Монополизация нефтяной отрасли изменение ставки налога на прибыль

Опубликовано: 20.09.2024

Часть 1

1. Запишите слова, пропущенные в схеме.


2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) налог на прибыль; 2) прямой налог; 3) налог на наследство; 4) подоходный налог; 5) налог на имущество.

3. Ниже приведен перечень государственных органов РФ. Все они, за исключением двух, относятся к правоохранительным органам.

1) Министерство внутренних дел; 2) Федеральная служба безопасности; 3) Министерство иностранных дел; 4) прокуратура; 5) нотариат; 6) Федеральное космическое агентство.

Найдите два органа, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.

2) Средством вербального общения является мимика.

3) Информационное общество создало новые формы общения.

4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.

5. Установите соответствие между социальными институтами и потребностями коллективов, общества в целом, которые они удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) упорядочивать общественную жизнь

Б) социализировать детей и подростков

В) обеспечивать общественную безопасность

Г) создавать средства существования

Д) получать знания

3) материальное производство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование техники

2) культурная унификация

3) рост влияния транснациональных корпораций

4) повышение уровня образованности населения

5) расширение рынка рекламы

6) рост продолжительности жизни людей

7. Выберите верные суждения об основах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рыночная экономика базируется на государственной собственности на средства производства.

2) Равновесная рыночная цена — это цена согласия продавца и покупателя.

3) В условиях рыночной экономики конкурируют производители.

4) Обострение конкуренции в условиях рынка ведет к росту цен на товары и услуги.

5) Закон спроса проявляет себя в том, что с ростом цены на товар растет его предложение.

8. Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) расходы на сырье и материалы

Б) плата за аренду помещения

В) расходы на коммунальные услуги

Г) расходы на зарплату сотрудников

Д) страховые выплаты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Что относится к функциям государства в условиях рынка? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) контроль за ценами на товары и услуги

2) распределение факторов производства между производителями

3) создание общественных благ

4) поддержка социально незащищенных групп населения

5) создание условий для развития среднего и малого бизнеса

10. На графике отражена ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара).


Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приближение сезона холодов

2) монополизация нефтяной отрасли

3) изменение ставки налога на прибыль

4) открытие новых нефтяных месторождений

5) вступление в фазу экономического роста

11. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.

2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.

3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.

4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.

5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.

12. В нашей стране социологическая служба проводила опросы населения, выясняя, что на данном этапе формирует основы жизненного опыта молодежи. Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в %).

Радио и телевидение

Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья остается основным фактором, влияющим на социализацию личности.

2) Место и роль каждого из факторов, влияющих на социализацию молодежи, за прошедшее десятилетие не изменились.

3) Наиболее быстрыми темпами возрастает влияние виртуального общения.

4) Школа во влиянии на молодежь по-прежнему уступает влиянию компании сверстников.

5) Наблюдается тенденция снижения роли всех общественных институтов в формировании жизненного опыта молодежи.

13. Выберите верные суждения о признаках, присущих любому государству, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К признакам государства относится его территориальная целостность.

2) Высшим органом законодательной власти в государстве является парламент.

3) Государство обладает монопольным правом сбора налогов.

4) Важнейшим признаком государства является его суверенитет.

5) Государству присуще разделение власти на самостоятельные ветви.

14. Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и субъектами высшей судебной власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РФ

А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции

Б) разрешает споры о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ

В) дает разъяснения по вопросам судебной практики

Г) разрешает споры о компетенции между высшими органами федеральной власти

Д) дает толкование Основного закона страны

1) Конституционный Суд РФ

2) Верховный Суд РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. Найдите в приведенном ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) законодательная деятельность

2) выборность органов власти

4) территориальная целостность

5) наличие публичной власти

6) разделение властей

16. Что из перечисленного, согласно Конституции РФ, относится к политическим правам граждан РФ? Запишите цифры, под которыми эти права указаны.

1) право проводить собрания, митинги, демонстрации

2) право свободно использовать свои способности для предпринимательской деятельности

3) право иметь религиозные и иные убеждения

4) право избирать и быть избранными в органы государственной власти

5) право на неприкосновенность жилища

17. Выберите верные суждения об объектах правоотношений и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отсутствие объекта права делает бессмысленными любые правоотношения.

2) Объектами правоотношений могут быть коммерческие организации.

3) Согласно Гражданскому кодексу РФ результаты интеллектуальной деятельности относятся к объектам правоотношений.

4) Физические лица могут быть объектами правоотношений.

5) Вещи, включая деньги и ценные бумаги, относятся к объектам гражданских правоотношений.

18. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ

А) осуществление правосудия

Б) толкование правовых норм

В) уголовное преследование

Г) участие в отправлении правосудия

Д) официальное удостоверение Юридических фактов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

19. Найдите в приведенном списке правоохранительные органы РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственная Дума

2) Администрация Президента

5) Совет безопасности

6) Министерство иностранных дел

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

“В марксизме принято выделять рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический периоды социального развития, или общественно-экономические __________ (А). Здесь за основу периодизации берется экономическая сторона и конкретно — форма __________ (Б) на средства производства. Наиболее распространенным в современной социологической теории является деление обществ на традиционное и современное. Традиционное общество — это прежде всего аграрное общество. Подавляющая часть его населения проживает в сельской местности и занята примитивным сельскохозяйственным трудом и ремеслом, основанном на простом __________ (В). Традиционное общество отличается закрытой социальной __________ (Г), исключающей вертикальную и горизонтальную социальную __________ (Д), и низким индивидуальным __________ (Е) большинства его членов”.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Рыночная экономика — это социальная система разделения труда и частной собственности на средства производства. Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих. Рынок работает без принудительных мер. Поддержание жизни, здоровья и собственности против насилия, агрессии, надувательства со стороны внутренних преступных элементов и внешних врагов — таковы функции государства, гаранта нормальной работы рыночной экономики. Индивид интегрируется, как умеет, самостоятельно в систему кооперации.

Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве следует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды активности; из этого центра они распространяются дальше.

Рыночную экономику следует строго отличать от второй мыслимой системы. Систему государственной собственности на средства производства обычно называют социализмом, коммунизмом, плановой экономикой или государственным капитализмом. Рыночная экономика, или, как обычно говорят, капитализм, и социалистическая экономика взаимно исключают друг друга. [. ] Капитализм, т.е. рыночная экономика, — это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т.е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Капиталисты, предприниматели и фермеры играют важную роль в сфере экономики. Они стоят у штурвала и ведут корабль. Но они не вольны определять его курс. Они всего лишь рулевые, обязанные беспрекословно подчиняться приказам капитана. Капитаном является потребитель.

Капиталисты, предприниматели, фермеры не определяют, что следует производить, — это делают потребители. Бизнесмены производят не для собственного потребления, а на рынок. Их основная цель — продать свою продукцию. Если потребители не покупают предлагаемые товары, бизнесмен не может окупить понесенные затраты. Он теряет свои деньги. Если он не сможет приспособить производство к желаниям потребителей, ему очень скоро придется расстаться со своим привилегированным положением штурмана. Его заменят другие, кому лучше удается удовлетворять запросы потребителей.

21. На какие показатели производства указывают цены в условиях рынка? Что заставляет предпринимателя производить нужные людям блага?

22. Каковы, на взгляд автора, функции государства в условиях рынка? Опираясь на обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.

23. В тексте отмечается, что в условиях рынка материальные факторы производства находятся в частной собственности. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три фактора производства и конкретизируйте каждый из них.

24. Как, на взгляд автора, соотносятся рыночная и плановая (государственная) экономика? Согласны ли Вы с автором в этом вопросе? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “форма правления государства”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разновидностях форм правления, и другое предложение, характеризующее одну из этих разновидностей.

26. Назовите три субъекта гражданских прав и укажите любую характерную черту каждого из них.

Затруднились в ответе

Интересы семьи важнее интересов отдельных членов семьи


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Закон г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 26 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций нефтяной отрасли" (не вступил в силу)

Настоящий Закон в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для организаций нефтяной отрасли.

Статья 1. Налоговая ставка

1. Установить ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в размере 13,5 процента для организаций нефтяной отрасли в отношении прибыли, рассчитываемой как разница между величиной прибыли за текущий налоговый период, налог по которой подлежит зачислению в бюджет города Москвы, и величиной прибыли за 2014 год, налог по которой был исчислен и подлежал зачислению в бюджет города Москвы по итогам 2014 года.

2. У организаций нефтяной отрасли, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, возникает при соблюдении следующего условия: сумма налога на прибыль, исчисленного в том числе по ставке, установленной настоящим Законом, и уплаченного в бюджет города Москвы по итогам налогового периода, в котором применяется указанная ставка, составляет более 1 млрд. рублей.

3. В отношении организаций нефтяной отрасли, являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, возникает у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков в отношении всех участников консолидированной группы налогоплательщиков при соблюдении следующего условия: сумма налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисленного в том числе по ставке, установленной настоящим Законом, и уплаченного в бюджет города Москвы по итогам налогового периода, в котором применяется указанная ставка, составляет более 5 млрд. рублей.

4. Для целей настоящего Закона организациями нефтяной отрасли признаются:

1) отдельные организации, не являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, у которых доля выручки от реализации нефти и нефтепродуктов в общем объеме их выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором применяется ставка, установленная настоящим Законом, составляет более 70 процентов;

2) все организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, у которых суммарная доля общей выручки от реализации нефти и нефтепродуктов в суммарном объеме их общей выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором применяется ставка, установленная настоящим Законом, составляет более 50 процентов.

Статья 2. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Москва,
Московская городская Дума
7 мая 2014 года
N 26

Обзор документа

Для организаций нефтяной отрасли установлена ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в московский бюджет, в размере 13,5%. Ставка действует в отношении прибыли, рассчитываемой как разница между величиной прибыли за текущий налоговый период, налог по которой подлежит зачислению в бюджет города, и величиной прибыли за 2014 г., налог по которой был исчислен и подлежал зачислению в городской бюджет по итогам 2014 г.

Право на применение пониженной ставки налога возникает у налогоплательщиков при выполнении следующих условий: доля выручки от реализации нефти и нефтепродуктов в общем объеме выручки за календарный год, предшествующий году, в котором применяется пониженная ставка налога, должна быть более 70%, а для организаций, являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - более 50%; сумма исчисленного и уплаченного налога по итогам налогового периода, в котором применяется пониженная ставка, должна быть более 1 млрд руб., а для организаций, являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков - более 5 млрд руб.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

 Фото: iStock

По словам вице-премьера Юрия Борисова, правительство вынужденно пошло на изменение уже принятых правил налогообложения. "Надеемся, что это краткосрочные, пожарные меры, и после 2021-2022 года можно будет вернуться к преференциям", - подчеркнул Борисов, выступая на Тюменском нефтегазовом форуме. Он отметил, что дополнительные расходы бюджета из-за пандемии в этом году составили примерно 4 трлн рублей. "Они требуют возмещения, и для Минфина, который отвечает за баланс нашего бюджета, такое решение наиболее простое", - сказал вице-премьер.

Фото: iStock

Фото: iStock

Если вкратце говорить о предложенных изменениях, то они предполагают отмену целого ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), некоторых преференций по уплате экспортной пошлины на нефть и коэффициента выработанности запасов, который применялся при расчете налоговых выплат. Взамен компаниям, которые пока получают перечисленные фискальные послабления, предлагается перейти на налог на добавленный доход (НДД), пилот которого был запущен в 2019 году для 5 групп месторождений Западной и Восточной Сибири, Каспия и Арктики. Теперь, кроме этих регионов, применять НДД станет возможно для участков недр на Северном Кавказе, Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Но условия НДД также ужесточаются.

В пресс-службе Минфина "РГ" подчеркнули, что предлагаемая корректировка параметров НДД в долгосрочной перспективе не приведет к сокращению добычи нефти. Принимаемые меры позволят оптимизировать предоставление налоговых льгот в нефтяной отрасли, а также компенсировать выпадающие доходы бюджета, объем которых в 2019 году превысил запланированные показатели (по НДД) и составил порядка 200 млрд рублей.

"Переход участков с льготой по выработанности на НДД по-разному будет отражаться на активах",- говорит директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. - Где-то это позволит ввести в разработку нерентабельные в текущих условиях запасы. Но в среднем по отрасли нагрузка немного вырастет.

В невыгодном положении оказались проекты по добычи сверхвязкой нефти в Волго-Уральском районе и Западной Сибири, а также отдельные месторождения сложные для разработки почти во всех нефтеносных провинциях нашей страны. Для них отмена льгот означает снижение рентабельности производства. Если принятые меры временные, то в период действия ОПЕК+ падение или даже остановка добычи на этих участках не окажет особого влияния на ее общие объемы. Но после окончания сделки в 2022 году, когда производство нужно будет наращивать, это способно сильно затормозить процесс восстановления.

"В переходе с многочисленных льгот на единый налоговый режим - НДД, есть здравое зерно", - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Но очередное изменение правил игры может серьезно сказаться на инвестициях в отрасль, которой необходима налоговая стабильность. В совокупности же, это поставит под удар все проекты так или иначе связанные с отменяемыми преференциями. Невозможно изъять из отрасли 200 млрд рублей без ущерба для нее. Если раньше мы говорили о перспективах роста добычи после сделки ОПЕК+, то теперь же в лучшем случае придется очень стараться хотя бы выйти на уровень 2018-2019 годов. Причем его еще нужно будет удержать, ведь если добыча начнет падать, то и налоговые поступления расти не будут, сказал Симонов.

Фото: iStock

Фото: iStock

Отдельных слов заслуживает еще то, что ожидаемое снижение инвестиций вероятнее всего приведет к отмене или переносу запуска части новых проектов компаний, связанных с трудноизвлекаемой нефтью, проектов на шельфе, а также работ по созданию инновационных технологий разведки и добычи. А это значит, что нововведения затронут рынок труда, промышленность, науку и негативно скажутся на выполнении программы импортозамещения.

В Минэнерго тему комментировать отказались.

Ключевые тренды в российской нефтянке – ограничения и возможности

В условиях повышения мировых цен добыча нефти в России в 2018 г. достигла максимума за постсоветский период. Под влиянием проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра наметились тенденции сокращения производства и экспорта мазута, за счет чего сократились объемы переработки нефти, но серьезно повысилась ее глубина. С 2019 г. начата реализация второго этапа налогового маневра в нефтяной отрасли и введен налог на дополнительный доход.

Уровень производства нефти в России в последние годы определяется выполнением обязательств по соглашению ОПЕК+. Фактическое сокращение добычи странами ОПЕК+ в первом полугодии 2018 г. оказалось существенно большим, чем предусматривалось соглашением, из-за серьезного падения производства в ряде государств. В связи с этим в июне 2018 г. было принято решение об увеличении добычи нефти с начала июля на 1 млн барр. в сутки.

При росте мирового спроса на нефть реализация соглашения ОПЕК+ привела к сокращению избыточного предложения и заметному повышению цен.

Добыча нефти в России, благодаря полученной в рамках соглашения возможности ее увеличить во втором полугодии, в 2018 г. достигла 556 млн т (рост на 1,7% по сравнению с предыдущим годом, см. табл. 1). Это максимальный уровень добычи за период с 1989 г., т.е. за последние 30 лет, близкий к историческому максимуму в 569,4 млн т, достигнутому в 1987 г. (рис. 1).

Таблица 1. Производство и переработка нефти в России в 2010-2018 гг.

Добыча нефти, включая газовый конденсат, млн т

Первичная переработка нефти, млн т

Доля переработки нефти в ее добыче, %

Глубина переработки нефтяного сырья, %

Источник: Росстат, Минэнерго России.

Итоги 2018 г. свидетельствуют о положительном эффекте проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра – структурной реформы налоговой системы, предусматривающей поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Рис. 1. Добыча нефти, включая газовый конденсат, в 1985–2018 гг., млн т


Источник: Росстат, Минэнерго России.

Проведение налогового маневра привело, во-первых, к повышению глубины переработки нефти и снижению производства мазута. Во-вторых, – к увеличению экспорта сырой нефти и уменьшению экспорта нефтепродуктов за счет сокращения менее эффективного экспорта мазута. В-третьих, – к снижению объемов переработки нефти, связанному с первыми двумя факторами. Глубина переработки нефти в России повысилась с 72,4% в 2014 г. до 82,1% в 2018 г., что является историческим максимумом (рис. 2). Увеличилось производство бензина и дизельного топлива. Производство мазута за этот же период сократилось на 37,2%. Доля направляемой на переработку нефти в ее добыче снизилась с 55,9 до 52,3%. Экспорт нефтепродуктов уменьшился на 8,9%.

Рис. 2. Глубина переработки нефти в 2005–2018 гг., %


Источник: Минэнерго России, Росстат.

Суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов в 2018 г. увеличился до 410,3 млн т, или на 2,3% по сравнению с предыдущим годом (табл. 2). Данный показатель близок к историческому максимуму, достигнутому в 2015 г. – 416 млн т.

Таблица 2. Соотношение производства, потребления и экспорта нефти в 2010-2018 гг.

Нефть, млн т

Экспорт в страны – не члены СНГ

Экспорт в страны СНГ

Чистый экспорт, % к производству

Нефтепродукты, млн т

Экспорт в страны – не члены СНГ

Экспорт в страны СНГ

Нефть и нефтепродукты, млн т

Чистый экспорт нефти и нефтепродуктов

Чистый экспорт нефти и нефтепродуктов,
% к производству нефти

Источник: Росстат, Минэнерго России, Федеральная таможенная служба, расчеты автора.

Рассматривая динамику российского нефтяного экспорта за длительный период времени, следует отметить существенное усиление экспортной ориентации сектора. Доля чистого экспорта нефти и нефтепродуктов в производстве нефти повысилась с 47,7% в 1990 г. до 73,6% в 2018 г. Это связано не только с увеличением абсолютных размеров экспорта, но и со значительным сокращением внутреннего потребления нефти по сравнению с советским периодом в результате рыночной трансформации российской экономики, повышения эффективности использования нефти и замещения нефтепродуктов (топочного мазута) природным газом.

Таблица 3. Стоимость и удельный вес экспорта продукции нефтяного сектора в российском экспорте в 2017–2018 гг

Экспорт в 2017 г.,
млрд долл.

Доля в общем объеме
российского экспорта, %

Экспорт в 2018 г.,
млрд долл.

Доля в общем объеме
российского экспорта, %

Нефть и нефтепродукты, всего

Источник: Федеральная таможенная служба, расчеты автора.

Цены на нефть и нефтепродукты на российском внутреннем рынке в своей основе формируются исходя из мировых цен на них как цены равной доходности поставок на внешний и на внутренний рынок, т.е. как цены netback равные мировой цене за вычетом вывозной таможенной пошлины и затрат на транспортировку на экспорт. В связи с этим динамика внутренних цен на нефть и нефтепродукты в долларовом выражении фактически отражает динамику мировых цен (рис. 3). Благодаря экспортным пошлинам между мировыми и внутренними ценами по-прежнему сохраняется значительный разрыв. Вместе с тем, очевидным становится сближение внутренней и мировой цен в результате произведенного в рамках налогового маневра снижения ставки экспортной пошлины. Если в 2014 г. внутренняя цена на нефть (цена производителей) составляла 42% от мировой (цены нефти сорта Urals на европейском рынке), то в 2018 г. – уже 66%.

Рис. 3. Мировая и внутренняя цена на нефть в 2000–2018 гг., долл./т


Источник: Росстат, расчеты автора.

Конечные (потребительские) цены на моторное топливо на внутреннем рынке формируются на основе цен производителей (цен net-back) с учетом косвенных налогов (акциз, НДС) и торгово-сбытовой надбавки. Россия по доле косвенных налогов в конечной цене бензина занимает промежуточное положение между ведущими странами ЕС, где эта доля наиболее высока, и США, где она относительно низкая.

По нашим расчетам, в конце 2018 г. потребительская цена бензина в России по отношению к уровню США составляла 96%, Канады – 74%, Японии – 45%, а по отношению к среднему уровню 5 ведущих стран ЕС – 41%. Таким образом, действующие в России экспортные пошлины и уровень налогов на нефтепродукты обеспечивают сохранение более низких цен на моторное топливо на внутреннем рынке по сравнению с развитыми странами. При этом проведение налогового маневра фактически не повлияло на относительный уровень цены на бензин: по сравнению с США она осталась на прежнем уровне, по сравнению с ведущими европейскими странами – несколько снизилась (табл. 4).

Таблица 4. Уровень потребительской цены на автомобильный бензин в России по отношению к другим странам, %

Источник: расчеты автора по данным OECD/IEA и Росстата.

С начала 2019 г. вступили в действие принятые в 2018 г. законодательные решения о поэтапном завершении налогового маневра и введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 305-ФЗ предусмотрено равномерное понижение ставки экспортной пошлины на нефть в период 2019–2024 гг. до нулевого уровня. Одновременно Федеральным законом

от 03.08.2018 № 301-ФЗ предусмотрено компенсирующее повышение в этот период ставки НДПИ при добыче нефти. Такая перестройка налоговой системы создаст стимулы для дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающего сектора, сократит субсидирование внутренних потребителей, прежде всего сектора нефтепереработки, уменьшит субсидирование Россией других стран ЕАЭС, усилит стимулы к повышению энергоэффективности.

Федеральным законом от 19.07.2018 № 199-ФЗ с 2019 г. в налоговую систему введен новый специальный налог – на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Применение данного налога будет стимулировать инвестиции в добычу нефти, включая разработку месторождений с повышенными производственными затратами. В ближайшее время применение НДД предусмотрено на ограниченном числе месторождений, в перспективе предполагается расширение сферы применения данного налога.

Значительный ресурсный потенциал и рост мирового спроса на нефть позволяют России поддерживать высокие уровни добычи и экспорта нефти в течение многих лет. В то же время ограничивающее влияние на развитие этого сектора будут оказывать прогнозируемые относительно невысокие цены на нефть и санкции, устанавливающие запрет на поставку в Россию оборудования и технологий для разработки месторождений на арктическом шельфе, глубоководных месторождений и месторождений сланцевой нефти.

В этих условиях основой дальнейшего развития российского нефтяного сектора должны стать традиционные запасы нефти на суше. При этом особое значение приобретает углубленная разработка действующих месторождений, повышение коэффициента извлечения нефти. Возможности дополнительной добычи будут в значительной степени зависеть от технологического прогресса в отрасли, развития импортозамещающих технологий, позволяющих повысить уровень нефтеизвлечения и обеспечить разработку нетрадиционных запасов, включая сланцевую нефть. Дальнейшему развитию нефтяного сектора должны способствовать и меры налоговой политики.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Закон г. Москвы от 7 мая 2014 г. N 26 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций нефтяной отрасли" (не вступил в силу)

Настоящий Закон в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, для организаций нефтяной отрасли.

Статья 1. Налоговая ставка

1. Установить ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, в размере 13,5 процента для организаций нефтяной отрасли в отношении прибыли, рассчитываемой как разница между величиной прибыли за текущий налоговый период, налог по которой подлежит зачислению в бюджет города Москвы, и величиной прибыли за 2014 год, налог по которой был исчислен и подлежал зачислению в бюджет города Москвы по итогам 2014 года.

2. У организаций нефтяной отрасли, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, возникает при соблюдении следующего условия: сумма налога на прибыль, исчисленного в том числе по ставке, установленной настоящим Законом, и уплаченного в бюджет города Москвы по итогам налогового периода, в котором применяется указанная ставка, составляет более 1 млрд. рублей.

3. В отношении организаций нефтяной отрасли, являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, возникает у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков в отношении всех участников консолидированной группы налогоплательщиков при соблюдении следующего условия: сумма налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисленного в том числе по ставке, установленной настоящим Законом, и уплаченного в бюджет города Москвы по итогам налогового периода, в котором применяется указанная ставка, составляет более 5 млрд. рублей.

4. Для целей настоящего Закона организациями нефтяной отрасли признаются:

1) отдельные организации, не являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, у которых доля выручки от реализации нефти и нефтепродуктов в общем объеме их выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором применяется ставка, установленная настоящим Законом, составляет более 70 процентов;

2) все организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, у которых суммарная доля общей выручки от реализации нефти и нефтепродуктов в суммарном объеме их общей выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором применяется ставка, установленная настоящим Законом, составляет более 50 процентов.

Статья 2. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Москва,
Московская городская Дума
7 мая 2014 года
N 26

Обзор документа

Для организаций нефтяной отрасли установлена ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в московский бюджет, в размере 13,5%. Ставка действует в отношении прибыли, рассчитываемой как разница между величиной прибыли за текущий налоговый период, налог по которой подлежит зачислению в бюджет города, и величиной прибыли за 2014 г., налог по которой был исчислен и подлежал зачислению в городской бюджет по итогам 2014 г.

Право на применение пониженной ставки налога возникает у налогоплательщиков при выполнении следующих условий: доля выручки от реализации нефти и нефтепродуктов в общем объеме выручки за календарный год, предшествующий году, в котором применяется пониженная ставка налога, должна быть более 70%, а для организаций, являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - более 50%; сумма исчисленного и уплаченного налога по итогам налогового периода, в котором применяется пониженная ставка, должна быть более 1 млрд руб., а для организаций, являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков - более 5 млрд руб.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Читайте также: