Методы формирования налоговой культуры у граждан разных возрастов и профессий

Опубликовано: 12.05.2024


Рубрика: Психология

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Шагидаева, А. Б. Возрастные аспекты психологического отношения граждан к налоговым обязанностям / А. Б. Шагидаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 617-619. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35915/ (дата обращения: 20.05.2021).

The article deals with the age aspects of tax culture and personal tax self-recognition. The author identifies five age groups of taxpayers in connection with the psychological perception of tax obligations, noting that the peculiarities of perception in these groups are affected by both age features, and the relevant experience of reflection of tax relations transformation and its public perception. The conclusion is that taking account of the age aspects of citizens of the psychological attitude towards tax obligations will optimize the work to improve tax awareness and tax culture of Russian citizens.

Важнейшим аспектом повышения собираемости налогов и сборов, обеспечения высокого уровня законности в налоговой сфере, выступает оказание воздействия на сферу налоговой культуры граждан, формирование которой, как показывают многочисленные исследования, в немалой степени зависит от психологических особенностей налогоплательщиков [1; 2; 6].

Проведенные нами исследования, в том числе, углубленные интервью с представителями разного возраста, позволяют уточнить некоторые аспекты психологического отношения граждан к налоговым обязанностям, связанные с возрастом налогоплательщиков.

Так, можно выделить пять крупных возрастных групп налогоплательщиков в связи с психологическим восприятием налоговых обязанностей. Это — молодежь (лица от 18 до 23 лет), «поколение 1990-х» (налогоплательщики, родившиеся после 1990-го года), «поколение 1980-х» (налогоплательщики, родившиеся в 1980-е годы), налогоплательщики среднего (40–60 лет) и старшего возраста (старше 60 лет). Обратим внимание, что в аспекте психологического отношения граждан к налоговым обязанностям выделяется своеобразная «гибридная» типология: если первая, четвертая и пятая группа строго идентифицируются по возрасту, соответствующему определенному этапу психического развития (юность, зрелость и старость), то вторая и третья группа идентифицируются, прежде всего, по периоду личностного становления, — пришелся ли он на ранний постсоветский период (у лиц, рожденных в 80-е годы прошлого века), или же на этап устойчивого развития рыночных отношений (у лиц 1990-х годов рождения).

Наши исследования показывают, что на особенности психологического отношения граждан к налоговым обязанностям, безусловно, влияет уровень сформированности психики, устойчивости мировоззрения по отношению к ключевым экзистенциальным вопросам и проблемам. Так, всем известны ключевые особенности психики молодых людей (в возрасте от 18 до 23 лет) — центральным психологическим процессом выступает развитие сознания и самосознания. В этом возрасте происходит формирование отношения к окружающей среде и к своей деятельности, а к новообразованиям данного возраста относят «развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску» [3].

Сказанное детерминирует как отношение данной группы налогоплательщиков к своим налоговым обязанностям, так и возможность его трансформации. В частности, для типичного представителя данной группы характерно неустойчивое психологическое отношение к любому виду обязанностей, некоторый правовой нигилизм, в том числе и в налоговой сфере, которые, впрочем, достаточно легко подвергаются коррекции, в том числе путем сочетания активной разъяснительной и образовательной работы и стимулирования позитивного отношения к налоговым обязанностям. Последнее может, в частности, быть реализовано путем размещения прогрессивной социальной рекламы, подчеркивающей важность своевременного и добросовестного выполнения налоговых обязанностей, выполненной на понятном для молодежной группы языке, в том числе, с использованием близких данной аудитории визуальных образов и смыслов. Аналогичную работу целесообразно проводить и с подростками, и со школьниками, основываясь на том, что в детский и подростковый возраст является важнейшим периодом формирования морально-нравственных и нормативно-ценностных установок индивида.

Формирование морально-ценностных установок второй группы налогоплательщиков («поколение 1990-х») пришлось на период 2000-х годов, когда в государстве и обществе сформировались рыночные отношения, пришла к упорядоченности налоговая система, оптимизировался уровень налоговой нагрузки, и, в целом, отношение общества к налоговым обязанностям сменилось на позитивное [4]. Представители данной группы лиц, прежде всего, четко понимают содержание и сущность налоговой обязанности, осознают позитивный аспект ее надлежащего исполнения (в частности, что администрируемые налоги направляются на реализацию общественно-значимых функций государства). Перспективная работа с данной категорией налогоплательщиков, ориентированная на добросовестное исполнение ими своих обязанностей по исчислению и уплате налогов и сборов, тем самым, должна иметь стимулирующий характер, активизировать побудительные установки исполнять свой долг. Это — своевременное информирование об изменениях налогового законодательства, и упрощение порядка заполнения и предоставления отчетности, а также процедуры уплаты налогов.

Для третьей группы налогоплательщиков («поколение 1980-х») характерен игровой паттерн в отношении к налоговым обязанностям. Первый жизненный опыт такие лица получили в эпоху перестройки и распада СССР, с характерным повсеместным игнорированием законности и правопорядка. На глазах у этого поколения также произошли глубинные нравственные трансформации общества в 1990-е годы, с засильем «права сильного» и правовым нигилизмом во всех сферах. Наряду с такими общими характеристиками лиц в возрасте 31–40 лет, как сочетание умеренного риска, экспериментаторства и, с другой стороны, стремления к стабильности, первичный социальный опыт детерминируют попытку ряда представителей «поколения 1980-х» вступать в «игру» с государством, применяя «пограничные» и нелегальные инструменты уклонения от исполнения налоговых обязанностей. Основу работы с такими налогоплательщиками должно составить как позитивное, так и негативное побуждение к исполнению законности, — в том числе, через пропаганду общественной значимости уплаты налога (до налогоплательщика важно донести, что именно его налог позволит, например, спасти жизнь ребенку), так и масштабное информирование о санкциях и ответственности в связи с неуплатой налогов. С учетом возраста аудитории, такая пропаганда должна вестись путем размещения социальной рекламы в специализированных изданиях, на профессиональных форумах и в рамках специальных образовательных мероприятий.

Для лиц среднего и старшего возраста достаточно характерен «советский тип» правосознания, который, в целом, определяет ответственное отношение к своим налоговым обязанностям. Экономически активные лица среднего возраста, по нашим наблюдениям, наиболее ответственно относятся к своим налоговым обязанностям, стараются не допускать даже формальных нарушений налогового законодательства. Для сохранения положительного отношения к исполнению своих обязанностей и в целях оказания психологической поддержки данной группы налогоплательщиков, в целом, наиболее важным представляется обеспечение устойчивой обратной связи от представителей налоговых органов, личное информирование в случае возникновения проблем и затруднений и иные подобные меры.

Особую группу представляют лица старшего возраста. Как отмечалось нами в предыдущих публикациях, «для пожилого возраста характерны процессы биологического старения, негативные тенденции в развитии психических функций, хотя отношение к своему состоянию у разных пожилых людей варьирует от депрессивного до полного принятия возрастных реалий. Пожилой человек должен освоить новые социальные роли, преодолеть экзистенциальную фрустрацию и найти новый смысл жизни» [5, с. 65]. В целом, несмотря на высокий уровень законопослушности среди данной возрастной группы, наблюдаются проблемы в понимании сущности налоговых обязанностей, затруднения в понимании процедур уплаты налогов и их исчисления, неготовность осваивать современные технологии уплаты налогов. Пожилым налогоплательщикам крайне важно оказывать не только информационную, но и практическую помощь в уплате налогов и сборов. Так, автору статьи известен положительный опыт работников комплексного центра социального обслуживания (КЦСО) района города Москвы, которые установили на компьютерах в Центре ссылку на прямой доступ к личному кабинету налогоплательщика на сайте fns.ru, проводили уроки с лицами пожилого возраста, в ходе которых по шагам объясняли принцип работы с электронным кабинетом, помогли получить и активировать учетную запись на Портале государственных услуг и оказывали содействие в оплате налогов через Личный кабинет. Всего к электронному взаимодействию с ФНС РФ силами одного упомянутого КЦСО было подключено свыше 200 пенсионеров района, 98 % которых, согласно опросу, «полностью удовлетворено проведенной работой и в будущем планирует оплачивать налоги через Личный кабинет налогоплательщика». Представляется, что данный опыт должен активно перениматься в других территориальных образованиях.

Таким образом, мы убеждены, что учет возрастных аспектов психологического отношения граждан к налоговым обязанностям позволит оптимизировать работу по повышению налогового правосознания и налоговой культуры россиян.

  1. Абакарова Р. Ш. Налоговая культура России//Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 6. — С. 148–150.
  2. Кадиалиев М. К. Проблемы правовой культуры и психологии личности в сфере налоговых правоотношений//Вестник Российской правовой академии. — 2010. — № 1. — С. 67–70.
  3. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. — М: Просвещение, 1979. — 90с.
  4. Мосин Е. Ф. Налоговый нигилизм — характерная особенность современного правосознания//Финансы и бизнес. — 2008.- № 4. — С. 121–128.
  5. Сенкевич Л. В., Шагидаева А. Б. Особенности переживания своего возраста пожилыми людьми, проживающими в разных регионах//Системная психология и социология. — 2015. — № 1 (13). — С. 64–72.
  6. Тебуев, А. А. Психолого-акмеологические условия и факторы развития доверия к системе налоговой службы: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.13]. — М., 2013. — 18с.


Налоги известны с давних времен как главный источник пополнения государственного бюджета. Ни одно государство не обходилось без налогов, так как для выполнения возложенных на него обязательств по удовлетворению нужд общества требовались денежные средства. В настоящее время налоги не являются столь тяжким бременем, однако отношение к ним со стороны граждан не изменилось. Немаловажным является тот факт, что многим из нас приходилось сталкиваться с некачественным обслуживанием в учреждениях государства, с откровенно низким уровнем работы и грубостью служащих, а также с нецелевым расходованием собранных средств. Такое отрицательное отношение налогоплательщиков к налоговой системе государства выступает в качестве одной из причин совершения налоговых правонарушений, что, в свою очередь, можно объяснить низким уровнем налоговой культуры.

Под налоговой культурой понимается часть общенациональной культуры государства, которая связана с деятельностью участников налоговых правоотношений и отражает уровень знания и соблюдения гражданами законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также осведомленность в своих правах и обязанностях, которая формируется из понимания важности для государства и общества уплаты налоговых платежей [5].

В России исторически сложилось на протяжении многих лет негативное отношение к налогам, поскольку они всегда ассоциировались с грабительствами, несчастьями, резнями и пожарами. В западно-европейских странах, наоборот, наблюдается высокий уровень налоговый культуры, который выражается в том, что уплата налоговых платежей для населения является поводом для гордости. Дети относятся с к своим родителям с большим уважением за то, что они платят налоги и, тем самым, вносят вклад в развитие и процветание своего государства [1].

Как же сократить существенную разницу между уровнями налоговой культуры России и стран Западной Европы? В первую очередь важно отметить основную цель процесса формирования налоговой культуры: развитие налоговой культуры государства и поддержка государственной политики в бюджетной сфере, направленной на ее улучшение. В России каждый гражданин должен знать эффективность расходование налоговых средств.

Проведенный социологический опрос показал, что лишь 16% всех налогоплательщиков в полном объеме и в срок производят платежи по налогам и сборам, 52% рассчитываются по налоговым обязательствам время от времени, а 32% вовсе имеют задолженность по налогам и сборам. На основании выше представленных данных можно сделать вывод о том, что в нашей стране наблюдается недоверие населения к выполнению государством своих функций, что приводит к высокой налоговой преступности в стране, а это неблагоприятно воздействует не только на экономику страны, но и на развитие общества в целом [4].

Социологический опрос оценки уровня знаний в области налогообложения России выявил следующие результаты налогоплательщиков [4]:

– 62% респондентов считают свой уровень знания налогового законодательства средним;

– 12% – очень низким.

Согласно пункту 4 статьи 32 НК РФ в обязанности налоговых органов входит разъяснительная работа по применению налогового законодательства, бесплатное информирование о действующих налогах и сборах, формах отчетности, а также разъяснение порядка их заполнения, исчисления и уплаты налогов и сборов. Для налогоплательщиков очень важно взаимодействовать с налоговыми органами, поскольку это экономит их время и денежные средства, кроме того позволяет избежать разногласий по вопросам применения налогового законодательства и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Повышение налоговой грамотности и культуры участников налоговых правоотношений не представляется возможным без осознания налоговыми органами того, что налогоплательщик является партнером государства, поэтому немаловажным фактором в формировании налоговой культуры является уважительное и терпеливое отношение к проблемам налогоплательщика.

Налоговая дисциплина представляет собой основной элемент налоговой культуры, который включает в себя систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщиков. Причинами возникновения девиантного поведения налогоплательщиков в условиях сложившейся налоговой системы в России являются многие факторы. К таковым относятся:

– несовершенство и нестабильность налогового законодательства РФ;

– недостаточный уровень консультирования граждан в вопросах налогообложения, проведения рекламно–информационных мероприятий и использования каналов СМИ;

– отсутствие доверия к налоговым органам со стороны населения страны;

– некачественное исполнение налоговых процедур;

– недостаточный уровень мотивации работников государственной службы;

– наличие большой текучки кадров в налоговых органах;

– высокая конкуренция компаний, которая приводит к применению хозяйствующими субъектами методов снижения налоговой нагрузки.

Под формированием и развитием налоговой культуры подразумевается постоянный процесс взаимодействия государства и общества, который оказывает эффективное воздействие на налоговую политику страны. Передовой опыт многих регионов нашей страны, а также зарубежный опыт позволил разработать конкретные мероприятия по реализации механизмов повышения налоговой грамотности населения страны. Все элементы существующей налоговой системы должны быть включены в направления совершенствования налоговой политики, чтобы достичь желаемого эффекта. Построение отношений между государством и налогоплательщиками – сложнейшая задача, решение которой возможно при реализации следующих направлений повышения уровня налоговой культуры.

В первую очередь кампания по формированию налоговой культуры должна быть направлена на подрастающее поколение и заключаться в формировании понимания общественной необходимости и экономической целесообразности налогов. Необходимо внести в перечень школьных дисциплин образовательный курс основ налоговых знаний.

Во-вторых, следует совершенствовать процессы информирования и консультирования граждан по вопросам действующего налогового законодательства, формировать систему подготовки и функционирования налоговых консультантов, в чьи обязанности будет входить разрешение досудебных споров.

В-третьих, следует уделить внимание повышению эффективности работы налоговых служб с целью формирования у налогоплательщиков положительного мнения о существующей налоговой системе. Необходимо широко применять электронные базы данных и налоговое консультирование с помощью Интернет-ресурсов.

В-четвертых, в целях уменьшения количества неправильных толкований налогового законодательства нужно стремиться к устранению всех пробелов и неясностей в Налоговом Кодексе РФ, делая язык изложения законодательства более доступным и понятным для налогоплательщиков.

В-пятых, необходимо достигнуть нового уровня налоговых отношений между налоговыми субъектами, а именно установить понятность и простоту уплаты налогов, прозрачность осуществляемых государством расходом бюджетных средств, их экономичность и эффективность. Это позволит увеличить число налогоплательщиков, которые будут соблюдать налоговое законодательство, планировать и сокращать объем своих налоговых платежей [2].

В-шестых, налоговые органы должны работать добросовестно и на высоком профессиональном уровне, придерживаться нормам этики и правилам должного делового поведения. Сотрудникам Федеральной налоговой службы необходимо корректно и внимательно относится к проблемам налогоплательщиков, проявлять к ним терпимость, должное уважение и беспристрастность.

Стоит отметить, что проблема формирования налоговой культуры в России, несомненно, является как и прежде актуальной. Данный процесс является достаточно длительным, но крайне необходимым для экономики Российской Федерации и для развития общества в целом. Сотрудникам налоговых органов и налогоплательщикам необходимо прийти к важной общей заинтересованности, которую следует использовать в целях соблюдения положений законодательства о налогах и сборах и формирования благоприятного климата для экономического роста и развития государства в целом во всех сферах деятельности бизнеса.

Чтобы достичь финансовой стабильности страны и обеспечить ее экономической безопасностью, необходимо совершенствовать налоговое администрирование наряду с повышением уровня налоговой культуры граждан. Тогда высокий профессионализм, взаимная ответственность, налоговая культура и налоговая дисциплина станут основными направлениями сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков.

Научный руководитель – Евдокимова Е.К., канд. экон. наук, доцент.

Алиева Э.Б.

Доцент, кандидат экономических наук, кафедры административного и финансового права юридического факультета ДГУ, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РФ

Аннотация

В статье раскрываются основные проблемы формирования налоговой культуры в России. Рассмотрены проблемы несовершенства норм налогового законодательства, в частности, неэффективность реализации информационной функции и механизма просветительской работы в налоговой сфере. Проанализирован коммуникационный процесс взаимосвязи между государством и налогоплательщиками, предложено создание современной модели гражданского общества и определены приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры в нем.

Ключевые слова: налоговая культура, налоговая грамотность, информирование граждан, уплата налогов, налоговые органы, налоговое законодательство.

Aliyeva E.B.

Associate Professor, PhD in Economics, Department of Administrative and Financial Law Faculty of Law of the Dagestan State University Dagestan State University, Makhachkala

PROBLEMS OF INCREASE OF TAX CULTURE IN RUSSIA

Abstract

In the article the main problems of formation of tax culture in Russia. Considers the problems of imperfection of tax legislation, in particular the ineffectiveness of the implementation of the information function and mechanism education in the tax field. Analyzed the communication process the relationship between the state and the taxpayers, proposed the creation of a modern model of civil society and identified priority directions of increase of level of tax culture in it.

Keywords: tax culture, tax literacy, informing citizens, tax payment, tax authorities, tax legislation.

Законодательство о налогах и сборах регулирует деятельность участников налоговых правоотношений, которая напрямую связана с налоговой культурой. Принципы и справедливая реализация норм налоговых правоотношений представляют собой систему ценностей цивилизованного общества. Их консолидация предполагает образование общего уровня государства, в котором каждый субъект налоговых правоотношений имеет собственный определенный уровень налоговой культуры. Тем не менее, общество не свободно от проблем, связанных с низким уровнем налоговой культуры. По нашему мнению ,причинами являются:

– высокое налоговое бремя, порождающее у налогоплательщика появление желания уйти от уплаты налогов, то есть подрывается интерес ведения нерезультативной хозяйственной деятельности;

– отсутствие элементарных основ налоговой грамотности среди населения;

– высокая коррупционная составляющая;

– неэффективная налоговая политика, сопряженная с отсутствием у населения социальной мотивации.

Процесс совершенствования законодательной базы и основных направлений фискальной политики, модернизация механизма администрирования являются целью разработки мероприятий, связанных с повышением налоговой культуры в России. [1].

Теоретические разработки основных направлений формирования налоговой культуры в научном смысле, формирование структуры и функциональных составляющих налоговой культуры, систематизированное определение форм, правил способствуют повышению соответствующего уровня налоговой грамотности.

Создание гражданского общества предполагает развитие и совершенствование институтов демократии, которые способны связать такие механизмы как обязанность платить законом установленные налоги и потребление общественных благ.

Развитый институт гражданского общества является важнейшей предпосылкой и одновременно фактором наличия элементов высокой налоговой культуры.

Гражданское общество, с налоговой точки зрения – это сообщество добросовестных налогоплательщиков, которое ориентируясь на эффективную деятельность соответствующих органов власти государства, способно грамотно защищать собственные интересы. Самоорганизация налогоплательщика – это процесс формирования высокой налоговой культуры, без которой невозможно проведение эффективной налоговой политики. «Гражданское общество представляет собой высшую форму самоорганизации индивидов и их политической самореализации. И поэтому должно быть обусловлено эффективным социально-экономическим, политическим развитием государства, ростом благосостояния, культуры и самосознания народа» [6].

Двумя параллельными сторонами властно-имущественных правоотношений являются налоговые органы и налогоплательщики. Показателем существования гражданского общества является система общественного контроля в целом, которая играет огромную роль в построении эффективных налоговых отношений. В России отсутствуют институты, занимающиеся проблемами совершенствования национальной налоговой системы. Зачастую изменения, которые происходят в налоговом законодательстве, являются бессистемными и не подчиняются логике, а это, в свою очередь, негативно отражается на инвестиционном климате государства.

Непосредственными задачами созданного в нашем государстве Союза налогоплательщиков являются:

1) участие в процессе реформирования и совершенствования налогового законодательства;

2) анализ и оценка действенности налоговых механизмов;

3) защита прав и интересов добросовестных налогоплательщиков;

4) создание научно-методической базы в сфере налогообложения;

5) содействие и расширение системы налогового консультирования.

Процесс функциональной взаимосвязи между государством и налогоплательщиками, их коммуникации предполагают создание современной модели гражданского общества, которая выражена в специфических формах. Одна из них – информационная взаимосвязь [3].

Информационное воздействие через СМИ, отражающих реализацию специалистами методов борьбы с налоговыми преступлениями, является наиболее эффективным. Практика показывает, что на повышение уровня налоговой культуры и правосознания огромное влияние имеет социальная реклама. Однако, деятельность, связанная с целенаправленным налоговым просвещением и грамотностью, в сфере налогообложения не реализуется или отсутствует вовсе. Необходимо подбирать индивидуальный подход ко всем налогоплательщикам, в том числе к потенциальным. Уровень ответственности, правосознание и налоговая грамотность находятся в прямой зависимости от многих факторов. Например, людей с высоким уровнем доходов, которые разбираются в налогообложении, почти в два раза больше, чем малообеспеченных. То есть, разъяснения, понятные налогоплательщикам с высшим образованием, не прояснят ситуации для той категории граждан, которые его не имеют. Наилучшие результаты дает работа, связанная с классификацией налогоплательщиков по определённым основаниям и признакам. Деление их на группы, индивидуальный подход и соответствующая разъяснительная работа – трудоемкий и чрезвычайно сложный процесс. Однако, только он сможет повлиять на уровень налоговой информированности и финансовой дисциплины общества, прививая гражданам неотвратимость ответственности в этой сфере [2].

Механизм просветительской работы с плательщиками налогов в нашем государстве практически не задействован. В свою очередь, в развитых странах, благодаря эффективной налоговой политики и широкомасштабной работе в этой сфере, налоговая культура находится на более высоком уровне, что закономерно определяет повышение результативности правового воспитания фискально обязанных лиц. В странах ЕС налоговое консультирование и просвещение заложены в расходные статьи государственного бюджета. Там создаются службы, функциональной обязанностью которых является непосредственная реализация полномочий в части налогового консультирования и обучения практического применения законодательства о налогах и сборах [4].

Доля консалтинговых услуг в сфере налогообложения в России невелика, она составляет менее 20 % от общего объема. Для сравнения, в нашем государстве Палатой налоговых консультантов аттестованы только около пяти тысяч налоговых консультантов, тогда как в Германии на одного штатного работника налоговой службы приходится три негосударственного консультанта.

Не показывая на практике четких примеров добросовестного применения налогового законодательства, невозможно повысить уровень налоговой культуры и увеличить количество добросовестных налогоплательщиков. Всем понятно, что сознательная привычка платить законом установленные налоги, как и любая другая привычка, формируется с раннего детства. Очень важным в этом случае является ещё и пример семьи. Однако, последние данные социологических исследований показывают, что наиболее законопослушными налогоплательщиками в России являются граждане пенсионного и предпенсионного возраста. Однозначно, можно сделать вывод, что прививать налоговую культуру человеку нужно еще в период становления его как личности.

В последние годы сложилась положительная практика, основой которой является взаимосвязь фискальных органов с организациями, занимающимися образовательной деятельностью в части проведения разъяснительной и информационной работы. Такие встречи и занятия способствуют обретению и повышению грамотности учащихся в сфере налогообложения. Познав основы формирования налоговой культуры и налоговой политики в целом, у школьников на подсознании складывается модель более ответственного отношения к уплате налогов. В результате, такие мероприятия помогают формировать добросовестное отношение к деятельности фискальных органов. Информационно-воспитательная работа образовательных учреждений прививает налоговую культуру со школьной скамьи. Это, в свою очередь, гарантирует воспитание законопослушных налогоплательщиков в будущем [5].

Налоговая культура и дисциплина, взаимная ответственность и профессиональные качества – это главные параметры совершенно нового уровня взаимодействия государства в лице налоговых органов и фискально обязанных лиц. В развитом гражданском обществе должно превалировать мнение о том, что платить законом установленные налоги не только почетная обязанность, но и залог фундаментальной устойчивости российского государства и его подконтрольных властных структур. Налоговая политика должна быть ориентирована на создание такого законодательства, при котором у налогоплательщика не возникает желания обойти уплату налогов и избежать ответственности.

Литература

  1. Гончаренко Л. И., Острова Н. И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. – 2007. – № 11. – С. 55.
  2. Гребенчук А. О. Налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения в России : дис. … канд. социол. наук. – М., 2009.
  3. Махонина А. А. Формирование налоговой культуры старших подростков в системе экономического восприятия учреждений дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. – Вологда, 2002.
  4. Мирошниченко Л. Н. Налоговые обязательства как одна из функций культуры общества // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 5. – С. 130-132.
  5. Акобджанова М. О. Криминалистическая характеристика налоговой преступности // Налоги и налогообложение. – 2011. – № 10. – С. 63-70.
  6. Захарьин П. А. Экономическая социология: исследования налоговой культуры и этики // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2013. – № 156. – С. 152-157.

References

  1. Goncharenko L. I., The Island N. I. Of a new discipline: modern trends in formation of tax culture // Taxes and taxation. – 2007. – No. 11. P. 55.[in Russian]
  2. Grebenchuk and A. O. Taxation as a social process and its influence on the formation of tax behavior in Russia : dis. kand. sociology. Sciences. – M., 2009.[in Russian]
  3. Makhonina, A. A. Formation of tax culture of the older Teens in the system of economic perception of institutions of additional education : dis. kand. PED. Sciences. – Vologda, 2002.[in Russian]
  4. Miroshnichenko L. N. Tax obligations as one of the functions of culture // Cultural life of the South of Russia. – 2009. – No. 5. – P. 130-132.[in Russian]
  5. Akopdjanova M. O. Criminological characteristics of tax crime // Taxes and taxation. – 2011. – No. 10. – P. 63-70.[in Russian]
  6. Zakhar’in P. A. Economic sociology: study of tax culture and ethics, ” Izv. ROS. GOS. PED. UN-TA im. A. I. Herzen. – 2013. – No. 156. – P. 152-157. [in Russian]

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

С начала 90-х годов XX века в России начали происходить коренные изменения, вызвавшие у значительной части населения заметное повышение интереса к вопросам экономики. Появились проблемы, которые прежде большинство людей не затрагивали: различные формы безработицы, сокращение возможностей трудоустройства, различия в оплате труда специалистов одинаковой квалификации в государственных и частных предприятиях и учреждениях и др. Существенное место заняла экономическая тематика в средствах массовой информации. В язык общения россиян вошло много понятий, с которыми они в прошлом не сталкивались, как-то: "бизнес", "рынок", "налоговое планирование", "акция", "биржа" и т.п.

Прикрепленные файлы: 1 файл

форма налог культура.docx

С начала 90-х годов XX века в России начали происходить коренные изменения, вызвавшие у значительной части населения заметное повышение интереса к вопросам экономики. Появились проблемы, которые прежде большинство людей не затрагивали: различные формы безработицы, сокращение возможностей трудоустройства, различия в оплате труда специалистов одинаковой квалификации в государственных и частных предприятиях и учреждениях и др. Существенное место заняла экономическая тематика в средствах массовой информации. В язык общения россиян вошло много понятий, с которыми они в прошлом не сталкивались, как-то: "бизнес", "рынок", "налоговое планирование", "акция", "биржа" и т.п. В обсуждение ставших актуальными экономических вопросов, наряду со взрослыми, все больше стали включаться дети, преимущественно старшего подросткового возраста. Перед обществом особенно остро встала проблема подготовки молодежи к жизни в новой политической, социально-экономической ситуации. При этом необходимо было учитывать следующие социальные тенденции: переход от государственной монополии к плюрализму форм собственности, от командно-административной системы руководства к экономическим методам управления, от слепого исполнения планов и приказов к творческому поиску эффективных решений. В этих условиях значительно повышается роль экономической культуры общества в целом и отдельной личности, предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в разнообразных ситуациях экономической деятельности. Ряд исследователей (И.В. Липсиц, Л.Л. Любимов, А.В. Антонова) считают, что необходимость экономического образования и воспитания детей школьного возраста нигде не стоит так остро, как в России и странах СНГ. Это связано с рядом факторов и особенностей экономического развития России в современных условиях: Процесс становления рыночных отношений находится на исходной стадии своего развития, он требует определенного уровня экономической грамотности и экономической культуры всех граждан общества. Этот процесс занимает длительное время и требует реализации через существующую систему образования. Необходимо у детей школьного возраста формировать представление об экономических преобразованиях с позиции целостности, то есть школьник должен хорошо представлять цели, задачи и результаты рыночных преобразований.

• Требуется формировать у школьников представление о честной, этической, деловой экономике, так как в условиях перехода к рынку, как показывает опыт России и стран Восточной Европы, в значительной мере растет "теневая" экономика. Формирование экономической культуры не всегда совпадает с развитием производства, распределения, обмена и потребления: оно может совпадать с ним, обеспечивать его, обгонять или отставать от развития каждой из этих фаз. В условия криминальной, "теневой" экономики очень часто вовлекаются подростки, учащиеся средних школ, у которых формируется неверное представление об экономике вообще и характере деловых отношений в частности. Поэтому экономическое образование и воспитание должно строиться на принципе опережения. В связи с этим, одним из приоритетных направлений современного образования является экономическое, цель которого -формирование экономической культуры личности. Выполнение социального заказа общества требует решения проблем целей обучения и воспитания, содержания образования, методов обучения, педагогического инструментария и т.д. Как следствие, в педагогической печати развернулись дискуссии о целях экономической подготовки школьников, о сущности экономического образования и воспитания. Более детально, чем прежде, обозначилась связь образованности и менталитета граждан с состоянием экономики (включая формирование бюджета) как страны в целом, так и региона их проживания в частности. Одной из центральных проблем экономического образования и воспитания стало осознание зависимости личной выгоды от честности поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, экономических субъектов как налогоплательщиков.

Несмотря на все перемены, сегодня в России люди, получающие скромную зарплату и лично не сталкивающиеся с налоговой инспекцией, редко относят себя к налогоплательщикам. Все это означает, что россияне еще не до конца принимают фундаментальные и общепринятые в капиталистическом обществе политические ценности, одной из которых является парадигма «налоги - основа благосостояния государства и общества». Люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Поэтому к тем, кто уклоняется от уплаты налогов, у них особое отношение - восхищение ловкостью, способностью обмануть «систему». Подобная тенденция прослеживается как в частной жизни граждан, так и в предпринимательской деятельности. Неуплата налогов практически не влияет на деловую репутацию. К сожалению, общество косвенно поддерживает тех, кто не платит законно установленные налоги. Именно поэтому сегодня одной из актуальнейших проблем экономического воспитания является проблема формирования налоговой культуры граждан. Осознанная привычка платить налоги, как всякая стойкая привычка, должна формироваться с детства. Однако процесс становления налоговой культуры особенно актуален для старшего подросткового возраста, характеризующегося процессом интенсивного социального созревания личности, создающим предпосылки начала процесса культурной самоидентификации, вхождения в мир культуры, ее понимания, согласия. С одной стороны, старший подросток обладает определенным экономическим кругозором, опытом экономических отношений (приобретаемым в реальных и воображаемых ситуациях), что позволяет удовлетворять его потребность в чувстве «взрослости», самостоятельности. С другой стороны, в данном возрастном периоде происходит рост интереса к вопросам морали и этики, развитие интереса к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей, что создает предпосылки для осознания взаимосвязи и взаимообусловленности экономического и социального аспектов налоговых отношений. Добропорядочное налоговое поведение, основанное на понимании его общественной необходимости и экономической выгодности - одна из характеристик человека высокой налоговой культуры.

Проведенное исследование показало, что у подавляющего большинства старших подростков (от 76% до 87%) налоговая культура характеризуется низким уровнем развития. Ребята не только разводят, но и противопоставляют экономический и социальный аспекты налоговых отношений. Вполне естественное желание иметь высокий уровень жизни, материальное благосостояние, уважение окружающих сопровождается непониманием безнравственности нарушения налогового законодательства, поощрением уклонения от уплаты налогов как признака «предприимчивости», умения «крутиться» в новых экономических условиях. В силу этого формирование у старших подростков налоговой культуры является одной из первостепенных практических задач современных образовательных учреждений. Поэтому начала действовать государственная программа, нацеленная на формирование налоговой культуры подрастающего поколения, опирающаяся на постановление Правительства РФ № 230 от 08.04.1992, в котором предписано "Министерству образования Российской Федерации и Министерству науки, высшей школы и технической политики РФ ввести с 1992/93 учебного года в учебные планы и программы для школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования курс по основам налогового законодательства". Начиная с 1990 г. создаются Учебно-информационные центры при Государственных налоговых инспекциях по субъектам РФ. В 1996 году в средних школах некоторых регионов в качестве эксперимента вводится обучение основам налогового законодательства. Начиная с 1997 года Министерство образования РФ, по инициативе Госналогслужбы, разрабатывает планы по организации преподавания в России основ налоговой грамотности, охватывающий все ступени обучения в школе: начальная школа - курс "Зачем нужны налоги"; средняя школа — курсы "История налогов", "Налоги с физических и юридических лиц"; старшие классы - курс "Налоговое законодательство и налоговые органы России", создают соответствующие учебно-методические комплекты.

Подобная инициатива позволила ярче "высветить" проблему формирования налоговой культуры, обозначить возможные пути ее решения. Однако внедрение данных программ в школьную практику сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, реализация данного проекта возможна только в рамках вариативной части образовательной программы, так как даже курс "Экономика" не входит в число обязательных предметов. Во-вторых, основы налоговой грамотности не входят в число дисциплин, изучающихся в педагогических образовательных учреждениях, в связи с чем основную сложность для преподавателя данной дисциплины может представлять как раз нехватка предметных и методических знаний, позволяющих ему правильно организовать обучение. В-третьих, интеграция данного курса в общеобразовательные предметы существенно осложняется междисциплинарностью материала, большим количеством прикладных знаний и навыков. Очевидно, что только базовое образование не в состоянии удовлетворить растущее разнообразие интересов детей, их стремление подготовиться не только к активному участию в экономических, налоговых отношениях, но и их реформированию, созиданию высокой налоговой культуры. Особую роль в формировании налоговой культуры старших подростков призваны сыграть учреждения дополнительного образования в связи с большей восприимчивостью подростков к усвоению социокультурных ценностей в условиях неформального общения. Различные аспекты экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования рассматриваются в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Мудрика, И.И. Фришмана, И.И. Городецкой, МЛ. Алферовой и др. Во всех этих работах подчеркивается влияние среды на воспитание детей. Занятия в учреждениях дополнительного образования, насыщенные специальными упражнениями, практическими заданиями, построенные на материалах из жизни старших подростков, их семей, ближайшего окружения дают и образовательные и воспитательные результаты, приобщают подростков к решению жизненных проблем, расширяют их представления о законах экономической жизни. Вторая группа причин связана с отсутствием научной, фундаментально обоснованной системы по формированию налоговой культуры подрастающего поколения вообще и старших подростков в частности. Анализ научной литературы, посвященной экономическому воспитанию и образованию учащихся, показал, что ее авторами все чаще делается акцент на необходимость уделять внимание воспитанию экономически грамотного, законопослушного будущего налогоплательщика (Т. Терюкова, О.Г. Грохольская, А.В. Бояринцева, В.А. Поляков, И.А. Сасова, В.А. Рубе, Е.С. Шабельник и др.), выделяются отдельные признаки понятия "налоговая культура", почти синонимично употребляются термины "налоговая культура", "налоговая грамотность", "налоговые знания", однако недостаточно выявлена сущность самого понятия "налоговая культура", ее место и функции в общей культуре личности. Все авторы, так или иначе, подчеркивают, что представления, знания о налоговой политике государства, механизмах налогообложения, навыки восприятия и обработки налоговой информации, позиции учащихся в отношении собственного (настоящего и будущего) поведения в налоговой сфере являются необходимыми состав- ляющими экономической культуры личности. Естественно возникает вопрос: а является ли необходимым и научно обоснованным употребление термина "налоговая культура", какое новое содержание и функциональное значение он несет по сравнению с устоявшимся в науке понятием "экономическая культура"? Как отмечал М.С. Каган, - ". что касается ценностной, технологической, информационной, семиотической и любых иных интерпретаций культуры, то они должны быть признаны безусловно правомерными, плодотворными и даже необходимыми, но в качестве производных и частичных по отношению к исходной философской трактовке куль туры, так как каждая из них освещает какой-то частный аспект целостного бытия, функционирования и развития культуры". То есть мы можем предположить, что налоговая культура - это относительно целостная подсистема экономической и общей культуры человека, связанная с ней едиными категориями: культурой мышления, поведения, общения и деятельности и раскрывающая частный аспект бытия человека в налоговой сфере. Только выявив сущность, характерные черты налоговой культуры как качества личности, мы сможем действительно организовать процесс экономического воспитания таким образом, чтобы способствовать формированию экономически культурной личности.

Указывая на большую ценность полученных в этих исследованиях результатов, отметим, что в данных работах не получила должного теоретического осмысления проблема формирования налоговой культуры старших подростков в системе дополнительного образования, поскольку не разработано целостное представление о сущности, структуре и функциях налоговой культуры, динамике ее формирования в единстве всех ее компонентов, система средств, ме тодов и форм, обеспечивающая эффективное формирование этого единства в системе деятельности учреждений дополнительного образования.

Социально-педагогические реалии позволяют говорить о существующих противоречиях между:

• Потребностью общества в человеке высокой налоговой культуры и условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности.

• Потребностью педагогической практики в научном осмыслении процессов, происходящих в современных учреждениях дополнительного образования и неразработанностью научных представлений, раскрывающих формирование налоговой культуры в их условиях.

• Принятием формирования налоговой культуры в качестве одной из приоритетных целей экономического воспитания старших подростков в системе дополнительного образования и недостаточным использованием воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования в решении этой проблемы на практике.

Цель исследования - разработать научные основы формирования налоговой культуры как компонента экономической культуры старшего подростка в системе деятельности учреждений дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Выявить состояние проблемы экономического воспитания граждан в теории и практике.

2. Выявить сущность налоговой культуры, ее структуру и функции как целостного феномена в структуре экономической культуры личности и личности в целом.

3. Разработать диагностику и описать уровни сформированности налоговой культуры граждан.

4. Выявить педагогические условия и средства формирования налоговой культуры граждан в процессе экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования.

5. Разработать и апробировать основы проектирования и организации процесса формирования налоговой культуры старших подростков в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования состояла в том, что процесс экономического воспитания старших подростков в учреждениях дополнительного образования будет обеспечивать эффективное формирование налоговой культуры, если:

1. Формирование налоговой культуры старших подростков будет являться одной из приоритетных задач в структуре целей экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования, в связи с большими возможностями данного типа образовательных учреждений обеспечения потребностей подростков в усвоении социокультурных, экономических ценностей в условиях неформального общения, деятельности по интересам.

Налоговая культура будет рассматриваться как относительно целостная подсистема экономической и общей культуры старшего подростка, связанная с ней едиными категориями: культурой мышления, поведения, общения и деятельности, раскрывающая частный аспект бытия человека в налоговой сфере, обусловленного взаимосвязью экономического и социального аспектов налоговых отношений.

3. При проектировании процесса экономического воспитания будут выделены и учтены особенности, уровни сформированности и функционирования налоговой культуры, с учетом логики развития старшего подросткового возраста, выражающейся в потребности подростка в самовыражении, самореализации и становлении социальной активности.

4. Этот процесс будет расчленен на части (стадии, этапы), последовательность которых образуется усложнением целей, педагогических средств и результатов воспитания и обеспечит достижение целей всего процесса.

5. В качестве основной единицы проектируемого процесса формирования налоговой культуры будет выступать ситуации, направленные на: осознание старшими подростками взаимосвязи экономического и социального аспектов налоговых отношений; осознание значимости налоговой культуры как условия саморазвития и самореализации в экономической деятельности; создание условий приобретения и реализации опыта нравственной налоговой деятельности. Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных теоретических положений исследования; разработкой комплекса диагностических методик; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; практическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе сформулировано понятие налоговой культуры, раскрыта его сущность, структура и функции в целостной структуре личности; выделены особенности, признаки проявления и уровни развития налоговой культуры старших подростков; выявлены условия и средства формирования налоговой культуры старших подростков в процессе экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшей разработке теории экономического воспитания применительно к формированию налоговой культуры старших подростков. Раскрыты сущностные характеристики налоговой культуры, обоснована логика развертывания стадий процесса, система педагогических условий и средств формирования налоговой культуры старших подростков в системе экономического воспитания учреждений дополнительного образования. Результаты исследования могут служить теоретической основой для построения процесса формирования налоговой культуры на других этапах онтогенеза, в иных образовательных условиях. Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке спецкурса "Основы налоговой культуры", методических материалов, системы диагностик налоговой культуры старших подростков, определении системы средств формирования данного личностного образования в учреждениях дополнительного образования. Данные материалы могут быть использованы в процессе экономического воспитания старших подростков в различных учреждениях дополнительного образования, при проведении факультативных и дополнительных занятий в общеобразовательных учреждениях.

В последнее время стало очевидно, что воспитывать сознательного, законопослушного налогоплательщика необходимо, начиная со школьной скамьи. Поэтому специалистами Министерства РФ по налогам и сборам и Минобразования России, в целях реализации проекта налогового просвещения детей, разработано учебное пособие "Зачем нужны налоги", которое предназначено для учащихся младших классов, и соответствующее пособие для учителей. Учебник одобрен Федеральным экспертным советом, имеет гриф Министерства образования и, начиная с 1999-2000 учебного года, включается в Перечень учебников и пособий.

Книга "Зачем нужны налоги" позволяет детям в легкой, интересной форме узнать, для чего существует налоговая система; кто и какие платит налоги; куда направляются средства, собранные в виде налогов; почему платить налоги не только необходимо, но и выгодно каждому. Словом, - помогает заложить один из первых "кирпичиков" в фундамент целенаправленной работы по воспитанию сознательных налогоплательщиков. Пособие также открывает изучение целого курса, охватывающего все ступени обучения в школе, - "Основы налоговой грамотности".

Не сразу такая интересная и полезная книга пришла в школы Новосибирска и области. Встреча с ней состоялась благодаря Управлению Министерства РФ по налогам и сборам по Новосибирской области 6 июня 2000 г., когда налоговики, при активной поддержке начальника отдела общего, среднего и педагогического образования Управления образования обладминистрации Г.В. Рыцаревой, организовали благотворительную акцию по передаче 13-ти школам города и области около 500 учебников, а также 25 методических пособий для учителей. Таким образом, начиная с 2000-2001 учебного года, книга "Зачем нужны налоги" стала помогать получать налоговые знания учащимся Сузунского, Болотнинского районов, Барабинска, Бердска и двух новосибирских школ.

Конечно, сегодня еще рано говорить о результатах обучения младшеклассников налоговой культуре. Но, несомненно, уже сейчас большой интерес вызывают первые учительские отзывы на уникальное пособие, и, пусть небольшая, практика его апробации в учебном процессе.

Важно и то, что в Экономической школе трудится профессиональный, творческий коллектив. У него есть опыт преподавания младшеклассникам основ налоговой грамотности в рамках факультативного ведения предмета "Экономика". Здесь сами разрабатывают и апробируют новые научно-методические материалы по основам экономики и другим дисциплинам. Так, стипендиат Всероссийского конкурса "Учитель года по экономике", директор школы И.В. Ермакова и Т.А. Протасевич стали авторами учебно-методического комплекта "Начала экономики", в который входит книга для чтения и рабочая тетрадь для учащихся начальной школы, а также пособие для преподавателей. Комплект рекомендован Министерством образования РФ для использования различными типами общеобразовательных учреждений и выдержал уже два издания.

Как же оценивают преподаватели Берд-ской Экономической школы учебное пособие "Зачем нужны налоги"? В.В. Сивова и И.В. Ермакова, прежде всего, убеждены в актуальности повышения налоговой культуры населения России, и в том, что формировать ее нужно и можно уже с начальной школы.

Что же касается непосредственно применения данного пособия, то, как они считают, в нем не совсем верно выбран основной метод работы со школьниками - беседа, т.е. по сути, репродукция готового материала, хотя и на сказочный сюжет. На их взгляд, более эффективным является метод развивающего обучения, который сейчас широко применяется. Развивающее обучение предполагает использование проблемных ситуаций, организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся в ходе занятий. Но, в таком случае, к пособию необходимо разработать дополнительные материалы: рабочие тетради, упражнения, развивающие и деловые игры и т.п., позволяющие учителю организовывать индивидуальную и групповую работу учащихся на занятиях и дома.

Преподаватели отмечают также перегруженность текста пословицами, к тому же выделенными другим шрифтом. Это осложняет восприятие детьми текста сказки, а их излишество превращает воспитание в нравоучение, что вызывает сопротивление у детей.

Были высказаны претензии к авторам пособия, в котором некоторые экономические понятия (например, ценные бумаги, инфляция), "возникают внезапно" и остаются недостаточно разъясненными, отчего страдает общее восприятие материала. К тому же, некоторые экономические концепции, введенные в текст сказки, не учитывают, по их мнению, возраст учащихся. Такие понятия, как прямые и косвенные налоги, прогрессивный подоходный налог, акцизы, слишком сложны не только для младших школьников, но даже для взрослых людей.

Не согласны учителя Экономической школы также с рекомендациями авторов пособия внедрять "налоговый" курс интегративным путем - через уроки русского языка, чтения и т.д. На их взгляд, это малоэффективно, детям будет трудно целостно воспринять и собрать воедино разбросанные по другому предмету (а то и предметам!) "кусочки экономической мозаики". Преподаванию же этого курса факультативно мешают отмеченные недостатки учебного материала, а также вычлененность его из общего курса дисциплин данной образовательной области, таких, как обществознание, экономика.

В.В. Сивова и И.В. Ермакова подняли и более общую проблему, связанную с формированием налоговой культуры через общеобразовательную систему. Они указывают на то обстоятельство, что мало кто из учителей начальной школы имеет достаточный уровень теоретической и методической подготовки для обучения детей основам налоговой грамотности. По их мнению, прежде чем внедрять в образовательный процесс пособия, подобные книге "Зачем нужны налоги", было бы необходимо осуществить соответствующую подготовку самих педагогов, организовать для них, пусть небольшой, семинар, на котором решить вопросы, что и как преподавать младшим школьникам.

В целом же, учителя-рецензенты пособия "Зачем нужны налоги" от души поблагодарили инициаторов начатой работы по воспитанию налоговой культуры с детского возраста. Вообще впервые, считают они, проблемы экономического образования школьников стали не только проблемами школы.

Говоря об оформлении первого "налогового учебника", представители Экономической школы города Бердска отметили, что это пособие для младшеклассников замечательно издано: красочно, со множеством ярких рисунков. Книгу приятно держать в руках. Но самое главное, у педагогов появилась надежда, что, если работа в начатом направлении будет продолжаться и дальше, то школьники, рано или поздно, получат учебник, удовлетворяющий самым взыскательным требованиям.

Читайте также: