Модели налогового учета контрольная

Опубликовано: 17.09.2024

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

1. Модели организации налогового учета в организациях 3
2. Налоговый учет материально-производственных запасов 9
3. Практическое задание 1 17
4. Практическое задание 2 21
5. Тест 1 24
6. Тест 2 27
7. Тест 3 29
Список литературы 30

1. Модели организации налогового учета в организациях

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).
Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.
Цели ведения налогового учета:
- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Таблица 1 - Различия между видами учета
Налоговый учет Бухгалтерский учет
Нормативная база Налоговое законодательство Общепризнанные принципы бухгалтерского учета
Цель Рассчитать размер подлежащих к уплате налогов Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты
Метод получения данных Обобщение данных, отраженных в документации Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет)
Отчетный период Годовой, квартальный и т.д. Годовой, квартальный и т.д.
Форма отчета Специально установленные формы Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств
Получатель отчета Руководитель, налоговые органы Руководитель, все заинтересованные органы

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.
Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.
Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.
Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).
Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.
Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:
1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;
2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;
3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».
Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.
Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.
Подтверждением данных налогового учета являются:
Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.
Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.
Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).
Общая схема постановки налогового учета на предприятии представлена в приложении 1. По данным схемы можно сделать вывод, что первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной по.

Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Подтверждением данных налогового учета согласно ст. 313 НК РФ являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Налоговый учет в организации ведется:

- бухгалтерской службой как структурным подразделением организации, возглавляемым главным бухгалтером;

- бухгалтерской службой организации и бухгалтерскими службами обособленных подразделений как уполномоченных представителей организации;

- отделом по налогам и сборам или иной аналогичной службой как структурным подразделением организации;

- на договорных началах специализированной сторонней организацией или специалистом;

- штатным должностным бухгалтером или специалистом (применительно к субъектам малого предпринимательства);

- лично руководителем организации (применительно к субъектам малого предпринимательства).

Отсюда следует, что законодатель предусмотрел различные вари­анты обобщения информации для целей налогового учета. Моделей ведения налогового учета, по нашему мнению, может быть три. Рассмотрим каждую из них.

Модель 1. Параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета.Данная модель предусматривает использование самостояте­льных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским. Взаимодействие двух систем учета при использовании этой модели сводится к минимуму. Общими для бухгалтерского и налогового учета являются лишь данные первичных документов.

Вместе с тем такое параллельное ведение двух видов учета требует значительных затрат, связанных с необходимостью создания в органи­зации отдела или группы налогового учета, привлечения высококвали­фицированных специалистов для разработки налоговых регистров, сис­темы документооборота и программных продуктов, модернизации учет­ного процесса и вычислительной техники.

Такие затраты могут позволить себе только крупные организации, где могут быть созданы (или уже имеются) внутренние налоговые служ­бы или отделы налогового учета как обособленные структурные подраз­деления организации.

Модель 2. Трансформация данных бухгалтерского учета. В основу этой модели положены данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры, используе­мые для налогового учета.

Такая модель учета позволяет снизить объем работы сотрудников бухгалтерских служб, поскольку и для бухгалтерского, и для налогового учета используются одни и те же регистры.

Вместе с тем комбинированные регистры могут быть использованы в налоговом учете только в тех случаях, когда порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложе­ния не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерско­го учета.

Модель 3. В данной модели используются регистры и бухгалтерско­го, и налогового учета. В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не от­личается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. Налоговые регистры вообще можно не вести.

В отличие от модели 1 в данной модели основанием аналитические регистров налогового учета являются не первичные документы, а регистры бухгалтерского учета и бухгалтерские справки.

Налоговый учет ведется на основе данных первичных учетных документов (первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, включая справку бухгалтера); аналитических регистров (расчетов, разработочных таблиц, ведомостей необходимых для создания регистров); расчета налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде форм в электронном виде и разрабатываются самостоятельно. Документы, которые предприятием разрабатываются самостоятельно, должны содержать обязательные реквизиты, установленные гл. 25 НК РФ.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:- наименование регистра;- период (дату) составления;- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;- наименование хозяйственных операций;- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

МНС РФ предлагает основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными главой 25 НК РФ.

Все предлагаемые регистры подразделены на следующие группы:

- регистры промежуточных расчетов;

- регистры учета состояния единицы налогового учета;

- регистры учета хозяйственных операций;

- регистры формирования отчетных данных;

- регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.

Контрольные вопросы для закрепления материала:

1 Дайте определение понятия «налоговый» учет.

2 Перечислите цели налогового учета.

3 В чем различия между бухгалтерским и налоговым учетом?

4 Дайте определение понятия «аналитический налоговый регистр».

5 Раскройте содержание и варианты ведения налоговых регистров.

6 Перечислите формы, требования и принципы ведения аналитических

регистров налогового учета.

7 Перечислите модели налогового учета.

8 Перечислите принципы ведения налогового учета.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 3309 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы
обеспечить возможность непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности, систематизации
указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирования показателей
налоговой декларации по налогу на прибыль.

Работа содержит 1 файл

Модели налогового учета.doc

Модели налогового учета

Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы

обеспечить возможность непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности, систематизации

указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирования показателей

налоговой декларации по налогу на прибыль.

Статьей 313 НК РФ установлено, что в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения

налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять регистры бухгалтерского

учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Кроме того, налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Отсюда следует, что законодатель предусмотрел различные варианты обобщения информации для целей налогового учета. Для систематизации и накопления информации, например, о доходах и расходах, формирующих налоговую базу организации, могут быть использованы:

-регистры бухгалтерского учета;

-регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами (при недостаточности информации для определения налоговой базы);

-аналитические регистры налогового учета.

Таким образом, налогоплательщик может выбрать одну из трех моделей налогового учета с учетом степени его автономности по отношению

к системе бухгалтерского учета.

В настоящее время выделены три модели ведения налогового учета.

Рассмотрим каждую из них.

Модель 1. Данная модель предусматривает использование самостоятельных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским (рис.1).

Аналитические регистры налогового учета составляются на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством, и представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период. Регистры налогового учета формируются по всем операциям, которые учитываются для целей налогообложения. Налогоплательщик самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должны быть представлены все данные, необходимые для правильного определения показателей налоговой декларации.

Первичные учетные документы

Аналитические регистры на- Аналитические регистры бух-

логового учета галтерского учета

Синтетические регистры бухгал- Налоговые расчеты

терского учета

Бухгалтерская отчетность Налоговая декларация

Рисунок 1 - Схема заполнения налоговой декларации (модель 1)

Преимуществом данной модели является то, что она дает реальную возможность получать данные для формирования налоговой базы непосредственно из налоговых регистров. При этом исключаются ошибки в исчислении налоговой базы, поскольку показатели налоговых регистров формируются в соответствии с требованиями налогового законодательства, а не бухгалтерского учета. Взаимодействие двух систем учета при использовании этой модели сводится к минимуму. Общими для бухгалтерского и налогового учета являются лишь данные первичных документов.

Вместе с тем такое параллельное ведение двух видов учета требует значительных затрат, связанных с необходимостью создания в организации отдела или группы налогового учета, привлечения высококвалифицированных специалистов для разработки налоговых регистров, системы документооборота и программных продуктов, модернизации учетного процесса и вычислительной техники.

Такие затраты могут позволить себе только крупные организации, где могут быть созданы (или уже имеются) внутренние налоговые службы или отделы налогового учета как обособленные структурные подразделения организации.

Модель 2. В основу этой модели положены данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета (рис. 2).

Такая модель учета позволяет снизить объем работы сотрудников бухгалтерских служб, поскольку и для бухгалтерского, и для налогового учета используются одни и те же регистры. Вместе с тем комбинированные регистры могут быть использованы в налоговом учете только в тех случаях, когда порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета.

Например, при наличии дополнительных реквизитов бухгалтерские регистры, отражающие расходы, связанные с производством и реализацией, в том числе не принимаемые для целей налогообложения, могут использоваться в налоговом учете.

Первичные учетные документы

Аналитические регистры бухгалтерского Комбинированные регистры

учета налогового учета

Синтетические регистры бухгалтерского

Бухгалтерская отчетность Налоговая декларация

Рисунок 2 - Схема заполнения налоговой декларации (модель 2)

Однако в тех случаях, когда требуется определить стоимость приобретенных материально-производственных запасов или основных средств, учесть убыток от реализации основных средств или по операциям уступки права требования согласно правилам бухгалтерского учета и налогового законодательства либо когда организация выбирает разные способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам для целей бухгалтерского и налогового учета, применять комбинированные регистры практически невозможно.

К тому же неопределенность количества и состава операций, подлежащих корректировке, создает предпосылки для совершения ошибок.

Модель 3. В данной модели используются регистры и бухгалтерского, и налогового учета.

В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. Налоговые регистры вообще можно не вести.

Для налогового учета операций по реализации продукции собственного производства, например, можно использовать данные регистров бухгалтерского учета, поскольку порядок группировки доходов от реализации в бухгалтерском и налоговом учете почти идентичен. В том случае, если необходимы незначительные корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения, могут быть использованы бухгалтерские справки. При различных правилах учета целесообразно наряду с бухгалтерскими регистрами применять аналитические регистры налогового учета.

В отличие от модели 2 в данной модели основанием для составления аналитических регистров налогового учета являются не первичные учетные документы, а регистры бухгалтерского учета и бухгалтерские справки.

Такая модель позволяет в максимальной степени использовать данные бухгалтерского учета и, в конечном счете, сближает две системы учета.

В ее основе лежат регистры бухгалтерского учета, обеспечивающие возможность рационально, с наименьшими финансовыми затратами вести

Для этого определяют те объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета идентичны; устанавливают регистры бухгалтерского учета, которые могут быть использованы для учета в целях налогообложения; определяют те объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета различны, выделив объекты налогового учета; разрабатывают формы аналитических регистров налогового учета для выделенных объектов. Данный подход не требует создания отдельного рабочего места, так как бухгалтерские справки оформляются работниками бухгалтерии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 16:58, контрольная работа

Описание

Современная учетная система России формировалась на основе англосаксонской модели. «Англосаксонская» (Британо-американская) модель, предполагает параллельное сосуществование бухгалтерского и налогового учета как двух самостоятельных систем, преследующих различные цели. Понятие «налоговый учет» для российской практики относительно новое. Как отдельный вид учета налоговый учет долгое время именовался «учетом для целей налогообложения». Появление же самого налогового учета в России и закрепление его как термина сопряжено со введением в действие 25 главы налогового кодекса РФ (далее НК РФ) «Налог на прибыль организаций». Однако можно выделить ряд этапов, способствовавших появлению термина «налоговый учет» в законодательстве РФ.

Содержание

6. Охарактеризуйте этапы становления налогового учета. 3
14. Какие варианты организация налогового учета вы можете назвать? 5
38. Как в налоговом учета отражаются внереализационные доходы? 10
Задача 4 15
Задача 14 16
Список используемой литературы: 18

Работа состоит из 1 файл

Налоговый учет.doc

Современная учетная система России формировалась на основе англосаксонской модели. «Англосаксонская» (Британо-американская) модель, предполагает параллельное сосуществование бухгалтерского и налогового учета как двух самостоятельных систем, преследующих различные цели. Понятие «налоговый учет» для российской практики относительно новое. Как отдельный вид учета налоговый учет долгое время именовался «учетом для целей налогообложения». Появление же самого налогового учета в России и закрепление его как термина сопряжено со введением в действие 25 главы налогового кодекса РФ (далее НК РФ) «Налог на прибыль организаций». Однако можно выделить ряд этапов, способствовавших появлению термина «налоговый учет» в законодательстве РФ.

Этап I. Его началом считается введение в действие федерального закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 1.01.1992 г. Данным законодательным актом для учета в целях налогообложения были закреплены специальные показатели, применение которых повлекло за собой разделение бухгалтерского учета и учета в целях налогообложения: дано понятие выручки для целей налогообложения (предусмотрены стоимостные корректировки выручки от реализации продукции (работ, услуг) до уровня рыночных цен в случае реализации по ценам не выше фактической себестоимости или прямого обмена продукции (работ, услуг)).

Этап II. Данный этап связан с утверждением Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли № 552 от 5.08.1992 г. Согласно Постановлению на счетах учета затрат на производство и издержек обращения отражаются расходы не в сумме фактических затрат, а только в пределах норм, установленных для целей налогообложения. Кроме того, появились объекты, не отражаемые в финансовых результатах по данным бухгалтерского учета, но меняющие финансовый результат для целей исчисления налога на прибыль по данным налогового учета, например, безвозмездно полученные ценности.

Итогом первых двух этапов стала ситуация, когда правильное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с формированием финансовых результатов, не означает достоверность этих финансовых результатов для налогового учета. Так и возникла необходимость организовать дополнительные учетные процедуры, обеспечивавшие правильность определения налоговой базы по налогу на прибыль, т.е. вести «учет для целей налогообложения».

Этап III. Начался с 1.07.1995 г. и связан с введением Постановления Правительства № 661. Данным Постановлением было установлено, что для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом подтвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов; вместо порядка формирования финансовых результатов устанавливался порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли; было установлено, что порядок определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается именно для целей налогообложения.

Этап IV. Приказом Минфина № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности за 1995 г.» были предъявлены требования к формированию учетной политики для целей налогообложения, а также регламентированы условия определения обязательств по оплате с учетом кассового метода и метода начислений.

Этап V. Наиболее значимым этапом в истории становления налогового учета является принятие налогового кодекса. Первой частью НК РФ, а именно п. 1 ст. 54 установлено, что «налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением». Т.е. НК РФ обозначено, что бухгалтерский учет не является единственно возможным источником информации, необходимой для исчисления налогов и сборов. Заключительным этапом выделения налогового учета в самостоятельный вид учета явилось принятие 6.08.2006 г. главы 25 НК РФ, в которой впервые было законодательно закреплено понятие данного термина. Согласно ст. 313 налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В данном определении в качестве функций налогового учета не указаны сбор и регистрация информации. Отсутствие вышеуказанных функций определило основное отличие налогового учета от бухгалтерского. Главная цель налогового учета - определение налоговой базы по налогу.

Система налогового учета, согласно методическим рекомендациям по применению главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», представляет собой особый порядок учета доходов, расходов, момента их признания. Система подразумевает особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов (т.е. расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным гл. 25 НК РФ).

В настоящее время существует множество мнений по выбору формы ведения налогового учета, укрупненно их можно свести в несколько следующих направлений.

1. Система налогового учета, рекомендуемая Федеральная налоговая служба России (далее в тексте ФНС России), базируется на построении массива регистров промежуточных расчетов. Эти регистры предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрены соответствующие отдельные строки в декларации, т. е. их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Постановка системы налогового учета — дело дорогостоящее и интеллектуально емкое. Не каждый бухгалтер обладает необходимой квалификацией, чтобы внедрить новую систему налогового учета. ФНС России разработала порядок ведения налогового учета для организаций, регистры налогового учета, которые доведены до налогоплательщиков. Это рекомендательные формы для предприятий, которые при желании смогут ими воспользоваться.

Использование подобной методики в настоящее время, на наш взгляд, представляется наиболее реальным. Она позволяет внесистемно, т. е. без создания параллельной учетной системы, на основе отдельных выборочных данных бухгалтерского учета определить объект налогообложения. При этом общий объем учетной работы по сравнению с остальными методиками значительно снижается, поскольку итоговые показатели по существенной части расчетов уже произведены в финансовом учете и не требуют пересчета для налогового учета. Таким образом, не происходит ненужного дублирования одних и тех же учетных операций. Основной проблемой при этом является получение необходимой налоговой информации по тем объектам учета, где требования по бухгалтерским стандартам и Налоговому кодексу не совпадают.

2. Организация налогового учета по принципу «приход-расход» с ведением книги доходов и расходов (аналогично применяющейся сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета). Этот способ оптимален для небольших организаций, количество операций в которых невелико и которые будут определять доходы и расходы по кассовому методу. Однако в организациях с исследуемой спецификой в подавляющем большинстве случаев использование этой системы не представляется возможным, так как они, как правило, не относятся к той группе налогоплательщиков, которым разрешено применение кассового метода учета доходов и расходов.

3. При построении системы налогового учета использовать принцип двойной записи с использованием « налогового плана счетов» и разработкой «налоговых» проводок. Этот способ представляет собой автономный вариант ведения налогового учета (рис. 1), он очень трудоемок, так как в этом случае налоговый учет полностью отделяется от традиционного бухгалтерского.

Рис. 3. Автономный вариант ведения налогового учета

На сегодняшний день рассматривать налоговый учет как нечто обособленное от бухгалтерского было бы несправедливо. Слишком тесна методическая и документальная связь между ними. Не вызывает сомнений, что бухгалтерский и налоговый учет на предприятии являются предметом деятельности одних и тех же специалистов. На основании этого можно утверждать, что налоговый учет является одним из разделов бухгалтерского учета наряду с финансовым и управленческим учетом. Остается только определить ему место в бухгалтерии предприятия.

4. Четвертый путь — адаптировать для налогового учета действующий План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10. 2000 г., пересмотрев порядок аналитическою учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и вести в одном Плане счетов и бухгалтерский и налоговый учет. При этом налоговый учет рассматривается только во взаимодействии с финансовой и управленческой составляющей бухгалтерского учета (рис. 2). Причина этому — наличие нормативного регулирования финансового учета со стороны государства, а так как управленческий учет не регулируется законодательством России, то его рассматривают как элемент бухгалтерии,

Рис. 4. Вариант ведения налогового учета во взаимодействии с финансовой и управленческой составляющей бухгалтерского учета

В рамках этого варианта специалистами предлагается организовать систему налогового учета, которая будет состоять из аналитических таблиц, таблиц промежуточных налоговых расчетов и сводных таблиц. Аналитические таблицы налогового учета — это первичные бухгалтерские документы или данные бухгалтерского учета, сгруппированные в таблицы по элементам затрат, сформированные на основании требований главы 25 НК РФ. Так, налоговый учет по материальным расходам представлен в виде аналитической таблицы, заполняемой на основании первичных бухгалтерских документов.

На основании аналитических таблиц налогового учета составляются сводные таблицы налогового учета, служащие для формирования в них конечных данных налоговой отчетности. При этом количество регистров налогового учета также велико, как и в Системе налогового учета, рекомендованной ФНС России, что исключает возможность их применения на средних и крупных предприятиях.

Одновременное использование первичных документов для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения в принципе возможно, но на практике вряд ли может быть реализовано. Это связано с тем, что документальное оформление бухгалтерских операций достаточно жестко регламентировано не только документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, но и действующим законодательством.

Более рациональным является перегруппировка данных первичных бухгалтерских документов в соответствии с целями и задачами налогового учета и оформление их в виде бухгалтерских справок при организации налогового учета на том рабочем месте, где учитываются кассовые операции (это может быть как сам кассир, так и другой работник), целесообразно составление бухгалтерских справок по объектам бухгалтерского наблюдения.

5. Компромиссный вариант. Он заключается в использовании для налогового учета дополнительно вводимых забалансовых «налоговых» счетов к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. Это будет удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны будут добавить в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведутся по-разному.

В соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) прочие поступления, не связанные с доходами от обычных видов деятельности, включают в себя операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета данные виды доходов отражаются по кредиту счетов 91 "Прочие доходы и расходы", 98 "Доходы будущих периодов" и 99 "Прибыли и убытки". В налоговом учете отражаемые по этим счетам бухгалтерского учета доходы могут быть отнесены к внереализационным доходам или доходам, не учитываемым для целей налогообложения (особенности включения в доходы от реализации выручки, отражаемой по счету 91, рассмотрены выше).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:00, реферат

Краткое описание

В настоящее время ведение экономической деятельности нашей страны постоянно изменяется и дополняется на основании на соответствие международным стандартам ведения бухгалтерского учёта (МСФО), которое прежде всего ориентировано на информирование для будущих инвесторов, вкладчиков в отличии от нашей системы ведения бухгалтерского учёта, где большая ориентация при формирование финансовой отчётности уделяется государственному контролю и надзору. То есть представление информации о финансовом состоянии любой организации более ориентировано как представление для государственных органов, а не для инвесторов. Поэтому в настоящее время ведётся работа с изменением налогового законодательства в целом, так как многие принципы устарели.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Налоговый учёт - определение сущности и понятия …………………..4
Модели налогового учёта ……………………………………………….7
Заключение ………………………………………………………………12
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Модели налогового учёта 2.doc

  1. Налоговый учёт - определение сущности и понятия …………………..4
  2. Модели налогового учёта ……………………………………………….7

Список использованной литературы

Ведение налогового учёта в организациях является важным элементом ведения финансово- хозяйственной деятельности, который осуществляется наравне с ведением бухгалтерским учётом – отражением хозяйственных операций организации.

В настоящее время ведение экономической деятельности нашей страны постоянно изменяется и дополняется на основании на соответствие международным стандартам ведения бухгалтерского учёта (МСФО), которое прежде всего ориентировано на информирование для будущих инвесторов, вкладчиков в отличии от нашей системы ведения бухгалтерского учёта, где большая ориентация при формирование финансовой отчётности уделяется государственному контролю и надзору. То есть представление информации о финансовом состоянии любой организации более ориентировано как представление для государственных органов, а не для инвесторов. Поэтому в настоящее время ведётся работа с изменением налогового законодательства в целом, так как многие принципы устарели.

Налоговый учёт предназначен для ведения бухгалтерского учёта и для правильного исчисления налоговый отчислений в бюджет и внебюджетные формы, а также формирования налоговой отчётности в организациях любых форм собственности.

Считаю , что выбранная мною тема на сегодняшний день актуальна. Ведь очень важно определиться с понятием налоговый учёт, его предназначением, а также рассмотреть модели налогового учёта.

  1. Налоговый учёт: определение сущности и понятия

Согласно статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым учётом считается система обобщения информации, которая необходима для определения налогооблагаемой базы на основе обработки первичной документации, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренных в Налоговом кодексе.

Предназначение налогового учёта состоит в формировании достоверной и в полном объёме информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, которые осуществляются налогоплательщиком в течение отчётных периодов. А также для обеспечения предоставления информации внутренним пользователям и внешним для соблюдения контроля о правильном исчислении налогов в бюджет и своевременной уплатой в бюджет.

Предприятия самостоятельно организуют ведение налогового учёта на основании последовательности применения норм и правил налогового учёта в соответствии с налоговым законодательством. Порядок ведения налогового учёта устанавливается в организациях на основании учётной политики для целей налогообложения.

В налоговом учёте данные отражают в соответствии с порядком формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, которые учитываются для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащих дальнейшему распределению на расходы, формирование резервных сумм и сумму задолженности по расчётам с бюджетом.

Аргументом для подтверждения данных налогового учёта выступают:

  • Первичные учётные документы это документы, которые оформляются в соответствии с требованиями Федерального закона о бухгалтерском учёте – статья 9 № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учёте».
  • Бухгалтерская справка представляет собой справку, отражающую изменения , внесённые в документы или в хозяйственную операцию, не учтённые в прошлом периоде;
  • Под аналитическими регистрами налогового учёта следует понимать сводные формы, систематизирующие данные налогового учёта за отчётный период, распределённые по группам без взаимоувязки к счетам бухгалтерского учёта;
  • Расчет налоговой базы- это определение суммы налогов для уплаты в бюджет;
  • Налоговая декларация

При формировании налоговых регистров – нумерация и наименования совпадают с планом счетов организации- это введено для простоты ведения налогового учёта. Функцией регистров является достоверное отражение информации об образовании доходов и расходов в хронологическом порядке, которые позволяют определить размер налогооблагаемой базы, согласно главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для

определения налоговой базы являются обработанные документы первичной документации организации.

Следует отметить, что данные по налоговому учёту не подлежат разглашению, так как это конфиденциальная информация и разглашение носит законодательный характер.

Налоговый учёт обеспечивает:

  • Хронологию применения норм и правил налогового учёта от одного налогового периода к последующему;
  • Непрерывность отражения объектов учёта.

Ведение налогового учёта невозможен без ведения бухгалтерского учёта, поэтому многие налоговые регистры отражаются с помощью бухгалтерских документов для определения выручки и внереализационных доходов, но всё же на практике многие операции недоступны для налогообложения. Поэтому отражение бухгалтерских операций с помощью программы «1С: Бухгалтерия предприятия 8» налоговый учёт отражается в налоговых регистрах соответствующих операциях. Это очень упрощает работу бухгалтерии в определении налоговой базы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» объектами бухгалтерского учёта в организации выступает имущество организации, обязательство и хозяйственные операции.

Имущество организации – это средства организации по их составу и размещению, которых относят к активам организации. Под обязательствами понимают средства организации по источникам их образования и их предназначению – пассивы организации.

Проанализировав статью 38 пункт 1 Налогового кодекса Российской Федерации, объектами налогообложения считаются следующие объекты налогообложения:

  • Операции по реализации товаров, работ и услуг;
  • Имущество;
  • Доход;
  • Расход;
  • Прибыль;
  • Обстоятельства, содержащие количественную, физическую и стоимостную характеристики, которые образуют в последствии обязанность налогоплательщика об уплате налогов и сборов в бюджет.

Согласно Налогового кодекса Российской Федерации имуществом признаётся объект гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом статьи 128 1части: деньги, ценные бумаги, имущественные права, результаты интеллектуальной собственности, а также нематериальные блага.

Товар – это имущество, которое реализуется.

Работы, оказанные услуги- это реализация деятельности организации, приносящая финансовый результат и удовлетворяют потребностям юридических или физических лиц.

Следует отметить, что в соответствии с разделом №9 Методических рекомендаций МНС Российской Федерации объектами налогового учёта следует считать:

  • В целях практического применения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации объектом учёта следует понимать показатели, отражающие данные о доходах и затратах того периода, в котором они учтены, формирование стоимости амортизируемого имущества;
  • К расходам налогообложения можно отнести и расходы на освоение природных ресурсов, на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Учётная политика для ведения налогового учёта необходима как реализация метода первичного наблюдения, стоимостного измерения, группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для определения налоговой базы. Учётная политика по налогообложению утверждается и применяется исключительно на текущий год и формируется на следующий.

3.Модели налогового учёта

Организация по ведению налогового учёта должна включать процедуру обеспечения отражения хозяйственных операций бухгалтерского учёта в хронологическом порядке для формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

В соответствии с налоговым законодательством существуют различные методы и способы обобщения информации для ведения налогового учёта. Для формирования налоговой базы организации вправе использовать следующие документы:

  • Регистры бухгалтерского учёта;
  • Дополненные регистры бухгалтерского учёта соответствующими реквизитами для получения налоговой базы;
  • Аналитические регистры налогового учёта.

Следует отметить, что для определения налоговой базы налогоплательщик вправе выбрать одну из выше перечисленных моделей налогового учёта.

На сегодняшний момент существуют следующие модели налогового учёта.

Модель 1: Использование аналитических регистров во взаимодействии с бухгалтерским учётом- схема показана на рисунке 1:

В соответствии с налоговым законодательством аналитические регистры налогового учёта формируются на основании информации первичных документов, представляющих свод форм для ведения налогового учёта в отчётном налоговом периоде. Формирование регистров осуществляется на основании всех хозяйственных операций, необходимых для налогообложения. Следует отметить следующее, налогоплательщик вправе решать сам какие учётные регистры по бухгалтерскому и налоговому учёту ему следует ввести в своей финансово-хозяйственной деятельности для формирования налоговой декларации.

Плюсом этой модели можно считать то, что она предлагает отражение данных для получения налоговой базы с использованием налоговых регистров и ещё может быть исключено формирование ошибок в расчете налогооблагаемой базы, так как все необходимые показатели налоговых регистров соответствуют всем требованиям налогового законодательства.

Конечно одновременное ведение бухгалтерского и налогового учёта требует времени и затрат, так как появляется необходимость в организации дополнительного отдела или исполняющего обязанности физического лица для ведения налогового документооборота в организации. На практике такие затраты осуществляют более крупные организации и предприятия, имеющие свои внутренние трудовые ресурсы в решении данного вопроса.

Модель 2: применение комбинированных регистров с использованием данных бухгалтерского учёта. Преимуществом использования этой модели можно считать снижение объёмов работы сотрудников бухгалтерских отделов организации, так как для отражения бухгалтерского учёта и налогового учёта применяются одни и те же документы: как показано на рисунке 2

Использование комбинированных учетных регистров может осущетствляться в тех ситуациях, когда порядок ведения учёта объектов для целей налогообложения и отражение хозяйственных операций ничем не отличается от утверждённых правил бухгалтерского учёта.

В ситуациях , где организации необходимо правильно определить стоимость приобретённых материалов и основных средств, при этом учесть ещё убыток от реализации основных средств либо по хозяйственным операциям уступки права требования в соответствиии с правилами бухгалтерского и налогового законодательства, в этом случает организация должна выбрать более приемлемый метод или способ начисления амортизации как по оъектам основных средств, так и по объектам нематериальных активов. Следует отметить , что возможно допущение ошибок в ситуациях неопределённости в выборе методов учета регистров хозяйственных операций.

Перейдём к рассмотрению третьей модели: одновременное использование регистров бухгалтерского и налогового учёта, при этом формирование налоговых регистров в учёте или отражении хозяйственных операций не обязательно.

Для операций по осуществлению реализации продукции , выпускаемой самой организацией допустимо использование регистров бухгалтерского учёта , так как систематизация порядка группировки доходов и расходов одинаково. Также следует выделить, что в данном случае возможно и допустимо введение необходимых корректировок по данным бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

Сравнивая модель 2 и модель 3 можно дать определение в том, что в модели 3 исходными данными для формирования аналитических регистров могут выступать не только только первичная документация, но и в большем значении – регистры бухгалтерского учёта или же бухгалтерские справки. Считается , что данная модель больше использует данные бухгалтерского учёта по хозяйственным операциям, что в итоге сближает две системы ведения учёта. Результатом ведения такой модели может служить рациональность использования регистров бухгалтерского учёта, который уменьшает в свою очередь финансовые затраты.

Читайте также: