Начальник отдела налогового учета

Опубликовано: 15.05.2024

Положение о начальнике отдела налогового учета и отчетности

1 Общие положения

1.1 Область применения

1.1.1 Настоящий документ является основным нормативным документом, устанавливающим задачи, функции, полномочия и ответственность Начальника Отдела налогового учета и отчетности, регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с должностными лицами структурных подразделений ООО "ХХХ" и внешних компаний.

1.1.2 Настоящее Положение является документом прямого действия и обязательно для исполнения со дня его утверждения.

1.1.3 Изменения в Положении утверждаются Генеральным директором ООО "ХХХ".

1.2 Нормативные ссылки

В настоящем Положении использованы нормативные ссылки на следующие документы:

1. Устав ООО "ХХХ".

2. Правила внутреннего трудового распорядка для работников ООО "ХХХ" (Рег. N: ПРАВИЛА. HR-1.06. Дата утверждения -24.02.2004).

3. Положение «Об Отделе налогового учета и отчетности Финансового департамента ООО "ХХХ" (проект).

В настоящем Положении использованы следующие сокращения:

МинФин – Министерство Финансов;

ОНУО - Отдел налогового учета и отчетности;

ФНС – Федеральная Налоговая Служба.

2 Создание и ликвидация должности. Назначение и освобождение от должности

2.1 Создание, переименование и ликвидация должности Начальника Отдела налогового учета и отчетности осуществляется по приказу Генерального директора ООО "ХХХ".

2.2 Назначение на должность Начальника отдела налогового учета и отчетности и освобождение от занимаемой должности осуществляются по приказу Генерального директора ООО "ХХХ". Представление на должность готовится Начальником Департамента персонала.

3 Место должности в организационной структуре

3.1 Начальник Отдела налогового учета и отчетности непосредственно подчиняется Главному бухгалтеру и Начальнику Управления учета и отчетности.

3.2 В непосредственном подчинении у Начальника Отдела налогового учета и отчетности находятся :

- Руководитель Группы налогового учета;

- Руководитель Группы налогового планирования и анализа.

Основными задачами Отдела налогового учета и отчетности являются:

4.1 Контроль за показателями, формирующими налогооблагаемую базу ООО "ХХХ";

4.2 Обеспечение соответствия мероприятий налогового планирования действующему законодательству в области налогообложения;

4.3 Защита интересов компании в случае проведения внешних контрольных мероприятий в области налогообложения;

4.4 Своевременное и качественное ведение налогового учета ООО "ХХХ" в соответствии с требованиями законодательства РФ;

4.5 Контроль налоговых обязательств и налоговых рисков.

Начальник Отдела налогового учета и отчетности выполняет следующие функции:

5.1 Обеспечивает и осуществляет контроль за ведением налогового учета по ЗАО Фирме ООО "ХХХ";

5.2 Готовит прогнозы по начислению и оплате налогов;

5.3 Осуществляет анализ бизнес-процессов с точки зрения налоговых платежей и налоговых рисков. Согласовывает плановые бюджетные показатели нефинансовых подразделений, оказывающих прямое или косвенное влияние на показатели налогооблагаемой базы и налоговые платежи в бюджет;

5.4 Осуществляет взаимодействие с органами государственного контроля в области экономики и налогообложения;

5.5 Осуществляет анализ фактических данных и их отклонение от запланированных;

5.6 Обеспечивает и контролирует подготовку регистров и форм внешней налоговой отчетности и своевременное ее предоставление;

5.7 Обеспечивает и контролирует подготовку форм внутренней налоговой отчетности и своевременное ее предоставление;

5.8 Готовит Налоговую стратегию, согласовывает квартальные и месячные бюджеты по налоговым платежам и планы их исполнения;

5.9 Планирует, организует и контролирует деятельность Отдела налогового учета и отчетности.

6.1 Взаимодействие со структурными подразделениями ООО "ХХХ"

Начальник Отдела налогового учета и отчетности, выполняя свои функции, взаимодействует со структурными подразделениями ООО "ХХХ" следующим образом:

6.1.1 Осуществляет информационный обмен в целях обеспечения операционной деятельности Отдела налогового учета и отчетности (в пределах своих функций);

6.1.2 По нестандартным и нерегламентированным вопросам, взаимодействие осуществляется посредством согласования с Главным бухгалтером и Финансовым директором;

6.1.3 Согласовывает нормативные документы, затрагивающие формирование налогооблагаемой базы. Участвует в выработке решений по мероприятиям нефинансового характера, оказывающим влияние на налогооблагаемую базу.

6.2 Взаимодействие с внешними компаниями

Начальник Отдела налогового учета и отчетности, выполняя свои функции, взаимодействует с внешними компаниями следующим образом:

6.2.1 Предоставляет налоговую отчетность в соответствующие налоговые органы;

6.2.2 В соответствии с требованиями Налогового Кодекса по требованию проверяющих налоговых органов предоставляет всю необходимую информацию.

6.2.3 При выполнении задач и функций, указанных в разделах 4 и 5 настоящего положения, связанных с вопросами следующего характера:

1) стратегические вопросы;

2) вопросы методологического характера;

3) вопросы межфирменного характера (т. е. затрагивающие интересы разных компаний группы);

4) существенные вопросы по сумме (цена вопроса – более 5 млн. руб.);

5) вопросы долгосрочного влияния на деятельность компании;

6) вопросы, с которыми сотрудники подразделения в своей практике встречается впервые;

7) другие вопросы, которые сотрудники подразделения не могут решить по причине нехватки рабочего и временного ресурса, и в случае, если указанные вопросы не могут быть эффективно решены сотрудниками Отдела налогового учета и отчетности, Начальник Отдела налогового учета и отчетности имеет право инициировать перед Генеральным директором ООО "ХХХ" привлечение специалистов – внешних консультантов для консультаций по данным вопросам, в соответствии с Положением ООО "ХХХ" «О привлечении внешних консультантов для оказания консультационных и информационных услуг».

В компетенцию Начальника Отдела налогового учета входит принятие управленческих решений по рекомендациям, представленным внешними консультантами, а также по целесообразности, срокам и условиям их внедрения в практику деятельности подразделения.

7 Показатели оценки деятельности

Результаты деятельности Начальника Отдела налогового учета и отчетности оцениваются на основе следующих показателей:

7.1 Правильность начисления налоговых обязательств перед бюджетом;

7.2 Своевременность перечисления налогов и сборов в бюджет;

7.3 Своевременность предоставления отчетности в налоговые органы, оперативное получение из налоговых органов документов, необходимых для бесперебойного осуществления деятельности фирмы (справки, акты, свидетельства и т. д);

7.4 Оперативность в подготовке запросов в налоговые и финансовые органы;

7.5 Оперативность в подготовке запросов в финансовые и налоговые органы;

7.6 Успешность прохождения проверок, проводимых органами государственного контроля в сфере экономики и налогообложения.

Начальник Отдела налогового учета и отчетности наделяется следующими полномочиями, необходимыми для решения закрепленных задач и выполнения своих функций:

8.1 Получает информацию, необходимую для осуществления деятельности от всех структурных подразделений и должностных лиц ООО "ХХХ".

8.2 Принимает решения о взысканиях и поощрениях сотрудников линейно подчиненных подразделений в рамках, определенных утвержденными нормативными документами ООО "ХХХ".

8.3 Принимает решения о взысканиях и поощрениях сотрудников функционально подчиненных подразделений в рамках, определенных утвержденными нормативными документами ООО "ХХХ".

8.4 Вносит вышестоящему руководству предложения по вопросам, касающимся своей компетенции

8.5 Осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.

Начальник Отдела налогового учета и отчетности имеет право:

9.1 Давать распоряжения и указания по деятельности, обязательные для подчиненных подразделений. Поручать сотрудникам этих подразделений выполнение отдельных заданий и поручений по вопросам их основной деятельности.

9.2 По вопросам, перечисленным в разделе 6 настоящего Положения, действовать от имени Компании на основании доверенности, представлять ее в других учреждениях и организациях.

9.3 Контролировать и координировать деятельность функционально подчиненных подразделений.

9.4 Заслушивать отчеты руководителей структурных подразделений Компании по вопросам их участия в выполнении планов и заданий согласно сфере деятельности Начальника Отдела налогового учета.

9.5 Требовать от руководителей подчиненных структурных подразделений представления сведений и материалов, необходимых для работы Начальника Отдела налогового учета и отчетности.

9.6 Руководить работой заседаний, совещаний, рабочих групп по вопросам сферы ответственности Начальника Отдела налогового учета и отчетности.

9.7 Участвовать в подборе персонала на должности своего непосредственного подчинения.

9.8 Получать информацию, касающуюся вопросов налогообложения деятельности Компании и любую другую информацию, необходимую для полноценного выполнения своих обязанностей.

9.9 Быть обеспеченным необходимыми для работы товарно-материальными ресурсами.

9.10 Исполнять другие функции, необходимые для достижения целей деятельности Компании и обеспечения ее нормальной работы.

Начальник Отдела налогового учета несет персональную ответственность перед Генеральным директором ООО "ХХХ", за выполнение своих функциональных обязанностей и решение закрепленных задач в соответствии с условиями заключенного с ним Трудового договора и законодательством РФ.

Главный методолог по организации бухгалтерского и налогового учета (Начальник отдела)

налоговых и аудиторских проверок; - Участие в проектах автоматизации бизнес-процессов и операций учета; - Участие в проектах по формированию методологии бухгалтерского и

Начальник отдела бухгалтерского и налогового учета/Главный бухгалтер консалтинговой компании

бухгалтерского учета в соответствии с планом счетов коммерческой организации; - Ведение налогового учета в соответствии с НК РФ; - Обработка первичной документации (имеется

Начальник отдела бухгалтерского и налогового учета

Обязанности: - Организация работы отдела (в прямом подчинении до 3-х чел.) и взаимодействие со смежными службами; - Организация и ведение бухгалтерского и налогового учета

Начальник отдела по бухгалтерскому и налоговому учету материальных ценностей

Компании, работающей в сфере бухгалтерия, финансы и банковское дело, требуется начальник отдела по бухгалтерскому и налоговому учету материальных ценностей

Начальник отдела налогового учета и отчетности

- Руководство отделом налогового учета Требования: - Высшее экономическое образование; - Отличное знание бухгалтерского и налогового законодательства; - Знание расчета налога на

Начальник отдела бухгалтерского и налогового учета

Обязанности: - Обеспечивать внутренний контроль ведения бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета, учета доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Заместитель начальника Отдела налогового учета

Обязанности: - подготовка регистров налогового учета в соответствии с требованиями налогового законодательства, учетной политики и внутренних регламентов банка

Начальник отдела налогового учета и отчетности

Начальник Отдела налогового учета (Автоторгбанк)

Обязанности: - ведение налогового учета в банке; - ведение налоговых регистров для расчета налоговой базы по налогу на прибыль; - своевременная сдача налоговых деклараций и

Начальник отдела методологии бухгалтерского и налогового учета

бухгалтерского, налогового учета. - Разработка порядка документооборота. - Мониторинг и анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и

Начальник отдела методологии бухгалтерского и налогового учета

методолога по налоговому учету, налоговый консультант, специалист по трансфертному ценообразованию, юрист по направлению налогового права не менее 3 лет. уверенный пользователь

Начальник отдела бухгалтерского и налогового учета

Уважаемые соискатели, указывайте пожалуйста ваши зарплатные ожидания. Обязанности: - Контроль ведения бухгалтерского и налогового учета по основной системе налогообложения

Начальник отдела бухгалтерского и налогового учета

Обязанности: - Контроль за достоверностью отчетной информации по РСБУ компаний Группы; - Управление методологией бухгалтерского и налогового учета компаний Группы

Методолог по бухгалтерскому и налоговому учету (Начальник отдела методологии)

; - Мониторинг изменений законодательства о бухгалтерском и налоговом учете, для своевременной актуализации методологии учета и инициации изменений в учетных политиках

Начальник отдела бухгалтерского и налогового учета

Ваши задачи:Контроль за достоверностью отчетной информации по РСБУ компаний Группы; Управление методологией бухгалтерского и налогового учета компаний Группы; Управление

Начальник Отдела налогового учета, Автоторгбанк

Компания "Мэйджор" Обязанности: - ведение налогового учета в банке; - ведение налоговых регистров для расчета налоговой базы по налогу на прибыль; - своевременная сдача

Начальник отдела методологии бухгалтерского и налогового учета

Должностные обязанности Условия работы Образование не ниже чем Опыт работы Требования к соискателю

Начальник Отдела налогового учета, Автоторгбанк

Должностные обязанности Условия работы Образование не ниже чем Опыт работы Требования к соискателю

Начальник отдела методологии бухгалтерского и налогового учета

рискам. - Оказание консультационной поддержки бухгалтерии (включая филиалы и ДЗО), иным подразделениям компании по вопросам налогового учета РФ и по вопросам ВЭД, по вопросам

Начальник отдела налоговой отчетности

начальном этапе работы - Широкий пакет Дмс с ведущими клиниками города Интересно? Тогда спеши оставить отклик! Требуется начальник отдела налоговой отчетности Начальник, руководитель отдела, начальник отдела

Документ : Должностная инструкция начальника отдела налогового учета

Должностная инструкция начальника отдела налогового учета

Давним и хорошо проверенным средством улучшения трудовой дисциплины являются должностные и рабочие инструкции. Во-первых, дисциплинирует сам факт ознакомления работника с документом, где детально расписано, что и как он должен делать, перед кем отчитываться и кому подчиняться. Во-вторых, уходят многие проблемы, связанные с неправильными представлениями работника о круге его функциональных обязанностей. В-третьих, руководство предприятия всегда имеет возможность предъявить какому-нибудь нарушителю трудовой дисциплины не общий распорядок работы на предприятии, а документ, составленный для данного конкретного работника и им же подписанный. Кстати, именно поэтому работник должен не просто ознакомиться с должностной (рабочей) инструкцией, но и расписаться на том экземпляре, который остается в отделе кадров (другой экземпляр, как вы понимаете, следует вручить самому работнику).

Мы предлагаем вашему вниманию примерную должностную инструкцию для начальника отдела налогового учета.

Несколько слов об этой должности. В официальном Классификаторе профессий ДК 003:2005, утвержденном приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 г. № 375, такой профессии нет. Однако Классификатор, несмотря на то что он принят чуть больше года назад, во многом устарел, поскольку в своей основе повторяет предыдущий Классификатор ДК 003-95, утвержденный приказом Госстандарта от 27.07.95 г. № 257, и не учитывает последних новаций в сфере организации труда и производства.

Между тем с 1997 года, когда бухгалтерский учет был отделен от налогового, возникла настоятельная необходимость разделить эти сферы и в практической деятельности предприятий. Многие руководители, особенно на крупных предприятиях, в связи с этим ввели специальные отделы налогового учета - то ли в качестве подразделения бухгалтерии, то ли в качестве отдельной службы, подчиненной главбуху наряду с бухгалтерией. Разумеется, работа в таком подразделении требует специальных знаний и умений. Во многих странах на Западе профессии “бухгалтерского бухгалтера” и “налогового бухгалтера” разделены давно и обозначаются совершенно разными словами. Впрочем, в тамошних традициях вообще налоговый отдел зачастую не имеет никакой связи с бухгалтерией и подчинен непосредственно руководителю предприятия. Это и понятно - ведь по существу налоговый учет гораздо ближе к юриспруденции, нежели к классической бухгалтерии.

У нас подобное разделение уже состоялось на многих предприятиях де-факто, однако де-юре оно еще не существует. Предлагаемая ниже инструкция - это примерный образец того, как может выглядеть подобный документ. Никто не настаивает на дословном воспроизведении его в инструкции, утвержденной на вашем предприятии. Исходите из того, есть ли на вашем предприятии такое подразделение или налоговым учетом занимаются обычные бухгалтеры. Если специального налогового подразделения нет, то на основе нашего образца можно составить инструкцию для тех конкретных бухгалтеров, которые занимаются у вас налогами непосредственно. Возможно, отдельные положения вы захотите ввести, например, в должностную инструкцию главбуха. В общем, проявляйте фантазию.

Алена Мышкина,
юрист

Должностная инструкция
начальника отдела налогового учета

I. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность начальника отдела налогового учета.

2. Начальник отдела налогового учета назначается на должность и увольняется с должности приказом директора предприятия в порядке, установленном действующим трудовым законодательством.

3. Начальник отдела налогового учета подчиняется непосредственно главному бухгалтеру и руководителю предприятия.

4. На должность начальника отдела налогового учета назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или юридическое) образование и стаж финансово-хозяйственной работы не менее 5 лет.

II. Требования к квалификации

Начальник отдела налогового учета должен знать:

1. Налоговое и таможенное законодательство.

2. Законодательство о бухгалтерском учете.

3. Гражданское право, финансовое и хозяйственное законодательство.

4. Руководящие и нормативные материалы государственных органов по вопросам организации налогового и бухгалтерского учета и составления отчетности, а также по вопросам хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

5. Структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития.

6. Положения и инструкции по организации налогового и бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения.

7. Порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета, формы и порядок финансовых расчетов.

8. Порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

9. Правила расчетов с дебиторами и кредиторами.

10. Условия налогообложения юридических и физических лиц.

11. Порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, задолженностей и т. п.

12. Правила проведения инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей.

13. Порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности.

14. Правила проведения налоговых проверок и ревизий.

15. Порядок обжалования результатов проверок и решений налоговых органов в вышестоящих органах государственной налоговой службы и в суде.

16. Основы гражданского, хозяйственного и административного процессуального законодательства.

17. Основы законодательства о труде.

18. Правила и нормы охраны труда.

III. Функциональные обязанности

Начальник отдела налогового учета:

1. Осуществляет организацию налогового учета на предприятии, совместно с руководителем предприятия и главным бухгалтером разрабатывает основные подходы к налоговой политике и политике бухгалтерского учета предприятия.

2. В соответствии с налоговым законодательством исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия рассчитывает и предлагает на рассмотрение руководству различные варианты организационных схем деятельности, изучает возможности налоговой оптимизации и осуществляет текущее и перспективное налоговое планирование.

3. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на укрепление финансовой и налоговой дисциплины.

4. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления налоговых документов, в том числе налоговых накладных, деклараций, расчетов и т. п.

5. Обеспечивает начисление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование. Контролирует правильность такого начисления, осуществляемого другими подразделениями бухгалтерии, ежедневно докладывает главному бухгалтеру о наступлении сроков и необходимости перечисления тех или иных платежей.

6. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения налоговой и кассовой дисциплины, отслеживает списание со счетов бухгалтерского учета недостач, задолженностей и т. п., докладывает главному бухгалтеру о необходимости внесения тех или иных изменений в налоговые документы в связи с таким списанием.

7. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам налогового учета, контроля и отчетности.

8. Совместно с юридической службой предприятия подготавливает и проводит работу по обжалованию решений налоговых, таможенных и других контролирующих органов. При необходимости представляет предприятие в судах, административных судах, хозяйственных судах.

Начальник отдела налогового учета имеет право:

1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по вопросам, входящим в круг его функциональных обязанностей.

2. Контролировать своевременное выполнение заданий и отдельных поручений подчиненными ему работниками.

3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности главного бухгалтера.

4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящих в его компетенцию.

5. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, относящимся к его компетенции.

Начальник отдела налогового учета несет ответственность за:

1. Обеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также за работу подчиненных ему работников по вопросам их производственной деятельности.

2. Достоверность информации о состоянии работы на вверенном ему участке, показатели финансово-хозяйственной деятельности, своевременность представления различных сведений и отчетности.

3. Выполнение приказов, распоряжений и поручений директора и главного бухгалтера предприятия.

4. Обеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками, находящимися в его подчинении.

5. Неразглашение коммерческой тайны.

VI. Условия работы

1. Режим работы начальника отдела налогового учета определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

2. В связи с производственной необходимостью начальника отдела налогового учета может выезжать в служебные командировки (в том числе местные).

3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению финансово-хозяйственной деятельности начальнику отдела налогового учета может выделяться служебный автотранспорт.

1. В период временного отсутствия начальника отдела налогового учета его обязанности возлагаются на лицо, назначенное в установленном порядке. Это лицо получает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. В ходе своей деятельности начальник отдела налогового учета взаимодействует:

“____” ________ 200__ г.

“____” ________ 200__ г.

Газета “Фортекс” № 12/2007 (№ 220), от 15.03.2007 г.


Инструкции к заполнению
Финансы и банковские услуги
Статистика
Отчет
Учет
Доклады
Бухгалтерия
Бухгалтера
Бухгалтерская отчетность
Должностные инструкции

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности

1.1. Начальник отдела обеспечивает организацию бухгалтерского и налогового учета, контроль за рациональным, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранность собственности организации.

1.2. Начальник отдела назначается на должность и освобождается от должности Главой администрации Южского городского поселения.

1.3. На должность начальника отдела назначается лицо, имеющее высшее

профессиональное образование, стаж муниципальной (государственной) службы не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трёх лет.

1.4. Прием и сдача дел при назначении и освобождении начальника отдела

оформляются актом после проверки состояния бюджетного учета и отчетности.

1.5. Начальник отдела подчиняется непосредственно Главе администрации Южского городского поселения.

1.6. На время отсутствия начальника отдела (командировка, отпуск, болезнь и т. д.) права и обязанности начальника отдела возлагаются на специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности, что оформляется распоряжением Главы администрации Южского городского поселения.

2. Должностные обязанности и права

2.1. Должностные обязанности:

Начальник отдела осуществляет организацию бюджетного учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:

- широкое использование современных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бюджетном учете операций, связанных с их движением;

- исполнение сметы расходов;

- перечисление взносов в федеральный, региональный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- составление достоверной бюджетной отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;

- сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив;

- правильность расходования фонда заработной платы, установление должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

- соблюдение установленных правил проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, расчетов и платежных обязательств;

- взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

- законность списания с баланса недостач, дебиторской задолженности других потерь;

2.1.1. Должен знать:

- законодательство о бюджетном учете;

- постановления, распоряжения, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бюджетного учета и составления отчетности;

- структуру организации, стратегию и перспективы ее развития;

- положения и инструкции по организации бухгалтерского учета и отчетности, правила его ведения;

- порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

- формы и порядок финансовых расчетов;

- порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

- правила расчета с дебиторами и кредиторами;

- условия налогообложения юридических и физических лиц;

- порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

- правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

- порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности, включая налоговые декларации;

- современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ;

- законодательство о труде;

2.1.2. Начальник отдела имеет право:

- устанавливать для подчиненных ему работников служебные обязанности;

- требовать документального оформления хозяйственных операций и предоставления в отдел бухгалтерского учета необходимых документов и сведений являющихся обязательными для всех работников организации;

- за несвоевременность, недоброкачественное оформление и составление документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы;

- перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером;

- назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц производится по согласованию с начальником бухгалтерского учета и отчетности;

- договора, соглашения, заключаемые администрацией на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, а также распоряжения об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате предварительно рассматриваются и визируются начальником отдела;

- требовать от руководителей отделов администрации принятия мер к повышению эффективности использования муниципального имущества;

- без подписи начальника отдела денежные и расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

3. Ответственность

Начальник отдела несет ответственность в случаях:

- неправильного ведения бюджетного и налогового учета, следствием чего явились запущенность в учете, искажения в бухгалтерской отчетности и налоговых декларациях;

- принятия к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

- несвоевременной и неправильной выверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;

- нарушения порядка списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

- составление недостоверной бухгалтерской отчетности по вине отдела по бухгалтерскому учету;

- нарушения сроков предоставления месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций соответствующим органам;

- других нарушений действующего законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность.

Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность начальника отдела определяется в соответствии с действующим законодательством.

4. Организация работы

Начальник отдела работает в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации.

1. ________________(_______________________) «_______»____________200___г.

2. ________________(_______________________) «_______»____________200___г.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения

В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование. Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Возможность управления налогами заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам налоговые льготы. В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование.

Для текущего исполнения налоговых обязательств важное значение имеют:

  • такое состояние бухгалтерского учета и отчетности, которое позволяет получать актуальную и достоверную информацию и для налоговых целей. При принятии управленческих решений менеджер должен быть уверен, что обладает всей полнотой налоговой информации, а также в том, что используемая информация надежна;
  • налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности, что снижает высокие риски, связанные с несвоевременной уплатой налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, от его услуг надо отказаться, а налоги следует платить заранее;
  • своевременное исполнение обязательств, что позволяет избежать финансовых потерь в виде пеней и штрафных санкций за неуплату налогов.
Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование в организации является составной частью стратегического, финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Налоговое планирование включает:

  • стратегию оптимального управления предприятием и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективный способ увеличения прибыли — не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решении, чтобы оптимальной (в том числе по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. В этой связи важное значение имеет выбор вида деятельности, поскольку ряд видов деятельности имеет существенные льготы по ряду налогов, и выбор организационно-правовой формы организации бизнеса. Например, функционирование бизнеса в форме ПБЮЛ позволяет более легко использовать упрошенную систему налогообложения с существенной экономией по ряду налогов, а в форме ООО предоставляет определенные преимущества в части выплаты долей участникам;
  • учетную политику — выбранную предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и обработки данных.
В рамках учетной политики предприятия возможности получения налоговой экономии достигаются за счет:

  • применения ускоренной амортизации и повышающих амортизационных коэффициентов;
  • сокращения срока полезного использования нематериальных активов;
  • оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции;
  • создания резервов, что минимизирует текущие обязательства по налогу на прибыль;
  • списания на финансовый результат положительных курсовых разниц единомоментно в конце года;
  • определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары и позволяет иметь реальный источник уплаты НДС.
С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

  1. организацию надежного налогового учета;
  2. контроль за правильностью расчетов налогов;
  3. минимизацию налогообложения в рамках действующего законодательства.
Работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как оптимизация налогообложения может потребовать привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

Под налоговой оптимизацией понимают уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Оптимизация налогообложения — это реализация закрепленного в части первой Налогового кодекса РФ положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика для максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств.

Оптимизировать налогообложение можно путем:

  • воздержания от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги. Например, если при бартерной сделке у налоговых органов возникает право контроля над применяемыми организацией ценами и соответственно есть возможность увеличить налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль, то замена двустороннего договора мены на два договора купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований к росту налоговых баз не приводит;
  • получения дохода в тех формах, по которым установлены льготы.Например, получение доходов в виде дивидендов не подлежит обложению единым социальным налогом и взносом на обязательное пенсионное страхование;
  • выезда налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;
  • выбора (при возможности) таких сделок, которые влекут меньшие налоговые последствия. Так, плательщикам НДС целесообразно вступать в договорные отношения с плательщиками НДС, так как в этом случае действует механизм возмещения НДС. Также определенные преимущества могут иметь экспортные сделки по сравнению с реализацией на внутреннем рынке.
Схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, можно разделить на две группы.

  1. «Простые» схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К этой группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы и т.д. Большинство предпринимателей решают вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта.
  2. «Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К этой группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, использование оффшорных зон.
Таким образом, налогоплательщик имеет право лишь на действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда вытекает основной предел налогового планирования — налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны финансовые потери налогоплательщика, банкротство или лишение свободы.

Отмена ряда налоговых льгот привела к сужению рамок налогового планирования в российской организации. В связи с этим многие крупные предприятия с большим оборотом прибегают к международному налоговому планированию. На возможности поиска налоговых привилегий обращал внимание еще А. Смит, который писал: «Владелец капитала есть собственно гражданин всего мира и не связан необходимостью с какой бы то ни было страною. Он не замедлит оставить государство, в котором его подвергают оскорбительным обыскам для обложения обременительным налогом, и переведет свой капитал в страну, в которой он может вести свои дела и пользоваться своим имуществом без стеснения».

В настоящее время для международного налогового планирования используютоффшорные зоны. Почти в каждой стране существует вид деятельности или организационно-правовая форма, налоговый режим которых благодаря особенности национального налогового законодательства более предпочтителен. Тем самым создается основа для привлечения под такую юрисдикцию с низким уровнем налогообложения иностранных юридических лиц. Некоторые страны свою государственную политику строят на предоставлении весомых налоговых льгот иностранным фирмам, извлекая для себя выгоду в форме притока иностранных капиталов.

Принципы международного налогового планирования с помощью оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для предприятия, выплачивающего большие налоги, и максимальное увеличение налоговой базы для предприятия, выплачивающего минимальные налоги, т.е. так называемое перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.

Основной принцип схем вывода деятельности предприятий из-под жесткого внутреннего налогообложения состоит в том, что российские компании и предприятия формально оформляют свою деятельность через оффшорную компанию. При этом оффшорная компания принимает на себя основные налоговые платежи российских компаний.

Пример 1. Российская фирма поставила на экспорт иностранной компании товар стоимостью 2 200 000 долл. Прибыль российской фирмы составляет 100 000 долл. С этой суммы российская фирма должна уплатить налог на прибыль в сумме 24 000 долл. Однако в целях экономии финансовых средств данная сделка была проведена с участием оффшорной компании, принадлежащей российской фирме. Поставка товара в этом случае прошла через оффшорную компанию, которой российская фирма поставила тог же товар в том же количестве, но по цене 2 180 000 долл.

Оффшорная компания продает товар, являющийся ее собственностью, конечному покупателю (иностранной компании) по цене 2 100 000 долл. Прибыль 80 000 долл. остается на счетах своей оффшорной компании и облагается минимальными налогами.

Пример 2. Российская оптово-торговая фирма ввозит в Россию продукцию из европейской страны на сумму 1 000 000 долл. Если поставка идет напрямую, без участия оффшора, то размер таможенной пошлины составит 20%, или 200 000 долл. Однако поставка осуществляется через свою собственную зарубежную оффшорную компанию, которая исходя из поставленной задачи занижении таможенной пошлины выставляет счет-фактуру (инвойс) на меньшую сумму — 200 000 долл. Размер таможенной пошлины в этом случае составит 40 000 долл. Затем продукция продается на внутреннем рынке за 1 500 000 долл.

В тех случаях, когда размер таможенной пошлины не зависит от стоимости определенного товара (например, автомобилей), применяется способ искусственного завышения стоимости товара для того, чтобы основная прибыль оказалась на счете оффшорной компании.

Наиболее типичные схемы, которые можно построить на основе оффшорного бизнеса, следующие:

  • оффшорная компания — посредник в торговле. При внешнеторговых операциях между продавцом и покупателем создается компания для того, чтобы локализовать максимум прибыли на облагаемом наименьшим налогом субъекте;
  • оффшорная компания — подрядчик. В этом случае компанию используют для увеличения расходов, включаемых в себестоимость, и уменьшения налогооблагаемой базы;
  • оффшорная компания — владелец дорогостоящего имущества. Эта схема применяется в том случае, если собственник старается сохранить в тайне факт владения каким-либо дорогостоящим имуществом;
  • оффшорная компания — владелец и лицензиар товарного знака. При ведении бизнеса в нестабильной стране товарный знак можно зарегистрировать на эту компанию или продать ей уже зарегистрированный. Это позволяет даже при ликвидации бизнес-единицы оставлять товарный знак, а затем на основании лицензионных договоров предоставлять право пользования им кому-либо;
  • оффшорная компания — владелец авторских прав. Если бизнес состоит в приобретении у авторов права на их произведения с последующим получением дохода от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то эта схема — удобный способ законного уменьшения налогов и экспорта капитала;
  • оффшорная компания — держатель банковского счета. В этом случае владелец получает под контроль данную компанию, а уже компания открывает счет в банке, что позволяет через какое-то время получить на руки корпоративную кредитную карту;
  • оффшорная компания — залогодержатель. Схема реализуется в рамках тонкого налогового планирования в том случае, если владелец имущества опасается за его сохранность;
  • оффшорная компания — инвестор. При желании инвестировать вывезенный капитал обратно в свою страну оффшорная компания, может стать удобным перевалочным пунктом капитала на его пути в новый инвестиционный проект, так как капитал можно аккумулировать в такой компании очень оперативно и без налогов;
  • оффшорная компания — судовладелец. Например, если лицо приобрело яхту, то помимо соображений безопасности есть и налоговый плюс: многие оффшорные центры предоставляют судам, ходящим под их флагом, очень льготные условия налогообложения;
  • оффшорная компания — исполнитель строительных работ. Если оффшорная компания находится в стране, с которой у России есть договор об избежании двойного налогообложения, и при этом не подпадает под определение постоянного представительства, то данная компания не будет облагаться российским налогом на прибыль.
Специализация оффшорных зон не имеет жесткого характера. В настоящее время насчитывается 30 юрисдикций, являющихся наиболее известными «налоговыми убежищами». На налоговой карте мира насчитывается более 300 единиц льготных юрисдикций и зон, представляющих интерес с точки зрения налогового планирования международных финансовых операций.

Читайте также: