Методика расчета налогового потенциала

Опубликовано: 02.05.2024

Приложение N 1
к Методике определения и распределения
дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных районов
(городских округов)

Методика
расчета налогового потенциала муниципальных районов (городских округов)

С изменениями и дополнениями от:

16 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г., 16 ноября 2011 г., 18 ноября 2013 г., 11 ноября 2014 г., 9 декабря 2015 г.

Информация об изменениях:

Законом Калужской области от 9 декабря 2015 г. N 32-ОЗ в настоящий раздел внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, связанные с формированием областного бюджета на 2016 г.

В настоящей Методике используются следующие основные понятия:

налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения соответствующего вида налога;

репрезентативная налоговая ставка - величина прогнозного объема налогов с единицы налоговой базы, рассчитанная в целом по области на основе прогноза социально-экономического развития Калужской области на соответствующий финансовый год и плановый период, одобренного Правительством Калужской области;

налоговый ресурс (HP) - потенциально возможные налоговые поступления в бюджет муниципального района (городского округа), исчисленные по налоговой базе базового периода;

налоговый потенциал (НП) - возможные налоговые поступления на душу населения;

индекс налогового потенциала (ИНГИ) - налоговый потенциал муниципального района (городского округа), отнесенный к аналогичному показателю по области;

репрезентативная группа налогов - группа налогов, наиболее реалистично отражающих суммарный налоговый потенциал.

Для оценки налогового потенциала муниципальных районов (городских округов) выбрана совокупность следующих налогов:

- налог на доходы физических лиц;

- налог на имущество организаций;

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

Указанные доходные источники наиболее точно отражают поведение суммарных налоговых поступлений.

Налоговой базой по выбранной группе налогов является:

- фонд оплаты труда;

- стоимость основных фондов предприятий и организаций по остаточной стоимости (на конец года);

- оборот розничной торговли и оборот общественного питания.

За базовый период принимаются 2 отчетных финансовых года до текущего финансового года с учетом особенностей, установленных настоящей Методикой.

В случае, если темп роста налогового потенциала по муниципальному району (городскому округу) превышает темп роста налогового потенциала в среднем по муниципальным районам (городским округам), индекс налогового потенциала по муниципальному району (городскому округу) определяется исходя из среднего показателя по муниципальным районам (городским округам).

В расчете налогового потенциала по налогам, входящим в репрезентативную группу налогов, применяется коэффициент текущей ситуации, отражающий средний темп роста налога за 7 месяцев текущего финансового года к соответствующим периодам базового периода.

Коэффициент текущей ситуации для налога на имущество организаций и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения ( Кmciиву ) рассчитывается по следующей формуле:

Tij, ij-1, ij-2, ij-3 поступления налога в консолидированный бюджет области по плательщикам 1-го муниципального района (городского округа) за 7 месяцев текущего финансового года и соответствующих периодов отчетного финансового года, года, предшествующего отчетному, 2 года, предшествующих отчетному.

Коэффициент текущей ситуации для налога на доходы физических лиц ( Кmciд ) рассчитывается по следующей формуле:

Кmciд = Тij/Tij-1 х 100 .

В случае, если коэффициент текущей ситуации по i-му муниципальному району (городскому округу) выше коэффициента текущей ситуации в целом по области, то по i-му муниципальному району (городскому округу) применяется коэффициент текущей ситуации, сложившийся в целом по области. Указанная норма применяется для всей репрезентативной группы налогов за исключением налога на доходы физических лиц и налога на имущество организаций.

Информация об изменениях:

Законом Калужской области от 9 декабря 2015 г. N 32-ОЗ в настоящий раздел внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, связанные с формированием областного бюджета на 2016 г.

Расчет налогового ресурса

Налоговый ресурс по группе репрезентативных налогов определяется как сумма налоговых ресурсов по выбранным налогам. Расчет налоговых ресурсов по каждому виду репрезентативных налогов определяется следующим образом.

Налог на доходы физических лиц - средневзвешенный за базовый период фонд оплаты труда, умноженный на репрезентативную налоговую ставку и на норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов), установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, и на единый норматив отчислений, установленный законодательством Калужской области, и на коэффициент текущей ситуации по конкретному муниципальному району (городскому округу).

Репрезентативная налоговая ставка рассчитывается из суммы прогноза налога на доходы физических лиц и фонда оплаты труда по полному кругу организаций на очередной финансовый год в целом по области.

Налог на имущество организаций - средневзвешенная за базовый период, стоимость основных фондов предприятий и организаций по остаточной стоимости (на конец года), умноженная на репрезентативную налоговую ставку и на норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов), установленный законодательством Калужской области и на коэффициент текущей ситуации по конкретному муниципальному району (городскому округу)..

Репрезентативная налоговая ставка рассчитывается из суммы прогноза налога на имущество организаций и стоимости основных фондов предприятий и организаций по остаточной стоимости (на конец года) на очередной финансовый год в целом по области.

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - средневзвешенная за базовый период выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и прочих аналогичных платежей) малых предприятий и организаций, умноженная на репрезентативную налоговую ставку, на норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов), установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Калужской области, и на коэффициент текущей ситуации по конкретному муниципальному району (городскому округу)..

Репрезентативная налоговая ставка рассчитывается из суммы прогноза налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и прогноза выручки от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и прочих аналогичных платежей) малых предприятий и организаций на очередной финансовый год в целом по области.

Средневзвешенная за базовый период налоговая база по репрезентативным налогам рассчитывается по следующей формуле:

где - средневзвешенная за базовый период налоговая база по соответствующему налогу;

- налоговая база по соответствующему налогу за отчетный финансовый год, предыдущий последнему отчетному финансовому году по i-тому муниципальному району (городскому округу);

- налоговая база по соответствующему налогу за последний отчетный финансовый год по i-тому муниципальному району (городскому округу);

, - удельный вес налоговой базы в базовом периоде по репрезентативной группе налогов в целом по области .

Расчет
налогового потенциала и индекса налогового потенциала

Налоговый потенциал для муниципального района (городского округа) вычисляется как налоговый ресурс, рассчитанный на душу населения, и определяется по формуле:

где НПi- налоговый потенциал i-гo муниципального района (городского округа);

- налоговый ресурс i-гo муниципального района (городского округа);

- численность постоянного населения муниципального района (городского округа) по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Индекс налогового потенциала муниципального района (городского округа) определяется как налоговый потенциал муниципального района (городского округа), отнесенный к аналогичному показателю в целом по области:

где - налоговый потенциал i-гo муниципального района (городского округа);

- налоговый потенциал в целом по области.


>
N 2. Порядок расчета индекса бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов)
Содержание
Закон Калужской области от 27 июня 2005 г. N 79-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Калужской области"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Под налоговым потенциалом региона понимается максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства.

Согласно этой трактовке налогового потенциала определяются его аддитивные свойства, т.е. «слагаемость»: общий налоговый потенциал региона складывается из потенциалов отдельных налогов в этом регионе.

Под налоговым потенциалом конкретного налога понимается максимально возможная за определенный период сумма поступлений по данному налогу, исходя из установленных налоговым законодательством налоговой базы и налоговой ставки (ставок).

Налоговый потенциал региона рассматривают в двух различных аспектах:

- с точки зрения налоговой компетенции различных уровней власти, когда ставится вопрос о региональном потенциале налогов, устанавливаемом федеральными (региональными, местными) органами власти;

- с точки зрения фактического поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней, когда речь идет о потенциале налогов (или их распределяемых долей) в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона.

Налоговый потенциал i-того региона (НПРi) страны представляет собой сумму налогового потенциала федерального бюджета по i-тому региону (НПР налогового потенциала i-того регионального бюджета (НПРРбi) и налоговых потенциалов муниципальных образований, входящих в i-тый регион:

НПРi = НПРФбi + НПРРбi + ( НПРМб1 + НПРМб2 + . . . + НПРМбj)

где: j — порядковый номер муниципального образования в i-том субъекте РФ;

НПРМбj — налоговый потенциал j-того муниципального образования i-того субъекта РФ.

Налоговый потенциал региона рассматривается за календарный год как и суммарный налоговый потенциал по всем налогам, собираемым в регионе, так как анализ межбюджетных отношений неизбежно требует сопоставлений налогового потенциала регионального бюдждета (НПРРбi) с общим потенциалом региона (НПРi). Тем самым выявляется специфичность отношений федерального центра с конкретными регионами как в целом по году, так и в течение календарного года.

Существуют следующие методы оценки налогового потенциала региона:

1. На основе показателей формирования налоговых доходов:

- аддитивный метод (на основе фактически собранных в регионе налоговых доходов);

- построение репрезентативной налоговой системы (РНС);

2. На основе показателей экономической активности региона:

- показатели валового регионального продукта (ВРП);

- показатели дохода на душу населения;

- совокупные налоговые ресурсы.

Методы оценки налогового потенциала региона, основанные на показателях формирования налоговых доходов, являются прямыми, так как предполагают включение в расчет налогового потенциала показателей, характеризующих его реализацию.

Методы, основанные на показателях экономической активности региона, являются косвенными, так как они предполагают определение величины налогового потенциала как производной от какого-либо показателя.

Методы оценки налогового потенциала, основанные на фактических показателях налоговых поступлений, могут быть применены при оценке налогового потенциала региона с той периодичностью, с которой формируется отчетность налоговых органов, и широко применяться в работе финансовых и налоговых органов.

В налоговой практике зарубежных стран (США, Канады) и России широко применяется метод оценки налогового потенциала региона на основе репрезентативной налоговой системы (РНС). Оценка налогового потенциала регионов осуществляется, как правило, на основе расчетного и регрессионного методов РНС.

Суть расчетного метода РНСсостоит в расчете объема бюджетных платежей, которые могут быть собраны в регионе при условии среднего уровня налоговых усилий и при одинаковом составе налогов и налоговых ставок во всех регионах.

Для применения этого метода определения налогового потенциала региона необходимо иметь данные по фактическим поступлениям налогов и сборов и по налоговым базам. Это позволяет рассчитать объем поступлений по региону. Именно эта величина и принимается за меру налогового потенциала региона.

НПРi = (НБ1 * НС1 + НБ2 * НС2 + . . . + НБk * НСk) : 100%

где: НПРi - налоговый потенциал i-того региона страны;

НБk - налоговая база k-того налогового дохода i-того региона страны;

НСk - репрезентативная (средняя) налоговая ставка по k-тому налоговому доходу i-того региона страны, %.

Регрессионный метод РНС.Его преимуществом считается сокращение потребности в данных для измерения налогового потенциала, так как достаточно лишь информации о совокупных доходах по региону и небольшого набора переменных для косвенных измерителей налоговых баз регионов. При использовании регрессионного метода отпадает необходимость в группировке доходных статей по налоговым компонентам и создании собственной налоговой базы для каждого компонента системы налогов и сборов. Включение большего количества переменных повышает точность регрессионного варианта РНС за счет более эффективного анализа данных.

Yj = X1j * B1 + X2j * B2 + . . . + Xnj * Bn + ej

где: Yj — фактически собранные в регионе платежи в бюджет;

Xnj — показатели налоговой базы, косвенно или непосредственно отражающие величину совокупной налоговой базы j-того региона или отдельных ее компонентов;

Bn — влияние случайных факторов;

n — число рассматриваемых регионов;

ej — случайная ошибка измерений.

Преимуществом регрессионного метода РНС является его меньшая трудоемкость в сравнении с расчетным методом РНС и большая объективность, поскольку с помощью регрессионного уравнения в ходе процедуры статистической оценки можно получить информацию о зависимостях между фактическими поступлениями и налоговыми базами, а основным недостатком метода считается его сложность.

Регрессионный метод РНС считается особенно эффективным для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, поскольку он представляет собой модификацию расчетного метода РНС для случаев, когда не представляется возможным оценить в полной мере совокупность налоговых ресурсов и налоговых баз по каждому из налогов, принимаемых во внимание при расчете потенциала.

Метод прямого счета. Этот метод оценки налогового потенциала, технологически близкий расчетному методу РНС, основан на аддитивном свойстве налогового потенциала, согласно которому налоговый потенциал региона (НПРi) равен сумме потенциалов отдельных налогов и может рассчитываться по формуле:

НПРi = (НБН1 * R1 + НБН2 * R2 + . . . + НБНk * Rk) : 100%

где: НПРi - налоговый потенциал i-того региона страны;

НБНk - налоговая база налога k-того вида;

Rk - предельная налоговая ставка k-того налога, %;

k — число налогов.

По методу прямого счета непосредственно исчисляются и складываются потенциалы всех налогов требуемого уровня. В обобщенном виде данная формула представляет сумму всех налогов, поступающих во все бюджеты данной территории. Эта универсальная формула легко трансформируется в расчет налогового потенциала федерального и регионального бюжетов, а далее — в налоговый потенциал бюджетов муниципальных образований. Для этого k, НБНk и Rk должны принять соответствующие значения.

17в. Понятие и виды налогового контроля.

Налоговый контроль – это совокупная система действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнение фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства РФ. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ.

Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного влияния налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды.

Целями мероприятий налогового контроля являются:

- выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

- предупреждение их в совершении в будущем;

- обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Виды налогового контроля

Классификации видов налогового контроля полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.

По времени проведения:

- Предварительный налоговый контроль – предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций.

- Текущий или оперативный контроль – осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.

- Последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.

По объекту:

- Комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

- Тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.

По характеру контрольных мероприятий:

- Плановый контроль – подчинен определённому планированию.

- Внеплановый (внезапный) контроль – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.

По методу проверки документов:

- Сплошной контроль – основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени.

- Выборочный контроль – предусматривает проверку первичных документов за один или несколько месяцев.

По месту проведения:

- Камеральный контроль – проводится по месту нахождения налогового органа.

- Выездной контроль – осуществляется по месту нахождения налогоплательщика.

По источнику данных:

- Документальный контроль – основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах.

- Фактический контроль – учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и т.д.

По периодичности проведения:

Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года.

Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Рассмотрим подробнее классификацию видов налогового контроля различающихся по месту проведения.

Определение ( расчет) налогового потенциала является важнейшей задачей, стоящей перед центральным и региональными органами управления Российской Федерации. От точности оценки налогового потенциала зависят объективность межбюджетных отношений, повышение самостоятельности регионов в использовании собственного налогового потенциала и устранение причины споров, связанных с несправедливым распределением помощи ( финансовой поддержки из федерального центра).

По мнению И.В. Горского, налоговый потенциал региона можно рассматривать со следующих точек зрения:

налоговой компетенции разных уровней власти, т.е. можно ставить вопрос о региональном потенциале налогов;

фактического поступления налоговых платежей в разные уровни бюджетов, т.е. налоговый потенциал региона (НИР) можно представить как сумму налоговых потенциалов федерального (НПФб) и регионального (НПРб) бюджетов (НПР = НПФб + НПРб);

совокупного потенциала региона.

В основе истолкования понятия «налоговый потенциал» лежит налоговая база. Это толкование верно, если говорить об отдельном налоге или группе налогов с одинаковой базой. При этом суммы фактических поступлений в разных регионах или в одном и том же регионе в разные периоды времени могут существенно различатьсяи меняться при одной и той же налоговой базе в зависимости от конкретных ставок и льгот. Здесь налоговая база является точной мерой налогового потенциала Однако когда речь заходит об оценке общего потенциала многих налогов, ситуация коренным образом меняется.

Однако сложению поддаются теоретически возможные максимальные суммы налоговых платежей по любым налогам с их самыми разными налоговыми базами. Таким образом, в практических целях под налоговым потенциалом региона можно понимать сумму потенциалов всех действующих в данном регионе отдельных налогов, а под потенциалом конкретного налога — максимально возможную за определенный период сумму поступлений по данному налогу исходя из установленных федеральным законодательством налоговой базы и ставки ( ставок). Привязка к конкретному законодательству предельно утилизирует понятие налогового потенциала, но позволяет сделать расчеты, методическое единство которых обеспечит достаточно объективную сравнительную оценку доходной базы региональныхбюджетов

Еще раз подчеркнем, что следует различать понятие налогового потенциала региона как абстрактную финансовую категорию, выражающую некую оптимальную сумму налоговых сборов (оптимальное налоговое бремя) в условиях какой-то идеальной для конкретного региона налоговой системы, и как элемент расчета финансовой основы межбюджетных отношений, всегда существующих в реальной системе налогов.

Предлагаемая И.В. Горским модель опирается на расчет финансовой основы межбюджетных отношений. При этом он предлагает:

рассматривать налоговый потенциал за календарный год;

принять за налоговый потенциал региона ( НИР) суммарный налоговый потенциал по всем налогам, собираемым в регионе, безотносительно к налоговой компетенции или зачислению в бюджеты;

определить НИР как максимально возможную сумму налоговых платежей на данной территории исходя из действующего федерального налогового законодательства , чтобы все регионы изначально находились в равных условиях.

Приведем методы оценки налогового потенциала региона, предложенные И.В. Горским.

Предложенные разновидности методики принципиально близки и могут быть использованы как совместно, так и самостоятельно. В основе всех расчетов лежат данные официальных форм налоговой отчетности, т.е. методикой не предусматривается дооценка налогового потенциала нелегального сектора, что совершенно правильно с точки зрения реальности бюджетных поступлений.

1. Первый расчет опирается на аддитивное свойство налогового потенциала: налоговый потенциал региона ( НИР) равен сумме потенциалов отдельных налогов, его можно назвать«методом прямого счета):

где п — число налогов;

НБ — налоговая база налога i;

t— ставка (предельная ставка) налога i в процентах.

Приведенная формула НИР в общем виде есть сумма всех налогов, поступающих во все бюджеты данной территории Эта универсальная формула легко трансформируется в расчет налогового потенциала и федерального, и регионального бюджетов, и далее — в потенциал бюджета региона и бюджетов муниципальных образований. Для этого п, НБ и t должны принять соответствующие значения

Так, для НПФб (налоговый потенциал федерального бюджета) в качестве и используются налоги, поступающие только в федеральный бюджета, at — соответствующая ставка или ее часть, по которой данный налог идет в центр. То же самое можно сказать и о налоговом потенциале муниципального образования с одной существенной оговоркой— база налогов, зачисляемых в местный бюджет, учитывает региональные льготы и не учитывает местные. Для расчета налоговых поступлений используются данные формы № 5- НБН (Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов), содержащие прямую информацию по базе десяти основных налогов (НДС, налог на прибыль и имущество, подоходный налог и др.).

налоговый потенциал можно принять начисленную величину налога.

Второй расчет проводится упрощенным методом. Его суть состоит в использовании только данных формы № 5- НБН, если по каким-то причинам (трудоемкость, недостоверность и др.) окажется затруднительным применение первого метода.

Дело в том, что те десять налогов, для которых форма № 5-НБН дает точную налоговую базу, составляют90% всех налоговых доходов регионов. Следовательно, мы можем без большой погрешности сделать общую дооценку потенциала оставшихся налогов, например, таким способом

Пусть все налоговые поступления региона в отчетном году составили 100 усл. ед., а по 10 представленным в форме № 5-НБН налогам — 90 усл. ед. Налоговый же потенциал этих 10 налогов, допустим, будет оценен в 98 усл. ед. Тогда общий потенциал может быть дооценен в пропорции, которая сложилась по основным 10 налогам, то есть НП = 100 • 98/90 = 109 усл. ед.

Ограниченность этого метода очевидна для расчетов налогового потенциала муниципальных образований, поскольку в местные бюджеты не попадают многие из опорных десяти налогов ( НДС, акцизы и др.), и потому здесь придется искать другие зависимости

Наконец, еще одним приемом оценки отчетного НП может стать, скажем,« фактический метод», где потенциал рассчитывается исходя из некоторых фактических значений налоговых сумм. В основе этого метода лежит простая мысль о том, что полному использованию налогового потенциала (в рамках строго контролируемого легального сектора) препятствуют только две вещи: неплатежи ( недоимка) и льготы. Отсюда и формула налогового потенциала (НП):

где Ф — фактические поступления налогов;

3 — прирост задолженности за отчетный период;

Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и (или) местные льготы.

Все данные представлены в налоговой отчетности:

Ф — форма № 1 - НМ Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

3 — форма № 4- НМ Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней.

JI — форма № 3- НЛК Отчет о льготах по налоговым платежам по действующему законодательству.

К недостаткам этого метода расчета налогового потенциала относится сложность планирования полученного показателя, поскольку здесь не используется налоговая база, тогда как первые два метода с достаточно высокой степенью надежности допускают перспективную оценку налогового потенциала именно через планирование налоговой базы.

Аннотация: Работа посвящена исследованию методических подходов к оценке величины налогового потенциала региона. В статье описываются различные подходы к оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации. Рассмотрены меры по улучшению и совершенствованию механизма определения налогового потенциала региона на примере Приморского края.

Ключевые слова: Налоговой потенциал региона, налог, налоговые поступления, налоговый паспорт, налоговая база, бюджет, оценка налоговой базы.

В целях стабильного развития государства требуется постоянство государственных и муниципальных финансов, которое подразумевает сбалансированность и увеличение поступлений в бюджет на текущий момент и в долгосрочной перспективе. В процессе решения задачи пополнения бюджетов всех уровней и повышения экономического роста федеральным, региональным и местным финансовым службам необходимо располагать объективной информацией, основанной на актуальной оценке налогового потенциала.

Налоговый потенциал региона характеризуется его экономической структурой и обеспеченностью налоговой базы, выражаемой налогооблагаемыми ресурсами. В формировании налоговой базы значительную роль играет региональный аспект, который в практических расчетах определяется через оценку налогового потенциала региона. Налоговые поступления при этом рассматриваются в качестве реализованной части налогового потенциала.

Налоговый потенциал региона – важнейшее ключевое звено в межбюджетных отношениях, поскольку определяет уровень финансирования из центрального аппарата, является неотъемлемой частью налогового потенциала государства и состоит из налоговых потенциалов муниципальных образований, находящихся на территории данного региона [7].

В целях изучения методических основ расчета налогового потенциала на уровне субъекта Федерации в настоящей статье использованы данные о бюджетно-налоговых показателях Приморского края за ряд лет, на основе которых произведен расчет налогового потенциала с использованием различных методов с целью определения их различий, выявления положительных и отрицательных сторон.

Так, бюджетная система Приморского края является частью консолидированного бюджета РФ и включает в себя бюджеты двух уровней [1]:

1) региональный бюджет Приморского края и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты муниципалитетов, расположенных в границах региона.

Налоговыми доходами регионального бюджета Приморского края признаются собственные налоговые доходы краевого бюджета, получаемые от региональных налогов и сборов, а также отчисления от федеральных налогов и сборов по нормативам, предусмотренным бюджетно-налоговым законодательством РФ.

На данный момент единой методики по оценке налогового потенциала не сформировано, поэтому в статье был произведен расчет налогового потенциала Приморского края с использованием трех различных методов с целью определения наиболее оптимального.

1. Расчёт налогового потенциала с использованием репрезентативной налоговой системы (далее - РНС). Осуществляется на основе показателей уровня экономического развития (базы налогообложения) субъектов

Российской Федерации и планируемых поступлений по каждому виду налогов, учитываемых в репрезентативной системе, в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации [4].

В репрезентативную систему налогов входят основные налоговые источники субъектов Российской Федерации, отражая доходные возможности, учитываемые при распределении финансирования в процессе межбюджетного регулирования. Прочие виды доходов, не учитываемые в репрезентативной системе, не используются в целях определения размера финансирования при межбюджетном регулировании [4].

Во избежание резких колебаний денежных поступлений, передаваемых регионам, показатели налоговых баз регионов, участвующие в расчете, берутся в среднем за 3 последних отчетных периода. Перечень показателей, участвующих в оценке налогового потенциала региона по методу РНС приведен в Табл.1.

Анализируя данные Табл.1, можно сделать вывод об увеличении поступлений практически по всем видам налоговых доходов за три последних отчетных периода. Доходообразующими налогами можно считать налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций.

Налоговый потенциал равен сумме налоговых потенциалов отдельных налогов [6]:

где n – число налогов; НБ – налоговая база налога, руб.; t– ставка (предельная) налога i-го налога, %.

Для расчёта налогового потенциала Приморского края по отдельным налогам применим формулу 2[5]:

где НП – налоговый потенциал по i-му налогу;

ПДi – прогноз поступлений i-го налога в консолидированный бюджет в периоде, следующем за отчетным;

НСi – суммарные начисления i-го налога в консолидированный бюджет региона в последнем отчетном периоде, скорректированные на единовременные поступления.

В Табл.2 просчитан коэффициент собираемости в разрезе каждого налога по вышеуказанной формуле 2:

Коэффициент собираемости налогов за 2012–2014 гг.

от 6 сентября 2017 года N 154

Об утверждении Методики расчета налогового потенциала

(с изменениями на 27 августа 2020 года)

В соответствии с Законом Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 16-ЗРК/2014 "О межбюджетных отношениях в Республике Крым", с целью расчета налогового потенциала для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Крым, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета налогового потенциала на очередной финансовый год и плановый период.

2. Отделу информационных технологий (Л. Бурым) совместно с отделом обеспечения деятельности и по связям с общественностью (Н. Юрченко) обеспечить размещение настоящего приказа на официальной странице Министерства финансов Республики Крым Портала Правительства Республики Крым.

3. Отделу делопроизводства и контроля за исполнением документов (Я. Фильченко) довести данный приказ до начальника департамента по организации бюджетного процесса и заведующего отделом методологии бюджетного процесса Министерства финансов Республики Крым.

4. Настоящий приказ вступает в силу с момента подписания.

Приложение
к приказу
Министерства финансов
Республики Крым
от 06.09.2017 N 154

МЕТОДИКА РАСЧЕТА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

I. Общие подходы

Методика расчета налогового потенциала разработана с целью применения единого подхода Министерства финансов Республики Крым к определению налогового потенциала муниципальных образований для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Крым.

II. Особенности расчетов поступлений платежей в консолидированный бюджет по основным доходным источникам на очередной финансовый год и плановый период

1. Налог на доходы физических лиц

Расчет прогноза налогового потенциала муниципального образования Республики Крым (городского округа, городского поселения, сельского поселения, муниципального района) по налогу на доходы физических лиц (в контингенте поступлений) на очередной финансовый год производится по следующей формуле:



- прогнозируемый объем налогового потенциала муниципального образования Республики Крым по налогу на доходы физических лиц (в контингенте поступлений) на очередной финансовый год;

НБст13% - налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 13 процентов, за последний отчетный финансовый год по данным формы N 5-НДФЛ УФНС по Республике Крым;

СТ13% - налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

НБст35% - налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 35 процентов, за последний отчетный финансовый год по данным формы N 5-НДФЛ УФНС по Республике Крым;

СТ35% - налоговая ставка, установленная пунктом 2 статьи 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

НБст30% - налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 30 процентов, за последний отчетный финансовый год по данным формы N 5-НДФЛ УФНС по Республике Крым;

СТ30% - налоговая ставка, установленная абзацем первым пункта 3 статьи 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

НБст15% - налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 15 процентов, за последний отчетный финансовый год по данным формы N 5-НДФЛ УФНС по Республике Крым;

СТ15% - налоговая ставка, установленная абзацем вторым пункта 3 статьи 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

НБст9% - налоговая база, подлежащая налогообложению по ставке 9 процентов, за последний отчетный финансовый год по данным формы N 5-НДФЛ УФНС по Республике Крым;

СТ9% - налоговая ставка, установленная пунктами 4 и 5 статьи 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

НБин - налоговая база, подлежащая налогообложению по иным налоговым ставкам, за последний отчетный финансовый год по данным формы N 5-НДФЛ УФНС по Республике Крым;

СТин - налоговая ставка, установленная абзацами третьим - пятым пункта 3 статьи 224 (13%) части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

Ктек - коэффициент роста фактического поступления по налогу на доходы физических лиц за отчетный период текущего года по сравнению с аналогичным периодом года, предшествующего текущему году, скорректированные на величину разовых (неравномерных) платежей, по соответствующему муниципальному образованию. При этом если Ктек принимает значение меньше "1", в расчете применяется значение, равное "1";

Коч - коэффициент роста фонда оплаты труда на очередной финансовый год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Крым;

Инб - увеличение (сокращение) налогового потенциала, обусловленное изменениями налогооблагаемой базы.

Расчет прогноза налогового потенциала муниципального образования Республики Крым (городского округа, городского поселения, сельского поселения, муниципального района) по налогу на доходы физических лиц (в контингенте поступлений) на плановый период производится по следующей формуле:



- налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц муниципального образования в контингенте на плановый период;


- налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц муниципального образования в контингенте на очередной финансовый год и первый год планового периода;


- коэффициент роста фонда оплаты труда на плановый период в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Крым.

Расчет прогноза налогового потенциала муниципального образования Республики Крым (городского округа, городского поселения, сельского поселения, муниципального района) по налогу на доходы физических лиц на очередной финансовый год и плановый период производится по следующей формуле:



- налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период;


- налоговый потенциал по налогу на доходы физических лиц муниципального образования в контингенте на очередной финансовый год и плановый период;

НО - норматив отчисления от налога в бюджеты городских округов, городских, сельских поселений, муниципальных районов.

За прогнозируемый объем налогового потенциала муниципального образования Республики Крым (городского округа, городского поселения, сельского поселения; муниципального района) по налогу на доходы физических лиц на 2019 год принимается сумма прогнозных поступлений налога на доходы физических лиц в 2019 году по данным муниципальных образований, согласованная с территориальными органами налоговой службы.

(абзац введен Приказом Минфина Республики Крым от 10.09.2018 N 187)

Прогноз налогового потенциала муниципального образования Республики Крым (городского округа, городского поселения, сельского поселения; муниципального района) по налогу на доходы физических лиц на плановый период производится по определенным в настоящей части формулам.

(абзац введен Приказом Минфина Республики Крым от 10.09.2018 N 187)

2. Единый сельскохозяйственный налог

Расчет прогноза налогового потенциала муниципального образования Республики Крым (городского округа, городского поселения, сельского поселения, муниципального района) по единому сельскохозяйственному налогу на очередной финансовый год производится по следующей формуле:


(в ред. Приказа Минфина Республики Крым от 27.08.2020 N 229)

Умо - сумма убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу за налоговый период;

(в ред. Приказа Минфина Республики Крым от 27.08.2020 N 229)


- прогнозируемый объем налогового потенциала муниципального образования Республики Крым (городского округа, городского поселения, сельского поселения, муниципального района) по единому сельскохозяйственному налогу на очередной финансовый год;

Читайте также: