Налог гис гмп что это

Опубликовано: 03.05.2024

Чтобы оптимизировать работу государственных организаций с гражданами и другими предприятиями по вопросам осуществления разных платежей в бюджет, законодательством РФ была специальная система. Что такое ГИС ГМП, и как она работает, рассмотрим в этой статье.

Понятие

что такое гис гмп

Исходя из этого, передача данных в ГИС ГМП снимает с организаций обязанность запрашивать у гражданина документы об уплате пошлины или сбора.

Главная цель

Основной целью системы считается соединение в одном месте информации обо всех платежах граждан, которые принимают госучреждения и муниципальные организации.

В системе размещена информация о следующих платежах:

  • За муниципальные и государственные услуги.
  • За услуги, оказанные госучреждениями и муниципальными организациями, где были размещены государственные или муниципальные заказы или задания.
  • За государственные и муниципальные услуги, являющиеся обязательными для предоставления.
  • За источники формирования дохода бюджетов.

Есть и другие услуги, оплату которых можно проследить в ГИС ГМП. Штрафы ГИБДД, услуги Росреестра, пошлины и штрафы ГУВМ МВД и иные, предусмотренные законодательством РФ.

Дополнительно государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах предусматривает сбор информации о выплатах задолженностей по исполнительным производствам.

Участники

К основным участникам системы относят:

1. Федеральное казначейство (создатель системы, развивает и обслуживает ее, назначает основные правила).

2. Администратор доходов. Данному участнику уполномочены сообщать о перечислениях:

  • ЖКХ.
  • ГИБДД.
  • ФНС.
  • ФССП.
  • Остальные организации и автономные учреждения.
  • Агент платежей. Участник, передающий информацию о платежах, сделанных:
    1. В финансовых организациях.
    2. Через платежный терминал.
    3. На почте.
    4. Через официальный портал госуслуг.
    5. Через МФЦ.

Взаимодействие бюджетных организаций

Что значит ГИС ГМП для бюджетных структур? Это основная система, позволяющая принимать, вести учет и перенаправлять информацию между разнообразными бюджетными организациями РФ. В частности, речь идет о государственных учреждениях, которые играют роль администратора поступлений, об учреждениях МФЦ, финансовых организациях.

государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах

Взаимодействие непосредственно этих организаций в данной системе осуществляется при помощи межведомственного сотрудничества.

Реализация системы

Что такое ГИС ГМП на практике? Администратор доходов отправляет в Федеральное казначейство информацию о появившейся задолженности гражданина или организации. В свою очередь казначейство как главный орган, который несет ответственность за все сведения в системе, передает поступившую информацию в первую очередь порталу государственных услуг и в МФЦ. А данные организации уже сообщают сведения гражданину или организации, которые внесли соответствующую оплату посредством банка или любой известной платежной системы.

гис гмп проверка платежа

Далее казначейство получает информацию о поступившем платеже, а уже потом портал госуслуг и МФЦ получают эти сведения.

ГИС ГМП предполагает и прямой канал осуществления оплаты денежных средств прямо в казначейство. Кроме этого, система имеет возможность передавать информацию о начислениях в банки и платежные системы.

Форматы функционирования

Работа в системе осуществляется посредством форматов, установленных Федеральным казначейством. Их довольно много, но рассмотрим основные и самые востребованные на практике:

  • Сообщения, задействованные сервисом.
  • Импорт, экспорт, уточнение или аннулирование сущностей системы.
  • Запрос в ГИС ГМП, или общий формат.

Естественно, они систематически корректируются и модернизируются разработчиками казначейства.

Использование идентификаторов

Главной особенностью работы системы является применение различных идентификаторов. Рассмотрим их особенности. Любое извещение, отправляемое оператору ГИС ГМП, должно содержать информацию о том, кто платит, и реквизиты платежа. Плательщиками могут быть как обычные граждане, так и юридические лица.

К идентификаторам физлица относят:

  • Номер страхового пенсионного свидетельства.
  • Номер ИНН.
  • Реквизиты паспорта гражданина РФ.
  • Номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации авто.
  • Учетный код ФМС и другие реквизиты, допускаемые законодательством России.

Идентификатором юрлица может быть:

  • Номер ИНН.
  • КПП.
  • КИО.
  • УИН (необязательное условие, требуемое для определенных субъектов).

Чтобы осуществить платеж в бюджет, необходимо обратиться, к примеру, в банк, и предоставить перечисленные идентификаторы.

Как подключиться к системе

Итак, что такое ГИС ГМП, понятно. Теперь разберемся с вопросом о подключении к системе.

гис гмп вход в систему

Существует несколько способов входа в нее:

2. При помощи агрегатора начислений. В случае когда вход такого типа более предпочтителен для плательщика, его осуществляет администратор доходов. Но для этого необходимо:

После того как все этапы пройдены, администратор доходов направляет запрос на получение логина и пароля для входа в систему.

Финансовые организации в системе

Банк является одним из важнейших участников системы, поэтому важно рассмотреть вопрос о том, как финансовая организация может получить доступ к ГИС ГМП.

запрос в гис гмп

Как и остальные участники, банки обязаны подготовить рабочее место ко входу в систему. Для это нужно:

  • Купить специализированное оборудование и настроить его.
  • Приобрести электронную подпись.
  • Приспособить имеющуюся финансовую систему под те форматы, которые используются в ГИС ГМП.
  • Совершить подключение к системе.

Для многих финансовых организаций последняя функция самая «болезненная», потому как подключение происходит медленно. Но в любом случае компании должны решить и этот вопрос.

Основные задачи подключения банков

Что такое ГИС ГМП для банков? Это инструмент, посредством которого они взаимодействуют с другими субъектами правоотношений, установленными российским законодательством.

гис гмп проверка платежа

Основными задачами подключения банков к работе в системе считаются:

  1. Выстраивания работы в системе межведомственного электронного взаимодействия.
  2. Взаимодействие с другими организациями посредством ГИС ГМП.

Первая задача реализуется следующим образом:

  • Банк подает заявку в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.
  • Организация покупает оборудование для кодировки данных.
  • Происходит подключение к системе межведомственного электронного взаимодействия посредством оператора.
  • Получение электронной подписи.
  • Подача запроса на регистрацию в системе.
  • Банк проводит тестовое подключение на взаимодействие с сервисами системы.
  • Формирование заявки на активацию доступа.

Вторая задача заключается в непосредственном подключении к ГИС ГМП. Для этого:

  • В казначейство направляется заявка на регистрацию в качестве участника.
  • Подготавливаются документы, подтверждающие готовность к проведению теста ГИС ГМП после осуществления регистрации.
  • Проведение тестирования.

Уникальный регистрационный номер

Уникальный регистрационный номер ГИС ГМП присваивается участнику системы в том случае, если при проверке всех документов, представленных во время регистрации, Федеральное казначейство дает положительный результат. В течение 7 рабочих дней казначейство рассматривает заявку и выносит свой вердикт.

К тому же если участник системы предоставляет список администраторов начислений или реестр обособленных подразделений, уникальные номера направляются казначейством на бумажном носителе в единственном экземпляре.

Оплата

Для того чтобы провести платеж в системе, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

Выбрать необходимую категорию и указать реквизиты:

- Для ФССП: дата постановления, категория и номер исполнительного производства, сумма к уплате.

- Для ГИБДД: серия, номер постановления, дата вынесения постановления, сумма к уплате – оплата штрафов; вид пошлины – оплата пошлин, где сумма ставится автоматически системой.

- Для уплаты налогов и задолженностей по налогам: вводится либо номер ИНН, либо номер налогового документа.

- Для Росреестра: указывается код платежа, состоящий из 20 цифр.

Указать назначение платежа:

- Для ФССП: необходимо выбрать отдел приставов и регион, ОКТМО проставляется системой автоматически.

- Для ГИБДД: указываются вид нарушения, регион и подразделение, КБК ставится системой автоматически; для оплаты пошлины выбирается регион и подразделение, ОКТМО проставляется системой автоматически.

Указать сведения о плательщике:

- Для физлица: полные фамилия, имя, отчество, регион и адрес регистрации.

- Подтвердить данные о платеже. В ГИС ГМП проверка платежа обязательная ступень в оформлении перевода. Ведь при неверно указанных реквизитах платеж может не пройти или уйти не по назначению, что усугубит ситуацию. Система предоставляет образец квитанции, где гражданин может сверить все данные.

Выбрать способ оплаты:

- Счет мобильного телефона.

Далее идет завершение процесса платежа. Перед плательщиком появится окно с извещением об осуществлении операции с использованием системы. Он может сохранить или распечатать данное извещение, а информацию о платежах и, в частности, статус в ГИС ГМП, отслеживать в личном кабинете.

Также ГИС ГМП предлагает услугу заказа квитанции, где содержатся все реквизиты платежа и стоит печать банка. Стоимость услуги составляет 35 руб. Данный документ высылается на электронную почту плательщика в виде pdf-файла.

гис гмп штрафы гибдд

Итак, изучив систему, становится ясно, что она предназначена для повышения оперативности и снижения трудозатрат сотрудников соответствующих служб при рассмотрении вопросов, связанных с денежными перечислениями граждан или организаций в пользу государства.

Также основная база доступна для лиц, обратившихся в финансовые организации с целью информирования о задолженностях и т. п.

Главным ведомством, отвечающим за функционирование, обновление и модернизацию ГИС ГМП, является Федеральное казначейство. Помимо последнего к активным участникам системы относятся финансовые организации, многофункциональные центры, портал государственных услуг, платежные системы, администраторы доходов, простые граждане и юридические лица.

Налоговое законодательство не предусматривает направления налоговых уведомлений физлицам, а также уплаты ими налогов, сборов, пеней и штрафов через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

Вопрос: Об использовании ГИС ГМП налоговыми органами для информирования физлиц (налогоплательщиков) о начисленных им налогах к уплате и имеющейся задолженности.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 октября 2013 г. N 03-02-07/1/41439

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу об урегулировании порядка получения гражданами от налоговых органов информации о начисленных налогах и имеющейся задолженности через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, созданную в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), и сообщается следующее.

Федеральный закон N 210-ФЗ и Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) имеют самостоятельные предметы правового регулирования.

Федеральный закон N 210-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в том числе определяет обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, порядок межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ).

Порядком ведения ГИС ГМП определяются, в частности, перечень информации, необходимой для уплаты платежа, включая подлежащую уплате сумму, за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок ее получения и представления (п. 1 ч. 3 ст. 21.3 Федерального закона N 210-ФЗ).

Таким образом, информация о суммах подлежащих уплате платежей, не связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг, может размещаться через ГИС ГМП только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Налоговые правоотношения регулируются Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним актами законодательства о налогах и сборах. Законодательством о налогах и сборах не предусмотрены направление налогоплательщикам (плательщикам сборов) - физическим лицам налоговых уведомлений и уплата ими налогов, сборов, пеней, штрафов, установленных законодательством о налогах и сборах, через ГИС ГМП.

В силу п. 9 ст. 84 и ст. 102 Кодекса сведения о налогоплательщиках с момента их постановки на учет в налоговых органах составляют налоговую тайну, за исключением сведений, указанных в ст. 102 Кодекса. Сведения, составляющие налоговую тайну (в том числе о начисленных суммах транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц), не подлежат разглашению и имеют специальный режим хранения и доступа.

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации (п. 4 ст. 102 Кодекса).

Положение пп. 6 п. 1 ст. 102 Кодекса о сведениях, представляемых налоговыми органами в ГИС ГМП, не составляющих налоговую тайну, должно применяться в системной связи с другими положениями Кодекса и Федерального закона N 210-ФЗ.

Участниками ГИС ГМП могут быть банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты, платежные агенты, платежные субагенты, операторы по переводу денежных средств и иные лица, не являющиеся органами государственной власти, органами местного самоуправления, банками, организациями федеральной почтовой связи.

Указанные агенты и операторы не имеют доступа к налоговой тайне и не вправе принимать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов денежные средства для уплаты (перечисления) налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

Относительно информационного обеспечения исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц отмечается, что в настоящее время налоговыми органами предоставляется налогоплательщикам необходимая информация о начисленных суммах этих налогов, а также о наличии недоимки, задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

Государственная услуга по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, о состоянии расчетов по указанным платежам предусмотрена не Федеральным законом N 210-ФЗ, а пп. 4, 6 и 10 п. 1 ст. 32 Кодекса.

Все административные регламенты, в том числе Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, разрабатываются с учетом требований, предъявляемых к административным регламентам предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом N 210-ФЗ.

Однако это не означает, что Федеральный закон N 210-ФЗ изменяет установленные Кодексом порядок направления налогоплательщикам - физическим лицам налоговых уведомлений об уплате имущественных налогов, порядок возникновения у налогоплательщиков соответствующих обязанностей по уплате этих налогов и порядок их уплаты.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и порядок уплаты налогов урегулированы Кодексом (ст. ст. 45 и 58 Кодекса).

Кодексом предусмотрены способы уплаты налогов, обеспечивающие исполнение налогоплательщиками их обязанности по уплате налогов.

Обязанность по уплате такого налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения соответствующего налогового уведомления.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно в случае возникновения такой обязанности.

Учитывая изложенное, предложение об использовании ГИС ГМП для информирования налогоплательщиков - физических лиц о начисленных им налогах, предстоящих к уплате, до направления в установленном порядке налоговыми органами налоговых уведомлений об уплате этих налогов, до возникновения соответствующей обязанности налогоплательщиков не поддерживается.

В целях оптимизации взаимодействия государственных органов, граждан и организаций по вопросам перечисления различных платежей в бюджет российский законодатель учредил специальную систему — ГИС ГМП.

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учёт и передачу информации между её участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия. ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу «единого окна».

Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Главная цель

Основной целью системы считается соединение в одном месте информации обо всех платежах граждан, которые принимают госучреждения и муниципальные организации. В системе размещена информация о следующих платежах:

  • За муниципальные и государственные услуги.
  • За услуги, оказанные госучреждениями и муниципальными организациями, где были размещены государственные или муниципальные заказы или задания.
  • За государственные и муниципальные услуги, являющиеся обязательными для предоставления.
  • За источники формирования дохода бюджетов.

Есть и другие услуги, оплату которых можно проследить в ГИС ГМП. Штрафы ГИБДД, услуги Росреестра, пошлины и штрафы ГУВМ МВД и иные, предусмотренные законодательством РФ. Дополнительно государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах предусматривает сбор информации о выплатах задолженностей по исполнительным производствам.

Система для граждан и организаций

Что такое ГИС ГМП для гражданина? Прежде всего, это инструмент получения информации о задолженностях перед бюджетом. Для этого необходимо обратиться в любой банк или скачать приложение, подключенное к ГИС ГМП. Штрафы, долги по налогам и иным платежам, начисляемым в соответствии с законодательством, фиксируются в базах соответствующей системы. По запросу они передаются компетентными структурами заинтересованным лицам.

Информационная система ГИС ГМП также позволяет не только гражданам, но и организациям получать информацию о том, какие у них есть обязательства перед бюджетами на тех или иных уровнях.

Форматы функционирования

Работа в системе осуществляется посредством форматов, установленных Федеральным казначейством. Их довольно много, но рассмотрим основные и самые востребованные на практике:

  • Сообщения, задействованные сервисом.
  • Импорт, экспорт, уточнение или аннулирование сущностей системы.
  • Запрос в ГИС ГМП, или общий формат.

Естественно, они систематически корректируются и модернизируются разработчиками казначейства.

Использование идентификаторов

Главной особенностью работы системы является применение различных идентификаторов. Рассмотрим их особенности. Любое извещение, отправляемое оператору ГИС ГМП, должно содержать информацию о том, кто платит, и реквизиты платежа. Плательщиками могут быть как обычные граждане, так и юридические лица.

К идентификаторам физлица относят:

  • Номер страхового пенсионного свидетельства.
  • Номер ИНН.
  • Реквизиты паспорта гражданина РФ.
  • Номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации авто.
  • Учетный код ФМС и другие реквизиты, допускаемые законодательством России.

Идентификатором юрлица может быть:

  • Номер ИНН.
  • КПП.
  • КИО.
  • УИН (необязательное условие, требуемое для определенных субъектов).

Чтобы осуществить платеж в бюджет, необходимо обратиться, к примеру, в банк, и предоставить перечисленные идентификаторы. Ниже вы можете проверить свой автомобиль или водителя на штрафы.

Развитие мобильных приложений, сайтов и других каналов удалённого обслуживания клиентов упрощает процесс оплаты налогов, штрафов, алиментов и других бюджетных платежей. Например, клиентам крупнейших банков доступны бесплатные мобильные приложения для оплаты квитанций за ЖКУ, штрафов ГИБДД, также возможны прямые переводы денежных средств по номеру банковских карт и платёжным реквизитам. Бесплатный проект Госуслуги позволяет получать загранпаспорт, записывать малышей в детский сад и оформлять массу документов, не выходя из дома.

Работа системы ГИС ГМП

Технической основой подобных проектов выступает платформа ГИС ГМП — государственная информационная система для проведения бюджетных платежей. Проект, созданный согласно ФЗ-210 в июле 2010 года, был призван ускорить документооборот в государственных структурах и снизить количество бумажных документов. Благодаря системе ГИС ГМП был создан универсальный реквизит УИН (уникальный идентификационный номер), по которому проводятся платежи через Госуслуги, приложения банков и различные платёжные сервисы (например, Citycard, Яндекс.Деньги).

Как работает система ГИС ГМП? Особенности электронного учёта бюджетных платежей

Основное преимущество системы ГИС ГМП — создание единого источника информации о платежах, совершённых конкретным гражданином или организацией в пользу различных бюджетных учреждений. После ввода ГИС ГМП частные лица и компании получили возможность вносить платежи в ФНС (федеральная налоговая служба), ФСС (фонд социального страхования), ПФР (пенсионный фонд), ГИБДД, Росреестр и другие учреждения, используя мобильные приложения, терминалы, банкоматы и сайты платёжных систем.

Работа системы ГИС ГМП обеспечивается четырьмя группами участников.

Федеральное казначейство. Государственная структура занимается формированием, распределением доходов и расходов бюджета Российской Федерации, следит за введением новых налогов, сборов, назначает льготы и субсидии для граждан и организаций. Казначейство следит за информацией, поступающей от других участников в ГИС ГМП, распределяет платежи по региональным и местным бюджетам, рассчитывает сумму задолженности, начисляет пени.

Герб казначейства Российской Федерации

Администраторы платежей. Государственные структуры, принимающие платежи от граждан и организаций через систему ГИС ГМП. Задача администраторов — внести сведения о полученных (или недополученных) платежах, учесть поступления и задолженности на лицевых счетах частных лиц и организаций. Например, ФССП (федеральная служба судебных приставов) фиксирует в ГИС ГМП каждый исполнительный лист по принудительному взысканию долга, чтобы клиент мог оплатить квитанцию на сайте Госуслуг.

Агенты, принимающие платежи. Банки, разработчики электронных кошельков, платёжные терминалы, онлайн проекты для оплаты налогов и пошлин передают информацию о поступающих транзакциях в ГИС ГМП. На современном финансовом рынке большинство клиентов оплачивает квитанции удалённо, поэтому информация передаётся в автоматическом режиме. Например, клиент Сбербанка оплатил налог на недвижимость, пользуясь приложением Сбербанк Онлайн. Сведения об операции автоматически передалась в ГИС ГМП, затем районное отделение ФНС обновило данные на лицевом счёте гражданина. Федеральное казначейство получило информацию о платеже и учло поступление в местном бюджете.

Взаимодействие участников ГИС ГМП

Сервисные центры. Проект Госуслуги, программа Яндекс.Штрафы, приложение ФНС и филиалы МФЦ (многофункциональный центр) помогают гражданам и организациям отслеживать платежи, вовремя узнавать о задолженностях, получать компенсации и льготы, пользуясь данными ГИС ГМП. Например, согласно ФЗ-422 граждане, зарегистрировавшиеся в качестве самозанятых, могут получить налоговый вычет (десять тысяч рублей). Самозанятый гражданин оплатил государственную пошлину в приложении Альфа-банка, данные о платеже поступили в ФНС через ГИС ГМП, поэтому налоговая инспекция предоставила клиенту вычет автоматически.

На практике основными пользователями системы ГИС ГМП выступают частые лица и организации, регулярно оплачивающие налоги, квитанции за ЖКХ и оформляющие документы через МФЦ или Госуслуги. Также система востребована в современных банках и финансовых организациях, принимающих налоговые и другие государственные платежи. С точки зрения государства ГИС ГМП упрощает формирование и контроль бюджета на местном, региональном и федеральном уровнях.

Как пользоваться параметром УИН, введённым системой ГИС ГМП?

С точки зрения граждан, основное преимущество системы ГИС ГМП состоит в создании уникального идентификатора для каждого платежа. Параметр УИН позволяет оплачивать налоги в любом регионе России, погашать задолженность ФССП через мобильные приложения или терминалы, а также отслеживать наличие неоплаченных налогов онлайн.

Платёж по УИН через Сбербанк

На практике УИН помогает оплачивать налоги и штрафы без указания дополнительных реквизитов получателя (ИНН, КПП, ОКАТО). Например, гражданин оплачивает транспортный налог на автомобиль по квитанции из ФНС с помощью портала Госуслуги. Выбрав раздел Оплата на сайте, гражданин вводит УИН и требуемую сумму, остальные реквизиты загружаются автоматически.

Номер УИН состоит из 20 или 25 цифр, многие государственные структуры используют существующие идентификаторы в качестве уникального номера документа. Например, налоговая инспекция использует индекс документа в качестве УИН. Уникальный идентификационный номер разделяется на несколько блоков.

Значение реквизитов УИН

Сведения об администраторе платежа (первые три цифры). Данный блок отражает код государственной структуры, контролирующей данный бюджетный платёж. Например, для ФНС используется код 182. Четвёртая цифра в УИН не используется, поэтому в документах проставляется 0.

Номер платёжного документа (цифры с 5 по 19). Данный блок содержит сведения о плательщике, передаваемые в зашифрованном виде. С помощью индекса (или номера) документа получатель средств обновляет лицевой счёт плательщика.

Контрольный блок (цифры с 20 по 25). Последние цифры в УИН формируются по алгоритму, созданному федеральным казначейством и позволяют проверять платежи в автоматическом режиме.

Структура кода УИН

Значение УИН именуется на платёжных документах в трёх вариантах:

  1. Номер постановления (оплата по исполнительным документам). Если гражданин или организация задерживает оплату штрафов ГИБДД, налогов или взносов в государственные структуры, дело автоматически передаётся сотрудникам ФССП. Судебный пристав создаёт постановление об уплате задолженности и направляет квитанцию с УИН (номером постановления) должнику.
  2. Индекс документа (оплата по квитанциям из ФНС). Если юридическое или физическое лицо оплачивает налоги по квитанции из ФНС, параметр УИН указывается в поле Индекс документа. Налог можно заплатить по штрихкоду, полным реквизитам ФНС или номеру УИН, остальные параметры загрузятся автоматически.
  3. Код (оплата государственных пошлин). При уплате государственной пошлины УИН размещается в поле Код на платёжном поручении. Обычно квитанция на оплату госпошлины формируется автоматически (например, на портале Госуслуги), номер УИН можно использовать вместо остальных платёжных реквизитов.

В каких случаях не нужно указывать УИН для налоговых платежей?

Граждане и организации часто оплачивают налоги с помощью платёжного поручения, бумага составляется в приложении банка автоматически (при операциях онлайн) либо формируется кассиром-операционистом. Код УИН располагается в поле 22 стандартной формы ПД-4 (платёжное поручение). Российское налоговое законодательство позволяет гражданам и организациям не указывать УИН при проведении следующих платежей:

Оплата по УИН через Госуслуги

Ежемесячный подоходный налог с заработной платы (НДФЛ). Обычно такие налоги оплачивает бухгалтер работодателя, в поле УИН указывается 0. Если гражданин самостоятельно выплачивает НДФЛ (например, является ИП или самозанятым), для проведения транзакции следует указать ИНН и реквизиты ФНС (ИНН, КБК).

Взносы в ФСС и ФОМС. Такие платежи в бюджет может вносить работодатель или сам гражданин, объём взносов зависит от уровня текущей заработной платы персонала. Если гражданин добровольно оплачивает взносы в фонд социального (ФСС) и обязательного медицинского страхования (ФОМС), идентификатор УИН также следует пропускать.

Налог на прибыль и имущество организации. Бухгалтер предприятия обычно самостоятельно формирует платёжный документ для отчисления налога на прибыль (20%) и зарегистрированное имущество организации (сумма зависит от региона), поэтому код УИН также не заполняется.

Любые налоги и взносы, самостоятельно рассчитываемые гражданами и организациями. В целом, идентификатор УИН создаётся государственным органом при формировании квитанции, поэтому авансовые платежи проводятся без этого реквизита.

Итоги

Электронная система регистрации налоговых задолженностей и платежей ГИС ГМП позволяет частным лицам и организациям оплачивать налоги, сборы и штрафы, пользуясь приложениями банков, платёжными терминалами и банкоматами. Проект ГИС ГМП был запущен федеральным казначейством для упрощения платежей, консолидации государственного бюджета и снижения количества неуточнённых поступлений.

Номер УИН на стандартной платёжке

На практике граждане и организации заполняют реквизит УИН для оперативного проведения платежа. Уникальный идентификатор заменяет стандартные реквизиты государственной организации (например, ИНН, КБК, ОКАТО). Платёжные сервисы (например, платформа Госуслуги) позволяют перевести деньги, введя только номер УИН, остальные реквизиты загружаются автоматически.

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает статус ГИС ГМП: «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами» (статья 21.3 210-ФЗ).

Что мы ждем от системы

В соответствии с законом органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя «представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе» (статья 7 210-ФЗ).

То есть, говоря обычным языком, назначение ГИС ГМП – дать обществу инструмент для быстрого и более качественного предоставления гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг без бумажной квитанции и сразу после факта оплаты ими этих услуг. Так задумано основателями, причем на основании зарубежного опыта.

Как это реализовано у нас? Можно сказать на основании опыта внедрения ГИС ГМП в региональном органе государственной власти (причем в двух вариантах: и «как иного органа» и как администратора доходов), что, несмотря на пятилетнюю историю 210-ФЗ и трехлетний возраст самой ГИС ГМП, система не работает, так как совершенно не используется гражданами и юридическими лицами для получения ими государственных услуг. Более того, в нынешнем виде она и не может быть ими использована.

Первая и, наверное, главная причина – слабое методологическое обеспечение ГИС ГМП. В федеральных госорганах и тем более в регионах нет четкого понимания, какую конкретно информацию о начислениях за госуслуги необходимо направлять в ГИС ГМП, чтобы она работала и соответствовала своей изначальной цели. Каждый участник трактует цели по-своему, в результате получается «каша» из ненужной информации, направляемой в ГИС ГМП. Когда внимание участников обращают на бесполезность передаваемой ими в ГИС ГМП информации для граждан и юрлиц, то в ответ ссылаются, как правило, на формальную трактовку положений 210-ФЗ. Подзаконные акты и попытки федеральных органов разъяснить вопрос на конференциях и совещаниях только запутывают участников, потому что разговоры идут об одном и том же, что и так не требует пояснений: «штрафы ГИБДД, налоги и госпошлина».

На данный момент нет нормативного документа, который определяет обязательный перечень информации, направляемый участниками (прежде всего госорганами) в ГИС ГМП для решения задачи быстрого и качественного предоставления гражданам и юрлицам государственных и муниципальных услуг. А без него, как уже было сказано выше, регионы «гонят мусор».

Сюда же необходимо отнести отсутствие на сегодняшний день общедоступного актуального реестра государственных и муниципальных услуг, который может быть использован в ГИС ГМП (хотя в 210-ФЗ этому посвящен целый раздел). То есть локомотив ГИС ГМП запустили, а рельсы прокладываются в процессе движения.

Нет нормативно закрепленной ответственности кредитных учреждений за направление в ГИС ГМП информации об оплате за гос. услуги. В результате в регионах большое число кредитных учреждений не взаимодействует с ГИС ГМП. Например, один госорган направляет информацию о начислениях в ГИС ГМП, хотя точно знает, что никакой информации об оплате там не будет, так как многие банки, которыми пользуются граждане и юрлица, к ГИС ГМП не подключены.

В существующих нормативных документах (например, в приказе 19Н Федерального Казначейства) нет четкой границы между полномочиями участников. Так, и «иной орган», и кредитное учреждение передают информацию об оплате госуслуги. В результате такой государственный «иной орган» и банки, с которыми он работает, дублируют в ГИС ГМП информацию об одних и тех же платежах.

Наконец, нет никакой нормативно закрепленной ясности относительно механизмов использования госпошлины в ГИС ГМП, то есть так называемых авансовых платежей за госуслуги. А ведь это львиная доля государственных и муниципальных услуг.

Вторая причина – это слабое организационно-техническое обеспечение ГИС ГМП. В одном из регионов есть госорган – агрегатор, который организует взаимодействие госорганов и муниципальных учреждений с ГИС ГМП. Через него постепенно налаживается работа с ГИС ГМП части участников – госорганов. А у кредитных учреждений ситуация иная: каждый сам за себя. И, так как серьезной ответственности за передачу или отсутствие передачи информации в ГИС ГМП у них нет, то и практически никакого результата в регионе в части кредитных учреждений нет. Последние либо не подключаются к системе, либо передают информацию, которой невозможно воспользоваться, например без привязки к начислениям. Кстати, в приказе 19Н есть понятие «главный администратор начислений», подразумевающее агрегацию передачи информации участников, но оно касается только госорганов. Так что этот организационный «баг» закреплен нормативно.

В предоставляемом фирмами-разработчиками программном обеспечении в виду отсутствия четких требований к форматно-логическому контролю не соблюдается технология передачи информации в ГИС ГМП. Так, например, «иной орган» одного из регионов передает в ГИС ГМП информацию об оплате госуслуг, предоставляемых государственными учреждениями (по которым они должны производить начисления) без предварительного запроса в ГИС ГМП УИНов начислений по этим гос. услугам. В результате в ГИС ГМП опять летит «мусор», и никаких квитовок своих начислений госучреждения не получат. Вероятно, точно также поступают работающие с ГИС ГМП кредитные учреждения региона.

Таким образом, на текущий момент ГИС ГМП является хранилищем бесполезной информации, которая не может быть в полной мере использована гражданами и юрлицами для получения государственных и муниципальных услуг.


Для того чтобы сделать ГИС ГМП нужной гражданам и юрлицам, в первую очередь необходимо создать общедоступный реестр государственных и муниципальных услуг, предназначенный для использования в информационной системе ГИС ГМП. Причем это может быть электронная версия реестра, включающая первоначально не все госуслуги, которая в дальнейшем будет пополняться.

Этот реестр должен быть вынесен на государственный портал, доступ к которому будет открыт для всех участников ГИС ГМП. На портале необходимо реализовать удобные механизмы быстрого контекстного поиска в реестре конкретной услуги, а также выделения наиболее часто используемых услуг. За актуализацию реестра должен отвечать федеральный государственный орган. Предоставление госуслуги с использованием ГИС ГМП будет осуществляться на основании наличия ее в реестре.

Содержащуюся в реестре информацию об услугах можно разделить на два типа: услуги с предварительным начислением оплаты (услуги с начислением) и услуги с авансовой оплатой (услуги с авансом).

На базе реестра государственных и муниципальных услуг на портале для участников ГИС ГМП должен быть реализован сервис автоматического формирования уникального идентификатора услуги (УИУ). Формирование УИУ должно осуществляться по запросам участников ГИС ГМП. При оказании услуг с начислением такие запросы будут направлять госорганы, в случае услуг с авансом – кредитные учреждения. УИУ идентифицирует в ГИС ГМП информацию о конкретной услуге конкретного гражданина или юрлица (либо с начисление, либо с авансом). Для хранения УИУ в форматах данных ГИС ГМП можно использовать существующее поле для УИН.

Необходима организация базовой инфраструктуры ГИС ГМП в регионах РФ. С точки зрения предоставления платных госуслуг можно выделить две одинаково значимые категории участников ГИС ГМП: госорганы и кредитные учреждения. Поэтому наиболее удобным и оптимальным с точки зрения затрат было бы использование существующих региональных инфраструктур Федерального Казначейства и Центрального Банка. В качестве региональных агрегаторов логично использовать управления ФК для госорганов и региональные отделения ЦБ для кредитных учреждений. ФК и ЦБ в этом случае должны осуществлять на местах не только инфраструктурные, но и контрольные функции (контроль подключения и регулярного направления участниками информации в ГИС ГМП).

Механизм функционирования ГИС ГМП

Первый вариант – оказание услуги с начислением. Госорган инициирует предоставление госуслуги гражданину или юрлицу (например, начисляет налог на недвижимость). Для этого он обращается на портал к реестру государственных и муниципальных услуг, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию о начислении, и данные направляются в ГИС ГМП. Кредитное учреждение при обращении гражданина или юрлица для оплаты услуги по идентификатору плательщика или сразу по УИУ находит в ГИС ГМП начисление и направляет информацию об оплате с указанным УИУ.

Второй вариант – оказание услуги с авансом. Кредитное учреждение по инициативе гражданина или юрлица организует оплату предоставления государственной или муниципальной услуги. Для этого кредитное учреждение обращается на портал к реестру, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию об оплате услуги, и эти данные направляются в ГИС ГМП.

Госорган при обращении гражданина или юрлица для предоставления услуги находит в ГИС ГМП по идентификатору плательщика или сразу по УИУ информацию об оплате и направляет информацию о начислении с указанным УИУ.

Таким образом, в ГИС ГМП есть полная информация для автоматической или ручной квитовки начисления и платежа. Со своей стороны, граждане и юрлица имеют возможность использовать ГИС ГМП для получения информации об услуге.

Чтобы оградить ГИС ГМП от потока бесполезной информации, требования к форматно-логическому контролю информации, поступающей в ГИС ГМП, должны предусматривать контроль УИУ на обязательность присутствия, соответствие структуре реестра государственных и муниципальных услуг и уникальность. Причем, если УИУ не проходит форматно-логический контроль, услуга должна предоставляться и оплачиваться обычным порядком – без использования ГИС ГМП.

Читайте также: