Международное налоговое планирование и оффшорный бизнес

Опубликовано: 16.05.2024

В статье мы расскажем, что такое международное налоговое планирование, какие его цели, значение, почему им стоит воспользоваться от наших экспертов.

Чтобы заказать комплекс услуг “Международное налоговое планирование”, свяжитесь с экспертами портала International wealth с помощью формы над заголовком статьи.

  1. Определение термина “международное налоговое планирование”
  2. Экономические причины для открытия оффшорной компании
  3. Цели международного налогового планирования
  4. Значение международного налогового планирования
  5. Выбор подходящей оффшорной зоны
  6. Базовая международная налоговая стратегия
  7. Введение BEPS
  8. Роль технологий в международном налоговом планировании

Налоговое планирование в оффшоре

Определение термина “международное налоговое планирование”

Мы ответим на вопрос, что такое международное налоговое планирование (МНП), следующим образом.

МНП является совокупностью методов и инструментов для получения налоговых преференций бизнесом. Для этого используют оффшорные и низконалоговые юрисдикции (мидшоры), фонды, трасты, различные организационно-правовые формы. Их выбор зависит от факторов:

  • Виды деятельности.
  • Где находится основной актив.
  • Территория для ведения основного вида деятельности.
  • Статусом налогового резидента какой страны обладают бенефициары.

Как видно, международное налоговое планирование и оффшорный бизнес являются неразлучными понятиями. В современных реалиях, вероятно, каждая крупная транснациональная корпорация использует налоговую оптимизацию. Это легко зафиксировать по открытию дочерних фирм в низконалоговых юрисдикциях преследуя цель в виде минимизации налоговых выплат.

Учитывайте, что нельзя использовать зарубежные фирмы и структуры исключительно ради налоговых соображений. Цепочка владения зарубежным бизнесом должна иметь реальные экономические причины. Имея лишь цель снизить налоговое бремя, зачастую, инвесторы навлекает на себя необратимые негативные налоговые последствия.

Экономические причины для открытия оффшорной компании

Прежде чем создавать фирму за границей, надо найти веские деловые аргументы. Одних налоговых причин недостаточно, чтобы оправдать создание новой иностранной компании. Нужны правдоподобные причины, имеющие экономический смысл, чтобы получить доказательство освобождения от уплаты налогов в налоговом органе (предлагая доказательства освобождения от ответственности).

  • Если переместить финансовую компанию в швейцарский город и кантон Цуг, это покажется правдоподобным. Известно, что кантон Цуг называют Криптодолиной. Цуг предлагает лучшую экономическую среду для криптоиндустрии. Это веская экономическая причина выбора места в Цуге. Для бизнеса, связанного с криптовалютами или финтех, международное налоговое планирование означает переезд в швейцарский Цуг.
  • Если бизнес специализирован на часовой индустрии или химической промышленности, то очевидно открытие компании в Швейцарии.
  • Если зарабатываете деньги онлайн-играми, то очевидно, что зарегистрируете бизнес на Мальте или в Гибралтаре. Две юрисдикции хорошо известны в индустрии онлайн-игр.
  • Для торговли товарами, произведенными в китайском Шэньчжэне, имеет смысл зарегистрировать оффшорную фирму в Гонконге, контролирующем эту индустрию.
  • Для работы в сфере туризма экономически оправдано начать бизнес на Багамах.

Почти всегда можно найти хорошие экономические причины, чтобы зарегистрировать оффшор. Ответы должны быть хорошо подготовлены. Налоговая служба задаст вопросы. Оптимальный ответ следует согласовать с налоговым консультантом. Для этого обратитесь к экспертам портала International wealth.

Цели международного налогового планирования

Основная цель международного налогового планирования — законным образом получать потоки зарубежных доходов после уплаты налогов с минимальными затратами и рисками.

Его цели ясны, но некоторые из них не так очевидны, как другие. Они включают:

  • Достижение низкой налоговой ставки, чтобы получить больше финансовых средств после уплаты налогов для реинвестирования.
  • Предотвращение убытков, которые могут быть понесены в зарубежных странах.
  • Обеспечение гибкости для перераспределения денежных средств внутри структуры там, где это необходимо.
  • Получение низких или нулевых налоговых ставок на выплаты пассивного дохода, такие как дивиденды, проценты и роялти.
  • Содействие максимальному использованию иностранного налогового кредита во избежание двойного налогообложения для иностранной прибыли.
  • Предотвращение непредвиденных включений в доход от отсрочки, которые могут быть проблемами иностранного налогового кредита и управления денежными средствами.

Значение международного налогового планирования

Что такое международное налоговое планирование? Это искусство организации трансграничных транзакций со знанием принципов международного налогообложения для достижения эффективного и законного с точки зрения законодательства направления коммерческой деятельности и потоков капитала. Процесс планирования следует за денежными потоками в трансграничных транзакциях, поскольку они переходят из принимающей страны, где они возникают, в страну происхождения, где они в конечном итоге заканчиваются.

Международное налоговое планирование помогает снизить совокупное влияние налогообложения по сравнению с отдельными налоговыми поступлениями в странах, через которые проходит транзакция. Внутреннее планирование связано в первую очередь с национальными правилами вычетов, льгот и освобождений, а также различными ставками, взимаемыми с различных источников дохода в одной юрисдикции.

Международное налоговое планирование исследует взаимосвязь двух или более налоговых систем, влияние юридического и экономического двойного налогообложения, а также правила соблюдения налоговых требований в более чем одной стране. Включает налоговые льготы и освобождения от налогообложения иностранного дохода, доступность иностранных налоговых кредитов, использование соглашений и меры по предотвращению уклонения от уплаты налогов.

Международное налоговое планирование определено как упреждающая организация дел человека для минимизации его налоговых результатов. Обычно его оптимизируют, когда максимизируют прибыль после налогообложения.

Помимо снижения общей эффективной ставки, это может также привести к отсрочке налогов и сокращению затрат на соблюдение требований фискальных органов. Оно рассматривает не только юридические возможности экономии на налогах, но и фискальные риски, такие как двойное налогообложение, и перспективы противодействия фискальному законодательству.

Выбор подходящей оффшорной зоны

Мы рекомендуем государства в ЕС (Мальта, Кипр, Ирландия), являющиеся низконалоговыми юрисдикциями, или Швейцарию, подписавшую соглашения с ЕС о свободе передвижения и свободе учреждения. Свобода создания — конституционное право, которое, как высшее право, лишает силы внутреннее право отдельных государств, находящееся на более низком иерархическом уровне. Никто не может ограничивать свободу создания или запрещать ее вообще. Даже налоговые службы. Право учреждения бизнеса защищает инвестора. Постановления налогового органа, затрудняющие свободу учреждения, «неконституционны».

Конституционное право на свободу создания дает определенный защитный эффект.

Традиционными странами ЕС с низкими налогами являются Мальта, Ирландия и Кипр.

Базовая международная налоговая стратегия

При международном налоговом планировании фирма должна принять ключевое решение о том, что будет с денежными средствами, полученными от зарубежных операций. Есть два варианта, каждый из которых имеет преимущества и недостатки.

Стратегия репатриации

Первый вариант — стратегия репатриации, при которой компания нуждается в наличных деньгах в родной юрисдикции для выплаты акционерам, обслуживания долга или расширения операций. Преимущества заключаются в том, что транзакции могут быть структурированы для поддержки движения денежных средств материнской структуре, избегая двойного налогообложения и стремясь платить налоги в настоящее время по применяемым ставкам. Прибыль и налоги также минимизированы в иностранных юрисдикциях.

Затраты на стратегию репатриации, однако, включают потерю возможности откладывать налоги в родной стране, использовать преимущества потенциально более низких иностранных ставок, из-за чего возникает возможность столкнуться с более высокой эффективной ставкой.

Стратегия реинвестирования

Второй вариант — стратегия реинвестирования, при которой фирме требуются денежные средства за пределами родины для роста и расширения международных операций. Выгода — прибыль, которая максимизируется за счет нулевых или низких ставок в иностранных юрисдикциях, возможность расширения международных операций с использованием большего количества денежных средств после уплаты налогов. В целом, клиент получаете более низкую мировую эффективную ставку налогообложения.

Затраты, с другой стороны, состоят в том, что для получения выгоды денежные средства должны оставаться за пределами юрисдикции резидентства, и при окончательной репатриации возникают более высокие фискальные расходы.

Введение BEPS

Стратегии международного налогового планирования подвергаются повышенному вниманию. Многие предыдущие подходы к управлению глобальным фискальным профилем бизнеса приведут к другим последствиям в будущем, потому что ряд юрисдикций вносят изменения для увеличения своей налоговой базы и ограничения определенных вычетов. Основой для этого быстро меняющегося ландшафта является проект Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли (BEPS).

План действий проекта BEPS определил 15 пунктов, согласованных по трем основным направлениям:

  • Обеспечение согласованности внутренних правил, влияющих на трансграничную деятельность.
  • Требования к КИКам в существующем международном стандарте.
  • Повышение прозрачности.

В то время как страны с разной скоростью продвигаются к внедрению BEPS, инициатива приводит к наиболее значительным изменениям в международном налогообложении за последние десятилетия и затронет практически все международные активные корпорации среднего размера. Это будет способствовать повышению прозрачности и повышенным требованиям к отчетности и почти наверняка будет означать увеличение затрат на соблюдение нормативных требований и более высокие эффективные глобальные ставки налогов для большинства международных предприятий.

Роль технологий в международном налоговом планировании

Повышенные требования к отчетности в соответствии с BEPS подчеркивают ключевую роль, которую информационные технологии должны играть в поддержке фискальной стратегии. То, как активы и транзакции определяются, фиксируются системами, будет играть роль в способности соответствовать меняющимся требованиям. Возможность доступа к данным, их систематизации и составления отчетов также жизненно важно для налогового и операционного планирования и управления. Как и во всех остальных аспектах бизнеса, технологии жизненно важны для управления налоговыми обязательствами.

Бизнес-стратегия должна определять вашу фискальную стратегию. Например, компания, которая ожидает первичного публичного размещения акций (IPO) или слияния, больше ориентирована на лаконичную международную фискальную картину, свободную от каких-либо разногласий, которые могут усложнить сделку. Фирма, ориентированная на агрессивный органический рост, может быть меньше озабочена этими проблемами и больше сосредоточена на построении международной структуры, наилучшим образом соответствующей ее целям роста. Подход к международному налоговому планированию, основанный на оценке рисков, поможет решить, на чем лучше сосредоточить ресурсы в любой момент времени.

Теперь вы узнали что такое международное налоговое планирование, какие у него цели и значения.

Узнайте больше о том, как получить международное налоговое планирование и консалтинг от экспертов портала International wealth, по ссылке.

Для быстрой связи напишите письмо на электронный почтовый ящик info@offshore-pro.info.

Какое определение понятия “международное налоговое планирование”?

Международное налоговое планирование — совокупность методов и инструментов для получения налоговых преференций бизнесом. Для этого используют оффшорные и низконалоговые юрисдикции (мидшоры), фонды, трасты, различные организационно-правовые формы.

Какие цели у международного налогового планирования?

Основная цель международного налогового планирования — получать законным образом потоки зарубежных доходов после уплаты налогов с минимальными затратами и рисками. Есть еще другие цели:
Достижение низкой налоговой ставки.
Предотвращение убытков, которые могут быть понесены в зарубежных странах.
Обеспечение гибкости для перераспределения денежных средств внутри структуры.
Получение низких налоговых ставок на выплаты пассивного дохода, такие как дивиденды, проценты и роялти.
Содействие максимальному использованию иностранного налогового кредита во избежание двойного налогообложения для прибыли.

Зачем нужно международное налоговое планирование?

МНП помогает снизить совокупное влияние налогообложения по сравнению с отдельными налоговыми поступлениями в странах, через которые проходит транзакция. Оно исследует взаимосвязь двух или более налоговых систем, влияние юридического и экономического двойного налогообложения, а также правила соблюдения налоговых требований в более чем одной стране. Международное налоговое планирование определено как упреждающая организация дел человека для минимизации его налоговых результатов. Это может привести к отсрочке налогов и сокращению затрат на соблюдение требований фискальных органов.

Международное налоговое планирование – это:

· выбор между различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств;

· допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности;

· создание схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций.

Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов. Результатами данного налогового планирования являются совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципом резидентства.

Задачами международного налогового планирования являются:

1) учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.);

2) изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов;

3) эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения;

4) максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени.

Особенностью корпоративного МНП является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.

По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью:

1) юрисдикции с высокими налогами;

1) юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикциям с высоким уровнем налогообложения относится большинство промышленных стран с развитой рыночной экономикой. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога здесь составляют порядка 30 – 60 %, а ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти – 15 – 35 %. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм с целью минимизации налогов. В этих странах существуют также достаточно жесткая процедура создания компаний, контроль финансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Юрисдикции со льготным налогообложением, в свою очередь, можно разделить на две группы:

· к первой относятся юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот, касающихся деятельности компаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых; механизма перевода доходов и репатриирования прибылей. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании дивидендов, банковского процента, платежей роялти и некоторых других видов дохода, обычно снижены. Страны этой группы отличаются также либеральными валютными и таможенными режимами;

· ко второй группе относятся государственные образования и административные территории, называемые налоговыми гаванями или налоговыми убежищами, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налоги на прибыль.

К государствам и территориям, предоставляющим льготный налоговый режим и не предусматривающим раскрытие информации при проведении финансовых операций относят:

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов.

Содержание

Введение
Международное налоговое планирование и оффшорный бизнес
Понятие и задачи международного налогового планирования
Сущность и виды оффшорных зон
Оффшорная компания является как инструментом налогового планирования
Различные варианты налоговой экономии
Практическое задание
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Налоговое планирование Международное налоговое планирование в оффшорном бизнесе + практика.doc

Оффшорная компания является как инструментом налогового планирования

Для хозяйствующих субъектов оффшорная компания является как инструментом налогового планирования, так и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.

Управление рисками заключается, прежде всего, в регистрации предприятия и размещении его активов в более политически и экономически стабильном регионе мира и достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия. В случае появления признаков нестабильности или иных рисков оффшорные структуры позволяют быстро перевести капитал в более надежный район и создать для него убежище, например траст. В качестве управления риском можно рассматривать и операции по валютному страхованию.

Оффшорные компании выступают базой для перевода капиталов путем учредительских операций. Это облегчается относительной дешевизной оффшорной фирмы, а также возможностью управлять ею через секретарскую компанию. Оффшорная фирма способна создать представительство, дочерние фирмы или совместное предприятие в России. Несложно также ликвидировать представительство оффшорной фирмы или прекратить ее участие в совместном предприятии. Во многих странах (включая Россию) вложения в уставные капиталы рассматриваются как иностранные инвестиции. Они пользуются дополнительными правовыми гарантиями и налоговыми льготами.

Наконец, оффшорные фирмы, их представительства и компании в некоторых юрисдикциях выполняют функции штаб-квартиры или компании оперативного управления международной компании. В качестве такой структуры может выступать холдинговая компания в льготной «холдинговой» юрисдикции. Речь в данном случае идет об организации с помощью оффшорных и других льготных фирм системы управления международными операциями компаний.

Для небольших компаний оффшорный бизнес предоставляет широкие возможности доступа к современным формам финансового сервиса (например, корпоративным кредитным карточкам), к услугам по владению и распоряжению недвижимостью, управлению капиталом, к простым схемам налогового планирования.

Обобщая методы работы оффшорных фирм, необходимо помнить о том, что определенные налоговые оазисы предоставляют привилегии для некоторых определенных видов бизнеса: судовладения, распоряжения недвижимостью, инновационной деятельности, банковским и финансовым компаниям, холдингам и т. д.

Методы и технологии оффшорного бизнеса в настоящее время становятся все более разнообразными. В оффшорных схемах в настоящее время задействованы не только предприятия корпоративного типа, но и другие организационно-правовые формы бизнеса: предпринимательское партнерство, компании с ограниченной ответственностью, а также некоторые комбинированные формы. В настоящее время оффшорный бизнес активно осваивает операции инвестиционного и эмиссионного характера.

Расширение спектра оффшорных услуг в России в полной мере соответствует мировым тенденциям развития этого сектора. В современных условиях перед российскими предпринимателями встают вопросы по организации взаимодействия с зарубежными компаниями и эффективному управлению своими ресурсами. С помощью схем международного налогового и финансового планирования они стремятся разместить свои активы наиболее надежным, конфиденциальным и доходным образом.

Механизм международного финансового планирования состоит в создании оффшорных убежищ капитала, направлении капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам, использовании трансфертных цен во внутрифирменных внешнеторговых операциях. Необходимо отметить, что в развитых зарубежных государствах (прежде всего в США, Великобритании, в Европейском союзе) существует весьма жесткое «антитрансфертное», «антиоффшорное» и «антидемпинговое» законодательство. Оно существенно ограничивает применение трансфертных цен и схем налогового планирования, однако не исключает его вовсе. В США и большинстве других развитых стран действует принцип «arm's length basis» – правило «вытянутой руки». Оно означает, что в налоговых целях условия внутрифирменной сделки определяются на базе аналогичных операций в аналогичных условиях. Антиоффшорное законодательство США выводит оффшорные фирмы из сферы действия системы налогового кредита (tax credit system). Это означает, что доходы дочерних фирм в налоговых зонах в полном объеме подлежат налогообложению на территории США. Оффшорные фирмы исключаются из действия соглашений об устранении двойного налогообложения (double taxation aviodance treaties). Антидемпинговые нормы предписывают, чтобы цена продукции определялась издержками производства и сравнительными преимуществами производителя. Периодически составляются международные черные списки оффшорных зон, в которые в начале 2002 г. попала и Россия. Однако уже в октябре 2002 г. было принято решение об исключении нашей страны из данного списка.

Таким образом, в современных условиях международное налоговое планирование должно осуществляться в рамках действующей системы ограничений. Для этого формируются специальные «каналы» для международных переводов капиталов и доходов от них. Разрабатываются схемы валютного хеджирования зарубежных финансовых активов, организуется управление временно свободными остатками и резервами зарубежных фирм. Ресурсы концентрируются на счетах компаний и банков в максимально благоприятных с налоговой точки зрения и политически стабильных юрисдикциях. Механизм международного планирования финансовых операций интенсивно осваивается и российским бизнесом.

В мировой деловой практике выработано большое количество корпоративных схем и организационных методов, обеспечивающих оптимальное проведение зарубежных операций.

Одним из наиболее широко распространенных корпоративных инструментов является оффшорная компания, которая действует в безналоговых или льготных налоговых условиях. Функционирование и управление оффшорной компанией упрощенно и экономично. Не требуется проведения аудиторских проверок, подачи налоговых деклараций. Собрания акционеров и директоров проводятся «формально». Управление даже большим числом оффшорных компаний не требует больших административных затрат.

Владение оффшорными фирмами, как правило, осуществляется через «номинальных» акционеров (nominee shareholders) и директоров (nominee directors). Статус номинального владения во многих оффшорных юрисдикциях предусмотрен законодательством.

Организационные формы оффшорных предприятий в последние годы стали более разнообразными. В некоторых юрисдикциях (Ирландия) существует институт доверенных директоров (Third party directors). Они имеют официальное право управлять компанией в интересах третьих лиц, например материнского холдинга. В последнее время появилось множество новых форм предприятий оффшорного типа. Они именуются как компании международного бизнеса (International Business Companies), льготные или освобожденные компании (exempt). Отличие от классической оффшорной формулы здесь заключается в том, что они в ряде случаев имеют право открывать в оффшорной юрисдикции реальный функционирующий офис, вести бизнес и приобретать недвижимость. Однако уровень налогообложения для них не всегда является нулевым. В некоторых случаях устанавливается плавающая налоговая шкала: налоги зависят от типа бизнеса и места его ведения. Например, «льготные» компании Гибралтара имеют шкалу налогов от 2 до 17%.

В оффшорном бизнесе все чаще используются некорпоративные предприятия и «гибридные» правовые формы предпринимательства. Практически все основные оффшорные юрисдикции приняли законы о предпринимательских партнерствах (Limited Partnership), обществах с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company). В оффшорном бизнесе применяются компании, ограниченные по гарантии (limited by garanty), и компании (unlimited company) с неограниченной ответственностью владельцев.

Хозяйствующими субъектами в зависимости от характера сделки подбираются компании с требуемыми свойствами или используются их комбинации.

Финансовый механизм оффшорной компании несложен. Административные расходы оффшорной фирмы исчерпываются ежегодными платежами и сборами за поддержание статуса оффшорной фирмы. Доходы компании можно разделить на текущие (от операционной деятельности, включая дивиденды и другие доходы на капитал) и инвестиционные (продажи долей и вложений в долгосрочные активы). Аналогично подразделяются расходы. Текущие расходы аналогичны затратам на производство товаров и услуг обычной фирмы. Инвестиционные затраты означают списание капитала при проведении инвестиций, а также любые перечисления средств материнской фирме и другим предприятиям. В принципе, для управления оффшорной компанией можно воспользоваться стандартным форматом баланса движения денежных средств (БДДС) и бухгалтерским балансом. При малом числе оффшорных фирм можно ограничиться лишь одним БДДС. В связи со значительной ролью внутрифирменных операций их в БДДС целесообразно выделять особой строкой внутрифирменные финансовые потоки.

Управление финансами компании оффшорного типа предельно упрощено. Это связано с отсутствием налоговых обязательств и необходимости проводить аудиторские проверки. Не требуется поддерживать бухгалтерскую отчетность в каком-либо международном стандарте (хотя это вполне допустимо). Однако при наличии нескольких оффшорных фирм, у каждой из которых свой сектор бизнеса, количество финансовой и оперативной информации возрастает. Но и в этом случае традиционный бухгалтерский учет можно заменить системой оперативно-аналитического учета зарубежных операций и не оформлять отчет о финансовых результатах. Документация по зарубежным активам в материнской фирме ведется не столько ради фискальных целей, сколько с целью управления и контроля. Необходимо также указать, что эффективность и итоги хозяйственной деятельности оффшорных фирм также должны определяться раздельно – по внутренним и внешним операциям компании.

В настоящее время типичной является ситуация, когда российское предприятие имеет за рубежом дочерние фирмы, хозяйственные объекты и разнообразные вложения. Они могут находиться в различных географических зонах и иметь различный правовой статус. Финансовые активы могут быть выражены в различных валютах и финансовых инструментах. Перед руководством материнской компании стоит задача контроля за структурой зарубежных вложений, их размещением и доходностью.

Различные варианты налоговой экономии

Для принятия решения по внешнеэкономической деятельности целесообразно использовать различные варианты налоговой экономии. Величина прироста прибыли за счет увеличения объема экспорта рассчитывается исходя из валовой выручки от реализованной единицы продукции, себестоимости единицы, количества экспорта.

Экспортно-импортные операции с использованием оффшорных компаний позволяют получать дополнительную налоговую экономию. Для этого оффшорная компания заключает, например, два контракта: с оптовым поставщиком-экспортером – на поставку импортеру (лицу, принадлежащему РФ) партии товара по минимальной цене; с российской фирмой – на поставку товара по более высокой цене.

Предоплата и оплата товара осуществляются из страны импортера поставщикам-экспортерам, а образовавшуюся разницу получает оффшорная компания.

Рассмотрим пример расчета налоговой экономии.

Предположим, что российская компания покупает у иностранной компании товар на сумму $100 тыс. за партию и продает в РФ по цене $200 тыс. за партию. Прибыль российской компании подлежит налогообложению по ставке 20%. Образовав оффшорную компанию в республике Кипр, российская компания стала проводить торговые операции через эту оффшорную компанию, по-прежнему получая товар напрямую от западной фирмы.

Таким образом, схема с участием оффшорной компании следующая:

- Оффшорная компания покупает у западной компании товар за $ 100 тыс. за партию.

- Российская компания покупает у оффшорной компании, а по сути у самой себя тот же товар за $185 тыс. и реализует за $200 тыс. в РФ.

- Прибыль российской компании в несколько раз меньше и облагается по ставке 20%.

- Истинная прибыль остается в оффшорной компании и на Кипре и облагается по ставке 4,25%.

Для расчета налоговой экономии необходимо сопоставить два варианта: российская компания получает товар напрямую от западной компании или покупает товар у своей же оффшорной компании. Для упрощения предполагается, что товар не облагается косвенными налогами.

Вариант 1. Стоимость товара составляет $100 000. Дополнительные издержки российской компании равны $10 000. Реализация составляет $200 000.

Налог на прибыль равен (100 000 - 10 000) х 0,20 = $18 000. Следовательно, чистая прибыль составляет 90 000 – 18 000 = $72 000.

Вариант 2. Российская компания покупает товар через оффшорную компанию за $185 000.

Реализация товара в России происходит по цене $200 000.

Дополнительные расходы составляют $10 000.

Следовательно, прибыль равна $5000.

Налог на прибыль: 5000 х 0,2 = $1000.

Следовательно, чистая прибыль предприятия по российской части сделки равна: 5000 - 1000 = $4000.

Оффшорная компания одновременно покупает товар у иностранной компании по цене $100 000 и продает российской компании по цене $185 000.

Дополнительных издержек нет.

Налог на прибыль составляет (185 000 - 100 000) х 4,25% = $3600. Чистая прибыль равна 85 000 – 3600 = $81 400. Следовательно, прибыль по второму варианту составляет 81 400 + 4000 = $85 400.

Налоговая экономия в результате сравнения вариантов 1 и 2 составляет 85 400 - 72 000 = $13 400.

Оффшорный бизнес – достаточно эффективный инструмент планирования и управления хозяйственными связями. И, как правило, наибольший эффект достигается в результате использования систем материнских, дочерних и других аналогичных компаний. Однако следует отметить, что использование оффшора в большинстве случаев не влечет полного освобождения от налогов, а лишь позволяет снизить их в значительной степени. Оффшорный бизнес не является единственным вариантом снижения налогов в результате международного налогового планирования, так как существует возможность снижения налогов путем создания фирм в странах, с которыми имеется соглашение об устранении двойного налогообложения и в которых относительно низкий уровень налогообложения и налогового бремени.

Международное налоговое планирование осуществляется как на уровне государства, так и на уровне предприятий. По мнению западных экономистов, не следует ориентироваться только на налоговые ставки, которые имеют второстепенное значение (с точки зрения налогообложения), целесообразно обращать внимание на законы перераспределения налогового бремени и не только работать в налоговых гаванях, но и платить налоги в обычных странах по эффективной ставке.

При анализе свободных экономических зон в экономической литературе обычно выделяются: Зоны свободной торговли — компактные территориальные образования за пределами контроля национальной таможенной территории, специализирующиеся на складировании и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями рынка сбыта страны. Промышленно-производственные зоны — территории со специальным таможенным режимом, где предприятиям, производящим экспортно-импортную продукцию, предоставляются определенные налоговые и другие виды льгот. Данные территории связаны с зонами свободной торговли и с технико-вне- дренными зонами. Технике-внедренческие зоны — объединяют научную и производственную деятельность вокруг крупного научно-исследовательского центра или университета, мобилизуют ресурсы наукоемких предприятий для ускорения внедрения в производство высоких технологий, диверсификации экономики. Сервисные зоны — специализируются на деловых и информационных услугах. Комплексные зоны — наиболее распространены на практике. Здесь сочетаются торговые, производственно-внедренческие и сервисные функции, т. е. допускается различная нацеленность инвесторов.

Оффшорные компании составляют особый класс среди сервисных- свободных экономических зон. Их отличие в том, что зарегистрированные в них предприятия, как правило, не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность на их территории. В настоящее время в мире насчитывается около 600 оффшорных зон.

Целями создания оффшорных компаний являются: увеличение эффективности торговых и финансовых операций; защита финансовых средств от неустойчивости банковской сферы; рациональная минимизация налогов; осуществление специальных бизнес-функций профессиональной ориентации; организация холдингов; создание международных или национальных ориентиров, имиджа; приобретение и содержание дорогостоящего имущества, недвижимости и т. д. от имени оффшорной зоны; коммерческая необходимость; упрощение иммиграционных процедур, оформление виз.

Оффшорная компания может иметь два статуса: Статус нерезидентской оффшорной компании. Он предполагает, что компания регистрируется в данной стране, но не ведет в ней операций и управляется из-за рубежа иностранными директорами. Так, швейцарские компании имеют налоговый домициль в Швейцарии, т. е. платят налог на прибыль от всех своих операций во всех странах, но по законодательству Швейцарии не могут иметь на ее территории свои офисы и не имеют права вести коммерческую деятельность в Швейцарии. Статус освобожденной от налогов резидентской оффшорной компании, которая принадлежит нерезидентам, но управляется местными директорами, имеет на территории страны свой офис и ведет оффшорные операции (непроизводственные), имея по ним освобождение от налогов.

Участие Российской Федерации в оффшорном бизнесе имеет свою специфику. Большинство российских компаний регистрируется в Гонконге, на Кипре, Гибралтаре, островах Карибского моря. На Кипре существует около 3 тыс., а в Швейцарии — примерно 10 тыс.

Оффшорная компания, зарегистрированная российским физическим или юридическим лицом на территории оффшора, облагается по льготным ставкам или освобождается от. уплаты налогов. Если компания осуществляет деятельность в России, она считается иностранным юридическим лицом и с 2002 г. облагается, согласно ст. 306-310 гл. 25 НК РФ, с вариантами устранения двойного налогообложения. Для иностранных организаций используется ставка 24% по доходам в России, а если доходы получаются от деятельности вне России, то ставка может быть 10% — от фрахта, по остальным операциям — 20%. Если получаются доходы по дивидендам, то у иностранных организаций не может быть ставки 9% (до 2005 г. — 6%), а используется ставка 15% (см. ст. 284 гл. 25 НК РФ).

В России нет специального законодательства, которое регулирует оффшорный бизнес,1 но Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» регламентируется регистрация оффшорных компаний, финансовых потоков «в» и «из» компаний, регистрация в странах со льготным режимом, покупка акций, взносы в уставной капитал иностранных предприятий, открытие счетов в иностранных банках. Все перечисленные операции являются валютными операциями, которые связаны с движением капитала и должны осуществляться в порядке, установленном Центральным банком, с выдачей разрешений. В Российской Федерации существуют самостоятельные оффшорные зоны, создаваемые с использованием зарубежного опыта. Таких зон насчитывается около 40. Это бывшие «закрытые оборонные города» (например, Арзамас). Кроме того, отдельные льготы существуют в Калининграде, Находке, Новгороде, Магадане, Калмыкии, Удмуртии, Вологодской области. В Санкт-Петербурге существует Кронштадтская зона, созданная в 1999 г.

В Магаданской области, согласно Федеральному закону от 31.05.1999 г. N° 104, предприятия, находящиеся на ее территории, до 31.12.2005 г. при осуществлении хозяйственной деятельности на территории области освобождаются от уплаты налогов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, за исключением взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Для зоны экономического развития «Кронштадтская» в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.05.1999 г. на период до 2010 г. предоставляются следующие налоговые льготы: При исчислении налогооблагаемой прибыли предприятий и организаций в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы, составляющие 80% от ее ежегодного прироста по сравнению с 1999 г., до 2004 г. и на 40% — с 2005 по 2010 г. При исчислении суммы платежа по налогу на имущество, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, стоимость имущества уменьшается с 2005 по 2010 г. на суммы, без учета износа равные 40% балансовой стоимости основных средств, введенных в эксплуатацию после предоставления статуса резидента. По одному объекту основных средств льгота предоставляется один раз. Не подлежат обложению земельным налогом находящиеся в распоряжении Санкт-Петербурга земельные участки, не переданные в доверительное управление, аренду и используемые для нового строительства и реконструкции объектов недвижимого имущества начиная со времени фактического начала капитальных вложений и на все время нормативного срока строительства до истечения действия закона, т. е. до 2010 г.

В результате функционирования свободных экономических зон на территории РФ бюджет теряет около 800 млрд руб. в год. Но прекращать эту практику не

1 22.07.2005 г. принят Федеральный закон РФ № 116-ФЗ «О свободных экономических зонах в Российской Федерации».

планируется, так как решается другая важная задача — развитие приоритетных направлений экономики.

На территории РФ есть закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), перечень которых утвержден Постановлением Правительства от 5.07.2001 г. N° 508. Закрытое административно-территориальные образование (ЗАТО) — территория, имеющая органы местного самоуправления, в пределах которой расположены промышленные предприятия по разработке, хранению, изучению, утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных материалов, военные и иные объекты.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.1998 г. N° 595 «О Правилах предоставления органами местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований» и Законом РФ от 23.12.2004 г. N° 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» дополнительные налоговые льготы могут предоставляться по региональным и местным налогам и сборам, зачисляемым в бюджеты ЗАТО. По федеральным налогам и сборам органами местного самоуправления ЗАТО дополнительные льготы не предоставляются.

Рассмотрим возможности использования оффшорных зон для получения налоговой экономии. Для принятия решения по внешнеэкономической деятельности целесообразно использование различных вариантов налоговой экономии. Величина прироста прибыли за счет увеличения объема экспорта рассчитывается исходя из валовой выручки от реализованной единицы продукции ее себестоимости, объема экспорта. Экспортно-импортные операции с использованием оффшорных компаний позволяют получать дополнительную налоговую экономию. Для этого оффшорная компания заключает, например, два контракта: с оптовым поставщиком — экспортером на поставку импортеру (лицу, гражданину РФ) партии товара по минимальной цене; с российской фирмой — на поставку товара по более высокой цене.

Предоплата и оплата товара осуществляются из страны импортера поставщикам-экспортерам, а образовавшуюся разницу получает оффшорная компания.

Пример 16.3.1. Предположим, что российская компания покупает у иностранной компании товар на сумму $100 тыс. за партию и продает в РФ по цене $200 тыс. за партию. Прибыль российской компании подлежит налогообложению по ставке 24%. Образовав оффшорную компанию в республике Кипр, российская компания стала проводить торговые операции через эту оффшорную компанию, по-прежнему получая товар напрямую от западной фирмы.

Таким образом, схема с участием оффшорной компании следующая: оффшорная компания покупает у западной компании товар за $ 100 тыс. за партию; российская компания покупает у оффшорной компании, а по сути у самой себя, тот же товар за $185 тыс. и реализует за $200 тыс. в РФ; прибыль российской компании в несколько раз меньше и облагается по той же ставке — 24%; истинная прибыль остается в оффшорной компании и на Кипре облагается по ставке 4,25%.

Для расчета налоговой экономии необходимо сопоставить два варианта: российская компания получает товар напрямую от западной компании или покупает товар у своей же оффшорной компании. Для упрощения предполагается, что товар не облагается косвенными налогами.

Вариант 1. Стоимость товара составляет $100 тыс. Дополнительные издержки российской компании равны $10 тыс. Реализация составляет $200 тыс.

Налог на прибыль: (100 000 — 10 000) х 0,24 = 90 000 х 0,24 = $21 600. Следовательно, чистая прибыль: 90 000 — 21 600 = $68 400.

Вариант 2. Российская компания покупает товар через оффшорную компанию за $185 тыс. Реализация товара в России происходит по цене $200 тыс. Дополнительные расходы составляют $10 тыс. Прибыль равна $5 тыс.

Налог на прибыль: 5000 х 0,24 = $1200. Следовательно, чистая прибыль предприятия по российской части сделки: 5000 — 1200 = $3800. Оффшорная компания одновременно покупает товар у иностранной компании по цене $100 тыс. и продает российской компании по цене $185 000. Дополнительных издержек нет.

Налог на прибыль: (185 000 — 100 000) х 4,25% = $3600. Чистая прибыль:

85 000 — 3600 = $81 400. Таким образом, прибыль по второму варианту составляете! 400 + 3800 = $85 200.

Налоговая экономия в результате сравнения вариантов 1 и 2: 85 200 — 68 400 =

Оффшорный бизнес — достаточно эффективный инструмент планирования и управления хозяйственными связями. Наибольший эффект достигается в результате использования систем материнских, дочерних и других аналогичных компаний. Однако следует отметить, что создание оффшора в большинстве случаев не влечет за собой полного освобождения от налогов, а лишь позволяет снизить их. Оффшорный бизнес не является единственным вариантом снижения налогов в результате международного налогового планирования, так как существует возможность снижения налогов путем создания фирм в странах, с которыми имеется соглашение об устранении двойного налогообложения и где относительно низкий уровень налогообложения и налогового бремени.

У России есть соглашения об избежании двойного налогообложения по: строительно-монтажным работам; международным перевозкам; дивидендам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом; процентам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом; выплатам вознаграждений иностранным гражданам за работу по найму; выплатам вознаграждений за работу по найму на строительных и строительно-монтажных площадках. Рассмотрим пример по налогу на прибыль.

Пример 16.3.2. Предприятие, созданное в РФ, осуществляет коммерческую деятельность в Испании через расположенное там постоянное представительство. В отчетном 2004 г. предприятие получило валовой доход от деятельности в РФ 750 тыс. руб., а от деятельности в Испании в сумме, эквивалентной надень получения дохода, 150 тыс. руб.

Облагаемая прибыль, исчисленная по испанскому законодательству, составляет 60 тыс. руб. Налог на прибыль по ставке 35%: 60 000 х 0,35 = 21 тыс. руб.

Для целей налогообложения в РФ производятся следующие расчеты: совокупный валовой доход из всех источников: 750 000 + 150 000 =

= 900 тыс. руб.; облагаемая прибыль по российскому законодательству: 300 тыс. руб.; налог на прибыль по ставке 24%: 300 000 х 0,24 = 72 тыс. руб.;

На сумму налога на прибыль, уплаченного в Испании, предоставляется зачет в следующем порядке: определяется предельный размер зачета, который может быть предоставлен; из валового дохода производятся вычеты по российскому законодательству для определения облагаемой прибыли: облагаемая прибыль —

75 тыс. руб.; налог с нее — 75 000 х 0,24 = 18 тыс. руб.

Таким образом, предельный размер вычета— 18 тыс. руб., а сумма, уплаченная в Испании, — 21 тыс. руб. Предоставляется зачет на сумму 18 тыс. руб. и подлежит уплате: 72 000 — 18 000 = 54 тыс. руб.

В настоящее время соглашения об избежании двойного налогообложения заключены у России более чем с 40 странами. В частности, на строительные и монтажные объекты соответствующие соглашения заключены с Австрией и Бельгией (если строительно-монтажные работы не более 24 мес.), с Болгарией (если строительномонтажные работы не больше 12 мес.), с Венгрией, Германией, Данией, Индией, Ирландией, Испанией (если строительно-монтажные работы не больше 12 мес.), с Египтом, Вьетнамом, Малайзией (если строительно-монтажные работы не больше 6 мес.), с Югославией (18 мес.), с США, Турцией, Финляндией (36 мес.) и др.

Таким образом, использование соглашений об избежании двойного налогообложения в случае, если ставка налога в другой стране меньше, чем в России, позволяет предприятиям получать реальную экономию.

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов.

Содержание

Введение
Международное налоговое планирование и оффшорный бизнес
Понятие и задачи международного налогового планирования
Сущность и виды оффшорных зон
Оффшорная компания является как инструментом налогового планирования
Различные варианты налоговой экономии
Практическое задание
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Налоговое планирование Международное налоговое планирование в оффшорном бизнесе + практика.doc

Оффшорная компания является как инструментом налогового планирования

Для хозяйствующих субъектов оффшорная компания является как инструментом налогового планирования, так и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.

Управление рисками заключается, прежде всего, в регистрации предприятия и размещении его активов в более политически и экономически стабильном регионе мира и достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия. В случае появления признаков нестабильности или иных рисков оффшорные структуры позволяют быстро перевести капитал в более надежный район и создать для него убежище, например траст. В качестве управления риском можно рассматривать и операции по валютному страхованию.

Оффшорные компании выступают базой для перевода капиталов путем учредительских операций. Это облегчается относительной дешевизной оффшорной фирмы, а также возможностью управлять ею через секретарскую компанию. Оффшорная фирма способна создать представительство, дочерние фирмы или совместное предприятие в России. Несложно также ликвидировать представительство оффшорной фирмы или прекратить ее участие в совместном предприятии. Во многих странах (включая Россию) вложения в уставные капиталы рассматриваются как иностранные инвестиции. Они пользуются дополнительными правовыми гарантиями и налоговыми льготами.

Наконец, оффшорные фирмы, их представительства и компании в некоторых юрисдикциях выполняют функции штаб-квартиры или компании оперативного управления международной компании. В качестве такой структуры может выступать холдинговая компания в льготной «холдинговой» юрисдикции. Речь в данном случае идет об организации с помощью оффшорных и других льготных фирм системы управления международными операциями компаний.

Для небольших компаний оффшорный бизнес предоставляет широкие возможности доступа к современным формам финансового сервиса (например, корпоративным кредитным карточкам), к услугам по владению и распоряжению недвижимостью, управлению капиталом, к простым схемам налогового планирования.

Обобщая методы работы оффшорных фирм, необходимо помнить о том, что определенные налоговые оазисы предоставляют привилегии для некоторых определенных видов бизнеса: судовладения, распоряжения недвижимостью, инновационной деятельности, банковским и финансовым компаниям, холдингам и т. д.

Методы и технологии оффшорного бизнеса в настоящее время становятся все более разнообразными. В оффшорных схемах в настоящее время задействованы не только предприятия корпоративного типа, но и другие организационно-правовые формы бизнеса: предпринимательское партнерство, компании с ограниченной ответственностью, а также некоторые комбинированные формы. В настоящее время оффшорный бизнес активно осваивает операции инвестиционного и эмиссионного характера.

Расширение спектра оффшорных услуг в России в полной мере соответствует мировым тенденциям развития этого сектора. В современных условиях перед российскими предпринимателями встают вопросы по организации взаимодействия с зарубежными компаниями и эффективному управлению своими ресурсами. С помощью схем международного налогового и финансового планирования они стремятся разместить свои активы наиболее надежным, конфиденциальным и доходным образом.

Механизм международного финансового планирования состоит в создании оффшорных убежищ капитала, направлении капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам, использовании трансфертных цен во внутрифирменных внешнеторговых операциях. Необходимо отметить, что в развитых зарубежных государствах (прежде всего в США, Великобритании, в Европейском союзе) существует весьма жесткое «антитрансфертное», «антиоффшорное» и «антидемпинговое» законодательство. Оно существенно ограничивает применение трансфертных цен и схем налогового планирования, однако не исключает его вовсе. В США и большинстве других развитых стран действует принцип «arm's length basis» – правило «вытянутой руки». Оно означает, что в налоговых целях условия внутрифирменной сделки определяются на базе аналогичных операций в аналогичных условиях. Антиоффшорное законодательство США выводит оффшорные фирмы из сферы действия системы налогового кредита (tax credit system). Это означает, что доходы дочерних фирм в налоговых зонах в полном объеме подлежат налогообложению на территории США. Оффшорные фирмы исключаются из действия соглашений об устранении двойного налогообложения (double taxation aviodance treaties). Антидемпинговые нормы предписывают, чтобы цена продукции определялась издержками производства и сравнительными преимуществами производителя. Периодически составляются международные черные списки оффшорных зон, в которые в начале 2002 г. попала и Россия. Однако уже в октябре 2002 г. было принято решение об исключении нашей страны из данного списка.

Таким образом, в современных условиях международное налоговое планирование должно осуществляться в рамках действующей системы ограничений. Для этого формируются специальные «каналы» для международных переводов капиталов и доходов от них. Разрабатываются схемы валютного хеджирования зарубежных финансовых активов, организуется управление временно свободными остатками и резервами зарубежных фирм. Ресурсы концентрируются на счетах компаний и банков в максимально благоприятных с налоговой точки зрения и политически стабильных юрисдикциях. Механизм международного планирования финансовых операций интенсивно осваивается и российским бизнесом.

В мировой деловой практике выработано большое количество корпоративных схем и организационных методов, обеспечивающих оптимальное проведение зарубежных операций.

Одним из наиболее широко распространенных корпоративных инструментов является оффшорная компания, которая действует в безналоговых или льготных налоговых условиях. Функционирование и управление оффшорной компанией упрощенно и экономично. Не требуется проведения аудиторских проверок, подачи налоговых деклараций. Собрания акционеров и директоров проводятся «формально». Управление даже большим числом оффшорных компаний не требует больших административных затрат.

Владение оффшорными фирмами, как правило, осуществляется через «номинальных» акционеров (nominee shareholders) и директоров (nominee directors). Статус номинального владения во многих оффшорных юрисдикциях предусмотрен законодательством.

Организационные формы оффшорных предприятий в последние годы стали более разнообразными. В некоторых юрисдикциях (Ирландия) существует институт доверенных директоров (Third party directors). Они имеют официальное право управлять компанией в интересах третьих лиц, например материнского холдинга. В последнее время появилось множество новых форм предприятий оффшорного типа. Они именуются как компании международного бизнеса (International Business Companies), льготные или освобожденные компании (exempt). Отличие от классической оффшорной формулы здесь заключается в том, что они в ряде случаев имеют право открывать в оффшорной юрисдикции реальный функционирующий офис, вести бизнес и приобретать недвижимость. Однако уровень налогообложения для них не всегда является нулевым. В некоторых случаях устанавливается плавающая налоговая шкала: налоги зависят от типа бизнеса и места его ведения. Например, «льготные» компании Гибралтара имеют шкалу налогов от 2 до 17%.

В оффшорном бизнесе все чаще используются некорпоративные предприятия и «гибридные» правовые формы предпринимательства. Практически все основные оффшорные юрисдикции приняли законы о предпринимательских партнерствах (Limited Partnership), обществах с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company). В оффшорном бизнесе применяются компании, ограниченные по гарантии (limited by garanty), и компании (unlimited company) с неограниченной ответственностью владельцев.

Хозяйствующими субъектами в зависимости от характера сделки подбираются компании с требуемыми свойствами или используются их комбинации.

Финансовый механизм оффшорной компании несложен. Административные расходы оффшорной фирмы исчерпываются ежегодными платежами и сборами за поддержание статуса оффшорной фирмы. Доходы компании можно разделить на текущие (от операционной деятельности, включая дивиденды и другие доходы на капитал) и инвестиционные (продажи долей и вложений в долгосрочные активы). Аналогично подразделяются расходы. Текущие расходы аналогичны затратам на производство товаров и услуг обычной фирмы. Инвестиционные затраты означают списание капитала при проведении инвестиций, а также любые перечисления средств материнской фирме и другим предприятиям. В принципе, для управления оффшорной компанией можно воспользоваться стандартным форматом баланса движения денежных средств (БДДС) и бухгалтерским балансом. При малом числе оффшорных фирм можно ограничиться лишь одним БДДС. В связи со значительной ролью внутрифирменных операций их в БДДС целесообразно выделять особой строкой внутрифирменные финансовые потоки.

Управление финансами компании оффшорного типа предельно упрощено. Это связано с отсутствием налоговых обязательств и необходимости проводить аудиторские проверки. Не требуется поддерживать бухгалтерскую отчетность в каком-либо международном стандарте (хотя это вполне допустимо). Однако при наличии нескольких оффшорных фирм, у каждой из которых свой сектор бизнеса, количество финансовой и оперативной информации возрастает. Но и в этом случае традиционный бухгалтерский учет можно заменить системой оперативно-аналитического учета зарубежных операций и не оформлять отчет о финансовых результатах. Документация по зарубежным активам в материнской фирме ведется не столько ради фискальных целей, сколько с целью управления и контроля. Необходимо также указать, что эффективность и итоги хозяйственной деятельности оффшорных фирм также должны определяться раздельно – по внутренним и внешним операциям компании.

В настоящее время типичной является ситуация, когда российское предприятие имеет за рубежом дочерние фирмы, хозяйственные объекты и разнообразные вложения. Они могут находиться в различных географических зонах и иметь различный правовой статус. Финансовые активы могут быть выражены в различных валютах и финансовых инструментах. Перед руководством материнской компании стоит задача контроля за структурой зарубежных вложений, их размещением и доходностью.

Различные варианты налоговой экономии

Для принятия решения по внешнеэкономической деятельности целесообразно использовать различные варианты налоговой экономии. Величина прироста прибыли за счет увеличения объема экспорта рассчитывается исходя из валовой выручки от реализованной единицы продукции, себестоимости единицы, количества экспорта.

Экспортно-импортные операции с использованием оффшорных компаний позволяют получать дополнительную налоговую экономию. Для этого оффшорная компания заключает, например, два контракта: с оптовым поставщиком-экспортером – на поставку импортеру (лицу, принадлежащему РФ) партии товара по минимальной цене; с российской фирмой – на поставку товара по более высокой цене.

Предоплата и оплата товара осуществляются из страны импортера поставщикам-экспортерам, а образовавшуюся разницу получает оффшорная компания.

Рассмотрим пример расчета налоговой экономии.

Предположим, что российская компания покупает у иностранной компании товар на сумму $100 тыс. за партию и продает в РФ по цене $200 тыс. за партию. Прибыль российской компании подлежит налогообложению по ставке 20%. Образовав оффшорную компанию в республике Кипр, российская компания стала проводить торговые операции через эту оффшорную компанию, по-прежнему получая товар напрямую от западной фирмы.

Таким образом, схема с участием оффшорной компании следующая:

- Оффшорная компания покупает у западной компании товар за $ 100 тыс. за партию.

- Российская компания покупает у оффшорной компании, а по сути у самой себя тот же товар за $185 тыс. и реализует за $200 тыс. в РФ.

- Прибыль российской компании в несколько раз меньше и облагается по ставке 20%.

- Истинная прибыль остается в оффшорной компании и на Кипре и облагается по ставке 4,25%.

Для расчета налоговой экономии необходимо сопоставить два варианта: российская компания получает товар напрямую от западной компании или покупает товар у своей же оффшорной компании. Для упрощения предполагается, что товар не облагается косвенными налогами.

Вариант 1. Стоимость товара составляет $100 000. Дополнительные издержки российской компании равны $10 000. Реализация составляет $200 000.

Налог на прибыль равен (100 000 - 10 000) х 0,20 = $18 000. Следовательно, чистая прибыль составляет 90 000 – 18 000 = $72 000.

Вариант 2. Российская компания покупает товар через оффшорную компанию за $185 000.

Реализация товара в России происходит по цене $200 000.

Дополнительные расходы составляют $10 000.

Следовательно, прибыль равна $5000.

Налог на прибыль: 5000 х 0,2 = $1000.

Следовательно, чистая прибыль предприятия по российской части сделки равна: 5000 - 1000 = $4000.

Оффшорная компания одновременно покупает товар у иностранной компании по цене $100 000 и продает российской компании по цене $185 000.

Дополнительных издержек нет.

Налог на прибыль составляет (185 000 - 100 000) х 4,25% = $3600. Чистая прибыль равна 85 000 – 3600 = $81 400. Следовательно, прибыль по второму варианту составляет 81 400 + 4000 = $85 400.

Налоговая экономия в результате сравнения вариантов 1 и 2 составляет 85 400 - 72 000 = $13 400.

Оффшорный бизнес – достаточно эффективный инструмент планирования и управления хозяйственными связями. И, как правило, наибольший эффект достигается в результате использования систем материнских, дочерних и других аналогичных компаний. Однако следует отметить, что использование оффшора в большинстве случаев не влечет полного освобождения от налогов, а лишь позволяет снизить их в значительной степени. Оффшорный бизнес не является единственным вариантом снижения налогов в результате международного налогового планирования, так как существует возможность снижения налогов путем создания фирм в странах, с которыми имеется соглашение об устранении двойного налогообложения и в которых относительно низкий уровень налогообложения и налогового бремени.

Читайте также: