Минфин и фнс кто главнее

Опубликовано: 09.05.2024

ВАС РФ принял решение, благодаря которому фирмам станет значительно проще избежать налоговой ответственности, если в работе они руководствовались разъяснениями чиновников.



Мария Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству

Если компания в своей деятельности опиралась на разъяснения налогового законодательства, которые были даны уполномоченным органом власти (или его должностным лицом) ей лично или же неопределенному кругу лиц, она освобождается от ответственности 1 . Например, если в результате сумма налога была рассчитана неправильно.
ВАС РФ: письма Минфина — официальные разъяснения Судебная практика по вопросам применения разъяснений Минфина России в качестве своего рода индульгенции достаточно противоречива. Но недавно появилось решение ВАС РФ № 4350/10 2 , благодаря которому компаниям станет проще в подобных случаях «переложить ответственность» на чиновников финансового ведомства. Судьи, рассматривая спор о доначислении компании налогов, пеней и штрафов, учли, что при формировании налоговой базы по ЕСН она руководствовалась письмами Минфина России. Эти письма были направлены в ответ на поступающие в адрес ведомства запросы организаций и опубликованы в различных средствах массовой информации и справочно-правовых системах. ВАС РФ признал этот факт обстоятельством, исключающим вину фирмы в неправильном исчислении налога.
До этого ВАС РФ уже высказывал аналогичное мнение. В решении 3 , которое было принято в 2009 году, судьи указали: поскольку при исчислении налога фирма руководствовалась разъяснениями Минфина России, которые были опубликованы в общераспространенной информационной системе «Кодекс», она освобождается от ответственности. Но в отличие от Постановления № 4350/10 в судебном решении 2009 года не было указаний, что содержащееся в нем «толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел». А значит, теперь есть все основания полагать, что исход судебных разбирательств по вопросам применения разъяснений чиновников станет более предсказуемым. Но имейте в виду: в этом решении речь идет лишь о письмах Минфина России, о разъяснениях налоговиков там ничего не сказано. Кстати, Постановление № 4350/10 интересно еще и тем, что в нем содержится важный для компаний вывод. О том, какую материальную помощь можно учесть в расходах при исчислении налога на прибыль, а какую — нет. Но подробнее об этом мы расскажем в следующем номере «АБ».

Разъяснять или информировать?

Обязанность разъяснять положения налогового законодательства возложена на Минфин России, а задача ФНС России — информировать граждан и организации по общим вопросам применения налогового законодательства и давать разъяснения по заполнению налоговой отчетности 4 . Эти разъяснения могут быть индивидуальными или направленными неопределенному кругу лиц.
И здесь наибольшее число споров возникает по поводу того, что является разъяснениями для неопределенного круга лиц. Можно ли отнести к ним письма чиновников, которые опубликованы и находятся в открытом доступе (в средствах массовой информации, справочно-правовых системах и т. д.)? В Минфине России считают, что нет. Эти письма носят инфор­мационно-разъяснительный характер и должны восприниматься вместе с другими публикациями специалистов в области налого­обложения 5 . Ответы, которые в них содержатся, подготовлены по обращениям конкретных заявителей и адресованы им же, поэтому высказанные в этих письмах мнения и заключения другие компании могут распространять на прочие случаи лишь под свою ответственность 6 . Иными словами, к письменным разъяснениям для неопределенного круга лиц, по мнению финансового ведомства, такие письма не относятся. А значит, от налоговой ответственности в виде пеней и штрафов компанию они не защитят. Совершенно другой статус имеют письма Минфина России для налоговиков. Сотрудники налоговых органов в своей работе обязаны учитывать мнение Минфина России. Это прямо установлено Налоговым кодексом 7 . Поэтому при проверках налоговики должны руководствоваться письмен­ными разъяснениями, в которых выражается позиция финансового ведомства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и организаций. Причем речь идет не обо всех письмах финансового ведомства, а лишь о тех, которые специально адресованы ФНС России 8 .

Разъяснения ФНС и Минфина — в чем разница?

Министерство финансов Российской Федерации, являясь согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дало соответствующее разъяснение (письмо от 18.08.2006 № 03-03-04/1/637), на которое при рассмотрении дела в суде и ссылалось общество в обосно­вание своей позиции.

По сравнению с Минфином России у налогового ведомства полномочий меньше — ему не дано право разъяснять нормы налогового законодательства, если речь не идет о порядке заполнения отчетности. Но имеется судебная практика, которая подтверждает, что в некоторых случаях разъяснения налоговиков могут освободить фирму от лишних доначислений в виде пеней и штрафов. Например, если фирма допустила ошибку, потому что руководствовалась письменными разъяснениями налоговиков о порядке применения льготы по НДС, которые были выданы фирме в ответ на ее запрос 9 . Или предприниматель неправомерно применял налоговый спецрежим ЕНВД на основании сообщения из инспекции о том, что он является плательщиком ЕНВД 10 . Обратите внимание: в этих положительных судебных решениях речь идет об индивидуальных письменных консультациях. Что касается писем ФНС России, которые размещены в справочно-правовых системах, Интернете и т. д., то здесь велик риск, что решение суда будет не в пользу фирмы. В качестве примера можно привести судебное решение 11 . При исчислении транспортно­го налога фирма руководствовалась письмом ФНС России, находящимся в открытом доступе. Суд пришел к выводу, что оно не является разъяснением, адресованным неопределенному кругу лиц. Кроме того, поскольку транспортный налог — региональный, то разъяснения по поводу его исчисления должен давать только территориальный налоговый орган, в котором фирма состоит на учете. Также имейте в виду: недавно Минфин России высказал мнение, что разъяснения должностных лиц налоговых органов, опубликованные по результатам семинаров, конференций и т. д., не всегда относятся к официальным. Например, если сотрудники ФНС России участвуют в семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов и не организуются ими, то лекторы на таких мероприятиях выступают как независимые эксперты, а не представляют налоговую службу. Их разъяснения на подобном семинаре не являются разъяснениями уполномоченных должностных лиц налоговых органов, данными в пределах их компетенции 12 . То есть следовать им компания может только на свой страх и риск.

Если мнения разделились

Как поступить в ситуации, если по одному и тому же вопросу у чиновников имеются два разных мнения? Каким из них руководствоваться?
Этот вопрос также является спорным. Некоторые суды считают, что руководствоваться нужно наиболее поздним из них. Например, в одном таком решении 13 судьи не поддержали компанию из-за того, что дело касалось доначислений по налогу на прибыль за 2005 год, а фирма при исчислении налоговой базы руководствовалась письмом Минфина России 2002 года несмотря на то, что в 2005 году финансовое ведомство выпустило письмо, в котором высказало другое мнение по этому вопросу. Кроме того, старое письмо финансистов судьи посчитали не разъяснением, а ответом на частный вопрос.
Но есть и другое мнение: фирма может руководствоваться любым из писем Минфина России, поскольку Налоговым кодексом установлено, что все сомнения должны трактоваться в ее пользу. Правда, в судебном деле 14 , которое содержит эти благоприятные для компаний выводы, оба письма Минфина России с противоположными мнениями касались налога на прибыль (т. е. налоговый период — год) и были выпущены в одном и том же году с разницей около 3 месяцев.



Наталия Агешкина,
юрист-эксперт

Дата издания документа не имеет значения

Выполнение компанией письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые даны ей или неопределенному кругу лиц органом государственной власти в пределах его компетенции, — это одно из обстоятельств, исключающих вину компании в совершении налогового правонарушения.Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа. Это положение подтверждено позицией Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 35 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5), который определил, что компания вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа или его заместителем, как разъяснение компетентного должностного лица. К таким разъяснениям также относятся письменные разъяснения руководителей федеральных министерств, ведомств, иных уполномоченных на то должностных лиц (например, Минфина России, его структурных подразделений — департаментов по основным направлениям деятельности Минфина России, министра финансов РФ, его заместителей, директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместителей). Особо следует обратить внимание, что в данном случае не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно компании — участнику спора или неопределенному кругу лиц. Разъяснения, данные неопределенному кругу лиц, будут считаться таковыми, если в них нет указаний о некоем лице или лицах, которым эти разъяснения адресованы. В случае руководства разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства компаниям необходимо учитывать, что эти разъяснения должны быть основаны на полной и достоверной информации с учетом текущих изменений в законодательстве. И если по одному и тому же вопросу имеются разъяснения с противоположными точками зрения, лучше воспользоваться наиболее поздними из них.

Экспертиза статьи:
Артем Барсегян,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт

1 1 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ
2 пост. Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10 (далее — Постановление № 4350/10)
3 определение ВАС РФ от 15.06.2009 № 7202/09
4 п. 1 ст. 34.2, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ
5 письмо Минфина России от 05.04.2011 № 03-04-05/9-218
6 письмо Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176
7 подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ
8 письма Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176, от 13.04.2010 № 03-02-08/22
9 пост. ФАС ДВО от 11.03.2010 № Ф03-763/2010
10 пост. ФАС СКО от 28.07.2009 по делу № А53-5840/2008-С5-47
11 пост. ФАС СЗО от 01.09.2008 № А44-86/2008
12 письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/28
13 пост. ФАС ПО от 24.05.2007 № А49-4493/2006-260а/17Ак
14 пост. ФАС ПО от 09.12.2008 № А06-2176/2008

Разъяснениям Минфина по налогам - можно ли верить и надо ли применять?


Сегодняшний чудесный воскресный день я посвятила одному из увлекательнейших занятий - прочтению новых нормативных документов.

Хотите верьте, хотите - нет, но если подойти к этому чтиву с легкой долей иронии, то можно получить огромное удовольствие!

И такое огромное удовольствие мне доставило Письмо Минфина РФ от 16 мая 2013 г. N 03-02-08/17019.

Это письмо явилось ответом на вопрос одного налогоплательщика, который сделал так, как написано в одном из писем Минфина, а вот налоговая с этим не согласилась и наложила на предпринимателя большой штраф.

Налогоплательщик, размахивая письмом Минфина, подал исковое заявление, на что получил ответ, что письма Минфина, в вопросах, касающихся налогов,:

  • не являются нормативными актами;
  • не содержат правовых норм или общих правил;
  • не могут конкретизировать нормативные предписания;
  • имеют информационно-разъяснительный характер.

Ну и дотошный же попался налогоплательщик! Он этот ответ послал самому Минфину, вопрошая, что же за безобразия такие творятся? Кто главнее - Минфин или ФНС? Должны ли ФНС и его службы исполнять эти самые письма Минфина?

И Минфин ответил.

Минфин сослался на статью 34.2. НК РФ "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов", которая гласит:

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, есть подпункт 5 пункта 1 статьи 32. НК РФ "Обязанности налоговых органов":

Налоговые органы обязаны:

. 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; .

Проверила формулировки по Налоговому кодексу - все правильно процитировано.

Казалось бы, о чем тогда речь? Минфин дает разъяснения, а ФНС обязано их выполнять. Вроде, и ёжику должно быть понятно.

Но не тут-то было. Далее Минфин в своем письме признается, что «Указанные письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не направлены неопределенному кругу лиц, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями". Причем утверждение это не ссылается ни на какой нормативный акт. Откуда взялось это утверждение? Надоело Минфину с ФНС воевать?

Тогда зачем они пишут этот бесконечный поток писем, раз эти письма не являются ничем, кроме измышлизмов, не обязательных к исполнению?

Оказывается, что обязательны к исполнению и налоговыми органами и налогоплательщиками лишь те письма Минфина, которые согласованы с ФНС и опубликованы на сайте ФНС в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами". При этом идет ссылка на Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@.

А означает это только одно - те письма Минфина, которые согласованы с ФНС, мы читаем, изучаем, применяем. То есть эти письма должны быть подписаны сразу двумя ведомствами, иметь два номера. А то, что идет за одним номером Минфина - просто принимаем к сведению.

И если мы вдруг захотим применить те самые измышлизмы, то вся ответственность ложится на нас, налогоплательщиков. И для налоговых органов это - не более, чем бумажка.

Заключительная фраза рассматриваемого письма Минфина полностью подтверждает мои выводы:

При защите своих интересов налогоплательщик должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах, а также вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России.

Слово "вправе" подчеркнула - не обязаны, а только вправе учесть, где-то за скобками, позицию Минфина.

Реформа налогового ведомства завершилась. МНС преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая вошла в состав Минфина России. Бухгалтеры привыкли выполнять требования налоговиков, но так ли авторитетны сейчас эти чиновники? Какие права предоставлены новой структуре? И, главное, куда теперь обращаться с вопросами о налогах и сборах - в Минфин или ФНС? С этими вопросами корреспондент журнала "Главбух" обратился к начальнику отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей РАЗГУЛИН.

- Наконец-то утверждено Положение о Федеральной налоговой службе. Какие полномочия закреплены за ФНС?

- Поскольку новая служба является правопреемником МНС России, ее основная задача осталась прежней - контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах. Кроме того, налоговики и впредь будут следить за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции, соблюдением валютного законодательства, применением контрольно-кассовой техники. Также налоговые органы продолжат регистрировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

- Наверное, появились и новые функции?

- Да. Отныне ФНС России представляет интересы Российской Федерации в процедурах банкротства, контролирует проведение лотерей и лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, например ценных бумаг. Кроме того, налоговая служба теперь имеет право изменять сроки уплаты налогов. Раньше этими вопросами занимался Минфин.

- Ясно. Но наших читателей в основном волнует, кто теперь вправе разъяснять законодательство о налогах и сборах?

- Если возможно двоякое толкование нормативного акта, то налогоплательщику нужно обращаться в Минфин России. Налоговые органы должны только информировать, то есть представлять налогоплательщику информацию, например, о сроках сдачи отчетности. Комментировать закон они не имеют права.

- Это право налоговики потеряли после 2 августа, когда вступил в действие закон № 58-ФЗ. Однако и потом они почему-то выпускали письма. Если бухгалтер воспользуется такими рекомендациями, то будет ли он освобожден от ответственности согласно статье 111 Налогового кодекса?

- Вообще-то это спорный момент. Я считаю, что на эти письма норма статьи 111 Налогового кодекса не распространяется. Да, в ней сказано, что если организация нарушила закон, воспользовавшись письменными разъяснениями, то вина ее исключается. Но с одной оговоркой - такие разъяснения должны быть даны в пределах компетенции органа власти. В ходе административной реформы налоговые органы были лишены этих полномочий.

- А налогоплательщик обязан следовать разъяснениям, данным в письме?

- Все разъяснения, как Минфина, так и инспекторов, имеют для налогоплательщика рекомендательный характер. Поэтому если он не согласен с позицией, содержащейся в письме органа власти, то может ее не придерживаться.

- Сейчас многие инспекции организуют "горячие линии связи с налогоплательщиками". Снимает ли ответственность совет, полученный по телефону?

- Нет, на такие рекомендации статья 111 Налогового кодекса тем более не распространяется.

- Кстати, о применении статьи 111. Она освобождает налогоплательщика от всего: недоимки, пеней и штрафа?

- Я считаю, что налогоплательщик освобождается только от штрафов. Обязанность уплатить причитающиеся суммы налога и пеней остается. На мой взгляд, целесообразно внести в Налоговый кодекс поправки, согласно которым выполнение письменных разъяснений только смягчало бы ответственность, а не полностью исключало вину. Тогда суд, рассмотрев конкретное дело, мог бы сам определить размер санкции.

- Итак, теперь бухгалтер должен направлять запросы не в ФНС, а в Минфин России?

- Я дам такой совет: посылайте вопрос и в налоговую службу, и в Минфин.

- Допустим, запрос направлен в налоговый орган. В какие сроки инспекция должна ответить?

- Порядок, в котором инспекция обязана предоставлять информацию, подробно расписан в Регламенте организации работы с налогоплательщиками. Этот документ утвержден приказом МНС России от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468@. В нем указано, что налоговая инспекция может отказаться отвечать, только если вопрос не входит в сферу компетенции специалиста. Определено и время, в течение которого должен быть подготовлен ответ. В частности, юридическому лицу налоговики дадут консультацию максимум за 30 календарных дней после регистрации запроса. А физическому лицу ответят еще быстрее - за 15 дней.

- Что если в инспекции не будут следовать Регламенту? Куда в этом случае жаловаться налогоплательщику?

- Раз документ утвержден приказом МНС, он является обязательным для исполнения налоговиками. Поэтому предприятие может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Например, если сроки нарушила территориальная инспекция, нужно написать жалобу на имя руководителя управления ФНС по данному региону.

- Перейдем к Минфину. В какие сроки ждать ответа из этого ведомства?

- Минфин и до внесения поправок в Налоговый кодекс предоставлял разъяснения по законодательству о налогах и сборах. Так что тут ничего не изменится. Как и прежде, Минфин должен давать ответы на запросы в течение месяца. Этот порядок регулируется внутренними инструкциями.

- За рубежом предприниматели посылают запросы в свои инспекции, чтобы узнать налоговые последствия планируемой сделки. Возможно ли это в России?

- Налоговый кодекс не предусматривает возможности предварительно согласовывать налогообложение результатов сделки.

- Как будет строиться работа ФНС с другими органами исполнительной власти, в частности с МВД?

- По-прежнему налоговые органы совместно с Главным управлением по налоговым преступлениям МВД России будут проводить совместные проверки. Такая практика существует давно: если инспектор подозревает уклонение от уплаты налогов, он сообщает об этом в органы МВД, и сотрудники органов внутренних дел присоединяются к специалистам ИМНС для проверки фирмы.

Однако на первый план сейчас выходит информационный обмен между ведомствами. Например, при участии органов МВД создается единая база данных утраченных паспортов. В нее будут заносить сведения о потерянных или недействительных паспортах, а также о паспортах умерших людей. Нет сомнений, что такая база данных станет эффективным оружием против фирм-"однодневок".

Административная реформа добрела до контрольной точки: 2 августа вступил в силу закон с долгим и запутанным названием, который для краткости все называют № 58-ФЗ. Этот документ оставил в прошлом Министерство по налогам и сборам. Теперь придется привыкать к новой аббревиатуре Федеральной налоговой службы - ФНС, а большинство проблем будет решать ее «начальник» - Минфин.

Что же изменилось?

Большинство поправок, которые внес закон от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ в налоговые законы, имеет чисто технический характер: упоминания о МНС заменены ссылками на Минфин. Правда кое-где вместо финансового ведомства фигурирует загадочный «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов». Умалчивая о ФНС, правители скорее всего перестраховались, чтобы в случае очередной реорганизации не переписывать в спешном порядке все законы.

Другой должна стать структура налогового ведомства. Но вся перестройка скорее всего закончится тем, что региональные и местные налоговые инспекции просто сменят вывески: УМНС на УФНС, а ИМНС на ИФНС.

Однако не только эти изменения ждут бухгалтеров: новый закон отобрал у налогового ведомства огромное количество прав и обязанностей и передал их финансистам.

Точный перечень функций Минфина перечислен в постановлении Правительства от 7 апреля 2004 г. № 185. А вот списка всех «можно» и «нельзя» для ФНС пока не существует.

Но из нового закона следует: ФНС обязана следить только за своевременным пополнением казны налогами и не имеет права вмешиваться в создание законов. Задачи Минфина кардинально противоположные: придумывать новые законы, приказы, положения, но под страхом смертной казни ему запрещено контролировать уплату налогов.

Однако на деле не все так просто. Вопрос первый: к кому теперь идти с возникшими вопросами и от кого ждать разъяснений непонятных норм законов?

«Теперь только Минфин имеет право объяснять налогоплательщикам, как применять законодательство. Разъяснения будут в письменной форме и только в отношении федерального законодательства, – разъясняет руководитель авторского коллектива книги “Годовой отчет” Владимир Мещеряков. – Захотелось уточнить региональный закон – добро пожаловать в Минфин региона. Логика проста: кто нормативный документ выпустил, тому его и объяснять. Но все-таки с некоторыми вопросами можно обратиться и к налоговикам. У них тоже есть право письменно или устно информировать своих подопечных».

Как относятся к новым обязанностям виновники перемен? «Минфин изначально планировался под такую деятельность, просто теперь все наконец встало на свои места», – делится заместитель руководителя департамента налоговой политики Минфина Наталья Комова.

В департаменте налоговой политики ФНС нам сообщили следующее: «Федеральные законы разъясняет Минфин, по региональным законам комментарии можно получить в уполномоченных органах субъектов (что это за ведомства в ФНС пока не знают – прим. ред.). Сотрудники федеральной налоговой службы имеют право только информировать налогоплательщиков. Причем типовые вопросы будут решаться, как и прежде, быстро».

В стане рядовых финансистов и налоговиков царит полная неразбериха. В налоговой инспекции по Октябрьскому району Пензенской области на вопрос, к кому обращаться за разъяснениями, ответили: «Пишите вопрос нам, а еще лучше в областное управление».

«Для нас пока загадка, как Минфин будет давать разъяснения. Видимое изменение одно: ФНС еще в бытность свою министерством прислало письмо, где термин “информационно-разъяснительная работа” приказало заменить на “информационная работа”», – поделилась своими переживаниями заместитель руководителя отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ налогового управления по Новгородской области Анастасия Плотникова.

А вот заместитель руководителя налогового управления по Ростовской области Наталья Ромашова настроена более решительно: «Мы разъясняли и будем разъяснять! Даже если эту функцию приписали Минфину – это ничего не меняет. Пока не получим методических указаний нашего ведомства, ничего менять не будем».

Не понятно, как налоговики будут отделять информирование от разъяснений. И кто застрахован от того, что ФНС станет толковать применение законов по своему разумению, а Минфин разъяснять с точность наоборот?

Руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет» Владимир Мещеряков предполагает два варианта развития событий.

Первый: инспекции будут пересылать вопросы налогоплательщиков в Минфин или его структурные подразделения на местах. В этом случае об оперативности можно просто забыть. Тем более на первое время, пока финансовое ведомство не наберет нужное количество квалифицированных специалистов, чтобы отвечать на тысячи писем.

Правда, в Минфине опровергают предположения о медлительности. Заместитель руководителя департамента налоговой политики Наталья Комова заверила, что на любой запрос ответят через месяц, а вот над жалобой будут думать ровно в 2 раза дольше.

Вариант второй: налоговые инспекции будут самостоятельно вести разъяснительную работу. Оперативность не пострадает, зато ответы налоговиков нельзя будет признать официальными. Дело в том, что в пункте 3 статьи 111 НК ранее говорилось, что, выполнив даже ошибочное разъяснение налоговиков, плательщик освобождается от ответственности. Теперь в этом пункте речь идет о письмах финансового ведомства. Значит, следуя разъяснениям налоговых инспекций и управлений, нельзя быть уверенным, что вашу фирму не оштрафуют. Минфин может и не подтвердить позицию налоговиков. А как все знают по прошлым годам, мнения финансового и налогового ведомств редко совпадали.

«Просто после вступления в силу закона № 58-ФЗ разъяснения Минфина будут обладать преимуществом перед письмами налоговой службы, – рассуждает начальник департамента экономики и финансов администрации города Великий Новгород Екатерина Красновидова. – Возможно, даже в нашем департаменте будут давать официальные разъяснения, но пока ничего не известно. Хотя мы раньше объясняли некоторые вопросы налогоплательщикам, если к нам обращались».

В ФНС на вопрос, можно ли следовать их рекомендациям, отвечают весьма расплывчато: «Налогоплательщики, выполняющие письменные рекомендации налогового ведомства, могут быть освобождены от ответственности. Но разъяснение должно быть представлено в пределах нашей компетенции». О том, как налоговики будут определять, компетентны они в каком-то вопросе или нет, в ФНС пока не говорят.

Возникает еще одна проблема: справятся ли с новыми функциями чиновники так называемых органов местного самоуправления, уполномоченных в финансовых вопросах? Наталья Комова из Минфина считает, что справятся: «Ведь в период перестройки финансисты толковали законодательство».

В Управлении федерального казначейства по Пензенской области не согласны с позицией Минфина: «Работники финансовых отделов при администрации вряд ли смогут консультировать по налогам. Их еле-еле обязали контролировать уплату неналоговых платежей. Сотрудники ФНС намного эрудированнее в налоговых вопросах. Как будут консультировать в финансовых отделах, не обладая даже элементарной информацией о проблемах налогообложения, не понятно», – говорит сотрудница управления, пожелавшая остаться неизвестной.

Кстати, до сих пор никто не может толком сказать, как будут выглядеть и из кого состоять загадочные «органы местного самоуправления, уполномоченные в финансовых вопросах». Дело в том, что финансовые департаменты при администрациях регионов и городов не подчиняются Минфину. Их начальник – губернатор или мэр.

«Если финансовые отделы при администрациях регионов будут иметь статус юридического лица, то у них появится право давать разъяснения», – считает консультант отдела налогового законодательства, законодательства о бухучете, финансовом контроле и аудите Минфина Диана Федорова.

«Финансовые отделы при администрациях не подчиняются Минфину. Поэтому разъяснительную работу по федеральным налогам они вести не могут, так как это в полномочиях только финансового министерства. Скорее всего Минфин будет формировать свои региональные подразделения, может, даже из сотрудников налоговых инспекций», – считает начальник управления правовой и организационной работы администрации Архангельской области Олег Косцов.

В ФНС пока воздерживаются от комментариев по этому вопросу, ссылаясь на то, что теперь все организационные вопросы будет решать Минфин. Но «старший брат» пока молчит.

«С 1 августа 2004 года все новые налоговые нормативные акты, в том числе формы отчетности и инструкции по их заполнению, должны исходить исключительно от Минфина, – говорит Владимир Мещеряков. – Никаких приказов и циркуляров, обязательных для исполнения налогоплательщиками (то есть требующих регистрации в Минюсте), ФНС издавать не сможет. Более того, из статьи 4 Налогового кодекса исключена норма, позволявшая МНС выпускать «приватные» указания и рекомендации, которые были обязательными для налоговых инспекторов, а фактически и для бухгалтеров.

Впрочем, поверить в то, что ФНС откажется от издания внутренних инструкций, трудно. Скорее всего подобные документы будут выходить и впредь с грифом «для служебного пользования». Как это случилось в последние полгода с большинством методичек ко второй части Налогового кодекса. А значит, спорные положения законодательства бухгалтеры и инспекторы вновь будут толковать по-разному, и поток арбитражных споров существенно не сократится».

На вопрос, будут ли налоговики выпускать документы с грифом ДСП и внутренние инструкции, в ФНС ответили: «ДСП-инструкции будут. Для своих мы можем выпускать все что хотим». В Минфине позиция осторожнее: «Все зависит от содержания. Если суть ДСП-документов, в том числе внутренних инструкций, коснется вопросов применения законодательства, то налоговое ведомство должно согласовывать их с нами».

Зато в финансовом министерстве заверили, что массового переделывания форм деклараций, переписывания приказов МНС и перепечатывания бланков не предвидится. Все документы, принятые бывшим министерством, будут отменяться постепенно по мере появления новых приказов, положений и инструкций.

«Специальной инструкции об изъятии документов фирмы бывшее налоговое министерство не издавало, – замечает Владимир Мещеряков. – Совсем кратко об изъятых подлинниках сказано в правилах оформления акта выездной налоговой проверки. Собственно там говорилось о возможности прилагать к акту не только заверенные копии документов, но и их оригиналы. Как правило, так никто не поступал. А вот инвентаризации налоговики проводить любят. Пока ФНС при проверках будет пользоваться старыми правилами. Но наверняка после выхода минфиновской инструкции в их действиях можно будет обнаружить множество формальных и процессуальных нарушений».

И в ФНС, и в Минфине заявили, что пока все проверки будут проходить по старым правилам.

КТО И ЧТО РАЗЪЯСНЯТЬ МОЖЕТ

Минфин

  • Письменно разъясняет вопросы применения законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК).
  • Исполнительная власть регионов и местные власти, уполномоченные в области финансов, письменно разъясняют вопросы применения регионального законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 34.2 НК)

Федеральная налоговая служба

Бесплатно информирует фирмы и предпринимателей (в том числе в письменной форме):

  • о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных актах;
  • о порядке расчета и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков;
  • о полномочиях налоговых инспекций, управлений и их должностных лиц;
  • предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения (подп. 4, п. 1 ст. 32 НК).

КТО И КАК НА ОТЧЕТНОСТЬ ВЛИЯЕТ

Минфин

  • Утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций (п. 1 ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК).
  • Определяет порядок представления налоговой декларации в электронном виде (п. 2 ст. 80 НК).
  • Устанавливает форму, по которой налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физлицами (п. 1 ст. 230 НК).
  • Определяет форму и порядок представления реестров счетов-фактур в налоговые инспекции (подп. 2 п. 8 ст. 201 НК).
  • Утверждает форму справки о полученных физлицами доходах и удержанных суммах налога. Ее налоговые агенты выдают физлицам по их заявлениям (п. 3 ст. 230 НК).

Федеральная налоговая служба

  • Бесплатно предоставляет фирмам и предпринимателям формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК).
  • Утверждает форму представления сведений о доходах физлиц и суммах начисленных и удержанных налогов (п. 2 ст. 230 НК).
  • Утверждает форму Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций фирмами, предпринимателями на упрощенке (п. 2. ст. 364.24 НК).

КТО И КАК ПРОВЕРЯТЬ БУДЕТ

Минфин

  • Определяет объем и состав документов, которые могут изымать налоговые инспекторы у фирмы (п. 7 ст. 7 закона от 21 марта 1991 г. № 943-1).
  • Утверждает порядок проведения инвентаризации имущества фирмы и предпринимателя при налоговой проверке (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК).

Федеральная налоговая служба

  • Утверждает форму требования об уплате налога (п. 5 ст. 69 НК).
  • Разрабатывает и утверждает форму решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК).
  • Устанавливает форму и требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК).

ЧТО ЕЩЕ ИЗМЕНИЛОСЬ

Минфин

  • Определяет порядок исчисления предпринимателями налоговой базы. (п. 2 ст. 54 НК)
  • Утверждает форму уведомления об использовании права на освобождение от обязанностей плательщика НДС (п. 3 ст. 145 НК)
  • По согласованию с Минюстом издает инструкцию по применению Закона от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» (ст. 8 этого закона)
  • Издает инструкцию по применению Закона от 2 апреля 1993 г. № 4737-1 «О сборе за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и словосочетаний, которые образованы на их основе (ст. 6 закона)
  • Устанавливает порядок формирования страховых резервов (подп. 1 п. 2 ст. 294 НК).

Федеральная налоговая служба

  • Если Налоговый кодекс не позволяет однозначно определить источник доходов, которые получил плательщик налогов (источник в России либо за пределами России), этим занимается налоговое ведомство (п. 2 ст. 42 НК).
  • Устанавливает форму налогового уведомления, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налогового агента (ст. 52 НК).
  • Принимает решения по отдельным плательщикам налогов о переносе срока уплаты федеральных и региональных налогов и сборов на более позднее время (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 63 НК).
  • Принимает решения об изменении сроков уплаты ЕСН по согласованию с внебюджетными фондами (подп. 5 п. 1 ст. 63 НК).

МинФин - это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой (бюджетной), налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий в этой сфере иные органы исполнительной власти. Одной из основных задач Минфина России является разработка и совершенствование единой налоговой политики. Характер взаимодействия налоговых органов с Минфином России определяется его особым положением: оно осуществляет координацию и контроль за деятельностью ФНС России и наделено для этого рядом функций. Федеральная налоговая служба России подотчетна и подконтрольна Минфину России, хотя и имеет оперативную самостоятельность в выполнении полномочий, закрепленных за налоговыми органами по контролю и надзору в налоговой сфере. Министр финансов РФ вносит представление в Правительство РФ по назначению на должность и освобождению от должности руководителя ФНС России, а также по представлению руководителя Службы назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителя ФНС России.

Налоговые органы в своей работе обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. В Письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/58@ "О полномочиях налоговых и финансовых органов" установлено, что в случае необходимости получения от Минфина России письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации следует обращаться в Сводно-аналитическое управление ФНС России, к компетенции которого относится обеспечение взаимодействия Федеральной налоговой службы с Минфином России по вопросам налогового законодательства.

Минфин России может давать разъяснения отдельных положений Налогового кодекса РФ (НК РФ). В Письме от 14.01.2005 N 03-02-07/2-4 указано, что ст. 34.2 НК РФ определены полномочия финансовых органов по предоставлению в пределах их компетенции письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Так, например, Минфин России вправе пояснить налогоплательщикам, как применять нормы Кодекса. Кроме того, Минфин России утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

В ряде случаев ФНС России и Минфин России по одному и тому же вопросу применения законодательства о налогах и сборах имели различные позиции. Поэтому для выработки согласованной позиции двух ведомств в области применения налогового законодательства была создана межведомственная комиссия в соответствии с Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 102н. Этим же Приказом было утверждено Положение о данной Комиссии.

Исходя из Положения о Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере, данная Комиссия создавалась для обеспечения согласованных действий и выработки единой позиции Минфина России и ФНС России по вопросам, входящим в их компетенцию.

Для этого Комиссия была наделена широкими полномочиями, в том числе:

· принимать решения по взаимодействию Минфина России и ФНС России по вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов;

· организовывать взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

· осуществлять в соответствии с возложенными задачами и в пределах компетенции Комиссии мониторинг реализации решений Комиссии и др.

Межведомственная комиссия рассматривает проблемные вопросы налогообложения, а также те, по которым ранее не удалось сформировать единую позицию Минфина России и Федеральной налоговой службы. Она осуществляет разработку согласованных решений по обсуждаемым вопросам и формирование единых подходов по вновь возникающим проблемам в сфере налогообложения, связанных как с практикой применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, так и с изменениями законодательства Российской Федерации.

В состав межведомственной комиссии на паритетных началах входят 11 представителей Минфина России и ФНС России. Работа межведомственной комиссии осуществляется в форме согласительного совещания представителей двух ведомств, которые проводятся в соответствии с планом ее работы, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если на них присутствовало не менее половины от общего состава Комиссии. Решения Комиссии принимаются большинством голосов.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики осуществляет:

• участие в разработке планов и показателей деятельности Федеральной налоговой службы, рассмотрение отчетов об их исполнении;

• участие в проверках деятельности Федеральной налоговой службы;

• участие в обеспечении контроля исполнения Федеральной налоговой службой поручений Президента РФ, Правительства РФ, министра финансов;

• участие в осуществлении Минфином координации и контроле деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы;

• подготовку предложений по организации деятельности налоговых органов;

• подготовку для внесения в Правительство РФ на основе предложений Федеральной налоговой службы проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сферам ведения этой федеральной службы;

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1210 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: