Начисленные налоги и другим обязательным платежам в бюджет в пределах уплаченных

Опубликовано: 17.05.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 58 НК РФ

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.1 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.2 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.3 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 4.4 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ в пункт 6 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 7 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 9 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

Порядок расчета УСН-налога зависит от того, с каким объектом налогообложения работает «упрощенец»: доходы или доходы за минусом расходов. Практика показывает, что если ваши расходы невелики (вы не платите за аренду офиса, не привлекаете наемных работников), выгоднее применять объект налогообложения «доходы». Если же вы ведете деятельность, связанную с крупными расходами (к примеру, оптовая торговля товарами), выгоднее выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы». О том, как рассчитать «упрощенный» налог в обоих случаях, расскажет статья, подготовленная экспертами бератора «УСН на практике».

Если налог платят с доходов

Итак, если в качестве объекта налогообложения вы выбрали доходы, то налоговая база по единому налогу это денежное выражение доходов вашей организации. В состав доходов включают (п. 1, 2 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
  • доходы от реализации имущества и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

В этом случае единый налог рассчитывают по формуле.

Формула расчета единого налога при доходной УСН

формула расчета единого налога доходной УСН.jpg

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249, а внереализационные доходы – в порядке, установленном статьей 250 Налогового кодекса.

Доходы определяют нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев. Налоговый период по единому налогу – календарный год. Отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев.

В течение года «упрощенцы» платят авансовые платежи по налогу. Сумму квартального авансового платежа рассчитывают по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога (6%) и фактически полученных доходов.

Читайте в бераторе

Начисленный налог (авансовый платеж) можно уменьшить, но не более чем на 50% от его величины:

  • на сумму уплаченных взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование;
  • на сумму взносов «по травме»;
  • на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет собственных средств фирмы (за исключением пособий, выплаченных в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием);
  • на сумму платежей по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности со страховыми компаниями, имеющими лицензии на такой вид страхования (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Кроме того, в дополнение к этому перечню вычетов, которые предусмотрены для всех «упрощенцев», те, кто занимается торговлей, могут уменьшать начисленный налог на сумму торгового сбора, уплаченного за отчетный период или год (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Читайте в бераторе

Уменьшение УСН-налога

Существуют некоторые особенности уменьшения единого налога.

  1. Начисленный налог уменьшают на сумму страховых взносов, которая была фактически уплачена (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде, а не за этот же период (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Неважно, за какой период уплачены взносы. Например, страховые взносы за декабрь 2015 года, уплаченные в январе 2016 года, уменьшают авансовый платеж по УСН за I квартал 2016 года.
  1. Единый налог можно уменьшить на сумму больничных пособий, выплаченных работникам только за счет средств организации, то есть за первые три дня болезни (пп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Если из средств работодателя к пособию по временной нетрудоспособности работника была начислена доплата до фактического среднего заработка, уменьшить «упрощенный» налог на сумму такой доплаты нельзя (письмо Минфина РФ от 6 февраля 2012 г. № 03-11-06/2/20).

  1. Уменьшить единый налог на сумму страховых платежей за работников можно только в случае, если страховая выплата по договорам добровольного страхования на случай временной нетрудоспособности не превышает размера больничного пособия за первые три дня болезни работника, определяемого в соответствии с законодательством (пп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
  2. «Упрощенный» налог можно уменьшить на сумму страховых взносов, уплаченных за счет заемных средств. Из каких средств перечисляются страховые взносы за работников – собственных или привлеченных за счет займа или кредита – значения не имеет. Главное, чтобы взносы были уплачены в том же налоговом (отчетном) периоде, за который начислен «упрощенный» налог (письмо Минфина России от 20 июля 2015 г. № 03-11-06/41618).
  3. Помимо суммы уплаченных (в пределах исчисленных сумм) страховых взносов из исчисленной суммы «упрощенного» налога можно вычитать и недоимку по страховым взносам, погашенную в этом же периоде. Но опять-таки при условии, что налог уменьшается не более чем на 50% (письмо Минфина России от 7 августа 2015 г. № 03-11-11/45839).
  4. Индивидуальный предприниматель без наемных работников, применяющий УСН с объектом «доходы», может уменьшить сумму налога на переплату по страховым взносам. Но только после того, как Пенсионный фонд примет решение о зачете переплаты (письмо Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 03-11-11/67299).
  5. С 1 июля 2015 года в Москве введен торговый сбор, под уплату которого подпадают и «упрощенцы».

Те из них, которые применяют объект налогообложения «доходы» в дополнение к суммам, на которые сейчас можно снизить сумму единого налога (страховые взносы, больничные пособия, платежи по договорам добровольного личного страхования) могут уменьшить «упрощенный» налог на сумму фактически уплаченного торгового сбора. С условием, что налог перечислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Этот вывод подтверждают финансисты. Например, если предприниматель на «упрощенке» проживает в Московской области и одновременно торгует в Москве через объект недвижимости, уменьшать сумму УСН-налога на сумму торгового сбора, уплаченного в бюджет города Москвы, он не вправе (письмо Минфина России от 15 июля 2015 г. № 03-11-09/40621).

Фирмы и предприниматели, применяющие УСН, имеют право вести несколько видов бизнеса. Но в этом случае те из них, которые применяют объект «доходы», могут уменьшать единый налог на сумму торгового сбора только по той деятельности, в отношении которой уплачен этот сбор. Такие «упрощенцы» обязаны вести раздельный учет доходов и сумм единого налога, который уплачивается в отношении деятельности, подпадающей под торговый сбор (письмо Минфина России от 27 марта 2015 г. №03-11-11/16902).

В отличие от «упрощенцев» с объектом «доходы», у фирм и ИП на «доходно-расходной» УСН не возникает сложностей с учетом торгового сбора. Поскольку подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса предусмотрено, что при УСН с объектом «доходы минус расходы» «упрощенцы» вправе учесть налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, в составе расходов.

Поэтому вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к «упрощенной » деятельности и к виду деятельности, по которому платится торговый сбор, им не нужно (письмо Минфина России от 30 октября 2015 г. № 03-11-06/2/62729).

Кстати, если «упрощенец» с объектом «доходы» вычтет из суммы исчисленного единого налога уплаченные страховые взносы, больничные и платежи по договорам добровольного личного страхования, но не более чем из 50% налога (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ), всю оставшуюся половину налога он может уменьшить на сумму уплаченного торгового сбора, причем вплоть до нуля (п. 8 статьи 346.21 НК РФ).

Торговый сбор введен с 1 июля 2015 года пока только на территории Москвы. Согласно статье 415 Кодекса периодом обложения сбором признается квартал. Уплатить его нужно в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Если налог платят с разницы между доходами и расходами

В этом случае единый налог рассчитывают по формуле.

Формула расчета единого налога при доходно-расходной УСН

формула расчета единого налога доходно-расходной УСН.jpg

Разницу между доходами и расходами определяют нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, девяти месяцев. Налоговый период по единому налогу – календарный год. Отчетные периоды – I квартал, полугодие и девять месяцев.

В течение года «упрощенцы» платят авансовые платежи по налогу. Сумму квартального авансового платежа рассчитывают по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога (15%) и фактических доходов и расходов.

Причем взносы на обязательное социальное страхование (в том числе взносы «по травме»), больничные пособия, оплаченные за счет фирмы и платежи по договорам добровольного личного страхования, включают в состав «упрощенных» расходов. Таким образом, при этом способе определения налоговой базы взносы, «больничные» и страховые платежи единый налог не уменьшают.

ИП на доходно-расходной «упрощенке» имеют право включать с состав расходов не только страховые взносы, уплаченные за страхование своих работников, но и взносы, перечисленные за себя в виде фиксированного платежа (письмо Минфина России от 29 апреля 2013 года № 03-11-11/15001).

Кроме того, «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут учесть сумму уплаченного торгового сбора в УСН-расходах, воспользовавшись нормой подпункта 22 пункта 1 стати 346.16 Налогового кодекса. Эта норма позволяет учесть в расходах суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством.

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

Справочная / Всё про налоги

Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

  • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
  • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.


В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Выписка операций по расчётам с бюджетом

В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.


Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.

В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.

Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.


Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.

! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.

Пример выписки по налогу УСН


Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:

  • В апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽.
  • 3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽.
  • Появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Теперь его нужно уменьшить, поэтому в выписке появляется «обратное» начисление на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
  • В июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.

Пример выписки по страховым взносам за сотрудников


Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:

  • 9 января он платит 1 697,15 ₽ с декабрьской зарплаты, переплата увеличивается до 5 194,29 ₽ (3 497,14 + 1 697,15). Эту цифру мы видим в 13 столбце.
  • 10 января он подаёт расчёт по страховым взносам (РСВ) и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату до нуля: 5 194, 29 — 1 800 — 1 697,14 — 1 697,15 = 0. В 13 столбце вы тоже увидите ноль.
  • Предприниматель заплатил за 4 квартал 2017 года ровно столько, сколько отразил в декларации. На 15 января у него нет ни долгов, ни переплат. В идеале так и должно быть.

СТ 40 БК РФ

1. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

По запросу финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, о поступивших от юридических лиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением).

2. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Комментарий к Ст. 40 Бюджетного кодекса РФ

Пункт 1 комментируемой статьи определяет порядок, в соответствии с которым определяется момент, когда доходы будут считаться уплаченными. Этот порядок различается для налоговых и неналоговых доходов.

Налоговые доходы считаются уплаченными с момента, который определяется в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Особое значение по данному вопросу имеет практика Конституционного Суда РФ, который Постановлением от 12 октября 1998 г. N 24-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" признал положение пункта 3 статьи 11 упомянутого Закона о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку оно означает, с учетом конституционных норм, уплату налога налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.

Вместе с тем указанное положение пункта 3 статьи 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Конституционным Судом РФ было признано неконституционным с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускающее возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.

В связи с ходатайством Министерства РФ по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 года было принято Определение, в котором разъяснено, что содержащиеся в резолютивной части упомянутого Постановления Конституционного Суда РФ положения касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и других органов государства осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случаях выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.

При этом Конституционный Суд РФ исходил из того, что из признания банков и налогоплательщиков недобросовестными вытекает, что на них не распространяется правовая позиция Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика считается исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога, поскольку, по существу, они от исполнения данной обязанности уклонились.

Что касается неналоговых доходов и иных поступлений, то они считаются уплаченными в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда) с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации (п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи Бюджетного кодекса РФ денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда) с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда).

Читайте также: