Налог монгольских ханов 4

Опубликовано: 20.09.2024

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков - сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).[С-BLOCK]

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии - такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.[С-BLOCK]

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.[С-BLOCK]

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.[С-BLOCK]

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

Татаро-монгольское иго было на Руси с 1237 по 1480 года. Оно означало не только потерю суверенитета, но и выплату дани. В переносе на современные реалии – налогов. Причём историки по-разному оценивают размеры дани для наших предков. Одни считают её грабительской. Другие – вполне посильной.

Выплаты начались в 1245 году. Тогда татаро-монголы решили провести перепись завоёванного населения. Это было сделано, чтобы понять, на какие сборы можно рассчитывать. После этого с населения начали собирать дань.

До татаро-монгольского ига население ничего не платило?

Вообще повсеместным налогам мы обязаны именно татаро-монгольскому игру. До этого значительная часть населения ничего не платила, в том числе и князьям. Поэтому первые поборы были данью от побеждённых – победителям. И воспринимались они крайне негативно. Население часто устраивало бунты, убивало сборщиков дани. Однако все эти восстания нередко жёстко подавлялись самими князьями, которые не хотели проблем со всесильными монгольскими ханами и желали сохранить за собой власть ставленников.

Когда татаро-монгольское иго было сброшено, выплаты не прекратились. Просто теперь князья забирали средства себе, благо народ уже привык. Впрочем, подобная система всё равно рано или поздно бы появилась: этого требовало развитие государственного аппарата. К тому же и в Киевской Руси было понятие дани. Можно вспомнить хотя бы князя Игоря, мужа Ольги, которого убили за чрезмерный сбор средств в княжескую казну. Просто до татаро-монгольского ига это явление не было повсеместным, многие славянские племена всё же ничего не платили. Но ситуация изменилась.

Так какие налоги выплачивались монгольским ханам? Их было несколько. Ниже перечислены основные.

В переводе название этого налога означает “выход”. Им облагались крестьяне, ремесленники и рабочий люд (мастеровые). Все они обязаны были платить 10% от своего дохода. В качестве налогооблагаемой единицы бралась одна семья. Изначально татаро-монголы принимали как деньги, так и натурпродукт. Например, брали шкурки куниц, мёд, зерно. Но потом быстро выяснилось, что перевозить и хранить товары проблематично. Поэтому начали брать только деньгами.

Постепенно изменился и расчёт налога. Так, к 1275 каждая семья в Нижнем Новгороде ежегодно обязана была платить около 100 граммов серебра. Татаро-монголы отошли от вычета процентов, потому что сборщиков налогов часто обманывали, скрывая доходы. А установить реальный размер прибыли – долго, хлопотно, в некоторых случаях к тому же не особо реально.

Тамга

Этот налог взимался с купцов. В зависимости от географии он варьировался от 3% и до 5% от дохода или от оборота. Решение, от чего делать отсчёт, принималось в зависимости от состоятельности купца, а также от того, насколько активно у него шла торговля, насколько прозрачными были дела.

Мелкие и средние купцы выплачивали дань коллективно, объединяясь в группы. А вот с крупных всё взималось в индивидуальном порядке.

Каждый населённый пункт должен был обеспечить содержание почтовой службы. Это казалось как выплат людям, так и расходов на корм для лошадей. Прочие траты тоже покрывались населением. Между прочим, именно этот обычай положил начало ямской службе (и название пошло оттуда же).

Это средства, которые шли на приём ханских послов и на обеспечение их жизни в русских княжествах. Монгольские ханы тратиться не желали. Причём содержать полагалось всё посольство. Централизованным сбором средств на это занимались обычно князья.

Туска

Представители Золотой Орды имели право на получение подарков от населения. Это всячески поощрялось. Официально к дани не относилось, однако не считалось чем-то постыдным, как современная коррупция. Отдельно стоит отметить, что с богатыми дарами к монгольским ханам ездили и князья.

Запросы

Татаро-монгольская империя на завоевании Руси не остановилась. Походы продолжились в Азии. Тем не менее, поддержание военной активности требовало постоянных выплат. Поэтому князьям периодически поступали запросы. Соответствующие деньги шли на снаряжение военных.

Кулуш

Наши предки обязаны были отслужить в татаро-монгольской армии. Но если родители, например, не были готовы отпустить единственного сына рекрутом, они могли откупиться. В этом случае выплачивался кулуш. Его размеры определялись индивидуально. Если говорить о суммах, то Новгородское княжество целиком отдавало в год около 2 тысяч рублей. Москва – 1280.

Нужно отметить, что выплаты прекратились задолго до 1480 года. Начались задержки, население бунтовало. Князья могли запаздывать с отчислением дани годами. А потом и вовсе перестали её платить. И закончилось всё окончательным сбросом татаро-монгольского ига.

главная
Выведено слов: 50 из 1043

  • Вид спортивной мужской причёски
  • Зверь с яблоком на спине
  • Колючий, но симпатичный зверёк
  • Короткая "колючая" причёска
  • Короткая причёска
  • Короткая причёска с колючим названием
  • Котлетка или причёска
  • Почти лысая стрижка
  • Симпатичный колючий зверёк
  • Сухопутный собрат ёршика
  • У него дырочка в правом боку (песен.)
  • мужская причёска
  • причёска дыбом
  • резиновый свистун из песни
  • (6) ЁКАНЬЕ -
    • испуганные движения сердца
    • толчки сердца от испуга
    (4) ЁЛКА -
    • "берёт на лапу" игрушками
    • Главная героиня Новогодн. праздника
    • Дерево, приглашённое в гости
    • Детский новогодний праздник с играми и танцами
    • Домашнее дерево с 1 по 14 января
    • Зимний праздник в Кремле
    • Непременный новогодний атрибут
    • Новогодн. дерево со стеклян. "плодами"
    • Новогодний "склад" подарков
    • Пушистая новогодняя красавица
    • на фото женщина, певица
    • праздник со Снегурочкой
    • принарядившееся дерево
    (6) ЁЛОЧКА -
    • "Метель ей пела песенку”
    • Нарядная, которая на праздник к нам пришла
    • Обычный узор при укладке паркета
    • нарядная, что к нам пришла
    • срубленная под корешок
    (7) ЁМКОСТЬ -
    • Вместилище для жидких и сыпучих тел
    (5) ЁРНИК -
    • Да он просто издевается!
    • Озорник и безобразник, пустой шутник и повеса
    • Озорной гуляка и повеса (устар.)
    • Повеса волокита, насмешник
    • Повеса, озорник (устар.)
    • Старое название повесы
    (3) ЁРШ -
    • "Опьяняющая" рыба
    • Какую рыбу можно выпить?
    • Пиво без водки - деньги на ветер, а пиво с водкой - что будет
    • коктейль по-русски
    • колючий, но в уху пойдёт
    • скорпена
    (5) ЁРШИК -
    • "Шомпол" для мытья бутылок
    • Бутылочный "шомпол"
    • Чем чистят не только бутылку, но и дуло пистолета?
    • Шомпол для бутылок
    (3) ААВ -
    • Корифей эстонской оперы
    • Мэтр эстонской оперы
    • Опера "Викерцы" (эст. композитор)
    • Опера "Викерцы" (эстонский композитор)
    • Опера "Викинги" (эст. композитор)
    • Опера "Викинги" (эстонский композитор)
    • Эст. композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор и дирижер, автор оперы "Викинги"
    • Эстонский композитор и хоровой дирижёр
    • Эстонский композитор, автор оперы "Викерцы"
    • Эстонский композитор, автор симфонический поэмы "Жизнь"
    • Эстонский композитор, автор хоровых песен "Утро", "Певец", "Хмель", "Исчез в ночи"
    • Эстонский корифей оперы
    • Эстонский мастер оперы
    (5) ААВИК -
    • эстонский композитор
    (3) ААК -
    • "Плывучий" голландец
    • Вид парусника
    • Др.-герм. судно для перевозки вин
    • Древнегерманск. парусная баржа
    • Древнегерманск. парусное судно
    • Древнегерманская парусная баржа
    • Древнегерманский парусник
    • Древнегерманское судно для перевозки вин
    • Древнее парусное грузовое судно
    • Древняя парусная баржа
    • Одномачтовое плоскодонное судно, использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин
    • Парусник-"голландец"
    • Парусное плоскодонное судно типа баржи
    • Парусный "голландец"
    (3) ААЛ -
    • Вид населенного пункта в Туве
    • Дух из оперы якутского композитора Г.И.Литинского "Нюргун Боотур"
    • Поселение у тувинцев-кочевников
    (7) ААЛБООТ -
    • Одномачтовая парусная лодка в Нидерландах
    (8) ААЛТОНЕН -
    • Финский скульптор, автор монументов: "Дружба", "Мир"
    (4) ААЛЫ -
    • Имя киргизского поэта Токомбаева
    (4) ААПА -
    • Безлесный тип болота на севере Евразии
    (5) ААРГХ -
    • Супермен из фантастических романов Андрея Белянина
    (4) ААРЕ -
    • Один из главных притоков Рейна
    • Приток Рейна в Швейцарии
    • Река Швейцарского плоскогорья
    • Река в Европе
    • Река в Швейцарии, левый приток Рейна
    • Река, рождённая в Бернских Альпах
    (5) ААРНЕ -
    • Финский фольклорист, автор фундаментального "Указателя сказочных типов"
    (5) ААРОН -
    • Библейский первосвященник
    • Брат и помощник пророка Моисея
    • Брат пророка Моисея
    • В Библии - первый первосвященник Еврейского народа, брат пророка и законодателя Моисея
    • Во время отсутствия Моисея именно он по требованию народа изготовил золотого тельца
    • Говорил с людьми по велению бога Яхве
    • Кто замещал библейского Моисея, пока тот общался с Яхве?
    • Кто из библейских героев превратил свой посох в змею на глазах у фараона?
    • Моисей был косноязычен, и вещать за него был вынужден старший брат, прозванный "устами Моисея". Как звали брата?
    • Первый ветхозаветный первосвященник
    • Первый первосвященник, брат Моисея
    • Первый священник из Ветхого Завета
    • Толмач при библейском Моисее
    • Элвис . Пресли
    (11) ААРОНОВЩИНА -
    • В старообрядчестве согласие, отделившееся во 2-й половине 18 века от филипповцев
    (5) ААРРА -
    • Бог в древнеарабской мифологии - покровитель города Босра
    • Бог плодородия у арабов
    (3) ААХ -
    • Бог Луны у египтян
    • В египетской мифологии - божество луны, почиталось в Фивах
    • Египетский бог Луны
    (4) ААЮН -
    • Город в Западной Сахаре, иначе Эль-Аюн
    (2) АБ -
    • "Вода" по-арабски
    (3) АБА -
    • Арабская мужская одежда, длинный шерстяной плащ с прорезями для рук, служивший и постелью
    • Левый приток Томи
    • На какой реке стоит город Прокопьевск?
    • Плащ у арабских кочевников
    • Редкое сукно и плащ из него
    • Шерстяной плащ бедуина
    • плащ у арабских народов
    (6) АБАГАР -
    • Печатный или цельногравированный молитвенник-амулет у болгар и сербов в XVII-XVIII веках
    (6) АБАДАН -
    • Город-порт в Иране
    • Иранский порт
    • Опера украинского композитора Ю.С.Мейтуса
    • Портовый город в Иране
    (4) АБАЖ -
    • Анидаг, Йагупоп, Нушрок, ..
    • Квакающий приятель Анидаг
    • Министр Йагупопа
    • Министр из свиты Йагупопа
    • Министр короля Йагупопа
    • Министр при дворе Йагупопа
    • Отрицательный персонаж "Королевства Кривых зеркал"
    • министр в правительстве Нушрока
    • приятель Нушрока (сказ.)
    • противник Оли и Яло (сказ.)
    (6) АБАЖУР -
    • "Колокол" на лампе
    • "Наряд" для настольной лампы
    • "Нахлобучка" для настольной лампы
    • "Парашют" над лампой
    • "Шапка" лампы
    • "Шляпа" для потолочной лампы
    • "Шляпка" для настольной лампы
    • "шляпа" для лампы
    • "шляпа" лампы
    • В четвертой по счету статье словаря Даля приводится синоним этого слова - "тенник"
    • Головной убор околпаченной лампы
    • Если защемляет нос пенсне, а носит монету портмоне, то что склоняет свет?
    • Зонтик над лампочкой
    • Колпак лампы
    • Колпак на лампе, создающий уют
    • Колпак настольной лампы
    • Колпак светильника
    • Колпак торшера
    • Колпак, которому все до лампочки
    • Колпак, создающий уют
    • Косо прорезанное тюремное окно
    • Лампочкина "шляпка"
    • Прикрытие для лампы
    • Световая покрышка
    • Скажите по-французски "отражающий свет"
    • Тряпичный собрат стеклян. плафона
    • Тряпичный собрат стеклянного плафона
    • У модницы шляпка, а что у лампы?
    • Чем "околпачен" светильник?
    • Шляпа для торшера
    • Шляпка светильника для создания нужной освещенности
    • колпак для лампы
    (4) АБАЗ -
    • Денежка персов
    • Древнеперсидская монета
    • Мелкая серебряная монета, распространённая в старину на Кавказе
    • Монета Древней Персии
    • Персидская мера веса, равная 368 гр
    • Старинная персидская монета
    • Эта иранская серебряная монета, широко распространенная в XVI-XVII вв в странах Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии, получила свое название по имени иранского шаха Аббаса I
    (6) АБАЗИН -
    • Представитель народа России (Карачаево-Черкессия)
    (8) АБАЗИНЕЦ -
    • Представитель северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (8) АБАЗИНКА -
    • Представительница северокавказского народа, родственного абхазам и адыгам
    (6) АБАЗИЯ -
    • Нарушение способности ходить при сохранности других движений ног
    (4) АБАЙ -
    • . Кунанбаев (поэт-просветитель)
    • Казахский поэт-просветитель
    • Поэт Кунанбаев
    (4) АБАК -
    • "Компьютер" древнего мира
    • Архитектурная деталь: плита над колонной
    • В архитектуре - верхняя часть капители колонны
    • Верхняя плита пилястры
    • Верхушка капители
    • Греческий предок калькулятора
    • Допотопные счёты древних греков
    • Древние счеты с пятеричной системой счисления
    • Именно этому предмету посвящена первая статья "Математического энциклопедического словаря"
    • Калькулятор Пифагора
    • Компьютер времен Дедала и Икара
    • Плита на верху капители
    • Пращур компьютера
    • Предок канцелярских счётов
    • С этого счетного устройства начинается история компьютера
    • Счёты Пифагора
    • Счёты времён Пифагора
    • Счёты для Пифагоровых расчётов
    • Счёты наших пращуров
    • доисторический компьютер
    • допотопные счёты
    • прапрадед компьютера
    (5) АБАКА -
    • Банан с Филиппин
    • Банан, родом с Филиппин. островов
    • Банан, родом с Филиппинских островов
    • Банановая пенька родом из Манилы
    • Бананово-текстильная пенька
    • Какое слово можно получить из слова "Кааба" путём перестановки букв
    • Манильская пенька
    • Манильский гашиш, растёт на Филиппинах
    • Пенька из Филиппин
    • Перевёртыш слова Акаба
    • Поменяйте буквы в слове "Акаба"
    • Филиппинская пенька
    • Филиппинский банан
    • Филиппинский текстильный банан
    • Что можно получить из слова "Кааба", если в нём поменять местами буквы
    • манильная пенька
    (6) АБАКАН -
    • "Облака плывут в . "
    • "Отец + река" по-хакасски
    • В Японии Токио, а что в Хакасии?
    • В какой город плывут облака из песни Александра Галича?
    • Впадает в Красноярское водохранилище
    • Город правительства Хакасии
    • Наша республиканская столица с двойником Эйфелевой башни
    • Переведите на хакасский язык "отец + река"
    • Река, впадающая в Енисей
    • Республика со столицей Хакасия
    • Столица Республики Хакасия
    • Столица Хакасии и приток Енисея
    • Хакасская река, лев. приток Енисея
    • Хакасская река, левый приток Енисея
    • Центр Республики Хакасия
    (5) АБАКО -
    • Итальянский композитор
    (8) АБАЛАКИН -
    • Малая планета
    (8) АБАЛАКОВ -
    • Известный советский альпинист, именем которого назван пик на Памире
    (7) АБАНДОН -
    • Отказ грузовладельца от своих прав на застрахованное имущество при уплате ему страховой суммы
    • Полная утрата судна
    (5) АБАНТ -
    • Прадед Персея
    • Сын Посейдона и нимфы Аретусы
    (6) АБАРИД -
    • Житель мифической страны гипербореев в древнегреческой мифологии
    (6) АБАРИС -
    • В греческой мифологии житель Гипербореи, прорицатель и жрец Аполлона
    (4) АБАС -
    • Циклоп из якутских мифов
    (5) АБАСИ -
    • Египетский хлопок
    • Хлопок из Египта
    (5) АБАЧА -
    • Глава государства Нигерия, председатель Временного правящего совета
    (8) АБАШИДЗЕ -
    • Грузинский поэт

    (c) Новый сканвордист - ответы на все сканворды 2021

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    • Website
    • Новые записи
    • Архив
    • У друзей
    • О сообществе
    • Май 2021
      1
      2345678
      9101112131415
      16171819202122
      23242526272829
      3031
    • Ссылки
    • Mamlas ЖЖ
    • Мы родом . (сообщество)
    • Информация

    Сколько стоило татаро-монгольское иго
    В пересчете на современные деньги русские князья платили ордынцам не такую уж большую дань / Сюжет: Цена войн / Статья 2016 года

    Завоеватели подошли к сбору дани на Руси основательно: организовали 43 налоговых округа и трижды провели переписи населения. © По теме: Сколько Русь платила Орде? и ещё «Сколько стоит. »

    В последний век ига татаро-монголам платили всего 16 тысяч тонн ржи в год – в современных ценах это меньше 150 миллионов рублей.
    Все со школьной парты помнят про татаро-монгольское иго и про то, что Русь несколько веков платила Орде дань. А сколько это будет в рублях?

    Как ни странно, история кое-что сохранила для нас из ордынской «бухгалтерии». Завоеватели организовали на Руси 43 налоговых округа и трижды провели переписи населения. Как сетовал новгородский летописец: «И сочтоша в число, и начаша дань имати». От уплаты ордынской дани освободили только священнослужителей и церковное имущество.

    Дань собирали монгольские чиновники – баскаки, возглавлявшие налоговые округа – тьмы. Система налогов была продуманной и разнообразной. Основной прямой налог – «ясак» – собирался с сельского населения, изначально он составлял десятую часть «со всего» и выплачивался натурой, в том числе поставками в монгольскую собственность живого товара, людей. Со временем эта десятина была упорядочена, и дань выплачивалась с ежегодного урожая или серебром, или особо оговоренными товарами. Например, в Новгородской земле XIV века такая дань именовалась «черным бором», так как первоначально ее платили шкурами черных куниц. В отличие от таких «черных» платежей, выплаты серебром именовались «белыми».

    Основной налог с городов назывался «тамга», его платили купцы и торговцы ежегодно либо от размера капитала, либо с оборота. В первом случае ставка налога составляла примерно 0,4% от капитала. В случае выплаты «тамги» с оборота размер налога в разных городах варьировался от 3% до 5%. В современном русском языке термин «таможня» происходит именно от слова «тамга».

    По итогам последней ордынской переписи на северо-востоке Руси, прошедшей в 1275 году, дань составила «по полугривне с сохи». Исходя из стандартного веса древнерусской серебряной гривны 150–200 граммов, историки подсчитали, что в тот год Владимиро-Суздальская Русь уплатила Орде примерно полторы тонны серебра.

    Примерно через век после монгольского завоевания уплата дани в Орду стала собираться самими русскими князьями. Монгольские ханы лишь давали «ярлык», то есть утверждали великого князя, которому и поручались заботы по сбору «ордынского выхода». Относительно подробно известны размеры дани с различных уделов Северо-Восточной Руси в период княжения Дмитрия Донского. Дань с Великого княжества Владимирского составляла 5000 рублей. Нижегородско-Суздальское княжество платило 1500 рублей. Дань с территорий Московского княжества была размером 1280 рублей. Для сравнения: только один город Хаджитархан (Астрахань), через который в те века шла большая транзитная торговля, давал в казну Золотой Орды 60 тыс. алтын (1800 рублей) налогов ежегодно. Тогда как город Коломна платил 342 рубля, Звенигород – 272 рубля, Можайск – 167 рублей. Город Серпухов, точнее, небольшое Серпуховское княжество, выплачивал 320 рублей, а совсем маленькое Городецкое княжество – 160 рублей дани. Город Дмитров отдавал 111 рублей, а Вятка «з городы и волости» – 128 рублей.

    По подсчетам историков, вся Северо-Восточная Русь в этот период платила в Орду порядка 12–14 тысяч рублей. Большинство историков считают, что серебряный рубль тогда равнялся половине «новгородской гривны» и содержал 100 граммов серебра. В целом получаются все те же полторы тонны драгоценного металла.

    После битвы на Куликовом поле «выход» дани в Орду продолжался, но уже в меньших размерах. Дмитрий Донской и его наследники выплачивали не более 10 тыс. рублей. За московский рубль в начале XV века можно было купить 100 пудов ржи. То есть весь «ордынский выход» в последний век татаро-монгольского ига стоил 16 тысяч тонн ржи – в современных ценах такой объем зерна будет стоить смешную в масштабах государства сумму, менее 150 миллионов рублей. Но шесть веков назад 16 тысяч тонн ржи могли в течение года прокормить примерно 100 тысяч крестьян или солидных размеров средневековую армию – 15 тысяч всадников.

    Конспект урока

    История, 6 класс

    Урок 27. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

    1. Образование Золотой Орды.
    2. Золотая Орда: население, государственный строй, религии, экономика и культура.
    3. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения.
    4. Образование и устройство Литовско - Русского государства.
    5. Союз Литвы и Польши.

    Баскак – представитель монгольского хана в завоёванных землях, занимавшийся сбором налогов (дани).

    Владычество – господство.

    Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

    Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

    Основная и дополнительная литература по теме урока

    1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение. 2019.
    2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, М. Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
    3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
    4. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. – М.: Владос, 1996.
    5. Ссылка: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века» (видеолекция «Русские земли в эпоху ордынского владычества» https://histrf.ru/lectorium/lektion/russkiie-kniazhiestva-v-epokhu-ordynskogho-vladychiestva ).

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    В результате монгольских завоеваний возникла огромная империя, которой управляли потомки Чингисхана – Чингизиды. Столицей Монгольского государства был город Каракорум. Здесь жил великий хан, глава всей империи. Позже внук Чингисхана, Хубилай, перенёс столицу в Пекин. Монгольский хан стал одновременно и китайским императором. Династию, основанную Чингизидами в Китае, китайцы называли Юань.

    На землях к востоку от Руси располагалась Золотая Орда, которую возглавлял внук Чингисхана Батый. Золотая Орда включала в себя Половецкую степь, земли Волжской Булгарии, Поволжье, Крым, Западную Сибирь и Приуралье. Её столицей был город Сарай, расположенный в низовьях Волги недалеко от современной Астрахани. Позже столицей Золотой Орды стал город Новый Сарай. В начале XIV в. Золотая Орда была одним из крупнейших государств мира.

    Во главе Золотой Орды стоял хан. Этот титул носили только потомки Чингисхана – Чингизиды. Хану принадлежали все земли и население. Его власть опиралась на огромное войско и многочисленных чиновников.

    В состав Золотой Орды входило множество племён и народов. Они вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Основную массу кочевников составляли тюркские племена. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки и др. Монголы составляли незначительное меньшинство. Постепенно они слились с местным тюркским населением. С конца XIV – начала XV в. кочевое население всей Золотой Орды стали называть татарами. Сама же Золотая Орда на европейских картах значилась как Тартар или Тартария.

    Государственной религии в Орде долгое время не было. Монголы в большинстве своём оставались язычниками, но в Орде жили люди разных вероисповеданий. Ханы допускали религиозную свободу. Так, в 1260 г. в Сарае был сооружён первый православный храм, а в 1261 г. митрополит киевский и всея Руси по ходатайству князя Александра Невского поставил в Сарай православного епископа Митрофана. Сарайские епископы получили от хана разрешение свободно обращать в христианство жителей Золотой Орды. Так, православие принял внук Чингисхана царевич Даир, почитаемый Русской Православной церковью как святой преподобный Пётр, царевич ордынский и ростовский чудотворец. А татарский мурза Чета, в крещении Захарий, добровольно принял христианство и около 1330 г. основал знаменитый Ипатьевский монастырь под Костромой. Но по мере укрепления государства возникла необходимость в единой религии. В начале XIV в. в правление хана Узбека ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды.

    Народы, населявшие Орду, занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. На юге преобладало скотоводство, на севере и западе – земледелие. Занимались также охотой и рыболовством. В городах были развиты различные ремёсла: кузнечное дело, ювелирное искусство, кожевенное, ткацкое, портняжное дело, обработка дерева и др. Важную роль играла торговля, развитию которой способствовала сеть хорошо обустроенных дорог с караван-сараями, расположенными через каждые 30 км. Золотая Орда вела также морскую торговлю через Каспийское и Чёрное моря. Основными товарами были ткани, ювелирные изделия, меха, зерно, кожа, мёд, лес, рыба, икра и др.

    В период расцвета в Золотой Орде было около ста крупных городов – Ургенч, Старый Крым, Астрахань, Азов и др. Во многих городах действовали водопровод и канализация, существовали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия.

    В 1243 году по требованию хана Батыя в Орду были вынуждены поехать многие русские князья, в том числе и великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, которого хан назначил старшим из князей. Отныне все князья должны были ездить в Орду, чтобы получить подтверждение своих прав. Каждому выдавался ярлык – ханская грамота на управление княжеством. Князья обязаны были подчиняться хану, а их княжества должны были выплачивать Орде дань. Самым главным считался ярлык на великое владимирское княжение, так как владимирский князь получал право на старшинство среди других князей. Фактически государственный центр Руси окончательно переместился из сильно разорённого Киева во Владимир. Сюда же в 1299 году перенёс свою резиденцию и митрополит киевский и всея Руси.

    Поездки русских князей в Золотую Орду часто сопровождались различными унижениями, а нередко заканчивались смертью. Так, в 1246 году в Орде за отказ выполнять неприемлемые для христианина обряды был убит князь Михаил Черниговский. Русская Православная церковь причислила князя к лику святых. За первые 100 лет монгольского владычества в Орде было убито более 10 русских князей.

    Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся в русских землях старые порядки управления, но постоянно вмешивались в них. Они могли менять границы княжеств, разжигали соперничество и распри между князьями.

    В крупные русские города были посланы представители хана – баскаки, которые, опираясь на вооружённые отряды, следили, чтобы князья и все жители сохраняли покорность хану. Главный «великий баскак» обосновался во Владимире.

    Самой тяжёлой повинностью были ежегодные платежи дани Орде, называвшиеся на Руси выходом. В 1257-1259 гг. ханские чиновники-численники провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и постоянный характер. Кроме выхода, с населения Руси взимались различные внеочередные платежи – корм (налог на содержание должностных лиц), ям (налог на содержание почтовой службы) и др.

    Сбор дани часто сопровождался грабежами и насилием, уводом людей в рабство. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

    Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на русские княжества, стала обязанность поставлять воинов в монгольское войско и принимать участие в военных походах ханов. Во второй половине XIII в. русские полки воевали в составе ханских войск против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

    Любые попытки неповиновения Орде заканчивались тем, что ханы отправляли на Русь карательные отряды, которые несли смерть, разорение и потерю свободы жителям русских земель. Однако полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.

    В то время как Северо-Восточная и Юго-Западная Русь была опустошена монголами, некоторые её северо - западные земли, защищённые лесами и болотами, избежали погрома. Однако угроза нависла и над ними.

    Соседями Руси на северо-западе были литовские племена, многие из которых к началу XIII в. были либо завоёваны, либо истреблены крестоносцами, которые захватывали из земли под предлогом распространения христианства. Свободу сохранили лишь племена, жившие по реке Неман и её притокам. Чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали своё государство. Во главе его в 30-е гг. XIII в. встал князь Миндовг. Пользуясь тем, что Русь была ослаблена монгольским нашествием, он стал подчинять себе близлежащие русские земли. Под его властью оказались города Гродно, Берестье, Пинск и др. Многие жители западнорусских земель, опасаясь, что монголы не оставят их в покое, добровольно признавали власть литовского князя. Новое государство с самого момента своего образования было русско-литовским. Русские и литовские земли объединились для того, чтобы совместными усилиями противостоять врагам, которые угрожали им как с запада – крестоносцы, так и с востока – монголы. После гибели Миндовга в княжестве начались усобицы.

    Своего расцвета Литовские княжество достигло в правление князя Гедимина (1316 – 1341). Под его властью оказались почти все земли Западной Руси: Полоцкая, Витебская, Минская, Брестская, Киевская. Государство Гедимина стало именоваться Великим княжеством Литовским. Столицей государства стал основанный Гедимином город Вильно. Русские земли в составе Литовского княжества сохранили свои обычаи и традиции, прежний порядок управления. Гедимин заменил лишь правителей княжеств, посадив на местные престолы своих родственников – Гедиминовичей. Князья-наместники собирали дань и уплачивали её великому литовскому князю. Чтобы сблизиться с русским населением многие литовские князья принимали православие. Оставаясь язычником, Гедимин не ущемлял права Русской Православной церкви. В то же время он установил контакты с католиками, в Вильно появились первые католические монастыри. К концу княжения Гедимина русские земли составляли более двух третей всей территории Литовского государства, а в западноевропейских странах Гедимина называли королём Литвы и Руси.

    Правивший после Гедимина его сын Ольгерд (1345 – 1377) продолжил политику отца по собиранию русских земель. Были присоединены Брянская, Северская, Черниговская и Подольская земли. Присоединение этих земель к Литве вызвало недовольство в Орде. Однако в 1362 г. Ольгерд разгромил крупное ордынское войско. Долгую борьбу Ольгерд вёл с Польским королевством из-за Волыни, которая была присоединена к Литве. После смерти Ольгерда в 1377 г. в княжестве вновь начались усобицы.

    Во второй половине XIV в. серьёзную угрозу и для Литовского княжества, и для его соседа – Польского королевства стал представлять Тевтонский орден. Часть литовской знати решила объединиться с католической Польшей, чтобы совместными усилиями вести борьбу против крестоносцев. В 1385 г. была заключена Кревская уния Литвы и Польши. Великий князь литовский Ягайло, сын и преемник Ольгерда, принял католичество и, женившись на наследнице престола Польши Ядвиге Ягеллонке, стал одновременно и польским королём. Ягайло объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского.

    Преимущество получили поляки и католики в Литве, что вызвало возмущение православного населения княжества. Борьбу за независимость Литвы возглавил двоюродный брат Ягайлы князь Витовт. В 1392 г. он добился независимости Великого княжества Литовского и был признан великим князем литовским. При этом Витовт формально признавал верховную власть польского короля Ягайлы. Витовт продолжил политику расширения своих владений за счёт русских земель. Так, в 1404 г. он захватил Смоленск. Общая угроза со стороны тевтонских рыцарей заставила Ягайло и Витовта объединить свои силы. В 1410 г. войска Польши и Литвы нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в битве при деревне Грюнвальд. Решающую роль в исходе Грюнвальдской битвы сыграли три смоленских полка.

    Вскоре между Ягайлой и Витовтом было подписано новое соглашение: в обмен на признание фактической независимости Литвы Витовт объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского. Со временем православное население в составе Литовского государства стало подвергаться религиозному и национальному гнёту.

    Во второй половине XIII – начале XIV в. Золотая Орда была сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Русские земли находились в экономической и политической зависимости от Орды. Зависимость Руси от Орды привела к экономическому отставанию русских земель от стран Западной Европы и изменению характера княжеской власти.

    В XIII-XIV вв. сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское. Особенностью этого государства было то, что на его территории жили как литовцы, так и русские. Политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское. Однако в последующем сложились тесные связи Литвы с католической Польшей, а православное население Литовского княжества стало подвергаться национальному и религиозному гнёту.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    Задание 1. Установите соответствие между событиями и датами.

    А) Образование Золотой Орды

    Б) Перенос резиденции митрополита из Киева во Владимир

    Читайте также: