Национальный доход рассчитывается как а с т п трансфертные платежи косвенные налоги

Опубликовано: 16.05.2024

27.3. Расчет ВНП: по производству, доходам и расходам

Расчет ВНП по производству - суммирование добавленных стоимостей всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение определенного периода времени.
Расчет ВНП по доходам - сумма всех доходов, созданных в процессе производства товаров и услуг. К таким доходам относятся (см. схему 27.1):
1. Амортизация - ежегодные отчисления, которые показывают объем капитала, потребленного в процессе производства. Это как раз те отчисления, которые формируют разницу между валовыми и чистыми инвестициями.
2. Косвенные налоги на бизнес - общий налог с продаж, акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины. После вычета амортизации и косвенных налогов оставшаяся часть ВНП выступает в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли.
3. Заработная плата - денежное вознаграждение за наемный труд. Она выплачивается бизнесом и государством.
4. Рента, или рентные платежи: а) доход, получаемый собственниками земли и природных богатств и б) доходы от недвижимости.
5. Процент - выплаты денежного дохода частного бизнеса собственникам денежного капитала. Процентные платежи, производимые государством, исключаются из процентных доходов.
6. Прибыль - доход, который остается у фирмы после вычета общих расходов из общей выручки.
ВНП (по доходам) = Амортизация + Косвенные налоги + Заработная плата + Рента + Процент + Прибыль
Расчет ВНП по расходам - сумма всех расходов, необходимых для производства конечного продукта или услуги. К таким расходам относятся (см. рис. 27.1):

Рис. 27.1. Расчет ВНП по производству, доходам и расходам

1. Личные потребительские расходы (С) - расходы на предметы потребления длительного (автомобили, холодильники и т. п.) и кратковременного пользования (хлеб, молоко, рубашки и т. п.), а также услуги (юристов, врачей, парикмахеров и т. д.).
2. Валовые частные внутренние инвестиции (I). Они включают три компонента - расходы фирм на: 1) покупки станков, машин, оборудования; 2) строительство; 3) изменение запасов. Валовые частные внутренние инвестиции (I) включают производство всех инвестиционных товаров, предназначенных как для замещения машин, оборудования и сооружений, потребленных в ходе производства, так и расширения производства. Иначе говоря, валовые инвестиции включают как сумму амортизации, так и прироста инвестиций, или так называемые “чистые частные инвестиции (In)”.
Соотношение между валовыми инвестициями и амортизацией служит хорошим индикатором того, находится ли экономика в состоянии подъема, застоя или спада.
Растущая экономика - если валовые инвестиции превышают амортизацию.
Статичная экономика - если валовые инвестиции и амортизация равны. Экономика находится в состоянии покоя, в ней производится как раз столько товаров, сколько необходимо. Чистые инвестиции при этом приблизительно равны нулю.
Экономика со снижающейся деловой активностью - когда валовые инвестиции меньше, чем амортизация, т. е. когда в экономике год за годом потребляется больше капитала, чем производится. В этих условиях чистые инвестиции будут иметь знак “минус”, а в экономике произойдет деинвестирование, т. е. сокращение инвестиций.
3. Государственные закупки товаров и услуг (G) - это все затраты на конечную продукцию предприятий и прямые покупки ресурсов, рабочей силы со стороны государства. Однако они исключают все государственные трансфертные платежи, поскольку они не отражают увеличение текущего производства товаров и услуг.
4. Чистый экспорт (Хп) - это разность между экспортом и импортом товаров и услуг или величина, на которую сумма экспортируемых товаров превышает сумму импортируемых. Данная величина может быть как положительной, так и отрицательной.
ВНП (по расходам) = Потребление (С) + Инвестиции (I) + Государственные закупки товаров и услуг (G) ± Чистый экспорт (Хп).
Или:
ВНП (по расходам) = С + I + G ± Хп.
Следует учесть и запомнить, что:
ВНП по производству = ВНП по доходам = ВНП по расходам (см. рис. 27.1).

Даны следующие макроэкономические показатели, млрд. долл.:

1 Индивидуальные налоги 30
2 Чистые частные внутренние инвестиции 45
3 Нераспределённая прибыль корпораций 21
4 Трансфертные платежи 11
5 Пособия по безработице 4
6 Экспорт 13
7 Прибыль корпораций 61
8 Импорт 4
9 Доходы от продажи акций 10
10 Взносы на социальное страхование 20
11 Проценты по государственным облигациям 7
12 Личные сбережения 27
13 Амортизация оборудования 24
14 Амортизация зданий 12
15 Налог на прибыль корпораций 23
16 Потребительские расходы 255
17 Арендная плата 16
18 Процентные платежи частных фирм 15
19 Доходы от собственности 42
20 Косвенные налоги на бизнес 32
21 Дивиденды 17
22 Чистый факторный доход из-за границы -6

Определить: стоимость потреблённого капитала, валовые инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт, заработная плата, сальдо государственного бюджета, ВВП, ВНП, ЧВП, ЧНП, НД, ЛД, РЛД.

Решение:

1) Найдём Располагаемый личный доход домашних хозяйств – РЛД (disposable personal income – DPI), который они тратят на Личное потребление и Личные сбережения.

Формула расчёта РЛД

Отсюда Расчёт Располагаемого личного дохода
.

2) РЛД рассчитывается также как разность между Личным доходом и Индивидуальными налогами. Отсюда Личный доход равен:

Формула и расчёт личного дохода

3) Личный доход (personal income – PI) рассчитывается также как разность между НД и всем тем, что не поступает в распоряжение домохозяйств и является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить всё то, что увеличивает доходы домохозяйств, но не включается в НД:

Формула Личного дохода

Выразим отсюда Национальный доход – НД (National Income - NI) – это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов.

Формула Национального дохода

Расчёт национального дохода

4) Национальный доход можно рассчитать и другим способом, как разность между Чистым национальным продуктом (ЧНП) и косвенными налогами.

Формула Национального дохода

Отсюда выразим ЧНП:

Формула и расчёт чистого национального продукта

5) Кроме этого Национальный доход равен сумме: Заработная плата плюс Арендная плата плюс Процентные платежи плюс Доходы от собственности плюс Прибыль корпораций.
Выразим отсюда величину заработной платы:

Расчёт заработной платы

6) ЧНП также равен разности между валовым национальным продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

Формула Чистого национального продукта

Отсюда выразим ВНП:

Формула и расчёт ВНП

7) Зная ВНП, а также величину чистых факторных доходов из-за границы можно найти ВВП:

Формула и расчёт ВВП

8) Чистый внутренний продукт (ЧВП) равен разности между валовым внутренним продуктом и стоимостью потреблённого капитала (А):

Формула и расчёт ЧВП

9) Найдём валовые частные внутренние инвестиции (gross private domestic investment – Igross)
Валовые инвестиции представляют собой сумму чистых инвестиций и стоимости потреблённого капитала (амортизации):

Формула и расчёт Валовых инвестиций

10) Чистый экспорт (net export – NX) представляет собой разницу между доходами от экспорта (export – Ex) и расходами страны по импорту (import – Im) и соответствует сальдо торгового баланса:

Формула и расчёт чистого экспорта

11) Теперь зная ВВП, сумму валовых частных внутренних инвестиций, величину чистого экспорта и величину потребительских расходов (consumption spending – C), можно определить государственные закупки товаров и услуг (government spending – G)

Формула и расчёт государственных закупок товаров и услуг

12) Сальдо государственного бюджета рассчитывается как разница доходов и расходов бюджета.
Доходы бюджета равны сумме Индивидуальных налогов, Налога на прибыль корпорации, Косвенных налогов на бизнес и Взносов на социальное страхование.

Расчёт доходов бюджета

Расходы бюджета равны сумме Государственных закупок товаров и услуг, Трансфертов и Процентов по государственным облигациям.

Расчёт расходов бюджета

Расчёт сальдо государственного бюджета

Государственный бюджет сбалансирован.

Условие задачи взято из: Матвеева Т. Ю.. Введение в макроэкономику : учеб. пособие; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — 5-е изд., испр. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Система национальных счетов. Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (полное название: система счетов национального продукта и дохода). Система национальных счетов была разработана в конце 1920-х гг. группой американских ученых, сотрудников Национального бюро экономических исследований, под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца.

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики, предпринимались в разных странах еще в годы Первой мировой войны; тогда это делалось с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие эти стремления получили в середине 1920-х гг. в период бурного подъема экономики развитых стран (так называемый период процветания). Их целью было прогнозирование тенденций экономического развития. Причем исследования проводились не только в специально созданной в начале 1920-х гг. в США частной организации – Национальном бюро экономических исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла (что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей). Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во всероссийском (а впоследствии всесоюзном) Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции.

В октябре 1929 г. разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому краху, или Великой депрессии 1929–1933 гг. В связи с этим уже в начале 1930 г. конгресс США принял постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана.

После Второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в системе национальных счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987 г.

Система национальных счетов (СНС) – это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики.

СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства) – валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода – национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

До конца 1980-х гг. основным показателем, характеризующим совокупный объем производства, был показатель ВНП. В современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета ВНП из-за того, что национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал ВВП.

Валовой внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны с помощью как национальных (принадлежащих гражданам страны), так и иностранных (принадлежащих иностранцам) факторов производства в течение одного года. Разберем данное определение подробно, концентрируя внимание отдельно на каждом его слове.

1. Совокупная: ВВП – это агрегированный показатель, характеризующий весь объем производства, совокупный выпуск.

2. Рыночная: в стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т. е. те, которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВВП не включаются: а) труд на себя (когда человек сам себе строит дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру; мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль; парикмахер делает себе прическу и т. п.); б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу в починке забора, приятелю в производстве ремонта, знакомому, чтобы довезти его до аэропорта, и др.); в) стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой.

Что касается последней, то, хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К теневой экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные виды, прибыль от которых, однако, укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета, и, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх необходимого для обеспечения официального производства и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.

3. Стоимость: ВВП измеряет национальный объем производства в денежном выражении, т. е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно «сложить» яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD-плейерами, пепси-колой и т. д. Деньги служат всеобщим эквивалентом стоимости всех товаров, единым измерителем, позволяющим оценить ценность всех разнообразных видов товаров и услуг.

4. Конечных: вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечной называется продукция, которая идет в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты и т. п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное и вложенное в чизбургер, – промежуточным, так как будет подвергнуто переработке в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом.

В ВВП включается только стоимость конечной продукции, с тем чтобы избежать повторного (двойного) счета. Дело в том, что, например, в стоимость автомобиля включается стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль. Подсчет стоимости конечной продукции поэтому ведется по добавленной стоимости. Рассмотрим это на примере (табл. 1).

Предположим, что фермер вырастил зерно и продал его за 5 долл. мельнику, который смолол зерно в муку. Мельник за 8 долл. продал муку пекарю, который сделал из нее тесто и испек хлеб. Выпечку пекарь за 17 долл. продал булочнику, а тот продал хлеб покупателю за 25 долл. Зерно для мельника, мука для пекаря, выпечка для булочника являются промежуточной продукцией, а хлеб, который булочник продал покупателю, – конечной продукцией.

Таблица 1

В первом столбце представлена стоимость всех продаж (общая выручка от продаж всех экономических агентов), равная 55 долл., во втором – стоимость промежуточной продукции (30 долл.), в третьем – сумма добавленных стоимостей (25 долл.). Таким образом, добавленная стоимость – это чистый вклад каждого производителя (фирмы) в национальный объем производства. Сумма добавленных стоимостей (25 долл.) равна стоимости конечной продукции, т. е. той сумме, которую заплатил конечный потребитель (25 долл.). Поэтому во избежание повторного счета в ВВП включается только добавленная стоимость, равная стоимости конечной продукции.

Добавленная стоимость – это разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (т. е. стоимостью сырья и материалов, которые каждый производитель (фирма) покупает у других фирм). В нашем примере: 55–30 = 25 (долл.). При этом все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала и др.), а также ее прибыль включаются в добавленную стоимость.

5. Товаров и услуг: все, что не является товаром или услугой, не включается в ВВП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки.

Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся в первую очередь выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники, и т. п. Государственные трансферты – это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий.

Трансферты не включаются в стоимость ВВП, во-первых, потому, что в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, не производится ничего нового (ни товара, ни услуги), и совокупный доход лишь перераспределяется; а во-вторых, чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий).

К финансовым сделкам относятся купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и являются результатом перераспределения средств между экономическими агентами. (Однако следует иметь в виду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т. е. факторным доходом, частью национального дохода.)

Не включаются в ВВП также все перепродажи (продажи подержанных вещей).

6. Произведенных на территории страны с помощью как национальных, так и иностранных факторов производства: это утверждение важно для того, чтобы понять отличие показателя ВВП от ВНП. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, – неважно, с помощью национальных или иностранных факторов производства; в данном случае важен лишь территориальный фактор. А ВНП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью национальных факторов, и здесь не имеет значения, на территории данной страны или в других странах эти товары и услуги произведены, важно лишь условие национальной принадлежности. В большинстве развитых стран отличие ВНП от ВВП не превышает 1 %, разница между ними значима для стран, получающих существенные доходы от туризма (Кипр, Греция) или предоставляющих услуги, в первую очередь банковские, гражданам других стран (Люксембург, Швейцария).

Величина ВВП отличается от величины ВНП на величину чистого дохода (стоимости продукции), созданного за счет иностранных факторов производства на территории данной страны (ЧДИФ), который равен разнице между доходом, заработанным иностранными факторами (экономическими ресурсами) на территории данной страны, и доходом, заработанным национальными факторами в других странах, следовательно:

ВВП = ВНП + ЧДИФ.

Величина ЧДИФ может быть как положительной, так и отрицательной. Она будет положительной, если принадлежащие иностранцам ресурсы произвели на территории данной страны продукции и дохода больше, чем национальные ресурсы создали за рубежом. Если же принадлежащие гражданам данной страны ресурсы в других странах произвели продукции и дохода больше, чем иностранные ресурсы в данной стране, то величина ЧДИФ будет отрицательной.

7. В течение одного года: в соответствии с этим условием все товары, произведенные в предыдущие годы, десятилетия, эпохи, не учитываются при подсчете ВВП, поскольку они уже были учтены в стоимости ВВП соответствующих лет. Поэтому, чтобы избежать двойного счета, в ВВП включается только стоимость объема производства данного года.

Способы измерения ВВП. Для расчета ВВП может быть использовано три метода: 1) по расходам (метод конечного использования); 2) по доходам (распределительный метод); 3) по добавленной стоимости (производственный метод). Использование этих методов дает одинаковый результат, поскольку в экономике совокупный доход равен величине совокупных расходов, а величина добавленной стоимости равна стоимости конечной продукции, при этом величина стоимости конечной продукции есть не что иное, как сумма расходов конечных потребителей на покупку совокупного продукта.

ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, поскольку в данном случае мы учитываем, кто выступил конечным потребителем произведенных в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются: 1) расходы домохозяйств (потребительские расходы); 2) расходы фирм (инвестиционные расходы); 3) расходы государства (государственные закупки товаров и услуг); 4) расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт).

1. Потребительские расходы (С) – это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. В развитых странах они составляют от 2/3 до 3/4 совокупных расходов и включают в себя:

1) расходы на текущее потребление, т. е. на покупку товаров краткосрочного – менее одного года – пользования (одежда независимо от срока ее действительного использования – 1 день или 5 лет – относится к текущему потреблению);

2) расходы на товары длительного пользования, т. е. на покупку товаров, срок службы которых составляет более одного года (к ним относятся мебель, бытовая техника, автомобили, яхты, личные самолеты и др., при этом исключение составляют расходы на покупку жилья, которые считаются не потребительскими, а инвестиционными расходами домохозяйств);

3) расходы на услуги (поскольку современную жизнь невозможно представить себе без наличия большого спектра услуг, причем доля расходов на услуги в общей сумме потребительских расходов постоянно возрастает).

Таким образом, формула для расчета потребительских расходов будет выглядеть так:

потребительские расходы = расходы домохозяйств на текущее потребление + расходы на товары длительного пользования (за исключением расходов домохозяйств на покупку жилья) + расходы на услуги.

2. Инвестиционные расходы (I) – это расходы фирм и домохозяйств на покупку инвестиционных товаров. Под инвестиционными товарами понимаются товары, увеличивающие запас капитала. Инвестиционные расходы включают в себя:

1) инвестиции в основной капитал, т. е. расходы фирм на покупку оборудования и промышленное строительство (промышленные здания и сооружения);

2) инвестиции в жилищное строительство, т. е. расходы домохозяйств на покупку жилья;

3) инвестиции в запасы (товарно-материальные запасы): а) запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства; б) незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса; в) запасы готовой (произведенной фирмой), но еще не проданной продукции.

Инвестиции в основной капитал и инвестиции в жилищное строительство составляют фиксированные инвестиции. Инвестиции в запасы представляют собой изменяющуюся часть инвестиций, и при подсчете по расходам в ВВП включается не величина запасов, а изменение запасов, которое произошло в течение года. Если величина запасов увеличилась, то ВВП увеличивается на соответствующую величину, поскольку это означает, что в данном году были сделаны дополнительные инвестиции, увеличившие запасы. Если их величина уменьшилась, это означает, что в данном году была продана продукция, произведенная и пополнившая запасы в предыдущем году, следовательно, ВВП данного года следует уменьшить на величину сокращения запасов. Таким образом, инвестиции в запасы могут быть как положительной, так и отрицательной величиной.

В системе национальных счетов (и, соответственно, в макроэкономике) под инвестициями понимаются только расходы на покупку инвестиционных товаров (оборудования и сооружений), т. е. товаров, с помощью которых осуществляется процесс производства и которые увеличивают запас капитала (капитальных активов), а не любое вложение средств с целью получения дохода в будущем. Поэтому к инвестициям в системе национальных счетов не относится покупка акций и облигаций (поскольку это означает лишь передачу прав собственности на уже существующие активы), антиквариата, произведений искусства (так как это перепродажа уже существующих активов), иностранной валюты и т. п. При подсчете ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые внутренние частные инвестиции.

Валовые инвестиции (Igross) представляют собой совокупные инвестиции, включающие в себя как восстановительные инвестиции (амортизацию) – А, так и чистые инвестиции – Inet:

Igross = A + Inet.

Такое деление инвестиций связано с особенностями функционирования основного капитала. Дело в том, что в процессе своего использования основной капитал изнашивается, «потребляется» и требует замены, «восстановления» износа. Та часть инвестиций, которая идет на возмещение износа основного капитала, носит название восстановительных инвестиций, или амортизации. В системе национальных счетов эти инвестиции фигурируют под названием «capital consumption allowances», что можно перевести как «стоимость потребленного капитала» или «потребление основного капитала» в экономике. Таким образом, деление инвестиций на чистые инвестиции и амортизацию имеет отношение только к основному капиталу. Инвестиции в запасы – это чистые инвестиции.

Чистые инвестиции – это дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Значение чистых инвестиций состоит в том, что они являются основой расширения производства, роста объема выпуска. Если в экономике есть чистые инвестиции Inet > 0, т. е. валовые инвестиции превышают амортизацию (восстановительные инвестиции): Igross > A, то это означает, что в каждом следующем году реальный объем производства будет больше, чем в предыдущем. Если валовые инвестиции равны амортизации Igross = A, т. е. Inet = 0, то это ситуация так называемого «нулевого» роста, когда в экономике в каждом следующем году производится столько же, сколько в предыдущем. Если же чистые инвестиции отрицательны Inet 1, то реальный ВВП будет меньше номинального. В этом случае проводится операция дефлирования (снижения уровня цен текущего года до уровня цен базового года, т. е. искусственная дефляция). Если же за период от базового года до текущего уровень цен снизился, т. е. дефлятор ВВП




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Данное определение объединяет под собой всевозможные субсидии и дотации от государства, направленные на поддержание определенных бизнес-направлений, например поддержка малого бизнеса, развитие инновационных технологий, частичное государственное финансирование сельскохозяйственных предприятий.

Так же к ним можно отнести и социальные выплаты населению от государства: пенсии, стипендии, финансовая поддержка малочисленных народов.

Сущность трансфертных платежей и история их появления

  • В 1944 году трансфертные платежи состояли из процентов, направленных на покрытие государственного долга и расходов на социальное страхование населения. Как и сейчас, данный вид выплат не относятся к оплате каких-либо работ и услуг, выполненных кем-то для получения прибыли, поэтому трансфертные платежи не принимаются в расчет при определении уровня ВВП.
  • В сороковые (послевоенные) годы применяемая формула была неактуальна, так как потребность в безвозмездных выплатах от государства стала расти и расширять сферу применения. Это привело к тому, что трансфертные платежи стали распространяться на незащищенные слои населения в виде выплаты им доходов из казны. Так же список расширился выплатами, поддерживающими значимые объекты промышленности.
  • Пиком социальной направленности внутренней политики страны, приходятся на 50-е года СССР. Тогда трансфертные платежи составляли более 30%. Однако тяжелое экономическое положение страны в 80-х годах приводит к резкому сокращению трансфертов. На сегодняшний день в России средняя доля трансфертных платежей составляет 15%.

Снижение темпов роста трансфертных платежей в США отмечается во время президентства Р.Рейгона в 90-х годах. Однако в отличии от причин СССР, заморозка развития социальной политики в США послужила неэффективность самой системы поддержания нуждающихся слоев населения.

В современной истории трансфертные платежи стали называть «отрицательным налогом». Связано это с тем, что данные вид выплат является противоположностью налога, как общего понятия. Трансфертные платежи выплачиваются правительством населению, в отличие от налогов. И суммы данных перечислений растут с упадком производительности населения и уменьшаются с её ростом. Когда как сумма налога растет прямопропорционально доходам от высокой производительности труда.

Виды трансфертных платежей

Выделяют два основных вида трансфертных платежей:

  • государственные, это платежи, выплачиваемые правительством страны на оплату пенсий, пособий по безработице, поддержку бизнеса и т.д.;
  • частные, образуются в результате передачи денежных средств от гражданского лица другому лицу или даже предприятию.

Однако данный вид платежей не ограничивается страной, гуманитарная и медицинская помощь, так же является разновидностью государственных трансфертных платежей.

Ещё к этой категории относится поддержка государственно значимых секторов экономики.

Важным акцентом остается тот факт, что не только правительство государства способно на трансфертные платежи. Многие обеспеченные люди занимаются софинансированием социальных объектов (школы, детские дома, больницы). Помимо этого они могут вносить единоразовую материальную помощь, как целым организациям, так и материальную помощь какому-то конкретному человеку. В свою очередь государственные трансфертные платежи можно разделить на три основных направления:

  • Денежные средства для оплаты социальных нужд населения. Как уже говорилось – это пенсии по старости и инвалидности, стипендии, дотации многодетным семьям и т.д. В случае такого рода выплат правительство страны выделяет средства из тех, что поступили в бюджет в виде обязательных налоговых платежей, и выплачивает эти средства нуждающимся людям, как социальные выплаты.
  • Субсидии предпринимателям. Для осуществления этих выплат, правительство страны распределяет выделенные денежные средства между бюджетами субъектов федераций, которые и осуществляют выдачу дотаций предпринимателям, путем проведения конкурсов.
  • Выплаты процентом по государственному долгу. В эту категорию трансфертных платежей входит: перечисления из Федерального бюджета в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, банкам, на возмещение расходов по продаже государственных ценных бумаг.

Взаимосвязь политики и трансфертных платежей

Помимо прямой цели трансфертных платежей, они играют значимую роль в политическом имидже любой страны. Уровень распределения доходов между слоями населения – это основной показатель «заботы» правительства государства о своем народе.

Такие принципы известны каждому ещё из детских книг, когда Робин Гуд «забирал деньги у богатых и отдавал бедным». Так же подобные принципы преследовались при «построение» коммунизма. И хотя, большинство стран Мира раскритиковали данный государственный и экономический строй, доля трансфертных платежей по-прежнему остается показателем гордости на мировой арене.

Не зря трансферты – это один из трёх рычагов фискальной политики каждой страны. Фискальной политикой можно назвать комплекс мер, которые предпринимает правительство страны для улучшения финансового состояния страны в целом. И происходит это, в основном, за счет управления доходами и расходами самого правительства. Поэтому такого рода политику называют бюджетно-налоговой.

Однако у трансфертного платежа есть прямая противоположность в экономической политике страны – это налог. Когда как налог, по сути, является частью доходов населения, которую оно (население) добровольно отдает государству, то трансфертный платеж – это добровольная выплата государства нуждающихся категориям населения из доходов Федерального бюджета.

Стоит отметить, что и в первом и во втором случаях контрольной стороной остается государство, что и объясняет, что социально направленные выплаты не подлежат налогообложению.

И всё же первоначальной целью трансфертных платежей была идея уменьшения материального неравенства между разными категориями граждан одной станы. Нельзя сказать, что при текущем направлении развития политики страны, эта цель достигнута.

Читайте также: