Налог на бутилированную воду

Опубликовано: 18.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 ноября 2020 г. N 03-07-14/102355 О налогообложении НДС воды питьевой в бутылках и операций по реализации коммунальных услуг (водоснабжение)

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) воды питьевой в бутылках и операций по реализации коммунальных услуг (водоснабжение) сообщаем следующее.

В настоящее время в Российской Федерации ставка НДС составляет 20 процентов. При этом действующим законодательством по НДС предусмотрена пониженная ставка НДС в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей, а также освобождение от налогообложения НДС товаров (работ, услуг) социального характера.

Так в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку НДС в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Вместе с тем в указанный перечень включена позиция с кодом ОКПД2 10.86.10.300 "Вода питьевая, напитки безалкогольные для детского питания". Таким образом реализация детской воды питьевой облагается НДС в размере 10 процентов, реализация же остальной воды питьевой в бутылках подлежит налогообложению no ставке НДС в размере 20 процентов.

Перечень операции, освобождаемых от налогообложения НДС, установлен статьей 149 Кодекса. При этом коммунальные услуги (в том числе водоснабжение), оказываемые ресурсоснабжающими организациями, указанным перечнем не предусмотрены.

Коммунальные услуги (в том числе водоснабжение), оказываемые ресурсоснабжающими организациями, в том числе физическим лицам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (в размере 20 процентов).

Вместе с тем, согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организации коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

От налогообложения НДС освобождается предоставление вышеуказанных коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих организаций, в которую включается НДС.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Реализация детской питьевой воды облагается НДС по ставке 10%, в отношении остальной питьевой воды в бутылках применяется ставка 20%.

Коммунальные услуги (в том числе водоснабжение), оказываемые ресурсоснабжающими организациями, облагаются НДС по ставке 20%. При этом освобождаются от НДС коммунальные услуги, предоставляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих организаций, в которую включается НДС.

Краткое содержание:


Чиновники и депутаты в нашей стране уже обсуждали не совсем обычные налоги, например, на топот кошек или на громкий секс. Тогда Россию накрыл гомерический смех от подобных инициатив слуг народа, однако налог на воду, это уже без шуток, может, и налог на право дышать в скором времени может стать реальностью.

Налог на воду уже в планах чиновников

Многие помнят достаточно скандальные инициативы некоторых депутатов законодательного собрания Санкт-Петербурга. Безусловно, для счастья всенародного, то есть для нас с вами, они предлагали увеличить фискальную нагрузку на тех, кто имеет домашних животных, и тех, кто решает ключевую демографическую проблему для России.

Многие из соотечественников в тот момент покрутили пальцем у виска, и, собственно, сказали, мол, чего ждать от этих слуг так которые протирают штаны в разных думах. Однако события последних дней говорят о том, что все обещания, которые нам давали чиновники с высоких трибун, о том, что не будет роста фискальной нагрузки, оказались, мягко говоря, ложью.

Многие уже знают о том, что молочная продукция, табак, обувь и некоторые другие потребительские товары облагаются в России не только прямыми, но и косвенными налогами. Речь идет о так называемой специальной маркировке, которая, по замыслу чиновников и олигархов, должна уберечь нас с вами от контрафакта, то есть в очередной раз для счастья всенародного они нас решили обложить данью.

Теперь в этот перечень, так называемой маркировки, попала и питьевая вода. До 1 апреля 2021 года маркировка напитков будет производиться в качестве эксперимента. То есть, пока они улыбаются, а после захлопнут свой рот и начнут нас доить, и эта маркировка станет обязательной.

Как всегда, данная мера должна нас с вами сделать счастливыми, всё они делают только для этого, чтобы уменьшилось количество фальсификата, контрафакта и так далее.

Теперь обратим внимание на очень любопытный документ Роспотребнадзора. Так вот, по его данным доля контрафакта питьевой воды на российском рынке ничтожна. В первом полугодии 2020 года Роспотребнадзором было исследовано более 18000 проб воды, расфасованной в емкости.

Удельный вес продукции, которая не соответствовала требованиям, например, по санитарно-химическим показателям составила всего 0,17%. Удельный вес проб, не соответствующих нормам по микробиологическим показателям достиг уровня 1,9%. По физико-химическим показателям, характеризующим качество продукции, не соответствовали требованиям только 2,98% проб.

Теперь возникает вопрос – с чем собрались бороться наши чиновники и олигархи? С чем они будут бороться, вводя в России фактически новый налог на воду?

При этом, как всегда, чиновники забывают сообщить нам, что эта борьба за всенародное счастье будет финансироваться из наших кошельков.

Еще в 2017 году, когда началось обсуждение введения маркировки в отношении упакованных вод, союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод выступал с заявлениями о том, что это не целесообразно.

Во-первых, нет доказанного высокого объема нелегального оборота.

Второе – стоимость продукции достаточно низкая, если говорить о стоимости, по которой производитель отгружает свою продукцию в торговое звено. Соответственно, потребитель должен понимать, та цена, которую он видит на полке, отличается примерно в два раза от того, по какой цене товар отгружается.

Дальше накручивается вся логистика, торговые наценки и прочее. Мы можем говорить о том, что стоимость воды на полках может потенциально вырасти, в связи с ведением маркировки, на величину до 15%.

Цена маркировки

Если мы проанализируем, то получим ответ на ключевой вопрос – из чего складывается стоимость маркировки воды. Ответ – из кода маркировки, оборудования, расходных материалов на него и программного обеспечения.

Теперь внимание: фиксированная цена есть только у кода – 50 копеек без НДС. Это только код стоит 50 копеек без НДС, но там Силуанов контролирует, и еще накрутит обязательно. Стоимость оборудования и программного обеспечения зависит уже от поставщиков.

Фактически нас с вами решили подсадить на «Платон», только теперь эту плату будут взимать не только с дальнобойщиков, но и с каждого из нас. Решил попить воды – заплати чиновникам и олигархам.

Прямые и косвенные налоги в России растут, это понимает даже не экономист, а любой человек, неискушенный в финансовых и экономических вопросах, потому что каждый из нас идет в магазин рядом с домом и видит, как цены ползут вверх.

Всё, что нужно знать о маркировке бутилированной воды: сроки и правила в 2021 году, регламентирующие документы, штрафы за нарушения. Комплексные программные решения для автоматизации маркировки упакованной воды для розницы и опта от компании «Такском».

Что вы узнаете

  1. Зачем нужна маркировка упакованной воды
  2. Кто контролирует маркировку бутилированной воды
  3. Этапы и даты ввода маркировки упакованной воды
  4. Документы, регулирующие маркировку бутилированной воды
  5. Бутилированная вода, подлежащая маркировке
  6. Наказание за производство и торговлю упакованной водой без маркировки – после утверждения даты обязательной маркировки
  7. Состав кода цифровой маркировки бутилированной воды
  8. Стоимость кода маркировки упакованной воды
  9. Участники маркировки упакованной воды
  10. Что требуется для работы с маркированной бутилированной водой
  11. Как зарегистрироваться в системе маркировки
  12. Как производителю маркировать бутилированную воду
  13. Предложение «Такскома»
  14. Пользователям «1С» – комплексная подготовка к работе с маркированным товаром
  15. «Такском» – это надёжно и удобно

Зачем нужна маркировка упакованной воды

Вода – фундамент деятельности любого живого организма. Здоровье человека в значительной степени зависит от качества потребляемой питьевой воды. Упакованная вода – пищевой продукт. Она должна быть абсолютно безопасна для людей и отвечать строгим требованиям к микробиологическому составу. Водопроводная же вода считается коммунальной услугой, а не пищевым продуктом.

Согласно отечественным нормативам, вода для питья делится на три вида: природная минеральная вода, природная питьевая вода и питьевая вода. Природная минеральная вода добывается из-под земли. По количеству содержащихся минералов она делится на три типа: столовая, лечебно-столовая и лечебная.

Лечебная и лечебно-столовая упакованная вода – эти воды следует пить, если их прописал врач. На их ярлыке указывается, от каких болезней вода помогает, из какого источника добыта.

Природная питьевая вода добывается из подземных или поверхностных водоёмов: из артезианских скважин, из родников и озёр, из ледников. Просто питьевая вода – это очищенная вода из того же источника, что и вода, поступающая в систему центрального водоснабжения.

В 2020 году в России произведено 6,5 млрд литров упакованной воды. От четверти до трети продаваемой в стране бутилированной воды – подделка. Таковы оценки государственных органов и независимых экспертов. Количество подделок увеличивается в тёплые месяцы года: с апреля по октябрь. Чаще всего фальсифицируют упакованную воду известных брендов. Низкокачественный «фейк» способен причинить существенный вред здоровью.

По сведениям Минздрава и Роспотребнадзора, питьё некачественной воды становится причиной следующих болезней: заболевания мочеполовой системы – 32,3 %; заболевания органов пищеварения – 26,9 %; новообразования, болезни костно-мышечных и соединительных тканей – 25,5 %; заболевания кожи и подкожной клетчатки – 15,3 %.

Обязательная маркировка минимизирует количество нелегально изготовленной воды в бутылках. Граждане смогут самостоятельно проверять подлинность каждой бутылки приобретаемой воды.

Кто контролирует маркировку бутилированной воды

На страже интересов общества и государства стоит Роспотребнадзор. Сотрудники ведомства инспектируют предприятия торговли, где продают упакованную воду и иную продукцию, подлежащую маркировке. По обращениям граждан ведутся внеплановые проверки.

Проверить оригинальность минеральной, природной и питьевой упакованной воды может каждый россиянин. Инструмент контроля – мобильное приложение «Честный ЗНАК». Этот софт преобразовывает камеру смартфона в сканер кодов Data Matrix. При несоответствии информации в коде и реальности потребитель через приложение направляет сведения в «Честный ЗНАК», а тот – в Роспотребнадзор. Инспекторы ведомства выявят и оштрафуют нарушителя на сумму до 300 тысяч рублей.

Этапы и даты ввода маркировки упакованной воды

  • 1 апреля 2020 года – начало эксперимента по маркировке бутилированной воды.
  • 1 июня 2021 года – завершение эксперимента.
  • Конкретная дата введения обязательной маркировки воды – её по результатам эксперимента
    определит правительство.

Документы, регулирующие маркировку бутилированной воды

  • Постановление Правительства РФ № 292 от 01.03.2021.
  • Постановление Правительства РФ № 348 от 27.03.2020 – о старте эксперимента.

Бутилированная вода, подлежащая маркировке

Маркировке подлежит следующая упакованная вода – её перечень утверждён Постановлением Правительства № 348 от 27 марта 2020 года.

Код ТН ВЭД ЕАЭС Код ТН ВЭД ЕАЭС
2201 Вода, природная или искусственно минеральная, газированная, без добавок
2201 10 Вода минеральная и газированная, природная минеральная вода
2201 10 110 0 Негазированная бутилированная вода
2201 10 190 0
2201 10 190 0
2201 10 190 0
Иная питьевая вода в бутылках

Наказание за производство и торговлю
упакованной водой без маркировки –
после утверждения даты обязательной маркировки

За что накажут

  • Отсутствие Data Matrix кода
  • Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара
  • Неполная информация в коде обязательной маркировки

Что грозит за реализацию бутилированной воды
без маркировки

Производство и продажа продукции без маркировки – нарушение части 2 статьи 15.12 КоАП РФ.

Штрафы за изготовление и торговлю упакованной водой без цифровых кодов маркировки предусмотрены как для производителей, так и для продавцов.

  • Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.
  • Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.

За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».

  • Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 ₽
  • Должностные лица от 5000 до 10 000 ₽
  • Физические лица от 2000 до 4000 ₽


Состав кода цифровой маркировки бутилированной воды

Каждый код маркировки имеет двухмерную кодировку для шифрования большого объёма данных.

Код идентификации Data Matrix для воды содержит:

  • Код товара – 14 знаков
  • Индивидуальный серийный номер единицы товара – 13 знаков
  • Ключ проверки – 4 знака

При оптовой продаже каждую бутылку с водой нужно промаркировать. Затем, при объединении (агрегировании)
отдельных бутылок в упаковки для транспортировки, для каждой упаковки формируется код-агрегат.

Стоимость кода маркировки упакованной воды

Участники маркировки упакованной воды

Производитель – регистрируется в «Честном ЗНАКЕ», получает в нём коды маркировки и размещает их на готовой продукции –
на этикетках бутылок или на пробках. После, перед отправкой воды дистрибьютору, производитель формирует электронный
универсальный передаточный документ УПД. В него заносятся все коды продаваемой воды. УПД направляется через оператора ЭДО
дистрибьютору и в «Честный ЗНАК».

Импортёр – заказывает коды маркировки в «Честном ЗНАКЕ». Высылает экспортёру файл для печати этикеток или готовые этикетки.
Экспортёр же наклеивает этикетки на продукцию и отгружает её. Когда продукция пройдёт таможню, импортёру следует уведомить
«Честный ЗНАК» о вводе продукции в оборот.

Дистрибьютор – сверяет коды на товаре с указанными в УПД, полученном от производителя или импортёра. Затем через оператора
ЭДО отмечает в «Честном ЗНАКЕ» получение товара.

При отгрузке бутилированной воды в розничные магазины дистрибьютор сопровождает каждую партию товара электронным УПД.

Розничный магазин – отмечает приёмку упакованной воды от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу покупателю с помощью
онлайн-кассы. Данные о выбытии из оборота каждой бутылки с водой передаются в «Честный ЗНАК».

Что требуется для работы с маркированной бутилированной водой

Производителю и импортё ру Опту и дистрибьюторам Рознице
Электронная подпись для маркировки Электронная подпись для маркировки Электронная подпись для маркировки
ЭДО ЭДО ЭДО
Терминал сбора данных (ТСД) или сканер штрихкодов, считывающие коды Data Matrix Терминал сбора данных (ТСД) или сканер штрихкодов, считывающие коды Data Matrix Сканер штрихкодов, считывающий коды Data Matrix
Программно-аппаратный комплекс (ПАК) для заказа кодов маркировки Онлайн-касса, оборудованная сканером штрихкодов
Кассовое ПО и товароучётная система
ОФД

Как зарегистрироваться в системе маркировки

  1. Установите на компьютер программу для работы с электронной подписью. Например, КриптоПро.
  2. Установите на компьютер сертификат подписи. Посмотрите, как правильно это сделать.
  3. Установите бесплатный плагин для работы с электронной подписью КриптоПро ЭЦП Browser plug-in или Рутокен Плагин.
  4. Зарегистрируйтесь в системе «Честный ЗНАК». На странице входа выберите электронную подпись и добавьте e-mail и телефон в своём личном кабинете.
  5. После регистрации вы получите доступ к личному кабинету.
  • зарегистрируем вашу организацию в системе маркировки
  • настроим получение кодов, печать марок, отправку сведений о продажах
  • внедрим необходимый софт в вашу учётную систему
  • подберём и настроим принтер для печати марок и 2D-сканер

Как производителю маркировать бутилированную воду


Нанесение маркировки на продукцию – ответственность производителя. Ведь он находится в самом начале товарооборота. Для маркирования упакованной воды производителю понадобится следующая техника.

Регистратор эмиссии и станция управления заказами – нужны обязательно. Это программно-аппаратные средства для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения сгенерированных кодов маркировки. Регистратор безвозмездно выдаёт «Честный ЗНАК» после создания личного кабинета
и заключения договора.

Принтер кодов Data Matrix и аппликатор для их нанесения – выбирается в соответствии с объёмами производства.

Система Track & Trace – техника для считывания кодов с каждой бутылки и для дальнейшей автоматической агрегации в транспортные упаковки – выбирается, исходя из объёмов производства.

У организации отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о непригодности для питья водопроводной воды. Может ли организация учесть в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение хозяйственных товаров санитарно-гигиенического назначения, а также расходы на приобретение питьевой бутилированной воды для работников?

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Заметим также, что в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Что конкретно подразумевается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению, НК РФ не поясняет.
Согласно нормам трудового законодательства на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда. В целях реализации этого требования в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки (ст. 223 ТК РФ).

Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В ст. 212 ТК РФ перечислены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В частности, работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, указанными в ст. 223 ТК РФ.

При этом в ст. 163 ТК РФ содержится открытый перечень условий, обеспечивающих нормальные условия работы. Перечень действий работодателя для обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников, согласно ст. 223 ТК РФ, также является открытым.

Затраты на хозяйственные товары санитарно-гигиенического назначения

Так как расходы на обеспечение нормальных условий труда относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), то расходы по обеспечению работников и санитарно-бытовых помещений организации санитарно-гигиеническими принадлежностями, в частности такими, как бумажные и чистящие салфетки, освежители воздуха для туалета, полотенца, туалетная бумага, мыло, моющие и чистящие порошки, организация может учесть для целей налогообложения прибыли и на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Такая точка зрения представлена, например, в письме УФНС России по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.1.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

Расходы налогоплательщиков на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и так далее) относятся к расходам на хозяйственные нужды и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

Такую точку зрения Минфин России выразил в письме от 11.04.2007 N 03-03-06/1/229 (смотрите также письма Минфина России от 01.09.2006 N 03-11-04/2/182, УФНС России по г. Москве от 01.02.2010 N 20-14/2/009255@).

Напомним, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

При этом полагаем, что поименованные выше расходы учитываются для целей налогообложения прибыли по мере их списания в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Арбитражная практика свидетельствует о том, что расходы организации на приобретение предметов личной гигиены и бытовой химии являются обоснованными (постановления ФАС Московского округа от 27.12.2006 N КА-А40/12681-06, ФАС Поволжского округа от 03.07.2007 N А65-20634/06 и от 02.11.2004 N А55-17257/03-29).

Таким образом, расходы организации, связанные с приобретением хозтоваров, можно учесть на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ либо на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Документальным подтверждением фактической передачи материалов санитарно-гигиенического назначения в производство (эксплуатацию) может служить требование-накладная (форма М-11). Факт использования указанных материалов в деятельности организации целесообразно подтвердить актом списания материалов, форму которого организация может разработать самостоятельно с учетом требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Кроме того, по нашему мнению, для документального подтверждения расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, помимо накладной и акта, необходимо также наличие внутреннего документа, в котором будут сформулированы действия организации по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.

Затраты на питьевую бутилированную воду

Заметим, что в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена обязанность в том числе юридических лиц осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Таким образом, документально подтвержденные затраты организации на приобретение питьевой воды с целью обеспечения нормальных условий труда работников могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

Однако следует учитывать, что Минфин России по вопросу учета расходов организации на приобретение питьевой воды дает следующие разъяснения:

"Если водопроводная вода не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.41074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого снабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) и опасна для использования в качестве питьевой, то затраты на приобретение питьевой воды для работников могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль" (письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406).

Отметим, что и ранее Минфин России указывал на то, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов, полученных предприятием при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья (смотрите письмо Минфина России от 02.12.2005 N 03-03-04/1/408).

Аналогичное мнение содержится и в письме УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411.

Поэтому в том случае, если заключение санитарно-эпидемиологической службы отсутствует, существует вероятность того, что обоснованность признания в целях налогообложения расходов на приобретение питьевой воды организации придется доказывать в суде.

При этом имеется достаточно большая арбитражная практика, в которой суды подтверждают правомерность включения налогоплательщиком расходов на приобретение питьевой воды для работников в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологической службы о непригодности водопроводной воды для питья.

Некоторые арбитражные суды считают, что расходы на приобретение питьевой воды уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли как расходы на обеспечение нормальных условий труда, независимо от того, пригодна водопроводная вода для употребления или нет.

Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009 суд отклонил доводы налогового органа об экономической необоснованности произведенных расходов со ссылкой на наличие заключения Госсанэпидемнадзора о соответствии водопроводной воды требованиям ГОСТа.

Подобное же суждение выразила кассационная инстанция в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А33-9419/2007-Ф02-902/2008: наличие заключения Регионального отделения ФМБА России о соответствии водопроводной воды санитарно-эпидемиологическим нормам не опровергают выводы судов об экономической оправданности затрат на приобретение чистой питьевой воды для бытовых нужд работников и не является основанием для отказа во включении таких затрат в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (определением ВАС РФ от 30.05.2008 N 6728/08 отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора).

В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 N 10АП-1912/2010 отмечено, что согласно ст. 264 НК РФ наличие заключения санитарно-эпидемиологических службы не является условием для включения указанных затрат в состав расходов (смотрите также постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 07АП-1823/10, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 N 09АП-14414/2010).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Как учесть питьевую воду

А.С. ЕЛИН,
Исполнительный директор аудиторской фирмы «АКАДЕМИЯ АУДИТА»
www.academ.ru

Тел. (095) – 517-37-51

Договоры со специализированными организациями на водоснабжение для технических нужд заключают практически все фирмы. А те, кто заботится о здоровье работников и собственном имидже, покупают еще и очищенную питьевую воду. Но в то время как стоимость воды для производства однозначно уменьшает налогооблагаемую прибыль предприятия, с водой питьевой возникают проблемы. Дело в том, что налоговики отказывают фирмам в праве списать ее стоимость на затраты.

Можно ли обойти запрет чиновников? В данном случае – да. Главное, определиться, как провести по документам покупку питьевой воды, а также подтвердить эти расходы и их экономическую целесообразность. О том, как в целях расчета налога на прибыль все же списать питьевую воду и при этом избежать претензий чиновников, и пойдет речь в этой статье.

Вода приобретена для коммерческих и представительских целей

Многие фирмы устанавливают аппараты для разлива и подогрева питьевой воды в приемных или переговорных. Ведь предложить клиенту чашку чая или кофе – правило хорошего тона. Можно ли отнести подобные расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли?

К сожалению, такой статьи затрат как «приобретение питьевой воды» в Налоговом кодексе нет. Но, как известно, перечень расходов, предусмотренных главой 25 Налогового кодекса РФ, является открытым. И по нашему мнению, в подобной ситуации затраты на приобретение питьевой воды могут быть учтены и как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Необходимо только помнить требование Налогового кодекса: все расходы фирмы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Документальным подтверждением расходов в подобной ситуации будут стандартные бумаги, оформленные поставщиком воды (договор, накладная, счет-фактура). Экономическую же целесообразность таких расходов также легко обосновать: увеличение количества клиентов, подписание большего числа договоров и т. д.

Кроме того, необходимость подобных затрат можно зафиксировать и в соответствующем внутрефирменном документе (приказе, распоряжении и т. п.). Вот пример такого документа:

Утверждены приказом

от 25 января 2004 г. № 14

Правила корпоративной культуры

(извлечение)

2.7.4. В целях повышения качества обслуживания клиентов установить в комнате переговоров аппарат для разлива питьевой охлажденной и горячей воды.

2.7.5. До начала переговоров менеджер, проводящий встречу, обязан в целях установления доверительных отношений предложить клиенту стакан воды или чашку чая (кофе).

2.7.6. В случае продолжения переговоров более часа необходимо повторно предложить клиенту воду, чай или кофе.

Президент
корпорации «Глобус» Долгов /А.Г. Долгов/

Однако при таком варианте учета есть и существенный минус. Стоимость питьевой воды (вместе со стоимостью других напитков и продуктов, а также суммой прочих представительских расходов) может быть учтена при исчислении налога на прибыль в лишь в сумме, не превышающей 4 процента от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

Конечно, весьма сложно будет обосновать налоговикам приобретение большого количества питьевой воды для официального приема, в котором участвовали всего несколько человек. Тем не менее проверить, выпили ли участники встречи всю воду или нет, фактически невозможно. Главное, чтобы соответствующие расходы, принятые при исчислении налога на прибыль, не превысили нормативную величину.

Вода приобретена для работников фирмы

Но чаще всего питьевая вода приобретается для потребления сотрудниками организации. И здесь самый болезненный вопрос тот же – можно ли учесть подобные расходы в затратах фирмы при налогообложении.

Как мы уже отмечали, такой статьи расходов как «приобретение питьевой воды» Налоговый кодекс не предусматривает. Однако подпункт 7 пункта 1 статьи 264 кодекса разрешает учесть в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией, « расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации ».

Точного определения, что такое « нормальные условия труда », ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве нет. Это понятие комбинированное и складывается из совокупности многих законодательных норм. Но для нас важно прежде всего определить, подпадают ли под это определение затраты на приобретение предприятием для своих сотрудников питьевой воды.

С этим вопросом мы обратились в Минтруд России. Там нам ответили утвердительно (см. мнение специалиста). А раз так, у предприятия есть все основания учесть соответствующие расходы при налогообложении прибыли в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Чижов Борис Алексеевич,

заместитель начальника управления Минтруда России

– Статья 22 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, а также бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. Это в частности, предполагает и необходимость обеспечения работников питьевой водой. Поэтому затраты на приобретение питьевой воды, а также оборудования для ее разлива могут быть расценены как расходы на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством РФ.

К сожалению, на практике налоговики разрешают включать затраты на приобретение питьевой воды в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, далеко не всегда (см., например, письмо УМНС по г. Москве от 20 марта 2002 г. № 26-12/12511).

Поэтому, чтобы еще более обезопасить себя в случае возможного спора с проверяющими, используйте такие дополнительные аргументы.

1. Как известно, работодатель обязан обеспечить работникам условия труда, определяемые не только законодательством, но и «коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами». Это прямо указано в статье 56 Трудового кодекса РФ. Иными словами, помимо норм, установленных законом, работодатель должен соблюдать и дополнительные меры по обеспечению нормальных условий труда, предусмотренные внутренними документами предприятия.

Так, на фирме может быть разработан соответствующий документ (приказ, положение и т. п.), в котором перечислены мероприятия по обеспечению нормальных условий труда. Там, в частности, необходимо указать, что в обязанности работодателя входит обеспечение работников питьевой водой, туалетной бумагой и т. д.

Вот пример подобного приказа:

Приказ

от 5 мая 2004 г. № 12 г. Москва

Об обеспечении нормальных условий

труда на предприятии

В целях обеспечения нормальных условий труда, увеличения норм выработки и качества производимой продукции приказываю:

1. Установить в цехе № 2 аппарат по разливу холодной питьевой воды.

2. Производить закупку питьевой воды, соответствующей ГОСТ Р 51232-98, в ЗАО «Родник».

3. Ответственным за обеспечение питьевой водой, санитарно-гигиеническими средствами и эксплуатацию аппарата назначаю начальника цеха № 2 Тихомирова Д.С.

Президент
корпорации «Глобус» Долгов /А.Г. Долгов/

Налогоплательщик привел в суде доказательства того, что вода, поставляемая в его офис по водопроводу, не отвечала санитарно-гигиеническим стандартам. Для этого организация произвела анализы воды в Санэпиднадзоре, который, в свою очередь, подтвердил несоответствие водопроводной воды стандартам качества воды в Московском регионе. Исходя из этого, судьи решили, что расходы на приобретения воды вполне обоснованно были учтены в составе расходов.

Поэтому для подстраховки фирма может провести анализы качества воды, поставляемой по водопроводу в ее помещения, на соответствие ГОСТу ( ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» ) . И если результат окажется отрицательным, право предприятия учесть расходы на приобретение воды будет неоспоримым.

Но даже если анализы подтвердят соответствие воды ГОСТу, то учесть расходы на приобретение питьевой воды при исчислении налога на прибыль можно и по вышеперечисленным основаниям.

Корпорация «Глобус» в целях создания нормальных условий труда заключила с ЗАО «Родник» договор на поставку питьевой воды. Вода поставляется в пластиковых бутылях по 25 литров.

Стоимость 25 литров воды - 177 руб. (в том числе НДС - 27 руб.). После использования воды бутыли подлежат возврату. Залоговая стоимость одной бутыли составляет 200 руб. В мае 2004 года ЗАО «Родник» поставило корпорации «Глобус» 5 бутылей воды всего на сумму 885 руб. (в том числе НДС - 135 руб.).

Корпорация «Глобус» оплатила приобретенную воду и перечислила ЗАО «Родник» залоговую стоимость бутылей. Бухгалтер отразил эти операции так:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 750 руб. (885 – 135) - отражена себестоимость приобретенной питьевой воды;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 135 руб. – учтен НДС, уплаченный поставщику;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 885 руб. – оплачена приобретенная вода;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 135 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 – 1000 руб. (200 руб. х 5 бут.) – перечислена поставщику залоговая стоимость бутылей;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 76 – 1000 руб. – учтены бутыли по залоговой стоимости.

Кроме того, для разлива воды поставщик предоставил корпорации «Глобус» в аренду в ододиспенсер. Ежемесячная арендная плата - 118 руб. (в том числе НДС - 18 руб.).

Бухгалтер учел стоимость арендованного вододиспенсера на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по передаточной стоимости, указанной в договоре аренды, – 15 000 руб.:

ДЕБЕТ 001 – 15 000 руб. – учтена стоимость арендованного основного средства.

В мае 2004 года в цехе № 2 корпорации «Глобус» было использовано 2 бутыли воды (50 литров). Бухгалтер отразил эти операции следующим образом:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – 300 руб. (150 руб. х 2 бут.) - списана стоимость израсходованной питьевой воды.

А стоимость аренды вододиспенсера за май 2004 года была отражена так:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 – 100 руб. (118– 18) – отражена сумма арендной платы за май;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 18 руб. - учтена сумма НДС.

Так как указанные расходы связаны с организацией нормальных условий труда, бухгалтер корпорации «Глобус» учел при налогообложении стоимость израсходованной питьевой воды и сумму арендной платы в соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

В конце месяца корпорация «Глобус» перечислила ЗАО «Родник» арендную плату и вернула использованные бутыли. В учете это было отражено так:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 118 руб. – перечислена сумма арендной платы за май;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 18 руб. – принят к вычету НДС по арендной плате;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 10 – 400 руб. (200 руб. х 2 бут.) – возвращены бутыли поставщику.

Выше мы привели многочисленные аргументы в пользу того, что стоимость питьевой воды, приобретенной фирмой для своих сотрудников, может быть отнесена в уменьшение налогооблагаемой прибыли. И все же мы не исключаем, что некоторые бухгалтеры, которые захотят полностью исключить возможные налоговые риски в случае спора с проверяющими, не будут учитывать расходы на питьевую воду при исчислении налога на прибыль.

В этом случае, согласно ПБУ 18/02 ВЫНОС 3 , в учете образуются постоянные разницы. Применительно к рассмотренному выше примеру, если расходы на воду не будут учтены организацией при исчислении налога на прибыль, постоянные разницы составят 400 руб. (100 + 300). Таким образом, бухгалтер должен будет зафиксировать в учете постоянное налоговое обязательство:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 96 руб. (400 руб. х 24%) – отражено постоянное налоговое обязательство.

Кроме того, необходимо учитывать, что сумма НДС, уплаченная поставщику в составе расходов, которые не были отнесены в уменьшение налогооблагаемой прибыли, не может быть принята к налоговому вычету.

НДФЛ, ЕСН и вода

Практика проведенных аудиторских проверок показала, что некоторые бухгалтеры начисляют единый социальный налог и удерживают налог на доходы физических лиц со стоимости выпитой работниками воды. Но согласитесь: учесть количество выпитой воды каждым конкретным сотрудником организации технически очень сложно, а порой и вовсе невозможно. Да и, скорее всего, вести такой учет экономически нецелесообразно, так как расходы непосредственно на саму воду могут быть значительно меньше стоимости затрат на их учет. Между тем НДФЛ удерживается лишь в том случае, когда сумма дохода работника может быть четко определена.

Поэтому, в ситуации, когда организация не ведет учет выпитого каждым сотрудником количества воды, удерживать НДФЛ не нужно. Эта позиция поддержана и арбитражной практикой. В частности, в постановлении ФАС Московского округа от 19 июля 2000 г. № КА-А40/2965-00 указано, что в налогооблагаемый доход работника не могут включаться обезличенные оплаты услуг, так как этими услугами он может и не воспользоваться. Факт заключения предприятием договоров на приобретение продуктов питания и их оплата не может считаться достаточным доказательством получения работником дохода.

По нашему мнению, на стоимость потребленной работниками воды не нужно начислять и ЕСН. Ведь единым социальным налогом облагаются доходы, полученные работниками по трудовым и гражданско-правовым договорам (ст. 236 Налогового кодекса РФ). А, как мы уже отмечали выше, расходы на приобретение питьевой воды должны рассматриваться не как выплаты физическим лицам по трудовым или гражданско-правовым договорам, а как расходы организации, направленные на создание нормальных условий труда.

А если организация не учитывает расходы на приобретение питьевой воды при исчислении налога на прибыль, то ЕСН не начисляется в силу пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ.

Как учесть расходы на приобретение воды фирмам, перешедшим на «упрощенку»

Организации, перешедшие на «упрощенку» и уплачивающие единый налог с разницы между доходами и расходами, затраты на приобретение питьевой воды при исчислении единого налога учесть не смогут. Дело в том, что перечень расходов, перечисленных в статье 346.16 Налогового кодекса РФ, является исчерпывающим. Таких статей затрат как «расходы на создание нормальных условий труда», и уж тем более – «расходы на приобретение питьевой воды» – там нет.

Контактный телефон (095) 517-37-51.

Выносы на полях:

1. Определение представительских расходов дано в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

2. Глава 25 «налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2002 года.

3. ПБУ 18/02 утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Читайте также: