Теория налога как страховой премии

Опубликовано: 15.05.2024

Экономические нормы

Теория налога как страховой премии возникла в XVIII в. (Д. Мак-Куллох, А. Тьер) - налог рассматривается как платеж, уплачиваемый на случай наступления какого - либо риска. Общество образует как бы страховую компанию, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу потому, что издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности.

Классическая теория (А. Смит, Д. Рикардо) - налог рассматривается как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Регулирующая роль налогам не отводится.

Заслуга А. Смита, Д. Рикардо и их последователей состоит в разработке вопроса экономической природы налога. Взгляды А. Смита на налог не сгруппированы еще в систему, у него нет еще даже определения налога, но он первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, А. Смит считал, что государственные расходы имеют непроизводительный характер, с другой стороны, он признавал налог справедливой ценой за оплату услуг государству.

Внимательное прочтение А. Смита позволило в последней четверти XIX в. высказать мысль, что исследуя проблемы налогообложения, он выступает приверженцем принципа, который в современной литературе носит название принципа эквивалентности или принципа наслаждения, что показывает сходство его с Т. Гоббсом, который определял налог как «добровольно отдаваемые наложения». В трактовке налога А. Смит стоял на позициях теории обмена, эквивалента.

Д. Рикардо, следуя за А. Смитом, придерживается «вещного, материального воззрения на хозяйство», исключая, таким образом, государственные услуги из разряда производительных затрат. Отсюда и его понимание налога. Он считал, что нет налогов, которые не тормозили бы накопление, поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству. Налоги имеют тот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие легкости и активности, плохое распределение рабочих мест, утрата станков.

Неоклассическая теория (Дж. Мид) - государству и налогам отводится лишь косвенная роль в регулировании экономических процессов, а предпочтение отдается кредитно-денежной политике.

Среди неоклассических теорий следует выделить теорию жертвы и теорию коллективных (общественных) потребностей, которые трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность. Эти учения произвели переворот во взглядах на налоги как основу государственного хозяйства.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. Она была предложена физиократами при обосновании единого поземельного налога. Французский экономист Н. Канар в книге «Принципы политической экономии» развивает идею о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства при уплате налога. Теория жертвы получила во второй половине XIX в дальнейшее развитие, сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в.

Идея принуждения со стороны государства, идея определенной доли или оклада, установленных или исчисленных правительством вне всякой зависимости от воли плательщика, нашла свое развитие в теории коллективных (общественных) потребностей. Теория коллективных потребностей отразила реалии последней четверти XIX-начала XX в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования соответствующего увеличения налогового бремени.

Инвестиционная деятельность ООО Окно плюс
Компания, как участник экономической системы, постоянно ощущает потребность в средствах, они ей необходимы для создания, расширения, реконструкции или технического перевооружения основного и оборо .

Занятость населения и государственная политика ее обеспечения
Занятость - одна из сложнейших и важнейших экономических категорий, поскольку, с одной стороны, обеспечивает производство валового национального продукта - основу жизнедеятельности человеческого .

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

В настоящее время становится все более популярным страхование имущества, как личного, так и принадлежащего организации.

Да и как еще обезопасить себя от непредвиденных расходов и уменьшить риски?

Кроме того, страхование гражданской ответственности владельцами транспортных средств является обязательным в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В результате приобретения полисов ОСАГО и КАСКО владельцы транспортных средств получают возможность возмещения ущерба, нанесенного их автомобилю, причиненного в результате:

    Дорожно-транспортного происшествия (ДТП),

При этом, страховка по ОСАГО и по КАСКО отличаются друг от друга не только не/обязательностью приобретения, но и по многим другим параметрам.

Приобретение полиса ОСАГО является обязательным, а приобретение полиса КАСКО – добровольным. Эти два полиса прекрасно дополняют друг – друга и не являются взаимозаменяемыми.

Основным отличием ОСАГО от КАСКО является тот факт, что правила страхования, тарифные ставки и т.п. – устанавливаются государством и не могут быть изменены.

Кроме того, различаются и объекты страхования:

    По ОСАГО – автогражданская ответственность (возмещение ущерба не самому застрахованному, а третьим лицам, пострадавшим в результате ДТП, если ответственность возлагается на застрахованное лицо).

    По КАСКО – страхуются риски ущерба и угона (хищения), а так же дополнительные риски по соглашению сторон. Ущерб возмещается (в пределах страховых сумм) выгодоприобретателю (которым может быть как страхователь так и другое лицо) по полису, вне зависимости от наличия (отсутствия) вины страхователя.

В статье будут рассмотрены особенности разных видов страхования автомобиля, а так же некоторые нюансы учета страхового возмещения и страховой премии для целей налога на прибыль и НДФЛ.

Особенности страхования ОСАГО.

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности.

Объектом страхования являются не только автомобили, но и мотоциклы и автоприцепы.

ДСАГО – добровольное страхование автогражданской ответственности.

КАСКО – добровольное страхование любого вида транспортного средства от ущерба и угона (хищения).

Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности установлена статьей 4 Федерального закона от 25.04.2002г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с данной статьей, владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, установленных законом №40-ФЗ и в соответствии с ним:

    страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Транспортное средство (ТС) необходимо застраховать при возникновении права владения ТС:

    приобретение ТС в собственность,

Полис ОСАГО необходимо оформить до регистрации ТС в ГИБДД, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех* используемых на территории РФ транспортных средств.

*Исключение составляют следующие случаи (п.3, п.4, ст.4 закона №40-ФЗ):

    Полис ОСАГО могут не приобретать владельцы следующих транспортных средств:

а) максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о их допуске к участию в дорожном движении на территории РФ;

в) принадлежащих Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых предусмотрена военная служба, за исключением:

легковых автомобилей и прицепов к ним,

используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил других войск и т.п.;

г) зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких ТС застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев ТС, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с законом №40-ФЗ;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

    Так же полис ОСАГО не нужен тем владельцам ТС, риск ответственности которых застрахован в соответствии с законом №40-ФЗ иным лицом (страхователем).

Владельцы ТС, застрахованные по ОСАГО, могут дополнительно в добровольном порядке оформить расширенную страховку своей гражданской ответственности.

Делается это для того, чтобы избежать ситуаций, в которых страховой суммы будет недостаточно для покрытия причиненного вреда (п.2 ст.6 закона №40-ФЗ).

Владельцы ТС, не застраховавшиеся по ОСАГО, возмещают вред, причиненный:

в соответствии с гражданским законодательством. То есть – полностью за свой счет.

Кроме того, в случае отсутствия у владельца ТС полиса ОСАГО, он несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Такая ответственность предусмотрена ст.12.37 КоАП РФ.

В соответствии с данной статьей, несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС может повлечь наложение штрафа:

    В размере 300 руб. (если ТС управляет водитель, не внесенный в страховку, даже при наличии доверенности, но без собственника на пассажирском сидении, либо в случае поездки в дни, не предусмотренные страховкой).

    В размере от 500 до 800 руб. (если полис ОСАГО не приобретался).

Следует обратить внимание, что в соответствии с п.2 ст.27.13 КоАП РФ, при нарушении правил эксплуатации и управления ТС, предусмотренных ст.12.37 КоАП РФ, эксплуатация автомобиля запрещается.

При этом, номера машины подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации автомашины.

Однако разрешается движение автомобиля к месту устранения причины запрещения эксплуатации, но не более чем в течение суток с момента запрещения.

После устранения причины номера возвращаются его владельцу, его представителю или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным автомобилем.

А вот если водитель просто забыл взять с собой полис ОСАГО, то в соответствии с п.2 ст.12.3 КоАП РФ, его могут оштрафовать на 100 руб. или вынести предупреждение, при этом снятие номеров не предусмотрено.

Страховая сумма, страховая премия и порядок ее уплаты по договорам ОСАГО утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. №263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с п.

10. Правил, страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством РФ.

Изменение Правительством РФ страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

    в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровьюкаждого потерпевшего - не более 160 тыс. рублей;

    в части возмещения вреда, причиненного имуществунескольких потерпевших - не более 160 тыс. рублей;

    в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего - не более 120 тыс. рублей.

Учитывая, что в настоящее время на территории РФ используется довольно много автомобилей иностранного производства, стоимость ремонта которых может вылиться в «кругленькую» сумму, становится очевидной экономическая целесообразность приобретения дополнительного полиса, страхующие риски гражданской ответственности – ДСАГО.

При невысокой страховой премии, сумму покрытия гражданской ответственности можно увеличить на значительную сумму – до 500 тыс.руб, до 1 000 тыс. руб. и т.д.

Приобретение такого полиса не является обязательным и правила, применяемые к полисам ОСАГО на него не распространяются.

Особенности страхования КАСКО.

В соответствии с п.3 ст.3 Закона РФ от 27.11.1992г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», добровольное страхование осуществляется на основании:

определяющих общие условия и порядок его осуществления.

Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ и законом №4015-1.

Правила должны содержать положения:

    о субъектах страхования,

об объектах страхования,

о страховых случаях,

о страховых рисках,

о порядке определения страховой суммы,

страховой премии (страховых взносов),

о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования,

о правах и об обязанностях сторон,

об определении размера убытков или ущерба,

о порядке определения страховой выплаты,

о случаях отказа в страховой выплате,

В соответствии с положениями ст.942 ГК РФ, при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение по существенным условиям договора страхования:

      об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

      о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);

      о размере страховой суммы;

      о сроке действия договора.

На основании ст.943 ГК РФ, условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены:

    в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).

При этом, условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила:

    изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне,

    либо приложены к нему.

В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил.

Страхователь (выгодоприобретатель) вправе ссылаться в защиту своих интересов на правила страхования соответствующего вида, на которые имеется ссылка в договоре страхования (страховом полисе), даже если эти правила для него необязательны.

Не смотря на то, что условия страхования у разных страховых компаний могут быть разными, они должны соответствовать требованиям действующего законодательства.

При этом, компании-страхователю необходимо уделять пристальное внимание не только самому договору страхования, но и правилам страхования компании.

Ведь нарушение этих правил может привести к отказу в выплате страхового возмещения.

Налог на прибыль при наступлении страхового случая.

Соответственно, все суммы страхового возмещения, а так же суммы возмещения вреда, полученные от виновников ДТП (в том числе – по решению суда) или от страховой компании, учитываются в составе внереализационных доходов компании.

Датой признания доходов при методе начисления будет считаться день:

    Либо когда страховая компания (виновник ДТП) признали сумму возмещения ущерба,

    Либо дата вступления в законную силу решения суда.

При этом, в соответствии с п.2 ст.265 НК РФ, к внереализационным расходам относятся:

    убытки от хищений, виновники которых не установлены (пп.5 п.2 ст.265 НК РФ).

В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Сюда же относятся и убытки, связанные с угоном/хищением транспортного средства.

    потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций (пп.6 п.2 ст.265 НК РФ).

По данной статье признаются расходы, связанные с ДТП:

    на ремонт автомобиля,

НДФЛ с сумм страхового возмещения.

В соответствии с п.1 ст.213 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством РФ.

Т.е. страховые выплаты по договорам ОСАГО не подлежат налогообложению НДФЛ.

Иначе обстоит дело с возмещениями по КАСКО и ДСАГО.

В соответствии с п.4 ст.213 НК РФ, по договору добровольного имущественного страхования, включая:

    страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц,

    страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств,

при наступлении страхового случая, у налогоплательщика возникает доход, подлежащий налогообложению.

Данный доход определяется в случаях:

    Гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц):

как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью* застрахованного имущества на дату:

    заключения указанного договора,

    наступления страхового случая - по договору страхования гражданской ответственности.

*Рыночная стоимость автомобиляувеличиваетсяна сумму уплаченных по договору страхования взносов, т.е. на стоимость страховки.

    Повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц):

как разница между суммой полученной страховой выплаты и:

    Расходами**, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся),

    или стоимостью ремонта** (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта),

**Сумма учитываемых расходов так жеувеличиваетсяна стоимость страховки.

Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком).

Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:

1) договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);

2) документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);

3) платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).

При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с:

расследованием обстоятельств наступления страхового случая,

    установлением размера ущерба,

    осуществлением судебных расходов,

    а также иных расходов, осуществленных в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:13, шпаргалка

    Краткое описание

    Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Налоговому администрированию".

    Вложенные файлы: 1 файл

    налоги билеты.doc

    Из сказанного можно заключить, что налог определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.

    Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, которые слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений.

    В состав таких интересов включаются:

    -необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

    -необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде и т.д.

    -создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств.

    Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

    Фискальная функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

    Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов(происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

    Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    Дестимулирующая функция налогообложения — Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Контрольная – дает возможность отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностью гос-ва финан. ресурсов

    4. Общие налоговые теории.

    К общим налоговым теориям следует относить учения, объектом исследования которых является природа и экономическая сущность налога и налогообложения в целом, а предметом исследования выступает обоснование отношений, складывающихся между экономическими субъектами и государством в процессе установления и взимания налогов.

    I. Теория обмена и её разновидности.

    Они явились первыми общими налоговыми теориями. Их единой методологической платформой послужило признание возмездного характера налогообложения и договорного характера государственных услуг, оказываемых в обмен на уплачиваемые налоги. Различия проявляются в обосновании характера этого обмена и стоимости услуг государства.

    1. Теория эквивалентного обмена. Налог эквивалентная плата за покупаемые у государства услуги общественного характера, являющиеся результатом соглашения между государством и гражданами.
    2. Атомистическая теория налогов. Налог – обязательная плата граждан за пользование государственными услугами, являющаяся результатом взаимовыгодного договора между государством и гражданами. (С. де Вобан и Ш. Монтескье)
    3. Теория “фискального договора”. Налог – обязательный платеж граждан государству за предоставление защиты общественного порядка, являющийся ценой, которую каждый гражданин уплачивает из своего имущества, для того чтобы получить охрану остальной его части. (Т. Гоббс, Вольтер, О. Мирабо)
    4. Теория налога как “наслаждения”. Налог – обязательный эквивалентный платеж граждан государству за предоставление услуг общественного характера, являющийся ценой, которую каждый гражданин уплачивает за получаемое им наслаждение от извлечения общественных выгод. (Ж. С. де Сисмонди)
    5. Теория налога как страховой премии. Налог – обязательный эквивалентный страховой платеж граждан для финансирования затрат государства по предотвращению риска наступления страхового случая, уплачиваемый гражданами пропорционально величине доходов. (А. Тьер, Дж. Мак-Куллох)

    II Классическая теория налогов (А. Смит, Д. Рикардо)

    Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики; страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А. Смит.

    Налог – это обязательный, индивидуально эквивалентный платеж государству, осуществляемый с целью покрытия расходов государства на общественную оборону и поддержания достоинства верховной власти, взимание которого должно осуществляться с соблюдением принципов справедливости, определенности, удобности и экономии.

    III кейнсианская теория

    Основана на разработках английских экономистов Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946 гг.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, наложенному им в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов".

    Выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фрид-меном, основана на количественной теории денег. По мнению ее автора, регулирование экономики можно осуществлять через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам отводится не такая важная роль, как в кейнсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения".

    V Теория экономики предложения

    Cформулирована в начале 80-х годов американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером, в большей степени, чем кейнсианская теория, рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Как следствие, предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям все возможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.

    VI Теория налога как жертвы (Н. Канар, Ж. С.де Сисмонди, Д. С. Милль, К. Т. Эеберг, С. Ю. Витте, Н. И. Тургенев, И. И. Янжул)

    В основу теории легли практические идеи Средневековья, ассоциирующие уплату налогу с жертвоприношением. Основная идея: “Если государство всем народным богатством, всем своим достоянием обязано земле, природным силам, то и все жертвы, которые государство может требовать от народа, следует получать из этого же источника”, - Янжул И.И.

    VII Теория удовлетворения коллективных потребностей (А. Маршалл, Д.Б. Кларк, А. Пигу, Л. Вальрас, В. Парето)

    Была сформулирована в рамках неоклассического направления, методологический стержень состоит в обосновании усложнения функции государства с позиции объективного возрастания коллективных, а главное неделимых потребностей. Удовлетворение именно таких потребностей и должно обеспечиваться за счет принудительного сбора налогов.

    9. Классические принципы налогообложения (по А. Смиту)

    1) Принцип справедливости. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.
    2) Принцип определенности. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
    3) Принцип удобства налогообложения. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
    4) Принцип экономии. Сборы по каждому налогу должны превышать затраты на его собирание. (принципы сформулированы с тоски зрения налогоплательщика)

    10. Налоговая реформа - как неотъемлемый атрибут налоговой политики

    Успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию – доминирующей концепции мирового развития XXI века – в значительной степени определяется качеством налоговой системы и эффективностью функционирования налогового механизма страны. Достижения этих характеристик обеспечивается в результате налоговой реформы.

    Зачастую под НР понимают изменения налоговой системы, направленные на ее совершенствование. Между этими понятиями есть разница:

    Налоговая реформа Совершенствование налоговой системы
    - имеет определенный промежуток времени

    - принципиальные преобразования налоговой системы

    - предполагается налоговой стратегией

    - изменение отдельных элементов

    - в контексте изменения налоговой тактики

    Налоговая реформа – это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью привидения ее в соответствие с новым содержанием государственной политики.

    Основные принципы налоговых реформ:

    Стремление к уточнению налогового законодательства → снижение налогового бремени;

    Упрощение налоговой системы → стабильность и прозрачность;

    Пересмотр перечня региональных и муниципальных налогов;

    Совершенствование платежей, связанных с использованием природных ресурсов.

    Классификации налоговых реформ:

    Системные – кардинальные изменения системы налогообложения (изменение принципов налогообложения, соотношения прямых и косвенных налогов и т.д.);

    Структурные – преобразование отдельных элементов;

    Они явились первыми налоговыми теориями. Их единой методологической платформой послужило признание возмездного характера налогообложения и договорного характера государственных услуг, оказываемых в обмен на уплачиваемые налоги. Различия проявляются в обосновании характера этого обмена и стоимости услуг государства.

    Ø Теория эквивалентного обмена.

    Эта теория зародилась еще в условиях средневекового финансового хозяйства. Основной её посыл состоял в определении сущности налогов как эквивалентной платы граждан за услуги по охране границ, поддержанию правопорядка, исправлению судопроизводства и т.п., покупаемые у государства. Налоговый платеж в обмен на покупку государственных услуг воспринимался учеными Средневековья как акт свободного волеизъявления людей, результат которого эквивалентен.

    Ø Атомистическая теория налогов, или теория «общественного (публичного) договора».

    Она оформилась в эпоху Просвещения в 17 – 18 вв. Её основоположниками настаивали на договорном характере налога, согласно которому налог есть плата, вносимая гражданами в результате своеобразного заключения ими публичного договора с государством. Этот договор в отличие от теории эквивалентного обмена не является актом свободного волеизъявления граждан, он уже имеет черты обязательности. Кроме того, данный обмен не является полностью эквивалентным, но все же он взаимовыгоден для обеих сторон.

    Ø Теория «фискального» договора.

    Некоторые положения теории «общественного» договора используются также в теории «фискального» договора. Её авторы определяли сущность налога как цены, которую каждый гражданин уплачивает из своего имущества, для того чтобы получить охрану остальной его части и спокойно пользоваться ею. В этом положении проявляется сущность возмездного обмена обязанностями между подданными и государством, обмена не обязательно эквивалентного, но выгодного.

    Ø Теория налога как «наслаждения».

    Она была сформулирована в начале 19 века. В ней фактор удовольствия перерастает уже в общественное наслаждение, которое каждый гражданин извлекает из общественных выгод, предоставляемых национальной защитой, правосудием, обеспечением охраны личности и имущества, народным просвещением и т.п. За наслаждение необходимо платить, а налог как раз и есть та цена, которую уплачивает каждый гражданин за получаемое им наслаждение.

    Ø Теория налога как страховой премии.

    Её авторы представляли, что государство образует своеобразную страховую компанию, а налоги соответственно выступают страховыми платежами, которые уплачиваются гражданами как страхователями на случай наступления какого-либо страхового случая. Что касается обязанности и размера налогов (страховых платежей), то, их должен платить каждый гражданин, причем пропорционально своему доходу или имуществу, платить на том основании, что издержки государства по охране и защите должны распределяться по стоимости охраняемой собственности.

    Подытоживая анализ теорий обмена представим видение налогов в рамках этих теорий.

    Таблица 1. – Сущность подходов к восприятию налога в разновидностях теорий обмена.

    Разновидности теорий обмена Определение налога с точки зрения теории
    Теория эквивалентного обмена Налог – эквивалентная плата граждан за покупаемые у государства услуги общественного характера, являющаяся результатом соглашения между гражданами и государством
    Атомистическая теория налогов Налог – обязательная плата граждан за пользование государственными услугами, являющаяся результатом взаимовыгодного договора между гражданами и государством
    Теория «фискального» договора Налог – обязательный платеж граждан государству за предоставление защиты общественного порядка, являющийся ценой, которую каждый гражданин уплачивает из своего имущества, для того чтобы получить охрану остальной его части.
    Теория налога как «наслаждения» Налог – обязательный эквивалентный платеж граждан государству за предоставление услуг общественного характера, являющийся ценой, которую каждый гражданин уплачивает за получаемое им наслаждение от извлечения общественных выгод.
    Теория налога как страховой премии Налог – обязательный эквивалентный страховой платеж граждан для финансирования затрат государства по предотвращению риска наступления страхового случая, уплачиваемый гражданами пропорционально величине доходов (стоимости имущества).

    В целом, с позиций теорий обмена можно сделать следующее обобщенное определение налога.

    Налог – это обязательный, индивидуально эквивалентный платеж индивида государству, осуществляемый с целью покрытия объявленных обществу расходов государства, посредством которых финансируется оказание конкретных услуг, предоставляемых государством индивиду в обмен на получение от него данного платежа.

    Попытки теоретического обоснования практики налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях.

    Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII в. все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в этой области.

    Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII века и как свод важнейших принципов и положений получили в науке наименование «общая теория налогов», основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

    Вообще налоговая теория представляет собой ту или иную систему научных знаний о сущности налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

    Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, как будто между монархом и подданным действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

    В эпоху Просвещения (XVII – XVIII вв.) появляется разновидность теории обмена – атомистическая теория. Ее представителями выступали французские просветители Себастьян Ле Претр де Вобан – теория «общественного договора» и Шарль Луи Монтескье – теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между подданными и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не имеет права отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, поскольку, каким бы государство ни было, оно эффективнее обеспечивает охрану и защиту подданных, чем непосредственно они защитили бы себя сами, указанный обмен выгоден для граждан. Иными словами, налог выступал платой общества за выгоды и мир для граждан.

    В первой половине XIX века швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди в работе «Новые начала политэкономии» сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. С помощью налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения прав личности и собственности. Считая налог и жертвой и наслаждением, Ж.Сисмонди убежденно отстаивал принцип возмездности в отношениях между государством и налогоплательщиком.

    В этот же период появляется теория налога как страховой премии (теория страхования), представителями которой выступали французский политик Адольф Тьер и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох. Согласно этой теории, налог – это страховой платеж, который вносится гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики тем самым страхуют свою собственность от войны, пожара, стихийного бедствия, кражи и т.п. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты государства по обеспечению обороны и правопорядка.

    Наиболее высокий теоретический уровень имеет классическая теория налогов, представителем которой являлись английские экономисты Адам Смит и Давид Риккардо. В этой теории налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны финансировать затраты по содержанию правительства. При этом иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась, а пошлины и сборы не рассматривались в качестве налогов. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит, предусматривающей удовлетворение индивидуальных потребностей путем предоставления экономической свободы для субъектов. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Он считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности, для чего государству необходимы соответствующие средства. Так как в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) незначительна, основным источником указанных выше расходов должны стать поступления от налогов.

    АСмитом были предложены следующие принципы налогообложения:

    - равномерность (подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам, т.е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства);

    - определенность (налог, который обязывается уплачивать каждое определенное лицо, должен быть точно определен, а не произволен);

    - удобство (каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобно платить его);

    - дешевизна (каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из дохода народа возможно меньше сверх того, сто он приносит казначейству государства).

    Кейнсианская теория, основанная на разработках английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, выступила противоположностью классической теории налогов.

    Налогам в этой теории отводится роль главного рычага регулирования в экономике и одних из слагаемых, способствующих ее эффективному развитию По мнению Дж. М. Кейнса, высказанному им в работе «Общая теория занятости, процента и денег», экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов.




    Согласно теории Дж. М. Кейнса налоги действуют в экономической системе как встроенные механизмы гибкости. Высокие (прогрессивные) налоги играют положительную роль. Являясь неотъемлемой частью бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость, а налоги как встроенный стабилизатор сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы; при кризисе налоги уменьшаются быстрее, чем падают доходы, - тем самым достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет не только зависят от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения.

    Английское правительство успешно применило теорию Дж. М. Кейнса на практике перед началом первой мировой войны, когда все силы государства были привлечены на развитие военного промышленного производства.

    Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различия в этих основных концепциях заключаются в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. Кейнсианская же концепция утверждает, что динамическое равновесие неустойчиво, из этого следовал вывод о необходимости прямого вмешательства государства в экономически процессы.

    Дж.Мид, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение кредитно-денежной политике центральных банков и не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты уповают на создание эффективного механизма перераспределения дохода, который, по их мнению обеспечивает полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

    В неоклассической теории в свою очередь широкое развитие получили два направления: теория экономики и предложения и монетаризм.

    Теория экономики и предложения возникла в начале 80-х годов XX века в США. Она предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории – обязательное сокращение государственных расходов. Главный постулат теории экономики предложения – лучший регулятор рынка – сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

    Теория монетаризма, разработанная американским экономистом М.Фридменом, приверженцем идей свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. К тому же в этой теории делается ставка на снижение налогов. Одновременно теория монетаризма одним из основных средств регулирования экономики считает изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы, изъяв лишнее количество денег из обращения, - если не с помощью займов, то с помощью налогов.

    Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке.

    Неокейнсианская теория разделяет объекты обложения по их отношению к потреблению (облагая в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережении. (ограничиваясь лишь ставкой процента по вкладу). Отсюда возникла идея налога на потребление, которая является одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Деньги, предназначавшиеся ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, и последние превратились бы в капиталовложения с помощью той же бюджетной политики – изъятия излишних сбережений.

    Однако во время спада производства расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, вызывая тем самым ажиотажный спрос, поэтому поступления от налога на потребление являются значительно более высокими, чем при обложении подоходным налогом. Таким образом, налоговая система не может играть роль встроенного стабилизатора.

    В настоящее время не существует единственно верной теории экономического регулирования. Во многих странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, происходит взаимодействие трех основных концепций: кейнсианской с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма.

    В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и в основном затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Однако после революции общепризнанная теория налогов по политическим причинам была подвергнута искажению. И только недавно стали возрождаться дискуссии о построении налоговой системы.

    Группа ученых-экспертов под руководством В Фролова выдвинула свою концепцию налогообложения. Сторонник неоклассических методов В/ Фролов, сравнивая ситуацию в России начала 90-х годов в XX в. с военной депрессией в 1929-1931 гг., предлагает не применять слепо «заемные рецепты» а учитывать специфику хозяйственных экономических связей. Ученый считает, что «корни инфляции кроются не в злонамеренном вздувании цен и получении сверхприбыли, а в искаженной структуре экономических пропорций. Возникает парадокс: государство поддерживает производства, находящиеся на грани банкротства, чтобы не произошло экономического и социального краха, кредитами, различного рода льготами, списанием долгов и т.п., нарушая хозяйственные связи, создавая систему банковского контроля за неплатежами, а вместе с этим – базу для инфляции, монополизм. На выполнение задачи по подъему производственной сферы должны быть настроены все экономические механизмы, в том числе и налоговая система как регулятор экономических процессов.

    Кроме общих теорий налогов истории развития налогообложения существовали также частные налоговые теории, среди которых одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложений. В ранние периоды развития цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара.

    Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения, посредством которого предлагалось установление равномерного налогообложения. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами, и поэтому сторонники косвенных налогов посредством их установления стремились заставить привилегированные классы платить налоги.

    Однако в конце XIX. Экономисты пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямыми и косвенными налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное – для эффективного обеспечения получения государственных доходов. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» рассматривают даже в качестве одного из принципов налоговой системы.

    Социально-политическими реформаторами неоднократно брались на вооружение теории единого налога, в которой рассматривался единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.

    Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения в своем контексте рассматривает налоговые ставки. Пропорциональное налогообложение предусматривает налоговые ставки, установленные в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины, что, естественно, всегда находило поддержку среди имущих классов и обосновывалось принципами равенства и справедливости.

    В соответствии с прогрессивным налогообложением налоговые ставки и бремя увеличиваются по мере роста доходов налогоплательщиков. Сторонники налоговой прогрессии обосновывали ее справедливость смягчением неравенства между классами и группами путем перераспределения имущества и доходов.

    Таким образом, в течение всего своего исторического развития наука о налогах рассматривала и продолжает рассматривать сущность и природу налогов, их место, роль и значение для экономического и социально-политического развития общества, а также экономические и политические условия налогообложения.

    Читайте также: