Наилучшие доступные технологии налоговые льготы

Опубликовано: 15.05.2024

Внедрение наилучших доступных технологий на предприятии, конечно же, отразится на бухгалтерском учете. Закупка нового оборудования, возможность применять к основной норме амортизации специальный коэффициент – ух, как бодрят все эти изменения! Хорошая новость – такое «внедрение» грозит не всем.

В соответствии с Указом Президента РФ 07.05.2018№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Россия должна перейти на экологическое промышленное производство. Это значит, что предприятия, причиняющие вред окружающей среде, должны применять «систему экологического регулирования, основанную на использовании наилучших доступных технологий». Для реализации такой идеи Минприроды России запустил в 2018 году федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».

НДТ – что это?

Наилучшая доступная технология (далее – НДТ) представляет собой технологию производства, которая направлена на охрану окружающей среды при условии наличия технических возможностей. НДТ означают внедрение ресурсосберегающих и безотходных производств.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" разделяет предприятия (в Законе они называются объекты негативного воздействия) на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду - I категория;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - II категория;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - III категория;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - IV категория.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 сентября 2015 г. N 1029.

Объекты I категории обязаны перейти на НДТ. Объекты II категории могут перейти на НДТ по желанию.

Как переходят на НДТ

Переход на НДТ заключается в получении предприятием комплексного экологического разрешения (КЭР). Порядок выдачи КЭРов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 143. Заявки на КЭР подаются в органы Росприроднадзора.

КЭР содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.

Подавать заявки на КЭР уже можно с 01.01.2019. Перечень трехсот предприятий, которые должны до 31.12.2022 подать заявку на КЭР, утвержден приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 №154. До 31 декабря 2024 г. подать заявку на КЭР должны оставшиеся предприятия I категории.

Меры государственной поддержки

Для поддержки предприятий при переходе на НДТ Минпромторгом России реализуются следующие меры государственной поддержки:

  • льготы по плате за НВОС;
  • зачет затрат на снижение негативного воздействия и внедрение НДТ в счет платы за НВОС;
  • отказ от взимания платы (коэффициент 0) для предприятий I категории, перешедших на НДТ, и II категории, относящихся к областям применения НДТ (с 01.01.2020);
  • инвестиционный налоговый кредит;
  • введение для оборудования НДТ коэффициента амортизации 2 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 г. № 1299-р. В 2019 г. Перечень дополнен в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 № 1712-р)
  • использование такого нового финансового инструмента, как «зеленые облигации». Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 № 541 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие установлены льготы при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по государственному контракту (для заказчика и исполнителя)? Как правильно воспользоваться коэффициентом 1,5 для признания расходов? Каково налогообложение результатов НИОКР, безвозмездно переданных заказчиком (головным исполнителем) соисполнителям?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчики и исполнители, участвующие в осуществлении НИОКР по государственному контракту, имеют право на ряд льгот и преференций по НДС и налогу на прибыль организаций. Подробности смотрите ниже.

Обоснование вывода:

НДС

На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории РФ освобождаются:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- НИОКР, осуществляемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий. При этом данная льгота применяется, если в состав НИОКР включаются:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (письма УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746, от 16.10.2008 N 19-11/97139).
Подпункт 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержит ограничений по видам и типам организаций, то есть применять освобождение от НДС по этому основанию вправе любые организации, не только образовательные или научные (письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-07-07/4620).
По нашему мнению, возможное освобождение выручки от осуществления НИОКР от НДС имеет значение прежде всего для исполнителей.

Налог на прибыль

Действующая редакция главы 25 НК РФ предусматривает определенные налоговые преференции для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР).
Следует отметить, что НК РФ не содержит специальных определений понятий "научно-исследовательские работы", "опытно-конструкторские работы", "технологические работы", "научные исследования", "опытно-конструкторские разработки" и "научно-техническая деятельность". Следовательно, упомянутые понятия на основании п. 1 ст. 11 НК РФ применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства РФ (письмо Минфина России от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74491).
В письме Минфина России от 12.01.2018 N 03-07-07/806 указано, что отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом понятия, указанные в ст. 2 этого закона, могут быть использованы в том числе в целях применения налогового законодательства.
1. На основании пп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на НИОКР включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и учитываются в порядке, установленном в ст. 262 НК РФ.
Для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на НИОКР, предусмотрено исключительное право включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, в том числе и на сумму расходов, которые налогоплательщик фактически не осуществлял (п. 7 ст. 262 НК РФ, письмо Минфина России от 29.05.2018 N 03-01-10/36226).
Федеральным законом от 18.07.2017 N 166-ФЗ были уточнены правила учета расходов на НИОКР. В частности, перечень затрат на НИОКР дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Перечень).
Расходы по этим исследованиям и разработкам единовременно уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в размере фактических затрат (или включаются в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в п. 9 ст. 262 НК РФ), с применением повышающего коэффициента 1,5 в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были завершены НИОКР или (и) их отдельные этапы (п. 7 ст. 262 НК РФ).
Поскольку на основании ст. 332.1 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов, к расходам на НИОКР по Перечню по конкретным видам работ (договорам) относятся фактические расходы с коэффициентом 1,5, а также суммы, превышающие 75% суммы расходов, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (письмо ФНС России от 06.05.2013 N ЕД-4-3/8136@).
Если в результате произведенных расходов на НИОКР по Перечню налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5 (письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-03-06/1/557).
Налогоплательщик, использующий право на применение коэффициента 1,5, представляет в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента (если п. 8 ст. 262 НК РФ не предусмотрено иное). Отчет представляется в налоговый орган одновременно с декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), в отношении каждого НИОКР (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным к структуре оформления научных и технических отчетов (п. 8 ст. 262 НК РФ). О формах и форматах представления отчета смотрите в письмах Минфина России от 23.01.2015 N 03-03-06/1/1788, от 23.01.2013 N 03-03-06/1/23, письме ФНС России от 26.03.2013 N ЕД-4-3/5206@.
Конкретного перечня документов, прилагаемых к упомянутому выше отчету, законодательными и нормативными документами не утверждено.
Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета на соответствие НИОКР Перечню. Эту экспертизу могут провести:
- государственные академии наук;
- федеральные и национальные исследовательские университеты;
- государственные научные центры;
- национальные исследовательские центры;
- федеральные центры науки и высоких технологий.
Если отчет о НИОКР не представлен в налоговый орган (или отсутствует в определенной Правительством РФ государственной информационной системе, либо отсутствуют сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей ГИС), расходы на их выполнение учитываются в размере фактических затрат без применения повышающего коэффициента (седьмой абзац п. 8 ст. 262 НК РФ).
Порядок учета расходов на НИОКР, установленный ст. 262 НК РФ, не распространяется на случаи, если затраты производят организации, выполняющие НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Названные расходы рассматриваются ими как затраты на осуществление ими деятельности, направленной на получение доходов, то есть учитываются в общем порядке (п. 10 ст. 262 НК РФ).
Таким образом, льготой в виде использования коэффициента 1,5 могут воспользоваться только заказчики НИОКР.
2. С 2018 года на основании ст. 286.1 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при выполнении соответствующих условий (инвестиционный налоговый вычет). Инвестиционный вычет может быть применен к основным средствам со сроком полезного использования более 3 лет до 20 лет включительно, которые относятся к амортизационным группам с третьей по седьмую включительно.
Субъект РФ может установить дополнительные ограничения на использование вычета по категориям основных средств, к которым применяется вычет (пп. 4 п. 6 ст. 286.1 НК РФ). Право на вычет предоставляют регионы.
По нашему мнению, инвестиционным налоговым вычетом может воспользоваться организация - исполнитель НИОКР при условия осуществления ей инвестиций.
3. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Для применения коэффициента налогоплательщики должны обеспечить раздельный учет сумм начисленной амортизации путем налогового учета амортизации либо пообъектно, либо по отдельным подгруппам.
Если при амортизации основных средств имеются основания для применения к норме амортизации нескольких коэффициентов, следует определить в учетной политике, какой из указанных коэффициентов будет использоваться в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).
Данным коэффициентом может воспользоваться организация-исполнитель, эксплуатирующая упомянутые основные средства.
4. С 2019 года согласно пп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню основного технологического оборудования (письмо Минфина России от 30.11.2018 N 03-03-07/86666).
Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ был утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р (действует в редакции распоряжения Правительства РФ от 07.04.2018 N 622-р).
Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору.
Очевидно, что специальным коэффициентом могут воспользоваться исполнители, эксплуатирующие такое технологическое оборудование.
5. Согласно пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации государственного контракта, которые переданы исполнителю этого государственного контракта его государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении.
Таким образом, исключительные права, отвечающие условиям, установленным пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются в составе доходов для целей расчета налога на прибыль (письма Минфина России от 13.07.2017 N 03-03-06/1/44607, от 07.12.2016 N 03-03-06/3/73024).
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что доходы в виде безвозмездно полученных исключительных прав не учитываются организацией-исполнителем только в том случае, если получены непосредственно от государственного заказчика, а не от головного исполнителя.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- Энциклопедия решений. Расходы на НИОКР при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов на НИОКР, принимаемых для целей налогообложения с повышающим коэффициентом 1,5.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

7 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В соответствии с подп. «п» п. 27 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176, стимулирование внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) относится к основным механизмам реализации государственной политики в сфере экологической безопасности.

Как известно, законодательную базу перехода на НДТ сформировал Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), который затрагивает основы деятельности в области экологической безопасности с поэтапным, рассчитанным на длительный период внедрением НДТ.

Структура законодательства в области НДТ

В настоящее время законодательство в области НДТ имеет сложную структуру. Рамочные требования, непосредственно касающиеся НДТ, отражены во многих федеральных законах.

Основополагающим для перехода на НДТ является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), который:

• определяет понятие НДТ;

• устанавливает нормы в отношении областей, в которых применение НДТ является обязательным;

• предусматривает разработку информационно-технических справочников (далее — ИТС) для конкретных областей применения НДТ;

• предписывает обязательность применения технологических показателей НДТ;

• формулирует меры государственной поддержки внедрения НДТ.

Указанные нормы взаимосвязаны с распределением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на категории и применимы в обязательном порядке к объектам I категории, критерии выделения которых установлены именно по принадлежности к областям применения НДТ. Поэтому при внедрении НДТ необходимо принимать во внимание правовые нормы, установленные как непосредственно в отношении объектов, относящихся к областям применения НДТ, так и к объектам I категории, которые практически равнозначны.

Изменения законодательства в отношении НДТ ориентированы на нормы европейского права, в частности, Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/1/EC от 15.01.2008 «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений» и 2010/75/ЕС от 24.11.2010 «О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)». В пункте 7 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ прямо указано, что при разработке ИТС могут использоваться международные ИТС по НДТ.

В статье 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ в общем виде отражена совокупность критериев для определения НДТ:

• наименьший уровень НВОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

• экономическая эффективность внедрения и эксплуатации НДТ;

• применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

• период ее внедрения;

• промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих НВОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В качестве НДТ могут быть приняты только технологии, применяемые не менее чем на двух объектах. Технологии, применяемые на одном объекте, не подлежат признанию в качестве НДТ, и следовательно, на объектах, где применение НДТ является обязательным, применение таких технологий противоречит законодательству.

Соответствие технологий критериям НДТ определяется в ИТС по НДТ, которые содержат в числе прочего следующие сведения:

• указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

• описание НДТ для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в т.ч. перечень основного технологического оборудования[1];

• технологические показатели НДТ;

• методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их НВОС и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего НВОС.

Несмотря на то что состав сведений в ИТС и указания по их учету отражены в Федеральном законе № 7-ФЗ, статус и условия применения ИТС регулируются законодательством о стандартизации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 162-ФЗ) ИТС — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.

Соответственно, ИТС (как документы стандартизации) предназначены для добровольного применения (т.е. невыполнение содержащихся в них положений само по себе не влечет правовых последствий) за исключением случаев, если на официально опубликованные ИТС есть ссылки (наименование и обозначение ИТС с указанием даты утверждения) в нормативных правовых актах.

Основным инструментом государственного регулирования в области НДТ является установление нормативными документами в области охраны окружающей среды (ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ) обязательных к применению технологических показателей НДТ, определяющих концентрации загрязняющих веществ, объем и (или) массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, образования отходов, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (выполняемой работы, оказываемой услуги), т.е. направленных в том числе на ресурсо- и энергосбережение.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) технологические показатели НДТ устанавливаются не позднее 6 месяцев после опубликования ИТС и являются основой для разработки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I категории, собственных технологических нормативов, которые не должны превышать установленные технологические показатели НДТ.

Обязательные к выполнению требования по внедрению НДТ и соблюдению технологических показателей НДТ установлены применительно ко всем стадиям жизненного цикла объектов:

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании[2] зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. […]
Проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения.
[…]

Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов

[…]
2. […]
Не допускается выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в эксплуатацию в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий[3].

Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

[…]
2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством[4].
[…]

Нормы о внедрении НДТ установлены в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно п. 2 которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны помимо прочего внедрять НДТ. В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) внедрять НДТ обязаны также юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники.

Согласно п. 4 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, включает в том числе информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ.

Как известно, в силу ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, будут обязаны в установленные сроки получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР). Кроме того, такие разрешения вправе получить лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых ИТС.

Предусмотренная ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать обширную информацию, включая помимо прочего расчеты нормативов допустимых выбросов (сбросов) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности) при наличии таких веществ в выбросах (сбросах)[5], т.е. традиционному нормированию в рамках КЭР подлежат не все вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования по ст. 4.1 Федерального закона № 7-ФЗ. Загрязняющие вещества III и IV классов опасности в рамках КЭР подлежат нормированию без учета местных условий с определением технологических нормативов, не превышающих по величине технологические показатели, которые должны быть установлены в нормативных актах по охране окружающей среды.

Заявка на получение КЭР должна содержать в том числе обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), а само разрешение — НООЛР. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий. При этом на объектах I категории НООЛР устанавливаются на основании КЭР. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии КЭР санитарным правилам и гигиеническим нормативам не предусмотрено.

Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции, действующей с 01.01.2019) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, а также материалы обоснования КЭР (в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), проведенной в отношении проектной документации таких объектов) являются объектами ГЭЭ федерального уровня[6].


Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ может осуществляться посредством:

• предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

• предоставления льгот в отношении платы за НВОС в соответствии с природоохранным законодательством;

• выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В связи с этим п. 5 ч. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2019; далее — НК РФ) установлено, что в отношении основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, может применяться ускоренная амортизация со специальным повышающим коэффициентом. К налоговым льготам относится также возможность предоставления инвестиционного налогового кредита при внедрении НДТ. Кроме того, в силу ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ с 01.01.2020 при выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ плата за НВОС фактически будет отменена.

В Российской Федерации внедрение НДТ, изначально закрепленное в природоохранном законодательстве, рассматривается как важный инструмент промышленной политики. Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 488-ФЗ) возможно предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в т.ч. с использованием НДТ, а в силу ст. 12 Федерального закона № 488-ФЗ — предоставление финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в т.ч. посредством использования НДТ.

С переходом на НДТ тесно связан Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в части эффективного использования энергоресурсов. При этом для объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью установлены налоговые льготы, включая инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК РФ) и применение специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации в отношении соответствующих основных средств (ст. 259.3 НК РФ), аналогичных установленным при внедрении НДТ. Однако эта взаимосвязь между внедрением НДТ и обеспечением высокой энергетической эффективности технологий в правовых нормах не отражена, и какие-либо ссылочные положения, касающиеся внедрения НДТ и повышения энергоэффективности, отсутствуют.

[1] Формирование перечней основного технологического оборудования при разработке НДТ, вероятно, сопряжено с возможными рисками монополизации производства определенных типов и марок оборудования, применение которого по закону обязательно для признания технологии в качестве НДТ.

[2] Здесь и далее выделено автором.

[3] Согласно ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, если разрешения на строительство объектов, отнесенных к областям применения НДТ, выданы до 01.01.2019, требования п. 2 ст. 38 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) не применяются.

[4] При этом из установленных в Федеральном законе № 7-ФЗ определения и содержания технологических нормативов не следует, что используемые для их разработки технологические показатели НДТ учитывают, насколько при их соблюдении при различных масштабах производства, гидрометеорологических условиях, степени концентрации производства в районе расположения предприятия с различной экологической обстановкой будет обеспечено соблюдение гигиенических нормативов качества окружающей среды.

[5] На основании ст. 15 Федерального закона № 96-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории должны осуществляться на основании КЭР.

[6] В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2019) при проведении экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, оценка соответствия экологическим требованиям не осуществляется.

Ю.В. Бабина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, доктор экономических наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2018.

Дмитрий Кузьмин

Под налоговым маневром следует понимать совокупность льгот для бизнесов, работающих в сфере информационных технологий. Меры налоговый поддержки сформулированы в Федеральном законе от 31.07.2020 № 265-ФЗ. Они действуют бессрочно.

Разработать этот закон власти решили в период пандемии. На встрече с IT-сообществом президент Владимир Путин заметил, что благодаря маневру налоги для отрасли в России станут самыми низкими в мире.

Закон вступил в силу 1 января 2021 года. Рассказываем, какие существенные изменения появились в Налоговом кодексе и как их оценивает IT-сообщество.

Как снизился налог на прибыль

Ключевым изменением в Налоговом кодексе стало существенное снижение ставки налога на прибыль — теперь IT-компании платят 3 % вместо прежних 20 %. Чтобы применять льготный режим, нужно соответствовать особым требованиям.

Для разработчиков ПО

Пониженную ставку могут применять российские компании, которые разрабатывают и реализуют программное обеспечение, оказывают услуги по его модификации, адаптации, установке, тестированию и сопровождению. Важно соблюсти три требования.

1. Нужно получить государственную аккредитацию компании в сфере IT. Подготовьте заявление о предоставлении аккредитации и справку о деятельности компании за подписью руководителя. Затем отправьте документы в министерство связи и массовых коммуникаций — лично в отделении в Москве, по почте с описью вложения на адрес «125375, г. Москва, Тверская д.7» или на портале Госуслуг.

Услуга предоставляется в течение 30 дней. В ответ на заявление вы должны получить выписку из реестра аккредитованных организаций, где будет указан ваш номер. Передавать документы в налоговую и фонды не нужно, министерство известит их самостоятельно в течение недели. Но будьте готовы предоставить выписку, если налоговая решит проверить правомерность использования IT-маневра вашей организацией.

Поддерживать среднесписочную численность сотрудников в компании — 7 человек или больше. Если компания не новая, то такая же численность по отчетам должна быть в течение 9 месяцев до начала перехода на пониженную налоговую ставку.

Более 90 % выручки должно относится к IT. Причем четко определены критерии доходов. Под IT-деятельностью понимают продажу ПО и баз данных, отчуждение исключительных прав на программы и базы, их разработку, адаптацию, модификацию, установку, тестирование и обслуживание.

Обратите внимание: в IT-доходы нельзя включать доходы от распространения рекламы, размещения предложений о продаже или покупке для клиентов, поиска информации о потенциальных продавцах. Проще говоря, продавцы рекламы в интернете, даже с использованием рекламных сервисов, под льготную ставку не попадают.

Для проектировщиков и разработчиков «железа»

Еще один получатель льгот — компании, которые проектируют и разрабатывают изделия электронной компонентной базы и электронной продукции. Требования к ним аналогичные, только вместо регистрации аккредитации нужно попасть в реестр министерства промышленности и торговли РФ.

Чтобы это сделать, отправьте в ГИС Промышленности копию устава организации, справку о наличии лицензионных соглашений на торговые марки систем проектирования, свидетельство о регистрации топологии интегральных схем или подтверждение постановки на бухучет результатов собственной разработки. Весь перечень нужной документации и порядок включения в реестр приводится в Постановлении Правительства от 31.12.2020 РФ № 2392.

В остальном так же — не меньше 7 человек в штате и 90 % доходов получены от IT-деятельности.

Обратите внимание: больше нельзя применять возможность амортизации в отношении электронно-вычислительной техники — раньше это было прописано в п. 6 ст. 259 НК РФ, но новый закон отменил этот пункт. Зато появилась возможность записать расходы на покупку ЭВМ в качестве материальных расходов в налоговую базу.

Как сократились страховые взносы

Условия получения аналогичны перечисленным в разделе выше — льготы доступны IT-компаниям, которые есть в реестрах, получают 90 % дохода от IT и держат в штате минимум 7 человек.

С 1 января пониженные тарифы составили:

  • На обязательное пенсионное страхование — 6 %. До этого действовали нормы в 8 %.
  • На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5 %. Ранее — 2 %.
  • На обязательное медицинское страхование — 0,1 %. Ранее — 4 % взносов.

Опрошенные нами представители IT-отрасли считают, что подобная льгота должна подстегнуть бизнес к выходу из зоны «серых» зарплат.

Callibri с 2015 года аккредитована в качестве IT-компании. Аккредитация — довольно простая процедура с минимальными требованиями. Главное — попасть в ОКВЭД, держать от 7 человек в штате и иметь 90 % доходов именно от IT-деятельности. За счет этой аккредитации мы получали хороший бонус, взносы с зарплаты уменьшились со стандартных 32,2 % до 14,2 %. С 2021 года эту льготу «прокачали», теперь с зарплаты мы платим всего лишь 7,6 %. Это выгодно.

Если человек на руки получает 100 000 руб., то обычная компания с учетом НДФЛ заплатит со счета 152 000, а IT-бизнес сейчас потратит только 124 000 руб. Любая IT-компания должна платить «белую» зарплату, это ненамного дороже, чем оплата в конверте.

Иван Шкиря
CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri

Какие изменения произошли с НДС

До 2021 года от НДС освобождались операции по передаче прав на любое ПО и любые базы данных. Причем речь шла как об лицензионных и сублицензионных, так и о договорах об отчуждении исключительных прав. С 1 января порядок изменился, льготы стали иными.

С 2021 года не платить НДС могут компании, которые включили ПО в специальный реестр российского ПО. Правила его формирования регулируются Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Для попадания в реестр нужно подать заявление в Минкомсвязи — это делают на специальном ресурсе с помощью аккаунта Госуслуг.

Чтобы ПО включили в реестр, нужно соблюсти несколько условий.

  • Исключительные права на ПО или базу данных должны быть законно получены на территории РФ. Или экземпляры программы свободно распространяются в РФ.
  • На договоры с иностранными лицами приходится не больше 30 % выручки от передачи прав.
  • Права на ПО не являются гостайной.
  • Важно, чтобы исключительные права на ПО принадлежали российскому лицу без ограничений по территории и сроку действия. Причем если права принадлежат коммерческой организации, в ней должно быть не менее 50 % прямого или косвенного участия граждан РФ или российских публичных или коммерческих образований.
  • Программой или базой данных нельзя управлять или принудительно обновлять ее из-за границы.

Прежде чем ПО включат в реестр, его проверят на предмет соответствия правилам в Экспертном совете при Минкомсвязи России. Все правила есть в Постановлении № 1236. Еще можно ориентироваться на методические рекомендации Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ.

Самое страшное в налоговом маневре — отмена льготы по уплате НДС. На реальном рынке просто взять и повысить цены на 20 % невозможно, рынок такое не простит. А исходящего НДС, за счет которого можно снизить выплаты в бюджет, у IT-компаний практически нет.

Структура наших расходов такая: ФОТ, услуги подрядчиков, которые все на УСН, офис, который тоже часто на УСН, маркетинг, который частично на УСН. Я посчитал, что без льготы мы бы смогли компенсировать не более 15 % от упавшего сверху НДС.

Нам повезло, мы смогли попасть в реестр российского ПО, чтобы не платить НДС. Потратили на это три месяца. Нас действительно проверяли, заставили упростить установку сервиса, превратить его в такое решение, которое буквально бабушка сможет установить с дискеты.

Но льготы по НДС подходят далеко не всем. Например, в реестр не смогут попасть разработчики сайтов или софта под заказ.

Иван Шкиря
CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri

Еще одно ограничение — права на ПО не должны включать в себя права на распространение рекламы или получению доступа к ней, а также на размещение предложений о покупке или продаже или поиска информации о потенциальных покупателях или продавцах.

Таким образом, льготы по НДС теперь недоступны IT-компаниям, которые являются торговой площадкой или сервисом по размещению рекламы, а также компаниям, которые продают ПО с рекламными баннерами.

Если условия не соблюдены, применяется стандартный порядок налогообложения — НДС 20 %, при отсутствии у компании других льгот.

Разъяснения Минфина с примерами

Совместно с IT-компаниями, ФНС и Минцифры разработал Письмо от 18.12.2020 № 03-07-07/111669, в приложении к которому приводятся примеры конкретных ситуаций.

В документе ведомство обращает внимание на то, что указанные кейсы в части применения пониженных ставок по прибыли и страховым взносам распространяются только налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов), которые реализуют собственные программы ЭВМ и баз данных, то есть являются их разработчиками.

Примеры, которые приведены в письме, касаются следующих налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

  • оператора электронной торговой площадки;
  • тех, у кого есть исключительные права на комплексное ПО, обеспечивающее функционирование системы электронного документооборота;
  • тех, у кого есть исключительные права на ПО по управлению отношениями с клиентами (CRM);
  • тех, у кого есть исключительные права на ПО, позволяющее проводить анализ и проверки контрагентов;
  • тех, у кого есть исключительное право на ПО для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS);
  • тех, кто на основании лицензионного договора получил права на использование ПО и с письменного согласия лицензиара предоставляет право использования этого ПО другому лицу по сублицензионному договору;
  • тех, у кого есть исключительные права на ПО, включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Коротко о плюсах и минусах налогового маневра в IT

Налоговый маневр повышает конкурентоспособность IT-компаний за счет льгот на налоги и взносы:

  • тарифы страховых взносов в сумме снизились с 14 % до 7,6 %;
  • ставка налога на прибыль сократилась с 20 % до 3 %.

При этом есть и минусы — отменены льготы по НДС, если только компания не занесет свое ПО в реестр российских разработок. Если этого не сделать, придется платить стандартную ставку в 20 %.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Dmitriy-Fedorov

Термина «IT-компания» в Налоговом кодексе нет. Но на налоговые льготы могут претендовать организации, которые занимаются следующими видами деятельности.

  1. Разрабатывают и продают программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД).
  2. Оказывают услуги по адаптации и модификации ПО и БД.
  3. Устанавливают, тестируют и сопровождают ПО и БД.

Для удобства такие организации в дальнейшем называю IT-компаниями. Для них государство снизило ставки по налогам и взносам и предусмотрело другие льготы.

В 2020 году IT-компании используют сниженную ставку по страховым взносам. Вместо общего тарифа в 30% платят взносы по ставке 14%. Вы можете получить льготу IT-компаний по взносам, если подходите под условия.

  • Компания аккредитована в Минкомсвязи.
  • Не менее 90% доходов получает от деятельности в IT.
  • Среднесписочная численность сотрудников — минимум семь человек.

blank-zayavleniya-na-saite-minkomsvyazi

Если вы выполняете два других условия, по доходам и численности сотрудников, то можете применять льготные ставки по взносам с того месяца, когда организацию включили в реестр. Например, вас аккредитовали 15 сентября 2020 года, значит, пользуетесь льготой с 1 сентября.

Продлевать аккредитацию не требуется: льгота доступна, пока соблюдаете все условия. Но если перестанете соответствовать, то должны пересчитать взносы по стандартным тарифам с начала года.

ПРИМЕР: В 2019 году компания соответствовала условиям по доходу и численности. В январе 2020 года получила аккредитацию Минкомсвязи и с тех пор пользуется льготой по страховым взносам.

Если по итогам 2020 года окажется, что среднесписочная численность сотрудников — менее 7 человек, то придется доплатить взносы за весь год по стандартной ставке в 30%.

Сведения о количестве сотрудников компании раз в год сдают в ИФНС. Долю доходов от деятельности в IT по отчетности не определить. Но нарушение могут выявить налоговики во время выездной проверки.

Так что вы самостоятельно контролируете соблюдение условий по доходам и количеству сотрудников, и своевременно платите взносы, если перестали им соответствовать. Иначе после проверки вам придется доплачивать не только взносы, но и платить пени и штраф, его размер — 20% от неуплаченной суммы.

ПРИМЕР: Выручка компании за год — 10 млн ₽. Если компания произведет 1 млн ₽ затрат, не относящихся к НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет равна

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ = 9 млн ₽

Если же организация произведет за год 1 млн руб затрат на НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет меньше:

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ х 1,5 = 10 млн ₽ - 1,5 млн ₽ = 8,5 млн ₽

Льгота действует для расходов, которые входят в утвержденный перечень. Например, к НИОКР относят разработку средств информационной безопасности, методов поиска информации в базах данных, систем управления транспортом.

Если вы использовали льготу, то должны обосновать расходы. Для этого вместе с декларацией по налогу на прибыль сдайте в ИФНС отчет о проведенных НИОКР. Налоговики проверят данные, и, если потребуется, привлекут экспертов, чтобы подтвердить достоверность отчета.

Для пользования льготой аккредитация в Минкомсвязи не нужна, требований по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Мгновенная амортизация. Крупные IT-компании, которые работают в основном на экспорт, могут сразу списать на затраты стоимость приобретенной электронно-вычислительной техники.

Обычно после покупки объекта дороже 100 000 ₽, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают на его стоимость постепенно в течение нескольких лет. Такой способ списания затрат называют амортизацией.

В данном случае амортизацию не используют. Можно сразу существенно уменьшить налог на прибыль в том периоде, когда купили новое оборудование.

Чтобы получить право на льготу, IT-компания должна соблюсти все условия:

  • Иметь аккредитацию в Минкомсвязи.
  • Получать не менее 90% дохода от деятельности в IT. В том числе не менее 70% — от иностранных клиентов.
  • Среднесписочная численность сотрудников — не менее 50 человек.

Если нарушить любое из этих условий, воспользоваться льготой будет нельзя.

По закону, юрлица и ИП в сфере IT освобождаются от НДС, если продают исключительные права на ПО и БД, а также права на их использование по лицензионному договору. Но льготы IT-компаниям по НДС касаются только перечисленных выше продуктов, а не деятельности в целом.

Чтобы воспользоваться льготой, аккредитация в Минкомсвязи не нужна. Ограничений по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Izmeneniya-v-federalniy-zakon

Izmeneniya-v-federalniy-zakon-dlya-IT

Важно: Перечисленные ниже льготы недоступны компаниям, если разработанные ими ПО и БД дают возможность размещать или просматривать рекламу, находить продавцов или покупателей, заключать сделки.

Налоговики пока не разъяснили, на какие именно виды ПО и БД не будут распространяться льготы в 2021 году. Если вы сомневаетесь в своем праве на льготные ставки — обратитесь за разъяснением в свою ИФНС.

Максимальный срок для ответа на запрос налогоплательщика — 60 календарных дней. Отправьте запрос не позднее 1 ноября 2020 года, тогда гарантированно получите ответ до начала 2021 года. Форма запроса не регламентирована: опишите свою ситуацию, расскажите об особенностях вашего ПО и БД.

Ставку по страховым взносам снизят до 7,6%. Если в 2020 году для IТ-компаний действует льготная ставка в 14%, то с 2021 года она составит 7,6%.

Вы можете претендовать на новую льготу, если продаете и обслуживаете программы и базы данных собственной разработки. Продаете и обслуживаете ПО и БД других разработчиков — платите с 2021 года взносы по стандартной ставке в 30%.

Для получения льготы в 2021 году вам нужно аккредитоваться в Минкомсвязи и соблюдать другие условия. Не менее семи сотрудников, доходы в сфере ИТ — не менее 90%.

Ставку налога на прибыль снизят с 20% до 3%. Все 3% зачисляются в федеральный бюджет. То есть налог можно перечислять одним платежом, а не двумя, как раньше.

Вы можете получить льготу по налогу на прибыль, если соответствуете условиям. Продаете и обслуживаете ПО и БД собственного производства, есть аккредитация в Минкомсвязи, у вас не менее семи сотрудников, доходы от деятельности в IT — не менее 90%.

Мгновенной амортизации не будет. С 1 января 2021 года прекратит действовать льгота, которая позволяет крупным IT-компаниям единовременно списывать стоимость купленной компьютерной техники.

Меньше компаний смогут применять льготу по НДС. С 2021 года вы можете не начислять НДС, только если продаете ПО и БД, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. То есть в 2021 году количество плательщиков НДС в IT вырастет.

Важно: Сейчас для небольших организаций в IT самый выгодный налоговый режим — упрощенка. Но если ваша IT-компания работает с прибылью и подходит под все требования для использования новых льгот, то с 2021 года вам выгоднее работать на общей системе налогообложения (ОСНО).

Новые условия делают ОСНО дешевле. С учетом всех льгот в 2021 году вы заплатите на ОСНО по налогу на прибыль всего 3%, в то время как стандартная ставка на УСН «Доходы минус расходы» — 15%.

Читайте также: