Инвестиционная льгота по налогу на имущество организаций

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 октября 2017 г. N 03-05-05-01/65594 О применении организацией - участником свободной экономической зоны льготы по налогу на имущество организаций

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения организацией - участником свободной экономической зоны льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 26 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, и сообщает.

В соответствии с пунктом 26 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

Статьей 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) установлено, что участник свободной экономической зоны осуществляет деятельность в свободной экономической зоне в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны (часть 19 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ).

Лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Федеральным законом N 377-ФЗ.

Инвестиционная декларация должна содержать сведения об условиях деятельности в свободной экономической зоне, в том числе:

- цель инвестиционного проекта;

- осуществление реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя;

- виды деятельности с учетом требований, установленных частями 2 и 3 статьи 12 Федерального закона N 377-ФЗ;

- технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта;

- общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в установленной сумме.

В обязательном для заполнения заявителем Разделе III "Технический план инвестиционного проекта" формы инвестиционной декларации, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856, указываются сведения об имуществе (объектах недвижимого имущества, производственном, технологическом и ином оборудовании объектах инфраструктуры), предполагаемых к реализации и использованию в ходе осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта.

По мнению Департамента, льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная пунктом 26 статьи 381 Кодекса, применяется со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны, в отношении объектов основных средств, поименованных в Разделе III инвестиционной декларации, до даты истечения десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. Налоговая база в отношении таких объектов определяется в порядке, установленном статьей 375 Кодекса.

В порядке и сроки, установленные статьей 386 Кодекса, организация - участник свободной экономической зоны представляет в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на имущество организаций. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 Кодекса), в том числе инвестиционный договор и инвестиционную декларацию.

Контроль за выполнением участниками свободной экономической зоны (СЭЗ) условий договора об условиях деятельности в СЭЗ осуществляется в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 11.08.2016 N 509.

Обращаем внимание, что в целях обеспечения организации функционирования свободной экономической зоны приказом Минэкономразвития России от 15.02.2016 N 66 "Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны" создан постоянно действующий Экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Налог на имущество организаций не уплачивается в отношении объектов, учитываемых на балансе участника свободной экономической зоны, созданных или приобретенных в целях ведения деятельности на территории зоны и расположенного на последней, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия вещей на учет.

Льгота применяется со дня включения в единый реестр участников свободной экономической зоны в отношении объектов основных средств, поименованных в Разделе III инвестиционной декларации.

Участник свободной экономической зоны подает декларацию. При этом могут быть истребованы пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) документы, в т. ч. инвестиционный договор, инвестиционная декларация.

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

С 2020 года участники специальных инвестиционных контрактов приобретают статус самостоятельной категории налогоплательщиков, которым в особом порядке прописаны правила льготирования инвестиционной деятельности. Одновременно изменена содержательная часть системы налогового поощрения. Например, снят ряд ограничений, что делает этот способ инвестирования более выгодным и доступным. Грядущие изменения дают весомый повод заострить внимание на особенностях налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов.

Что такое специальный инвестиционный контракт?

Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ)[1].

Участниками специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) выступают, с одной стороны, инвестор, с другой – совместно Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование. Инвестор обязуется, вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, в предусмотренный СПИК срок реализовать инвестиционный проект по внедрению (разработке и внедрению) технологии, применение которой позволяет осуществлять производство промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. Освоение серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии[2] должно осуществляться на территории РФ, и (или) на континентальном шельфе РФ, и (или) в исключительной экономической зоне РФ. Вторая сторона контракта – Российская Федерация, субъект РФ и муниципальное образование – обязуется в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, СПИК – это сделка, в результате которой инвестор приобретает налоговые преференции и другие меры государственной поддержки в обмен на обязательство произвести конкурентоспособную промышленную продукцию. СПИК заключается по результатам проведения открытого или закрытого конкурсного отбора. Лицо приобретает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в реестр, указанный в п. 7.3 ч. 1 ст. 6 Закона № 488-ФЗ[3].

Обратите внимание

Статус участника СПИК дает право претендовать на льготы в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов. С учетом установленной НК РФ классификации налогов льготы по налогу на прибыль принимаются на федеральном и региональном уровнях, в отношении иных налогов – на уровне субъекта РФ и муниципального образования соответственно.

Для использования льгот в качестве участника СПИК нельзя быть:

участником консолидированной группы налогоплательщиков;

резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;

участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток;

налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы.

В случае прекращения действия СПИК инвестор утрачивает статус налогоплательщика – участника СПИК со дня прекращения действия контракта, при расторжении СПИК – со дня включения сведений о его расторжении в реестр.

В случае расторжения СПИК в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения принятых обязательств налоги, не уплаченные в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежат доначислению и уплате в бюджет. В частности, в силу п. 4 ст. 284.9 НК РФ исчисление налога на прибыль производится без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором СПИК был расторгнут, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей за отчетный период или налога за налоговый период.

Новации законодательства о СПИК.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.

Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.

Льготы по налогу на прибыль.

Для организаций – участников СПИК ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 % (п. 1.14 ст. 284 НК РФ). Ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть снижена до 0 % (п. 3 ст. 284.9 НК РФ)[4]. Пониженная (вплоть до нуля) налоговая ставка действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика – участника СПИК. При этом размер льготы по налогу на прибыль имеет лимит в виде величины, равной 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК[5].

Участник СПИК имеет право применять пониженные ставки по налогу на прибыль:

ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 % всех доходов;

к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности[6].

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.

Ускоренный порядок начисления амортизации.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 259.3 НК РФ разрешено применение специального коэффициента, но не выше 2 к норме амортизации в отношении основных средств, включенных в первую – седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК. Правила отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями СПИК утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 № 484.

Льготы по налогу на имущество организаций.

Региональным законодательством в отношении участников СПИК могут предусматриваться льготы по налогу на имущество. Например, в Пермском крае обнулена ставка налога на имущество организаций на срок действия СПИК начиная с налогового периода, в течение которого заключен СПИК. При выбытии объектов основных средств в течение трех лет со дня применения по отношению к ним налоговой ставки 0 % налог подлежит уплате в общеустановленном порядке (см. Закон Пермского края от 08.10.2015 № 549-ПК).

Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так, в Тюменской области на 2020 год продлено действие ставки налога на имущество в размере 0 % в отношении имущества, созданного или модернизированного в рамках реализации СПИК (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 05.11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отдельным категориям налогоплательщиков»).

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

Стабильность налоговых условий для инвестора.

На срок действия СПИК ст. 18.4 Закона № 488-ФЗ и п. 4.1 ст. 5 НК РФ гарантируется стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, под чем подразумевается следующее. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, предусмотренных для налогоплательщиков – участников СПИК, и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты утраты налогоплательщиком статуса участника СПИК;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если указанные даты наступают ранее даты утраты статуса налогоплательщика – участника СПИК.

Вышеобозначенные гарантии распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части налогов на прибыль и на имущество организаций, транспортного и земельного налогов и применяются при условии соответствующей оговорки в СПИК.

Как полагает Минфин (Письмо от 10.08.2017 № 03-03-05/51254), исходя из смысла ст. 5 НК РФ и ее задачи – обеспечить стабильность налоговых условий исполнения СПИК на весь срок его реализации – вопрос о неприменении норм, ухудшающих положение налогоплательщиков – участников СПИК, необходимо решать для каждого такого контракта в отдельности, с учетом даты его заключения. В частности, норма о неприменении отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах, установленная п. 4.1 ст. 5 НК РФ, действует для каждого СПИК в отношении актов, принятых после его заключения и ухудшающих положение соответствующего участника по сравнению с состоянием на дату вступления в силу такого контракта с этим налогоплательщиком.

В результате обособления участников СПИК в специальную категорию налогоплательщиков правовые нормы по поощрению их деятельности стали компактнее, проще и понятнее. Само по себе совмещение в Налоговом кодексе льгот как налогового, так и инвестиционного характера создает затруднения в толковании норм. Особенно страдали участники СПИК, регулирование деятельности которых производилось главным образом путем ссылок и оговорок. С 2020 года данная методологическая уязвимость в НК РФ устранена, что на фоне отмены ограничения по сумме проекта и сроков льготирования позволит увеличить число лиц, заинтересованных в получении статуса участника СПИК

[1] До 13.08.2019 регулирование СПИК осуществлялось в соответствии со ст. 16 Закона № 488-ФЗ. Нормы данной статьи продолжают распространяться на СПИК, действующие на 13.08.2019.

[2] Перечень современных технологий утверждается Правительством РФ.

[3] Участниками СПИК признаются также лица, которые подлежат автоматическому включению уполномоченным органом в реестр в порядке, установленном п. 2 ст. 25.16 НК РФ.

[4] Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные для организаций, заключивших СПИК без участия Российской Федерации до 01.01.2019, действуют до налогового периода, в котором действие контракта прекращено либо он расторгнут (п. 6 ст. 3 Закона № 269-ФЗ, Письмо Минфина России от 07.08.2019 № 03-03-05/59410).

[5] Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов, образующихся в связи с применением мер стимулирования, устанавливается методикой, указанной в п. 8 ч. 2 ст. 18.3 Закона № 488-ФЗ.

[6] Право на использование льгот к базе от деятельности, осуществляемой в рамках СПИК, распространяется на участников, заключивших контракт с 02.09.2019 (даты вступления в силу Закона № 269-ФЗ), а также с 01.01.2017 до 02.09.2019, если он в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль.

Правила начисления налогов ЮЛ изложены в 30 главе НК РФ. Льготы, предоставляемые структуре при налогообложении, указаны в 381 статье. Объекты начисления налогов – это имущество, которое отражено в балансе компании. Данное правило содержится в статье 374 НК РФ.

Что является объектами, облагаемыми налогом?

Налоги начисляются на следующие формы имущества:

  • Находящееся в собственности предприятия.
  • Находящееся во временном пользовании или на доверительном управлении.
  • Используется в совместной деятельности (данный статус объектов должен быть отражен в официальных документах).

Все перечисленные объекты должны находиться в пользовании предприятия официально.

Что не является объектами налогообложения?

Объектами налогообложения не могут быть признаны следующие формы имущества:

  • Земля и прочие объекты природопользования.
  • Объекты, которые переданы федеральным органам для осуществления военной службы, нужд обороны.
  • Объекты культурно-исторического наследования.
  • Имущество, связанное с ядерной промышленностью.
  • Объекты, связанные с космической областью.
  • Движимая собственность, поставленная на учет после 31 декабря 2012 года.

Все данные объекты не облагаются налогом вне зависимости от того, учтены ли они официально. Однако есть некоторые нюансы. К примеру, если земля, переданная для нужд обороны, используется не по назначению или предоставляются в аренду, на нее будет начисляться налог. Нужно принимать во внимание все эти ограничения.

Кому предоставляются налоговые льготы?

Перечень предоставляемых льгот изложен в статье 381 НК РФ. Уменьшение начислений практикуется в отношении этих структур:

  • Уголовно-исполнительные структуры. Льготы предоставляются в отношении собственности, которая используется для исполнения уголовно-исполнительных нужд. В такие структуры входят в том числе следственные изоляторы, научно-исследовательские центры. Подробный перечень содержится в Постановлении РФ от 1 февраля 2000 года №89.
  • Религиозные структуры. Льготы предоставляются на объекты, необходимые для проведения религиозной деятельности. Рассматриваемые структуры должны соответствовать следующим признакам: вероисповедание, осуществление богослужений, проведение воспитания религиозного характера.
  • Сообщества инвалидов. В общественных структурах количество инвалидов не должно быть меньше 80%. Льготы распространяются на объекты, необходимые для ведения уставной деятельности. На некоторые объекты льготы не будут предоставляться: шины для авто, охотничьи ружья, изделия из меха, драгоценности, яхты.
  • Структуры, осуществляющие продажу фармацевтической продукции. Данная форма деятельности должна быть основной. Льгота предоставляются в отношении фармацевтических препаратов, направленных на борьбу с эпидемиями.
  • Компании, на балансе которых находятся культурно-исторические объекты. В перечень собственности, в отношении которой предоставляются льготы, входят объекты археологического наследия, научного значения.
  • Организации, на балансе которых есть объекты ядерной промышленности. В том числе это радиоактивные компоненты, структуры с ядерными реакторами.
  • Учреждения, на балансе которых есть железнодорожные пути, дороги для авто общего пользования. Льгота предоставляется только на определенные объекты, в отношении которых они приняты.
  • Структуры, на балансе которых есть космические объекты. Льготы регулируются Законом Российской Федерации от 1993 года №5663-1.
  • Структуры по производству протезно-ортопедических конструкций. Льготы предоставляются вне зависимости от организационной формы компании.
  • Собственность коллегий адвокатов. Для получения льгот коллегия должна соответствовать всем законам РФ.
  • Структуры, официально получившие статус научного центра. Порядок присвоения этого статуса оговорен Указом Президента №939.
  • Научные структуры академии наук РФ (медицинских, сельскохозяйственных и прочих). Льгота начала действовать с начала 2006 года.

К СВЕДЕНИЮ! Некоторые льготы были упразднены. К примеру, ранее налоговые льготы действовали в отношении компаний, на балансе которых находятся объекты социально-культурной области.

Как получить налоговые льготы?

Для оформления льгот нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Сбор требуемых документов.
  2. Обращение в ФНС по юридическому адресу компании.
  3. Составление заявления с прошением о льготе.

Для снижения налоговой нагрузки необходимо предоставить следующие виды документов:

  • Подтверждающие личность заявителя (паспорт).
  • Подтверждающие право собственности на налогооблагаемое имущество (к примеру, договор купли-продажи, документ, на основании которого возникло право временного пользования).
  • Бумаги, на основании которых появилось право на получение льгот (удостоверение инвалида, бумаги, подтверждающие деятельность организации).

Заявление может быть направлено в ФНС следующими методами:

  • Личное посещение налоговой службы.
  • Направление документа ценным письмом по почте.
  • Подача заявки в электронной форме (для этого нужно зайти на официальный сайт ФНС).

ВАЖНО! Заявление нужно подавать в соответствии с отчетным периодом. Направляется оно в ФНС до ноября текущего года. Льгота будет предоставлена только в следующем году. За нарушение сроков никаких штрафов не предполагается. Однако несвоевременная подача заявления несет убытки самому предприятию. Чем позже будут направлены документы, тем позже будут предоставлены налоговые льготы.

Основные группы льгот

Существуют следующие группы льгот:

  • Для ФЛ и ЮЛ.
  • Общие и специальные.
  • Социального и общеэкономического характера.
  • Федеральные и региональные (подразделяются в зависимости от того, каким органом была выдана льгота).

К СВЕДЕНИЮ! На данный момент происходит постоянное сокращение налоговых льгот. К примеру, в 2010 году льгот были лишены аэродромы, похоронные службы. Этот же закон повысил налоговые ставки для спортивных организаций.

ВНИМАНИЕ! Налоговые льготы во многом зависят от формы налогов, по отношению к которым они применяются. Нужно принимать во внимание, что субъекты РФ обладают определенными полномочиями касательно изменения нюансов налогообложения. Поэтому размер льгот может зависеть от того, в какой местности они выданы. Рекомендуется изучить местные законы.

Общество реализовало региональный инвестиционный проект.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона об инвестициях области при реализации инвестиционных проектов на территории области инвесторам может быть предоставлена государственная поддержка при условии утверждения инвестиционных проектов Администрацией области (разрешительный порядок). Государственная поддержка предоставляется в форме установления льготных пониженных ставок в целом по организации по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет области, и (или) налогу на имущество организаций.

Общество обратилось в пределах срока, установленного областным законом, за получением налоговых льгот. К заявке Инвестора и пакету документов претензий нет. Прилагаемый к пакету документов расчет использования налоговых льгот показывает, что налоговая льгота может быть использована Инвесторов за 3 отчетных периода в пределах налогового периода, начиная с отчетного периода, в котором начала действовать налоговая льгота.

Согласно областному закону началом срока действия налоговых льгот следует считать 1-е число отчетного периода, в котором произошло связанное с реализацией инвестиционного проекта первоначальное увеличение стоимости имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств. При этом, налоговая льгота предоставляется на 5 лет с начала срока действия налоговых льгот.

". Право пользования налоговыми льготами может быть реализовано инвестором в налоговых периодах, в которых налоговые льготы, за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот, утвержденного Администрацией области, не превысят 50% суммы осуществленных инвестиций по проекту за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот. Если по итогам налогового периода налоговые льготы превысят вышеуказанные ограничения, Инвестор утрачивает право пользования налоговыми льготами в налоговом периоде за отчетный год. " (цитата положений областного закона).

Комитет полагает, что Инвестор не сможет воспользоваться налоговой льготой, поскольку в налоговом периоде налоговая льгота превысит 50% суммы осуществленных инвестиций по проекту (ограничения по сумме). Превышение ограничений является основанием для утраты налоговой льготы. Зачем тогда давать заключения, созывать комиссии, предоставлять льготу Инвестору?

Вышеописанное основание утраты права пользования налоговыми льготами установлено лишь областным законом, в НК РФ такие основание не указаны. У Инвестора возникает спор с налоговым органом и Администрацией области относительно законности и применимости на практике положений областного закона о налоговых льготах для инвесторов:

1. Если начало срока действия налоговых льгот связано с отчетным периодом, почему утрата налоговых льгот связана с налоговым периодом?

Как нам поясняет налоговый орган положения областного закона, он считает правомерным подачу по 2 отчетным периодам в пределах налогового периода налоговых деклараций по авансовым платежам по налогу на имущество по ставке 2,2% до начала срока действия налоговых льгот, а затем после предоставления налоговых льгот Инвестору подачу налоговой декларации за 9 месяцев по налогу на имущество по ставке 0,01%, при этом при подаче годовой декларации корректировка налоговой ставки производиться не будет, будет действовать 0,01%. Однако, в случае утраты права пользования налоговой льготой в налоговом периоде ситуация прямо противоположная: если Инвестор исчерпает налоговую льготу за два отчетных периода, то по итогам налогового периода налоговый орган доначислит налог по ставке 2,2%, начиная с первого отчетного периода.

Инвестор считает, что если начало срока действия налоговых льгот связано с отчетным периодом, то и окончание (утрата) правом пользования налоговых льгот тоже должна быть связана с налоговым периодом, а не отчетным (по аналогии с 284.3 НК РФ)

2. Право пользования налоговыми льготами - право, а не обязанность налогоплательщика. В случае предоставления налоговых льгот, предусмотренных областным законом, имеет ли право Инвестор воспользоваться положениями ст. 21, 56 НК РФ и приоставить использование налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов? Законом области не описаны права Инвестора на использование налоговых льгот, отказ от них или приостановку. Налоговый орган считает, что Инвестор не имеет права на приостановку, поскольку это предусмотрено НК РФ, а не областным законом.

Судебной практики по толкованию и применению областного закона нет. НК РФ устанавливает иной порядок расчета и уплаты налога на имущество. Понимаем, что юридически у комитета нет замечаний к пакету документов, а у комиссии - для отказа в предоставлении налоговой льготы в соответствии с областным законом; что вопрос сбора налогов не в ведении комиссии. Но все делается для того, чтобы основанием для отказа комиссией являлись не основания для отказа в предоставлении налоговых льгот, указанные в областном законе, а основания утраты права пользования налоговой льготой, указанные для налогоплательщика -Инвестора и налогового органа.

Просим совета и мнения коллег.

Исполнительное производство: практические решения

Исполнительное производство: практические решения

Авторский курс П.А. Мищенко «Практические навыки оптимизации договорной работы и составления договора»

Авторский курс П.А. Мищенко «Практические навыки оптимизации договорной работы и составления договора»

Правовое регулирование международных расчётных операций

Правовое регулирование международных расчётных операций

Комментарии (3)

каша какая-то, пишите яснее.

1) первая ссылка верная? там нет ни ч. 1, ни нормы, которую вы приводите.
2) субъект РФ может устанавливать СВОИ условия и порядок применения льгот, если они не противоречат НК РФ. Ограничение срока использования льготы через достижение "50%" не представляется противоречащим НК РФ.
3) у вас описание льготы условное? не могу себе представить как льгота по налогу на имущество за 1-5 лет может достичь 50% от суммы вложений.
4) приостановить льготу можно, но если срок ее действия 3 (5?) года, исчисляемых подряд, а именно это усматривается в вашем случае, то по истечению этого срока вы теряете право на льготу.
5) и еще, вам уже комитет согласовал льготу или вы только подали туда пакет документов?

Сергей, спасибо за комментарий!
Сразу приношу свои извинения за возможно непрофессиональные вопросы в области налогового права. Это мой первый опыт в получении налоговых льгот.
1) исправляюсь: ссылку я делала на статьи 5,6 Закона Псковской области от 12.10.2005 № 473-ОЗ «О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области».

2. Государственная поддержка согласно вышеуказанному Закону области предоставляется Инвестору в форме установления льготных пониженных ставок в целом по организации по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет области, и (или) налогу на имущество организаций. Нашу организацию больше интересую пониженные ставки по налогу на имущество.
Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (ст. 372 НК РФ). Налоговые ставки не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Далее, согласно подпункту 3 части 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими, включая возможность уплачивать налог в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Вы пишите, что "субъект РФ может устанавливать СВОИ условия и порядок применения льгот, если они не противоречат НК РФ. Ограничение срока использования льготы через достижение "50%" не представляется противоречащим НК РФ» . Я верно использую ссылки на ст. 21,56 НК РФ в подтверждение полномочий субъекта РФ?

3. Описание льготы не условное, к сожалению. Общество владеет крупными объектами недвижимости. Дополнительно реализует инвестпроект (строит новый объект). Балансовая стоимость основных средств после реализации инвестпроекта составила около 1,3 млрд рублей. Со всего имущества уплачивается налог на имущество. Согласно областному закону льгота по налогу на имущество предоставляется организации. Организацией в ходе инвестпроекта был реализован подпроект , по которому возможно получить налоговую льготу в пределах 50% от размера осуществленных инвестиций. Размер инвестиций в основные средства составил 22 млн. рублей, налоговая льгота - 11 млн рублей (50% от размера инвестиций).
в законе области так излагается понятие «налоговая льгота»:
- в статье 5 Закона области указано, что ". государственная поддержка Инвестору предоставляется в форме установления льготных ставок налогов. " (налог на имущество организаций по ставке 0,01% - прим. мое);
- в части 3 статьи 6 закона области вводится понятие "налоговые льготы в форме льготных ставок налогов по инвестиционному проекту";
- далее в части 5 статьи 6 Закона области говорится о том, что ". Право пользования налоговыми льготами может быть реализовано инвестором в налоговых периодах, в которых налоговые льготы, за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот, утвержденного Администрацией области, не превысят 50% суммы осуществленных инвестиций по проекту за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот. Налоговые льготы за период, прошедший с начала срока действия налоговых льгот, определяются как рассчитанная за налоговые периоды, в которых инвестором реализовано право пользования льготами, разница между суммой налогов, исчисленных без учета льгот, и суммой налогов, исчисленных с применением льготных ставок."
Комитет считает, что налоговая льгота определяется как разница между суммой налога, исчисленной по ставке 2,2% и суммой налога, исчисленной по ставке 0,01%. Но в моем понимании, данный расчет является расчетом экономии средств по уплате налога на имущество при использовании льготной ставки налога.
Используя расчет, установленный областным законом, у организации за 2016 год налог на имущество по ставке 2,2% составляет к уплате 28 млн., а по ставке 0,01% - 130 тыс. налоговая льгота - 27,87 млн. рублей, что, естественно превышает 50% от размера осуществленных инвестиций.
Такое определение налоговой льготы в законе области схоже с порядком определения суммы налога на имущество организаций, подлещей уплате в бюджет, только из суммы исчисленного налога вычитаются произведенные авансовые платежи.
Не понимаю, законна ли такая формулировка налоговой льготы в областном законе, не противоречит ли она НК РФ, ведь в законе области установлено также, что налоговая льгота предоставлена в форме льготных ставок налога ?
Учитывая такой порядок расчета налоговой льготы по закону области нельзя ее назвать налоговой льготой в форме льготной ставки налога в размере 0,01%. Исходя из расчета, льготная ставка будет составлять 2,19%.
Я запуталась((((
В моем понимании прочтения НК РФ, размер налога на имущество при использовании налоговой льготы в форме льготной ставки по налогу на имущество должен рассчитываться исходя из произведения налоговой базы на льготную ставку налога: 1,3 млрд*0,01%=130 000 рублей. Или я ошибаюсь? При таком использовании налоговой льготы она, естественно не может быть использована инвестором за один налоговый период.
У меня в голове остается неразрешенным такой вопрос:
Налоговый период по налогу на имущество включает в себя отчетные периоды. Расчет налога производиться как произведение налоговой ставки на налоговую базу, при расчете авансовых платежей используется ¼ ставки. Законом области установлены отчетные периоды. Уставлено, что налоговые льготы могут предоставляться на 5 лет с 1 числа отчетного периода, в котором произошло увеличение стоимости ОС (например, с 01.07.2016-01.07.20121г.). При этом, прекращение использования льготы возможно в связи с истечением срока в отчетном периоде, а утрата права пользования льготой в связи с превышением 50% только в налогом периоде. В случае прекращения налоговой льготы в отчетном периоде налоговый орган принимает декларации со ставками 0,01% и 2,2% без пересчета налога по единой ставке, а в случае утраты – пересчитывает все отчетные периоды по ставке 2,2%. Но, ведь, организация может допустить превышение 50% и в течение отчетного периода? Ведь можно, используя логику налогового органа, в тех отчетных периодах, где нет превышения 50% делать расчет по ставке 0,01%, а в том, в котором произошло превышение, уже по ставке 2,2%?

5. по приостановку вообще ничего не понимаю((((, не было практики и у бухгалтеров.
Налоговая льгота предоставляется на 5 лет. Я себя почти убедила в том, что если будет предоставлена налоговая льгота, организация может подать заявление на приостановку использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов, чтобы не нарушить условия закона области о превышении 50% и не утратить право пользования налоговой льготой. За срок приостановки реализовать иное имущество организации, уменьшить налоговую базу таким образом, чтобы с учетом положений закона налоговая льгота не превышала 50% произведенных инвестиций, и по истечении срока приостановки начать использовать налоговую льготу более одного налогового периода, но в пределах срока предоставления налоговой льготы.

6. Льготу еще не предоставили. Документы находятся на рассмотрении. По закону области превышение 50% порога не входит в перечень оснований для отказа в предоставлении налоговой льготы. Превышение 50% - основание утраты налоговой льготы в налоговом периоде, а это отношения налогоплательщика и налогового органа. Но Комитет пытается упорно привязать основание утраты налоговой льготы как основание для отказа в предоставлении налоговой льготы.

в дополнение привожу положения письма Минфина России от 28.04.2008 № 03-02-07/1-163:
". При этом не следует подменять налоговые ставки по налогу на прибыль организаций . налоговыми льготами (льготами по налогам).
Кроме того, представляется необходимым отметить, что налоговые ставки и налоговые льготы могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, в порядке и пределах, предусмотренных Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налогах (пункт 4 статьи 1, пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 53, пункты 1, 2 статьи 56 Кодекса).

Получается, такая форма налоговой льготы в виде льготной налоговой ставки не может существовать.

Правила начисления налогов ЮЛ изложены в 30 главе НК РФ. Льготы, предоставляемые структуре при налогообложении, указаны в 381 статье. Объекты начисления налогов – это имущество, которое отражено в балансе компании. Данное правило содержится в статье 374 НК РФ.

Что является объектами, облагаемыми налогом?

Налоги начисляются на следующие формы имущества:

  • Находящееся в собственности предприятия.
  • Находящееся во временном пользовании или на доверительном управлении.
  • Используется в совместной деятельности (данный статус объектов должен быть отражен в официальных документах).

Все перечисленные объекты должны находиться в пользовании предприятия официально.

Что не является объектами налогообложения?

Объектами налогообложения не могут быть признаны следующие формы имущества:

  • Земля и прочие объекты природопользования.
  • Объекты, которые переданы федеральным органам для осуществления военной службы, нужд обороны.
  • Объекты культурно-исторического наследования.
  • Имущество, связанное с ядерной промышленностью.
  • Объекты, связанные с космической областью.
  • Движимая собственность, поставленная на учет после 31 декабря 2012 года.

Все данные объекты не облагаются налогом вне зависимости от того, учтены ли они официально. Однако есть некоторые нюансы. К примеру, если земля, переданная для нужд обороны, используется не по назначению или предоставляются в аренду, на нее будет начисляться налог. Нужно принимать во внимание все эти ограничения.

Кому предоставляются налоговые льготы?

Перечень предоставляемых льгот изложен в статье 381 НК РФ. Уменьшение начислений практикуется в отношении этих структур:

  • Уголовно-исполнительные структуры. Льготы предоставляются в отношении собственности, которая используется для исполнения уголовно-исполнительных нужд. В такие структуры входят в том числе следственные изоляторы, научно-исследовательские центры. Подробный перечень содержится в Постановлении РФ от 1 февраля 2000 года №89.
  • Религиозные структуры. Льготы предоставляются на объекты, необходимые для проведения религиозной деятельности. Рассматриваемые структуры должны соответствовать следующим признакам: вероисповедание, осуществление богослужений, проведение воспитания религиозного характера.
  • Сообщества инвалидов. В общественных структурах количество инвалидов не должно быть меньше 80%. Льготы распространяются на объекты, необходимые для ведения уставной деятельности. На некоторые объекты льготы не будут предоставляться: шины для авто, охотничьи ружья, изделия из меха, драгоценности, яхты.
  • Структуры, осуществляющие продажу фармацевтической продукции. Данная форма деятельности должна быть основной. Льгота предоставляются в отношении фармацевтических препаратов, направленных на борьбу с эпидемиями.
  • Компании, на балансе которых находятся культурно-исторические объекты. В перечень собственности, в отношении которой предоставляются льготы, входят объекты археологического наследия, научного значения.
  • Организации, на балансе которых есть объекты ядерной промышленности. В том числе это радиоактивные компоненты, структуры с ядерными реакторами.
  • Учреждения, на балансе которых есть железнодорожные пути, дороги для авто общего пользования. Льгота предоставляется только на определенные объекты, в отношении которых они приняты.
  • Структуры, на балансе которых есть космические объекты. Льготы регулируются Законом Российской Федерации от 1993 года №5663-1.
  • Структуры по производству протезно-ортопедических конструкций. Льготы предоставляются вне зависимости от организационной формы компании.
  • Собственность коллегий адвокатов. Для получения льгот коллегия должна соответствовать всем законам РФ.
  • Структуры, официально получившие статус научного центра. Порядок присвоения этого статуса оговорен Указом Президента №939.
  • Научные структуры академии наук РФ (медицинских, сельскохозяйственных и прочих). Льгота начала действовать с начала 2006 года.

К СВЕДЕНИЮ! Некоторые льготы были упразднены. К примеру, ранее налоговые льготы действовали в отношении компаний, на балансе которых находятся объекты социально-культурной области.

Как получить налоговые льготы?

Для оформления льгот нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Сбор требуемых документов.
  2. Обращение в ФНС по юридическому адресу компании.
  3. Составление заявления с прошением о льготе.

Для снижения налоговой нагрузки необходимо предоставить следующие виды документов:

  • Подтверждающие личность заявителя (паспорт).
  • Подтверждающие право собственности на налогооблагаемое имущество (к примеру, договор купли-продажи, документ, на основании которого возникло право временного пользования).
  • Бумаги, на основании которых появилось право на получение льгот (удостоверение инвалида, бумаги, подтверждающие деятельность организации).

Заявление может быть направлено в ФНС следующими методами:

  • Личное посещение налоговой службы.
  • Направление документа ценным письмом по почте.
  • Подача заявки в электронной форме (для этого нужно зайти на официальный сайт ФНС).

ВАЖНО! Заявление нужно подавать в соответствии с отчетным периодом. Направляется оно в ФНС до ноября текущего года. Льгота будет предоставлена только в следующем году. За нарушение сроков никаких штрафов не предполагается. Однако несвоевременная подача заявления несет убытки самому предприятию. Чем позже будут направлены документы, тем позже будут предоставлены налоговые льготы.

Основные группы льгот

Существуют следующие группы льгот:

  • Для ФЛ и ЮЛ.
  • Общие и специальные.
  • Социального и общеэкономического характера.
  • Федеральные и региональные (подразделяются в зависимости от того, каким органом была выдана льгота).

К СВЕДЕНИЮ! На данный момент происходит постоянное сокращение налоговых льгот. К примеру, в 2010 году льгот были лишены аэродромы, похоронные службы. Этот же закон повысил налоговые ставки для спортивных организаций.

ВНИМАНИЕ! Налоговые льготы во многом зависят от формы налогов, по отношению к которым они применяются. Нужно принимать во внимание, что субъекты РФ обладают определенными полномочиями касательно изменения нюансов налогообложения. Поэтому размер льгот может зависеть от того, в какой местности они выданы. Рекомендуется изучить местные законы.

Читайте также: