Министерство финансов как налоговый орган

Опубликовано: 06.05.2024

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах деятельности:

  • бюджетной
  • налоговой
  • страховой
  • валютной
  • банковской
  • микрофинансовой
  • аудиторской
  • кредитной кооперации
  • финансовых рынков
  • государственного долга
  • бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
  • имущественных отношений
  • производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции
  • таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела
  • формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений
  • организации и проведения лотерей, азартных игр
  • производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции
  • финансового обеспечения государственной службы
  • государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию
  • оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
  • применения контрольно-кассовой техники
  • осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Постановление Правительства Российской Федерации

от 30.06.2004 № 329

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»

(в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 № 693)

Дата публикации: 25.09.2020

Приказ Минфина России

от 14.09.2018 № 194н

Приказ Минфина России от 14.09.2018 № 194н «Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации»

Дата публикации: 25.01.2019

Приказ Минфина России

от 23.05.2017 № 383

Приказ Минфина России от 23.05.2017 № 383 «Об утверждении Положения о Департаменте управления делами и контроля Министерства финансов Российс.

Дата публикации: 15.06.2017

Приказ Минфина России

от 18.07.2018 № 1643

Приказ Минфина России от 18.07.2018 № 1643 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной методологии и финансовой отчетности в государств.

Дата публикации: 13.12.2018

Приказ Минфина России

от 28.05.2020 № 222

Приказ Минфина России от 28.05.2020 № 222 «Об утверждении Положения о Департаменте налоговой политики»

Дата публикации: 28.05.2020

Приказ Минфина России

от 18.03.2019 № 112

Приказ Минфина России от 18.03.2019 № 112 «Об утверждении Положения о Департаменте государственного долга и государственных финансовых активо.

Дата публикации: 19.03.2019

Приказ Минфина России

от 22.06.2020 № 260

Приказ Минфина России от 22.06.2020 № 260 «Об утверждении Положения о Департаменте финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации»

Дата публикации: 30.06.2020

Приказ Минфина России

от 02.08.2011 № 275

Приказ Минфина России от 02.08.2011 № 275 «Об утверждении Положения о Департаменте межбюджетных отношений»

Дата публикации: 31.10.2014

Приказ Минфина России

от 14.06.2016 № 199

Приказ Минфина России от 14.06.2016 № 199 «Об утверждении Положения о Департаменте регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности .

Дата публикации: 23.06.2016

Приказ Минфина России

от 24.08.2018 № 1755

Приказ Минфина России от 24.08.2018 № 1755 «О внесении изменений в Положение о Департаменте регулирования бухгалтерского учета, фин.

Дата публикации: 01.11.2018

Приказ Минфина России

от 11.10.2019 № 973

Приказ Минфина России от 11.10.2019 № 973 «Об утверждении Положения о Правовом департаменте Министерства финансов Российской Федераци.

Дата публикации: 14.10.2019

Приказ Минфина России

от 29.04.2020 № 178

Приказ Минфина России от 29.04.2020 № 178 «О внесении изменений в Положение о Правовом департаменте Министерства финансов Российск.

Дата публикации: 07.05.2020

Приказ Минфина России

от 24.11.2017 № 1062

Приказ Минфина России от 24.11.2017 № 1062 «Об утверждении положения о Департаменте правового регулирования бюджетных отношений»

Дата публикации: 04.12.2018

Приказ Минфина России

от 21.12.2016 № 688

Приказ Минфина России от 21.12.2016 № 688 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере государственной военной и право.

Дата публикации: 30.10.2018

Приказ Минфина России

от 23.08.2018 № 612

Приказ Минфина России от 23.08.2017 № 612 «Об утверждении положения об Административном департаменте»

Дата публикации: 22.10.2018

Приказ Минфина России

Приказ Минфина России от 09.01.2018 № 3 «О внесении изменений в Положение об Административном департаменте, утвержденное приказом .

Дата публикации: 22.10.2018

Приказ Минфина России

от 08.06.2012 № 227

Приказ Минфина России от 08.06.2012 № 227 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Мин.

Дата публикации: 26.02.2015

Приказ Минфина России

от 25.06.2019 № 325

Приказ Минфина России от 25.06.2019 № 325 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Минис.

Дата публикации: 27.06.2019

Приказ Минфина России

от 07.09.2011 № 318

Приказ Минфина России от 07.09.2011 № 318 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере государственного управления, су.

Дата публикации: 17.11.2011

Приказ Минфина России

от 24.11.2011 № 434

Приказ Минфина России от 24.11.2011 № 434 «О внесении дополнения в Положение о Департаменте бюджетной политики в сфере государств.

Дата публикации: 19.03.2012

Приказ Минфина России

от 01.06.2017 № 416

Приказ Минфина России от 01.06.2017 № 416 «О внесении дополнения в Положение о Департаменте бюджетной политики в сфере государственн.

Дата публикации: 01.06.2017

Приказ Минфина России

от 13.08.2020 № 865

Приказ Минфина России от 13.08.2020 № 865 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики и стратегического планирования»

Дата публикации: 18.08.2020

Приказ Минфина России

от 12.02.2009 № 48

Приказ Минфина России от 12.02.2009 № 48 «Об утверждении Положения о Департаменте организации составления и исполнения федерального бюджета»

Дата публикации: 31.10.2014

Приказ Минфина России

от 28.04.2015 № 107

Приказ Минфина России от 28.04.2015 № 107 «О внесении изменений в Положение о Департаменте организации составления и исполнения фе.

Дата публикации: 08.05.2015

Приказ Минфина России

от 03.07.2012 № 259

Приказ Минфина России от 03.07.2012 № 259 «Об утверждении Положения о Департаменте международных финансовых отношений»

Дата публикации: 31.10.2014

Приказ Минфина России

от 26.03.2014 № 78

Приказ Минфина России от 26.03.2014 № 78 «О внесении изменений в Положение о Департаменте международных финансовых отношений и о Департаменте бюджетной по.

Дата публикации: 19.10.2015

Приказ Минфина России

от 23.09.2015 № 319

Приказ Минфина России от 23.09.2015 № 319 «О внесении изменений в Положение о Департаменте международных финансовых отношений»

Дата публикации: 19.10.2015

Приказ Минфина России

от 28.12.2018 № 3272

Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 3272 «Об утверждении Положения о Департаменте контроля за внешними ограничениями Министерства финансов Р.

Дата публикации: 11.01.2019

Приказ Минфина России

от 29.03.2019 № 143

Приказ Минфина России от 29.03.2019 № 143 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в отраслях экономики Министерства финан.

Дата публикации: 01.04.2019

Приказ Минфина России

от 28.12.2020 № 1152

Приказ Минфина России от 28.12.2020 № 1152 «О внесении изменений в Положение о Департаменте бюджетной политики в отраслях экономики.

Дата публикации: 02.02.2021

Приказ Минфина России

от 29.12.2020 № 1170

Приказ Минфина России от 29.12.2020 № 1170 «Об утверждении Положения о Департаменте проектного финансирования и инвестиционной политики Минист.

Дата публикации: 29.12.2020

Приказ Минфина России

от 28.11.2018 № 210

Приказ Минфина России от 28.11.2018 № 3168 «Об утверждении Положения о Департаменте информационных технологий в сфере управления государственн.

Дата публикации: 04.12.2018

Приказ Минфина России

от 29.04.2020 № 183

Приказ Минфина России от 29.04.2020 № 183 «Об утверждении Положения о Департаменте государственного регулирования отрасли драгоценных металло.

Дата публикации: 25.05.2020

Приказ Минфина России

от 12.08.2020 № 862

Приказ Минфина России от 12.08.2020 № 862 «О внесении изменений в Положение о Департаменте государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Российской Федерации»

Дата публикации: 21.08.2020

Приказ Минфина России

от 19.04.2018 № 290

Приказ Минфина России от 19.04.2018 № 290 «О внесении изменений в Положение о Департаменте государственного регулирования в сфере .

Дата публикации: 03.08.2018

Приказ Минфина России

от 15.10.2018 № 3022

Приказ Минфина России от 15.10.2018 № 3022 «Об утверждении Положения о Департаменте доходов Министерства финансов Российской Федерации»

Дата публикации: 26.10.2018

Приказ Минфина России

от 29.05.2017 № 389

Приказ Минфина России от 29.05.2017 № 389 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерств.

Дата публикации: 02.06.2017

Приказ Минфина России

от 02.08.2017 № 579

Приказ Минфина России от 02.08.2017 № 579 «Об утверждении Положения о Департаменте проектного управления и развития персонала Министерства фи.

Дата публикации: 16.08.2018

Приказ Минфина России

от 14.08.2018 № 1705

Приказ Минфина России от 14.08.2018 № 1705 «О внесении изменений в Положение о Департаменте проектного управления и развития персон.

Дата публикации: 16.08.2018

Приказ Минфина России

от 29.10.2018 № 3086

Приказ Минфина России от 29.10.2018 № 3086 «О внесении изменений в пункт 4.6 Положения о Департаменте проектного управления и развития персонал.

Дата публикации: 30.10.2018

Приказ Минфина России

от 24.07.2020 № 326

Приказ Минфина России от 24.07.2020 № 326 «Об организации проектной деятельности»

Дата публикации: 13.11.2020

Приказ Минфина России

от 10.11.2020 № 1029

Приказ Минфина России от 10.11.2020 № 1029 «О внесении изменений в Положение о Департаменте проектного управления и развития персон.

Дата публикации: 13.11.2020

Приказ Минфина России

от 25.05.2019 № 247

Приказ Минфина России от 25.05.2019 № 247 «Об утверждении Положения о Департаменте программно-целевого планирования и эффективности бюджетных.

Дата публикации: 19.06.2019

Приказ Минфина России

от 30.04.2020 № 188

Приказ Минфина России от 30.04.2020 № 188 «Об утверждении Положения о Департаменте регулирования имущественных отношений Министерства финансо.

Дата публикации: 12.05.2020

Приказ Минфина России

от 15.03.2021 № 126

Приказ Минфина России от 15.03.2021 № 126 «Положение о Департаменте анализа эффективности преференциальных налоговых режимов»

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Функции финансовых органов

Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

  • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
  • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
  • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
  • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
  • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
  • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
  • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

Налоговые полномочия финансовых органов

Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

  • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
  • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
  • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
  • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
  • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
  • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
  • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
  • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

Письменные разъяснения финансовых органов

Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

  • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
  • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
  • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

Всего за несколько дней в России началась и завершилась административная реформа. Через 13 лет налоговиков снова вернули в состав Минфина, а МНС перестало существовать. Правда, пока только на бумаге.

Формально Министерство по налогам и сборам еще функционирует. Пункт 15 указа президента*, который как раз и предусматривает преобразование налогового ведомства, вступит в силу только после того, как депутаты примут соответствующие поправки в Налоговый кодекс. А на это может уйти несколько месяцев.

Кстати, такая оговорка в указе совсем не случайна. Это сделано для того, чтобы юристы потом не смогли оспорить решения несуществующей налоговой службы. Ведь такого учреждения, как Федеральная налоговая служба, нет в Налоговом кодексе, а следовательно, любые акты этого госоргана (от приказов и писем «сверху» до банальных актов камеральной проверки) не имели бы юридической силы.

КАК ЭТО БУДЕТ

Когда депутаты примут поправки в Налоговый кодекс, пока сказать трудно. Однако заметим, что дело не ограничится заменой слов «МНС» на «ФНС». Поправки затронут куда больше вопросов, в том числе и налоговый учет.

После того как все изменения утвердят, налоговая реформа, которая длится уже почти десять лет, завершится. Иначе говоря, по словам чиновников, скоро на налоговом горизонте воцарятся полная стабильность и спокойствие.

Министерство по налогам и сборам пополнит ряды Минфина в лице Федеральной налоговой службы, в чем, собственно, нет ничего нового (см. вставку). Налоговики отправились в свободное плавание 13 лет назад как раз из Министерства финансов.

Правда, ФНС не станет полным аналогом старого налогового ведомства. Служба будет выполнять лишь контрольные и надзорные функции, а вот всю разъяснительную и нормотворческую работу будут делать минфиновцы. Не исключено, что это наконец приведет к объединению бухгалтерского и налогового учета, о котором говорят чуть ли не с появления последнего. Ведь, по сути, методологией будет заниматься один и тот же отдел Министерства финансов.

В жизни самих налогоплательщиков мало что изменится. Единственное, за разъяснением налогового законодательства придется обращаться непосредственно в Минфин.

То есть в итоге мы получим следующую картину. Налоговики принимают отчетность и всячески контролируют деятельность фирм и индивидуальных предпринимателей, а Минфин разрабатывает нормативную базу и приглядывает за подшефной ему службой. Кстати, Минфин будет наделен правом отмены любого решения налоговиков (см. схему).

Остается только один невыясненный вопрос: что будет с государственной регистрацией фирм и предпринимателей? По принципам административной реформы служба не может вести ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Поскольку это не относится ни к контролю, ни к надзору. По идее вести реестр должно федеральное агентство. Однако ни одно из созданных федеральных агентств эти функции не получило. Скорее всего этот небольшой казус вскоре устранят, а пока налоговики регистрируют всех так же, как и раньше.

ВСЕ РАБОТАЮТ В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ

Да и вообще, на сегодняшний день в жизни как бухгалтеров, так и налоговиков мало что изменилось. Как мы уже сказали, МНС еще есть и работает так же, как раньше. В прежнем порядке работают и территориальные инспекции.

Кстати, пока преобразование не окончено, все вновь изданные приказы и письма налогового министерства имеют юридическую силу, а фирмы и предприниматели обязаны их выполнять. Минфин России обнародовал официальное сообщение своей пресс-службы. В нем говорится, что руководство МНС России и всех налоговых инспекций на территории РФ продолжает исполнять свои обязанности в прежнем порядке и в полном объеме. Этот принцип будет действовать до тех пор, пока не вступят в силу изменения в законодательстве.

Однако уже сейчас налоговики работают под новым руководством. 15 марта министр финансов Алексей Кудрин на заседании МНС представил сотрудникам министерства нового руководителя. Им стал Анатолий Сердюков, который совсем недавно приехал в столицу для того, чтобы занять пост главы московского Управления МНС.

На посту министра по налогам и сборам Анатолий Сердюков сменил Геннадия Букаева, который возглавлял ведомство с 2000 года. Теперь господину Букаеву предстоит переквалифицироваться в помощники премьер-министра.

На заседании МНС Алексей Кудрин сообщил налоговикам, что 90 процентов кадров министерства спокойно перекочуют в новую службу. Остальные чиновники, которые занимались подготовкой нормативно-правовой базы, перейдут на работу в Минфин.

Также было сказано, что Анатолий Сердюков займет пост главы МНС на время его преобразования в ФНС. Однако есть все основания полагать, что и после реорганизации он останется главным налоговиком страны.

* Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Наша хроника

Вперед в прошлое: эволюция налоговой службы

21 ноября 1991 года: Указом Президента Российской Федерации № 218 из состава Министерства финансов РФ выделена самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации.

23 декабря 1998 года: Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

9 марта 2004 года: Указом Президента Российской Федерации № 314 Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу в составе Министерства финансов.

Анатолий Эдуардович Сердюков

Родился 8 января 1962 года в Краснодарском крае.

Имеет два высших образования: в 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли, в 2000 году – юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Кандидат экономических наук.

В октябре 2000 года стал заместителем руководителя ИМНС межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками.

С мая 2001 года – заместитель руководителя Управления МНС по Санкт-Петербургу. Затем был назначен его руководителем.

С 16 марта 2004 года – исполняющий обязанности министра РФ по налогам и сборам.

Стоит отметить, что Анатолий Сердюков в бытность руководителем УМНС по Санкт-Петербургу прославился довольно жесткими мерами в отношении налогоплательщиков. В частности, под его руководством налоговикам из северной столицы почти вдвое удалось сократить задолженность перед бюджетом.

Также в Санкт-Петербурге была создана довольно эффективная технология возмещения экспортного НДС. Анатолий Сердюков назвал ее «профилактикой лжеэкспорта на ранней стадии». Фактически это означало, что налоговики совместно с налоговой полицией проверяли фирму еще до заключения сделки. Все это позволило петербургским налоговикам занять одну из лидирующих позиций по сбору налогов в России.

Изменения и поправки

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

3. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

4. Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

5. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам:

организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определения основ бюджетного процесса;

федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;

разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

системы оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, судей и иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

предельной численности работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, штатной численности работников судебной системы Российской Федерации;

финансового обеспечения служебных командировок на территории Российской Федерации и за рубеж работников федеральных органов государственной власти и федеральных государственных учреждений;

финансовой деятельности и финансового регулирования в условиях военного времени, а также подготовки финансовой системы к условиям военного времени;

политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам;

регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка;

обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела;

организации и проведения лотерей;

изготовления и обращения защищенной полиграфической продукции на территории Российской Федерации;

финансовых взаимоотношений Российской Федерации с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием Российской Федерации и международными финансовыми организациями;

подписания и ратификации международных договоров и соглашений в сфере деятельности Министерства;

эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;

управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации;

регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

компенсационных выплат и погашения гарантированных сбережений граждан Российской Федерации, государственных ценных бумаг бывшего СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, государственных долговых товарных обязательств;

контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансированию терроризма;

совершенствования банковского законодательства, законодательства в области организации и регулирования денежного обращения;

регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности;

регулирования аудиторской деятельности;

добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на очередной год и плана отпуска ценностей из него;

2) разрабатывает и утверждает:

порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;

порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации;

отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;

порядок выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля за проведением лотерей;

лицензионные требования и условия деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции;

нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;

порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации;

порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

методологию противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансированию терроризма;

порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства;

нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и созданными этими органами бюджетными учреждениями;

порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

порядок представления в Министерство финансов Российской Федерации отчетности в сфере аудиторской деятельности;

нормативные правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение исполнения федерального бюджета;

ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства Российской Федерации по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;

прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;

введение в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, режима сокращения расходов федерального бюджета;

введение в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, блокировки расходов и отмену блокировки расходов федерального бюджета, применение иных предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации санкций;

управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

ведение государственной долговой книги Российской Федерации и реестра государственных ценных бумаг Российской Федерации;

государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;

участие от имени Правительства Российской Федерации в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.

6. Разрешить Министерству финансов Российской Федерации иметь 2 заместителей Министра и до 11 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

7. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации в количестве 1370 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников территориальных органов в количестве 51777 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

8. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении его центрального аппарата в г. Москве, ул. Ильинка, д.9.

Председатель

Правительства Российской Федерации

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329) Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

    • бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга,
    • аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,
    • производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней,
    • таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров,
    • формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв,
    • организации и проведения лотерей, азартных игр,
    • производства и оборота защищенной полиграфической продукции,
    • финансового обеспечения государственной службы,
    • инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы,
    • государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ), государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй.

  • бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга,
  • аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,
  • производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней,
  • таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров,
  • формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв,
  • организации и проведения лотерей, азартных игр,
  • производства и оборота защищенной полиграфической продукции,
  • финансового обеспечения государственной службы,
  • инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы,
  • государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ), государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй.

Министерство финансов РФ осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов устанавливает ст. 34.2 НК РФ.

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение 2 месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Читайте также: