Налогообложение торговой деятельности доклад

Опубликовано: 15.05.2024

Налогообложение торговых предприятий

1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе исчисления налога

3. Порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения. Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, отнесения этих фактов к соответствующим доходам или расходам и формирования показателей налоговой декларации.

Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы (ст. 313 НК РФ).

без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражениях; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к ведению налогового учета.

Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет.

При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.

2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета.

Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 21. 11. 96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета.

Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете автор считает, что совместить два учета в одном не представляется возможным.

4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ). Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра - регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения.

Такой порядок не нарушает требований Налогового кодекса. Регистр корректировки - это не что иное, как прошлогодняя Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета по налогу на прибыль (разумеется, переработанная с учетом требований главы 25 НК РФ). Иначе говоря, в регистре корректировки должна отражаться разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех случаях, когда такая разница возникает.

5. Налоговый учет ведется в обособленном налоговом Плане счетов.

Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся "налоговые" счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов.

Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать реквизиты, перечисленные в ст. 313 НК РФ.

счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

В отличие от бухгалтерского учета, на налоговых счетах в большинстве случаев нет необходимости выявлять финансовый результат от тех или иных операций. На основании данных, собранных за отчетный (налоговый) период на каждом налоговом счете (субсчете), будет заполнена налоговая декларация, и уже в ней будут определены налоговые базы для различных видов операций.

2. Налог на имущество предприятий: элементы налога

и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками налога признаются:

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

7) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

8) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

9) организации - в отношении космических объектов;

10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

12) имущество государственных научных центров;

13) организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;

14) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

3. Порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

иное не установлено положениями настоящей главы, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц).

Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

1) приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

которых не признается территория Российской Федерации;

3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

организации. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав;

2) дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав и передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком.

При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.

Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

Список использованной литературы

2. Агафонова М. Н. Налогообложение торговых операций. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 320 с.

3. Александров И. М. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и К, 2006. – 318 с.

4. Барулин С. В., Кириллова О. С., Муравлева Т. В. Налоги и налогообложение. – М.: Экономистъ, 2006. – 398 с.

5. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер, 2006. -288с.

6. Косолапов А. И. Налоги и налогообложение. -М.: Дашков и К, 2005. -72с.

7. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 509с.

8. Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Налогообложение юридических и физических лиц. - М.: Экзамен, 2006. – 653 с.

9. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. – М.: ФиС, 2006. – 464 с.

10. Скворцов О. В., Скворцова Н. О. Налоги и налогообложение. – М.: ИЦ Академия, 2005. – 240 с.

11. Черник Д. Г., Павлова Л. П., Князев В. Г. Налоги и налогообложение. – М.: МЦФЭР, 2006. – 528 с.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Торговая отрасль в экономике современной России занимает одно из ведущих мест. Это обусловлено несколькими причинами, одна из которых состоит в том, что торговый бизнес наиболее прибыльный и наименее затратный. Вложенные в него средства окупаются быстрее, чем в сферах, производящих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.2 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
2.1 НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
2.2 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
2.3 АКЦИЗЫ
2.4 ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ПРОЧИЕ НАЛОГИ И СБОРЫ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
3.2 ЛИЦЕНЗИОННЫЙ СБОР ЗА ПРАВО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ВИННО-ВОДОЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

налогообложение.doc

Введение

Торговая отрасль в экономике современной России занимает одно из ведущих мест. Это обусловлено несколькими причинами, одна из которых состоит в том, что торговый бизнес наиболее прибыльный и наименее затратный. Вложенные в него средства окупаются быстрее, чем в сферах, производящих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в данной отрасли, отличается спецификой как при организации хозяйственных связей и формировании договорных отношений между участниками договоров купли-продажи, так и при организации и ведении бухгалтерского учета. Сфера законодательного регулирования торговой деятельности на протяжении длительного периода оставалась наиболее стабильной отраслью законодательства. Тем не менее, в связи с развитием рыночных отношений, появлением новых структур (в частности, торговых сетей) и формированием новых видов хозяйственных отношений между участниками торговой деятельности возникла необходимость дополнительного регулирования данной отрасли.

Потребность в торговых специалистах в России превышает 20-25% от общей потребности всего отечественного бизнеса в кадрах - это первое место среди всех отраслей экономики. Однако на практике из-за большого количества ограничений, в первую очередь нехватки различных ресурсов, торговые предприятия не всегда могут эффективно решать поставленные жизнью задачи.

Начиная с 1995 года, когда появился первый проект Налогового кодекса РФ, в отечественном налоговом учете преобладает фискальная, а не регулирующая составляющая. Чаще всего устанавливается не отвечающий реальному состоянию и потенциальным возможностям уровень доходности торговых предприятий, по которому исчисляются платежи в бюджет и внебюджетные фонды. В это же время в других демократических странах с развитой рыночной экономикой в основу налогового законодательства закладывают три следующие взаимосвязанные основные цели:

- формирование доходной части бюджета;

- содействие устойчивому развитию экономики;

- обеспечение социальной справедливости.

Недостаточно экономически обоснованный современный отечественный налоговый учет не дает возможности развиваться всем торговым предприятиям, особенно тем, которые относятся к категории малого и среднего бизнеса. Такое состояние налогового учета наносит определенный ущерб экономике страны и тормозит процесс реализации социальных целей. Все это обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Основная цель работы состоит в анализе действующего механизма налогообложения торговых предприятий. Исходя из поставленной цели исследования, вытекают следующие задачи:

1. раскрытие природы и экономического содержания такого понятия, как «налоги торговых предприятий»;

2. разобрать состав налоговой отчетности торговых предприятий;

3. рассмотрение механизмов взимания и основных элементов налогообложения таких налогов, как налог на прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость и прочее.

1. Теоретические основы налогообложения предприятий торговли

1.1 Сущность налогов. Принципы налогообложения торговых предприятий

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевания новых территорий рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения ВВП, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которых испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить их из собственных источников. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.

Налоги, представляют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов). Они необходимы для выполнения соответствующих функций социальной, оборонной, правоохранительной, для развития фундаментальной науки и другие. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.

Налоги как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства объективно необходимы, по-видимому, и это не вызывает сомнений у образованных и законопслушных членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией «государство». Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, изымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (ст. 8 НК РФ).

Сбором принято называть обязательный взнос, изымаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений (ст.8 НК РФ).

Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона, отрасли.

С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой субъект налогообложения. С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа и составляет сущность налога. Платежи осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы государства и муниципальных образований. Экономическое содержание налогов и сборов выражается, таким образом, во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и гражданами с одной стороны и государством с другой, по поводу формирования государственных и муниципальных финансов. Признаками налога являются:

- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

- легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).

Налоги исторически являются одним, из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и т. д.).

1.2 Понятие налоговой отчетности торгового предприятия

Под налоговой отчетностью торгового предприятия в автономном налоговом учете следует понимать комплекс сведений: об имущественном положении; финансовом состоянии; результатах хозяйственной деятельности; о выполнении обязательств по налоговым платежам. Как и в бухгалтерском учете, налоговая отчетность должна включать в себя налоговый баланс, отчет о прибылях и убытках, а также все декларации по налогам, которые уплачивает торговое предприятие. К ним целесообразно приложить пояснительную записку для расшифровки отдельных важных налоговых случаев и обстоятельств.

Налоговый баланс (как и бухгалтерский) - это способ группировки имущества предприятия на определенную дату. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) имуществом называются вещи, являющиеся объектами гражданских прав. К ним относятся: основные и оборотные средства, нематериальные и прочие активы, денежные средства, валютные ценности и ценные бумаги. А также права требования к третьим лицам (дебиторские задолженности), иные вещи и вещные права, имеющие денежную оценку.

Для удобства отражения сведений и проведения анализа целесообразно использовать форму, предложенную приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (в редакции от 18.09.2006 г.). При этом можно исключить статьи «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства». Рекомендуемый состав отчетности:

1) налоговый баланс, включающий справку о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, - форма N 1;

2) отчет о прибылях и убытках - форма N 2;

3) налоговые декларации (отчеты по начислению и уплате налогов, сборов и т.п.) и расчеты по конкретным налогам и сборам;

4) пояснительная записка.

При таких условиях налоговая отчетность приобретает правовое положение официальных документов. Поэтому она может быть использована в качестве объекта статистических исследований, необходимых при составлении финансово-экономических планов государства.

Особое место в ней занимает налоговый баланс, который должен котироваться наравне с балансом бухгалтерским, т.е. может быть предъявлен потенциальным инвесторам.

Появление такого ответственного документа, как налоговый баланс, неизбежно потребует разработки методов его анализа. Этот вопрос представляется нам очень важным. Современные методы анализа заимствованы из-за рубежа. Они опираются на устаревшую теорию временной стоимости денежных средств, пригодную только для условий благоприятной экономической обстановки, поэтому нуждаются в существенной корректировке или замене.

2. Организация налогового учета в торговых предприятиях

2.1 Налог на прибыль

Исчисление и уплата налога на прибыль для коммерческих организаций любых отраслей (независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности) регулируются нормами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, со вступлением в силу которой прекратило действовать Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 31.10.2014 2014-10-31

Статья просмотрена: 5775 раз

Библиографическое описание:

Каракешишян, В. С. Налогообложение организаций торговли в РФ и его совершенствование / В. С. Каракешишян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13354/ (дата обращения: 21.05.2021).

В статье рассматривается специфика налогообложения организаций торговли в Российской Федерации. В частности, представлены наиболее распространенные системы налогообложения подобных хозяйствующих субъектов. Проведен анализ режимов налогообложения с точки зрения их достоинств и недостатков.

Ключевые слова: оптовая торговля, розничная торговля, налогообложение торговых организаций, общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Торговые организации играют важную роль в финансовой системе государства. Значимость торговых организаций заключается в том, что они в процессе своей деятельности вступают в различные финансовые отношения со всеми звеньями финансовой системы государства, для каждого из которых имеют немаловажное значение.

Так, организации торговой сферы органически связаны с функционированием деятельности государства. Это связано с тем, что главным источником доходов бюджета государства является национальный доход, созданный торговыми организациями в сфере материального воспроизводства.

Кроме этого, уплата торговыми организациями в бюджет государства налогов и сборов позволяет мобилизовать значительные финансовые ресурсы, благодаря чему финансируются ключевые задачи государства в области социально-экономического развития.

В настоящее время различают оптовую и розничную формы осуществления торговли. Налоговый кодекс РФ (ст. 346.27) даёт следующее определение розничной торговли: это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.492) розничная торговля — предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу для личного, семейного и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Четкого определения оптовой торговли в налоговом и гражданском законодательстве нет. В научной литературе дается следующее определение оптовой торговли: это реализация товаров индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам крупными партиями для производственного потребления, их последующей переработке и перепродаже. [5, с. 37]

Одной из ключевых задач налогового планирования торговой организации является выбор формы налогообложения. Чтобы обосновать целесообразность выбора того или иного налогового режима, необходимо детально рассмотреть достоинства и недостатки как общего режима налогообложения, так и специальных налоговых режимов.

Торговые организации могут применять следующие режимы налогообложения:

1) общий режим налогообложения;

2) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

3) упрощенная система налогообложения (УСН);

4) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Наиболее часто применяемыми в данной сфере экономики специальными налоговыми режимами являются общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые имеют свою специфику.

При применении общей системы налогообложения торговая организация уплачивает все основные налоги, предусмотренные НК РФ: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог. В основном, общую систему налогообложения выбирают организации, занимающиеся оптовой торговлей. Кроме этого, данная система налогообложения обязательна для хозяйствующих субъектов, которые по закону не могут применять специальные режимы налогообложения (средний и крупный бизнес).

Среди главных достоинств общего режима налогообложения можно выделить:

- возможность применения данного режима налогообложения вне зависимости от вида деятельности, показателей выручки, стоимости имущества и других показателей;

- возможность создания филиалов, представительств и других обособленных подразделений;

- возможность освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость при соблюдении критериев, предусмотренных налоговым законодательством

В качестве главных недостатков отметим, что торговые организации, применяющие общую систему налогообложения, должны вести бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность в полном объеме и сдавать такую отчетность со строгой периодичностью. В связи с этим возрастают затраты на ведение учета. Кроме того, в основном, налоговая нагрузка таких налогоплательщиков значительно существеннее, чем хозяйствующих субъектов, применяющих специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13–15 Налогового кодекса РФ [4, с.172].

Применение специальных налоговых режимов предполагает ведение упрощенного порядка бухгалтерского и налогового учета. Таким образом, главное достоинство специальных налоговых режимов — относительная простота, как для налогоплательщиков — хозяйствующих субъектов, так и для органов налогового администрирования.

В качестве наиболее существенного недостатка специальных режимов можно выделить проблему критериев — ограничение по численности занятых, величине доходов и других показателей. Не учитываются также различия налогоплательщиков по прибыльности бизнеса в зависимости от региональных особенностей, отраслевой направленности и т. д.

Упрощенная система налогообложения отличается добровольным характером применения. Она является оптимальной для небольших торговых организаций. При этом налоговом режиме налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество заменены на единый упрощенный налог. При применении УСН, уплачивается налог на доходы по ставке 6 % или 15 %, в зависимости от вида упрощенной системы налогообложения.

Рассмотрим достоинства данного специального налогового режима. Применение УСН позволяет хозяйствующему субъекту снизить налоговую нагрузку путем существенного уменьшения объема налоговых обязательств, сократить расходы на ведение бухгалтерского и налогового учета. Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов исходя из специфики своей деятельности, возможных объемов товарооборота, расходов и их соотношения с доходами.

Главный недостаток УСН — необходимость осуществлять постоянный контроль соблюдения критериев, позволяющих применять данный специальный режим. Помимо этого, признание доходов и расходов при УСН возможно только кассовым методом, в связи с чем, может возникнуть занижения суммы расходов в отчетном периоде. Торговые организации на данном налоговом режиме не имеют права открывать филиалы и представительства.

Единый налог на вмененный доход — система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. ЕНВД может сочетаться с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем — то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у налогоплательщика за налоговый период. С 1 января 2013 года ЕНВД является добровольным специальным налоговым режимом.

Следует отметить, что система налогообложения в виде ЕНВД может применяться торговыми организациями только при осуществлении:

- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли,

- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволяет сократить объем бухгалтерской отчетности для предприятий, а также может способствовать снижению налоговой нагрузки.

Однако часто встречается ситуация несовпадения фактически полученных доходов и расходов с фактически уплаченным ЕНВД. Для хозяйствующих субъектов, применяющих ЕНВД характерно снижение способности внедрения новых технологий и расширения бизнеса в связи с отсутствием возможности учесть затраты при ЕНВД. Кроме этого, у налогоплательщиков отсутствует желание расширять и развивать свой бизнес из-за возможности увеличения налоговой нагрузки.

Проанализировав вышеперечисленные преимущества и недостатки установленных Налоговым кодексом режимов налогообложения, можно сделать вывод, что хозяйствующие субъекты, осуществляя торговую деятельность, выбирают систему налогообложения самостоятельно исходя из специфики своей деятельности, объема выручки, наличия высококвалифицированных специалистов в области ведения налогового и бухгалтерского учета, площади торгового зала и ряда других показателей. Все рассмотренные режимы налогообложения являются добровольными.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на 1 декабря 2013 г. — М.: Эксмо, 2014. — 512 с.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 июля 2000 г. № 117-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».

4. Кузнецова И. М. Налогообложение розничной торговли в рамках специальных налогов режимов Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 171–174.

5. Смирнов С. В. Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. [Текст] / С. В. Смирнов // — 2008 — № 4. — С. 35–39.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по

Налогообложение торговых предприятий

Другие контрольные работы по предмету

1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе исчисления налога

2. Налог на имущество предприятий: элементы налога

3. Порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

Список использованной литературы

1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе исчисления налога

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения. Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, отнесения этих фактов к соответствующим доходам или расходам и формирования показателей налоговой декларации.

Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы (ст. 313 НК РФ).

Аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражениях; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к ведению налогового учета.

1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета.

Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет.

При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.

2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета.

Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета.

Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете автор считает, что совместить два учета в одном не представляется возможным.

4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ). Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра - регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения.

Такой порядок не нарушает требований Налогового кодекса. Регистр корректировки - это не что иное, как прошлогодняя Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета по налогу на прибыль (разумеется, переработанная с учетом требований главы 25 НК РФ). Иначе говоря, в регистре корректировки должна отражаться разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех случаях, когда такая разница возникает.

5. Налоговый учет ведется в обособленном налоговом Плане счетов.

Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся "налоговые" счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов.

Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать реквизиты, перечисленные в ст. 313 НК РФ.

Это удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских проводок к хозяйственным операциям дополнительные проводки по налоговым счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

В отличие от бухгалтерского учета, на налоговых счетах в большинстве случаев нет необходимости выявлять финансовый результат от тех или иных операций. На основании данных, собранных за отчетный (налоговый) период на каждом налоговом счете (субсчете), будет заполнена налоговая декларация, и уже в ней будут определены налоговые базы для различных видов операций.

2. Налог на имущество предприятий: элементы налога

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НА РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками налога признаются:

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд оборон

Как выбрать систему налогообложения для розничного магазина
  • Бухгалтерия
  • Налоги
  • Патент
  • УСН


От системы налогообложения зависит, сколько бизнес будет платить в бюджет и как часто придется отчитываться. Рассказываем, по каким критериям ее выбирать и какой налоговый режим выгоднее всего для розничной торговли.

Что учитывать магазину при выборе системы налогообложения

В этой статье речь пойдет только про розничные магазины, которые занимаются торговлей в помещениях. Если вы продаете онлайн, то там другая ситуация — подробно разобрали ее в отдельной статье.

Чтобы выбрать систему налогообложения для розничного магазина, нужно учесть несколько факторов: организационно-правовую форму бизнеса, ограничения по виду деятельности, годовой доход и число сотрудников.

Организационно-правовая форма. Важно, как зарегистрирован бизнес: как юрлицо или индивидуальный предприниматель. Для них подходят разные налоговые режимы.

Системы налогообложения для торговли в розницу ИП и ООО

Вид деятельности. Только на ОСН нет ограничений по видам деятельности. При выборе другой системы важно, что именно собираетесь продавать:

  1. На патенте не получится продавать крепкий алкоголь, так как ИП не дадут лицензию. Еще запрещено продавать лекарства, меховые изделия и обувь.
  2. На УСН нет ограничений для ООО, которые торгуют в розницу. А вот ИП на любом режиме не сможет продавать крепкий алкоголь.
  3. На НПД можно продавать товары только собственного производства: заниматься перепродажей нельзя.

Если сомневаетесь, уточните в налоговой ограничения по вашему виду деятельности. Может оказаться, что вам подходит только один налоговый режим и не придется выбирать.

Сумма дохода. Как и с видом деятельности, ограничений нет только на ОСН. На других системах налогообложения есть лимит максимального годового дохода. В 2021 году ограничения такие:

  • 2,4 млн рублей в год — для самозанятых;
  • 60 млн рублей в год — для патента;
  • 200 млн рублей в год — для упрощенки.

Чтобы выбрать подходящую систему, прикиньте, какой доход планируется у вас за год. Сумму лучше брать с запасом.

Число сотрудников. На ОСН можно вести бизнес с любым количеством сотрудников. На других системах есть лимит по сотрудникам:

  • до 130 человек — для УСН;
  • до 15 человек — для патента.

Предприниматели на НПД вообще не имеют права нанимать работников по трудовым договорам.

Виды налоговых режимов для розничной торговли

Всего есть пять режимов налогообложения: общая система, упрощенка, патент и самозанятые и ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН подойдет только сельхозпроизводителям — тем, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию. Это редкий случай, поэтому для розничных магазинов мы его рассматривать не будем.

Независимо от выбранного налогового режима ИП и компании платят страховые взносы, иногда дополнительные налоги, а также отчитываются за сотрудников, если они есть.

Страховые взносы. Есть два типа страховых взносов:

  • страховые взносы ИП за себя: платят все предприниматели, кроме ИП на НПД;
  • страховые взносы за сотрудников: платят все ИП и компании, у которых есть сотрудники.

Дополнительные налоги. Эти налоги нужно платить на любой системе налогообложения, если есть объект налогообложения. Они одинаковы для ИП и компаний:

  • земельный — если в собственности есть земельный участок;
  • налог на имущество — если в собственности есть торговая или офисная недвижимость, например магазин;
  • транспортный — если в собственности есть автомобиль.

Еще есть ввозной НДС: его платят все компании или ИП, которые ввозят товар в Россию границы. Правда, в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается: например, при ввозе медицинских товаров.

Кратко все различия налоговых режимов можно представить в таблице.

Отличия систем налогообложения для торговли в розницу

Дальше расскажем подробнее о каждом налоговом режиме, подходящем для розничной торговли.

ОСН — общая система налогообложения

Ограничения. Этот режим подходит для всех, на нем нет ограничений. По умолчанию ОСН назначается всем компаниям и ИП при регистрации бизнеса: если не выберете другую систему налогообложения, будете работать на общей системе. Для многих предпринимателей это нежелательная ситуация: тут больше всего отчетности и налогов. Но , наоборот, выгоднее работать на ОСН.

Налоги. Различаются для компаний и ИП:

  • налог на прибыль по ставке 20% — для компаний, НДФЛ по ставке 13% — для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС по ставке 20%, 10% или 0%;
  • торговый сбор, если ИП или ООО ведет розничную торговлю в Москве. Величина сбора зависит от вида торговли, местоположения магазина и площади зала.

Отчетность. Компании на ОСН сдают:

  • декларацию по налогу на прибыль — ежеквартально;
  • декларацию по НДС — ежеквартально;
  • бухгалтерскую отчетность — раз в год;
  • отчетность за сотрудников.

ИП на ОСН сдают:

  • декларацию 3-НДФЛ — раз в год;
  • декларацию по НДС — ежеквартально;
  • отчетность за сотрудников, если они есть.

Еще предприниматели и юрлица ведут книгу покупок и продаж. Ее ведут все, кто отчитывается по НДС. А ИП ведет еще и книгу учета доходов и расходов. То есть предприниматели ведут две книги параллельно.

На ОСН больше всего расчетов и отчетов по сравнению с другими системами налогообложения, поэтому не обойтись без бухгалтера. Самое сложное — правильно учитывать доходы, расходы, считать НДС и налоговую базу.

Когда стоит выбрать. Режим подойдет магазину, если он работает с юридическими лицами, которым важно принимать к вычету НДС. Еще стоит выбрать ОСН, когда годовой оборот превышает лимиты на упрощенке.

УСН — упрощенная система налогообложения

Ограничения. Для работы на УСН есть ограничения:

  • годовой доход до 200 млн рублей;
  • в штате до 130 сотрудников;
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 150 млн рублей.

Дополнительные условия для юрлиц:

  • другой компании может принадлежать не более 25% уставного капитала;
  • нет филиалов.

С 2021 года действует правило: если ИП или ООО зарабатывает до 150 млн рублей в год, он платит налоги при УСН по обычной ставке, а если от 150 до 200 млн рублей — по повышенной. Если же доход стал больше 200 млн рублей, то компанию или ИП автоматически снимают с упрощенки и она должна отчитываться по ОСН с того квартала, в котором случилось превышение.

Правило касается и сотрудников: до 100 человек по обычной ставке, от 100 до 130 — по повышенной.

Налоги. Компании и ИП на упрощенке платят в бюджет:

  • налог по ставке 6% с объекта «Доходы» или по ставке 15% — «Доходы минус расходы»;
  • торговый сбор при розничной торговле в Москве.

Регионы могут устанавливать более низкие ставки, поэтому лучше проверить это на сайте налоговой

Отчетность. Юрлица сдают:

  • декларацию по УСН — раз в год;
  • бухгалтерскую отчетность — раз в год.

ИП сдают декларацию по УСН — раз в год.

Также компании и ИП на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов и предоставлять ее по требованию налоговой.

Когда стоит выбрать. УСН подойдет магазину, у которого не более 130 сотрудников и оборот не больше 200 млн рублей в год.

ПСН — патентная система налогообложения

Работать на патенте могут только ИП. Каждый регион определяет самостоятельно, по каким видам деятельности выдавать патенты. Но есть общие ограничения, которые действуют для всех.

Ограничения. Для розничной торговли на патенте есть требования:

  • выручка не более 60 млн рублей в год;
  • площадь магазина — до 150 м²;
  • максимальное количество сотрудников — 15 человек;
  • нельзя продавать бензин, дизельное топливо, автомасла.

На патенте нельзя продавать отдельные виды маркированных товаров: лекарства, обувь и меховые изделия. Другими маркированными товарами торговать на патенте можно.

Налоги. Величина налога — это стоимость патента. Она не зависит от реального дохода, который получает ИП. Потенциальный доход устанавливает каждый регион самостоятельно. Цену патента можно узнать через налоговый калькулятор на сайте ФНС.

Налоги. Величина налога — это стоимость патента. Она не зависит от реального дохода, который получает ИП. Потенциальный доход устанавливает каждый регион самостоятельно. Цену патента можно узнать через налоговый калькулятор на сайте ФНС.

Преимущество ИП на патенте — они не платят торговый сбор, если ведут торговлю в Москве.

Патент нужно покупать в том же регионе, где находится магазин ИП. Например, если магазины ИП расположены в Курске, патент надо покупать там. А если у него несколько точек в Курске и Дмитрове, патенты оформляют в обоих регионах. Для каждой точки оформляется отдельный патент.

Отчетность. ИП на патенте не сдают декларации, но обязаны вести книгу учета доходов.

Когда стоит выбрать. Патент подойдет небольшим магазинам, в которых не продается крепкий алкоголь, и сезонному бизнесу: патент можно оформить на нужный срок, например три летних месяца.

НПД — налог на профессиональный доход

Предпринимателей и физлиц, которые платят налог на профессиональный доход, называют «самозанятые». Работать на НПД может только физлицо или ИП.

Самозанятым можно продавать товары, сделанные своими руками. Например, кондитер печет торты и продает их на ярмарке или швея шьет халаты и ночные сорочки на заказ.

В жизни у самозанятого может быть свой небольшой магазин-мастерская, где он сам продает товары собственного производства. Но по закону это не считается розницей.

Ограничения. Основное препятствие — можно продавать только товары, который сделал сам. Поэтому НПД не подойдет большинству розничных магазинов.

Для самозанятых есть и другие ограничения:

  • нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам;
  • годовой доход — до 2,4 млн рублей;
  • нельзя продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, например обувь;
  • НПД нельзя совмещать с другими режимами.

Налоги. Ставки налога: 4% — с доходов от физлиц, 6% — с доходов от юрлиц и ИП.

Отчетность. У самозанятых нет отчетности. ИП вносит доходы в приложение, а налоговая по ним каждый месяц рассчитывает и автоматически начисляет налог.

Когда стоит выбрать. действующих ограничений НПД подойдет только предпринимателям, которые продают товары собственного производства, не планируют нанимать сотрудников и зарабатывают в среднем до 200 тысяч в месяц.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Если вы учли ограничения и теперь выбираете из нескольких налоговых режимов, нужно рассчитать налоговую нагрузку. Где будет меньше всего платежей, та система налогообложения для вас выгоднее всего.

При выборе системы налогообложения и расчете доходов учтите, что для некоторых новых ИП действуют «налоговые каникулы». Это значит, что можно вообще не платить налоги два года.

Приведем пример для ИП без сотрудников, это упрощает расчеты. За сотрудников нужно платить НДФЛ и страховые взносы — они одинаковы для всех налоговых режимов и не влияют на выбор

Представим, что ИП без сотрудников открывает розничный магазин в Казани, площадь торгового зала — 50 м². Планирует, что годовой доход будет 6 000 000 ₽, расходы за год — 4 200 000 ₽.

Расчет платежей на ОСН. Для простоты расчета представим, что все доходы и расходы облагались НДС.

Расчет платежей для розницы на общей системе налогообложения

Получили, что на общей системе налогообложения предприниматель заплатил бы за год 643 685 ₽.

Расчет платежей на УСН «Доходы минус расходы». На УСН «Доходы минус расходы» есть минимальный налог: 1% от полученных за год доходов. Его сравнивают с налогом по ставке 15% и платят в бюджет сумму, которая оказалась больше.

На этом налоговом режиме страховые взносы тоже можно вычесть из доходов, как и остальные расходы на бизнес.

Расчет платежей для розницы на упрощенной системе налогообложения «Доходы минус расходы»

ИП на УСН «Доходы минус расходы» заплатит в бюджет 318 795 ₽.

Расчет платежей на УСН «Доходы». Налог считается от всех поступлений ИП — наличными и на расчетный счет, расходы не учитываются.

Зато из исчисленного налога можно вычесть уплаченные страховые взносы.

Расчет платежей для розницы на упрощенной системе налогообложения «Доходы»

Общая сумма налогов в бюджет у ИП на УСН с объектом налогообложения «Доходы» — 360 000 ₽.

Патент. Стоимость патента на год для розничной торговли в Казани — 259 800 ₽. Цена высокая, потому что стоимость патента зависит от потенциально возможного дохода, местности, где расположен магазин, и его метража. Например, годовой патент для такого же магазина в Майкопе стоил бы 114 000 ₽.

Патент тоже можно уменьшить на страховые взносы.

Расчет платежей для розницы на патентной системе налогообложения

НПД. НПД не подходит, потому что в примере доход выше 2,4 млн рублей.

Получили такие результаты:

  • ОСН — 643 685 ₽;
  • УСН «Доходы минус расходы» — 318 795 ₽;
  • УСН «Доходы» — 360 000 ₽.
  • патент — 259 800 ₽.

В нашем случае наиболее выгодная система налогообложения для предпринимателя — патент. Для другого города и магазина меньшего размера выгоднее может оказаться УСН «Доходы минус расходы», нужно считать для каждой ситуации.

Какую систему налогообложения выбрать для розничного магазина

В общем случае алгоритм такой:

  1. Определитесь с организационно-правовой формой. Выберите, что лучше подходит для вашего бизнеса: ИП или ООО. От этого будет зависеть, из каких режимов налогообложения вы сможете выбирать.
  2. Учтите все ограничения. Выберите из режимов налогообложения те, что подходят вашему бизнесу — по уровню доходов, числу сотрудников и другим ограничениям. Может оказаться, что вам подойдет только один из налоговых режимов и не придется ничего рассчитывать.
  3. Рассчитайте платежи в бюджет: сколько налогов и взносов надо платить на каждой подходящей вам системе налогообложения.

Дальше разберем частные ситуации, для которых есть свои особенности.

Продажа через вендинговые аппараты. Подойдут любые режимы налогообложения, ограничений для вендинга нет. А если предприниматель без работников будет продавать товары собственного производства, то может стать и платить самый минимальный налог — на профессиональный доход.

Совмещение оптовой и розничной торговли. При оптовой торговле запрещено применять патент. Но при этом патент можно совмещать с другими режимами. Поэтому есть два варианта:

  • выбираете упрощенку или ОСН для обоих видов деятельности;
  • выбираете для розничной торговли патент, для оптовой — УСН или ОСН.

Розничная торговля маркированными товарами. Ограничения есть только на патенте: запрещено продавать отдельные виды маркированных товаров — лекарства, обувь и мех. Для них ПСН не подойдет.

При продаже других маркированных товаров, например духов или шин, нет ограничений. Поэтому компании и ИП могут выбирать любые режимы налогообложения.

Розничная торговля алкоголем и табаком. Компании могут работать на любой системе налогообложения — для ООО ограничений нет. ИП может применять любой режим, кроме самозанятости, потому что на нем можно продавать только товары, которые изготовил сам.

Но для ИП есть дополнительные ограничения: из спиртного они могут продавать только пиво и пивные напитки. Торговать крепким алкоголем предприниматели не имеют права, для этого надо регистрировать ООО.

Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф

Бухгалтер на удаленке без отпусков и выходных:

  • расчет налогов для ИП и ООО на УСН или патенте;
  • подготовка документов и отчетности по сотрудникам;
  • консультации по льготам для бизнеса.

Читайте также: