Методика оценки налоговых расходов краснодарского

Опубликовано: 25.04.2024

Утверждена приказом
министерства курортов,
туризма и олимпийского
наследия Краснодарского края
от 25 февраля 2020 г. N 42

Методика
оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края, обусловленных льготами, предоставляемыми организациям, имеющим в собственности горнолыжные трассы на территории Краснодарского края

1. Настоящая Методика определяет порядок и критерии оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края (далее - Методика, налоговые расходы), обусловленных предоставлением налоговых льгот, в соответствии с Законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" для организаций, имеющих в собственности горнолыжные трассы на территории Краснодарского края, в отношении объектов недвижимого имущества, построенных в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991 (далее - Программа строительства олимпийских объектов) полностью либо частично за счет денежных средств, привлеченных в соответствии с заключенными ими с государственными корпорациями кредитными договорами;

2. Используемые в настоящей Методике понятия и термины употребляются в значениях, определенных Порядком оценки налоговых расходов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 ноября 2019 г. N 763 "О порядке оценки налоговых расходов Краснодарского края" (далее - Порядок).

3. Налоговые расходы отнесены к целевой категории налогового расхода Краснодарского края - стимулирующие налоговые расходы Краснодарского края.

4. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (далее - куратор) в соответствии с Порядком и включает в себя оценку целесообразности налоговых расходов и оценку результативности налоговых расходов.

5. Оценка целесообразности налоговых расходов осуществляется по следующим критериям:

5.1. Соответствие налоговых расходов цели государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 ноября 2015 г. N 1007 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" и о внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 октября 2011 г. N 1129 "О предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края" (далее - программа, государственная программа) - создание условий для привлечения и увеличения туристского потока, а также потока отдыхающих на территории Краснодарского края.

Целесообразность осуществления налоговых расходов подтверждается, если налоговые расходы оказывают прямое или косвенное влияние на достижение цели программы.

5.2. Востребованность налоговых льгот.

Востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот, характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, по данным за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот.

Под общей численностью плательщиков предоставленных налоговых льгот понимается количество организаций, имеющих право на получение налоговой льготы для организаций, имеющих в собственности горнолыжные трассы на территории Краснодарского края, в отношении объектов недвижимого имущества, построенных в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов полностью либо частично за счет денежных средств, привлеченных в соответствии с заключенными ими с государственными корпорациями кредитными договорами.

Показателем высокой востребованности для налоговых расходов является соотношение равное более 30%.

Показателем низкой востребованности является соотношение равное менее 30%.

6. В случае несоответствия налоговых расходов хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 5 настоящей Методики, куратор формирует предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.

7. Критерием результативности налоговых расходов определяется целевой показатель - число отдыхающих в Краснодарском крае (далее - целевой показатель).

8. Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения целевого показателя, который рассчитывается как разница между значением указанного целевого показателя с учетом льгот и значением указанного целевого показателя без учета льгот.

9. Оценка результативности налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.

10. По итогам оценки эффективности налоговых расходов куратор:

10.1. осуществляет подготовку отчета об оценке эффективности налоговых расходов по форме согласно приложению;

10.2. с учетом результатов оценки налоговых расходов отражает (ежегодно актуализирует) оценку применения мер государственного регулирования в разделе 6 государственной программы.

Начальник отдела
экономики и прогнозирования

  • Приложение. Отчет об оценке эффективности планируемых налоговых расходов Краснодарского края

>
Отчет об оценке эффективности планируемых налоговых расходов Краснодарского края
Содержание
Приказ министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 25 февраля 2020 г. N 42 "Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

от 6 марта 2020 года N 163

Об утверждении Методик оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края

(с изменениями на 20 января 2021 года)

1) Методику оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края, обусловленных льготами, предоставляемыми по налогу на имущество для организаций, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом, в отношении объектов транспортной инфраструктуры, построенных в рамках раздела "Транспортная инфраструктура" подпрограммы "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта" Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991, согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) Методику оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края, обусловленных льготами, предоставляемыми по налогу на имущество для автомобильных колонн войскового типа, автотранспортных предприятий и организаций, поставляющих автомобили для формирования автомобильных колонн войскового типа и специализированных формирований, в части списочного состава автотранспортных средств, поставляемых в Вооруженные Силы Российской Федерации, согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) Методику оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края, обусловленных льготами по налогу на имущество предоставляемыми органам местного самоуправления в Краснодарском крае, а также учреждениям, находящимся в ведении указанных органов в части автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных и пешеходных инженерных сооружений, согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) Методику оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края, обусловленных льготами, предоставляемыми по налогу на имущество для организаций, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом, в отношении объектов транспортной инфраструктуры, построенных в рамках раздела "Транспортная инфраструктура" подпрограммы "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта" Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991, согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) Методику оценки эффективности планируемых налоговых расходов Краснодарского края, обусловленных установлением пониженной ставки по налогу на имущество для организаций, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом, в отношении объектов транспортной инфраструктуры, построенных в рамках раздела "Транспортная инфраструктура" подпрограммы "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта" Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991", согласно приложению 5 к настоящему приказу;

2. Отделу экономики и корпоративного управления министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (Данько В.В.) провести оценку налоговых расходов Краснодарского края согласно приложениям 1 - 5.

3. Отделу презентационной деятельности, технического сопровождения и информационного обеспечения министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (Сергиенко Е.А.) обеспечить размещение (опубликование) настоящего приказа на официальном сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Коновалова А.В.

5. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Утверждена
приказом
министерства транспорта
и дорожного хозяйства
Краснодарского края
от 6 марта 2020 г. N 163

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЛЬГОТАМИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ, В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ПОСТРОЕННЫХ В РАМКАХ РАЗДЕЛА "ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА" ПОДПРОГРАММЫ "СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА" ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ОЛИМПИЙСКИХ ОБЪЕКТОВ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА, УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2007 Г. N 991

1. Настоящая Методика определяет порядок и критерии оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края, обусловленных льготами по налогу на имущество предоставляемыми для организаций, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом, в отношении объектов транспортной инфраструктуры, построенных в рамках раздела "Транспортная инфраструктура" подпрограммы "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта" Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991 (далее - Методика, налоговые расходы), в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 2 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество".

3. Налоговые расходы отнесены к целевой категории налогового расхода Краснодарского края - стимулирующие налоговые расходы Краснодарского края.

4. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - куратор) в соответствии с Порядком и включает в себя оценку целесообразности налоговых расходов и оценку результативности налоговых расходов.

5. Оценка целесообразности налоговых расходов осуществляется по следующим критериям:

5.1. Соответствие налоговых расходов Краснодарского края цели Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, утвержденной Законом Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. N 3930-КЗ (далее - стратегия) - реконструкция и модернизация территорий санаторно-курортного комплекса (СЦ-21).

Целесообразность осуществления налоговых расходов Краснодарского края подтверждается, при условии, если налоговые расходы оказывают прямое или косвенное влияние на достижение цели стратегии.

5.2. Востребованность налоговых льгот.

Востребованность плательщиками налоговых льгот, характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численностью плательщиков, по данным за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот.

Под общей численностью плательщиков предоставленных налоговых льгот понимается количество организаций, являющихся участниками государственной программы.

Показателем высокой востребованности для налоговых расходов Краснодарского края является соотношение равное и (или) более 30%.

Показателем низкой востребованности является соотношение, равное менее 30%.

6. В случае несоответствия налоговых расходов Краснодарского края хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 5 настоящей Методики, куратор представляет в министерство финансов Краснодарского края предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы для плательщиков.

7. Критерием результативности налоговых расходов определяется целевой показатель - количество туристов, посетивших город Сочи (далее - целевой показатель).

8. Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения целевого показателя, который рассчитывается как разница между значением указанного целевого показателя с учетом льгот и значением указанного целевого показателя без учета льгот.

9. Оценка результативности налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.

10. Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется куратором в соответствии с Порядком.

11. По итогам оценки эффективности налоговых расходов куратор осуществляет подготовку отчета об оценке эффективности налоговых расходов по форме согласно приложению.

Заместитель начальника
отдела экономики и
корпоративного управления
Н.Е.МИЛЛЕР

Приложение
к Методике
оценки эффективности налоговых расходов
Краснодарского края, обусловленных
льготами по налогу на имущество,
предоставляемыми для организаций,
осуществляющих перевозки железнодорожным
транспортом, в отношении объектов
транспортной инфраструктуры,
построенных в рамках раздела
"Транспортная инфраструктура"
подпрограммы "Строительство и
реконструкция объектов для развития
города Сочи как горноклиматического
курорта" Программы строительства
олимпийских объектов и развития
города Сочи как горноклиматического
курорта, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2007 г. N 991

ОТЧЕТ
об оценке эффективности налоговых расходов Краснодарского края за _____ год

1. Общие характеристики налоговых расходов.

1.1. Наименование налоговой льготы, освобождения, иных преференций (далее - налоговая льгота).

1.2. Наименование налога, по которому предусматривается налоговая льгота.

1.3. Вид налоговой льготы.

1.4. Принадлежность налоговых расходов к группе полномочий.

1.5. Реквизиты закона Краснодарского края с указанием структурной единицы, в соответствии с которым предусмотрена налоговая льгота.

1.6. Наименование куратора налоговых расходов.

2. Целевые характеристики налоговых расходов.

2.1. Целевая категория налогового расхода.

2.2. Цели предоставления налоговой льготы.

2.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов Краснодарского края, утверждающих государственные программы Краснодарского края.

от 15 ноября 2019 года N 763

О порядке оценки налоговых расходов Краснодарского края

(с изменениями на 30 марта 2021 года)

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.10.2020 N 641, от 30.03.2021 N 170)

1. Утвердить Порядок оценки налоговых расходов Краснодарского края (далее - Порядок) согласно приложению к настоящему постановлению.

1) ежегодное утверждение методик оценки налоговых расходов Краснодарского края по планируемым налоговым расходам Краснодарского края и изменение (при необходимости) по осуществляемым налоговым расходам Краснодарского края;

(пп. 1 в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.03.2021 N 170)

2) проведение оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края в соответствии с указанным Порядком и направление ее результатов в министерство финансов Краснодарского края в следующие сроки:

по осуществляемым налоговым расходам Краснодарского края - ежегодно, но не позднее 1 августа года, следующего за отчетным годом;

по планируемым налоговым расходам Краснодарского края - одновременно с соответствующим проектом закона Краснодарского края;

3) подготовку соответствующего проекта закона Краснодарского края по изменению (отмене) налоговых расходов Краснодарского края по результатам проведенной оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края в случае признания налоговых расходов Краснодарского края неэффективными в соответствии с установленным Порядком;

4) направление в министерство финансов Краснодарского края до 1 января года, следующего за отчетным годом, сведений о нормативных характеристиках налоговых расходов Краснодарского края, предусмотренных приложением к Порядку, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году;

5) направление в министерство финансов Краснодарского края до 15 мая года, следующего за отчетным годом, уточненных результатов (данных) оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненных данных за иные отчетные периоды.

3. Министерству финансов Краснодарского края (Максименко С.В.) обеспечить:

1) направление в УФНС России по Краснодарскому краю ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, сведений о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов Краснодарского края, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной приложением к Порядку;

2) формирование и направление ежегодно, до 10 апреля года, следующего за отчетным годом, кураторам налоговых расходов Краснодарского края сведений об объемах налоговых расходов Краснодарского края и информации о значениях фискальных характеристик налоговых расходов Краснодарского края за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненных данных за иные отчетные периоды с учетом информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года;

3) представление в Министерство финансов Российской Федерации ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, информации согласно приложению к Порядку;

4) формирование и направление ежегодно, до 20 июля года, следующего за отчетным годом, кураторам налоговых расходов Краснодарского края сведений об объеме льгот за отчетный финансовый год, а также по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации сведений о налогах, задекларированных для уплаты плательщиками, имеющими право на льготы, в отчетном году;

5) подготовку сводного перечня показателей, применяемых для проведения оценки налоговых расходов Краснодарского края за отчетный финансовый год, ежегодно, до 15 августа года, следующего за отчетным годом, содержащего информацию согласно приложению к Порядку;

6) представление в Министерство финансов Российской Федерации ежегодно, до 20 августа года, следующего за отчетным годом, уточненной информации, предусмотренной подпунктом 3 пункта 3 настоящего постановления (при необходимости);

7) обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов Краснодарского края, проведенных кураторами налоговых расходов Краснодарского края, до 1 сентября года, следующего за отчетным годом;

7(1)) представление в министерство экономики Краснодарского края ежегодно, до 1 сентября года, следующего за отчетным годом, информации, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 настоящего постановления;

8) размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте министерства финансов Краснодарского края, информации о результатах оценки эффективности налоговых расходов.

5. Департаменту информационной политики Краснодарского края (Пригода В.В.) обеспечить размещение (опубликование) настоящего постановления на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направление на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Галася И.П.

7. Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования, за исключением пункта 4 настоящего постановления, который вступает в силу с 1 января 2020 г.

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ

Утвержден
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 15 ноября 2019 г. N 763

ПОРЯДОК ОЦЕНКИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.10.2020 N 641, от 30.03.2021 N 170)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет порядок и критерии оценки осуществляемых (планируемых) налоговых расходов Краснодарского края (далее - Порядок).

1.2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, означают следующее:

"нормативные характеристики налоговых расходов Краснодарского края" - сведения о положениях нормативных правовых актов Краснодарского края, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам (далее - льготы), наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях, плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами Краснодарского края;

"оценка налоговых расходов Краснодарского края" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов Краснодарского края, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Краснодарского края;

"оценка объемов налоговых расходов Краснодарского края" - определение объемов выпадающих доходов бюджета Краснодарского края, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;

"оценка эффективности налоговых расходов Краснодарского края" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода;

"плательщики" - плательщики налогов;

"социальные налоговые расходы Краснодарского края" - целевая категория налоговых расходов Краснодарского края, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;

"стимулирующие налоговые расходы Краснодарского края" - целевая категория налоговых расходов Краснодарского края, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов краевого бюджета;

"технические налоговые расходы Краснодарского края" - целевая категория налоговых расходов Краснодарского края, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет средств бюджета Краснодарского края;

"фискальные характеристики налоговых расходов Краснодарского края" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в краевой бюджет;

"целевые характеристики налогового расхода Краснодарского края" - сведения о целях предоставления, целевых показателях достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами Краснодарского края.

1.3. Оценка налоговых расходов Краснодарского края осуществляется куратором налогового расхода Краснодарского края в соответствии с настоящим Порядком с соблюдением общих требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

1.3(1). Оценка планируемых в соответствии с проектами законов Краснодарского края, вносимыми главой администрации (губернатором) Краснодарского края, налоговых расходов Краснодарского края осуществляется куратором налоговых расходов Краснодарского края до подписания проекта закона Краснодарского края главой администрации (губернатором) Краснодарского края.

1.3(2). В случае если проекты законов Краснодарского края, предусматривающие планируемые налоговые расходы Краснодарского края, внесены в Законодательное Собрание Краснодарского края иными субъектами права законодательной инициативы и представлены для заключения главе администрации (губернатору) Краснодарского края, результаты оценки планируемых налоговых расходов Краснодарского края прилагаются куратором налоговых расходов Краснодарского края к соответствующему заключению главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

1.4. Методики оценки налоговых расходов Краснодарского края и (или) изменения в методики оценки налоговых расходов Краснодарского края формируются кураторами соответствующих налоговых расходов Краснодарского края и утверждаются ими по согласованию с министерством финансов Краснодарского края и министерством экономики Краснодарского края.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.03.2021 N 170)

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

В преддверии формирования бюджетных проектировок на очередной трехлетний цикл необходимо решить задачи по обеспечению роста доходного потенциала, повышению эффективности бюджетных расходов, проведению взвешенной налоговой политики.

Внедрение в бюджетный процесс системы учета налоговых льгот, регулярный анализ объемов и оценка их эффективности позволят провести их донастройку для достижения поставленных задач.

На практике налоговые льготы являются альтернативой другим мерам государственной поддержки, включая прямые бюджетные расходы.

Результаты оценки учитываются при формировании основных направлений бюджетной, налоговой политики региона.

Поэтому сегодня как никогда необходим прозрачный механизм анализа их объемов и оценки эффективности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы.

С 2019 года бюджетным законодательством закреплен институт налоговых расходов.

Налоговые расходы ‑ это выпадающие доходы бюджета от предоставления налоговых льгот и иных освобождений по налогам, предусмотренным в качестве мер государственной поддержки в государственных программах.

Правовые нормы по предоставлению региональных налоговых льгот закреплены положениями Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» в части налога на имущество организаций, налога на прибыль, транспортного налога, упрощенной и патентной систем налогообложения.

Поскольку главным администратором налоговых доходов является Федеральная налоговая служба, Правительством Российской Федерации определен порядок взаимодействия органов исполнительной власти регионального и федерального уровня для получения исходных данных, используемых в оценке.

Мы подошли комплексно с учетом уточненных показателей с 2013 по 2018 год включительно, так как у налоговых органов за этот период имеется полная картина по налогоплательщикам, суммам выпадающих доходов бюджета, налоговых поступлений, завершены мероприятия налогового контроля.

Цель проведения оценки - оптимизация действующих налоговых льгот, их соответствие общественным интересам, обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки.

Оценка проведена в три этапа:

инвентаризация установленных льгот;

определение суммы недополученных доходов бюджета от предоставления налоговых льгот;

оценка их эффективности по критериям целесообразности и результативности.

Учитывались востребованность и соответствие целям социально-экономической политики Ростовской области.

Все региональные налоговые льготы распределены по государственным программам с привязкой к основным целевым показателям.

В государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» включены льготы, направленные:

на поддержку инвестиционной деятельности (инвесторам, реализующим инвестпроекты на территории области; резидентам территорий опережающего социально-экономического развития;

на поддержку малого предпринимательства (субъектам малого бизнеса, предпринимателям, применяющим «налоговые каникулы»).

Налоговые льготы участникам специнвестконтрактов, заключенных от имени Российской Федерации, включены в государственную программу «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики».

Льготы в отношении объектов спорта, построенных к чемпионату мира по футболу, отнесены к государственной программе «Развитие физической культуры и спорта».

Поддержка граждан, нуждающихся в социальной защите государства, а также некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, отражена в государственной программе «Социальная поддержка граждан».

С 2019 года в государственных программах учтены вновь введенные налоговые льготы.

Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» дополнена инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль для участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Инвестиционный налоговый вычет предприятиям и организациям приоритетных для региона направлений по переработке мяса и производству молочной продукции включен в программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В виде пожертвований учреждениям культуры ‑ в государственную программу «Развитие культуры и туризма».

Для стимулирования развития в Ростовской области рынка газомоторного топлива автовладельцы транспортных средств на природном газе на 3 года освобождены от уплаты транспортного налога. Налоговый расход учтен в государственной программе «Развитие транспортной системы».

Льготы для социальной поддержки граждан - это освобождение от уплаты транспортного налога:

семей, имеющих детей-инвалидов;

опекунов инвалидов с детства;

инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий;

а также расширенные действующие льготы для инвалидов I, II групп, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий в части отмены ограничений по мощности двигателя, что нашло отражение в государственной программе «Социальная поддержка граждан».

Информация о показателях налоговых расходов основана на данных Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области.

Объем региональных налоговых расходов в 2018 году по сравнению с 2013 годом вырос в 2,5 раза и составил 4 млрд 300 млн рублей.

От общей суммы налоговых поступлений в областной бюджет это 3,1 процента.

Наибольший объем льгот предоставлен:

инвесторам – 2 млрд 500 млн рублей (58 процентов);

субъектам малого предпринимательства – 1 млрд 600 млн рублей (38 процентов).

Иным категориям – 200 млн рублей (4 процента).

По предварительным данным за 2019 год объем льгот составил
3 млрд 200 млн рублей.

Основным для экономики остается роль инвестиций.

В общей сложности за оцениваемый период инвесторы пополнили бюджет региона на 34 млрд 600 млн рублей.

По 2018 году льготами по налогу на прибыль и имущество организаций на сумму 2 млрд 500 млн рублей воспользовались 50 крупных инвесторов в рамках реализации 75 инвестиционных проектов. Заключено 15 новых инвестиционных договоров.

Инвесторы, использующие льготное налогообложение, обеспечили вложения в объеме 48 млрд рублей, что в 4 раза больше, чем за предыдущий год.

Обеспечено рабочими местами более 36 тыс. человек. Средняя заработная плата работников составила 38 тыс. 700 рублей, что выше среднеобластной на 26 процентов.

Льготы инвесторам имеют прямое соответствие целям государственной программы. Востребованы и результативны - способствовали росту инвестиций, созданию рабочих мест, налоговым поступлениям в бюджет Ростовской области.

По предварительным данным за 2019 год объем льгот составил 1 млрд 500 млн рублей.

Льготы по налогу на прибыль и имущество для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, также относятся к инвестиционным (3 территории «Гуково», «Донецк», «Зверево»). Льготы действуют с 2016 года. Первое производство запущено в 2017 году.

В 2018 году воспользовались льготами 5 резидентов на сумму 17 млн 900 тыс. рублей. По предварительным данным за 2019 год объем льгот составил 14 млн 800 тыс. рублей. Показатели оценки свидетельствуют об их востребованности, результативности и эффективности. В настоящее время реализуется 19 инвестиционных проектов, обеспечено рабочими местами более 1 тысячи 900 человек.

Еще одно инвестиционное направление налоговых расходов - для организаций, заключивших специальные инвестиционные контракты от имени Российской Федерации.

Льготы введены в 2017 году. В 2018 году в рамках реализации инвестиционных проектов промышленными компаниями Ростовской области заключены два специальных инвестиционных контракта в сфере ветроэнергетики.

В 2019 году заключены еще два специальных инвестиционных контракта.

По предварительным данным в 2019 году льготой воспользовался пока 1 налогоплательщик на сумму 80 млн рублей.

Сейчас идет процесс создания объектов налогообложения. Оценка результативности данных налоговых расходов будет также осуществляться по итогам следующих налоговых периодов.

В целях поддержки малого бизнеса и стимулирования предпринимательской активности населения в ежегодном режиме предоставляется льгота всем плательщикам упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы минус расходы» (16 тысяч организаций и предпринимателей (18 % из 88 тысяч субъектов предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения) в виде пониженной налоговой ставки с 15
до 10 процентов (налоговые расходы составили в 2018 году - 1 млрд 500 млн рублей).

Льгота способствовала увеличению поступлений по налогу на 20 процентов (в 2017 – 3,0 млрд рублей, в 2018– 3,6 млрд рублей, в 2019 ‑ 4,0 млрд рублей).

«Налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предпринимателей за итоговый год составили 76 млн 800 тыс. рублей,
в том числе по упрощенной системе налогообложения ‑ 71 млн рублей, по патентной системе ‑ 5 млн 800 тыс.рублей.

Введены льготы с 1 июля 2015 года. За период их действия воспользовались 1 тысяча 429 индивидуальных предпринимателей, общая сумма льгот составила 294 млн 600 тыс. рублей.

Действие «налоговых каникул» в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации заканчивается 1 января
2021 года. Но, учитывая актуальность и эффективность такой поддержки предпринимателей, на федеральном уровне рассматривается вопрос о возможном их продлении до 2023 года.

Кроме того, с 1 января 2020 года по инициативе Губернатора в регионе введен специальный налоговый режим для самозанятых ‑ «Налог на профессиональный доход». На сегодняшний день им воспользовались уже более 17 тысяч жителей области.

А с 1 июля 2020 года уже по поручению Президента Российской Федерации у всех регионов появилось право вводить такой режим налогообложения.

Льготы, имеющие социальную направленность, - одна из мер поддержки, которой воспользовались более 73 тыс. жителей Дона, а также 7 общественных организаций инвалидов.

В основном это транспортный налог с физических лиц. Объем льгот ежегодно составляет порядка 73 млн рублей.

Эффективность этой льготы не оцениваем, поскольку это социальная поддержка граждан.

Региональным налоговым законодательством предусмотрена льгота по имуществу, созданному в рамках чемпионата мира по футболу и находящегося в федеральной собственности. В связи с передачей его в собственность Ростовской области данная льгота утрачивает свою актуальность, т.к. появилась новая: для стадионов, переданных в государственную собственность Ростовской области в рамках наследия ЧМ 2018.

Отдельно хотелось бы отметить, что в текущем году для принятия точечных мер наряду с федеральными введены региональные меры первоочередной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших в ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции отраслях.

Снижены до максимально возможного уровня ставки по упрощенной системе налогообложения (с объектом налогообложения «доходы» ‑ с 6 до 1 процента, «доходы минус расходы» ‑ с 10 до 5 процентов) и в два раза снижен размер потенциального дохода индивидуальным предпринимателям для патентной системы налогообложения.

Результат этой работы как инструмента налоговой политики области позволит в значительной мере сгладить последствия сложившейся экономической ситуации, сохранить предпринимательскую активность, а также будет способствовать постепенному восстановлению уровня занятости.

В рамках обязательств по Соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Ростовской области результаты оценки будут направлены в Министерство финансов Российской Федерации для учета при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Минфин предложил составить отдельный перечень «налоговых расходов» бюджета и установить механизм их оценки. В случае неэффективности расходов меры господдержки планируется скорректировать или вовсе отменить. Проект постановления правительства, разработанный министерством, опубликован на портале раскрытия нормативных актов.

Представитель Минфина в комментарии РБК подчеркнул, что документ пока находится на стадии общественного обсуждения, «по итогам которого будут собраны замечания и предложения для дальнейшей его доработки».

Нужны ли преференции

Налоговые расходы — это выпадающие доходы бюджета из-за льгот и преференций по налогам, сборам и таможенным платежам в качестве господдержки бизнеса, социально ориентированных НКО, социально незащищенных граждан и других категорий. В отличие от прямых расходов бюджета у налоговых часто нет срока действия — многие льготы предоставляются бессрочно. Минфин ранее неоднократно заявлял, что налоговые льготы — это недополученные ресурсы бюджета, но в отличие от прямых трат контроля за ними нет.

«Такая практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения дефицитных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния», — предупреждало министерство в специальном прошлогоднем докладе о необходимости инвентаризации налоговых льгот (*.pdf).

По оценке Минфина, которая приводится в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на следующую трехлетку (*.pdf), налоговые расходы бюджетной системы в 2015 году составляли 1,9 трлн руб., а в 2018-м достигнут 3,1 трлн руб. В основном налоговые расходы приходятся на раздел «Национальная экономика» — более 85%, или 2,6 трлн руб., в 2018 году. Далее следуют льготы в сферах здравоохранения, социальной политики, образования, науки и другие — впрочем, их объемы значительно меньше. В 2021 году бюджет понесет 3,36 трлн руб. налоговых расходов, прогнозирует Минфин. Оценки получены на основе данных налоговой отчетности и метода упущенных доходов, который учитывает сумму потерь доходов бюджета от предоставления той или иной льготы.

В разрезе госпрограмм самые большие льготы и преференции заложены в госпрограмме «Воспроизводство и использование природных ресурсов», которая предполагает 1,2 трлн руб. налоговых расходов в 2018 году. Далее следует программа «Развитие сельского хозяйства» более чем с 450 млрд руб. налоговых расходов. В целом более 1,5 трлн руб. всех налоговых расходов приходится на льготы по НДС и ввозной пошлине.

Начать с реестра

Реестр, который планирует создать Минфин, будет публиковаться на его сайте. Кураторами налоговых расходов по тем или иным госпрограммам станут министерства и ведомства, ответственные за их исполнение. Проект перечня налоговых расходов Минфин будет разрабатывать ежегодно до конца марта, затем документ будет согласовываться с Минэкономразвития и ответственными ведомствами. Кураторам госпрограмм предстоит оценить целесообразность налоговых расходов по таким критериям, как их востребованность и соответствие целям госпрограмм. Если какой-либо из них не будет выполнен, льготу уже могут скорректировать или отменить.

Эффективность льготы будут проверять через сравнение результативности расходов с альтернативными механизмами господдержки — субсидиями, госгарантиями и совершенствованием надзора. Кроме того, каждый налоговый расход проверят на самоокупаемость.

Предполагается, что постановление правительства вступит в силу 1 января 2019 года. Методику оценки эффективности налоговых расходов должны определить до 1 июля 2019 года.

Ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов ранее указывал, что отменить или хотя бы усовершенствовать для начала можно 25 льгот, большинство из которых относятся к налогу на прибыль (в год бюджет теряет около 430 млрд руб. от послаблений по этому налогу). Кроме того, пересмотреть можно пониженную ставку НДС для продуктов и товаров для детей (278 млрд руб.), а также имущественный налоговый вычет при приобретении жилья (151,1 млрд руб.) и освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет (51,3 млрд руб.), писал эксперт.

По мнению руководителя направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александры Суслиной, пересмотрены могут быть все льготы. «Минфин около десяти лет ведет работу для повышения эффективности налоговых льгот. Вопрос об отмене неэффективных постоянно стоит на повестке дня. Весь объем льгот может быть пересмотрен. Очень многие из них вызывают сомнения, но результат и масштаб потерь бюджета оценить очень трудно», — пояснила Суслина РБК. Не закреплено и само понятие налоговых расходов, напомнила она.

Однако эксперт названа «спорной» идею передать контроль за эффективностью льгот самим исполнителям госпрограмм. «Оценка собственной же работы вряд ли может быть объективной. Логичнее было бы назначить внешний контроль, например, со стороны Счетной палаты. Возможно, отчасти это сделано потому, что именно органы, которые пользуются льготами, лучше понимают, сколько они сэкономили», — считает Суслина.

Представитель Минфина не уточнил, чем обусловлено предложение назначить кураторами по оценке эффективности налоговых расходов самих исполнителей госпрограмм и сформирован ли уже примерный список льгот для отмены или корректировки. «В настоящее время порядок оценки эффективности налоговых расходов имеет рамочных характер и находится на стадии межведомственного согласования», — сообщил он.

Читайте также: