Министерство финансов утверждает налоги

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Минфина России от 12 апреля 2021 г. N 58н “О должностных лицах Министерства финансов Российской Федерации, имеющих доступ к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления оценки налоговых расходов” (документ не вступил в силу)

В соответствии с пунктом 11 статьи 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2020, N 48, ст. 7627), пунктом 5.2.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258; 2020, № 16, ст. 2602), приказываю:

1. Установить, что доступ к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2018, N 53, ст. 8420), имеют следующие должностные лица Министерства финансов Российской Федерации:

Министр финансов Российской Федерации, первый заместитель Министра финансов Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель Министра финансов Российской Федерации, заместители Министра финансов Российской Федерации;

в Департаменте налоговой политики:

заместители директора Департамента;

в Департаменте финансовой политики:

заместители директора Департамента;

начальник Отдела регулирования рынка ценных бумаг;

консультант Отдела регулирования рынка ценных бумаг;

в Департаменте бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки:

заместители директора Департамента;

начальник Отдела бюджетной политики в сфере здравоохранения;

заместитель начальника Отдела бюджетной политики в сфере здравоохранения;

в Департаменте бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты:

заместители директора Департамента;

начальник Отдела бюджетной политики в сфере пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования;

заместитель начальника Отдела бюджетной политики в сфере пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования;

в Департаменте бюджетной политики и стратегического планирования:

заместители директора Департамента;

начальник Отдела бюджетной политики;

заместитель начальника Отдела бюджетной политики;

консультант Отдела бюджетной политики;

консультант Отдела анализа рисков макроэкономической и финансовой стабильности;

в Департаменте проектного финансирования и инвестиционной политики:

заместители директора Департамента;

начальник Сводного отдела;

начальник Отдела малого, среднего предпринимательства и институтов инновационного развития;

начальник Отдела инфраструктурных форм поддержки;

начальник Отдела проектного финансирования и государственно-частного партнерства;

начальник Отдела финансовых институтов развития;

начальник Отдела энергетики и ТЭК;

заместитель начальника Отдела малого, среднего предпринимательства и институтов инновационного развития;

в Департаменте государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней:

заместители директора Департамента;

начальник Сводного-аналитического отдела в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;

заместитель начальника Сводного-аналитического отдела в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;

начальник Отдела обеспечения контроля в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней;

заместитель начальника Отдела обеспечения контроля в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней;

в Департаменте доходов:

заместители директора Департамента;

начальник Отдела анализа и прогнозирования доходов, связанных с природными ресурсами;

начальник Отдела анализа и прогнозирования налоговых и таможенных доходов;

начальник Отдела налоговых расходов;

советник Отдела анализа и прогнозирования налоговых и таможенных доходов;

советник Отдела налоговых расходов;

советник Отдела методологии администрирования доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита;

консультант Отдела анализа и прогнозирования налоговых и таможенных доходов;

главный специалист-эксперт Отдела налоговых расходов;

в Департаменте программно-целевого планирования и эффективности бюджетных расходов:

заместители директора Департамента;

начальник Отдела мониторинга и оценки государственных программ;

начальник Отдела эффективности бюджетных расходов;

в Департаменте таможенной политики и регулирования алкогольного рынка:

заместители директора Департамента;

начальник Отдела таможенного администрирования;

начальник Отдела методологии таможенного дела;

заместитель начальника Отдела методологии таможенного дела;

в Департаменте анализа эффективности преференциальных налоговых режимов:

заместители директора Департамента;

начальник Сводного отдела;

начальник Отдела контроля за эффективностью налоговых льгот;

начальник Отдела финансово-экономического анализа и презентационного сопровождения;

начальник Отдела инвестиционного анализа проектов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 2021 г.

Обзор документа

Минфин определил, какие должностные лица имеют доступ к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в Министерство для оценки налоговых расходов.

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Функции финансовых органов

Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

  • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
  • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
  • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
  • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
  • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
  • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
  • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

Налоговые полномочия финансовых органов

Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

  • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
  • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
  • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
  • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
  • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
  • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
  • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
  • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

Письменные разъяснения финансовых органов

Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

  • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
  • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
  • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

Какие налоги вступят в силу в 2021 году?

Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с начала января 2021 года, уже рассмотрены, приняты и утверждены. Они коснутся как ключевых налогов (НДФЛ, на прибыль, НДС), так и налогов на землю, транспорт, имущество, туризм и т.д.

Информация о новых нормах налогообложения пригодится не только занимающимся бухгалтерским учетом сотрудникам, но и всем сознательным гражданам, ведь отсутствие знаний о внесении поправок не освобождает от ответственности (административной и даже уголовной). Чтобы не иметь проблем с законом, стоит ознакомиться с изменениями и уплатить налоги в срок.

Отмена ЕНВД

Единый налог на вмененный доход или ЕНВД, актуальный для ООО/ИП, заменяет собой налог на прибыль/доходы физических лиц, имущественный налог и налог на добавленную стоимость. Оплачивается он только путем безналичного расчета.

Пользоваться ЕНВД могут предприятия или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям:

  • Не числятся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
  • Ведут работу по договору простого товарищества, доверительного управления, совместной деятельности;
  • Имеют штат не больше ста человек;
  • Не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
  • Занимают площадь меньше 150 кв. метров.

Проблема данного вида налогообложения заключается в том, что он рассчитывается исходя из физических показателей (количество занятых на производстве сотрудников, площадь помещения, численность транспортных средств и т.д.), а не в процентном соотношении с реальными доходами компании (ИП).

Такой подход не объективен, поэтому ЕНВД хотят упразднить. Окончательное решение еще не принято, однако Министерство финансов утверждает, что налог все-таки будет отменен. Исключением является Республика Крым, где действие единого налога на вмененный доход официально пролонгировано до 2024 года.

Несмотря на отсутствие подтверждения внесения изменений, Федеральная налоговая служба уже оповещает плательщиков об отмене ЕНВД путем информационных рассылок, рекламных баннеров, статей в СМИ и листовок, размещенных в налоговых инспекциях.

Транспортный и земельный налоги

Транспортный и земельный налоги объединены в одну группу, поскольку они получили одинаковые правки:

  • Отмена декларации о налогах (начиная с 2020 года);
  • Корректировка сроков внесения авансовых платежей и уплаты налогов (полный расчет за прошедший год должен произойти не позднее марта нынешнего года);
  • Предприятия и ИФНС считают сумму налога независимо друг от друга, после чего ИФНС направляет результаты своих подсчетов в организацию.

Если компания считает, что должна заплатить меньше, то она предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги. В результате их рассмотрения выносится финальное решение: либо сумма налога остается прежней, либо она уменьшается в пользу предприятия.

Транспортный и земельный налоги изображение

Сведения о среднесписочной численности

Еще одна поправка касается среднесписочной численности штата предприятия. Ранее такого рода информация предоставлялась отдельным форменным отчетом. С 1 января 2021 года эти сведения нужно включать в расчет по страховым взносам.

Цель данных изменений заключается в том, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, сократив количество обязательных к оформлению бумаг. Объединение двух отчетов в один позволит тратить меньше времени на составление налоговой документации.

Новые правила будут действовать уже для бумаг за 2020 год.

Что касается налога на имущество организаций, то здесь следует обратить внимание на:

  • Необходимость информирования представителей налоговых инспекций о наличии транспортных средств, земли, движимого и недвижимого имущества (последние два пункта раньше были необязательными);
  • Отсутствие надобности составления отчетов по авансовым платежам;
  • Бездекларационный режим налогообложения транспорта и земельных участков;
  • Возможность подачи всего пакета бумаг в один налоговый орган;
  • Возможность предоставления налоговой документации в онлайн-формате.

Таким образом, компаниям в первую очередь стоит ознакомиться с изменениями в транспортном и земельном налогах, а также оповестить ФНС о наличии движимого и недвижимого имущества.

Главной корректировкой, касающейся налога на доходы физических лиц, является повышение ставки с 13% до 15%. Однако новые коэффициенты будут применяться не ко всем налогоплательщикам, а лишь к тем, чей годовой доход превышает 5 000 000 рублей. Все остальные граждане РФ продолжат платить НДФЛ по старым правилам.

Так, например, если сотрудник с января по июнь заработал 5 100 000 рублей, то эти деньги будут облагаться 13% налогом. Что же касается общей суммы оклада с июля по декабрь, с нее придется заплатить налог с повышающим коэффициентом.

Кроме того, изменения были внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке. Если они превышают необлагаемый процентный доход, то с них взимается 13% ставка. Еще одна поправка касается объединения отчетности: начиная с 2021 года, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут подаваться совместно в составе 6-НДФЛ.

Последним пунктом стоит упомянуть вычет по налогу на доходы физических лиц на лечение. В список включены следующие услуги:

  • мед. эвакуация;
  • ортопедическая терапия людей, страдающих врожденными или приобретенными дефектами зубов;
  • паллиативная помощь.

Помимо этого, был пополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг, связанных с репродуктивными технологиями.

Туристические сборы

С 2021 года планируется введение единого туристического сбора для иностранцев, желающих посетить Санкт-Петербург. Инициатива, которую озвучил губернатор Александр Беглов, была одобрена Владимиром Путиным. В новом году иностранным гостям Северной столицы придется заплатить 100 рублей за каждые сутки пребывания.

Чиновники утверждают, что собранные таким образом деньги пойдут на поддержание чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, реконструкцию ветхих исторических зданий и развитие туристической инфраструктуры города.

Так называемый “курортный сбор” – распространенное явление, позволяющее содержать и регулярно обновлять туристические объекты с высокой посещаемостью. Сумму от 0,25 до 5 евро за ночь оплачивают гости Германии, Испании, Италии, Чехии, Черногории, Франции, Греции, Литвы и ряда других европейских стран.

Налог на процентный доход по вкладам

Разберем подробнее вопрос налога на процентный доход по вкладам.

Как уже упоминалось ранее, полученные в 2021 году проценты по некоторым депозитам будут облагаться 13% НДФЛ. Однако изменения в начислении коснутся только людей, инвестировавших в банк сумму, превышающую 1 000 000 рублей. Причем речь идет не об одном вкладе, а о совокупности всех имеющихся у частного лица депозитов.

Взимать налог по новым правилам начнут с 2022 года. Рублевая переоценка вкладов в иностранной валюте облагаться повышенным НДФЛ не будет. Кроме того, доходы от рублевых депозитов, чья процентная ставка не превышает 1% годовых, а также от эскроу-счетов под 13% налог не подпадают.

Для тех, кто хочет разобраться с перипетиями уже принятых документов, 19 сентября пройдет семинар «ТОП-10 «жарких» налоговых споров 2020 года», посвященный судебной практике по налоговым спорам.

Мероприятие проводит Разумова Анастасия Сергеевна – действующий главный бухгалтер, сертифицированный преподаватель, директор представительства международного центра методологии и повышения квалификации бухгалтеров, финансистов, аудиторов и управленцев «Альтерра», а также обладать сертификата британского Института специалистов по управленческому учету CIMA.

Семинар предусматривает два формата участия: «Лайт» и «Профи». Слушатель, выбравший второй вариант, в результате прохождения обучения получит не только новые знания, но и:

  • Удостоверение о повышении квалификации;
  • Сертификат участника;
  • Сертификат ИПБ о повышении профессионального уровня.

Минфин России наделен новыми полномочиями. Теперь главное финансовое ведомство будет вместо МНС России утверждать формы налоговых деклараций, а также разъяснять, как применять законодательство РФ о налогах и сборах.

Постановление Правительства РФ от 07.04.04 № 185 Текст документа (в формате doc.)

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г . № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ № 314) изменена структура федеральных органов исполнительной власти.

В результате некоторые из государственных органов упразднены (например, МАП России, ФКЦБ России), созданы новые (Министерство здравоохранения и социального развития России, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная регистрационная служба). Другие преобразованы (МНС России в Федеральную налоговую службу, ГТК России в Федеральную таможенную службу) и имеют теперь иной правовой статус.

Соответственно у ряда ведомств полномочия расширились (Минфин России, Минэкономразвития России).

Но у Минфина России увеличились не только полномочия. Плюс к этому, согласно Указу № 314, финансовому министерству подчинены пять федеральных служб. А само министерство осталось подведомственно Правительству РФ.

Теперь Минфину России будут подотчетны следующие ведомства:
- преобразованная из МНС России Федеральная налоговая служба;
- образованная Федеральная служба страхового надзора;
- образованная Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- преобразованная из КФМ России Федеральная служба по финансовому мониторингу;
- Федеральное казначейство (федеральная служба).

Опубликованным выше документом (далее - постановление) Правительство РФ закрепило нынешние полномочия Минфина России на бумаге. Рассмотрим их подробнее.

Для начала отметим, что Минфин России осуществляет государственную политику и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере. То есть непосредственно занимается бюджетной, налоговой, страховой, валютной сферами, сферами государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Также регулирует добычу, производство, переработку драгоценных металлов и драгоценных камней. И вместе с тем занимается порядком исчисления и уплаты таможенных платежей, в том числе определением таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Конечно же, наиболее значимым для налогоплательщиков является то, что на основании Указа № 314 главному финансовому ведомству переданы одни из основных функций МНС России. Теперь Минфин России будет разрабатывать и утверждать формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, а также методические рекомендации и различные нормативные правовые акты о том, как применять налоговое законодательство (подп. 2 п. 5 постановления). Вместе с тем по вопросам налоговой политики и по иным налоговым вопросам, в том числе об избежании двойного налогообложения, финансовое министерство разрабатывает только проекты. И если существует законопроект о введении или об отмене налогов либо об освобождении от их уплаты, такой проект должен пройти обязательную экспертизу в Минфине России.

Напомним, что пока МНС России работает в прежнем режиме, так как в отношении него Указ № 314 начнет действовать только после соответствующих изменений в законодательстве (п. 26 Указа № 314). Но несмотря на это, фактически налоговое министерство уже не издает своих разъяснений по налоговому законодательству. Этим сейчас успешно занимается Минфин России.

Так что теперь, если у налогоплательщиков возникают любые вопросы об исчислении налогов и правильном применении налогового законодательства, советуем сразу обращаться за письменными разъяснениями в финансовый, а не налоговый орган. Выполнение таких разъяснений исключит вину плательщика в совершении налогового правонарушения и освободит от уплаты штрафов. Ведь в пункте 3 статьи 111 НК РФ сказано, что плательщик не привлекается к налоговой ответственности, если следовал письменным разъяснениям не только налогового органа (коим является МНС России), но и другого уполномоченного государственного органа в пределах его компетенции. А Минфин России, как мы уже отметили, полномочен разъяснять законодательство РФ о налогах и сборах.

При этом, теперь уже наряду с налоговой отчетностью, в ведении Минфина России осталась разработка и принятие нормативных актов по составлению бухгалтерской отчетности и регулированию бухгалтерского учета в целом.

Однако самыми обширными функциями Минфина России все-таки являются полномочия в бюджетной сфере. Именно финансовое министерство регулирует и отвечает за составление, исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Оно же утверждает порядок осуществления контроля за целевым, эффективным и рациональным использованием бюджетных средств, единый план счетов бюджетного учета и порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета. Может сократить расходы федерального бюджета. Кроме того, ни один нормативный акт, предусматривающий расходы из федерального бюджета, не может быть принят без предварительной финансовой экспертизы Минфина России.

Читайте также: