Налог кровью наполеон что это

Опубликовано: 30.04.2024

Вы слышали, что за деньги можно откупиться от армии? А что в счет денежного долга можно отдать имущество – тоже слышали? А что долг можно погасить какой-либо услугой, помощью, каким-то действием – тоже слышали?

А что Орда могла требовать с улусов поставку юношей в ордынскую армию – и это известно?

А вы в школе старинные строки не читали:

У кого денег нет —

У того дитя возьмет;

У кого дитяти нет —

У того жену возьмет;

У кого жены-то нет —

Того самого с головой возьмет.

Нет? Не помните? Это о чем? О том, что денежный налог может взиматься и людским поголовьем. А также продуктами, оружием, изделиями и прочим. Все имеет стоимостный эквивалент.

И рекрутами, бойцами тоже может взиматься налог.

Русские положили множество воинов в борьбе против тохтамышевского врага. Фиг бы Тохтамыш его добил, если б мы его не замучили.

Во-первых, такие жертвы, потери и услуги нельзя не оценить. Налог кровью Русь заплатила на многие десятилетия вперед. Чем можно наградить самоотверженного вассала, оказавшего неоценимую помощь? Земля у него есть, денег у царя у самого нет, драгоценности и доспехи – мелочь незначимая. А освободить его от всех царских налогов – на какое-то время. На год, три, пять, десять! Прими от меня, слуга и друг верный, чем могу тебе отплатить.

Денежный налог с лихвой был уплачен кровью. И эта кровь была для Орды куда дороже денег.

Во-вторых. Русь так обезмужичела, что и налог-то платить трудно. Много дворов без кормильцев остались. Сами еле живы, весной и от голода мрут, случается. Надо же войти в положение, дать хоть несколько лет народу. Чтоб подняться как-то. Ну, с точки зрения хозяйского расчета.

Так что после битвы очень даже могли – и должны! – получить на какое-то время освобождение от ордынского налога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

III. НАЛОГ — СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОГУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА

III. НАЛОГ — СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОГУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА Если государство при помощи воинской повинности, народного образования, которым оно управляет в интересах богатых классов, при помощи церкви и тысячи своих чиновников обладает уже колоссальной властью над своими

IV. НАЛОГ — СРЕДСТВО ОБОГАЩАТЬ БОГАТЫХ

IV. НАЛОГ — СРЕДСТВО ОБОГАЩАТЬ БОГАТЫХ Налог так удобен! Наивные люди — «дорогие граждане», как их именуют во время выборов, — привыкли видеть в налоге средство для совершения великих дел цивилизации, полезных для народа. Но правительства великолепно знают, что налог

ЖЕЛЕЗОМ И КРОВЬЮ

ЖЕЛЕЗОМ И КРОВЬЮ Господствующей тенденцией в обществе послереволюционного времени стал отрыв от традиционной почвы. Рвались семейные узы, слабели религиозные связи, исчезала традиционная местная лояльность. Индустриальная среда, фабрика, шахта не предлагали никакой

Кровью и железом

Кровью и железом 1862 год в Пруссии протекал бурно. В то время король и парламент находились в напряженных отношениях, поскольку последний не желал выделять деньги на перевооружение армии. Парламент — в очередной раз — не утвердил предлагаемый правительством бюджет — и 6

Овечий налог

Овечий налог Подлинная суть исландской политической экономии нигде не проявляется так ярко, как в том обстоятельстве, что налогов, специально созданных для обогащения «государственных мужей» — годи, в Исландии эпохи народовластия не существовало вовсе. Лишь в самом

«Комбед» — «абиссинский налог» — «общак»

«Комбед» — «абиссинский налог» — «общак» Слово «общак» обозначает общую кассу уголовно-арестантского мира. В идеале она предназначена для того, чтобы поддерживать («греть») «братву», «идейных», а также любого арестанта, который чтит «воровские» «законы» и «традиции»,

МЫ УМЫЛИСЬ КРОВЬЮ…

МЫ УМЫЛИСЬ КРОВЬЮ… В начале августа 1941 года войска немецкой группы армии «Север» начали новое наступление на Ленинград. Замысел состоял в стремительном прорыве к городу и его окружению. Левый фланг наступающей группировки должен был прикрыть широкий и полноводный

Нелегальный налог

Нелегальный налог По мере распространения в стране нового поколения «итальяно-американских мафий» под их влиянием оказались почти все торговые отрасли и почти вся индустрия сервиса. А главенствующую роль в этом играла династия Дона Карло. Она успешно контактировала с

Знания, оплаченные кровью

Знания, оплаченные кровью Если бы из всех присущих японцам черт потребовалось выделить одну наиболее характерную, вернее всего было бы назвать любознательность. Причем широта интересов, прорывающая рутину повседневной жизни, страсть к постижению непознанного чаще

ЧЕРНИЛА ПАХНУТ КРОВЬЮ…

ЧЕРНИЛА ПАХНУТ КРОВЬЮ… "Кровь… Кровь… Кровь…"Так начинает палестинский поэт Салем Джебран стихотворение "Зарезанная деревня" — о жителях одной из многих арабских деревень, изведавших беспощадную расправу израильских карателей,Сейчас, после кровавой бойни, учиненной

«Клятва кровью»

«Клятва кровью» — Мы должны дать клятву никогда не оставлять друг друга, — воскликнул Диац. — Смерть американцам! Клятву надо скрепить кровью.Сидя при свете свечи за столом, залитым красным вином, они укололи ладонь и подписали клятву кровью.Пьетро даже не

Банан с кровью

Банан с кровью Силы вторжения в Гватемалу, среди которых были наемники со скромной оплатой 10 долл. в день, и гватемальские офицеры, прошедшие обучение в США, и американские граждане, в т.ч. военные пилоты, нанятые ЦРУ, готовились в Никарагуа, под крылышком у

Каждый будет платить налог

Каждый будет платить налог У 1710 года много общего с 1694-м: окончание двух следующих друг за другом очень холодных зим, долгая и жестокая война со всей Европейской коалицией, развал государственных финансов, невозможность прибегать далее к крайним мерам. Голландцы

Военный налог

Военный налог В январе 1942 года в стране был введен военный налог с целью финансирования расходов на оборону. Этим налогом облагались граждане допенсионного возраста, в том числе и командный состав частей армии и флота, не участвовавший в боевых действиях.Поступления от

54. Предложение Сталина повысить налог на колхозы

54. Предложение Сталина повысить налог на колхозы Хрущёв: «При рассмотрении этого проекта (заготовительных цен на продукты животноводства – Г. Ф.) Сталин внёс предложение повысить налог на колхозы и колхозников ещё на 40 миллиардов рублей, так как, по его мнению,

Имперский налог

Имперский налог Империя – дорогостоящая вещь. Поэтому империя не любит рассуждать об экономике, призывая своих подданных мыслить глобально и проводить время в геополитических дискуссиях. Потому что если люди начнут считать и размышлять о результатах своих


Девширме́ (осман. دوشيرمه ‎ — devşirme «набор» ← осман. ديوشرمك ‎ — devşirmek «собирать »; греч. παιδομάζωμα [paidomazoma] «набор детей»; арм. տերշիմէ ; серб. данак у крви / danak u krvi и болг. кръвен данък «кровная дань, налог кровью») — в Османской империи один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве kapıkulları («слуг Порты»), то есть личных невольников султана. Большинство чиновников и военных Османской империи в XV—XVI веках состояло именно из призванных по девширме лиц [1] . Личные слуги (де-факто рабы) султана обычно служили в одном из четырёх имперских ведомств: дворцовая служба, канцелярия (Kalemiyye), богословы (İlmiyye) и военные (Seyfiyye). Последние, элитные, подчинявшиеся напрямую султану, войска, делились на кавалерию и пехоту. Кавалерия именовалась Kapıkulu Süvarileri («Кавалерия слуг Порты»), а пехота Kapıkulu Ordusu («Армия слуг Порты»). Другое, более распространённое название Yeni Çeri (янычары «новый воин»), отражало скорее статус воина, чем его принадлежность к тому или иному роду войск. Янычары также выполняли полицейские и охранные функции.

Содержание

  • 1 История
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История

Практика набора воинов и слуг из иноплемённых и покоренных племён и народов в истории человечества известна из незапамятных времён. В частности подобное практиковалось в государствах Великой Степи, в том числе в Тюркском каганате и в монгольской империи XIII-XV вв.

Османы не были исключением из правила. Уже на ранних этапах истории Османского бейлика, а потом султаната в составе его армии служили представители самых разных народов, многие из которых принимали господствующее вероисповедание — ислам. Оформление этой системы в контексте государственной и правовой системы Османской империи и породило явление «девширме».

Основной причиной возникновения девширме было недоверие османских султанов к собственной тюркской элите [2] . Начиная со времён Мурада I, у османских правителей появилась постоянная необходимость «уравновешивать власть (тюркской) аристократии с помощью создания и развития личного войска из христианских зависимых солдат и обращённых капыкуллары („слуг Порты“)» [3] . Так, один из таких «заключённых» дворца писал: «Во дворце есть всего несколько человек, говорящих по-тюркски от рождения, потому что султан полагает, что вернее служат ему обращённые христиане, у которых нет ни крова, ни дома, ни родителей, ни друзей». В популярной среди османской бюрократии тех времён книге «Правление, или, Руководство для правителей» такая политика обосновывается, в частности, тем, что если султан примет на службу представителей разных народов, то «все народности будут стремиться превзойти друг друга … Если армия состоит из одного народа, появляется опасность. У солдат нет рвения, и они подвержены беспорядку» [2] .

Своего пика практика девширме достигла во времена правления Мехмеда II, который в полной мере испытал на себе опасность, исходящую от сильной мусульманской элиты. В 1446 году, после всего двух лет правления будущий завоеватель Константинополя, возможно, по наущению великого визиря и собственного родственника, Чандарлы Халил-паши, был отстранён от власти. На два года трон вернулся его отцу Мураду II. Халил-паша был также одним из активных противников похода на византийскую столицу, называя это предприятие «помутнением сознания опьянённого юноши». После этого большинство великих визирей и пашей были «слугами Порты». Только 18 (по некоторым данным 12) из 48 визирей после завоевания Константинополя имели тюркское происхождение, поэтому некоторые турки называли Диван (имперский совет) «невольничьим рынком».

Система «девширме» сводилась к тому, что, не всегда регулярно, из налогооблагаемой общины, чаще всего из христианских семей балканских крестьян, брался в среднем каждый пятый неполовозрелый мальчик (от 8 до 16 лет, однако случалось, что брали и 6-летних, и юношей до 20 лет). В присутствии старосты, священника и кади его имя и происхождение записывалось в реестр, после чего мальчику делали обрезание, обращали в ислам и увозили в Константинополь, где он воспитывался до достижения половой зрелости. Самые способные получали образование в эндеруне (дворцовой школе) или в доме одного из пашей и поступали впоследствии на правительственную службу в качестве чиновника. Остальных отправляли в деревню «к турку», где они учились говорить по-турецки. Затем такие юноши поступали на службу во дворец, где становились садовниками. Некоторые работали матросами или строителями. Большинство же становилось янычарами и выполняло разные функции, от службы в регулярной пехоте до личной охраны султана или патриарха. Подобным образом стал известен миру один из величайших османских архитекторов и инженеров — Мимар Синан.

Для многих семей отбор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией, но нередки были и случаи, когда родители сами всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для простого крестьянского мальчика [4] . Так как мусульмане не подлежали девширме, многие небогатые мусульмане, чтобы обеспечить сыну возможность сделать карьеру, предлагали соседям-христианам во время набора по девширме сдать их ребёнка в янычары под видом собственного сына (благо, обряд обрезания у турок традиционно делают сравнительно поздно — в возрасте 10-13 лет). Отрыв от дома, собственных корней нередко приводил к тому, что такие юноши становились ярыми защитниками султана, как единственного своего отца, и новой для них веры. Однако не все забывали о своих корнях, и известны случаи, когда великие визири пользовались своим происхождением в политических переговорах и дипломатических сношениях, а также, возможно, искренне помогали своим соплеменникам-христианам, обосновывая это пользой для империи. Так, великий визирь из сербских мальчиков восстановил Сербскую патриархию с богослужением на церковнославянском языке во главе со своим родственником, хотя султан поддерживал Константинопольскую патриархию, до сих пор не признающую церковнославянский язык. О пожертвованиях и вкладах сипахов существуют упоминания в записях о строительстве (официально запрещённом в Османской империи, но разрешавшемся чиновником, часто из обращённых христиан, на месте) и восстановлении православных храмов, финансировании иконописи и стенной росписи, о заказах рукописей или священных сосудов [5] .

С 1580-х годов «слугам Порты» было разрешено заводить семьи и записывать своих детей в янычары по наследству, в результате чего корпус постепенно начал закрываться, превращаясь в наследственный.

Последнее упоминание о наборе христиан по девширме относится к началу XVIII века.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Войны сопровождают всю человеческую историю. И, похоже, будут сопровождать и впредь. Жизнь устроена так, что для сохранения свободы и собственности порой приходиться убивать.

Ведь, как говорил говорил американский полководец Джордж Паттон - патриотизм не в том, чтобы умереть за родину. Патриотизм в том, чтобы заставить других несчастных сукиных детей умирать за их родину .

В идеале, в суверенном государстве (“государство” без “государя”, “Principe” –это non-sens), всеобщая воинская повинность, позволяющая провести через ряды армии лучшую часть населения и притом в сравнительно молодом, восприимчивом возрасте, делает из армии школу народа.

Благодаря ей народ воспитывается в любви к своему государю и родине, в уважении к закону, в исполнительности, чувстве долга, не говоря уже о физическом развитии.

Поэтому значение всеобщего налога крови следует видеть не только в условии военной мощи государства, но и в воспитании и обучении нации.

Осуществление этой идеи “налога крови” принимало различные формы, каковы:

  • Рекрутская система, которая хотя и признает повинность, но берет из населения тем или другим способом только необходимое число рекрут, a прочая часть населения фактически освобождается от всякой службы.
  • Милиционная система, составляющая прямую противоположность рекрутской: каждый гражданин, способный носить оружие, признается частью вооружённых сил государства, зачисляется в них и обучается военному делу.
  • Кадровая система, соединяющая преимущества первых двух. Действительная служба под знаменами, установленная лишь для некоторой части подлежащих Ввоинской повинности лиц, приближает ее к рекрутской системе, a различные формы запаса и ополчения - к милиционной.

Только одна Франция в начале прошлого века осуществила идею всеобщей воинской повинности в полной мере, так как там военная служба ложилась равномерно на все население без всяких исключений.

В прочих культурных государствах воинская повинность ложилась в XX веке всем бременем на часть населения, в то время как другая отбывала её почти фиктивно, числясь в различных категориях ополчения и запаса на случай военного времени. Эта неравномерность распределения повинности отчасти возмещалась в некоторых государствах военным налогом.

Взгляды некоторых ученых и государственных деятелей на значение воинской повинности - этого налога крови.

  • Провозвестником идеи всеобщей воинской повинности в исторический период является Макиавелли, писавший в Cinquecento о необходимости пополнения армии исключительно гражданами государства и подготовки к военной службе всего подрастающего поколения.
  • В Германии взгляды Макиавелли нашли себе отклик в лице Лацаруса Швенди. Первоначально он восставал только против злоупотреблений при вербовке (1575 AD), но затем повторяет идеи Макиавелли.
  • В 1595 AD граф Иоанн Нассауский доказывал на одном собрании графов все преимущества национальных армий и предлагал перейти к всеобщей воинской повинности.
  • Спиноза в своем "Tractatus Politicus" (1670 AD ) доказывает, что армия должна состоять только из граждан и притом без всяких исключений.
  • Лейбниц в одном из своих памфлетов (1700 AD, не напечатан) советует в основу военной организации государства поставить всеобщую милицию.
  • Мориц Саксонский в своих "Rêveries" (1732 AD) даёт целую программу введения всеобщей вомнской повинности.
  • Юстус Мёзер писал в 1774 AD в своих "Patriotische Phantasien": "He подлежит сомнению, что через 100 лет всюду будет национальная милиция".
  • Адам Смит в "Wеаlth of Nations" (1776 AD), говорит, что оборона государства важнее богатства и что благороднейшее из искусств - военное. Идеал Смита - народ, обученный военному делу, и сильная армия, составленная из лиц, посвятивших себя исключительно военной службе. Голос Смита в Англии был почти одинок.
  • Давид Юм (1750 AD) утверждал, что государства с военной организацией находятся в постоянной войне сами с собой.
  • Вильям Блэкстон (1765 AD) называл военную службу рабством.
  • Гиббон (1800 AD) высказывался, что военная служба в мирное время - безделье.
  • В 1817 AD лорд Мельвилль заявил в парламенте, что хороший гражданин должен заниматься своим делом и что лишь самые отчаянные бездельники наиболее пригодны для военной службы.
  • Во Франции Монтескьё (1748 AD) высказался не только против постоянной армии, но и против идеи милиции, на том основании, что они грозят наводнить Европу вооружёнными народами подобно гуннам.
  • Руссо сравнивал регулярную армии с чумой, указывая, притом, что милиция наиболее подходит к природе.
  • Серван де Жерби (1789 AD), военный сотрудник "Энциклопедии" и впоследствии военный министр жирондистов, был сторонником провинциальных милиций, формируемых не по всеобщей воинской повинности, a солдатскими детьми, сиротами и вербовкой.

Итак, мы видим, что идея всеобщей воинской повинности существовала почти во все времена, но принимала лишь различные виды.

Первоначально понятия "армия" и "народ" были тождественны (Quirites). Воинская повинность была вместе с тем и правом свободного человека; несвободные оружия не носили.

Позже воинская профессия стала уделом milites.

Крушение l'ancien régime привело к стиранию граней между политикой и войной. Втягиванием пополанов (tirones) в вооружёное противостояние. Уже войны Наполеона Буонапарте носили абсолютный характер, являясь прообразом тотальных войн прошлого века с “безоговорочной капитуляцией” и прочими прелестями.

Собственно всё о “новом, дивном мире” понял не только Монтескьё, но и Фридрих Великий, поэтому после Семилетней войны он и убрал из армии офицеров из мещан (за исключением некоторых егерских и артиллерийских частей).

Наступает новая эпоха. Отстранение “гражданина” от участия в боевых действиях неизбежно отстраняет его и от участия во власти, всегда замешанной на насилии, делает пустой оболочкой appelé “демократические институты”

Сегодня мы сталкиваемся с неумолимым развитием технологий. Даже там, где предусмотрено право “граждан” на ношение оружия и создание ополчения, вряд ли гражданские формирования могут оказать серьезное сопротивление новым condottieri.

date image
2015-06-24 views image
2152

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon




“Христиане Османской империи были всего лишь рабами и не существовало милосердия у их мусульманских владык.

Много Западных книг пишут о различных ужасах, которые перенесли христиане. Одной из форм притеснения было присвоение мусульманам "права первой ночи". Фактически это означало, что турецкий (или местный славянин-мусульманин) владыка проведет первую ночь с новой христианской невестой. Жених должен был снять обувь и тихо ходить вокруг дома, в то время как турок занимается любовью c его женой.

Однако, безусловно, самое ужасное, что приходилось выносить христианам- была турецкая система набора в янычары.

Западные ученые часто преуменьшают важность этого "Налога Кровью", поскольку христианские источники называли это “обращением в Ислам посредством похищения”

В то время как любой подчиненный мальчик, стремящийся к любому высокому чину в турецкой империи должен был обратиться в Ислам; когда безопасность Оттоманского государства требовала насильственного обращения . Каждые четыре года самые энергичные мальчики забирались из городов и деревень, добровольно ли или насильственно, чтобы обучаться на Янычар (от турецкого “yeni”- милый, или новые войска).

Из "Происхождения Мифа о Толерантном Плюралистическом исламском Обществе" Бэт Е'Ор, Чикаго, 31 августа 1995


“Система Девширме очень распространена. Основанная султаном Орханом (1326-1359), она существовала в течение приблизительно 300 лет. Она состояла из регулярного налога в виде христианских детей от христианского населения Балкан. Эта молодежь, в возрасте от четырнадцати до двадцати, обращалась в мусульманство и порабощалась в их армию. Периодические налоги, которые имели ограниченную численность в пределах тысячи человек, впоследствии стали ежегодными. Чтобы препятствовать побегам, дети передавались отдаленным областям, на поруки мусульманским солдатам, которые относились к ним (к христианским детям) как к рабам.

Работала и другая параллельная система вербовки. Она предусматривала налог христианскими детей в возрасте шесть - десять лет (Ichoghlani), предназначенных для дворца султанов. Порученные евнухам, они подверглись тираническому обучению в течение четырнадцати лет.”

Первое представление об этом кажется почти идиллическим: мечты мальчика о получении "высшего звания в Империи", или же некоторых мальчиков забирали от их родителей, чтобы те достигли великолепного роста карьеры в турецкой армии.

А фактически это означало, что ненавистные турки похитят Вашего ребенка, и - что еще хуже - возвратят его, но теперь как мусульманина и Вашего худшего врага! Как вообще это можно выразить словами? Доктор Иво Андрич, который родился в Боснии, был награжден Нобелевской премией по Литературе в 1961 за его романы о страданиях боснийских христиан.

Британская энциклопедия (Micropedia, Издание 1986, Том 1, Страница 393, Запись: Андрич, Иво), гласит, (цитата):

“Работа Андрича показывает детерминированную философию и смысл христианского сострадания. Она написана объективно и трезво, очень красивым литературным языком. Комитет по нобелевским премиям прокомментировал особенно ту силу, с которой он работал над своим материалом а, особенно в книге "Мост на Дрине" (The Bridge on the Drina).

Дадим слово мастеру литературного повествования. Вот выдержка из вышеупомянутой книги (Мост на Дрине) награжденной Нобелевской премией, описывающей, как воспринимали этот "налог кровью", как рассказывали и пересказывали эти леденящие кровь истории поколения выживающих христиан Боснии.

“Этим ноябрьским днем длинный конвой нагруженных лошадей прибыл на левый берег реки и остановился там на ночь. Ага ( турецкий титул командира - прим. перевод.), с вооруженным эскортом, возвращался в Стамбул, после сбора в деревнях восточной Боснии необходимого число христианских детей в качестве Налога Кровью.




… необходимое число здоровых, умных и хорошо выглядящих парней 10-15 лет с легкостью было найдено, даже при том, что многие родителей спрятали своих детей в лесах, научили их выглядеть слабоумными, одели их в тряпки, и позволяли им быть грязными, дабы они избежали выбора Аги. Некоторые даже пошли на то, что решились искалечить собственных детей, отрубая один из пальцев топором.

… чуть позади последних лошадей этого странного конвоя брели, растрепанные и опустошенные, многие родители и родственники этих детей, уносимых навсегда в чуждый мир, где они будут обрезаны, станут турками и, забыв свою веру, свою страну и свое происхождение, отдадут свои жизни в услужение империи. Это были по большей части женщины - матери, бабушки и сестры украденных детей.

[Женщин отгоняли, но …] … они собирались снова и снова, немного позже позади конвоя, и стремились заполненными слезой глазами увидеть еще раз в корзинах своих детей, отобранных у них. Матери были особенно твердыми и нетерпеливыми. Некоторые бросались вперед, не глядя, куда они идут, с обнаженными грудями и растрепанными волосами, самозабвенно плача и сетуя, как на похоронах, в то время как другие безумно стонали, как будто их утробы рвались на части, и, ослепленные слезами, бежали прямо на кнуты всадников, на каждый удар отвечая бесплодным вопросом: "Зачем вы забираете его? Почему вы разлучаете нас?" Некоторые пытались говорить прямо со своими детьми, отдавая им последнюю частицу себя, насколько можно было бы это сделать в нескольких словах, в некоторой рекомендации или совете. "Раду, мой сын, не забывай свою мать. ' "Илья, Илья, Илья!" кричала другая женщина, ища отчаянно своим взором дорогую и знакомую голову, и повторяя это постоянно, как будто она хотела врезать в память имя ребенка, который через день или два станет потерянным для нее навсегда.

Крики матери должно быть, все еще повторяют боснийские горы. ”

Нельзя не упомянуть, что как только Запад завоевал Боснию, одна из первых вещей, которую они сделали в ходе "установления демократии" (и пытаясь навязать мусульманское правление боснийским сербам) это запрет использования работ доктора Андрича в школьных книгах для сербских детей. Это словно запретить Шекспира в Англии! Книги Андрича были переведены на все языки Запада. Его вышепроцитированную книгу "Мост на Дрине" можно найти в любой приличной библиотеке Запада. В общем, это говорит о полном крахе Западной культуры и этики, что те же самые Западные страны, которые превозносили боснийского автора в 1961 году - запретили его работы несколько десятилетий спустя.

В старину люди не стеснялись и в эпоху, когда войны были бытовым явлением, воинскую повинность так и называли — налог кровью. На сегодняшней Украине устаревший термин приобрел первоначальный смысл, поскольку украинские военные потери за три месяца донбасской кампании довольно велики. Оценки, конечно, сильно расходятся, как это, впрочем, всегда бывает при ожесточенной войне. «Дойче Вохеншау» и Совинформбюро тоже давали весьма отличающиеся друг от друга цифры потерь. Тем не менее даже если верить официальным оценкам украинской стороны — скорее всего, достаточно сильно заниженным, — всё равно получается, что цифра потерь относительно общей численности населения страны не меньше, чем аналогичные цифры времен афганской и чеченской кампаний. Скорее же выше и сильно выше.

Неудивительно, что вести с Украины сообщают о случаях дезертирства, о бегстве призывников с родины через плохо охраняемую границу, протестах жен и матерей etc. С одной стороны, сообщения о нежелании простых солдат умирать есть классика пропаганды среди войск и населения противника. Первое, что приходит в голову пропагандисту противной стороны, — развить эту тему и всячески ее педалировать. С другой стороны, и прокиевские источники тоже признают, что с призывом не всё обстоит гладко, что военкоматы инфильтрованы агентами ФСБ/ГРУ, которые срывают план призыва и сеют неразбериху в мобилизационные предписания. В переводе на русский язык это означает, что агенты там или не агенты, но патриотический подъем при мобилизации (как и при подписке на военный заем) оставляет желать лучшего.

В принципе это не диво. В достаточно расхлябанной стране, где качество государственной машины оставляет желать много лучшего, а цели войны рядовому обывателю не вполне ясны, случаи непатриотического поведения солдат и их родственников встречаются довольно часто — «На войну мы не пойдем, на нее мы все нас…м». Иногда такое поведение приобретает гигантские масштабы: бегство итальянской армии от австрийцев при Капоретто в северо-восточной Италии в октябре 1917 года, разложение русской армии в том же 1917 году. Иногда масштаб скромнее, но проблемы для военных властей всё равно есть: уклонение азербайджанского юношества от посылки на карабахский фронт в начале 1990-х годов.

Однако обыкновенно тут наблюдается некоторый временной лаг. Бегство целых армий при Капоретто, массовое дезертирство и уклонение в тылу все-таки случилось на третьем году тяжелой и не для всех в Италии осмысленной войны. Тут же угасание воинского духа и разнузданная деятельность агентов ФСБ в галицийских военкоматах наблюдается уже на третьем месяце кампании. Что по всем канонам очень рано.

Определенную роль в таком быстром развитии играет общее качество как военного, так и гражданского управления. Всякая война — не масло сливочное, но украинский стиль вождения войск — это совсем нечто за гранью добра и зла, и этот стиль способен сильно ускорить появление настроений «на войну мы не пойдем». Когда качество тылового управления не лучше и вместо минимально упорядоченного призыва — ратники 1-го разряда, ратники 2-го разряда etc. — объявляется призыв в фольксштурм, которому подлежат все, вплоть до глубоких старцев, рекрутская кампания делается глубоко хаотической, уподобляясь игре в рулетку, только ставка в этой рулетке — жизнь. Что тоже не способствует патриотическому подъему на сборных пунктах.

Вообще регулярная война требует минимального регулярства от государственного организма — все-таки формируется не банда батьки Ангела, а нечто хотя бы в теории более организованное, — но каково регулярство на Украине, всем известно.

Но есть еще одна причина такого впечатляющего контраста между бурным подъемом патриотического майдана с регулярным прочувствованным пением «Душу и тило мы положим за нашу свободу» и существенно меньшим энтузиазмом по поводу рекрутской кампании, как раз и предлагающей практически положить душу и тило в Донбассе.

Одной из малопривлекательных черт украинского политикума является принципиальная неготовность платить по каким бы то ни было счетам и выполнять какие бы то ни было обязательства. Люди постарше помнят переговоры с Украиной касательно внешних долгов СССР — забыть такую сказку про белого бычка невозможно, люди помоложе могут вспомнить многосерийную газовую эпопею. Но политикум не ветром надуло, а он отражает известные национальные особенности. Например, склонность полагать, что платить всегда будет кто-то другой. Сосед, кум, клятый москаль — но только не я. Не сказать, чтобы прочие народы не были грешны по этой части, все хороши, но у наших украинских братьев эта склонность приобретает анекдотически гипертрофированный характер. А в случае с налогом кровью уже не анекдотический, ибо смешного мало.

Во дни бедствий старший русский брат более склонен к угрюмости. «Ведь у нас такой народ — если родина в опасности, значит, всем идти на фронт». Приятного тут ничего нет, тяжелая, грязная работа, но — надо. В отличие от русского брата младшему украинскому сосредоточенная угрюмость нимало не свойственна. Бить горшки — с превеликим удовольствием и даже с каким-то диким упоением, идти на фронт — да вы шо, сказились? Нас-то за что?

Читайте также: