Министерство финансов и налоговая служба

Опубликовано: 16.05.2024

В этой новостной ленте представлены обзоры горячих документов Минфина России и ФНС России с возможностью их просмотра. Разъяснения ведомств по актуальным вопросам налогообложения, бухгалтерского и налогового учета публикуются ежедневно. Лента позволит бухгалтеру, финансисту, специалисту по налогам и сборам отслеживать все важные документы Минфина России и ФНС России и быть в курсе их позиции по спорным и сложным вопросам.

И не забудьте подписаться на ежедневную или еженедельную рассылку, а также RSS-ленту.

Приказ Минфина России от 17 марта 2021 г. № 36н "О внесении изменений в случаи и условия продления исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 275н" (документ не вступил в силу)

Приказ Минфина России (Министерство финансов РФ) от 22 декабря 2020 г. №316н "Об утверждении Порядка осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"

Приказ Федеральной налоговой службы от 24 марта 2021 г. N ЕД-7-3/217@ “Об утверждении формы уведомления об отказе в уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму указанных в пункте 1.2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации страховых платежей (взносов) и пособий”

Приказ Минфина России от 12 апреля 2021 г. N 58н “О должностных лицах Министерства финансов Российской Федерации, имеющих доступ к сведениям о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления оценки налоговых расходов” (документ не вступил в силу)

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-12/412@ "О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего автоматизацию технологического процесса 103.18.00.00.0010 "Администрирование специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в части развития контрольно-аналитических инструментов и совершенствования информационного обмена с операторами электронных площадок и кредитными организациями"

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-6/413@ "О вводе в опытно-промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции учета иностранных организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков в соответствии с положениями приказа ФНС России от 27.09.2019 N ММВ-7-22/487@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@"

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 апреля 2021 г. N ЕД-7-18/410@ "О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего функции подсистемы комплексного управления и администрирования долга (технологический процесс 103.06.27.00.0010 "Комплексное управление и администрирование долга")"

Письмо Федеральной налоговой службы от 5 мая 2021 г. № ЕА-4-15/6251@ “Временные форматы книги покупок, книги продаж, журналов учета счетов-фактур”

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 мая 2021 г. № ПА-4-21/6325@ “О рассмотрении обращения”

Приказ Минфина России от 9 апреля 2021 г. N 57н “О внесении изменений в Типовую форму соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 198н”

Приказ Федеральной налоговой службы от 30 декабря 2020 г. N ВД-7-24/982@ “Об утверждении Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей”

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 апреля 2021 г. № АБ-4-20/5250@ “О рассмотрении обращения”

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 мая 2021 г. № ЗГ-3-14/3550@ О внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, действуют ли несколько лиц, которым предоставлено право выступать от имени юридического лица, совместно или независимо друг от друга

Письмо Федеральной налоговой службы от 30 апреля 2021 г. № БС-4-21/6161@ “Об организации налогообложения имущества крупнейших налогоплательщиков - физических лиц”

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 мая 2021 г. № БС-4-21/6433@ “О беззаявительном порядке предоставления налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения”

Приказ Минфина России от 15 декабря 2020 г. № 306н “Об утверждении формы отчета об оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию” (документ не вступил в силу)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Федеральная налоговая служба (ФНС) и Минфин намерены ужесточить практику применения контрольно-кассовой техники (ККТ) на розничных рынках, сообщил РБК источник, знакомый с планами службы. Суть разрабатываемых предложений глава ФНС Даниил Егоров озвучил, в частности, на госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которая состоялась 24 марта. РБК ознакомился с материалами к заседанию (они также включают тезисы доклада Егорова), их подлинность подтвердил источник в правительстве.

«Практика осуществления государственного контроля за деятельностью на рынках показывает незаинтересованность, а зачастую и сопротивление как арендаторов, так и управляющих рынками компаний процессу легализации рыночной торговли», — следует из материалов. В итоге это влияет на исполнение задачи по борьбе с теневым оборотом на рынках, поставленной президентом Владимиром Путиным.


В чем проблема с кассами на рынках

В 2019 году ЦБ направил президенту письмо, в котором раскрыл подробности финансирования серого импорта и перевода средств за рубеж через крупнейшие российские рынки ежемесячным объемом не менее 10 млрд руб. Основные вопросы, связанные с возможным нелегальным уходом от налогов, были к деятельности арендаторов московских рынков «Садовод», «Москва» и «Фуд Сити», петербургской «Софийской овощной базы», екатеринбургских «Таганского ряда» и «Новомосковского», новосибирских «Норд Сити молл» и «Дружбы», уфимского «Южного», омского «Торгового города» и дагестанского «Хасавюртского рынка».

После этого президент Владимир Путин поручил правительству и ФСБ разобраться с вопросом теневого оборота наличных денежных средств на крупных вещевых и продовольственных рынках, а также решить проблему нелегального перевода денег за границу.

Как сообщили РБК в ЦБ, в 2020 году по сравнению с 2019 годом объемы сомнительных трансграничных переводов физических лиц снизились примерно на 40%. «Такая их динамика во многом является результатом проводимой Банком России работы в рамках консультативного надзора с системами денежных переводов и кредитными организациями — их партнерами по совершенствованию действующих у них противолегализационных процедур, обеспечивающих оперативное их выявление и пресечение», — отметил представитель регулятора.

Что предлагают ФНС и Минфин

Предложения службы — это «концептуально» переработанные законопроекты, которые ранее готовились в рамках выполнения президентского поручения и были внесены в правительство. Новые версии документов, которые сейчас направлены в Минфин, предусматривают изменения в законы «О контрольно-кассовой технике», «О розничных рынках», а также КоАП:

  • сократить перечень случаев, при которых на рынке может не применяться ККТ;
  • обязать арендаторов подтверждать наличие ККТ перед заключением договора аренды;
  • управляющие рынками компании на постоянной основе должны контролировать у арендаторов наличие зарегистрированной контрольно-кассовой техники;
  • запретить допуск на рынок лиц, чья деятельность приостановлена (контроль и ответственность за это — на управляющей компании);
  • «упрощенный» порядок привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения.

Как уточнили в пресс-службе ФНС, предлагаемые поправки, разработанные совместно с Минфином, направлены на фактическую реализацию положений уже существующих норм. Сегодня на законодательном уровне не регламентируются четкие границы применения контрольно-кассовой техники в отношении розничных рынков. В итоге недобросовестные арендаторы, используя размытую формулировку закона, мимикрируют под «льготные» категории, хотя фактически не имеют такого права, сообщили в пресс-службе Минфина.

Вопрос регулирования применения касс на рынках уже планировалось оформить в новую законодательную базу. Предложения, схожие с инициативой ФНС и Минфина, содержались в проекте, разработанном депутатом Андреем Луговым. Но, как сообщил РБК сам депутат, его законопроект еще не внесен на рассмотрение в Госдуму, но «находится в высокой степени готовности».

Кто может торговать без касс

Сегодня организациям и индивидуальным предпринимателям закон «О применении контрольно-кассовой техники» разрешает производить расчет с потребителями без применения касс при торговле на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах (в случае если это открытое помещение (прилавок) внутри крытого). Однако обязаны использовать ККТ торговцы непродовольственной продукцией из списка, утвержденного правительством. Он включает такие товары, как ковры, большая часть одежды, изделия из кожи, резиновые и медицинские изделия, автотранспорт, мебель и прочее из 17 товарных категорий.

Также до 1 июля 2021 года индивидуальные предприниматели, которые торгуют без привлечения наемных работников продукцией собственного производства, могут не применять контрольно-кассовую технику.

Для борьбы с теневым оборотом на рынках на базе региональных управлений ФНС во всех субъектах были также сформированы рабочие группы из представителей региональных администраций, деловых ассоциаций «Опора России» и «Деловая Россия», МВД России и Роспотребнадзора для проведения инвентаризации всех рынков, а также создания целевой модели поведения.

В «Опоре России» и Роспотребнадзоре не предоставили комментариев, сославшись на то, что проект только начат. Минпромторг отказался от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу МВД.

Какие есть вопросы к регулированию

Как рассказал РБК источник, знакомый с ходом обсуждения инициативы, «принципиальных противоречий между ведомствами вопрос регулирования работы рынков и применения касс не вызывает, но многие положения будут нуждаться в уточнении». На госкомиссии кроме Егорова в обсуждении вопроса касс участвовал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Согласно материалам Минпромторга, министерство в целом поддерживает необходимость создания легального поля для работы рынков и соблюдения продавцами на рынках требований законодательства о применении ККТ. Но в тезисах чиновника есть уточнение — таких «жестких требований», какие уже установлены для рынков, нет ни для одного другого формата торговли, и усиление регулирования приведет к дальнейшему сокращению рынков. Согласно данным Минпромторга, сейчас в России работают 911 рынков, тогда как в 2007 году их было в 6,5 раза больше — 5892.

Оборот розничной торговли по итогам 2020-го, по данным Росстата, снизился на 4,1% по сравнению с 2019 годом и составил 33,555 трлн руб. Доля розничных рынков и ярмарок составила только 4,7%, основная доля оборота сегодня приходится на современные форматы торговли. Минпромторг согласен с расширением перечня оснований для применения ККТ на рынках и предлагает сделать исключение только для продавцов продовольственных товаров с открытых прилавков.

При этом министерство считает целесообразным дополнительное обсуждение с регионами и бизнес-сообществом возможности работать без ККТ только производителям собственной продукции (этого тезиса нет в предложениях Даниила Егорова, оно содержится в предложениях Минпромторга). Мнение как минимум одного региона — Краснодарского края — уже известно и было включено в материалы к госкомиссии. В документах представлена позиция замгубернатора края Александра Руппеля: половину торговых мест (из 20 тыс.), предоставленных предпринимателям аграрным регионом, занимают производители собственной продукции. Но документально подтвердить производство товара в личном подсобном хозяйстве или крестьянском (фермерском) хозяйстве проблематично. Введение норм, предлагаемых ФНС, может привести к тому, что многие индивидуальные предприниматели, работающие на открытых прилавках, прекратят свою предпринимательскую деятельность и будут продавать продукцию под видом граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Фактически это требование означает, что число продавцов на московских рынках, которым разрешено не использовать ККТ, будет стремиться к нулю: производители и продавцы в подавляющем большинстве случаев — это разные люди, подчеркнул исполнительный директор Gremm Group (Усачевский, Москворецкий рынки и рынок на Ленинском проспекте) Александр Альхов. «Как при этом контролировать: весь товар «со своей грядки» или только часть? Как проверять аффилированность продавца с производителем?» — спрашивает он.

В департаменте торговли и услуг Москвы не комментируют предложения ФНС и Минфина.

Минпромторг также выступает за введение ответственности управляющих компаний за предоставление торгового места продавцу без кассы — владельцы рынков должны будут требовать от продавцов копию карточки регистрации ККТ. Но ведомство считает избыточным и не реализуемым на практике положение о ежедневной проверке факта регистрации техники.

Также в ведомстве предлагают послабление требований к формату фискальной отчетности — закон требует от продавцов в чеке указывать наименование каждого товара и сумму, что затруднительно в условиях традиционных особенностей торговли на рынках и ярмарках: когда товары продаются на развес, с автомашин, а потребители торгуются. Министерство предлагает выбивать чек с общей суммой.

Блок видео рекомендаций

Gremm Group за повсеместное использование ККТ, но считает несправедливым перекладывание ответственности за контроль законодательных актов на бизнес и тем более ответственность за их невыполнение с фактических нарушителей (продавцов) на управляющие компании.

Представитель «Киевской площади» (рынки «Садовод», «Фуд Сити» и другие) уточнил, что группа готова к возможным изменениям в законодательстве. На объектах уже проводится разъяснительная работа с арендаторами о планируемых изменениях в законодательстве, вносятся необходимые корректировки в договоры аренды, создаются иные условия для исполнения требований законодательства всеми арендаторами. «Совместно со «Сбером» и ФНС России мы разрабатываем проект цифровой трансформации продовольственной торговли. Он позволит перевести платежи на безналичный расчет и сократит оборот наличных денег», — уточнили в «Киевской площади». Использование платформы потребует от арендаторов внедрения ККТ.

МинФин - это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой (бюджетной), налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий в этой сфере иные органы исполнительной власти. Одной из основных задач Минфина России является разработка и совершенствование единой налоговой политики. Характер взаимодействия налоговых органов с Минфином России определяется его особым положением: оно осуществляет координацию и контроль за деятельностью ФНС России и наделено для этого рядом функций. Федеральная налоговая служба России подотчетна и подконтрольна Минфину России, хотя и имеет оперативную самостоятельность в выполнении полномочий, закрепленных за налоговыми органами по контролю и надзору в налоговой сфере. Министр финансов РФ вносит представление в Правительство РФ по назначению на должность и освобождению от должности руководителя ФНС России, а также по представлению руководителя Службы назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителя ФНС России.

Налоговые органы в своей работе обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. В Письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/58@ "О полномочиях налоговых и финансовых органов" установлено, что в случае необходимости получения от Минфина России письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации следует обращаться в Сводно-аналитическое управление ФНС России, к компетенции которого относится обеспечение взаимодействия Федеральной налоговой службы с Минфином России по вопросам налогового законодательства.

Минфин России может давать разъяснения отдельных положений Налогового кодекса РФ (НК РФ). В Письме от 14.01.2005 N 03-02-07/2-4 указано, что ст. 34.2 НК РФ определены полномочия финансовых органов по предоставлению в пределах их компетенции письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Так, например, Минфин России вправе пояснить налогоплательщикам, как применять нормы Кодекса. Кроме того, Минфин России утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

В ряде случаев ФНС России и Минфин России по одному и тому же вопросу применения законодательства о налогах и сборах имели различные позиции. Поэтому для выработки согласованной позиции двух ведомств в области применения налогового законодательства была создана межведомственная комиссия в соответствии с Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 102н. Этим же Приказом было утверждено Положение о данной Комиссии.

Исходя из Положения о Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере, данная Комиссия создавалась для обеспечения согласованных действий и выработки единой позиции Минфина России и ФНС России по вопросам, входящим в их компетенцию.

Для этого Комиссия была наделена широкими полномочиями, в том числе:

· принимать решения по взаимодействию Минфина России и ФНС России по вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов;

· организовывать взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

· осуществлять в соответствии с возложенными задачами и в пределах компетенции Комиссии мониторинг реализации решений Комиссии и др.

Межведомственная комиссия рассматривает проблемные вопросы налогообложения, а также те, по которым ранее не удалось сформировать единую позицию Минфина России и Федеральной налоговой службы. Она осуществляет разработку согласованных решений по обсуждаемым вопросам и формирование единых подходов по вновь возникающим проблемам в сфере налогообложения, связанных как с практикой применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, так и с изменениями законодательства Российской Федерации.

В состав межведомственной комиссии на паритетных началах входят 11 представителей Минфина России и ФНС России. Работа межведомственной комиссии осуществляется в форме согласительного совещания представителей двух ведомств, которые проводятся в соответствии с планом ее работы, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если на них присутствовало не менее половины от общего состава Комиссии. Решения Комиссии принимаются большинством голосов.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики осуществляет:

• участие в разработке планов и показателей деятельности Федеральной налоговой службы, рассмотрение отчетов об их исполнении;

• участие в проверках деятельности Федеральной налоговой службы;

• участие в обеспечении контроля исполнения Федеральной налоговой службой поручений Президента РФ, Правительства РФ, министра финансов;

• участие в осуществлении Минфином координации и контроле деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы;

• подготовку предложений по организации деятельности налоговых органов;

• подготовку для внесения в Правительство РФ на основе предложений Федеральной налоговой службы проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сферам ведения этой федеральной службы;

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1208 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Закон без противоречий, без разного толкования - это недосягаемый идеал. Неопределенность права- его объективное свойство.

Как же рядовому налогоплательщику преодолеть неопределенность налогового права по интересующему его спорному вопросу?

Один из способов- обратиться в Минфин. Ведь именно Минфин наделен полномочиями по разъяснению налогового законодательства (пп.2 п.1 ст.21 НК РФ, п.1 ст.34.2 НК РФ). Об этом сам Минфин напомнил нам в письме от 17.12.2018 №03-15-06/91817. Ответ на обращение налоговой тематики уполномочены подписывать Министр финансов, заместитель Министра, а также директор Департамента налоговой и таможенной политики и его заместители. При наличии личного, адресного разъяснения по спорному вопросу налогоплательщик освобождается от начисления пеней и штрафа в случае, если налогоплательщик следовал позиции, изложенной в письменных разъяснениях, а налоговый орган при проверке не согласился (п.8 ст.75, пп.3 п.1 ст.111 НК РФ). Кроме этого, наличие письменного ответа свидетельствует о добропорядочности налогоплательщика и может сослужить добрую службу в качестве весомого доказательства, если все-таки дело дойдет до суда.

Налогоплательщики часто в надежде найти ответ на свой вопрос обращаются к письмам Минфина, размещенным в справочных правовых системах. Напомним, что такие письма не освобождают налогоплательщика от штрафов и пеней. Вам необходимо получить личное письмо-ответ по интересующему вас вопросу. Если вы нашли в правовой системе устраивающую вас позицию Минфина, то смело пользуйтесь своим правом обратиться в Минфин с запросом.

В случаях, когда разъяснения по вашему вопросу нет, ищите судебную практику и ссылайтесь на нее.

Если вы решили составить запрос в Минфин, то соблюдайте требования к форме и содержанию. Сформулируйте вопрос максимально коротко, обезличенно опишите фактические обстоятельства ситуации и сформулируйте вопрос. В запросе укажите нормы НК в поддержку желаемого варианта толкования своей ситуации. То есть ответ вы фактически должны вложить в свой вопрос. Безусловно, такой подход не гарантирует полного согласия с вами Минфина, но сильно упрощает работу исполнителю, а значит увеличивает шанс получения адресного ответа.

Итак, в идеале, именно Минфин уполномочен разъяснять нам-налогоплательщикам Закон. Однако на практике он же фактически самоустранился от этой функции и негласно делегировал эти полномочия ФНС. Фактически именно налоговый орган дает разъяснения по спорным вопросам. Поэтому, не бойтесь и пишите по спорной ситуации запрос и в ФНС.

Практичнее обращаться письменно именно в ФНС по адресу 127381, г.Москва, ул. Неглинная 23 или электронно на сайте www.nalog.ru, а не в свою местную инспекцию. В этом случае, даже если ваш запрос будет внутриведомственно спущен на уровень УФНС субъекта, то отвечать сотрудник УФНС уже будет подконтрольно вышестоящей инстанции.

Прежде чем составлять запрос в ФНС загляните на официальном сайте ведомства в раздел «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В разделе размещена позиция ведомства по целому ряду вопросов в виде писем ФНС , согласованных с Минфином, либо писем, в которых мнение налогового органа совпадает с мнением Минфина. Здесь же размещены письма и самого Минфина, направленные в адрес ФНС. Помним, что письма Минфина обязательны для налоговых органов.

Далее изучите судебную практику. В письме от 07.11.2013 №03-01-13/01/47571 Минфин указал, что в случаях, когда письменные разъяснения Минина или ФНС России по применению налогового законодательства не согласуются с выводами судов, налоговым органам следует руководствоваться позицией этих судов. Эти предписания для сотрудников налоговых органов обязательны. Инспекторы обязаны учитывать судебную практику в своей работе. Обобщив и проанализировав полученную информацию, сформулируйте свой запрос. В начале своего запроса вам необходимо будет сформулировать свою просьбу несколько иначе, чем, когда вы обращаетесь в Минфин ведь налоговый орган не разъясняет закон, он только информирует. А потому необходимо указать «на основании пп.4 п.1 ст.32, пп.1 п.1 ст.21 НК РФ прошу проинформировать по следующему вопросу».

Что касается разъяснений чиновников на семинарах, в СМИ, следует учитывать следующее. На семинарах представители налоговых органов, финансового ведомства высказывают свое личное независимое экспертное мнение, которое может не совпадать с позицией ведомства, в котором они работают.

И помните, что есть Постановление Конституционного суда от 28.11.2017 №34-П. Конституционный суд фактически запретил Минфину и ФНС давать отписки в ситуациях, когда налогоплательщику необходимо уяснить налоговую норму, но связанную с узкоспециализированной темой из другой отрасли экономики. То есть, если для разрешения ситуации необходимо сделать запрос в Минтруд, Минздрав, в органы статистики, то теперь это должны сделать сами чиновники.

Если вам понравилась статья — поделитесь!

Реформа налогового ведомства завершилась. МНС преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая вошла в состав Минфина России. Бухгалтеры привыкли выполнять требования налоговиков, но так ли авторитетны сейчас эти чиновники? Какие права предоставлены новой структуре? И, главное, куда теперь обращаться с вопросами о налогах и сборах - в Минфин или ФНС? С этими вопросами корреспондент журнала "Главбух" обратился к начальнику отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей РАЗГУЛИН.

- Наконец-то утверждено Положение о Федеральной налоговой службе. Какие полномочия закреплены за ФНС?

- Поскольку новая служба является правопреемником МНС России, ее основная задача осталась прежней - контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах. Кроме того, налоговики и впредь будут следить за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции, соблюдением валютного законодательства, применением контрольно-кассовой техники. Также налоговые органы продолжат регистрировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

- Наверное, появились и новые функции?

- Да. Отныне ФНС России представляет интересы Российской Федерации в процедурах банкротства, контролирует проведение лотерей и лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, например ценных бумаг. Кроме того, налоговая служба теперь имеет право изменять сроки уплаты налогов. Раньше этими вопросами занимался Минфин.

- Ясно. Но наших читателей в основном волнует, кто теперь вправе разъяснять законодательство о налогах и сборах?

- Если возможно двоякое толкование нормативного акта, то налогоплательщику нужно обращаться в Минфин России. Налоговые органы должны только информировать, то есть представлять налогоплательщику информацию, например, о сроках сдачи отчетности. Комментировать закон они не имеют права.

- Это право налоговики потеряли после 2 августа, когда вступил в действие закон № 58-ФЗ. Однако и потом они почему-то выпускали письма. Если бухгалтер воспользуется такими рекомендациями, то будет ли он освобожден от ответственности согласно статье 111 Налогового кодекса?

- Вообще-то это спорный момент. Я считаю, что на эти письма норма статьи 111 Налогового кодекса не распространяется. Да, в ней сказано, что если организация нарушила закон, воспользовавшись письменными разъяснениями, то вина ее исключается. Но с одной оговоркой - такие разъяснения должны быть даны в пределах компетенции органа власти. В ходе административной реформы налоговые органы были лишены этих полномочий.

- А налогоплательщик обязан следовать разъяснениям, данным в письме?

- Все разъяснения, как Минфина, так и инспекторов, имеют для налогоплательщика рекомендательный характер. Поэтому если он не согласен с позицией, содержащейся в письме органа власти, то может ее не придерживаться.

- Сейчас многие инспекции организуют "горячие линии связи с налогоплательщиками". Снимает ли ответственность совет, полученный по телефону?

- Нет, на такие рекомендации статья 111 Налогового кодекса тем более не распространяется.

- Кстати, о применении статьи 111. Она освобождает налогоплательщика от всего: недоимки, пеней и штрафа?

- Я считаю, что налогоплательщик освобождается только от штрафов. Обязанность уплатить причитающиеся суммы налога и пеней остается. На мой взгляд, целесообразно внести в Налоговый кодекс поправки, согласно которым выполнение письменных разъяснений только смягчало бы ответственность, а не полностью исключало вину. Тогда суд, рассмотрев конкретное дело, мог бы сам определить размер санкции.

- Итак, теперь бухгалтер должен направлять запросы не в ФНС, а в Минфин России?

- Я дам такой совет: посылайте вопрос и в налоговую службу, и в Минфин.

- Допустим, запрос направлен в налоговый орган. В какие сроки инспекция должна ответить?

- Порядок, в котором инспекция обязана предоставлять информацию, подробно расписан в Регламенте организации работы с налогоплательщиками. Этот документ утвержден приказом МНС России от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468@. В нем указано, что налоговая инспекция может отказаться отвечать, только если вопрос не входит в сферу компетенции специалиста. Определено и время, в течение которого должен быть подготовлен ответ. В частности, юридическому лицу налоговики дадут консультацию максимум за 30 календарных дней после регистрации запроса. А физическому лицу ответят еще быстрее - за 15 дней.

- Что если в инспекции не будут следовать Регламенту? Куда в этом случае жаловаться налогоплательщику?

- Раз документ утвержден приказом МНС, он является обязательным для исполнения налоговиками. Поэтому предприятие может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Например, если сроки нарушила территориальная инспекция, нужно написать жалобу на имя руководителя управления ФНС по данному региону.

- Перейдем к Минфину. В какие сроки ждать ответа из этого ведомства?

- Минфин и до внесения поправок в Налоговый кодекс предоставлял разъяснения по законодательству о налогах и сборах. Так что тут ничего не изменится. Как и прежде, Минфин должен давать ответы на запросы в течение месяца. Этот порядок регулируется внутренними инструкциями.

- За рубежом предприниматели посылают запросы в свои инспекции, чтобы узнать налоговые последствия планируемой сделки. Возможно ли это в России?

- Налоговый кодекс не предусматривает возможности предварительно согласовывать налогообложение результатов сделки.

- Как будет строиться работа ФНС с другими органами исполнительной власти, в частности с МВД?

- По-прежнему налоговые органы совместно с Главным управлением по налоговым преступлениям МВД России будут проводить совместные проверки. Такая практика существует давно: если инспектор подозревает уклонение от уплаты налогов, он сообщает об этом в органы МВД, и сотрудники органов внутренних дел присоединяются к специалистам ИМНС для проверки фирмы.

Однако на первый план сейчас выходит информационный обмен между ведомствами. Например, при участии органов МВД создается единая база данных утраченных паспортов. В нее будут заносить сведения о потерянных или недействительных паспортах, а также о паспортах умерших людей. Нет сомнений, что такая база данных станет эффективным оружием против фирм-"однодневок".

Читайте также: