Надо ли платить налог с субсидии для предпринимателей

Опубликовано: 06.05.2024

Письмо Минфина России от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953

Комментарий

Правительство РФ в 2020 году издало два постановления по оказанию государственной помощи в виде субсидий организациям в связи с распространением коронавирусной инфекции. Это постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (далее – постановление № 576) и постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 (далее – постановление № 976).

Категории получателей и цели, на которые выдается субсидия на основании указанных постановлений, разные. Так, цель предоставления субсидии по постановлению № 576 – частично компенсировать организациям и предпринимателям в апреле и мае 2020 года затраты, связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса. К таким затратам относятся затраты на оплату труда, приобретение сырья, материалов и др. Согласно постановлению эта субсидия предоставляется налогоплательщикам, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Подробнее см. здесь.

Субсидия по постановлению № 976 предоставляется организациям и предпринимателям на профилактику борьбы с коронавирусом – на проведение мероприятий по дезинфекции помещений, измерению температуры у работников и т.д. Среди получателей субсидии также субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Но есть и другие категории (подробнее см. здесь).

После принятия постановления № 576 в п. 1 ст. 251 НК РФ внесли пп. 60, который установил следующее. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения указанной инфекции, перечень отраслей утвержден Правительством РФ.

Формулировка этой нормы не позволяет сделать однозначный вывод о том, что является квалифицирующим признаком для исключения доходов:

  • субсидия, предоставленная в связи с коронавирусом пострадавшим субъектам МСП;
  • субъекты МСП, работающие в пострадавших отраслях и получающие субсидии от государства.

Смысл, который закладывался в эту норму, разъяснил Минфин России в письме № 03-03-06/1/76953.

Финансовое ведомство указало, что пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяется на субсидию, предназначенную для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов МСП и ведущих деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики. Другими словами, эта норма дает право не включать в доходы только субсидию, полученную в соответствии с постановлением № 576. При этом в соответствии с п. 48.26 ст. 270 НК РФ указанные налогоплательщики не учитывают для целей налогообложения прибыли расходы, осуществленные за счет этой субсидии.

Также Минфин России подчеркнул, что норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется в отношении субсидии, полученной на основании постановления № 976. Для этой выплаты аналогичных норм Налоговый кодекс не содержит. Это означает, что субсидия, полученная на профилактику борьбы с коронавирусом, подлежит включению в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли на основании ст. 250 НК РФ. Соответственно, расходы, произведенные за счет этой субсидии, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Субсидия, полученная на профилактику коронавируса, включается в состав внереализационных доходов в особом порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Субсидия, полученная до момента осуществления расходов, включается в доходы по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет субсидии. Субсидия, полученная после осуществления расходов (на компенсацию ранее произведенных расходов), включается в состав доходов единовременно в полной сумме на дату ее зачисления на расчетный счет организации.

Плательщики, применяющие УСН, учитывают для целей налогообложения доходы в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль. Следовательно, субсидию, полученную по постановлению № 576, указанные налогоплательщики в доходы не включают. Субсидия, полученная по постановлению № 976, подлежит включению в составе внереализационных доходов. При этом эту субсидию следует включать в доходы пропорционально произведенным расходам (ст. 346.17 НК РФ). Этот порядок должны применять как налогоплательщики с объектом "доходы, уменьшенные на расходы", так и налогоплательщики с объектом "доходы".

Порядок признания расходов при УСН установлен п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Эта статья не содержит норм, запрещающих признавать расходы, осуществленные за счет субсидии, полученной по постановлению № 576. Однако поскольку сумма субсидии в доходы для целей налогообложения не включается, то и расходы, произведенные за счет этой субсидии, не должны учитываться в расходах. При этом расходы, произведенные за счет субсидии по постановлению № 976, подлежат включению в состав расходов при УСН.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Бюджетные субсидии - самая актуальная и популярная тема сейчас. Правда, дадут субсидии лишь ограниченному кругу лиц и в ограниченной сумме. Ведь для получения денег нужно соблюсти ряд условий. Можно ли потратить субсидию не только на зарплату работникам и придется ли платить налоги, расскажем в статье.

Субсидию дают не только на зарплату

Об условиях, размерах и порядке получения субсидии мы уже писали в наших публикациях.

Читайте на сайте

Из буквального прочтения постановления следует, что дают субсидию в качестве частичной компенсации затрат, связанных с ведением текущей деятельности. В том числе, на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Как видим, государство не ограничивает бизнес в использовании полученных денег. Тем более, что убытки, которые несут организации и ИП в связи с ограничительными "коронавирусными" мерами достаточно велики. А, значит, субсидии можно использовать на любые текущие расходы организаций и ИП, что вполне логично..

Надо ли платить налоги с полученной субсидии

Как было обещано, зарплатные субсидии не облагают НДФЛ, налогом на прибыль, налогом при УСН или ЕСХН, причем «задним» числом, с 1 января 2020 года. Давайте разберемся, что получилось в реальности.

Налог на прибыль

В статье 251 НК РФ появилась норма, которая позволяет не учитывать в «прибыльных» доходах субсидии из федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства из наиболее пострадавших отраслей (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).

По аналогии с доходами, затраты, которые произведены из полученных от государства денег, нельзя учесть в «прибыльных» расходах. Оно и понятно – раз доход получен не от ведения предпринимательской деятельности, потратить его в уменьшение прибыли нельзя.

Какие расходы при расчете налога на прибыль не учитывают

Статью 217 НК РФ о доходах, не облагаемых НДФЛ, тоже дополнили новыми положениями (п. 82 ст. 217 НК РФ). Теперь ИП, применяющие общий режим налогообложения, не учитывают полученную бюджетную субсидию при расчете НДФЛ. Равно как и не учитывают расходы, оплаченные за счет этой субсидии, в составе профессиональных вычетов.

С выплаченных за счет субсидий зарплат работникам НДФЛ и страховые взносы начисляют в обычном порядке. Поскольку деньги предназначены не работникам, а в помощь работодателям и самозанятым ИП.

УСН и ЕСХН

Не учитывают полученные субсидии в доходах и расходах также и спецрежимники, применяющие УСН и ЕСХН. Это означает, что в книге учета доходов и расходов при УСН и в книге учета доходов и расходов ИП, применяющего ЕСХН, эти суммы нигде не отражаются.

Изменения коснулись и НДС. Полученный доход этим налогом не облагается, ведь никакой реализации не производилось. Деньги получены безвозмездно. По товарам, приобретенным за счет субсидии, НДС можно принять к вычету на общих основаниях. И восстанавливать его впоследствии не придется. Несмотря на то, что при получении других бюджетных субсидий восстанавливать НДС нужно.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".
Нужно ли суммы субсидии, полученной на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции, включать в доходы по УСН?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В данном случае субсидия, полученная ИП на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, не должна включаться в состав налогооблагаемых доходов по УСН, при условии, что им осуществляется один из видов деятельности, поименованных в Перечне N 434.

Обоснование позиции:
При применении УСН налогоплательщики учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), и не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном соответственно ст.ст. 249, 250 НК РФ. Пунктом 8 ст. 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Для целей главы 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ). Данные нормы применяются и в отношении субсидий, полученных на финансирование расходов (смотрите, например, письмо ФНС России от 27.02.2019 N СД-4-3/3427@, письмо Минфина России от 15.09.2016 N 03-03-06/1/53928).
Установленный в ст. 251 НК РФ перечень доходов носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию (письмо Минфина России от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82002).
Прежде всего, обратим внимание на пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, который выводит из-под налогообложения средства целевого финансирования в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ - т.е. расходов капитального характера). Однако оснований для освобождения субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции на основании приведенной нормы не прослеживается, поскольку такого рода расходы в ст. 270 НК РФ прямо не поименованы. Более того, пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ позволяет включать в состав расходов на обеспечение нормальных условий труда расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Поэтому считаем, что пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в данном случае неприменим.
Кроме того, с 2020 года на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ*(1) освобождаются от налогообложения доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Как видим, процитированная норма не содержат отсылки к какому-либо конкретному постановлению Правительства РФ или иному нормативному правовому акту, на основании которого получена соответствующая субсидия. Для применения этой нормы, как следует из ее дословного толкования, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) субсидия получена из федерального бюджета;
2) субсидия получена в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции;
3) налогоплательщик - получатель субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года включен в реестр субъектов МСП;
4) налогоплательщик - получатель субсидии ведет деятельность в отраслях российской экономики, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ. Здесь обращаем внимание, что пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не содержит ссылки на конкретное постановление Правительства, которым должен быть утвержден указанный перечень, равно как и не предусматривает ограничений по дате, на которую осуществляемый вид деятельности должен содержаться в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП). Между тем на сегодняшний день Правительством РФ утвержден только один перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, название которого соответствует формулировке, приведенной в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ. Этот перечень приведен в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434).
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 (далее - Постановление N 976) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - НКО) на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Согласно п. 1 данных правил субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. Получателями субсидии могут являться субъекты МСП или социально ориентированные НКО.
Таким образом, мы видим, что в отношении субсидии, указанной в Постановлении N 976, первые два условия, соблюдение которых необходимо для применения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, выполняются.
Из п. 3 Правил следует, что для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов МСП, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, в частности необходимо:
- включение получателя субсидии в единый реестр субъектов МСП по состоянию на 10 июня 2020 года;
- отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 10 июня 2020 года, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 года в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Как видим, для получения субсидии на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции налогоплательщику нужно быть включенным в реестр субъектов МСП по состоянию на 10 июня 2020 года, тогда как для соблюдения положений пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ необходимо наличие записи в реестре субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года. Соответственно, третье условие будет соблюдаться только в том случае, если налогоплательщик, получивший рассматриваемую субсидию, являлся субъектом МСП по состоянию на 1 марта 2020 года. Как мы поняли, в данном случае это условие соблюдено.
Что касается четвертого условия, то из процитированного выше п. 3 Правил следует, что получить средства субсидии может организация и ИП, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, поименованных в приложении N 3 к Правилам (или в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей), тогда как для целей пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ необходимо осуществлять деятельность в отраслях российской экономики, перечисленных в Перечне N 434. Здесь обращаем особое внимание, что Перечень N 434 и перечень из приложения N 3 к Правилам не идентичны друг другу. Поэтому четвертое условие будет соблюдаться только в том случае, если налогоплательщик, получивший средства субсидии, осуществляет деятельность, код ОКВЭД которой присутствует в Перечне N 434. Если такой деятельности он не осуществляет, а подтвердить осуществление, на наш взгляд, можно данными ЕГРИП (ЕГРЮЛ), то положения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ к полученным им суммам субсидии не применяются.
Таким образом, с учетом всего сказанного выше, мы считаем, что в данном случае субсидия, полученная ИП на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, не должна включаться в состав налогооблагаемых доходов по УСН, при условии, что им осуществляется один из видов деятельности, поименованных в Перечне N 434.
Вместе с тем хотим обратить внимание на недавнее разъяснение представителей финансового ведомства. Речь о письме Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953. В данном письме делается вывод о том, что на основании пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль субсидии, полученные налогоплательщиками в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Постановление N 576). Что касается субсидий, полученных налогоплательщиками в соответствии с постановлением N 976, то указанные субсидии, по мнению Минфина России, выделяются иной категории налогоплательщиков, в связи с чем на них положения пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяются.
Стоит отметить, что в приведенном письме отсутствует текст вопроса, на который давались разъяснения. Поэтому остается не ясным, для какой категории налогоплательщиков оно было предназначено. Например, если предположить, что вопрос был задан от имени социальной НКО, то данное разъяснение вполне согласуется с нормами НК РФ. Ведь, как мы выяснили выше, пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ может применяться только в отношении субсидий, полученных субъектами МСП (третье условие), а НКО (за исключением потребительских кооперативов) субъектами МСП не могут быть в принципе (п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 209-ФЗ). В связи с этим нельзя однозначно утверждать, что Минфин России считает невозможным применение пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ к субсидиям, полученным указанными в этом подпункте субъектами МСП по постановлениям, отличным от Постановления N 576. К сожалению, иных официальных разъяснений на данную тему пока не существует, возможно, они появятся чуть позже.
Однако на сегодняшний день вынуждены констатировать, что наличие разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953, способствует возникновению определенных налоговых рисков, связанных с невключением средств субсидии на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции в состав налогооблагаемых доходов, в том числе при применение УСН с объектом налогообложения "доходы".
Поэтому рекомендуем ИП воспользоваться своим правом налогоплательщика и на основании п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета для получения персонального разъяснения по данной проблеме. Напомним, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

27 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Подпункт 60 введен Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

  • Налогообложение бизнеса
  • Самозанятость населения
  • налогообложение
  • Самозанятость


В своих статьях «Осторожно субсидия», я писал, что получаемые средства по программе самозанятости населения облагаются налогами. В последнее время я был обвинен в том, что я якобы дезинформирую людей, и что деньги полученные предпринимателями по программе самозанятости населения не облагаются налогами.

Давайте подробно и по пунктам разберемся опять в этом вопросе. Благо, совершенно недавно вышли изменения в НК РФ, которые разъясняют эту ситуацию. Более того, в июне 2011 ФНС РФ издала письмо, разъясняющее как раз применение ФЗ №23-ФЗ, а именно ситуацию с обложением налогами субсидий.

Начнем с того, что письмо разъясняет применение закона № 23-ФЗ в разрезе основных налоговых режимов.

1. Общая система налогообложения.

Субсидия получена предпринимателем, находящимся на общей системе налогообложения. В этом случае:

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.
В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.”;

Что это значит?

Если предприниматель, получив субсидию, тратит средства на приобретение основных средств, то он отражает субсидию как доходы, а в расходы ставит только суммы начисляемой амортизации за два налоговых периода. Налоговый период = 1 год.
Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен станок.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800/7/12*24 = 16 800.
Остаток – 42 000 – с этой суммы придется заплатить налог. (для примера взят период 7 лет – срок амортизации).

Если предприниматель приобретает товары или сырье и материалы, оплачивает расходы.
Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен товар.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800.
Остаток – 0. Не платим налоги. УРА.
НО…
Продаем товар этот.
Доход – 70 000 (Себестоимость – 58 800 стоимость товара. Остальное наценка)
Расход – 0. Почему? Потому что уже один раз мы взяли в расходы стоимость этого товара и два раза его нельзя брать.

Получается, что при реализации этого товара нам придется заплатить налог с полной суммы дохода без вычета себестоимости.

Вопрос, это ли не уплата налогов с субсидии.
Ответ – уплата, просто отсроченная.

2. Упрощенная система налогообложения.

Субсидия, получена предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ) определено, что при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН) и упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ установлено, что данный порядок признания доходов в отношении указанных средств, а также порядок признания доходов в отношении выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, определенный Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ, применяется как налогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения “доходы”, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).
И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее – Книга), форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги – соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.
Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения “доходы”, в том числе и в случае, если полученные ими в 2011 году средства полностью израсходованы в данном налоговом периоде.
При этом следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками ЕСХН и УСН установлен соответствующими нормами глав 26.1 и 26.2 Кодекса.
В частности, расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4, пункт 4, подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса для налогоплательщиков ЕСХН; подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса – для УСН).

При приобретении основных средств в соответствии с законом и письмом налог с субсидии не придется уплачивать. Так как при УСН основные средства принимаются к расходам в течении первого года эксплуатации равными частями по квартально. А так как расходы можно взять только в течении двух налоговых периодов, то мы как раз укладываемся в этот срок.

Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен станок.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800/4*4 = 58 800.
Остаток – 0. Налог не платим.

При приобретении товара или сырья и материалов, оплаты расходов они также учитываются в составе расходов.

НО…

Пример, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, в январе 2011 года получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму товар, например, 3 шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 года за 350 тыс. руб.
Исходя из перечисленных выше норм Кодекса, данный налогоплательщик с датой 05.03.2011 в графе 4 раздела I Книги отражает доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 тыс. руб. в графе 5 раздела I Книги.
Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована.
Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 тыс. руб., при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Получаем опять налог, но просто отсроченный в во времени.

Пример:
58 800 – субсидия.
58 800 – приобретен товар.
Доход – 58 800,
Расход – 58 800.

Продаем товар.
Доход – 70 000.
Расход – 0.
Остаток – 70 000 – облагаем весь доход по ставке 15%, если УСН – 15%.

Вопрос, это ли не уплата налогов с субсидии.
Ответ – уплата, просто отсроченная.

Подобная же ситуация и с УСН – 6%, но как раз только эта система налогообложения позволяет не уплачивать налог с полученной субсидии.
При приобретении основных средств налог не придется платить, так как распространяются условия принятия к расходам основных средств.

Более того, если предприниматель приобретает товар или сырье и материалы, ему также не придется платить налог с субсидии. Потому, что при реализации товаров или продукции по системе УСН – 6% не учитываются расходы, а начисление налога происходит исключительно с суммы дохода.

3. ЕНВД.

Субсидия получена предпринимателем, находящимся на ЕНВД.
К сожалению, с этой системой налогообложения обошлись совсем жестоко.

Как следует из разъяснений, данных Минфином России в письме от 27.07.2010 N 03-11-09/65, доведенном до сведения управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@, полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.
В то же время, субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных главами 26.1 и 26.2 Кодекса.
В этой связи, денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, не являются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.
Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, – налогом на доходы физических лиц (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном, соответственно, главами 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса.

Здесь четко сказано, что такие суммы субсидии облагаются налогом: если ИП – то 13%, если ООО – то 20%.

Этим видом господдержки смогут воспользоваться 1,26 млн компаний и ИП, у которых работает более 4 млн человек. На выплаты планируется потратить 98,4 млрд рублей.

Субсидии будут платить два месяца. Ходить по инстанциям не придется: у налоговой есть все данные для проверки. Деньги получат не все, для субсидий установили четкие условия. Но те, кто сможет претендовать на выплату, возвращать государству ее не должны.

Что это за субсидии

Это одна из мер поддержки бизнеса в период пандемии. Государство решило раздать по одному МРОТ за каждого сотрудника. Если малый или средний бизнес соответствует всем условиям, в мае и июне можно получать по 12 130 Р на работника — при условии, что тот работает по трудовому договору. Так государство пытается поддержать бизнес, который сохранил штат.

Минэкономразвития называет эти выплаты грантами. Если встретите такой термин — это то же самое.

Кто имеет право на субсидию

Субсидию получат юрлица и ИП, которые одновременно соответствуют таким условиям:

  1. Компания или ИП были в реестре МСП по состоянию на 1 марта 2020 года. Проверить можно по ИНН.
  2. Бизнес относится к пострадавшим отраслям. Их список устанавливает правительство. Проверять нужно по основному коду ОКВЭД , дополнительные коды не подойдут. Узнать свой код можно из выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  3. Нет процедуры банкротства, ликвидации и решения об исключении из ЕГРЮЛ.
  4. На 1 марта 2020 года нет недоимки по налогам и взносам на сумму более 3000 Р — это не по каждому налогу, а всего. Налоговая проверит эту информацию по лицевым счетам.
  5. Если долг был больше, его можно погасить до отправки заявления. Так тоже считается.
  6. Количество работников в месяце, за который оформляется субсидия, не менее 90% от численности в марте. То есть работодатель не сократил много людей, а максимально сохранил штат. В мае и июне подают заявление для выплат за апрель, то есть штат апреля будут сравнивать с мартовскими данными. Если в марте в штате было 20 человек, в апреле должно остаться как минимум 18. Если в штате меньше 10 человек, можно уволить одного — и тоже получить субсидию. Это условие появилось позже основных правил. Численность проверят по отчетам.

На сайте ФНС есть сервис для проверки: подходит ли бизнес под эту программу господдержки. Для проверки нужен только ИНН, а разбираться в критериях необязательно.

Сколько денег можно получить

Размер субсидии считают по таким формулам.

Субсидия для компаний = Количество работников в марте × 12 130 Р . Если в марте в турагентстве, автосалоне или парикмахерской работало 15 человек, выплата составит 181 950 Р за один месяц, а всего — 363 900 Р .

Субсидия для ИП с работниками = (Количество работников в марте + 1) × 12 130 Р . Если в химчистке или кофейне у ИП в марте работало шесть сотрудников, субсидия составит 84 910 Р в месяц — за семь человек, включая самого ИП, хотя сам себе он трудовую книжку не заводит.

Субсидия для ИП без работников = 12 130 Р за месяц. То есть все ИП из пострадавших отраслей без долгов по налогам автоматически получают право на субсидию в размере одного МРОТ в мае и июне.

Например, у ИП есть интернет-магазин по продаже ламината. Он продолжает работать: дистанционная торговля с доставкой не запрещена. У этого ИП ситуация может быть гораздо лучше, чем у владельца закрытой кофейни или маникюрного салона, но права на субсидии у них равные. Если с вашим бизнесом все неплохо, все равно оформляйте выплату.

Сумму субсидии налоговая посчитает сама. Количество работников проверят по отчетам. Возможно, на самом деле штат больше, но нет официального оформления. Например, курьеры работают как самозанятые, а продавцы — без договора. Хоть их и не уволили, при расчете субсидии таких сотрудников не учтут.

Как получить субсидию

Чтобы получить субсидию, нужно подать заявление в налоговую. Есть три способа это сделать.

Через интернет. Заявление можно подать через личный кабинет ИП или юрлица на сайте nalog.ru — услуга есть в разделе «Сервисы». Заявление сразу подписывается электронной подписью, ходить никуда не нужно. Все данные налоговая проверит сама по своим реестрам и отчетам бизнеса.

По почте. Если нет личного кабинета, можно заполнить бланк вручную или сформировать готовое заявление в специальном разделе на сайте ФНС. Заявление отправляют по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

Читайте также: