Методы делегирования налоговой ответственности и территориального оффшора

Опубликовано: 17.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Офшоры и ОЭЗ

Начальник отдела международного корпоративного и налогового права ООО «НФП-Практик»

Налоговое планирование или уклонение от налогов?

Налоговое планирование — это такая деятельность по минимизации налогов, которая не вступает в противоречие с законом. Уклонение же от налогов — это нарушение закона, а в особо серьезных случаях — уголовное преступление.

Еще хуже, когда уклонение от налогов сопровождается другими правонарушениями, особенно «отмыванием» (это отдельный состав, уже из разряда уголовных правонарушений, отличный от налоговых). Однако к методам налогового планирования, описанным в настоящей статье, это отношения не имеет.

Налоговое планирование (tax planning) включает в себя:

— анализ правовой информации по осуществляемым операциям;

— оценку налоговых обязательств, налагаемых на компанию при совершении сделок;

— оптимизацию проводимых операций с учетом налоговых обязательств;

— подготовку необходимых документов и обоснований для оформления и обеспечения операций;

— осуществление расчетов и оплаты налогов в случае необходимости.

Основными принципами налогового планирования являются:

— законность всех способов и методов оптимизации налогообложения;

— экономичность внедрения схем оптимизации налогообложения;

— индивидуальный подход к разработке схемы деятельности и особенностям конкретной компании-налогоплательщика;

— комплексность и многовариантность применения разработанных схем и методов налогообложения.

Классификация территорий с льготным налогообложением

Основой «офшорного» метода налогового планирования являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам. На сегодняшний день в мире существует около 60 стран, законодательства которых предусматривают налоговые льготы для офшорных компаний. К числу самых известных относятся: Британские Виргинские острова, Белиз, Панама, Гибралтар, Кипр, Багамские острова, Сейшельские острова и др.

Чистый офшор

В эту группу входят небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, центрально-американские страны, являющиеся крупными офшорными центрами: Панама, Багамские острова, Британские Виргинские острова, Белиз, Теркс и Кайкос, Каймановы острова, Сейшельские острова и др.

Как правило, законодательство этих государств не предъявляет никаких требований к бухгалтерской или налоговой отчетности «офшорных» компаний по итогам своей «офшорной» деятельности, единственное требование — это внести, как правило, ежегодный фиксированный сбор в казну. Обычно в таких странах не ведется реестр акционеров и директоров, конфиденциальность обладания такой компанией очень высокая.

Низконалоговые гавани

Первая подгруппа — это государства, где кроме офшорных компаний, существуют обычные, оншорные (onshore), которые могут принадлежать нерезидентам, но при условии ведения хозяйственной деятельности внутри этой страны они могут потерять льготный безналоговый статус. Для того, чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно в таких странах ежегодно следует проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль более жесткий, чем в случае с чистыми офшорами, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. К данной группе относятся: Кипр, Ирландия, Гибралтар, Люксембург, Швейцария.

Вторая подгруппа — совсем уж не офшорные страны, а даже наоборот, но если правильно там себя вести, то можно работать во вполне приличной компании и платить самую малость. Представители данной подгруппы — США, Великобритания, Канада и др. В этих странах все открыто, надо платить налоги и сборы, ведутся регистры директоров и акционеров. Однако есть организационно-правовые формы, позволяющие спокойно существовать, платя только фиксированные сборы. Такие компании подходят как для ведения солидного бизнеса, так и для простого хранения денег.

Отличительной особенностью низконалоговой «гавани», в противовес «чистым» офшорам, помимо уплаты налогов, является также необходимость вести бухгалтерский учет своей деятельности, а также по итогам отчетных периодов готовить и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность.

В некоторых странах этой категории также предусмотрено прохождение обязательного аудита для компаний, занимающихся «офшорным» бизнесом.

«Внутренний» офшор

Бухгалтерскую, налоговую и прочие виды отчетности надо вести и сдавать в уполномоченные государственные органы контроля. Прохождение обязательного аудита — по необходимости.

Схемы налогового планирования

Простейший вариант использования офшорной компании — когда офшорная компания выступает одним из участников бизнеса. В торговых операциях, например, от ее имени производятся сделки по импорту или экспорту. Регулируя контрактную цену, владелец компании тем самым регулирует и сумму выплачиваемых налогов и пошлин. Эта техника называется трансфертным ценообразованием (transfer pricing).

Низконалоговая компания может использоваться в качестве холдинга. Так, для России классической юрисдикцией для создания холдинга может выступать Кипр в силу, во-первых, выгодного налогового соглашения с Россией, предполагающего низкий налог на дивиденды у источника в России при выплатах на Кипр, и, во-вторых, низкой ставки налога на самом Кипре.

Часто офшорные компании используются для владения авторскими правами, торговыми марками, патентами и другой интеллектуальной собственностью. При этом лицензионные выплаты (роялти), идущие из страны основной деятельности транснациональной корпорации, накапливаются в офшорной зоне в безналоговом режиме.

Офшорная компания может использоваться в качестве финансовой, выдавая кредиты (как правило, связанным с ней компаниям) и получая их обратно с процентами. Проценты при этом также накапливаются в безналоговом режиме. Помимо этого можно заводить через офшорную компанию оборудование и основные средства как напрямую в уставный фонд, так и при помощи лизинговых схем (при этом еще появляется возможность выгона в обратную сторону лизинговых процентных платежей).

Поскольку офшорные зоны обычно не имеют соглашений об исключении двойного налогообложения, часто в схемах с выплатой роялти и процентов в качестве промежуточного элемента в виде «престижной прослойки» используются неофшорные компании из стран, которые такие соглашения имеют.

Для безналогового накопления страховых выплат используются офшорные страховые компании. Обычно это так называемые кэптивные компании, то есть страхующие риски только своих учредителей.

Для привлечения и инвестирования средств на международных рынках используются офшорные инвестиционные фонды. Крупные международные банковские структуры создают дочерние офшорные банки и в результате ведут часть своего бизнеса в безналоговом режиме.

Схемы налогового планирования очень обширны и неоднозначны, хотя на первый взгляд могут привлечь своей кажущейся простотой. Однако не стоит забывать, что схемы международного налогового планирования часто затрагивают деятельность компаний из нескольких юрисдикций, законодательства которых порой существенно отличаются друг от друга. Поэтому при разработке сложных схем налогового планирования необходимо получать профессиональную помощь и консультации от квалифицированных специалистов.

Метод территориального оффшора основывается на применении оффшора в традиционном понимании и заключается в переносе объекта налогообложения (отдельных операций, деятельности в целом, имущества и т. д.) на территорию, имеющую более льготный режим налогообложения.

Юридической базой для функционирования территориальных оффшорных механизмов является принятый законодательством РФ принцип территориальной налоговой резидентности (ограниченность действия налогового законодательства определенной территорией: территорией РФ, территорией субъекта федерации, территорией, подведомственной местному органу власти). В соответствии с действующим налоговым законодательством, иностранные субъекты предпринимательской деятельности, не осуществляющие предпринимательской деятельности или не имеющие имущества на территории РФ, не являются плательщиками российских налогов.

Так, в соответствии со ст. 146 НК РФ объектами налогообложения по НДС является реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, товары, ввозимые на территорию РФ, передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления и выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Таким образом, основным требованием к зарубежным оффшорным компаниям является факт их регистрации вне территории РФ и отсутствие деятельности на территории РФ.

Действующее законодательство и законодательства большинства иностранных государств не запрещают гражданам РФ учреждать на территории иностранных государств юридические лица, осуществлять на территории иностранного государства предпринимательскую деятельность, обладать правом собственности на имущество, находящееся на территории иностранного государства. Теоретически гражданин РФ вправе учредить на территории иностранного государства, предоставляющего максимальные налоговые льготы, юридическое лицо, из сделок с российскими партнерами получить необлагаемую налогами прибыль и, практически не уплачивая налогов, распорядиться ею.

Однако, несмотря на трудности в создании оффшорной компании и не менее серьезные проблемы в дальнейшей ее работе, оптимизация налогообложения посредством иностранных оффшорных компаний получила достаточно широкое распространение. Способов перевода прибыли в оффшорные компании достаточно много. Некоторые из них базируются на том, что в соответствии со ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» переводы из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по импорту работ и услуг являются текущими валютными операциями и не требуют специального разрешения ЦБ РФ.

Можно переводить часть средств предприятия в оффшорную компанию путем заключения договора на оказание информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением или реализацией товаров (при обязательном соблюдении всех условий, необходимых для отнесения данных затрат на себестоимость продукции (работ, услуг)).

Аккумулированная прибыль может быть предоставлена российскому предприятию во временное пользование в качестве краткосрочных (до 180 дней) беспроцентных займов в иностранной валюте.

В соответствии с п.9 ст. 1 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» получение краткосрочных займов на срок не свыше 180 дней является текущей валютной операцией и не требует лицензии ЦБ РФ. Это неплохой способ пополнения оборотных средств российского предприятия. Аккумулированные средства могут быть израсходованы в интересах учредителей оффшорной компании и российского предприятия (оплата медицинских услуг, приобретение недвижимости и т. д.).

В данном случае возможна налоговая экономия и на суммах подоходного налога (в зависимости от режима налогообложения страны, в которой возникнет доход).

Необходимо отметить, что данная схема применима только при оптимизации налогообложения предприятия, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность.

Оффшоры до сих пор остаются достаточно популярным инструментом налогового планирования российских компаний. В связи с этим важно использовать этот инструмент оптимальным образом, четко осознавая, каких целей можно достичь с его помощью, а каких – нет. Кроме того, нужно понимать механизм действий проверяющих и контролирующих органов в отношении оффшорных схем для снижения риска налогового планирования.

Эти и другие вопросы рассматривались на семинаре, организованном компанией GSL Law & Consulting «"Черно-" "серо-" "белые" экспортно-импортные схемы с участием нерезидентов». О схемах рассказывал Олег Попутаровский, партнер, адвокат, партнер GSL Law & Consulting.

Для минимизации налоговых рисков сделок с участием оффшоров важно определить круг лиц, владеющих информацией о сделках

УЧАСТНИКИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ СХЕМ


Прежде всего, докладчик обратил внимание на то, что для минимизации налоговых рисков, возникающих при экспортно-импортных сделках с участием оффшоров, важно изначально определить круг лиц, владеющих информацией о сделках. А также круг контролирующих организаций, заинтересованных в этой информации. Это необходимо для того, чтобы не упустить из виду ни один из источников возможной опасности. Итак, лицами, которые могут владеть (частично или полностью) информацией об импортной сделке, являются:

– бенефициары, акционеры и директор компании-экспортера, оффшорной компании, компании-импортера и конечного покупателя товара внутри России; – лица, действующие по доверенности от имени оффшора, импортера и конечного покупателя; – прочие служащие компаний, непосредственно задействованных в сделке, участвующие в оформлении документов; – служащие банков, через которые проходят платежи по импортной сделке, как агенты финансовой разведки России и прочих государств.

А организациями, заинтересованными в информации об импортной сделке, являются ФТС, ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу, органы прокуратуры, ФСБ, МВД, арбитражные и уголовные суды.

Чаше всего интерес государственных органов к экспортно-импортным сделкам бывает вызван подозрениями в неуплате налоговых или таможенных платежей. Проверяющие сначала собирают документы и опрашивают свидетелей (примерно по перечисленному выше списку). Также устанавливают, какие фамилии есть в таможенной декларации, то есть определяют, кто является грузоотправителем и грузополучателем. После этого контролеры запрашивают банк о проведенных операциях и лицах, подписавших платежные документы.

Так набирается некий круг лиц, с которыми осуществляются следственные действия. Проверяющие выстраивают цепочку: организатор – исполнитель – свидетель, выясняют процессуальную роль каждого.

При этом лектор сделал акцент на том, что в последнее время особое внимание правоохранительные органы уделяют бенефициарам – лицам, получающим имущественную или иную личную выгоду от сделок.

Чаще всего, как сказал Олег Попутаровский, правоохранительные органы возбуждают уголовные дела сразу по нескольким статьям. Чаще всего это таможенные и налоговые преступления, мошенничество и отмывание денежных средств.

Зачем это нужно? Безусловно, как отметил лектор, часть таких обвинений не имеет судебной перспективы. Однако их наличие позволяет использовать механизмы международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных государств, которые часто крайне неохотно сотрудничают по линии налоговых правонарушений. Дело в том, что большинство международных договоров выстроено таким образом, что наиболее актуальными статьями для сотрудничества являются отмывание преступно полученных средств и таможенные преступления.

Докладчик заметил, что в зарубежных странах есть четкое различие даже по налоговым нарушениям. Одно дело, если компания не заплатила собственные налоги. Это вопрос налогового планирования, оценочное суждение. Но если на таможне была заведомо занижена стоимость товара, это определенно будет квалифицировано как хищение из бюджета, и иностранные правоохранительные органы будут сотрудничать активнее.

«Серые» схемы импорта и экспорта подразумевают привлечение оффшора для искусственного изменения цены товара, декларируемого на таможне

АНАЛИЗ СХЕМ


Далее Олег Попутаровский перешел к рассмотрению конкретных импортно-экспортных схем, применяемых российскими компаниями на практике. Как указал докладчик, сейчас в России рынок импортеров делится на три типа участников:

– «белые», которые импортируют в РФ товары по реальной цене и не используют различные схемы снижения налоговых и таможенных платежей; – «серые», которые при импорте в Россию используют различные оффшорные схемы минимизации платежей (например, завышают или занижают ввозные цены); – контрабандисты, которые вообще не заявляют реальный товар на таможне и не перечисляют практически никаких платежей.

Компании, работающие по «белой» схеме, закупают товары у иностранного экспортера (не используя оффшор) и ввозят его в Россию по цене приобретения, уплачивая с нее таможенные пошлины. После чего платят еще НДС и налог на прибыль с наценки, возникшей после реализации товара конечному потребителю (российскому дистрибьютору-оптовику). Докладчик отметил, что по такой схеме сейчас в нашей стране работают лишь импортеры отдельных товарных позиций (например, сотовых телефонов). Эти фирмы вынудило отказаться от «серых» и «черных» схем государство действиями по усилению контроля.

Однако по большинству товарных позиций ситуация иная: контроль со стороны государства достаточно слаб, поэтому «белые» фирмы не в силах конкурировать с «серыми», а тем более с контрабандистами. Ведь они при схожей рентабельности продаж могут продавать товар конечному потребителю по более низкой цене за счет неуплаты таможенных и налоговых платежей.

В чем же состоят эти «серые» схемы импорта (а они могут работать и в обратную сторону – как схемы экспорта)? Прежде всего, такие схемы подразумевают привлечение оффшорной компании для искусственного изменения цены товара, декларируемого на таможне. То есть от имени оффшорной компании приобретается товар у экспортера за реальную цену. Однако в Россию этот товар уже въезжает со снижением реальной цены (оффшор получает убыток) либо с увеличением реальной цены (оффшор получает прибыль). Все это делается с целью снижения или таможенных, или налоговых платежей. Снижать и те, и другие выплаты одновременно могут лишь контрабандисты, которые прямо нарушают закон, поэтому докладчик призвал вообще не рассматривать подобную возможность.

Таким образом, если импортер задался целью снизить таможенные платежи, товар приобретается у собственного оффшора по заниженной цене. Например, если цена занижена в два раза, то и таможенные платежи будут уменьшены также в два раза. При этом импортер столкнется с двумя проблемами. Первая: резкий рост налоговых платежей (ведь формально торговая наценка при занижении ввозной стоимости значительно вырастет, следовательно, возрастут к уплате суммы НДС и налога на прибыль). И вторая: необходимость финансировать оффшорную компанию для оплаты последующих поставок товара (ведь оффшор получил убыток, следовательно, не может финансировать закупку следующей партии товара).

Как отметил докладчик, полностью решить эти две проблемы законными методами вряд ли возможно – налоговым планированием можно только незначительно снизить налоговую нагрузку. На практике российские импортеры, занижающие ввозную стоимость товара, для снижения налоговой нагрузки используют сеть фирм-«однодневок», оставляя всю наценку на них. Тем самым они уклоняются от уплаты НДС и налога на прибыль. Это очень рискованно * , поэтому, по словам ведущего семинара, абсолютное большинство таких «серых» импортеров не занимаются импортом самостоятельно.

* Практика уже неоднократно подтверждала высокий риск использования «однодневок», в частности взаимоотношения с такими фирмами могут привести и к уголовной ответственности. Подробнее об этом читайте в статьях «Милиция доказала в суде связь с «однодневкой»: реальный случай» в «ПНП» № 10, 2007, стр. 69, «Обналичка обернулась уголовными делами для клиентов банка» на стр. @@ этого номера «ПНП».

У импортера всегда есть знакомый таможенный брокер, и реально в РФ товар импортируется сразу на фирму-«однодневку», которая и оформляет на себя грузовую таможенную декларацию. После чего эта фирма продает товар по документам еще два или три раза, прежде чем попадает непосредственно к тому юридическому лицу, которое действительно ведет этот бизнес. И уже эта компания начинает распродавать товары конечному потребителю с минимальной наценкой. А для рефинансирования оффшора промежуточные звенья цепочки («однодневки») заключают с этим оффшором фиктивные контракты, например, на оказание услуг.

Однако некоторые импортеры, напротив, при помощи оффшора снижают не таможенные, а налоговые платежи. Этой цели они достигают, завысив ввозную стоимость товара, таким образом, оставляя почти всю сумму торговой наценки за пределами России, в оффшоре. При этом у них исчезает необходимость использовать российские фирмы-«однодневки» для незаконной минимизации налогов, так как ни НДС, ни налога на прибыль у импортера при этой схеме не возникает. Однако сумма таможенных платежей значительно возрастает. Кроме того, в подобной схеме работы может возникнуть необходимость рефинансирования уже российской компании-импортера, то есть возвращения денег в Россию.

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ОФШОРНЫХ ИЛЛЮЗИЙ


Во второй части своего доклада Олег Попутаровский рассказал об иллюзиях и стереотипах в отношении оффшоров, с которыми ему пришлось столкнуться в ходе консультационной и адвокатской деятельности. По словам лектора, такими иллюзиями, к сожалению, пропитан весь российский рынок и банковская среда.

Иллюзия 1: Бенефициар, акционер и директор оффшорной компании – вне интересов правоохранительных органов России. Многие думают, что оффшор – это такое юридическое лицо, которое ведет деятельность далеко от России – на Британских Виргинских островах, например. Следовательно, если его «бросить» через какое-то время, не останется никаких следов, которые помогут заинтересованным государственным органам в России выявить конкретных физических лиц, управлявших этим оффшором и извлекавших выгоду из его деятельности. Однако это не так. Государственные органы (в том числе правоохранительные) в силу своей компетенции должны и могут заинтересоваться деятельностью нерезидента. Причем не столько самим юридическим лицом, сколько его первым эшелоном: доверенными лицами, руководителями и выгодоприобретателями. В качестве примера докладчик привел расследование по делу «Юкоса»: по этому делу привлечены, отбывают сроки наказания или находятся на различных стадиях уголовно-процессуального движения более 40 человек. Следствие проанализировало деятельность примерно двух сотен юридических лиц, из них примерно 30 процентов – оффшорные компании. По каждой из них выявлены и руководители, и акционеры, и конечные выгодоприобретатели. Таким образом, деятельность оффшоров почти всегда оставляет следы, по которым может пройти следствие.

Иллюзия 2: Оффшор – панацея от всех рисков и любой ответственности. Докладчик отметил, что многие предприниматели рассматривают оффшорную компанию как не подлежащую любым преследованиям со стороны российских контролирующих органов: ни уголовному, ни административному, ни налоговому. То же самое дело «Юкоса» доказывает, что это не так. К владельцам и руководству оффшора может быть применена даже уголовная ответственность за мошенничество и неуплату налогов, не говоря уже о налоговой и административной ответственности. Также может возникать гражданско-правовая ответственность в виде убытков и недополученной выгоды. В этом оффшорная компания, если она начинает работать на территории РФ, абсолютно ничем не отличается от российских резидентов.

Иллюзия 3: Один-единственный оффшор способен решить все проблемы с уплатой налогов. Олег Попутаровский отметил, что ему часто приходилось сталкиваться со следующим мнением: приобретение лишь одной оффшорной фирмы способно серьезно снизить налоговые платежи и обезопасить участников схемы. Однако в реальной жизни это невозможно. Работа в экспортно-импортных схемах с оффшорной компанией напрямую слишком прозрачна для проверяющих, поэтому приходится выстраивать цепочки из оффшорных фирм.

Олег Попутаровский отметил, что сейчас на практике иностранным товаропроизводителем и российским импортером может быть до десяти «звеньев».

Иллюзия 4: Иностранным банкам все равно, какие расчетные операции и между какими организациями они будут осуществлять. Еще одним распространенным заблуждением российского бизнеса является мнение о том, что если российским банкам практически все равно, чьи счета обслуживать, то такая же ситуация и за границей. Однако это далеко не так. Более того, открытие расчетного счета в иностранном банке на сегодняшний день достаточно серьезная проблема – не все иностранные банки согласятся принять к себе российского импортера и работать с ним.

Поэтому при контактах с банкирами стоит запастись максимумом документов, доказывающих респектабельность и реальность вашего бизнеса. Скорее всего, банкиры потребуют раскрыть информацию обо всех учредителях и бенефициарах фирм, которым они открывают счет. Кроме того, представители банка могут даже посетить российский офис компании, ее склады и производства, чтобы собственными глазами убедиться в надежности клиента. В дальнейшем, по мнению ведущего семинара, ситуация для клиентов иностранных банков будет только ужесточаться.

Иллюзия 5: Использование оншора вместо оффшора значительно снижает риск. Ведущий заметил, что также распространено мнение, что, если непосредственно с российской компанией по импортно-экспортной схеме работает не оффшорная фирма (расположенная на БВО, Сейшелах и т. п.), а оншорная (с местом регистрации в респектабельных юрисдикциях – Голландии, Великобритании, Дании, Люксембурге, США и т. п.), это в корне меняет ситуацию и значительно снижает риск налоговой и уголовной ответственности. А также облегчает возмещение НДС.

Эта иллюзия крайне опасна и неблагодарна. Российские налоговые и таможенные органы в последнее время очень активно сотрудничают с иностранными, особенно с налоговиками США и Великобритании. И если фирма из респектабельной юрисдикции не является добросовестным налогоплательщиком по законодательству этих государств, российским налоговикам об этом очень быстро станет известно. Поэтому такая иностранная компания ничем не отличается от наших российских фирм-«однодневок».

То есть нельзя использовать оншоры вместо оффшора без соблюдения процедур, которые установлены в стране инкорпорации. А именно надо будет вести налоговый и бухгалтерский учеты, сдавать отчетность и платить налоги.

Иллюзия 6: Оффшор можно бросить так же, как и российскую фирму-«однодневку». По словам ведущего, часто встречается ситуация, когда люди приобрели оффшор, активно им пользовались, а потом просто бросили его, не ликвидировав в установленном порядке. Не позаботились или просто решили сэкономить на этой процедуре. Однако проблема с проверяющими органами может возникнуть через два-три года, и тогда уже никто не сможет помочь российской компании доказать реальность операций, поскольку в течение длительного времени оффшор не выполнял установленных норм и правил страны регистрации.

Иллюзия 7: Никто не будет контролировать движение денежных средств от оффшора к бенефициару. Очень распространено заблуждение, что проконтролировать, кому именно (какому физическому лицу) оффшор перечисляет доходы, невозможно. На самом деле в любых контрольных мероприятиях российских правоохранительных органов первый вопрос – определение выгодоприобретателя, физического лица, в интересах которого организована вся схема. Первое, что делают проверяющие, – стараются посредством опроса всех должностных лиц и всех, кто так или иначе имеет сведения о сути экспортно-импортных отношений, определить круг людей, реально контролирующих бизнес.

Причем самой уязвимой точкой для бенефициаров является момент получения дохода или иной личной выгоды. Любые доходы оставляют следы в виде расходов. Выгодоприобретатель оффшора не может получить деньги и никуда их не потратить. Любые покупки подозреваемых лиц могут быть исследованы правоохранительными органами на соответствие официально задекларированным доходам. И если выявляются расхождения, это уже может служить косвенным доказательством в суде.

В заключение семинара Олег Попутаровский призвал слушателей серьезно подходить к разработке экспортно-импортных схем с участием оффшоров. И осознавать, что в этой деятельности существует множество особенностей, пренебрежение которыми может серьезно повлиять как на успешность бизнеса, так и на свободу и благополучие владельцев этого бизнеса.

Сейчас между иностранным товаропроизводителем и российским импортером может быть до десяти «звеньев»

В статье описаны способы законной оптимизации налогового бремени

Налоговая оптимизация

Способы налоговой оптимизации разнообразны по своей природе. Общим для всех способов налоговой оптимизации можно считать относительную легальность (законность) применения данных методов и способов. Однако нет никакой гарантии, что налоговые органы не предпримут никаких действий по отношению к предприятиям-оптимизаторам налогового бремени.

Метод замены отношений

Суть метода замены отношений заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм.

Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, то есть замена не должна содержать признаков мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной.

Например, замена внутрироссийского договора на договор экспорта продукции позволяет перейти на обложение НДС реализации товаров в режиме экспорта по ставке 0 %.

Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга. При этом оно должно учитываться на балансе лизингополучателя. Выгоды: можно применить повышающий коэффициент 3 к норме амортизации; лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства можно включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения.

Замена разовых стимулирующих выплат премиями по результатам работы, предусмотренными положением предприятия по системе оплаты труда. В этом случае выплачиваемые премии подлежат отнесению на расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли.

Метод разделения отношений

Метод разделения отношений основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, но в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно.

Например, отношения по поводу реконструкции здания, целесообразно разделить на собственно реконструкцию и капитальный ремонт, поскольку затраты на капремонт, в отличие от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства и производятся за чистой прибыли и других средств предприятия, относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Разделение договора купли-продажи имущества на собственно договор купли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг. Сумма, уплаченная по договору на оказание информационно-консультационных услуг, единовременно относится на себестоимость продукции. Выгоды: уменьшается стоимость имущества и налог на имущество; в части услуг расходы списываются единовременно, а не через амортизацию в течение нескольких лет.

Метод отсрочки налогового платежа

Данный метод основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год).

Например, организация-покупатель до 1 января 2006 г. могла отсрочить возникновение облагаемого НДС оборота путем перечисления денежных средств в последний день налогового (отчетного) периода до момента получения продукции. Это происходит из-за того, что минимальное время прохождения платежей через банки составляет не один день, а в среднем около трех дней (для организаций, находящихся в разных регионах). Поэтому покупатель, перечислив денежные средства за приобретенную продукцию в последний день текущего периода, может включить расходы на ее приобретение в состав расходов этого периода, хотя продукция будет получена и использоваться в следующем периоде, а также может в текущем периоде произвести налоговые вычеты по НДС.

Организация-продавец, в свою очередь, получив оплату, отразит ее уже в следующем отчетном периоде и, тем самым, отсрочит уплату налога на прибыль на три месяца и уплату НДС на один месяц, что, в конечном итоге, приведет к увеличению оборотных средств организации (при условии, что поступившие средства не будут оформлены в качестве предоплаты в счет предстоящих поставок продукции или длительность производственного цикла превышает 6 месяцев).

Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Среди прочего могут использоваться:

  • сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи и мены путем занижения (завышения) стоимости товаров (работ, услуг) с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ (до 20 % от уровня цен по идентичным или однородным товарам);
  • сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество;
  • сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обложения налогом на прибыль).

Метод делегирования налоговой ответственности

Метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется при планировании налога на прибыль.

Метод принятия учетной политики с максимальным использованием возможностей для снижения размера налоговых платежей

Использование метода применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможно благодаря установлению особых режимов налогообложения для:

  • отдельных отраслей, видов деятельности (сельское хозяйство, телекоммуникации, НИОКР и др.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке для обеспечения роста экономики и экономической безопасности страны;
  • отдельных групп налогоплательщиков (организации, занятые в сфере малого бизнеса, инвесторы в порядке соглашений о разделе продукции при разработке полезных ископаемых);
  • отдельных территорий (районы крайнего Севера, свободные экономические зоны, технопарки и т. п.), организаций, участвующих в решении социальных вопросов (трудоустройство инвалидов, оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям и нуждающимся индивидуумам, помощь в проведении спортивных мероприятий и др.);
  • предприятий, ориентируемых на экспорт и других субъектов.

Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений

Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения базируется на праве субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных Налоговым кодексом РФ пределов, устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов (по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному налогу) и льготных режимов налогообложения определенных территорий РФ (Закрытые административные территориальные образования: г. Саров, г. Снежинск и др.).

Перечисленные методы в своем большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны. Наиболее эффективным является такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей (рост продаж, прибыли и др.) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой стабильности организаций.

Подготовлено по материалам: Налоговый менеджмент. Учебное пособие. Барулин С.В. и др. Издательство: "Омега-Л"; 2007

Гусева Снежана Алексеевна – студентка Юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Оффшоры – это один из самых известных и эффективных методов налогового планирования и оптимизации. В основе данного метода лежат законодательства многих стран, которые частично или полностью освобождают от налогообложения предприятия - нерезиденты. Существует несколько моделей оптимизации налогообложения, используемые в офшорных зонах: снижение налога на дивиденды; снижение налога на прибыль за счет выплаты роялти и сумм процентов по договорам займа; перевод прибыли в офшорную юрисдикцию; продажа активов, расположенных в России; использование офшорных компаний в качестве холдинговых и др. Использование офшорных зон может быть как одним из совершенно законных способов оптимизации налогообложения и получения определенных льгот, так и способом необоснованного их получения.

Ключевые слова: Оптимизация, налогообложение, финансовые потоки, миграция капиталов, оффшорных зоны, холдинги, предпринимательская деятельность.

На современном этапе в связи с облегчившейся мобильностью капиталов появилось множество возможностей для перераспределения финансовых потоков между различными странами. Данное явление получило название международной миграции капиталов и было вызвано усилившимися процессами глобализации в мировой экономике.

Сегодня участники предпринимательской деятельности в качестве одной из основных целей ставят освобождение от чрезмерно высоких тарифов. Довольно эффективным методом снижения налогообложения является создание оффшорных компаний, что сейчас получает все большее распространение во всем мире.

В целом метод оффшоров сводится к учреждению юридических лиц в зонах с пониженным налогообложением в отсутствие валютного контроля исключительно для нерезидентов государства с оффшорными зонами, так как для своих резидентов подобные юрисдикции устанавливают довольно строгие правила осуществления хозяйственной деятельности и высокие налоговые ставки. К государствам, создавшим оффшорные зоны предъявляются высокие требования: как к их экономической, так и к правовой и политической стабильности, что страны готовы обеспечит для привлечения иностранных инвестиций [3, с. 84].

Значительная доля денежных средств, которые переводятся за границу, направляется в территории с низконалоговыми юрисдикциями в виде дивидендов, возврат займов, оплаты процентов по займам, выплат крупного дохода и роялти.

Особенность налоговой оптимизации заключается в нарушении общего предписания действовать добросовестно, тем не менее само по себе такое

поведение не будет считаться противоправным, т.к. действия субъекта экономической деятельности будут соответствовать нормам материального права. При этом целью действий будет исключительно уменьшение сумм налоговых отчислений, а не достижение какого-либо экономического эффекта. Если налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность, соблюдая закон и не злоупотребляя своим правом на получение льгот, такое поведение будет налоговым планированием и не повлечет за собой какой-либо ответственности. В том случае, если происходит злонамеренное сокрытие некоторой суммы налога, подлежащей уплате, то уклонение от уплаты налога повлечет уголовную ответственность.

Для того, чтобы избежать подобных негативных последствий, налогоплательщики изобретают различные схемы уклонения от уплаты налогов, которых на данный момент только в России уже более двухсот [6, с. 156; 7, с. 134]. Как правило, такие основой таких схем выступают подставные фирмы в сделках, использование «проблемных» банков, затратных сделок и т.д. [8, с. 134; 3, с. 134]. Одним из самых популярных методов налоговой оптимизации является снижение таможенных пошлин и налога на прибыль. Так, с целью налоговой экономии российские экспортеры продают «своей» офшорной компании продукцию по максимально сниженным ценам (размер таможенной пошлины снижается в два раза), а после этого перепродают ее конечному покупателю по рыночным ценам. Таким образом, прибыль, получаемая от потребителя, остается за границей, в офшорных зонах, где она не подвергается налогообложению. Впоследствии такие средства могут быть возвращены обратно в Россию в качестве вклада в уставный капитал или займа со стороны офшорной компании. Следует учитывать, что такой способ оптимизации налогообложения подходит только тогда, когда законодательством предусмотрены льготные ставки ввозной таможенной пошлины и таможенного НДС, в ином случае из-за повышения таможенной стоимости импортируемого товара экономия на налоге на прибыль может быть нивелирована.

Еще одна схема оптимизации налогообложения - снижение налога на дивиденды. Так, в стране, с которой у России заключен договор об избежании двойного налогообложения (например, на Кипре), регистрируется компания, в таком случае ставка налога на дивиденды снижается (в отношении Кипра она будет составлять от 5 до 10% в зависимости от суммы вклада в уставный капитал российского общества). Если договор об избежании двойного налогообложения не заключен, то налоговая ставка составляет 15%. Если возникает обратная ситуация, при которой в офшорной зоне за рубежом учреждается дочерняя компания, ставка налога составляет 9%.

Третьим способом оптимизации налогообложения является снижение налога на прибыль за счет выплаты роялти и сумм процентов по договорам займа. Так, вознаграждения по лицензионному или сублицензионному договору (роялти) за пользование товарным знаком не подвергается налогообложению, если изначально товарный знак регистрируется на имя офшорной компании, которая передает его по лицензионному договору компании на Кипре, а та по сублицензионному договору передает его российской компании. Стоит, однако, учесть, что размер лицензионных платежей, которые выплачиваются российским лицензиатом иностранному лицензиару, должен быть экономически обоснован [2]. Аналогичным образом происходит предоставления займа российской организации со стороны офшорной компании.

Следующим вариантом оптимизации налогообложения является перевод прибыли в офшорную юрисдикцию. В частности, с данной целью может быть заключен агентский договор, договор комиссии или договор возмездного оказания услуг, согласно которым офшорная компания оказывает российской различные услуги: поиск контрагентов за рубежом, реализацию товаров, осуществление рекламной деятельности. За такие услуги офшорная компания получает определенные платежи, которые уменьшают налогооблагаемую базу российской компании по налогу на прибыль в России, так как составляют расходы российской компании. Кроме того, оффшорная компания не платит налоги с получаемых выплат ввиду освобождения ее от налогообложения по месту регистрации. Таким образом, данные средства остаются в свободном распоряжении офшорной компании и впоследствии могут быть инвестированы в Россию. Стоит отметить, что налоговые органы квалифицируют данные схемы как противоречащие законодательству [1].

Пятым способом выступает продажа активов, расположенных в России. С целью продажи активов, которые находятся в России, российские участники сделки создают офшорные компании, которые станут продавцом и покупателем в будущей сделке. Происходит передача самих активов третьей компании, которая также регистрируется в офшорной зоне. Акции этой третьей компании будут предметом сделки купли-продажи между двумя офшорными компаниями: продавцом и покупателем. В результате продажи акций данной компании активы фактически переходят под управление российской компании. Продажа акций офшорной компании не подлежит налогообложению в офшорной территории, хотя активы в действительности переходят к российскому покупателю - выгода от такой следки очевидна.

Еще одной распространенной практикой, используемой для целей оптимизации налогообложения является использование офшорных компаний в качестве холдинговых. К преимуществам такой модели относятся следующие:

  • сделки с акциями офшорных компаний осуществляются с минимальными временными и денежными затратами;
  • при продаже акций и долей компании доход не подлежит налогообложению в офшорной юрисдикции;
  • полученные офшорной холдинговой компанией дивиденды не облагаются налогами на доходы в офшорной юрисдикции;
  • конфиденциальность операций: власти офшорных юрисдикций не предоставляют российским властям информацию о реальных владельцах офшорных холдинговых компаний [3, с. 37].

Таким образом, выше описаны лишь некоторые из существующих схем оптимизации налогообложения в офшорных зонах. Несмотря на то, что сами по себе они не являются незаконными, налоговые органы Российской Федерации пристально следят за подобными операциями, направленными на «уход» от налогов в связи с тем, что они приводят к оттоку денежных средств за рубеж.

Таким образом, использование офшорных зон при ведении предпринимательской деятельности может быть как одним из совершенно законных способов оптимизации налогообложения и получения определенных льгот, так и способом необоснованного их получения.

Современное состояние российской экономики и общества обуславливает необходимость более жесткой антиофшорной политики стратегического характера, которая будет отвечать национальным интересам и способствовать не только улучшению имиджа Российской Федерации на международной арене, но и формированию финансовой безопасности.

Читайте также: