Налог на бороду при петре 1

Опубликовано: 01.05.2024

17 апреля 1722 года царь Петр Первый издал последний из бородовых указов, который действовал целых полвека

Петровские реформы кардинально изменили Россию, в течение нескольких десятков лет выведя ее в число европейских государств-лидеров. Как ни удивительно, но в таком большом деле для царя-реформатора почти не было мелочей: все работало на изменение имиджа, а самое главное – сознания подданных царя Петра Алексеевича. Потому не стоит удивляться настоящей войне, которую Петр I еще в конце XVII века объявил бородам и бородачам. Для него это были символы отсталого прежнего быта и прежнего отношения к месту России в мире, а самодержцу нужны были рядом люди, готовые на любые жертвы ради достижения главной цели, — резкого рывка страны в будущее.

17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он целых полвека!

«О бритии бород и усов»

Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».



Источник: https://pinterest.com

С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.

Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».

С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.



Бородовой знак петровского времени. Картинка на заднем плане — жанровая сценка времен последнего бородового указа 1722 года.
Источник: https://livejournal.com

«О ношении ими особого платья»

Следующие указы, ограничивающие ношение бород, появились уже несколько лет спустя. Причем теперь они регламентировали не только право носить растительность на лице, но и право носить «русское платье»! Первый такой указ был издан 17 (по ст. ст.) декабря 1713 года, а второй — ровно через год, причем он прямо ссылался на предыдущий документ. Оба требовали, чтобы «русским никаким платьем не торговали, и никто такого платья и бород не носил». И на сей раз ограничиться пошлиной никто не мог: например, указ 1714 года прямо говорил, что нарушителям «за такое их преступление учинено им будет жестокое наказанье и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на великого государя без всякия пощады».

Но, судя по всему, серьезного влияния на ситуацию с бородами эти грозные меры уже не оказали — и вряд ли могли оказать. К тому времени все подданные Петра Первого, кто оценил усилия самодержца по превращению России в одну из передовых держав Европы, расстались с бородами и, надо думать, сделали это легко и без особого принуждения. Они наверняка хорошо понимали, что отказ от ношения бороды — ничтожная плата за возможность принимать участие в грандиозных событиях, которые обещали всем своим участникам серьезный выигрыш в социальном положении. Фактически борода становилась платой за возможность воспользоваться множеством придуманных Петром I новых социальных лифтов, и «птенцы гнезда Петрова» очень хорошо понимали, насколько она невелика.



«Петр I стрижет бороды боярам». Картина художника Дмитрия Белюкина, 1985 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Что же касается всех остальных, кто решил сохранить бороду как свидетельство своего самостоятельного взгляда на будущее страны и готов был за это платить, то для них 6 (по ст. ст.) апреля 1722 года был издан последний петровский «бородовой» указ, который назывался «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья». На сей раз для всех бородачей, кроме давно освобожденных от бородовых налогов священнослужителей и «подлинных пашенных» крестьян, устанавливался единый сбор — 50 рублей в год. Но этим ограничительные меры не обходились: бородатым еще и предписывалось носить особую одежду! Как говорилось в указе, «чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем (воротником. — Прим. авт.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — Прим. авт.) и однорядку с лежачим ожерельем». При этом в отношении «раскольщиков» действовали дополнительные ограничения: они должны были носит зипуны с красными воротниками, а любая другая одежда красного цвета им запрещалась.

Меры воздействия на тех, кто рисковал не выполнить новый указ, были, конечно, не столь жесткими, как восемью годами ранее, но тоже внушительными. Например, у того, кто приносил в приказ челобитную, будучи при бороде и не в той одежде, полагалось в прошениях отказывать. И не важно было, что проситель уже заплатил годовой бородовой налог — в таком случае его брали повторно! Тех же, кто был застигнут с бородой и в неправильном платье на улице, по указу полагалось приводить «к комендантам или воеводам и приказным», где с них брали штраф, половина которого уходила в казну, а половина доставалась «приводчику» (как и неправильная одежда нарушителя).

Петровский бородовой указ от 17 апреля 1722 года просуществовал полвека: отменила его только Екатерина II в 1772 году. Но и после того еще целый век в России отношение к бородам было более чем прохладное. Ситуацию поменял только император Александр III Миротворец, который не только принялся последовательно отменять всё еще действовавшие «бородовые указы», но и сам носил бороду (как и его сын – последний русский император Николай II). Впрочем, к тому времени уже не было никакой нужды подчеркивать «европейскость» бритым лицом, да и цель, поставленная Петром Великим — вывести Россию в европейские и мировые лидеры — была полностью достигнута.



Лубок «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы, накануне отмены последнего «бородового указа».
На рисунке хорошо видно то самое одеяние, которое Петр I приказал носить «раскольщикам», отказывающимся брить бороды.
Источник: https://ru.russianarts.online

Одним из основных отличий половой принадлежности мужчины является наличие бороды. После достижения половой зрелости волосы на лице мужчины начинают активно расти, а именно на щеках, подбородке, шее и над верхней губой.

Борода в разное время то находилась на пике популярности, то становилась неуместной, и мужчины старались избавиться от нее. Сегодня затронем не только историю возникновения бороды, но подробно рассмотрим предысторию возникновения указа относительно уплаты налога за ношение бороды введенного Петром І.

фото 1

История появления бороды

В древние времена наличие волос на лице являлось признаком половозрелого мужчины. Они придавали мужскому образу агрессивность и воинственный грозный вид даже в состоянии покоя. Во времена правления Ивана Грозного бритье считалось наказанием, которое унижает мужское достоинство, поэтому такую меру применяли на пленных воинах. Безбородое лицо представителей сильного пола считалось противоестественным и становилось настоящей трагедией для пленников.

фото 2

Первыми добровольно стали избавляться от своих бород монахи и священники, выражая таким образом смирение перед Богом. Также древние египтяне и римляне в обязательном порядке сбривали все волосы у воинов, чтобы исключить возможность поражения в ближнем бою.

Со временем вопрос «Бриться или нет» стал зависеть от множества факторов. Возникали определенные правила, штрафы и наказания за неповиновение. Например, в Англии в эпоху правления Елизаветы был введен специальный налог. Поэтому только богатые и знатные люди могли позволить носить бороду и усы, показывая, таким образом, свою высокую классовую принадлежность.

В наше время правил по ношению бороды не существует. Любой мужчина вправе сам решать ходить гладковыбритым или нет. Исключения составляют регионы с определенной религиозной принадлежностью, где полностью контролируется внешний вид. Например, у мусульман считается большим грехом сбривать бороды, поэтому все мужчины ходят с густой растительностью на лице, которую можно подравнивать, соблюдая аккуратную форму, но полностью сбривать нельзя ни в коем случае.

фото 3

Также трепетно к своему внешнему виду относятся ортодоксальные иудеи. По их вере борода украшает лицо мужчины, выражая его зрелость, а в Торе говориться о том, что нельзя избавляться от волос на лице и даже их укорачивать.

Указ Петра І про бритье бород

В самом начале своего правления Петр І прилагал все усилия, чтобы сблизить свою державу с Западом. Одним из основных пунктов процесса сближения стало изменение внешнего облика русского человека. Для этого по возвращению в Москву из Европы царь стал принимать кардинальные меры.

Он собственноручно состригал бороды у своих придворных знатных родов, чем навевал ужас и панику среди населения. До этого времени в России считалось греховным ходить с «голым лицом». Из-за того, что царские прихоти никак не приживались, был написан указ о введении налога на бороды. Согласно указу все мужчины были обязаны избавляться от волос на лице. Исключение составляли крестьяне, монахи и священнослужители.

Когда и зачем был введен налог на бороду?

Чтобы бородачи постепенно отказывались от волосяного покрова на лице, 5 сентября 1698 году был поставлен налог на бороду при Петре І. Каждый мужчина был обязан заплатить огромный налог за ношение бороды, взамен получая специальный жетон, который свидетельствовал об уплате налога. Однако в начале 1699 года требование отказа от бороды распространилось на все основные группы населения России. А на тех, кто отказывался выполнять царское распоряжение, накладывались штрафные санкции. Уже с 1705 года все мужское население было обязано чисто бриться.

Сумма налога за ношение бороды отличалась в зависимости от сословной принадлежности мужчины. Было установлено четыре разряда налога, которые накладывались как на придворных бояр, так и на простых людей.

Крестьяне не платили налоги, но при въезде в город облагались штрафом в одну копейку с каждого бородатого. В сравнение скажем, что дворяне и чиновники платили 600 рублей на год, купцы по 100 рублей, посадские люди уплачивали в казну по 60 рублей, обычные московские жители о 30 рублей. Даже дочь царя Петра Алексеевича во времена своего правления поддержала указ Петра І о бритье бород.

фото 5

После 1715 года были внесены некоторые изменения в указ, которые заключались в том, чтобы снимать единую сумму пошлину с каждого бородача, независимо от его сословия, которая составляла 50 рублей. Разрешалось носить бороду вместе с формой старого образца, если бородач не придерживался всех правил, вероятнее всего на него донесут и заставят заплатить штраф. При этом, одежда провинившегося отдавалась доносчику, как и 50% от заплаченного штрафа. Если человек не имел возможность заплатить необходимую сумму штрафа, его отправляли на каторгу отрабатывать долг.

Когда была отменена пошлина?

Только во время правления Екатерины ІІ в 1722 году была отменена пошлина на бороду, а наличие растительности на лице больше не считалось незаконным. Указ был отменен с небольшой поправкой, что гладковыбритыми должны оставаться придворные, чиновники и военные.

фото 6

В начале 19 века указ Петра о бородах окончательно потерял свою силу. Позже военным некоторых родов войск было разрешено отпускать усы. Во время правления Николая І в список безбородых были добавлены молодые люди. Зато крестьяне и пожилые вольные люди могли без опаски носить бороду.

В конце хочется добавить, что не только в России применялись такие кардинальные меры, чтобы заставить людей бриться. Подобную дань собирали и во Франции и в Англии в 16 веке, а в некоторых штатах США за ношение бороды могли упрятать за решетку. Тем приятнее понимать, что сегодня бородачи имеют право отпускать щетину любой длины и формы, не скрываясь и не боясь расправы, как финансовой, так и физической. Основная масса мужчин сегодня предпочитают бриться, что позитивно отражается на их карьере и общем восприятии в социуме. Наличие растительности на лице говорит о бунтарском характере, и лишь небольшой процент относится к определенному модному направлению.

Приказано на Руси бороды стричь. Русский лубок







Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.


Остриженные монархом

Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра – это о его беспощадной борьбе с бородами. Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

«Петр I стрижет бороды боярам». Картина Дмитрия Белюкина, 1985 год.

Далее процедура стала набирать обороты: на званом обеде у боярина Шеина, устроенном в честь Нового года, честь стричь бороды была представлена царскому шуту.

Можно усомниться, что новые порядки были таким уж откровением для приближенных Петра Алексеевича: зная о его замыслах по европеизации страны, они успели к происходящему морально подготовиться.

А вот для простого люда насильственное лишение бород действительно стало неожиданностью. Впрочем, для любителей подобного украшения лица была оставлена лазейка – 5 сентября 1689 года был издан указ, который предписывал брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину.

Борода как источник финансов

Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось.

Наиболее психически неустойчивые мужчины, лишенные бороды, совершали самоубийство.


Глухое сопротивление церкви нововведениям выражалось в том, что безбородых попросту не благословляли в церкви, что в набожной допетровской России было настоящей катастрофой.

Тем не менее, энергичный царь успешно гнул свою линию. Объяснялось это тем, что за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства.

Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. А деньги Петру I были очень нужны: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого.

Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое.

По рецепту Генриха VIII

Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.


Петр I оказался в своих действиях более последователен – постепенно новые нормы охватили всех подданных. В 1699 году был введен специальный бородовой знак, который выдавался тому, кто расплатился с государством за ношение растительности на лице.

Сам царь освободил от выплаты пошлины только двух человек – московского губернатора Тихона Стрешнева, пользовавшегося личным расположением Петра, и пребывавшего в преклонном возрасте боярина Михаила Черкасского.

В январе 1705 года пошлина на бороды была систематизирована по разрядам в зависимости от сословия: царедворцы, городовые дворяне и чиновники должны были ежегодно платить астрономическую для того времени сумму в 600 рублей, купцы - 100 рублей, посадские люди – 60 рублей, слуги, ямщики, и прочие городские чины – 30 рублей. Крестьянам было чуть проще – ежегодной пошлины с них не брали, однако каждый визит в город обходился им по цене 1 копейка с бороды.


В 1715 году была введена единая пошлина в 50 рублей. К этому времени, помимо крестьян и духовенства, бороде оставались верны только очень набожные и обеспеченные люди, а также раскольники. Им предписывалось вместе с бородой носить старомодное платье, в котором в обществе они выглядели откровенно вычурно. Те же, кто нарушал это правило, могли ожидать скорых санкций – ведь по царскому указу тому, кто донесет на нарушителя с бородой, полагалась половина от суммы штрафа. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Дело Петра живет!

Послаблений бороде сделано не было и после смерти Петра – следующие правители, включая его дочь Елизавету Петровну, подтвердили «антибородное» законодательство.

В обществе пошлина на бороды у передовой интеллигенции вызывала примерно такое же раздражение, какое у современных либералов вызывают документы, ограничивающие гей-пропаганду. В 1757 году немного подразнил власти сам Михаил Васильевич Ломоносов, создавший «Гимн бороде». Царственная особа недовольно погрозила гению пальчиком, на чем история и закончилась.


Лишь Екатерина Великая в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий. Впрочем, к этому моменту результат был достигнут – поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763 год.

При этом, несмотря на отмену пошлины, в эпоху Екатерины II ходить с бородой могли далеко не все. Это, например, не разрешалось государственным чиновникам, военным и придворным.

В эпоху Николая I не могли себе позволить бороду чиновники, военные и студенты. Вообще неписанные правила николаевской эпохи давали право на бороду людям в почтенном возрасте, а бороды у молодежи, мягко говоря, не поощрялись. Появилось, правда, некое послабление у военных – офицером некоторых родов войск разрешались усы и бакенбарды.

Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

Статья по теме: Как стричь бороду →


320 лет назад, 5 сентября 1698 года, царь Пётр Алексеевич установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в Западной Европе.

В Европе, в частности, в Англии и Франции, налог на бороду ввели в XVI столетии. Пётр проводил политику вестернизации России, особенно это касалось дворянства. По его мнению, русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение государя Петра в Москву из первого путешествия по Европе. В августе 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, но протестовать не смели. Позже Петр несколько раз повторил эту операцию.


Новые порядки приживались с трудом. Русское общество было консервативным и с трудом принимало новое. Царя осуждали, его новшество не принимали. Бывало, люди, расставшись с бородой, кончали жизнь самоубийством. По всей Руси роптали, ведь считалось, что бритье бороды – грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях царя усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.

В результате Петр решил законодательно закрепить свою инициативу. 5 сентября 1698 года государь установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода знак об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. А согласно указу 1705 года всё мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян (в целом это было большинство населения, которое не стало «европейцами»), было обязано брить бороды и усы.

Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения человека. Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Отменена пошлина была лишь в 1772 году. Кроме того, в декабре 1713 года был принят указ которым было запрещено носить бороды, носить русскую одежду и торговать национальной русской одеждой и сапогами (торговать можно было только одеждой немецкого образца).

Новый налог имел два основных значения. Во-первых, при Петре резко возросло налогообложение. Реформирование и модернизация страны на европейский лад, война и резкий рост бюрократического аппарата требовали больших денег. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Затем стал придумывать и вводить новые налоги. Появилась даже категория лиц, на которых была возложена задача нахождения новых источников поступления средств в казну. В самом начале царствования Петра этим занимались его личные друзья. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». В их обязанности входило придумывать новые объекты обложения.

Так, первый известный государевый прибыльщик А. Курбатов предложил использование «орленой» (гербовой) бумаги (указ от 23 январе 1699 года). В дальнейшем государевы прибыльщики были подчинены Семеновской приказной палате, затем — Ижорской канцелярии. Наиболее известными прибыльщиками были Ершов, Нестеров, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и др. В результате начиная с 1704 года один за другим вводились самые разнообразные налоги: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный — от клеймения хомутов, шапок и сапог; с извозчиков — десятая доля найма, посаженный, покосовщиный, пчельный, банный, кожный — с конных и яловочных кож, мельничный — с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный — с печей, привальный и отвальный — с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов и орехов, а также многие другие мелочные сборы. Причем для каждого из этих налогов сразу же учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе. То есть часто прибыльщики назначались руководителями канцелярий, создаваемых в результате внедрения их проектов — Медовой, Банной, Рыбной, Постоялой и т. д.

Во-вторых, Пётр проводил политику жесткой вестернизации России. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом, одеждой должны напоминать жителей Западной Европы.

Пётр не был первым западником на русском троне. Поворот к Западу начался ещё при Борисе Годунове, в Смуту, оформился при Романовых. Предшественник Петра, царевна Софья и её фаворит князь Василий Голицын также были западниками. Но именно при Петре вестернизация стала необратимой, что ив итоге и привело Россию Романовых к катастрофе 1917 года.

Пётр сознательно расколол народ на дворян-«европейцев», господ и остальной народ, который в целом сохранил русскую культуру. Пётр и государство пыталось «цивилизовать» русских на западный манер, изменить, перекодировать их «матрицу» на европейский лад. По мнению западников, Русь – это часть европейской цивилизации, её периферия, которая была оторвана от Европы нашествие Батыя и длительным «рабством» в составе Золотой Орды. Пётр пытался произвести не просто модернизацию в военном деле, государственном аппарате, экономике и т. д. Он целенаправленно вторгся в святая святых нашего народа, русской цивилизации – в её код-матрицу, культуру, основанную на русской вере.

Именно в культурной революции и кроется суть и тайна петровских преобразований. Пётр не бороды брил и запрещал носить русскую одежду (это всё видимые знаки коренного слома прежней культуры), стремился железным кулаком, огнем и мечом (трагедия стрельцов) насадить новую, европейскую культуру. Он буквально вбивал в русский народ западную культуру. Даже сына своего не пожалел. С этой целью Пётр добил русскую церковь, лишив её самоуправления и низведя до положения одной из частей госаппарата. Пётр пытался вывести Россию, русских на «правильную дорогу», сделать Русь частью Европы.

Как Пётр выводил русских на

На определенном историческом отрезке Пётр преуспел. Россия стала великой империей, одной из ведущих сил в Европе и мире, добилась блистательных успехов в ряде войн, расширении территории, науке и искусстве. Но ценой стал раскол народа на господ-дворян, для которых родным языком был немецкий, французский или английский, и остальной народ. И постепенно Россия, отказавшись от своих истоков, стала отставать от Запада, становясь его культурным придатком, сырьевой колонией и поставщиком «пушечного мяса». Итог – страшная катастрофа 1917 гг. Проект Романовых погиб и убил при своём крушении многие миллионы людей, едва не погубил всю русскую цивилизацию и народ.

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Это и коренное изменение в государственном аппарате, строительство Петербурга, перенос столицы, изменения в календаре, создание флота, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, а также запрет на ношение бороды. Беспощадная борьба с бородами — это едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра, а введение налога на бороды представляют как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

 Г. фон Урлауб. Реформы Петра — запрет на бороды и традиционную одежду

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе. В августе 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, 26-летний царь Петр Алексеевич выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с нового года, начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября, запрещалось ношение бороды. В собрании бояр царь велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов.

Николай Дмитриев-Оренбургский. Преследование русской одежды в Петровское время

Однако новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали, по всей России роптали, ведь бритье бороды — грех, и священники отказывали в благословении безбородому. Ношение бороды на Руси традиционно сохранялось согласно обычаям и религиозным постановлениям. Правила были закреплены в Кормчей, Номоканоне, решениях Стоглавого собора. В «Русской правде» Ярослава Мудрого штраф за отсеченный палец составлял 3 гривны, «а если кто вырвет у кого клок бороды, то платить 12 гривен штрафа» (цена 6 коней или 15 коров), к тому же, штраф в 12 гривен был всего в три раза меньше штрафа за убийство человека. Стоглавый Собор в 1551 году порешил: «Того, кто умрет без бороды, не отпевать, на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться». В народе борода воспринималась как символ чести, достоинства, поэтому об опозоренном человеке говорили: «Собственную бороду оплевал», бритых также звали «босое рыло».

Царь Петр рубит бороды русским мужикам. Лубочная картина

В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород. В связи с этим, 5 сентября 1698 года Петр I установил налог на бороды, чтобы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон — «бородовой знак», который представлял собой своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. «Бородовые знаки» были медные, круглые, с выбитой надписью «Денги взяты», с изображением носа, губ, бороды и усов с одной стороны и годом выдачи с другой. Их нужно было постоянно носить при себе и подтверждать свое право на бороду каждый год. Согласно указу, царь пощадил лишь бородатых представителей духовного сословия, сохранивших право на ношение бороды бесплатно. В 1724 году бородовые знаки были изменены — они стали больше по размеру, ромбической формы с надписью на лицевой стороне «с бороды пошлина взята». Оборотная сторона была с узорной каймой и без легенды, по гурту надпись — «Борода лишняя тягота».

«Бородовые знаки»

Уже к концу 1698 года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения, была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения человека. Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (это огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды».

 П.Н. Петров, С.Н. Шубинский. Бояре возвращаются от царя Петра I, остригшего им бороды

Безусловно, за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Средства шли на ведение войн и строительство флота, которые обходились чрезвычайно дорого. В 1715 году по царскому указу пошлина на бороду стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. Если же мужчина не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Дочь Петра — Елизавета Петровна подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Но Елизавета Петровна, предпочитая французскую моду, продолжала собирать деньги за ношение бороды. Только Екатерина II в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий, с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым». Впрочем, к этому моменту результат был достигнут — поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Читайте также: