные промысловые занятия, а также патентам на торговые предприятия 1-го разряда; от сдачи в наем строений как в городах, так и вне городов, и от всех иных источников, кроме предусмотренных в п. п. “а” и “в” настоящей статьи и в ст. 9 — согласно расписанию N 2 ставок подоходного налога (приложение 3-е);”

Здесь важно то, что писателей Советская власть теперь выделяла в отдельную от прочих “свободных профессий” группу. Сами можете почитать:

А платили попы теперь так:


Через 5 лет, уже после начала коллективизации Советская власть продолжила неистовствовать и вводить нигде и никогда больше не виданное изобретение сил зла — налоги!

(Кстати, в Консультанте его почему-то нет, но давайте скажем все огромное спасибо Лост критику, ура товарищи, ура!)

“20. По расписанию N 3 (приложение 5) налог исчисляется с доходов:а) от торговых и промышленных предприятий и от занятий торговлей и торговым посредничеством, кроме предприятий и занятий, указанных в ст. ст. 18 и 19, а также от подрядов, поставок и т.п.;б) от денежных капиталов и процентных бумаг;

в) от выполнения обязанностей служителей религиозных культов.”

Проклятый Калинин решил, что торговля магическими предметами в церкви больше походит именно на торговлю, а не на писательсткую деятельность, вот он — Мордор.

Вот тут, “сразу после Революции”, угу в сентябре 1930 года, впервые появляются пресловутые “больше 80%”:


Так вот где эти 80% и даже 86%! Могу сказать одно — читайте, что там действительно написано. Покажу примером расчётов, о чём я:


То есть всякий взявший в свои лапы Excel или даже калькулятор, может понять, если знает русский язык хоть на троечку, как и математику, что “80%” бралось с суммы более 20 000 руб.

Реальная величина налога там, где написано 80% для тех, кто вообще не понимает, к чему это относится, составляла, при условии дохода, скажем в 20001 рублей — 54,58%.

“80%” плательщик платил с суммы превышения, то есть в нашем случае — 1 рубля, то есть 80 копеек.

Но ведь “хитрый” почитатель мужиков в платьях может сказать — ха, так это же из этих денег ему церковь, в смысле храм, содержать надо было, это же не всё попу!

“2. Облагаемым доходом признается разность между валовой суммой всех полученных плательщиком поступлений в денежной и натуральной форме и суммой расходов, связанных с извлечением дохода.”

Маленькая деталь на закуску, вместе с попами советское государство за что-то ненавидело и стремилось ограбить… ректоров университетов, советская власть ведь ненавидела ВУЗы, да?

“Примечание. Акционеры акционерных обществ, состоящие в обществах членами правлений, советов, ревизионных комиссий, а также ректорами и заведующими обособленными отделами, облагаются подоходным налогом по полученному ими в обществах вознаграждению по расписанию N 3 годовыми окладами.”



По РСФСР средняя месячная зарплата на март 1936 г. составляла:1.В крупной промышленности — 231 руб.5.В строительстве — 224 руб.6.Совхозы, коопхозы и др. сельхозпредприятия — 140 руб.9.Железнодорожный транспорт — 227 руб.20.Научно-исследовательские учреждения — 302 руб.22.ВУЗы и ВТУЗы — 336 руб.28.Учреждения здравоохранения — 189 руб.31.Управление центральное-общее и ведомственное (СССР и союзных республик) — 427 руб.36.Сельсоветы — 144 руб.38.Судебные учреждения и юридическое обслуживание населения — 252 руб.ВСЕГО — 208 руб.

Взято у Хисториана http://ihistorian.livejournal.com/104301.html

Я прямо вижу тех несчастных попов, которые “81%” платили.


Для сравнения. Ну то есть 81% платил несчастный поп с зарплатой как у генерал-майора.

21. С доходов граждан, не перечисленных в статьях 9, 15, 17, 18 и 20 настоящего Указа, подоходный налог взимается в следующих размерах (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 23.04.1987)


По этим же ставкам взимается налог с доходов служителей религиозных культов, доходов членов исполнительных органов религиозных объединений от религиозной деятельности, а также с доходов других граждан от совершения религиозных обрядов либо от участия в них.

Далее статья про доходы духовенства 58–64 годов, возможно есть неточности или передергивания, но в целом основная канва изложена.

По результатам проведенных уполномоченными уральских областей наблюдений пока- затели динамики экономического роста епархий оказались различными. Не наблюдалось фактического роста доходов духовенства Свердловской области. Общий декларированный доход духовенства составил: в 1958 г. — 2 580 тыс. р., сумма уплаченного государству налога — 1 079 тыс. р.; в 1959 г. — 2 654 тыс. р., налог — 1 150 тыс. р. В 1960 г. доходы этой епархии оставались на том же уровне. Уполномоченный по Челябинской области В. Салов также констатировал снижение доходов местной епархии: в 1957 г. — 8 636 тыс. р.; 1958 г. — 8 536 тыс. р.; в 1959 г. — 7 995 тыс. р. 2 Иной была ситуация в Пермской области, где рост доходной части церковного бюджета и личные доходы духовенства продолжали в значительной степени возрастать: в 1958 г. общий доход Пермской епархии составил 14 580 792 р.; в 1959 г. — 15 807 675 р. Причтовый доход духовенства в сравнении с 1958 г. в 1959 г. увеличился на 47 %: с 2 808 185 р. до 4 035 068 р.

Доходы священнослужителей наиболее посещаемых храмов епархии составляли от 3 до 7 тыс. р. в месяц3. 130 В 1960 г. церквами Пермской епархии было получено дохода 1 180 600 р. (В резуль- тате денежной реформы 1960 г. произошла деноминация денежных знаков 1:10). Личные доходы духовенства составили: в 1960 г. — 442 077 р.; в 1961 г. — 486 649 р. 4

В письме на имя уполномоченного Совета по делам РПЦ П. С. Горбунова архиепископ Сергий писал: «В вопросе о переходе причтов Епархии на заработную плату про- шу Вас исходить из нескольких принципов, но не из какого-либо одного. Учитывая интересы государства и лично налогоплательщиков, то есть духовенства. Очень вы- сокие ставки будут трудны для храмов, очень низкие для прожиточного минимума духовенства. Согласно действующему церковному праву, в пермском кафедральном соборе настоятель получает на 2 части больше священника, ключарь на одну, протоди- акон наравне со священниками. Диаконы на 2 части меньше священника, псаломщики — половину содержания священника. Например, священник — 600 р., псаломщик — 300 р., диакон — 400 р., ключарь 700 р., настоятель 800 р. В сельских меньше. Это я пишу из практики и опыта. Зная вашу компетентность в наших делах, убедительно прошу помочь в данном вопросе. Выше ставки вряд ли будут целесообразны. Ведь финансовые органы исходят из укрупнения суммы налога. Это их специфика. Конечно, нельзя не считаться с ними и их мнением, но абсолютно принимать их рекомендации тоже не всегда возможно»

В Свердловской области в 1962 г. совершение обрядов осталась на уровне 1961 г. Церковные доходы уменьшились незначительно: в 1961 г. — 1126 тыс. р.; в 1962 г. — 1108 тыс. р., т. е. всего на 1,5 %39. В Пермской области сначала наблюдалось снижение церковных доходов в храмах епархии, в 1961 г. было получено 1708 тыс. р., в 1962 г. — 1266 тыс. р., что на 25 % мень- ше. Однако уже в 1963 г. в результате увеличения количества треб доходы церквей вновь выросли до 1379 тыс. р.

Еще один интересный источник: (ссылка)

В отчёте по Вятской епархии нашёл, что “Раньше ни в одном губернском городе попы зарплату больше губернатора не получали, а сейчас в Кирове рядовые священники получают по 4000 руб., а настоятель церкви получает 5000 руб. в месяц. Это намного больше первого секретаря ОК КПСС и председателя облисполкома».Только на нескольких днях паломничества на реку Великая местная епархия зарабатывала больше 2 млн. рублей.Более того, государство в то время настоятельно поддерживала РПЦ в её расширении. Так, уполномоченный по делам религии Кировской области ссылался на слова некого Киселёва: “Церковь нам нужна, так как есть еще у нас озверевшие люди, которые ругаются матом, без рассудка пьют водку, пьют даже женщины и молодежи. Пьют на похоронах, запиваются до смерти. Есть случаи, когда отдельные люди не подчиняются власти, особенно колхозной. Церковь сумела бы положительно влиять на все эти отрицательные факты”.

Кстати, госчиновник — областной уполномоченный по делам религии имел оклад 1150 рублей.

И вот еще один источник, цитировать его не буду, ибо и так много букаф, телеграф не вмещает в себя столько. (ссылка)

Историк Ольга Васильева о гонениях на веру

15 апреля 2014 года исполняется 120 со дня рождения Никиты Сергеевича Хрущева. С его именем связано представление об оттепели, но для верующих время его правления стало лютой зимой. О причинах и последствиях «церковной реформы» Хрущева мы беседуем с Ольгой Васильевой - профессором, доктором исторических наук, автором многочисленных монографий по истории Церкви в ХХ веке.

Романтик Хрущев и его «церковная реформа»

- Ольга Юрьевна, для многих имя Хрущева тесно связано с понятием «оттепели». Почему именно в этот момент верующие подвергались жестоким гонениям?

- Никита Сергеевич Хрущев был очень непростым человеком. «Церковная реформа» Хрущева во многом была связана с его личным отношением к Сталину. Никита Сергеевич не любил и боялся Сталина. Ровные взвешенные отношения государства и Церкви, установившиеся в 1943-1953 годах во время «золотого века» церковно-государственных отношений, были для Хрущева пережитками «культа личности», с которыми нужно было бороться.

Это было главной причиной. Но как волюнтарист-романтик Никита Сергеевич мог считать, что развитие научных знаний в переходный предкоммунистический период не оставит места для Церкви. В это время в духовной жизни страны произошли большие изменения – был введен курс научного атеизма, создается институт атеизма, начинает выходить журнал «Наука и религия».

Второй причиной для гонений могла быть возросшая религиозность людей, вышедших из ГУЛАГа.

В 1955 году в Совет по делам Русской Православной Церкви поступило 1310 заявлений об открытии храмов и своими ногами сюда пришли 1310 просителей. Год спустя заявлений было на 955 больше, а число просителей увеличилось почти на 700 человек. Воцерковившись в лагере, люди хотели и дальше исповедовать свою веру.

В основу «церковной реформы» Хрущева легло и желание контролировать экономическую и хозяйственную деятельность Церкви.

Романтик Хрущев и его «церковная реформа»

- В чем отличие хрущевской «церковной реформы» от предшествующих гонений на Церковь?

- Особенностью этого периода было желание властей поступать «строго по закону». Еще в июле 1954 года выходит постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», где осуждаются «многие партийные, профсоюзные, комсомольские организации», которые «не уделяют необходимого внимания научно-материалистическому воспитанию трудящихся и особенно молодежи». Фактически авторы документа призывают вернуться к довоенной модели отношений с Церковью.

Первым на постановление откликнулся архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), который попросил патриарха Алексия (Симанского) немедленно созвать Архиерейский собор для обсуждения этой ситуации. Другие архиереи прямо говорили о приближении гонений.

Действительно, суть хрущевской «церковной реформы» была в возвращении довоенного законодательства.

До 1943 года Церковь жила по постановлению «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года. Вся деятельность православных была ограничена только возможностью для священника совершать литургию в храме. Все остальное было запрещено.

5 января 1943 года телеграмма Сталина митрополиту Сергию с благодарностью за патриотическую позицию и разрешением открыть счет для сбора денег de facto возвращает Церкви статус юридического лица, и начинается сбор средств танковую колонну имени Дмитрия Донского.

Постановлениями Совета народных комиссаров от 22 августа 1945 года и 28 января 1946 года церковным организациям предоставлялось ограниченное право юридического лица. Им разрешалось приобретение транспортных средств, покупка в собственность домов, новое строительство. Советы народных комиссаров союзных республик обязывались помогать верующим с материально-техническим снабжением и выделением стройматериалов.

- Что стало непосредственным поводом к началу атаки на верующих?

- Для того, чтобы начать «церковную реформу», нужен был человек, который заявит о нарушении советского законодательства в области религии. Им стал секретарь центрального комитета партии Молдавии Дмитрий Ткач, который 5 марта 1959 года направил письмо в ЦК, где описывал нарушения советского законодательства о культах. Автор послания считал, что к 1957 году деятельность Совета по делам Русской Православной Церкви фактически не давала финансовым органам проверять религиозные организации, и все это усиливало влияние Церкви и религии на население. Дмитрий Ткач предлагал отменить документы 1945-46 годов и вернуться к практике постановления 1929 года.

- За сколько лет Н.С. Хрущев собирался решить ситуацию с Церковью, и какие шаги его «церковной реформы» были наиболее болезненными для Церкви?

- Вся хрущевская «церковная реформа» должна была завершиться к 1970 году, и на первом этапе Хрущев хотел сильно ограничить возможности верующих. В январе 1945 года на Поместном соборе настоятелю возвращалось право принимать хозяйственные решения. По закону от 1929 года община нанимала священника только для совершения литургий.

В основу «церковной реформы» легло два документа – 13 января 1960 года «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах».

Годом позже выходит постановление «Об усилении контроля за деятельностью Церкви». Смысл первого документа был в возвращении к закону от 1929 года. Для этого постановление 1961 года отменяло все документы, принятые в годы войны и в послевоенное время.

«Церковная реформа» сводилась к шести пунктам и предполагала:

«1) коренную перестройку церковного управления, отстранения духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих;

2) восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих;

3) перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих;

4) ликвидация льгот для церковнослужителей в отношении подоходного налога, обложение их как некооперированных кустарей, прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала Церкви, снятие профсоюзного обслуживания;

5) ограждение детей от влияния религии;

6) перевод служителей культа на твердые оклады, ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность».

Я позволю себе прокомментировать четвертый пункт постановления. Духовенство всегда платило высокие налоги: как нетрудовые элементы, как кустари, как лица свободных профессий (в послевоенный период ). Реформа вновь возвращает к налогообложению как некооперированных кустарей.

Не менее важны слова про социальное обслуживание. Работники свечных лавок, сторожа, алтарники – все они имели трудовые книжки, были членами профсоюза. С 1961 года они лишались всех этих прав. Это было страшно.

Романтик Хрущев и его «церковная реформа»

Патриарх Алексий (Симанский)

Во времена Хрущева человек мог не работать не больше месяца – у человека пропадал весь трудовой стаж, и людей могли судить за тунеядство. Требование «оградить детей от влияния религии» тоже приводило к тяжелым последствиям на местах. В Куйбышевской области, например, местные власти массово лишали верующих родительских прав.

Перевод священнослужителей на твердые оклады также нанес удар про Церкви – теперь священнику не выгодно быть активным. Чтобы он ни сделал, он получит лишь зарплату, из которой сразу вычтут большие налоги.

За историю ХХ века государство впервые так глубоко и цинично намерелось влезать во внутренние дела Церкви, поэтому было рекомендовано многие действия проводить «церковными руками».

18 июля 1961 года Архиерейский собор отстранил священнослужителей от управления приходом, и это решение смог отменить только в 1988 году Поместный Собор. Все последующие десятилетия Церковь пыталась преодолеть страшнейшее политическое давление.

18 июля в своей речи на Архиерейском соборе патриарх Алексий (Симанский) дает Церкви пути преодоления этого кризиса: «Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых. »

- Насколько сильно пострадала Церковь от действий Хрущева?

Последствия «церковной реформы» лучше всего отражает статистика. В 1960 году было 13008 православных приходов. К 1970 их оставалось 7338. Прекратили свою деятельность 32 православных монастыря, а монашествующих осталось 1200 человек

Интересно отметить и такой факт. В 1961-62 годах в отчетах Совета по делам религии можно было найти заявления о «контроле над деятельностью Церкви», но реальность выглядела иначе. Там, где архиерей мог найти общий язык с уполномоченным по делам религий, там епархия могла жить, хотя это стоило огромных внутренних усилий.

- Можно ли назвать Никиту Сергеевича Хрущева классическим атеистом, или его нужно считать более сложной фигурой?

- Есть только одно письмо итальянского гуманиста и мэра Флоренции Джорждо Ла Пира о том, что в молодости Хрущев почитал Пресвятую Богородицу: «Уважаемый господин Хрущев! От всего сердца желаю Вам скорейшего выздоровления. Вы знаете, и я уже писал Вам об этом несколько раз, что я всегда молился Мадонне, нежной Матери Христа, к Которой Вы с юношеского возраста относились с такой любовью и такой верой, чтобы Вы могли стать подлинным создателем “всеобщего мира” в мире». Возможно, у мэра Флоренции и Никиты Сергеевича Хрущева был какой-то личный разговор, где Хрущев упомянул о своей молитве к Богородице в молодости, но никаких документальных подтверждений этому больше нет.

- Какую роль в хрущевских гонениях играл экономический фактор?

- Конечно, если просто посмотреть на суммы пожертвований, которые отправляли верующие, например, в Почаевскую лавру, то итоговая сумма может показаться большой, но если вспомнить, какие Церковь платила налоги, то доход будет очень скромным. Власть боролась со свечными предприятиями Церкви, которые появились в 1943 году после встречи Сталина с православными иерархами. Отпускная цена на свечи была поднята со ста до двухсот рублей за килограмм, а в храмах запретили повышать цены на свечи. Этот налог был введен задним числом, и многие епархии оказались должны государству. Но в целом экономическое удушение Церкви не было главным мотивом «церковной реформы» Хрущева. Тем более, что до 80 процентов денег, которые были в Церкви уходили на налоги и перечисления в различные фонды. Храмам практически ничего не оставалось.

- 6 декабря 1959 года в газете «Правда» было опубликовано письмо бывшего протоиерея и преподавателя ЛДА Александра Осипова, где он отрекался от веры. Каковы были причины отступничества и мотивы ренегатов?

- Я не знаю. Могу сказать лишь про Александра Осипова – он был долгие годы сексотом. Все отрекались от Церкви добровольно. Их никто не неволил, не было никакого принуждения. Все эти отступники плохо кончили даже в рамках человеческого успеха. Им не давали никаких особых постов.

- 16 февраля 1960 года на заседании Конференции советской общественности за разоружение патриарх Алексий (Симанский) выступил с речью, в которой говорил об особой роли Русской Православной Церкви в истории России. Какой практический смысл был в этом выступлении, не было ли оно напрасным?

- Здесь важно понимать, что перед этим выступлением патриарх Алексий (Симанский) говорил с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Григорием Карповым. Интересна эволюция этого человека.

С 1943 года он был рядом с архиереями, и это время не прошло для него даром.

21 февраля 1960 года, через пять дней, после выступления патриарха Карпов был уволен на пенсию, он знал о своей скорой отставке и дал свое согласие на это выступление патриарха Алексия, поскольку у них были очень хорошие человеческие взаимоотношения.

Интересно окончание этой речи, которую услышали многие люди и получили надежду на то, что верующие переживут и эти гонения: «Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».

Романтик Хрущев и его «церковная реформа»

Митрополит Николай (Ярушевич)

-Одной из самых известных жертв хрущевских гонений стал митрополит Николай (Ярушевич). Как Вы оцениваете роль этого иерарха в истории Церкви и насколько обоснованы предположения о том, что митрополит Николай умер не без помощи других людей?

- У патриарха Алексия и митрополита Николая были довольно сложные отношения в означенные годы, отставка митрополита Николая (Ярушевича) с поста председателя ОВЦС МП была вынужденной, как и его последующее отстранение с кафедры.

Вскоре первый председатель Отдела внешних церковных сношений умер при странных обстоятельствах, приходили даже телеграммы от верующих с просьбой представить доказательства о том, что митрополит Николай не был отравлен.

Что касается оценки его личности. Это был один из выдающихся архиереев ХХ века. Как и патриарх Алексий, митрополит Николай прожил долгую и трудную жизнь, и они правильно и глубоко оценивали то, что происходило в стране. Во многом он был прагматиком, и использовал любую возможность для укрепления Церкви даже в тяжелейших условиях.

Именно так он подходил и к своей деятельности на посту председателя ОВЦС МП. Вообще международная деятельность Церкви в эти годы давала потрясающие результаты. В условиях «холодной войны» именно церковные каналы стали той дорогой, по которой могли выстраиваться отношения между странами. Митрополит Николай всегда называл себя сыном своей страны, которую очень любил. Эта гражданская позиция была присуща и его преемнику.. Одним из условий отправки нашей делегации на II Ватиканский собор было отсутствие выступлений, порочащих СССР. Это пример достойного отношения к своей стране даже в тяжелейших условиях хрущевской «церковной реформы».

Митрополит Николай был замечательным проповедником, об этом говорят даже пометки на полях его проповедей, оставленные Карповом и другими работниками Совета по делам Русской Православной Церкви. Люди, далекие от Церкви, чувствовали после слов владыки Николая что-то очень светлое и ясное. Еще при его жизни в «Журнале Московской патриархии» публиковались его потрясающие проповеди. Как у любой яркой личности, у него было и много друзей, и много недоброжелателей. Но митрополит Николай вместе с патриархами Сергием и Алексием был одним из трех столпов того периода в истории Церкви. Митрополит Николай нес тяжелейший крест, и держал в голове и сердце множество вещей.

Романтик Хрущев и его «церковная реформа»

Храм Преображения Господня - кафедра митрополита Николая (Ярушевича). Взорван в 1964 году

- Жесточайшие гонения Сталина на Церковь не достигли своей цели. По данным переписи 1937 года значительная часть отвечавших называли себя верующими. Хрущевские гонения сопровождались усилением атеистической пропагандой, развитием образования. Какие гонения были «эффективнее» хрущевские или сталинские?

- Это совсем разные эпохи. Хрущевская «церковная реформа», как мне кажется, нанесла больший духовный урон Церкви, чем сталинские гонения. В 30-годы на крови мучеников вырастали новые поколения верующих.

В 60-е годы появляются уже совсем другие люди и в Церкви, и в государстве. Эпоха Хрущева была одновременно более жесткой и более «размытой» для общества, « шестидесятники» ее не заметили, воцерковлялись уже позже На самом деле Хрущев боялся «оттепели» и не хотел ее, боясь, что она вызовет наводнение, которое он не сможет контролировать и которое затопит его.


В светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1964 года внеочередной пленум ЦК КПСС направил в отставку Н.С. Хрущева. На том пленуме его обоснованно обвинили во многих стратегических ошибках, включая «перегибы» в политике по отношению к религии. Провидение это или нет, но получается, что Бог воздал Хрущеву – именно в день Покрова Пресвятой Богородицы – за кощунственные, циничные действия против церкви.

В октябре 1958-го, полвека тому назад, началась «всесоюзная» кампания против религии, особенно против Русской православной церкви, как наиболее распространенной в СССР конфессии. Дошло даже до того, что в 1961-м сам Хрущев, выступая по телевидению, заверил: «Обещаю, что вскоре мы покажем последнего попа по телевизору!». Вот так – именно попа, а не ксёндза, пастора, муллу или раввина…

К тому, собственно, и шло. По имеющимся данным, из всех закрытых храмов в 1958-1964 годах свыше 60% были православными. Хотя в предыдущие 15 лет, особенно в 1941-1954 гг., восстанавливались прежние церкви, приходы, монастыри, сооружались и новые – и, опять-таки, прежде всего православные. Которым частично возвращались земли и некоторые ценности, изъятые у них в 1920-1930-е годы (подробнее см., например, «Что не позволили Сталину. », «Столетие.ру», 5 марта 2008 г.).

По мнению многих историков и политологов, «провальные» хрущевские эксперименты с целиной, «всесоюзным обкукурузиванием», дерусификация регионов, куда возвращали прежде депортированные оттуда народы (калмыков, балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, галичан-западных украинцев), как и передача Крыма Украине и ряда русскоязычных территорий Казахстану, сильно понизили авторитет послесталинского руководства. И прежде всего среди русского населения, потому что упомянутые действия были направлены преимущественно против него. И это стало одним из главных в тот период проявлений роста оппозиционных (во всяком случае, «антихрущевских») настроений в СССР. В этой связи, ряд обкомов КПСС в 1960-х гг. стал предлагать создание компартии РСФСР (об ошибочности этой идеи говорил Л.И. Брежнев на ХХIII и ХХIV съездах КПСС, соответственно, в 1966 и 1971 гг.).

Но осуждение ХХ съездом «культа личности Сталина», как показали последующие действия властей, включало и последовавшую ликвидаторскую политику по отношению к церкви, особенно православной.

Да и сам Хрущев заявил в сентябре 1955 г. французской правительственной делегации: «Мы продолжаем быть атеистами. И мы будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа…». А в беседе с медиа-магнатом В. Херстом в ходе своего визита в США в сентябре 1959-го Хрущев отметил, что «народное просвещение, распространение научных знаний и изучение законов природы не оставят места для веры в Бога».

Влияли на такую политику и экономические факторы. Власти в тот период активно искали источники пополнения прохудившейся казны из-за упомянутых хрущевских «экспериментов». И потому не могли удержаться от искушения запустить руку в церковную казну. Первые крупномасштабные антирелигиозные акции в октябре 1958-го начались именно с «закрытых» постановлений о фактическом ограблении Церкви. Важнейшим же здесь документом оказалось секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «0 недостатках научно-атеистической пропаганды». В нем всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось «развернуть наступление на религиозные пережитки в сознании и быту советских людей». И уже 16 октября Совмин СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений и доходов монастырей». В первом из них монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось троекратное уменьшение и земельных наделов, и числа обителей. Вновь вводились отмененные в марте 1945 года налог со строений и земельная рента; минимум вдвое, в сравнении с 1945-1955 гг., повышались ставки налога с земельных церковных участков, включая даже тамошние кладбища (!). Вдвое увеличился налог на доход свечных мастерских.

Но этими мерами дело не ограничивалось. В ноябре 1958 г.-марте 1959 г. прошла массовая «чистка» гражданских библиотек от литературы религиозной тематики. А 28 ноября 1958-го ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Причем, чтобы прекратить доступ верующих к 700 учтенным властями святым местам в СССР, применялись и кощунственные, оскорбительные методы.

Так, на местах паломничества или вблизи них устраивались свинарники, отхожие места, свалки мусора; святые источники «выкачивались», засыпались чем угодно и т.п.

И еще: в конце 1950-х-первой половине 1960-х был вновь запрещен колокольный звон, разрешенный с осени 1941-го; храмы отключали от водопроводной сети и даже от канализации, запрещали ремонты. В те же годы состоялись массовые закрытия храмов, причем антиправославная нацеленность этого усиливалась политикой ликвидации так называемых «неперспективных деревень», проводившейся, опять-таки, с 1958 года в российском, точнее – русском Нечерноземье. Проще говоря, русские деревни, лишенные не только кадров и сельхозтехники, но даже посевного материала, кормов и большинства объектов соцкультбыта (из-за «перекачки» всего этого в целинные регионы и «кукурузные» эксперименты), упразднялись вместе со храмами и другими православным объектами. Выгодно и, главное, одновременно…

А земельные участки некоторых зарубежных монастырей РПЦ и вовсе продавались за фрукты или овощи. Так, земли монастыря Марии Магдалины (вблизи палестинского г. Иерихон) в 1962-м были проданы… за поставки в СССР израильских апельсинов и мандаринов.

Церковь пыталась протестовать. 18 февраля 1959 г. в Совмине СССР (с 1958-го его воглавил Хрущев, сместивший с этого поста Н.А. Булганина, который выступал и против антирелигиозной кампании Хрущева) приняли-таки митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) по его просьбе. По записи той беседы, «в раздраженном тоне Николай заявил, что с осени 1958 г. началось наступление на Церковь, равнозначное походу на нее до Великой Отечественной войны… Крутицкий указал, что в этой обстановке он не может посещать дипломатические приемы и, кроме того, Патриархия намерена отказаться от издания собственного журнала…». Но эти протесты не возымели действия. А 31 мая митрополит Николай обратился к Хрущеву с письмом: «…За последние месяцы имеют место многие факты оскорбления религиозных чувств верующих, наличие в СМИ заведомо ложных измышлений о церковной жизни, …имеются вопиющие факты клеветы и грубого администрирования местных властей в отношении религии и верующих». Но тоже тщетно…

Например, уже к ноябрю 1959 г. закрыли 13 православных объектов, а только в январе 1960-го – еще 17. Правда, был и такой случай, когда стойкость служителей и прихожан заставила власти отсупить.

При закрытии, точнее – разгоне Речульского монастыря вблизи Кишинева в ночь на 1 июля 1959 г. паства (свыше 300 чел.) окружила его плотным кольцом. Работники милиции открыли стрельбу, убив одного и ранив пятерых прихожан.

Но защита монастыря не прекратилась и – воистину беспрецедентно: власти отказались от своих намерений в отношении этого монастыря.

Не исключено, что на таком решении сказалась близость монастыря к советско-румынской границе (а отношения «хрущевского» СССР со «сталинистской»-православной Румынией в те годы стали сложными). Наверняка повлияло и то, что, по некоторым данным, тогдашний руководитель Румынии Г. Георгиу-Деж (отказавшийся переименовывать румынский город Сталин в Брашов…), руководство румынского православия и его приходов в румынской Молдове (граничащей с Молдавской СССР) направили в 1960-м письма Хрущеву с просьбой приостановить антиправославную кампанию, по крайней мере в Молдавии.

Удалось отстоять и Псково-Печерский монастырь. Здесь, слава Богу, обошлось без жертв. Благодаря архимандриту Алипию, наместнику Псково-Печерского монастыря (в миру – Иван Михайлович Воронов). Когда в монастырь в 1961-м привезли указание о закрытии обители и роспуске братии, Алипий порвал и сжег ту бумагу с подписью Хрущева на глазах у курьеров. «Я лучше пойду на мученическую смерть, чем закрою обитель», – сказал архимандрит, всеми уважаемый ветеран-фронтовик, остолбеневшим людям в штатском. Монастырь не решились закрыть. Сохранить обитель помогли и письма в ее защиту, направленные православными приходами в Финляндии, Швеции, Норвегии и республиках Прибалтики советскому руководству. К тому же приближенная к Хрущеву тогдашний министр культуры СССР Е.А. Фурцева в 1960-м посетила этот монастырь, беседовала с архимандритом Алипием и, по некоторым данным, отговорила-таки Хрущева от «репрессивных» мер в отношении той обители.

Но в остальных регионах страны антирелигиозная и, повторим, в первую очередь антиправославная истерия отнюдь не сбавляла оборотов.

Так, осенью 1961-го была закрыта Киево-Печерская Лавра (возобновившая свою деятельность, включая тамошний монастырь, в 1945-м), причем даже для интуристов. Их экскурсии туда стали возможны только с конца 1960-х.

А в день памяти святого преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1960 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры милиционеры и «лица в штатском» задерживали верующих и затем не выпускали их из-под ареста несколько дней. Требуя расписок, что они больше никогда не придут в ту Лавру. Подобные эксцессы имели место в 1959-1964 гг. в сотнях православных храмов. А всего за 1958-1964 гг. было закрыто свыше 4 тысяч православных храмов, в том числе до 70% тех, что были вновь открыты в 1941-1954 годах. Как следствие, возобновились отшельничество, скиты, подпольные богослужения и т.п. (на Северном Кавказе, Алтае, Урале, Сахалине, Верхнем Поволжье, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Закарпатье, Крыму, Украинском Полесье). Иными словами, де-факто вновь появилась «Катакомбная церковь».

Почти 70% закрытых православных объектов были расположены именно в РСФСР. В этой связи, небезосновательно мнение украинского историка и этнографа Виктора Палецкого: «Основной хрущевский удар по Православию был нанесен в России, потому что прежде всего русские были недовольны его политикой. В то же самое время мало обращалось внимания на «неофициальное» возрождение униато-католической конфессии в Западной Украине, баптизма и иудаизма, а энергичные протесты мусульуман вынудили власти почти прекратить, во избежание реставрации басмачества, закрытие мечетей в Средней Азии и Поволжье. Зато в тех же регионах чуть ли не массовым образом закрывались учреждения православного, в том числе старообрядческого культа».

24 ноября 1960 г. митрополит Николай (Ярушевич) в беседе с представителями ЦК КПСС поставил вопрос о «фактах физического уничтожения Православной Церкви… В настоящее время ведется явная линия на уничтожение Церкви и религии вообще, и более глубоко и широко, чем это было в 1920-х годах…».

Но и эта беседа, как и многочисленные протесты Русской Зарубежной православной церкви, не изменили ситуацию в лучшую сторону. Наоборот – были, к примеру, возобновлены (как в 1920-х-первой половине 1930-х) изъятие у церквей колоколов, ряда высокоценных предметов культа и увольнения с гражданской работы не только верующих, но и членов их семей…

Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая власти решили отстранить от участия в управлении Церковью. 21 июня последовала его отставка с поста председателя ОВЦС.

Патриарху Алексию I было предложено удалить митрополита Николая из Москвы. Уступив давлению, он предложил Владыке Николаю перейти на кафедру в Ленинград или Новосибирск. Но митрополит отказался.

Здоровье владыки было сильно подорвано, и в сентябре он намеревался отдохнуть в Сухуми. Но перед отъездом ему предложили написать прошение об уходе на покой. Владыка написал прошение об увольнении на покой по состоянию здоровья. Однако «уход» митрополита Николая произошел с демонстративным нарушением этикета. Архиерей, уходящий на покой, всегда прощается со своей паствой, в последний раз служит литургию, произносит прощальную речь и преподаёт пастве прощальное благословение. Но митрополиту Николаю отказали в этом. Когда его отпуск заканчивался, он получил из Патриархии письмо с сообщением о продлении отпуска еще на месяц и денежный перевод. А немного позже владыке сообщили, что он переведен на пенсию.

Все эти переживания сделали своё дело. Сердечные приступы довели митрополита Николая до Боткинской больницы, где он вплоть до своей кончины 13 декабря находился в полной изоляции: к нему не допускали близких, он был лишен возможности причащаться Святых Христовых Таин. Но однажды ему все-таки передали Преждеосвященные Дары…

Такую политику прекратили только с ноября 1964 года. Но по сей день не восстановлены многие из тех храмов и обителей, что были поруганы в заключительный период хрущевского правления.

Приход за деньгами




В октябре 1958 года с подачи Никиты Хрущёва вышло секретное постановление ЦК КПСС, обязывавшее все партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки». Оно положило начало масштабной антирелигиозной кампании, в рамках которой в СССР закрылась почти половина православных церквей.

Принято считать, что храмы закрывались принудительным методом, однако же при более внимательном рассмотрении становится ясно, что ликвидация приходов происходила зачастую совершенно по другой причине. Хрущёв всего лишь придумал, как подорвать материальное благополучие церкви, отчего число желающих служить Богу резко поубавилось.

В соответствии с постановлением «О церковных объединениях» от 1929 года деятельность священников была ограничена возможностью совершать литургию в храме – всё остальное было запрещено. В связи с чем священникам приходилось жить за счёт пожертвований со стороны общин, из которых значительную часть приходилось отдавать государству в виде различных налогов и сборов. Ситуация изменилась в начале 1943 года, когда Сталин прислал телеграмму местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию. Выразив свою признательность за сбор денег на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, вождь дал церкви своё разрешение на открытие банковского счёта, тем самым вернув ей статус юридического лица. Спустя девять месяцев Сталин принял митрополита Сергия и высших иерархов РПЦ в Кремле, фактически ознаменовав этим коренную перемену в отношениях между советским государством и церковью. Верующим начали массово возвращать храмы, а редакцию антирелигиозного журнала показательно передали церковному издательству. Постановлениями Совета народных комиссаров от 22 августа 1945 года и 28 января 1946 года, как пишет доктор исторических наук Ольга Васильева, церковным организациям было предоставлено право на приобретение транспортных средств, покупку в собственность домов и новое строительство. Более того, Советам народных комиссаров союзных республик вменялось в обязанность помогать верующим с выделением стройматериалов. Одновременно почти в 3 раза для религиозных учреждений понижались тарифы на электроэнергию.

Духовное и материальное

Сменивший Сталина Никита Хрущёв поначалу попытался превратить набирающую силу церковь в государственное учреждение. В мае 1956 года Совет министров СССР принял постановление, которое многим показалось шокирующим. В соответствии с ним на всех церковных служащих отныне распространялось советское законодательство о труде. Правда, при одном условии: все они должны обязательно стать членами профсоюза. При этом при поступлении на работу в церковную организацию и увольнении из неё служащие получали перерасчёт, который производили собесы.

Теперь за проведённое отпевание и венчание батюшка уже не мог положить деньги себе в карман – ему выдавалась книжка с квитанциями, которые он в обязательном порядке должен был выписать за оказание услуги.

Казалось, это решение должно было превратить церковь в заскорузлую бюрократическую контору с профсоюзными собраниями, выборами и плакатами, в которой мирское начало вытеснило бы духовное. Однако эффект оказался прямо противоположным – буквально сразу начали выстраиваться целые очереди из желающих поступить на работу в церковные организации.

Клуб единоборств в САО могут закрыть за нарушения антиковидных мер

Клуб единоборств «Варяг» в САО могут закрыть за нарушения мер профилактики коронавируса, выявленные там представителями столичного управления Роспотребнадзора.

Почему? Ответ на это дал доктор исторических наук Алексей Марченко. Вот что он пишет в своей работе «Социально-экономическое положение церковных служащих в СССР»: «После выхода постановления начался значительный приток пенсионеров в церковные организации, где им предлагали зарплату от 500 до 4 тыс. рублей в месяц. Например, в 1957 году в Пермском епархиальном управлении рабочий свечной мастерской получал 4 тыс. рублей, бухгалтер – 2 тыс., шофёр епископа – 3 тыс., повар – 1 тыс… Для сравнения: средняя зарплата по РСФСР в 1957 году была около 800 рублей».

В особо выгодном положении оказались пенсионеры. Поскольку зарплата в церкви была значительно выше, чем на госпредприятиях, то после окончательного выхода на пенсию её размер в результате перерасчёта значительно увеличивался. К этому следует добавить, что члены церковных профсоюзов наравне с обычными трудящимися пользовались всеми льготами, включая путёвки в санатории и льготные ссуды.

Вполне естественно, что огромные доходы церковных служителей вызвали возмущение со стороны простых рабочих и служащих, которым о таких зарплатах приходилось только мечтать. Местные власти отмечали поток писем трудящихся, во многих из которых звучал вопрос: если обычные водители в церквях получают большие тысячи, то сколько же имеют сами попы? И откуда вообще у них такие деньжищи?

Вскоре этот ропот услышали на самом верху. В результате в октябре 1958 года вышло секретное постановление ЦК КПСС, предписывавшее начать наступление на «религиозные пережитки».


«За 500 рублей я не буду драть горло»

Первым шагом в подрыве материального благосостояния РПЦ стал удар по её самой доходной части – торговле свечами, налоги на которые власти подняли в разы. Прежде маржа с продажи каждой свечи могла составлять десятки, а то и сотни процентов – теперь же церковные кассы начали оскудевать. Одновременно в храмы и епархиальные управления двинулись финансовые инспекторы. Однако в своём желании получить для ревизии церковные книги, на основании данных из которых рассчитывались размеры налогов, ревизоры наткнулись на глухую оборону. Как пишет Алексей Марченко, епископ Пермский и Соликамский Павел своим циркуляром запретил настоятелям и церковным советам предъявлять инспекторам для просмотра книги венчаний, крещений и отпеваний, его примеру последовал и епископ Флавиан. Причина нежелания представителей духовенства открыть свою бухгалтерию вскоре стала понятна. Как выяснилось, в церквях активно занижали доходы, укрывая их от государственного налогообложения. Например, в Свято-Троицком соборе Перми сборы, полученные за совершение сорокоустов, оказались занижены в 4–5 раз. В Лысьве священники сообщили о годовом доходе в размере 75 тыс. рублей. После того как областной финотдел произвёл проверку, выяснилось, что в реальности было собрано 195 тысяч.

Однако всё это было лишь подготовкой к решающему удару, который вскоре последовал. В марте 1961 года Хрущёв подписал закрытое постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось: «служители культа в течение 15 послевоенных лет бесконтрольно распоряжались денежными средствами верующих, приобретали разного рода движимое и недвижимое имущество». Документ ликвидировал прежние льготы для духовенства, вдвое увеличивал налоги на доходы священников, а главное – полностью менял их систему. Если прежде священнослужители жили за счёт пожертвований прихожан, то теперь их переводили на твёрдые оклады.

Совершать требы и получать за них деньги священники могли и впредь. Однако теперь за проведённое отпевание и венчание батюшка уже не мог положить деньги себе в карман – ему выдавалась книжка с квитанциями, которые он в обязательном порядке должен был выписать за оказание услуги. В случае нарушения финансовой отчётности священнослужитель обкладывался дополнительным налогом. Полученные же деньги сдавались в церковную кассу, откуда государство затем их частично забирало себе – официально средства направлялись в Фонд мира.

Результатом этого стало массовое закрытие храмов. Если в 1960 году в стране насчитывалось 13 008 православных приходов, то к 1970-му их осталось 7338. Проверка на бескорыстие оказалась сильнее гонений.

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Хрущёв и Церковь

Наступление Хрущева на церковь началось осенью 1958-го, когда вышло несколько постановлений. Партийным и общественным организациям было предложено развернуть наступление на религиозные пережитки в сознании и быту советских людей. Был повышен налог с земельных церковных участков, включая даже кладбища при монастырях . Из библиотек исчезли религиозные книги. Власть пыталась не пустить верующих в святые места: рядом с ними или даже прямо на их месте устраивали свинарники и мусорные свалки. 8-го мая 1959 года был основан журнал «Наука и религия», и началась кампания про пропаганде агрессивного атеизма, сродни тому, что уже было в 20-е годы.

В конце 50-х Хрущев запретил колокольный звон, разрешенный Сталиным осенью 1941 года . Попытки церковнослужителей противостоять этому запрету успеха не имели. Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, в миру Борис Ярушевич ( на фото ниже ), сравнивал хрущевское наступление на церковь с преследованием, которое было до Великой Отечественной войны. Хрущев митрополита ненавидел и позже добился его смещения.

Закрыть храмы и монастыри удавалось не везде. Так, попытка ликвидировать Речульский монастырь вблизи Кишинева превратилась в настоящее побоище. А когда указание о закрытии привезли в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Алипий, в миру Иван Воронов ( на фото ниже) , бумагу разорвал и сжег и сказал, что лучше пойдет на мученическую смерть, чем закроет обитель. Паства окружила здание плотным кольцом, милиционеры стреляли по людям, один человек был убит, несколько ранено . Но монастырь все же отстояли. От этого монастыря Хрущев и его приближенные в итоге тоже отстали .

Советские власти усилили давление на Троице-Сергиеву лавру – милиция и люди в штатском провели там акцию запугивания. В день памяти святого Сергия Радонежского 8 октября 1960 года они задержали многих верующих и арестовали их, требуя, чтобы те больше в лавру никогда не приходили. Спустя год закрыли Киево-Печерскую лавру, и даже туристов в нее не пускали. А вот работу двух женских монастырей в Киеве остановить не удалось.

В 1961 Хрущев потребовал сместить митрополита Николая, чья критика в адрес Первого секретаря ЦК Компартии становилась все жестче. Тому было предложено переехать на кафедру в Ленинград или Новосибирск. Митрополит отказался, заявив, что как любой гражданин Советского Союза имеет право жить по месту прописки – в небольшом доме рядом с метро «Бауманская», где ему помогала по хозяйству некая женщина-медсестра. В доме она исполняла обязанности экономки. Некоторые историки считают, что женщина была завербована и при первом сердечном приступе митрополита осенью 1961 года вызвала не обычную районную неотложку, а ту, которую ей приказали. Николая Ярушевича отвезли в больницу, где он умер при странных обстоятельствах .

Так в 1958–1964 годах закрыли больше четырех тысяч православных храмов. Кульминацией нападок Хрущева на церковь стал взрыв Преображенского храма в Москве в начале июля 1964 года под предлогом строительства метро. Очевидцы вспоминают, что церковь будто поднялась над землей и рассыпалась. Люди в слезах брали кирпичики на память. Некоторые верующие считают, что отставка Хрущева была не случайной именно 14 октября 1964-го в день Покрова Пресвятой Богородицы – возможно, так Бог воздал первому секретарю за кощунственные и циничные действия против церкви .

Разумеется, в истории взаимоотношений Никиты Сергеевича Хрущева с церковью существует огромное количество слухов и легенд. Частично это объясняется тем, что основные исследования проблем религиозной жизни в СССР проводилась западными советологами, такими как Джейн Эллис или Поспеловский, у которых не было точных источников и архивных данных. Зачастую они просто оперировали слухами, которые потом вошли в научные труды и многими стали восприниматься как точная и доказанная информация.

Можно ли говорить, что это был один из самых тяжелых периодов в истории церкви? Безусловно. Но когда говорят «хрущевские гонения», то часто забывают о том, кто действительно разрабатывал эти планы. А занимался этим главный идеолог компартии Михаил Суслов .

Михаил Суслов дважды предпринимал наступление на церковь. Первое было в 1949 году, но оно было удачно отражено Карповым – председателем Совета по делам Русской православной церкви. Карпова, бывшего полковником государственной безопасности, назначил на этот пост в 1943 году сам Сталин и при этом сказал ему: «Не вздумайте быть обер-прокурором». Второе наступление на церковь произошло в 1954 году, после смерти Сталина, но оно также было нейтрализовано.

Из сохранившейся переписки Карпова с патриархом Алексием I известно, что у них были очень теплые, дружеские отношения , в том числе и в период гонений, которые названы «хрущевскими», когда Карпов по-прежнему выступал как защитник церкви .

В центре Алексий Первый и Карпов

Хотя правильно ли вообще употреблять термин «гонения»? Все-таки гонения предполагают тотальное уничтожение, как например, христиан в Древнем Риме. При Хрущеве можно говорить, разумеется, о преследовании церкви, можно говорить о дискриминации верующих и духовенства, но при этом все годы патриарх занимал особняк в Чистом переулке (бывшую резиденцию германского посла) и разъезжал по Москве в правительственном ЗИЛе. А церковные иерархи имели полномочия представлять советский Комитет защиты мира и участвовать во всемирном движении, когда выезжали за границу.

Конечно, это делалось для внешней политики, чтобы «сохранить лицо». Тем не менее слово «гонения» к ситуации не подходит. В этом и было главное противоречие. С одной стороны, происходившее в стране безусловно можно было назвать антирелигиозной кампанией, а с другой, на международном уровне советские власти хотели сохранить присутствие РПЦ в политической жизни страны. Тем более что западные страны, и в первую очередь США, внимательно следили за происходящим и старались религиозные перемены в СССР представить в глазах мирового сообщества как гонения на верующих .

Конечно, наступление на церковные позиции шло: были осуждены и посажены в тюрьму архиепископ Черниговский Андрей Сухенко и епископ Ивановский Иов Кресович . Их обвиняли в том, что они превышали должностные полномочия и недоплачивали налоги. Оба получили сроки, правда, по сравнению с двадцатью годами, которые давали по политическим делам, это были сроки, как говорится, «детские»: пять-шесть лет.

архиепископ Иов Кресович посаженный в тюрьму при Хрущёве

Основной упор власти сделали именно на пропаганду. Тогдашний ответственный секретарь журнала «Московская патриархия» Анатолий Васильевич Ведерников собирал все вырезки, касающиеся религии.

И к концу 1959 года агентство, которое он для этого нанимал, отказалось работать, потому что оно просто не справлялось с этими вырезками, такой поток атеистической пропаганды шел в советской прессе. Отец Александр Мень рассказывал, что в день выходило примерно от семи до восьми книг атеистического содержания. Можно себе представить, какой это был массированный шквал.

После 1961 года был введен учет и контроль всех таинств в церкви, то есть стало необходимо записывать паспортные данные: кто когда венчался, крестился и прочее. 18 июля 1961 года был проведен Архиерейский собор, на котором было потребовано, чтобы священник не возглавлял «двадцатку» (исполнительный орган любого прихода во главе с председателем и ревизионной комиссией: без этой «двадцатки» нельзя зарегистрировать общину), а был наемным сотрудником. «Двадцатка» теперь должна была возглавляться светским старостой. На Архиерейском соборе 1961 года священников лишили каких-либо прав в общине. Теперь «двадцатка» имела право расторгнуть с ним договор без объяснения причин.

К 1959 году в СССР было пятьдесят восемь монастырей и семь скитов. Но в конце года Фуров, заместитель председателя Совета по делам религии при Совете Министров СССР, начал переговоры с патриархом. Сохранились его докладные записки о том, что с патриархом было достигнуто соглашение к 1961 году сократить количество монастырей на двадцать два, то есть практически почти наполовину, и уничтожить все семь скитов.

Были повышены налоги на землю и на изготовление свечей. Зарплату священнику стал выплачивать приходской совет. Она стала фиксированной и облагалась по девятнадцатой статье налогообложения, которая приравнивала священнослужителя к частному предпринимателю – врачу-дантисту, сапожнику и тому подобным профессиям . Налоги были высокие, но при этом священник Троицкого собора Александро-Невской лавры получал в 70-е годы пятьсот пятьдесят рублей. После уплаты налогов оставалось от трехсот до трехсот пятидесяти рублей, но и это было равно профессорской зарплате. Архиерей же получал до тысячи рублей.

Больше всего антирелигиозная кампания отразилась на духовных учебных заведениях. Не только монастыри, скиты и святые места подверглись закрытию. Находили поводы закрывать и духовные учебные заведения. Задача была ясна: лишить церковь кадров. На тот момент в стране было восемь семинарий и две академии. В результате хрущевских административных мер осталось только три семинарии и две академии . Действовали власти по-разному. Иногда препятствовали поступлению новых студентов, и при отсутствии наполняемости семинарии приходилось закрываться. Для этого могли, например, абитуриента через военкомат вызвать на военные сборы или забрать в армию . В других случаях действовали через милицию или через комсомол. А могли просто отключить электричество и воду.

Вообще, и храмы, и все другие религиозные учреждения редко закрывали просто так, без хотя бы видимости законного повода. Чаще всего сам священник оставлял приход. Или его лишали регистрации, после чего он не мог служить, и храм через несколько месяцев превращался уже в недействующий. Тогда власти говорили, что раз община не существует – храм закрывается. После этого иногда он просто стоял запертый, иногда подо что-то использовался, а бывало, и пытались его сломать или крест свалить. Это все зависело уже от местных властей .

Если говорить о монастырях, то в борьбе с ними очень помогала система прописки. Закрывался монастырь, монахи прибивались в какой-нибудь соседний, а туда постоянно совершались милицейские рейды, которые отлавливали людей без прописки. Увозили, сажали в «обезьянники» и говорили, что «еще раз поймаем – будет срок». Похожая ситуация была и со студентами семинарии. Если человек приезжал, например, с Украины и поступал в Ленинградскую духовную семинарию, ему просто отказывали в прописке, чтобы он был вынужден покинуть город.

Здесь нужно обязательно отметить, что, говоря об антирелигиозной кампании, часто забывают, что гонения коснулись всех конфессий на территории СССР. Постановление, принятое Сусловым, так и называлось: «О недостатках в научно-атеистической пропаганде», т. е. борьба шла с религией вообще, а не только с Православной Церковью.

Руководил наступлением на религию лично Хрущев . И конечно, в нем был некоторый романтический пафос революционной романтики, который он, дорвавшись до власти, стал претворять в жизнь. Он все менял, все перестраивал, в лучших революционных традициях ломал, чтобы построить новое. Церковь ему казалась препятствием на пути к коммунизму, а XXII съезд партии объявил о том, что через двадцать лет коммунизм наконец будет построен. Идеологические отделы, их руководители, в том числе Суслов, пользовались этим доводом и подталкивали Хрущева к борьбе с церковью.

Но была в этом и политическая сторона дела. Боролся Хрущев не только с церковью, а прежде всего с группировкой своих противников. Маленков, Ворошилов, Булганин, Каганович, Молотов были противниками гонений церкви. Старая сталинская гвардия считала, что церковь надо не притеснять, а использовать и в государственном строительстве, и в международных отношениях.

Впрочем, политика Хрущева была настолько своеобразной и непоследовательной, что он одновременно боролся со сторонниками участия церкви в политике, но при этом сам активно ее использовал в международных отношениях. Именно в этот период произошло вступление Русской церкви во Всемирный совет церквей. То есть, с одной стороны, разворачивались широкомасштабные гонения на церковь, и в то же время советский епископат ездил за границу и свидетельствовал, что гонений никаких нет.

Кроме того, церковь использовалась как миротворец: ее деятели выступали на Западе с призывами свернуть, например, размещение ядерных ракет в Европе. В проекты государства и при Сталине, и при Хрущеве входила и еще одна очень важная зона – Ближний Восток. Нужно было урегулировать отношения между православными патриархатами . И не просто урегулировать, но занять ведущее положение. Русская православная церковь должна была по мнению и сталинского, и потом хрущевского руководства стать лидером мирового православия.

Что очень интересно, церковь была тесно связана с органами госбезопасности . Сначала Совет по делам РПЦ вообще был подразделением Комитета государственной безопасности . Это потом уже, при Хрущеве, его функции сузили, а вместо полковника Карпова руководить церковными делами назначили обычного партийного функционера Куроедова. Хотя его замы, конечно, все равно были из органов госбезопасности . Учитывая внешнеполитическую деятельность церкви, контрразведка, разумеется, курировала деятельность Русской церкви и тщательно проверяла всех выезжающих за границу священников.

К 1961 году антирелигиозная кампания достигла своего апогея. Во-первых, убрали Карпова, и во главе Совета по делам РПЦ встал Куроедов. Во-вторых, умер митрополит Николай Ярушевич, и умер протопресвитер Николай Колчицкий, который тоже играл видную роль в сопротивлении гонениям.

Протоиерей Николай Колчицкий

Церковь расшатали, лишили ее возможности нормально функционировать, но в итоге добились того, что прежде совершенно равнодушная к религиозным проблемам интеллигенция начала сочувствовать и религии, и деятелям церкви. Многие известные, в том числе и на мировом уровне, люди стали выступать в защиту церкви.

Дочь Сталина Светлана почти демонстративно крестилась в самый разгар антирелигиозной кампании .



Светлана Сталина (крестилась в правление Хрущёва)

Академик Сахаров, не будучи верующим, стал посещать суды, где преследовали верующих, защищать их , писать открытые письма. И это было более весомо, нежели их защищал бы человек верующий.

Академик Сахаров (в годы Хрущёва).

Фактически, два параллельных пространства впервые увидели друг друга и стали общаться. Наверное, это и был главный позитивный итог хрущевской антирелигиозной кампании – возникший союз церкви с интеллигенцией, когда интеллигенция пошла в церковь , а лучшие представители церкви пошли навстречу российской интеллигенции .

« Мы продолжаем быть атеистами и будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа Скоро мы покажем последнего священника по телевидению».


Из речи Хрущева

Читайте также: