Может ли банк отказать налоговому органу

Опубликовано: 06.05.2024

Выписка по банковскому счету – это официальный документ, выдаваемый кредитной организацией, в котором содержатся все данные и сведения об операциях, которые были совершены по счету. Выписка предоставляет достоверную информацию о текущем состоянии счета, о движении денежных средств.

Выписки по банковскому счета в разрешении налоговых споров играют важную роль, так как по ним в том числе можно определить, вела ли организация реальную финансово-хозяйственную деятельность или нет.

В данной статье предлагаем разобрать две часто складывающиеся на практике ситуации. Первая, в которой Налоговые органы истребуют информацию у Банков, и вторая, в которой Налогоплательщик запрашивает банковские выписки контрагентов у Налогового органа. Подход налоговиков в этих случаях кардинально отличается.

Налоговые органы и Банки. В рамках проведения мероприятий налогового контроля Налоговые органы очень часто обращаются в Банки с требованием предоставления справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах контрагентов организации, в отношении которых проводятся мероприятия налогового контроля. Данная норма закреплена в ст. 86 НК РФ, и подробнее изложена в письме Минфина России от 12.03.2010 N 03-02-07/1-103.

Налоговые органы всегда интересуют 3 важных аспекта:

1) Дата совершения операции - позволяет определить точную дату совершения операции конкретного лица за период.

2) Сумма операций по счету - позволяет проанализировать объем проведенных операций отдельного лица. Это помогает понять, совершались ли операции по выводу денежных средств.

3) Назначение платежа – информация, без которой невозможно проанализировать наличие операций, подтверждающих нормальную хозяйственную деятельность компании. В назначении платежа лицо указывает цель операции: оплата по договору, заработная плата и тд.

Соответственно, банк, получив запрос о представлении указанных справок (выписок) в отношении счетов индивидуальных предпринимателей, представляет сведения об их счетах, используемых ими для предпринимательской деятельности, без указания счетов, открытых им как физическим лицам. (письмо ФНС России от 01.11.2017 N ЕД-4-2/22198@).

В такой перспективе нередко возникает вопрос, не нарушает ли это режим банковской тайны?

Режим банковской тайны – это обязанность кредитных организаций не разглашать и не распространять сведения об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

С учетом п. 2 ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 453-О, п. 2 ст. 102 НК РФ :

- банк обязан предоставить налоговому органу сведения, составляющие банковскую тайну, в целях защиты публичных интересов и интересов других лиц;

- режим банковской тайны не является препятствием для использования налоговыми органами сведений, полученных от банка, поскольку данные сведения являются налоговой тайной, имеют специальный режим хранения, доступа и не подлежат разглашению.

Таким образом, запрос информации налоговым органом не будет нарушать режим банковской тайны, вследствие передачи ее государственному органу.

В случае отказа в предоставлении истребуемых документов (информации), Банк будет нести налоговую ответственность по ст. 126 НК РФ.

Такой вывод подтверждается многочисленной судебной практикой.

В частности, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.07.2018 N Ф03-1204/2018 по делу N А24-3378/2017 по делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, Суд указал, что «Довод банка о том, что представление документов является нарушением банковской тайны, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку исходя из положений статьи 26 Закона N 395-1, разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 3 определения от 14.12.2004 N 453-О, режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно статье 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении предоставленных сведений».

Аналогичные позиции высказали суды Московского Округа, Поволжья, Северо-Западного округа и т д. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.04.2018 N Ф05-4142/2018 по делу N А40-186267/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2018 N Ф06-40820/2018 по делу N А55-31544/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2018 N Ф07-3829/2018 по делу N А56-54459/2017).

При проведении выездной налоговой проверки, Инспекция всегда запрашивает у банка информацию по спорным контрагентам. Это предусмотрено напрямую в ст.93 НК РФ и письме от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@ "Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля".

На данный момент, действующий НК не предусматривает правовой механизм, который мог бы позволить банку, получившему запрос от налогового органа, проверять достаточность и целесообразность оснований для его направления, а также проверять действительность проведения мероприятий налогового контроля. Таким образом, Банк обязан предоставить все запрашиваемые документы.

Таким образом, предоставление банками полных банковских выписок является обязательным и налоговые органы пользуются своим правом, в некоторых случаях даже привлекают к налоговой ответственности за непредоставление полных банковских выписок.

Налоговые органы и налогоплательщики . Иная ситуация складывается, когда такое право появляется у налогоплательщиков в отношении налоговых органов. Приведем пример после проведения ВНП выносится Акт налоговой проверки. Вместе с Актом, согласно п.п. 12 п.3 ст. 100 НК РФ, налогоплательщику обязательно должны быть вручены все документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

Довольно часто такими документами являются банковские выписки контрагентов налогоплательщика. На практике складываются ситуации, в которых проверяющие прикладывают «выписки из выписок» и не прикладывают полные банковские выписки, ссылаясь на ст.102 НК РФ о налоговой тайне.

Вместе с тем, именно на основании этих выписок Налоговики делают вывод об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности компаний, с которыми у проверяющегося лица были заключены договоры. Тем самым невручение банковских выписок спорных контрагентов лишает налогоплательщика возможности выявить наличие операций, подтверждающих реальную финансово-хозяйственную деятельность своих контрагентов и опровергнуть выводы проверяющих о подконтрольности и техническом характере деятельности данных лиц. Также банковские выписки позволяют проанализировать объемы проведенных операций в отношении налогоплательщика в сравнении с другими лицами, с которыми взаимодействовали спорные контрагенты и иную полезную информацию. Таким образом, налогоплательщика налоговые органы фактически лишают возможности опровергнуть выводы налогового органа.

На практике в большинстве случаев при истребовании банковских выписок в полном объеме, налогоплательщик получает отказ. Налоговый орган указывает на отсутствие нарушений прав налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки, так как запрошенные документы представляются в виде заверенных выписок. Но такие «выписки из выписок» обычно не содержат той информации, на основе которой налогоплательщик может опровергнуть выводы налогового органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное ст. 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из ч. 2 ст.24 Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации.

Более того, в п. 6.6 рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок, доведённых письмом ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 указано, что налоговым органам при применении пункта 3.1 статьи 100 Кодекса необходимо учитывать, что конкретный документ наряду со сведениями о нарушениях (сведениями, подтверждающими факты нарушений) законодательства о налогах и сборах, выявленными в ходе проверки, может содержать информацию, содержание которой не имеет доказательственного значения, и при этом одновременно составляет банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, либо относится к персональным данным физических лиц. Именно такие документы прилагаются к акту налоговой проверки в виде заверенных налоговым органом выписок.

ФНС России в письме от 22.05.2012 №АС-4-2/8356 @ "О формировании приложений к акту налоговой проверки" указывает, что в том случае, если имеющий отношение к делу о налоговом правонарушении факт может быть подтвержден только полной выпиской по операциям на счете (например, факт осуществления транзитных платежей только либо преимущественно между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций), документ должен быть приложен к акту налоговой проверки в полном объеме.

Таким образом, исходя из положений НК и разъяснений ФНС России, налоговый орган обязан вручать полные банковские выписки контрагентов налогоплательщика. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление АС Уральского округа № Ф09-5561/19).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Как установлено п. 1 ст. 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

В силу п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

На основании п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, как закрепляет п. 1 ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Судебная практика свидетельствует, что банки требования налоговых органов по истребованию в ходе выездной проверки информации по счетам налогоплательщиков — клиентов банков законными не признают, в то время как налоговые органы на местах полагают, что выписки по расчетным счетам клиентов банков могут быть затребованы в порядке ст. 93 НК РФ.

По мнению банков, обязанность представлять выписки о движении денежных средств по счетам клиентов связана только с соблюдением положений ст. 86 НК РФ и лишь в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении клиентов банка, при этом в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-банка выписки по счетам клиентов не могут быть истребованы в соответствии со ст. 93 НК РФ, так как проводимые клиентами расчетные операции не влияют на налогообложение банка.

В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

В силу ст. 331 НК РФ аналитический налоговый учет доходов и расходов, полученных (понесенных) банком в виде процентов по долговым обязательствам, ведется в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 328 НК РФ.

В п. 2 ст. 328 НК РФ указано, что проценты, уплачиваемые банком по договору банковского счета, включаются налогоплательщиком в налоговую базу на основании выписки о движении денежных средств по банковскому счету налогоплательщика.

Относительно того, основано ли на нормах НК РФ требование о представлении для налоговой проверки выписок о движении денежных средств по счетам клиентов банка, в судебной практике единой позиции нет.

Часть судов поддерживают налогоплательщика по данному вопросу и удовлетворяют требования о признании неправомерным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика (банка) к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление по требованию налогового органа расширенных выписок по счетам клиентов налогоплательщика. В качестве такого примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2008 № А56-30650/2007. Рассмотрим это судебное разбирательство подробнее.

Налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика (банка) в порядке ст. 93 НК РФ направил требование о представлении в 10-дневный срок со дня получения необходимых для проведения проверки документов: расширенных выписок банка (с указанием номера корреспондирующего счета, наименования и ИНН плательщика/получателя и назначения платежа) в электронном виде либо на бумажном носителе по перечисленным в требовании банковским счетам; договоров открытия и ведения указанных счетов, карточек с образцами подписей и оттиска печати нескольких организаций — клиентов банка.

Во исполнение требования налогоплательщик представил в налоговый орган договоры открытия и ведения счетов клиентов перечисленных организаций. В отношении расширенных выписок по счетам клиентов налогоплательщика, карточек с образцами подписей и оттиском печати налогоплательщик направил в адрес налогового органа мотивированный отказ. В обоснование своего отказа представить названные документы налогоплательщик сослался на то, что их истребование противоречит ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон № 395-1) и влечет нарушение банковской тайны. Кроме того, налогоплательщик считает, что спорные документы могут являться основанием для проверки формирования облагаемой налогом на прибыль базы его клиентов, но не самого банка как налогоплательщика.

По результатам проверки налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

В обоснование принятого решения налоговый орган указал на непредставление налогоплательщиком затребованных документов. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 291 НК РФ проценты за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах, относятся к расходам банков от осуществления банковской деятельности и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и оспорил его в судебном порядке.

Позиция суда изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2008 № А56-30650/2007. Она заключалась в следующем.

Из п. 1 ст. 126 НК РФ следует, что ответственность наступает в случае непредставления документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Иное толкование данной нормы о налоговой ответственности является расширительным и недопустимым.

Согласно ст. 30 Закона № 395-1 отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основании договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия.

Обязательства банка по договору банковского счета закреплены в п. 1 ст. 845 ГК РФ, согласно которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Налогоплательщик вел учет на основании утвержденного Банком России Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (далее — Положение) и утвержденного Банком России Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (далее — Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П), а также на основании утвержденных самим налогоплательщиком форм первичных документов.

Материалами дела подтверждается, что налогоплательщик представил в налоговый орган договоры банковского счета; мемориальные ордера; акты сверки по ведению комиссии; выписки банка по лицевым счетам балансового счета 70107; справки по лицевым счетам клиентов о расчетах между налогоплательщиком и клиентами; тарифы расчетно-кассовых операций юридических лиц, действовавшие у налогоплательщика в проверяемый период; расчет процентов на остатки по расчетным счетам клиентов; регистры налогового учета по услугам расчетно-кассовых операций, которые содержат сведения обо всех доходах налогоплательщика, полученных за указанный период.

Требование же налогового органа о предоставлении расширенных банковских выписок по расчетным счетам клиентов налогоплательщика противоречит п. 1 ст. 93 НК РФ. Форма расширенной выписки с содержанием, указанным в требовании налоговой инспекции, в качестве единого документа не утверждена ни одним нормативным актом Банка России и не содержится в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД), утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 299, в разделе 0400000 «Унифицированная система банковской документации».

Налоговый орган ни в акте проверки, ни в решении не ссылается на акт законодательства о налогах и сборах, которым предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и вести упоминаемые им «расширенные выписки».

Расширенные выписки по расчетным счетам организаций — клиентов налогоплательщика не являются документами, на основании которых последним формируется налоговая база по налогу на прибыль, поскольку данные документы не содержат информации о хозяйственных операциях самого банка как проверяемого налогоплательщика. Исходя из п. 2 ст. 328 НК РФ и ст. 331 НК РФ порядок включения в налоговую базу, облагаемую налогом на прибыль, процентов банка как налогоплательщика осуществляется на основании выписки о движении денежных средств по счету самого банка, а не организаций — клиентов налогоплательщика, с которыми он заключил договоры банковского счета. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ и ст. 93 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика не любые, а только необходимые для проведения проверки документы, служащие основанием для исчисления и уплаты им налогов.

Таким образом, налогоплательщик не мог представить истребуемые налоговым органом спорные документы ввиду их отсутствия у него.

При таких обстоятельствах в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ.

Есть и прямо противоположное судебное решение по аналогичному делу. ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 07.11.2006 № А29-3812/2006А пришел к противоположным выводам, указывая на правомерность истребования в рамках выездной налоговой проверки банка выписок о движении денежных средств по клиентским счетам.

Суд руководствовался абз. 1 п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», согласно которому налоговые органы имеют право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что налоговый орган правомерно потребовал от банка представления справок по счетам организаций в целях получения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях банка.

Таким образом, неправомерность истребования налоговым органом у банка информации по счетам клиентов при проведении налоговой проверки в отношении банка, очевидно, придется доказывать в суде.

ЦБ РФ в очередной раз рекомендовал кредитным организациям аргументировать свои отказы в заключении договоров банковского счета, ссылаясь на жалобы клиентов. Так по каким причинам банк не откроет счет и что делать в этом случае?

Почему банк может отказать организации в открытии счета?

Ведение хозяйственных операций юрлиц с денежными средствами, сумма которых превышает 100 тыс. руб., согласно указаниям Банка России, возможно только по безналичному расчету 1 . Поэтому организация просто не сможет функционировать без расчетного счета. Однако случаи отказа юридическому лицу в его открытии нередки.

При этом 22 февраля 2019 г. Банк России опубликовал Методические рекомендации, в которых сообщил, что, согласно поступающим обращениям, кредитные организации не объясняют клиентам причины отказа в заключении договоров банковского счета либо объем этих пояснений не позволяет обжаловать такие решения банков. В связи с этим Банк России рекомендовал кредитным организациям аргументировать свои отказы 2 . Ранее ЦБ РФ указывал на это в своем Информационном письме от 12 сентября 2018 г. 3

При каких обстоятельствах банк может отказать в открытии счета юридическому лицу – разберемся ниже.

Почему банк может отказать в открытии счета?

Банк не вправе отказать в этом. Такое правило зафиксировано в ст. 846 ГК РФ. Но из него имеются исключения.

Банк России установил минимальные требования 4 к документам, которые необходимы для открытия счета. При этом кредитные организации вправе определять дополнительные требования к комплекту документов, порядок и сроки их предоставления, а также критерии, в случае несоответствия которым банк может отказать в обслуживании.

Кроме того, банк откажет, если нет возможности осуществлять банковское обслуживание клиента. Это обычно связано с отсутствием технологической возможности или применением санкций к банку в виде запрета на открытие новых счетов.

Также отказ банка может допускаться законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 846 ГК РФ).

В каких случаях закон разрешает отказать клиенту в обслуживании?

Как указано в Налоговом кодексе, банк может отказать в открытии счета клиенту, если налоговым органом принято решение о приостановлении операций по его уже имеющимся счетам (п. 11, 12 ст. 76 НК РФ). Операции приостанавливаются с момента получения банком решения налогового органа и до его отмены. В этот период банк не может открыть новый расчетный счет налогоплательщику. Иной подход создал бы условия для злоупотребления правом недобросовестными налогоплательщиками.

Основания для отказа определены также в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Так, согласно ч. 5 ст. 7 этого закона кредитным организациям запрещается:

  • открывать и вести счета для анонимных владельцев и тех, кто использует вымышленные имена (псевдонимы);
  • открывать счет для клиента без его личного присутствия;
  • заключать договор банковского счета в случае непредставления документов и сведений, необходимых для идентификации клиента или его представителя.

Какие основания для отказа установил ЦБ?

Пункт 6.2 Положения Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П 5 содержит перечень факторов, которые по отдельности или в совокупности могут послужить основанием для отказа в обслуживании.

1. Размер уставного капитала юрлица равен или незначительно превышает минимальный размер, установленный законом. Например, для ООО он составляет 10 тыс. руб. Такую сумму требуется внести для оплаты капитала (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

2. С даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев. За это время юрлицо предоставило информацию о целях установления отношений с кредитной организацией. При этом было указано на намерение осуществлять сделки, связанные с проведением операций с денежными средствами в наличной форме или международных расчетов. Сделки же эти содержали признаки, перечисленные в приложении к Положению:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами;
  • неоднократное совершение операций или сделок, целью осуществления которых может являться уклонение от обязательного контроля.

3. По адресу исполнительного органа юридического лица располагаются иные юрлица. Для получения этих сведений кредитные организации используют ресурс «Адреса массовой регистрации», размещенный на официальном сайте ФНС.

Как правило, речь идет о регистрации по одному адресу нескольких десятков юрлиц. Причем имеются сведения о том, что связь с большинством из них невозможна: представители юрлица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.

4. Физическое лицо является одновременно учредителем (участником) юрлица, его руководителем и осуществляет ведение бухгалтерского учета.

5. Кредитная организация ранее принимала решение об отказе лицу в заключении договора банковского счета либо о расторжении такого договора.

6. Лицо оказалось в Перечне организаций и физических лиц, которые заподозрены в причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

7. Ранее межведомственный координационный орган, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма, принял решение о замораживании денежных средств или иного имущества лица.

Как избежать отказа банка в заключении договора об открытии счета?

Чтобы не столкнуться с отказом, необходимо представлять в банк достоверные сведения, а в случае необходимости – дополнительную информацию.

Совершать все действия следует лично.

Лучше не использовать телефон для общения с сотрудниками банка. Личное присутствие поможет эффективно решить спорные вопросы.

Что делать, если банк отказался открыть счет?

Клиент вправе требовать обоснования со ссылкой на абз. 4 ст. 4 Закона № 115-ФЗ. После этого он может представить в банк документы, подтверждающие отсутствие оснований для отказа. Они должны быть рассмотрены в течение 10 рабочих дней. Затем банк должен сообщить клиенту об устранении оснований, которые стали причиной отказа, или невозможности такого устранения. В последнем случае клиент может обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (п. 13.4–13.5 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Межведомственная комиссия рассмотрит заявление клиента, проверит его доводы, приложенные документы и вынесет решение об отсутствии или о наличии оснований для отказа.

Статья 445 ГК РФ дает право банку принять решение о заключении договора об открытии счета в течение 30 дней. По истечении этого срока клиент имеет право обратиться в суд с требованием понудить банк заключить договор. В суде банк обязан будет доказать, что он правомерно отказал клиенту в открытии счета. Отметим, что судебная практика складывается не в пользу граждан. Это объясняется тем, что банки не вправе обслуживать подозрительных клиентов, а это понятие можно толковать весьма расширительно.

Какие выводы делают суды?

При рассмотрении судебных споров, инициированных клиентами, которые получили отказ в заключении договора банковского счета, суды отмечают, что банк должен доказать обоснованность подозрений 6 .

Отказ может быть вызван отсутствием постоянно действующего органа управления юридического лица по адресу, указанному в договоре. Суды указывают, что однократная проверка наличия юрлица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не может подтверждать факт отсутствия его по данному адресу. А решение об отказе в заключении договора не должно приниматься только по формальным основаниям, без учета дополнительной информации, представленных документов, пояснений клиента, его поведения и поведения его представителей 7 .

Достаточным основанием для отказа в заключении договора банковского счета признается совокупность факторов, перечисленных в п. 6.2 Положения № 375-П. Например, несовпадение юридического и фактического адресов организации, массовая регистрация юрлиц одним и тем же физическим лицом – «массовый директор» и отсутствие положительной деловой репутации 8 .

1 Пункт 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

2 Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании (утв. Банком России 22 февраля 2019 г. № 5-МР).

3 Письмо Банка России от 12 сентября 2018 г. № ИН-014-12/61 «Информационное письмо по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” в части функционирования механизма реабилитации клиентов”».

4 Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

5 Положение Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

6 Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2017 г. № 301-ЭС17-10939 по делу № А43-15183/2016.

7 Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 мая 2018 г. по делу № А27-25535/2017.

8 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2017 г. по делу № А65-24541/2016.

Федеральная налоговая служба с 17 марта 2021 года получила расширенный доступ к банковской тайне.

Эта новость стала топовой буквально за несколько часов. Хотя, большинство полномочий было дано налоговикам еще в 2016 году.

Подпункт 1.1 статьи 86 НК РФ действует с сентября 2016 года. По нему банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов обычными гражданами.

Причем, это требование было в НК РФ с 2014 года, но в других формулировках и в других статьях кодекса. Налоговики имеют доступ к счетам граждан уже более шести лет.

Существенное отличие новых полномочий состоит всего лишь в том, что раньше налоговики могли получать данные о счетах клиентов только в рамках проверок. Теперь банки обязаны предоставить и вне рамок налоговой проверки.

Что это меняет? Почти ничего. И до этого пояснения вряд ли банк отказал бы ИФНС в информации. Более того, у банков не было прав на выяснение причин, из-за которых ИФНС направила им запрос.

Банки обязаны информировать налоговую на основании статьи 86 Налогового кодекса РФ:

  1. Об открытии и закрытии счетов, вкладов с 2016 года.
  2. Об изменении реквизитов счета граждан с 1 июля 2014 года.
  3. О предоставлении права компании или ИП использовать корпоративные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  4. О предоставлении права гражданину использовать персонифицированные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  5. Об остатках на счетах и выписки по счетам, открытым в драгоценных металлах, с 1 июня 2018 г.
  6. О счетах, привязанных к электронным кошелькам с 1 апреля 2020 года.

Когда ИФНС проводит налоговую проверку граждан

ФНС вправе запросить в банках информацию при проведении проверки конкретного физического лица.

Первое. Обычно, это происходит, когда граждане обращаются в налоговую за налоговым вычетом при покупке квартиры. Есть и другие вычеты на лечение, обучение, но они меньше по суммам.

Второе. Проверить могут любого гражданина на основании любой информации (в том числе поступившей от бдительного соседа) о том, что он о нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Например, сдает квартиру или берет наличными за репетиторство.

Третье. Проверка может быть назначена, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах, например, крупное (от 10 000 $ эквивалент в рублях) поступления из-за рубежа.

Четвертое. По запросу налоговики "увидят" информацию о постоянных, одинаковых платежах на карту.

Пятое. При внесении крупной суммы (от 10 000 $ эквивалент в рублях) на карту через банкомат.

Какие данные банки передают налоговикам

Налоговики получили право запрашивать у банков копии документов клиентов:

  • паспорта клиентов;
  • доверенности на распоряжение денежными средствами;
  • договора на открытие и закрытие счета;
  • карточек с образцами подписей.

Согласно новым полномочиям у налоговиков, как и раньше, нет прямого доступа к выпискам по операциям на счетах.

Получить эти сведения они могут только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС во время проверок.

На основании запроса банки обязаны выдавать налоговым органам:

  • справки о наличии счетов, вкладов и остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Ответить на запрос банки должны в течение трех дней со дня получения запроса от ИФНС.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Почему можно не бояться банковской проверки кассы

Как заявление на получение кредита поможет налоговикам

Что банк сообщит в ФНС транзитом через Росфинмониторинг

  • Защита активов
  • Выявление налоговых схем

Б анки – коммерческие организации, их уставной целью является отнюдь не работа на государство и осуществление проверок, а извлечение прибыли. Поэтому неправильно было бы ставить их на один уровень с налоговиками, следственными органами или Росфинмониторингом.

Тем более что на законодательном уровне как такового термина «банковская проверка» вообще не существует. Присущая кредитным учреждениям функция информатора вытекает из отдельных норм Налогового кодекса, Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – закон о противодействии отмыванию доходов), Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – закон о банках), а также из некоторых иных актов. Разберем подробнее, как этот контроль организован на практике.

Часть обязанностей по контролю с 2012 года банки передали налоговикам

Ранее, до вступления в силу Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 12.10.11 № 373-П, банки вели целое направление, связанное с соблюдением клиентами кассовой дисциплины. В рамках этой работы проверялась правильность ведения кассовой книги, отчетов кассира, лимита остатка кассы, авансовых отчетов. С 1 января 2012 года указанная обязанность с банков снята и переложена на плечи налоговых органов. Все банковское сообщество после этого вздохнуло с облегчением.

В настоящее время банки интересуются кассовой дисциплиной своих клиентов, пожалуй, только в одном случае – при снятии наличных денежных средств со счета свыше 100 тыс. рублей. Это обусловлено действующим Указанием ЦБ РФ от 20.06.07 № 1843У. Именно этим документом установлен лимит расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями наличными деньгами в рамках одного договора, а также предельный размер расходования наличных денег, поступивших в кассу этих лиц. В соответствии с внутренними приказами многие банки требуют у клиентов документальное подтверждение целевого расходования наличных средств согласно пункту 2 Указания № 1843-У.

Однако сообщать о выявленном нарушении в налоговую инспекцию банк не обязан. С 19 февраля 2012 года действует Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н). Какого-либо взаимодействия между налоговыми органами и банками указанный регламент не предусматривает, поэтому дальнейшие дискуссии по поводу проверок банками кассовой дисциплины уже не актуальны.

Минусом такой «передачи» полномочий для компаний видится то, что теперь проверять их будет не дружественно (во многих случаях) настроенный банк, а налоговая инспекция. И со стороны последней поблажек уже не будет. Напомним, что ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций установлена в размере 4–5 тыс. рублей для должностных лиц и 40–50 тыс. рублей для юридических лиц (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Хочется обратить внимание на то, что, несмотря на подведомственность, нарушение порядка работы с наличностью не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности может составить лишь два месяца со дня совершения правонарушения. Если с момента нарушения прошло больше времени, к ответственности не привлекут (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Банки обязаны делиться информацией о счетах клиентов

Многие компании задаются следующими вопросами: имеется ли связь между проверками, которые как будто бы внезапно организуют налоговые органы, и недавно совершенными и проведенными через банк сделками или представленными по требованию банка документами по операциям? Существует ли какой-то порядок, при котором банки и налоговики проводят совместные проверки? Независимо от ответа на эти вопросы возникает еще один: может ли компания отказать банку в предоставлении информации и при этом не нести риски, связанные с возможными последствиями такого отказа? В том числе в виде налоговых проверок. Для ответа на все эти вопросы необходимо установить, когда и о чем банк обязан информировать налоговиков.

Исходя из статьи 26 закона о банках и пункта 2 статьи 86 НК РФ, банки по запросу налогового органа в течение трех дней обязаны выдавать справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, о переводах и об остатках электронных денежных средств. Важно, что запрос таких справок налоговиками возможен только в ограниченных случаях:

  • при проведении мероприятий налогового контроля у организации или индивидуального предпринимателя;
  • при принятии решения о приостановлении или отмене приостановления операций по их счетам;
  • после вынесения решения о взыскании налога.

На банки возложена обязанность сообщать налоговикам об открытии и закрытии организациями и индивидуальными предпринимателями счетов, а также об изменении реквизитов этих счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ). Помимо этого, недавние поправки в НК РФ обязывают кредитные организации информировать также о предоставлении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Срок таких сообщений во всех указанных случаях сократился до трех дней.

Как правило, кредитное учреждение владеет всей полнотой информации о заемщике

Кредитные организации не являются исключением и при применении налоговыми органами статьи 93.1 НК РФ. В соответствии с ее нормами налоговые органы вправе истребовать информацию и документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Источником названы контрагенты или иные лица, располагающие такими документами и сведениями.

Естественно, что наиболее полной такая информация будет в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей, к которым банки сами испытывают повышенный интерес. Самые тщательные проверки осуществляются банками в отношении своих клиентов – потенциальных заемщиков. При рассмотрении их заявлений оцениваются в первую очередь платежеспособность и рентабельность.

Банк с целью проверки финансовой состоятельности запрашивает у клиента целый блок финансовых и аналитических документов. В частности, это бухгалтерская отчетность за последние три года. На ее основании оценивается финансовая устойчивость и динамика роста основных финансовых показателей. Помимо этого клиент обязан представить справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам. Банком обязательно осуществляется проверка реальности хозяйственной деятельности, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность. Кроме этого проводится юридическая экспертиза представленных документов, проверяются полномочия руководителей, ответственных за принятие решений, подписание документов, а также наличие корпоративных согласований и одобрений по предстоящей кредитной сделке.

И что самое главное – по итогам такой финансовой проверки составляется профессиональное экономическое суждение в письменном виде. Только после этого вопрос о возможности кредитования, с письменными заключениями всех служб банка, выносится на рассмотрение кредитного комитета. Таким образом, по заемщикам у банков собирается достаточно обширное досье, которое может заинтересовать налоговые органы.

Конечно, внутренние банковские заключения и суждения о клиентах вряд ли смогут попасть к налоговикам. Однако любые иные документы, которые налоговая инспекция может идентифицировать в своем требовании, в том числе договорные, банк обязан будет представить.

Банки пытаются вовлечь в процесс контроля более плотно

Успокаивает только то, что запрос информации по статье 93.1 НК РФ возможен лишь в случае проведения налоговой проверки. Но такое ограничение налоговики пытаются обойти, в частности, внеся поправки в первую часть НК РФ. Вся информация, которая сейчас запрашивается у банков на основании названной статьи, будет предоставляться ими в электронном виде в рамках исполнения обязанностей, установленных законами о налогах и сборах. На основе этой информации предполагается создание налоговыми органами программно-информационных комплексов. Указанный массив сведений сможет обеспечить целенаправленный поиск налоговых нарушений у организаций и предпринимателей.

Представляется, что реализация этого проекта, как и использование такой базы в случае ее создания, сомнительны. Причина тому – объемы совершаемых в банках операций и ограничения, установленные на количество возможных проверок. Однако списывать указанные риски было бы преждевременным.

А пока что новый виток прений и ажиотажа вокруг взаимоотношений между банками и налоговыми органами был ознаменован письмом ЦБ РФ от 28.06.12 № 90-Т. В нем ЦБ РФ информирует о том, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) размещает сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (местонахождению), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Банкам рекомендовано отказывать таким налогоплательщикам в заключении договора банковского счета. При наличии договора банковского счета – отказать компании в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания и принимать расчетные документы только на бумажном носителе.

Операциям такого клиента, по мнению ЦБ РФ, надлежит уделять повышенное внимание. А сведения о них направлять в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или нет они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Банки в большинстве своем в настоящее время не спешат расторгать договоры на расчетно-кассовое обслуживание, а организуют работу, которую в упрощенной форме можно представить следующим образом. Банк через сайт ФНС России проверяет местонахождение каждого клиента. В случае отсутствия компании по адресу ее государственной регистрации в адрес клиента направляется письмо, в котором содержится просьба уточнить информацию о фактическом местонахождении. Также указывается, что если соответствующая информация не будет подтверждена, то банк вынужденно прекратит дистанционное банковское обслуживание в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона о противодействии отмыванию доходов.

Налоговики узнают о сомнительных сделках от Росфинмониторинга

Для налогоплательщиков закон о противодействии отмыванию доходов опасен не только в случае расхождения между юридическим и фактическим адресами. При осуществлении предписанного этим нормативным актом внутреннего контроля банки опосредованно могут являться информаторами налоговой службы через Росфинмониторинг.

Для исполнения закона банки утверждают правила внутреннего контроля. Их цель – выявление клиентских операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с данным законом, а также выявление прочих операций, которые могут быть связаны с легализацией или отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Операции клиентов, подлежащие обязательному контролю, определяются на основании статьи 6 закона о противодействии отмыванию доходов. Для целей выявления иных операций банки используют критерии выявления и признаки необычных сделок. В ходе этого банк может обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции. Может запросить и иные документы по сделкам, в том числе подтверждающие уплату налогов. Кроме того, всем сделкам такого клиента гарантировано повышенное внимание.

Не позднее трех рабочих дней со дня совершения сомнительной операции или операции, подлежащей контролю, банки представляют в Росфинмониторинг соответствующие сведения (подп. 4 п. 1 ст. 7 закона о противодействии отмыванию доходов). А из Росфинмониторинга эта информация попадает к налоговикам.

Дело в том, что между Росфинмониторингом и ФНС России подписано Соглашение от 27.12.06 № 01-1-13/6 и № САЭ-25-06/8 «О сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы». В ходе такого сотрудничества службы осуществляют обмен информацией, в том числе и об однодневках.

Обязанности Росфинмониторинга предоставлять налоговикам сведения, полученные от банков, Соглашение прямо не предусматривает. Но эти данные можно представить как «справочные», а их передачу – как «иные мероприятия» (п. 10 и 12 Соглашения). В итоге налоговая служба исправно получает информацию, передаваемую в Росфинмониторинг банками. А после получения этих сведений налоговики могут назначить налоговую проверку. Поэтому любая компания должна знать, что налоговая проверка может начаться с безобидной, на первый взгляд, операции в обслуживающем банке.

Игнорировать просьбы банка для компании опасно

Конечно, компания вправе отказаться от предоставления запрашиваемой банком информации. Но это может быть сопряжено с рисками приостановки проведения операции и повышенного интереса банка ко всем последующим проходящим через него сделкам.

Банк – инструмент денежной системы, которая функционирует по определенным установленным правилам. Для того чтобы оставаться на плаву, банкам необходимо соблюдать установленные нормативы и выполнять публично-правовые функции информаторов и контролеров, которые на них возложило государство. Но не стоит воспринимать банк в качестве контролирующего органа или структуры, которая будет препятствовать компании вести сделки и операции. Ведь в первую очередь обслуживающий банк – контрагент, который заинтересован в длительном взаимовыгодном сотрудничестве.

Читайте также: