Международное корпоративное налоговое планирование

Опубликовано: 12.05.2024

Международное налоговое планирование – это:

· выбор между различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств;

· допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности;

· создание схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций.

Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов. Результатами данного налогового планирования являются совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципом резидентства.

Задачами международного налогового планирования являются:

1) учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.);

2) изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов;

3) эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения;

4) максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени.

Особенностью корпоративного МНП является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.

По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью:

1) юрисдикции с высокими налогами;

1) юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикциям с высоким уровнем налогообложения относится большинство промышленных стран с развитой рыночной экономикой. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога здесь составляют порядка 30 – 60 %, а ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти – 15 – 35 %. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм с целью минимизации налогов. В этих странах существуют также достаточно жесткая процедура создания компаний, контроль финансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Юрисдикции со льготным налогообложением, в свою очередь, можно разделить на две группы:

· к первой относятся юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот, касающихся деятельности компаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых; механизма перевода доходов и репатриирования прибылей. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании дивидендов, банковского процента, платежей роялти и некоторых других видов дохода, обычно снижены. Страны этой группы отличаются также либеральными валютными и таможенными режимами;

· ко второй группе относятся государственные образования и административные территории, называемые налоговыми гаванями или налоговыми убежищами, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налоги на прибыль.

К государствам и территориям, предоставляющим льготный налоговый режим и не предусматривающим раскрытие информации при проведении финансовых операций относят:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД

Автор - Начальник отдела международного корпоративного и налогового права ООО "НФП-практик" Бескаровайный Евгений Леонидович. Естественно, основным элементом для построения корпоративных структур являются компании, зарегистрированные в различных странах. Для целей уменьшения налогов могут использоваться компании, действующие в безналоговом или низконалоговом режиме. Это могут быть как оффшорные компании, так и компании из налоговых "Гаваней".

Как оффшорные, так и неоффшорные компании, задействованные в налоговых схемах, могут быть либо "обычными" компаниями, то есть неспециализированными организациями с широким спектром уставных видов деятельности, либо предназначаться для специфических операций, часто требующих государственной лицензии. Так, в международном налоговом планировании широко используются оффшорные страховые компании, оффшорные инвестиционные фонды, оффшорные финансовые компании и даже оффшорные банки.

Помимо компаний, в налоговых схемах могут использоваться и более экзотические образования, такие как товарищества , трасты и т.д.

Организационно-правовые формы оффшорных компаний

В чистых оффшорах специфической организационно-правовой формой компании является "компания международного бизнеса" (International Business Company, IBC).

Характерные черты компании международного бизнеса:

Критерии

Характеристика

отсутствует налог на доход

Отсутствие прямого государственного контроля

не сдается финансовая отчетность

отсутствует публичный реестр акционеров

отсутствует публичный реестр директоров

Гибкость в формулировках устава

допускается любая деятельность, кроме лицензируемых видов

необходима лишь уплата ежегодной пошлины

Быстрая инкорпорация (регистрация компании)

обычно не более суток

Регламент работы оффшорной компании. Понятие статуса "нерезидентная"

Первый подход – компания зарегистрирована в оффшорной зоне , будет считаться "нерезидентной", если компанией владеют и управляют нерезиденты страны регистрации, и компания не имеет зарегистрированного офиса, не ведет деятельности и не извлекает дохода на территории страны регистрации. При этом компания получает статус "нерезидентная" и не платит ни подоходного, ни иных корпоративных налогов. Примерами таких юрисдикций являются все островные чистые оффшоры.

Второй подход – когда компания может иметь зарегистрированный офис в оффшорной зоне и управляться местными директорами, но принадлежать должна нерезидентам страны регистрации. В ряде стран такие компании могут получить статус так называемых освобожденных от налогов резидентных компаний при условии уплаты соответствующих ежегодных пошлин. Например, граждане-нерезиденты могут владеть "резидентной" компанией (т.е. быть ее акционерами), зарегистрированной в одной из оффшорных зон. Если при этом они сами управляют компанией и не ведут деятельности внутри страны регистрации, то их компанию полностью освобождают от уплаты всех видов налогов страны регистрации или она платит незначительные налоги на чистую прибыль. Типичными примерами являются мальтийские или кипрские компании. Если же компанией управляют профессиональные директора – местные жители страны регистрации, то статус освобожденной от налогов резидентной компании можно получить (что очень широко применяется в настоящее время) при уплате соответствующих ежегодных пошлин правительству страны регистрации. Причем размер пошлин не сравним с размером налогов, которые пришлось бы платить обычной резидентной компании.

Безусловно, необходимо постоянно отслеживать и немедленно реагировать на любые изменения в действующем законодательстве, которые стремятся ограничить возможность гибко управлять средствами. Также необходимо соблюдать строго условия статуса "нерезидентная". Поскольку с потерей данного статуса, компания переходит в разряд обыкновенных налогоплательщиков, и будет вынуждена в обязательном порядке платить налоги в стране регистрации по итогам своей деятельности.

Честно. Консервативно. Конфиденциально.


  • Цель и замысел компании
  • История компании
  • Принципы нашей работы
  • Почему мы
  • Видеоролики
  • Сотрудничество
  • Нас рекомендуют
  • Москва
  • Киев
  • Никосия (Кипр)

Международное налоговое планирование


В данном разделе представлена информация об основных инструментах и методах, используемых обычно в области международного налогового планирования, а также о критериях, которые необходимо учитывать для принятия правильного решения.

Что такое международное налоговое планирование?

Международное налоговое планирование (МНП) — это совокупность инструментов и методов, позволяющих получить бизнесу налоговые преференции путем использования офшорных и низконалоговых юрисдикций, трастов и фондов, различных организационно-правовых форм. Во многом выбор будет зависеть от следующих факторов:

  • вид осуществляемой деятельности;
  • место нахождения основного актива;
  • место ведения основной деятельности, приносящей доход;
  • налоговое резидентство конечного собственника бизнеса.

В современном мире трудно представить себе хотя бы одну крупную транснациональную корпорацию, которая бы в той или иной степени не прибегала к налоговой оптимизации. В этой связи многие известные компании открывают дочерние предприятия в странах с благоприятными налоговыми режимами, тем самым минимизируя свои налоговые выплаты.

Однако стоит учитывать тот факт, что в текущих реалиях использование зарубежных компаний и структур не должно быть обусловлено исключительно налоговыми соображениями. Включение в цепочку владения иностранной компании без реальных на то экономических причин лишь с целью снижения налогового бремени зачастую сопряжено с рисками негативных налоговых последствий.

В последнее время существенно усилилась борьба развитых стран с размыванием налоговой базы и искусственным переносом центра прибыли в другие юрисдикции. Итогом такой борьбы становится доступность для налоговых органов информации о зарубежных структурах, их операциях и конечных собственниках.

Для того, чтобы международное планирование оказалось успешным, очень важно учитывать особенности каждого конкретного случая, а также не забывать про цели, которые необходимо достичь.

Как осуществляется международное налоговое планирование?

Одним из наиболее часто используемых методов МНП является регистрация компании в т.н. офшорной зоне (offshore zone). Если вы планируете зарегистрировать компанию в офшорной зоне, необходимо учесть следующие аспекты:

  • определиться с целью, которую вы планируете достичь, и оценить, насколько эффективным будет учреждение офшорной компании, исходя из поставленных целей;
  • оценить налоговые последствия регистрации иностранной компании для бенефициарного владельца;
  • оценить налоговые последствия операционной деятельности и управления компанией;
  • оценить налоговые последствия для российских компаний, если такие компании будут являться дочерними по отношению к иностранной или будут осуществлять с ней какие-либо операции;
  • определиться с доступными возможностями по открытию банковского счета такой компании.

В то же время существует множество иных способов международного налогового планирования, которые включают в себя использование как офшорных, так и низконалоговых юрисдикций, в зависимости от конкретных целей.

Существует три основных подхода к формированию международных структур:

  1. Различные государства имеют различные налоговые системы. Совершенно очевидно, что налоговая система, к примеру, Российской Федерации отличается от налоговой системы многих других стран, и, получив один и тот же доход, необходимо будет оплатить совершенно разные по сумме налоги. Если бизнес направлен на иностранные рынки, то вполне логично создать локальное присутствие в стране, которая ориентирована на такие рынки и одновременно предоставляет благоприятный налоговый режим.
  2. Организационно-правовые формы предприятий и подход к их регулированию могут отличаться в разных странах. Данный аспект необходимо учитывать при учреждении иностранной структуры.
  3. Соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют не платить налог с одного и того же вида дохода дважды, поэтому данный аспект имеет существенное значение при построении бизнеса.

Особо отметим, что в каждой конкретной ситуации необходимо обращаться к специалистам, у которых есть большой профессиональный опыт в сфере МНП.

Критерии выбора юрисдикций для МНП

На сегодняшний день в мире насчитывается более 60 стран, предусматривающих налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от любых налогов) для зарегистрированных в них компаний (т. н. офшоры).

Как правильно сделать выбор юрисдикции для регистрации своей зарубежной компании? Ответ на этот вопрос, к сожалению, не может быть дан без понимания всех аспектов планируемой деятельности (бизнеса), а также долгосрочных планов его бенефициарных владельцев.

Кроме того, необходимо понимать, чем отличаются офшорные и низконалоговые юрисдикции друг от друга. Юрисдикции, используемые в международном налоговом планировании, условно можно разделить на три группы:

  1. Классические офшорные зоны, или офшоры. К ним относятся страны, предоставляющие зарегистрированным в них офшорным компаниям, не ведущим деятельность на их территории, полное освобождение от уплаты каких-либо налогов в обмен на небольшой фиксированный ежегодный сбор. Ведение и последующая подача финансовой отчетности в таких странах не является обязательным. Это, как правило, небольшие «островные» государства. Наиболее известны среди них: Багамские Острова, Британские Виргинские Острова (БВО), Сейшельские Острова, Белиз, Маврикий, Нeвис, Панама, Маршалловы Острова.
  2. Низконалоговые зоны. К таким юрисдикциям относятся страны, в которы хустановлены низкие налоговые ставки для определенных типов компаний. Зачастую их причисляют к «офшорам», а зарегистрированные в них компании могут называть «офшорными», а также нерезидентными (non-resident) или освобожденными (exempt). Как правило, такие государства требуют от компаний ведения финансовой отчетности и в ряде случаев уплаты минимальных налогов от своей деятельности. Наиболее показательные примеры таких стран — Кипр, Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Уругвай.
  3. К третьей группе можно отнести юрисдикции, отличающиеся высокой респектабельностью. Они предоставляют в ряде случаев различные налоговые льготы при соблюдении, как правило, определенных достаточно жестких условий. Такие страны никоим образом нельзя отнести к офшорным зонам. Подобные юрисдикции в основном выбирают в целях улучшения имиджа своего бизнеса, придания ему большой респектабельности, а также для возможного последующего выхода на финансовые рынки этих высокоразвитых стран. Среди таких стран — Нидерланды, США, Великобритания, Швейцария.

Офшорные и иные юрисдикции сильно отличаются друг от друга по административным условиям работы компаний, требованиям к отчетности, налоговым ставкам и т. д. Поэтому страна регистрации вашей компании, в том числе офшора, должна выбираться с учетом конкретных особенностей и природы вашего бизнеса. Традиционно основными критериями при выборе юрисдикции считаются, с одной стороны, низкая стоимость, простота регистрации и поддержания компании, а с другой — имидж страны регистрации.

Обращайтесь к специалистам!

Если вы решили прибегнуть к международному налоговому планированию, то в силу необходимости учета огромного количества факторов и обстоятельств мы не рекомендуем вам заниматься этим самостоятельно.

Если вы хотите минимизировать риски возможного признания своих зарубежных операций незаконными, мы рекомендуем вам обращаться за юридической поддержкой в нашу компанию.

МКНП базируется на тех же принципах, что и КНП. При этом результатом МКНП должно быть не просто увеличение финансовых ресурсов хозяйствующе­го субъекта после уплаты налогов, а увеличение совокупных финансовых ресур­сов во всех юрисдикциях деятельности.

Возможность МКНП обусловлена различиями в системах налогообложения разных стран и территорий (юрисдикций).

По уровню налогообложения можно условно выделить следующие группы стран (территорий):

• низконалоговые юрисдикции (офшорные зоны), предоставляющие прак­тически полное освобождение от всех налогов, за исключением ежегодной оплаты годовых сборов, а также высокий уровень конфиденциальности (Бри­танские Виргинские острова (БВО), Сейшельские острова, Вануату, Невис, Панама, Доминика, Белиз и ряд других стран, в основном небольших остров­ных государств Карибского бассейна и Тихоокеанского региона);

• юрисдикции умеренного налогообложения, предоставляющие существенные налоговые льготы для определенных типов компаний при меньшем уровне конфиденциальности, компенсируемом более высоким престижем в мире. (Кипр, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Гибралтар, Уругвай);

• юрисдикции повышенного налогообложения, предоставляющие тем не менее налоговые льготы, но лишь при условии выполнения строгих требований за­конодательства, необходимых для их получения (США, Великобритания, Новая Зеландия, Дания, Швейцария);

• юрисдикции с высоким уровнем налогообложения (Бельгия, Франция, ФРГ и др.) и престижа компании. [154]

Первые две группы стран объединяются понятием «налоговая гавань», т.

При существенном размере налоговых льгот общий уровень налоговой нагруз­ки на компанию может быть достаточно низок. Поэтому выбор между странами с повышенным налогообложением и «налоговыми гаванями» далеко не всегда пред­определен в пользу последних. Важную роль при выборе юрисдикции играют наличие международных соглашений об избегании двойного налогообложения и нормы национального налогового законодательства, регулирующие следующие вопросы:

• определение налогового резидентства компании;

• виды налогов, преобладающих в налоговой системе;

• формирование базы корпоративного налога на прибыль;

• перечень налоговых льгот, которыми может воспользоваться компания (пони­женные ставки, вычеты из налоговой базы, ускоренная амортизация и т. п.);

• избежание двойного налогообложения.

Рассмотрим вышеприведенные положения подробнее.

Четкое определение налоговогорезидентства отечественной наукой не разра­ботано. Можно сказать, что налоговое резидентство — это правовая связь государ­ства с субъектом, территориальная по характеру и устанавливаемая в целях нало­гообложения. Иными словами, резидентство определяет налоговую юрисдикцию, на территории которой налогоплательщик-резидент облагается налогами на все доходы и имущество из всех источников, включая доходы и за пределами дан­ной налоговой юрисдикции (так называемая неограниченная налоговая ответствен­ность). Нерезиденты же должны уплачивать налоги только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).

Если бы резидентство в разных странах определялось одинаково, а нерезидент- ство приводило бы к отсутствию налоговой ответственности, то в этом случае исключалась бы сама возможность международного двойного налогообложения. Однако в различных странах налоговое резидентство определяется по разным основаниям.

• по факту инкорпорации (регистрации) компании в данной стране (Россия, Украина, Панама, Финляндия, Швеция, Болгария, США и др.).

• по местонахождению органов управления и контроля компании (например, Кипр, Аргентина, Бельгия, Румыния, Индия, Британские Виргинские острова, Польша),

• либо по инкорпорации в данной стране, либо по местонахождению органов контроля и управления (Австрия, Венесуэла, Канада, Люксембург, Велико­британия и др.) — это наиболее распространенная практика, применяемая в большинстве европейских стран.

Соответственно возможны варианты, когда компания не будет налоговым ре­зидентом какой-либо страны (например, компания зарегистрирована на Британ­ских Виргинских островах, а орган управления находится в США) либо будет иметь двойное резидентство (например, корпорация инкорпорирована в США, но управляется из Великобритании, где находятся ее контролирующие органы). В случаях двойного резидентства устранение двойного налогообложения регули­руется либо нормами национального законодательства, либо нормами междуна­родных соглашений об избегании двойного налогообложения.

В мировой практике применяются следующие способы устранения двойного налогообложения:

• налоговый кредит или зачет (tax credit or tax relief) — уменьшение суммы подлежащих перечислению в бюджет налогов на сумму налогов, уплаченных за рубежом. Как правило, сумма предоставляемого налогового кредита не может превышать максимально возможной суммы налога с такой же суммы прибыли в стране резидентства;

• налоговый вычет (tax deduction) — уменьшение величины прибыли до на­логообложения (рассчитывается общая прибыль организации в государстве,

в котором компания является налоговым резидентом) на суммы налогов, уплаченных в других странах;

• налоговое освобождение (tax exemption) — т. е. отсутствие налогообложения в зарубежном государстве полученной там прибыли (доходов).

Что касается видов налогов, то, как известно, по возможности переложения на потребителя выделяют прямые и косвенные налоги (НДС, акцизы, налоги с обо­рота). При этом последние хотя и уплачиваются организацией от своего имени, но фактически при благоприятных обстоятельствах могут через цены полностью перекладываться на потребителей, т. е. номинальное увеличение издержек на сум­му этих налогов может быть нивелировано соответствующим увеличением вы­ручки. Например, высокая ставка НДС может компенсироваться возможностью переложения тяжести этого налога на покупателя и невысокой ставкой прямых налогов, и наоборот.

Практически в любой стране (за исключением некоторых офшорных зон) доходы организаций облагаются налогом на прибыль (corporate income tax). Его базой является прибыль компании, а ставка может превышать 50%. Однако вы­сокая ставка может компенсироваться большим количеством налоговых льгот и вычетов, поэтому порядок исчисления чистого или облагаемого дохода имеет для налогоплательщиков даже большее значение, чем ставка налога.

Важную роль в этом вопросе играют порядок начисления амортизации и налого­вые вычеты. Например, в Великобритании для информационного оборудова­ния введена система 100%-ного амортизационного списания в первый же год его функционирования, в Швеции действует система, в соответствии с которой компании, ведущие НИОКР, имеют право списать все некапитальные затраты в издержки текущего года, включая приборы и оборудование со сроком службы до трех лет, а практически для всего производственного оборудования установлена норма прямолинейного списания в 20%. Кроме амортизационных отчислений в издержки разрешается включать еще и вычеты (deductions) на создание целого ряда резервов и фондов: на обесценение запасов, на сомнительных должников, на будущие убытки и т. д., всего до 15-20 видов таких вычетов.

Кроме вычетов налоговые льготы включают также кредиты (credits), отсрочки (deferrals) и полное освобождение от налогов (exemptions).

Кредиты предоставляются на следующем этапе процесса исчисления нало­га, когда облагаемый доход уже определен и на его основе рассчитан размер причитающегося налога. Кредиты по своей сути являются тоже вычетами, но уже не из облагаемого дохода, а непосредственно из суммы начисленного на­лога. Помимо кредита для налогов, уплаченных за рубежом (foreign tax credit), популярны: инвестиционный кредит (investment credit), позволяющий за счет снижения суммы налога финансировать некоторую часть новых инвестиций компании; кредит для стимулирования занятости (employment credit) и др. Всего в США насчитывается до 20 видов таких кредитов, во Франции и ФРГ — до 10-15 и т. д.

Важность отсрочки по уплате налогов заключается в том, что при современном уровне процентных ставок, достигающих 12-18%, отсрочка в уплате налога на 5-7 лет равносильна для налогоплательщика полному освобождению от налога.

Наконец, последним видом льготы является полное освобождение какого-либо дохода от налогов. Наиболее известно освобождение от налогов процентов, вы­плачиваемых местными органами власти в США.

В целом, исходя из анализа национальных налоговых систем и норм междуна­родных соглашений, специалисты дают следующие рекомендации:

• извлечение доходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц, пред­почтительнее извлечения доходов, облагаемых налогом на прибыль корпо­раций;

• выгоднее всего избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов;

• при сравнении налоговых режимов разных стран нужно ориентироваться не на уровень номинальных налоговых ставок, а учитывать эффективную нало­говую ставку (т. е. анализировать процесс формирования налогооблагаемого дохода);

• предпочтительно производить репатриацию прибыли не сразу после ее по­лучения, так как отсрочка может превратиться в освобождение от уплаты на­лога;

• предпочтительнее перемещать активы в форме движения капиталов, а не до­ходов или прибылей.

Аккумулирование доходов и капитала в низконалоговых юрисдикциях часто производится посредством использования офшорных компаний.

• использование офшорной компании как посредника;

• выплата офшорной компании регулярных платежей (роялти, лизинговых платежей, процентов и т. п.);

• использование офшорной компании как хранителя активов.

Однако, привлекая к участию в сделке офшорные компании, необходимо учи­тывать налоговые риски, связанные с трансфертным ценообразованием и при­стальным вниманием со стороны организаций финансового контроля (FATF, OFAC, OLAF и др.). [155]

В настоящее время политика стран «Большой восьмерки», а также международ­ных организаций (ОЭСР, ФАТФ), направленная на борьбу с «отмыванием денег» и «вредоносной налоговой конкуренцией», [156] уменьшает привлекательность дея­тельности с использованием офшорных компаний. Возможно, поэтому в настоя­щее время альтернативой налоговым гаваням становятся налоговые оазисы (эти термины не идентичны, хотя часто их употребляют как синонимы). Под налого­вым оазисом понимается территория в пределах одного государства, где действует льготный порядок налогообложения. К таким территориям, в частности, относят­ся свободные экономические зоны (СЭЗ) — участки территории государства, на ко­торых в целях решения социальных и инвестиционных задач для хозяйствующих субъектов создаются привилегированные условия в области регулирования их финансово-хозяйственной деятельности в виде получения существенных тамо­женных, налоговых, финансовых и других экономических и административных преференций (таможенного регулирования экпортно-импортных операций, на­логообложения, лицензирования, визового оформления, имущественных и зало­говых взаимоотношений, предоставления концессий, управления свободной зоной и т. п.).

По различным данным, сейчас в мире функционирует от 400 до 2000 СЭЗ. Во мно­гих странах свободные зоны способствовали экономическому росту, оживлению мелкого и среднего бизнеса. В качестве самого яркого примера специалисты при­водят функционирование свободных зон в Китае, в результате чего этой стране уда­лось в достаточно короткий промежуток времени привлечь иностранный капитал, овладеть опытом управления, подготовить национальные кадры, увеличить экс­портную валютную выручку, стимулировать реформы, эффективно использовать природные ресурсы и многое другое.

Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зо­нах в Российской Федерации» на территории РФ регламентировано создание четы­рех типов особых экономических зон (ОЭЗ): промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. В соответствии с этим к настоящему моменту создано 13 особых экономических зон. Также на основании отдельных федеральных законов особые экономические зоны действу­ют в Калининградской и Магаданской областях. [157]

Для резидентов ОЭЗ в РФ предусмотрены существенные налоговые льготы и особенности. Самая важная состоит в том, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ (за ис­ключением актов законодательства, касающихся налогообложения подакцизных товаров), не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения. Например, если компания стала резидентом ОЭЗ в 2009 г., когда ставка налога на прибыль составляла 20%, а в 2011 г. ставку повысят до 25%, то резидент ОЭЗ продолжит уплачивать налог по ставке 20%.

Отметим, что в отличие от мирового опыта впечатляющих результатов от дея­тельности ОЭЗ в РФ пока нет. С целью повышения эффективности работы ОЭЗ в России предлагается расширить практику создания таких зон, где федеральный центр меньше средств вкладывал бы в инфраструктуру, передавая эти обязанно­сти региональным бюджетам. Взамен предлагается распространить статус особых экономических зон на региональный уровень. Также Минэкономразвития готовит законодательную инициативу, позволяющую производить высокотехнологичную продукцию в тех технико-внедренческих зонах, где она разрабатывалась, так как пока законодательство обязывает компании-разработчиков создавать производ­ство в другой зоне.

В статье мы расскажем, что такое международное налоговое планирование, какие его цели, значение, почему им стоит воспользоваться от наших экспертов.

Чтобы заказать комплекс услуг “Международное налоговое планирование”, свяжитесь с экспертами портала International wealth с помощью формы над заголовком статьи.

  1. Определение термина “международное налоговое планирование”
  2. Экономические причины для открытия оффшорной компании
  3. Цели международного налогового планирования
  4. Значение международного налогового планирования
  5. Выбор подходящей оффшорной зоны
  6. Базовая международная налоговая стратегия
  7. Введение BEPS
  8. Роль технологий в международном налоговом планировании

Налоговое планирование в оффшоре

Определение термина “международное налоговое планирование”

Мы ответим на вопрос, что такое международное налоговое планирование (МНП), следующим образом.

МНП является совокупностью методов и инструментов для получения налоговых преференций бизнесом. Для этого используют оффшорные и низконалоговые юрисдикции (мидшоры), фонды, трасты, различные организационно-правовые формы. Их выбор зависит от факторов:

  • Виды деятельности.
  • Где находится основной актив.
  • Территория для ведения основного вида деятельности.
  • Статусом налогового резидента какой страны обладают бенефициары.

Как видно, международное налоговое планирование и оффшорный бизнес являются неразлучными понятиями. В современных реалиях, вероятно, каждая крупная транснациональная корпорация использует налоговую оптимизацию. Это легко зафиксировать по открытию дочерних фирм в низконалоговых юрисдикциях преследуя цель в виде минимизации налоговых выплат.

Учитывайте, что нельзя использовать зарубежные фирмы и структуры исключительно ради налоговых соображений. Цепочка владения зарубежным бизнесом должна иметь реальные экономические причины. Имея лишь цель снизить налоговое бремя, зачастую, инвесторы навлекает на себя необратимые негативные налоговые последствия.

Экономические причины для открытия оффшорной компании

Прежде чем создавать фирму за границей, надо найти веские деловые аргументы. Одних налоговых причин недостаточно, чтобы оправдать создание новой иностранной компании. Нужны правдоподобные причины, имеющие экономический смысл, чтобы получить доказательство освобождения от уплаты налогов в налоговом органе (предлагая доказательства освобождения от ответственности).

  • Если переместить финансовую компанию в швейцарский город и кантон Цуг, это покажется правдоподобным. Известно, что кантон Цуг называют Криптодолиной. Цуг предлагает лучшую экономическую среду для криптоиндустрии. Это веская экономическая причина выбора места в Цуге. Для бизнеса, связанного с криптовалютами или финтех, международное налоговое планирование означает переезд в швейцарский Цуг.
  • Если бизнес специализирован на часовой индустрии или химической промышленности, то очевидно открытие компании в Швейцарии.
  • Если зарабатываете деньги онлайн-играми, то очевидно, что зарегистрируете бизнес на Мальте или в Гибралтаре. Две юрисдикции хорошо известны в индустрии онлайн-игр.
  • Для торговли товарами, произведенными в китайском Шэньчжэне, имеет смысл зарегистрировать оффшорную фирму в Гонконге, контролирующем эту индустрию.
  • Для работы в сфере туризма экономически оправдано начать бизнес на Багамах.

Почти всегда можно найти хорошие экономические причины, чтобы зарегистрировать оффшор. Ответы должны быть хорошо подготовлены. Налоговая служба задаст вопросы. Оптимальный ответ следует согласовать с налоговым консультантом. Для этого обратитесь к экспертам портала International wealth.

Цели международного налогового планирования

Основная цель международного налогового планирования — законным образом получать потоки зарубежных доходов после уплаты налогов с минимальными затратами и рисками.

Его цели ясны, но некоторые из них не так очевидны, как другие. Они включают:

  • Достижение низкой налоговой ставки, чтобы получить больше финансовых средств после уплаты налогов для реинвестирования.
  • Предотвращение убытков, которые могут быть понесены в зарубежных странах.
  • Обеспечение гибкости для перераспределения денежных средств внутри структуры там, где это необходимо.
  • Получение низких или нулевых налоговых ставок на выплаты пассивного дохода, такие как дивиденды, проценты и роялти.
  • Содействие максимальному использованию иностранного налогового кредита во избежание двойного налогообложения для иностранной прибыли.
  • Предотвращение непредвиденных включений в доход от отсрочки, которые могут быть проблемами иностранного налогового кредита и управления денежными средствами.

Значение международного налогового планирования

Что такое международное налоговое планирование? Это искусство организации трансграничных транзакций со знанием принципов международного налогообложения для достижения эффективного и законного с точки зрения законодательства направления коммерческой деятельности и потоков капитала. Процесс планирования следует за денежными потоками в трансграничных транзакциях, поскольку они переходят из принимающей страны, где они возникают, в страну происхождения, где они в конечном итоге заканчиваются.

Международное налоговое планирование помогает снизить совокупное влияние налогообложения по сравнению с отдельными налоговыми поступлениями в странах, через которые проходит транзакция. Внутреннее планирование связано в первую очередь с национальными правилами вычетов, льгот и освобождений, а также различными ставками, взимаемыми с различных источников дохода в одной юрисдикции.

Международное налоговое планирование исследует взаимосвязь двух или более налоговых систем, влияние юридического и экономического двойного налогообложения, а также правила соблюдения налоговых требований в более чем одной стране. Включает налоговые льготы и освобождения от налогообложения иностранного дохода, доступность иностранных налоговых кредитов, использование соглашений и меры по предотвращению уклонения от уплаты налогов.

Международное налоговое планирование определено как упреждающая организация дел человека для минимизации его налоговых результатов. Обычно его оптимизируют, когда максимизируют прибыль после налогообложения.

Помимо снижения общей эффективной ставки, это может также привести к отсрочке налогов и сокращению затрат на соблюдение требований фискальных органов. Оно рассматривает не только юридические возможности экономии на налогах, но и фискальные риски, такие как двойное налогообложение, и перспективы противодействия фискальному законодательству.

Выбор подходящей оффшорной зоны

Мы рекомендуем государства в ЕС (Мальта, Кипр, Ирландия), являющиеся низконалоговыми юрисдикциями, или Швейцарию, подписавшую соглашения с ЕС о свободе передвижения и свободе учреждения. Свобода создания — конституционное право, которое, как высшее право, лишает силы внутреннее право отдельных государств, находящееся на более низком иерархическом уровне. Никто не может ограничивать свободу создания или запрещать ее вообще. Даже налоговые службы. Право учреждения бизнеса защищает инвестора. Постановления налогового органа, затрудняющие свободу учреждения, «неконституционны».

Конституционное право на свободу создания дает определенный защитный эффект.

Традиционными странами ЕС с низкими налогами являются Мальта, Ирландия и Кипр.

Базовая международная налоговая стратегия

При международном налоговом планировании фирма должна принять ключевое решение о том, что будет с денежными средствами, полученными от зарубежных операций. Есть два варианта, каждый из которых имеет преимущества и недостатки.

Стратегия репатриации

Первый вариант — стратегия репатриации, при которой компания нуждается в наличных деньгах в родной юрисдикции для выплаты акционерам, обслуживания долга или расширения операций. Преимущества заключаются в том, что транзакции могут быть структурированы для поддержки движения денежных средств материнской структуре, избегая двойного налогообложения и стремясь платить налоги в настоящее время по применяемым ставкам. Прибыль и налоги также минимизированы в иностранных юрисдикциях.

Затраты на стратегию репатриации, однако, включают потерю возможности откладывать налоги в родной стране, использовать преимущества потенциально более низких иностранных ставок, из-за чего возникает возможность столкнуться с более высокой эффективной ставкой.

Стратегия реинвестирования

Второй вариант — стратегия реинвестирования, при которой фирме требуются денежные средства за пределами родины для роста и расширения международных операций. Выгода — прибыль, которая максимизируется за счет нулевых или низких ставок в иностранных юрисдикциях, возможность расширения международных операций с использованием большего количества денежных средств после уплаты налогов. В целом, клиент получаете более низкую мировую эффективную ставку налогообложения.

Затраты, с другой стороны, состоят в том, что для получения выгоды денежные средства должны оставаться за пределами юрисдикции резидентства, и при окончательной репатриации возникают более высокие фискальные расходы.

Введение BEPS

Стратегии международного налогового планирования подвергаются повышенному вниманию. Многие предыдущие подходы к управлению глобальным фискальным профилем бизнеса приведут к другим последствиям в будущем, потому что ряд юрисдикций вносят изменения для увеличения своей налоговой базы и ограничения определенных вычетов. Основой для этого быстро меняющегося ландшафта является проект Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли (BEPS).

План действий проекта BEPS определил 15 пунктов, согласованных по трем основным направлениям:

  • Обеспечение согласованности внутренних правил, влияющих на трансграничную деятельность.
  • Требования к КИКам в существующем международном стандарте.
  • Повышение прозрачности.

В то время как страны с разной скоростью продвигаются к внедрению BEPS, инициатива приводит к наиболее значительным изменениям в международном налогообложении за последние десятилетия и затронет практически все международные активные корпорации среднего размера. Это будет способствовать повышению прозрачности и повышенным требованиям к отчетности и почти наверняка будет означать увеличение затрат на соблюдение нормативных требований и более высокие эффективные глобальные ставки налогов для большинства международных предприятий.

Роль технологий в международном налоговом планировании

Повышенные требования к отчетности в соответствии с BEPS подчеркивают ключевую роль, которую информационные технологии должны играть в поддержке фискальной стратегии. То, как активы и транзакции определяются, фиксируются системами, будет играть роль в способности соответствовать меняющимся требованиям. Возможность доступа к данным, их систематизации и составления отчетов также жизненно важно для налогового и операционного планирования и управления. Как и во всех остальных аспектах бизнеса, технологии жизненно важны для управления налоговыми обязательствами.

Бизнес-стратегия должна определять вашу фискальную стратегию. Например, компания, которая ожидает первичного публичного размещения акций (IPO) или слияния, больше ориентирована на лаконичную международную фискальную картину, свободную от каких-либо разногласий, которые могут усложнить сделку. Фирма, ориентированная на агрессивный органический рост, может быть меньше озабочена этими проблемами и больше сосредоточена на построении международной структуры, наилучшим образом соответствующей ее целям роста. Подход к международному налоговому планированию, основанный на оценке рисков, поможет решить, на чем лучше сосредоточить ресурсы в любой момент времени.

Теперь вы узнали что такое международное налоговое планирование, какие у него цели и значения.

Узнайте больше о том, как получить международное налоговое планирование и консалтинг от экспертов портала International wealth, по ссылке.

Для быстрой связи напишите письмо на электронный почтовый ящик info@offshore-pro.info.

Какое определение понятия “международное налоговое планирование”?

Международное налоговое планирование — совокупность методов и инструментов для получения налоговых преференций бизнесом. Для этого используют оффшорные и низконалоговые юрисдикции (мидшоры), фонды, трасты, различные организационно-правовые формы.

Какие цели у международного налогового планирования?

Основная цель международного налогового планирования — получать законным образом потоки зарубежных доходов после уплаты налогов с минимальными затратами и рисками. Есть еще другие цели:
Достижение низкой налоговой ставки.
Предотвращение убытков, которые могут быть понесены в зарубежных странах.
Обеспечение гибкости для перераспределения денежных средств внутри структуры.
Получение низких налоговых ставок на выплаты пассивного дохода, такие как дивиденды, проценты и роялти.
Содействие максимальному использованию иностранного налогового кредита во избежание двойного налогообложения для прибыли.

Зачем нужно международное налоговое планирование?

МНП помогает снизить совокупное влияние налогообложения по сравнению с отдельными налоговыми поступлениями в странах, через которые проходит транзакция. Оно исследует взаимосвязь двух или более налоговых систем, влияние юридического и экономического двойного налогообложения, а также правила соблюдения налоговых требований в более чем одной стране. Международное налоговое планирование определено как упреждающая организация дел человека для минимизации его налоговых результатов. Это может привести к отсрочке налогов и сокращению затрат на соблюдение требований фискальных органов.

Читайте также: