Медведев заявил что основа экономического развития россии сбор налогов

Опубликовано: 18.05.2024

Ни строительство новых заводов, ни модернизация производств, ни восстановление колхозов в селах и деревнях, ни финансовая поддержка научного и социального сектора. Все не то - слишком сложно для Медведева, ведь это нужно работать на свой народ, и воровать не получиться. Он последнее время открыто говорит, что экономику России обязан подымать русский народ. Возникает вопрос, а зачем он тогда нужен сосвоим правительством? А вот содрать с россиян налоги, да побольше - это можно. Просто, быстро и особо заморачиваться не приходиться.

Дмитрий Анатольевич пополнил свою копилку скандальных высказываний. В ряду "денег нет, но вы держитесь!" и "хотите зарабатывать деньги - идите в бизнес" новый опус.

Медведев стал еще одним чиновником, который сделал циничное заявление в сторону россиян за последние пару месяцев.

Верным курсом идем, товарищи!

В этом году Правительство и Дума трудились в поте лица, придумывая новые налоги и поднимая ставки по старым. А сейчас в Думе проходят слушания еще по одной инициативе (мне от нее стало жутко) - "налоге на смерть" (подробнее по ссылке ниже).

И все эти законопроекты подаются под кислым соусом ДЕФИЦИТ. Чиновники рассказывают про обнищание государственной казны, и продолжают создавать новые возможности запустить ручонки в карманы простых россиян.

Дефицит предполагает экономию, но экономить чиновники на себе не хотят. Зарплата у них высокая - будет еще выше.

Они не отказались от своих повышенных пенсий - но лишили выплат пенсий миллионов россиян, просто отодвинув возрастную границу для выхода на пенсию.

И самое интересное. Дума вот уже почти 20 ЛЕТ не может принять законопроект о прогрессивной шкале налога. В этом случае олигархи платили бы в казну гораздо больше налогов. Олигархи и чиновники с зарплатами в сотни тысяч рублей. А кому хочется отдавать заработанное? Никому, вот они и берут с тех, кто даст, и возмущаться не будет. А таких в России - большинство.

Налог для самозанятых - это вообще просто песня. Люди как-то приспособились, нашли себе занятие - кто с детишками сидит соседскими, кто картошку со своего огорода продает, чтоб ноги не протянуть.

Но государство решило с ними бороться. Сумел копейку заработать - плати налог. Дмитрий Медведев, наш дорогой премьер-министр, считает, что драть налоги с простых россиян - это наилучший путь развития экономики страны.

А я всегда считал что основа экономики производство.

Сказать, что основа экономического развития России- это сбор налогов, мог только УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЙ. Иосиф Виссарионович за две пятилетки превратил отсталую страну с аграрной экономикой в промышленно развитую державу, построив за это время сотни заводов, фабрик, промышленных объектов, электростанций и т.д. При Путине-Медведеве в разы больше позакрывалось заводов, фабрик и других промышленных объектов, чем построилось и модернизировалось новых. Отсюда и стагнация экономики на протяжении десяти лет.

Типичное рассуждение не умелого бездельника. Зачем заниматся пром. и сельхозпроизводством, придумывать велосипед с мотором. Ведь так удобно распределить гос.собственность среди друзей (обязательно очень эф.менеджеров, влезших в трилиардные долги, но получающие милиардные премии, извините, не знаю под какую формулировку) под видом приватизации. И далее собирать налоги. Но что инересно. Корпорации ежегодно забывают о налогах, и что остается: - правильно. Малый бизнес, индивидуалы и население..

Да Медведев я думал ты умней старики раньше не дураки были и производство строили и сельское хозяйство развивали раньше все было в колхозах и яйца молоко птица скот а сейчас пол страны заросло травой и борщевиком а взять еще и миллион чиновников не экономика будет а одни дормоеды будут в стране а у нас и так их много и в правительстве и в думе с сенаторами

У нормальных людей производство в основе развития экономики а дебила медведева это налоги, на остальное в голове айфона мозгов нет

ВСЕГДА И ВО ВСЕХ СТРАНАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НАЛОГИ УМЕНЬШАЮТ, А У НАС НАОБОРОТ

Конечно, сиди себе, плюй в потолок и собирай налоги, сдирай последнее с россиян, и делать больше не хрена не нужно, а денежки (и зарплата и премии и что сопрёшь) капают.

Во житуха, и мозгов не надо .

Как сказал Матроскин из Простоквашино: "Средства у нас есть, ума у нас нету"

ну что вы хотите с этого недорозумения Это же препод из универа СпБ не пахал, не сеял, не строил, околачивался в администрации президента и потом вдруг стал премьером. Судя по таким высказываниям этот персонаж не прочитал ни одной книжки по экономике. Наивный думает, что руководить таким огромным хозяйством можно по наитию Хоть бы умных старших товарищей спросил ,что является основой экономики любого государства Вот так и живём, одни юристы во власти .Вот итог их работы, что на сегодняшнее время т. е .конец 2018 года уровень экономики не достиг даже уровня 1990 года. Вот теперь нужно спросить, чем они занимались в течении 20 лет

Что бы развивать экономику-нужно развивать производство.сельское хозяйство.пищевую промышленность.Строить заводы .фабрики.г-н Медведев и КО.выбрали самый наилегчайший путь-обобрать народ и в провале развития экономики также обвинить нас.Это сверх наглость.Деньги налогоплатильщиков в одномоментно стали государственными.это с какой стати?.Г-н Мендель(Медведев) работает исключительно против России!

Медведев: "Сбор налогов - основа экономического развития РФ"

Ни строительство новых заводов, ни модернизация производств, ни восстановление колхозов в селах и деревнях, ни финансовая поддержка научного и социального сектора. Все не то - слишком сложно. А вот содрать с россиян налоги, да побольше - это можно. Просто, быстро и особо заморачиваться не приходиться.

Развитие экономики - это развитие производства, с/хозяйства, технологий. Сбор налогов - это не развитие экономики, а удержание ее на плаву. Долой таких "экономистов". С ними у нас никогда не будет никакого развития.

INTERFAX.RU публикует выдержки из экономической программы Дмитрия Медведева. Мы услышим эти понятия "новой экономики" еще не раз

Четыре

Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU - "Мы должны сконцентрироваться на своеобразных четырех "и" - институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях" – вот так закончил Дмитрий Медведев изложение своей экономической программы на Красноярском экономическом форуме 15 февраля.

"В основе нашей политики должен лежать принцип, который, я считаю, несмотря на всю его очевидность, важнейшим для деятельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов в жизни: свобода лучше, чем несвобода", - сказал Д.Медведев.

"Речь идет о свободе во всех ее проявлениях - о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения", - добавил первый вице-премьер.

"Считаю достижение гармонии между свободой и правопорядком самым важным на данном этапе", - подчеркнул Д.Медведев.

Ключевым приоритетом на ближайшие годы станет обеспечение независимости судебной системы от других ветвей власти.

"На ближайшие четыре года ключевым приоритетом нашей работы будет обеспечение подлинной независимости судебной системы от исполнительной и законодательной власти. Обеспечение ее профессиональной работы, а также справедливости и равной для всех доступности правосудия", - сказал Д.Медведев.

"Верховенство закона должно стать одной из наиболее значимых наших ценностей", - подчеркнул Д.Медведев.

"Мы должны поверить человеку, дать ему возможность самостоятельно принимать такие решения. Считаю целесообразным заменить большинство разрешительных порядков на уведомительные. Это, наверное, единственный способ предоставить реальные шансы для развития малого предпринимательства, тонущего сегодня в болоте чиновничьего безразличия и мздоимства", - сказал Д.Медведев.

По его словам, многомесячные согласования, необходимые для начала бизнеса и создания нового производства, должны уйти в прошлое.

"Именно последующий, а не какой бы то ни было другой надзор должен быть делегирован на региональный уровень или даже на местный уровень", - подчеркнул первый вице-премьер.

По словам вице-премьера, "необходимо максимально облегчить нормативы деятельности коммерческих банков и требования к банковской отчетности, создать благоприятный режим для размещения ценных бумаг на российском фондовом рынке".

Д.Медведев считает необходимым сформировать комфортные правила регулирования финансового рынка. "Я имею в виду, прежде всего, развитие корпоративного и налогового законодательства. В частности, нужно рассмотреть возможности освобождения от налогов доходов от реализации ценных бумаг на территории России", - отметил он.

"Государство должно собирать ровно столько налогов, чтобы, во-первых, обеспечить те функции государства, которые необходимы для существования самого общества, и, во-вторых, чтобы национальный бизнес не разбежался по другим странам, чтобы экономика не пришла в упадок", - сказал Д.Медведев.

В налоговой сфере, по словам Д.Медведева, должен быть осуществлен ряд изменений. В частности, по его словам, "как можно быстрее надо принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС". "Параллельно можно было бы продолжить анализ целесообразности и другого шага - замены НДС на налог с продаж", - подчеркнул первый вице-премьер.

По словам Д.Медведева, несколько решений также необходимо принять по налогу на прибыль. "Прежде всего, необходимо дать налогоплательщикам более гибко определять амортизационную систему, а также ввести механизмы, которые дополнительно стимулируют НИОКРы, например, на основе введения повышающего коэффициента при учете затрат на исследования и разработки", - отметил первый вице-премьер.

Первый вице-премьер считает необходимым изменение принципа "установления налогов и экспортных пошлин таким образом, чтобы они стимулировали строительство новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов, в частности, чтобы инвестиции в нефтепереработку были направлены на внедрение новейших технологий и выпуск нефтепродуктов по самым современным мировым стандартам".

Д.Медведев ставит задачу построения в России мощной и открытой финансовой системы.

"Сегодня мировая экономика переживает непростые времена. Особенностью является то, что в отличие от предыдущих финансовых кризисов проблемы пришли с тех рынков, которые вчера еще считались самыми стабильными, - рынков Европы и США", - сказал Д.Медведев.

По его словам, растущая открытость российской экономики является безусловным благом, но приносит не только значительные выгоды, но и риски, которые российские граждане за прошедший год почувствовали на себе - рост цен на продовольствие, спад на фондовом рынке.

"Эти болезни приехали к нам, прежде всего, из-за границы. Последние события, фактически революция в финансовом мире поставили перед нами задачу построения самостоятельной мощной, но открытой финансовой системы", - заявил Д.Медведев.

По его словам, это необходимо, с одной стороны, для гарантий безопасного развития страны, а с другой - как вклад в стабильность мировой экономики в целом.

Д.Медведев считает, что Россия должна стать одним из крупнейших мировых финансовых центров, а рубль одной из региональных резервных валют.

"Национальная валюта должна быть удобной для обращения на мировом финансовом рынке, когда фактически рубль станет таким образом одной из региональных резервных валют", - сказал первый вице-премьер.

"Задача - превращение рубля в одну из региональных резервных валют", - подчеркнул первый вице-премьер.

Инновации и Инфраструктура

Важнейшей задачей страны на ближайшие четыре года Д.Медведев считает также модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры, создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего.

"Нужно запустить инструменты долгосрочного рефинансирования банковской системы. Эта система у нас нуждается в длинных деньгах", - заявил Д.Медведев.

По его словам, "необходимо посмотреть, каким образом задействовать и средства фонда национального благосостояния, пенсионные накопления, для которых, в свою очередь, целесообразно создать систему страхования, подобную системе страхования банковских вкладов".

Он отметил, что проблемы в электроэнергетике "сегодня просто не дают жизни многим инвестиционным проектам". Ситуация в этой отрасли уже отчасти изменилась к лучшему - в прошлом году в отрасль пришли сотни миллиардов рублей, главным образом от частных инвесторов, однако, считает Д.Медведев, "простым наращиванием мощностей проблему не решить".

"Требуется разработать такой комплекс мер, чтобы строить станции и линии электропередачи по самым последним технологиям было гораздо выгоднее, чем по чертежам прошлого столетия. Нам надо создать при этом достаточные стимулы для увеличения доли атомной, гидро- и угольной генерации нового поколения, а также модернизации газовой генерации", - сказал Д.Медведев.

"Без создания, прежде всего, равных возможностей для людей любые лозунги об инновациях и важности экономических преобразований зачастую просто бессмысленны", - подчеркнул Д.Медведев.

"Значительное увеличение государственных и частных инвестиций в социальное развитие позволит создать предпосылки для раскрытия потенциала граждан и развития нового общества, в котором каждый человек, будь то рабочий или студент, учитель или врач, чиновник или предприниматель, мотивирован на создание и потребление товаров и услуг самых высоких, самых передовых стандартов", - подчеркнул Д.Медведев.

В стране необходимо создать систему непрерывного образования, доступного для каждого человека.

"Доля граждан, имеющих возможность приобрести необходимое им жилье на рынке с использованием собственных сбережений, ипотечных моделей и с учетом мер государственной поддержки, должна составить к 2012 году не менее 35% против 20%, которые есть сегодня, а в перспективе дойти до 60-70%, то есть до размера среднего класса, к которому мы стремимся", - сказал Д.Медведев.

"Совершенно очевидно, что государство обязано дать возможность людям самим выбирать себе поликлинику, лечащего врача и страховую компанию. И те деньги, которые в виде налогов и сборов изъяли у гражданина, должны прийти к врачу только через пациента, а не через чиновника райздрава и не по смете", - заявил он.

Искать облагаемую базу будут везде – от электронного кошелька до дачного домика

Российские власти готовят для населения самое сильное повышение налогов в постсоветской истории. В длинном списке предложений – повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), а также повышение собираемости налогов за счет контроля электронных переводов граждан и отслеживание стоимости их имущества. Такой план повышения налогов обсуждался в среду в Совете Федерации.

В текущем году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ снижаются, обращают внимание в Совете Федерации (СФ). Там в ходе парламентских слушаний «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» чиновники и ученые искали пути повышения налоговых поступлений в бюджет. Что примечательно, все предложения в основной своей массе касались граждан. Экономисты и законотворцы для наполнения бюджета предлагают следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов, а также повышать ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) с 13% для тех, кто зарабатывает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

В текущем году доходы федерального бюджета существенно снизились, заметил в среду глава бюджетного комитета СФ Анатолий Артамонов в ходе слушаний на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ». «Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов РФ? За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль – около 14%. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15%», – сказал сенатор, отметив, что при таком падении поступлений в бюджеты необходим поиск новых доходных источников.

Он также обращает внимание на рост налоговых расходов. «Согласно основным направлениям налоговой политики на 2021–2023 годы, налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот, увеличатся в 2021 году на 7% по сравнению с текущим годом и составят 4,3 трлн руб.», – сообщил сенатор, указывая на необходимость отмены неэффективных льгот.

Несмотря на общее снижение, поступления по отдельным налогам увеличиваются. Так, в Федеральной налоговой службе (ФНС) обещают, что по итогам года поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ по итогам 2020 года будут на 5–6% выше, чем в докризисном 2019 году. Об этом в ходе парламентских слушаний сообщил замглавы ФНС Дмитрий Вольвач. Чиновник также полагает, что по итогам года поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет окажутся на уровне 2019 года. Поступления от нашумевшего так называемого налога на самозанятых по итогам года составят 2–2,5 млрд руб. Такую оценку в среду дал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. По итогам прошлого года поступления составили около 1,7 млрд руб.

«Это (налоговый режим для самозанятых. – «НГ») и борьба с теневой занятостью, поскольку подавляющее большинство самозанятых лиц в настоящее время впервые встали на учет в налоговых органах и стали платить налоги», – сказал Сазонов. Впрочем, сложно назвать победой над теневой занятостью дополнительные 300 млн руб. в бюджет.

Снижение налоговых поступлений в казну заставляет искать новые источники пополнения бюджета. Собственно, это и стало темой прошедших в среду парламентских слушаний. В частности, в аналитическом управлении аппарата СФ, представившем свои предложения на слушания, советуют «усилить налоговый контроль в отношении недобросовестных налогоплательщиков, намеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ». Особенно его предлагается усилить для тех, кто совершает сделки в социальных сетях, и тех, кто не регистрируется в качестве самозанятого.

Кроме того, как следует из документа, предлагается несколько направлений повышения поступлений по НДФЛ. Во-первых, следует заняться анализом банковских выписок и содержания электронных кошельков физлиц «с целью выявления доходов, полученных от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог». Во-вторых, предлагается сопоставлять доходы граждан и их расходы «в части превышения стоимости зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества и транспортных средств над задекларированным доходом за последние три года». То есть предлагается сравнивать движимое и недвижимое имущество владельцев с их официальными доходами.

Еще одно предложение от аппарата СФ – трансформировать курортный сбор в туристический сбор и распространить его на всю территорию страны. Кроме того, наделить субъекты РФ правом самостоятельного решения о введении такого налога. Как сообщается, это целесообразно «в целях развития туристской инфраструктуры и расширения налоговой базы». Довольно похвальное решение с учетом того, что отрасль терпит убытки из-за коронакризиса, а российское население продолжает беднеть.

Подобные предложения звучат в целом удивительно с учетом того, что в том же документе также отмечается, что «в России повышение государственных расходов при одновременном увеличении налоговой нагрузки тормозит экономический рост». «Прошлый мировой кризис показал, что наиболее быстрое восстановление темпов роста экономики было достигнуто в тех странах, где налоговая нагрузка в кризисные периоды снижалась», – замечают в аппарате СФ.

Свои предложения по увеличению налоговых поступлений представило и научное сообщество. К примеру, руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве Светлана Солянникова предлагает расширить перечень подакцизных товаров. Она советует включить туда предметы роскоши. «Применительно к российской действительности в качестве предметов роскоши, облагаемых акцизами, можно рассматривать как ювелирные изделия, изделия из натурального меха и натуральной кожи, так и дорогостоящие часы, обувь, одежду, телефоны, бытовую технику, электронику класса Luxure, предметы антиквариата», – перечисляет она.

Еще одно предложение ученых из Финансового университета – налогообложение трансграничных переводов физлиц. По данным Центробанка, в нашей стране наблюдается отрицательное сальдо по трансграничным переводам физлиц. «Суммы перечислений из РФ превышают суммы поступлений в РФ», – поясняет Солянникова. «В этой связи представляется экономически обоснованным налогообложение данных переводов, поскольку комиссию за переводы получает только коммерческий банк либо платежные системы, осуществляющие операции. Налогоплательщиками будут физлица, осуществляющие трансграничные переводы из России, налоговая база может рассчитываться как сумма перечислений, налоговые ставки – до 0,1%, дифференцированные в зависимости от страны, куда осуществляется перевод», – рассказывает экономист, полагая, что поступления от такого сбора превысят 603 млн руб. в квартал.

Солянникова также видит необходимость в увеличении на 1–1,5% ставки НДС на 2022–2025 годы. По ее мнению, повышение ставки должно иметь «определенный период действия», а именно – на время ликвидации последствий коронакризиса и восстановления устойчивых темпов экономического роста. Кроме того, продолжает она, необходима также оптимизация оснований для применения пониженной ставки НДС, в частности, сокращение перечня продовольственных товаров, облагаемых по пониженной ставке, до продуктов первой необходимости.

В то же время ученый подчеркивает: «В настоящее время отсутствуют условия для существенного увеличения налоговых доходов бюджетов без ущерба для экономики страны. Критерием при определении новых источников налоговых доходов бюджетов должно стать минимальное негативное влияние на темпы экономического роста и реальные доходы населения».

В Институте экономики РАН в рамках предложений по поиску дополнительных источников налоговых доходов предлагают менять режимы налогообложения ключевых фискальных сборов РФ, а также «введение новых налогов, нацеленных на привлечение к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока активно не задействованы в этом процессе».

В частности, по НДФЛ необходимо вернуться к вопросу о переходе к прогрессивному налогообложению доходов физлиц для большей части налогоплательщиков, говорят ученые.

К примеру, предлагают экономисты, ставка 13% будет применяться к годовым облагаемым доходам до 600 тыс. руб., ставка в 15% к доходам в интервале 600 тыс. руб. – 3 млн руб., ставка 20% – к доходам в интервале 3–5 млн руб. и ставка 25% к доходам, превышающим 5 млн руб. «При этом необходимо применение данной шкалы по принципу глобального дохода с включением в него доходов налогоплательщика, полученных из всех источников», – подчеркивают в Институте экономики, полагая, что эта мера позволит привлечь к налогообложению «высокодоходные категории населения». Заметим, эта мера предполагает повышение НДФЛ до 15% для тех, кто получает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

Собираемость налогов в России постепенно растет. «За пять лет поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%», – обращает внимание директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. Ключевая задача в рамках роста собираемости налогов – не повышать налоговую нагрузку на бизнес, а напротив, обеспечить ее снижение и стимулировать предприятия к «обелению», продолжает она. «В условиях кризиса, в том числе в целях сохранения налоговой базы, в большинстве стран начали применять пониженные ставки по налогам», – говорит Алехнович.

Из-за сложностей с наполняемостью бюджета вполне ожидаемо появление предложений, направленных на повышение фискальной составляющей нашей налоговой системы, замечает общественный омбудсмен по налогам Михаил Орлов. «Надо понимать, что предложения, связанные с изменением налогового законодательства, особенно в части повышения налоговых сборов, могут нанести ущерб экономике, восстанавливающийся после пандемии», - указывает он.

Эксперт сомневается в эффективности предложений ученых по развитию прогрессивной шкалы налогообложения. «Все нацелено на то, чтобы платить свыше сегодняшних 13% стали не только богатые с доходом более 5 млн рублей в год, но и так называемый средний класс, чьи доходы составляют от 600 тыс. до 5 млн рублей в год. Это может привести к росту «серых» и «черных» зарплат, дальнейшему падению доходов, сокращению покупательской способности населения и повышению расходов на администрирование этого процесса», - считает Орлов, полагая, что большинство предложений больше носят популистский характер.

Поиски новых источников бюджетных доходов в целом оправданы. «Вместо запланированного профицита в 1%, в текущем году дефицит бюджета может достигнуть 4,4% из-за кризиса и снижения нефтяных котировок», - обращает внимание первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В условиях падения цены нефти элитам приходится искать новые источники пополнения бюджета, и на этом фоне повышение собираемости доходов физлиц видится логичным, правда, может нарушить десятилетиями формировавшийся негласный консенсус между элитами и гражданами: сверхдоходы и сверхрасходы элит прежде не подвергались проверке, равно как и микродоходы и микрорасходы граждан обычно оставались в тени», - отмечает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов.

Большинство предложений со стороны Совета Федерации в нынешних условиях выглядят сомнительными и противоречат логике налоговой системы, направленной на консолидацию доходов в федеральной казне, считает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Что касается анализа банковских выписок и содержания электронных кошельков граждан с целью выявления дополнительных источников доходов, то на мой взгляд подобные объемы данных вряд ли могут быть адекватно обработаны. К тому же не понятны основания, на которых эти данные должны предоставляться, как будет учитываться налогооблагаемая база», - рассуждает он.

В свою очередь, повышение НДС ударит по всей цепочке товарооборота и услуг. «Соответственно на планах властей по восстановлению экономического роста можно будет забыть в ближайшие пять лет», - резюмирует Пушкарев.

Между тем, в пресс-службе Министерства финансов РФ сообщили «НГ», что сейчас в ведомстве не рассматривается вопрос дополнительного повышения налоговой нагрузки. «Парламентские слушания «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» проходят ежегодно в рамках бюджетного процесса, и включают в себя в том числе дискуссию экспертного сообщества и обсуждение различных предложений», - отмечает пресс-служба Минфина.

Российские власти прорабатывают возможность введения нового сбора с бизнеса. За счет этих денег будет профинансирована помощь безработным, число которых в стране стремительно выросло. Идея эта не новая, но пока она не находила поддержки в правительстве. Но теперь к решению этого вопроса подключился замглавы Совбеза Дмитрий Медведев. Почему все это бессмысленно и даже вредно?

В России может появиться новый налог на зарплатные выплаты бизнеса. За его счет будут финансировать пособия безработным, число которых в стране за год выросло почти на четверть и достигло 4,3 млн человек. Как это может быть устроено и к чему приведет?

Медведев призвал все «обсчитать»

Вернуться к системе «страхования занятости», в рамках которой пособия по безработице платятся за счет взносов с работодателей, еще летом предложили депутаты «Единой России». 24 ноября эту идею поддержал и поручил «обсчитать» председатель партии, замглавы Совбеза Дмитрий Медведев.
Он признал, что «тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей» (цитата по ТАСС). Однако «это все-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах», подчеркнул Медведев.
«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», - сказал он.
По словам Медведева, новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса.

Назад, в 90-е

Страховая система помощи безработным действовала в России с 1991 по 2001 год. Пособия выплачивались из Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с зарплат: в 1992 это было 1%, в 1993-96 годах - 2%, в 1996-2001 годах - 1,5%.
От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели. С 1996 года фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 года перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 года.

Совсем не забытое старое

Вновь эта тема появилась на повестке дня в 2017 году. Тогда с идеей вернуться к прежней системе выступил занимавший тогда пост главы Минтруда Максим Топилин. По его задумке, размер взноса мог бы составить 1% с каждой зарплаты. Идея Топилина быстро утонула, поскольку казалась радикальной, а экономическая ситуация в стране была пусть не очень хорошей, но стабильной.
Однако коронавирусный кризис, проевший в бюджетной системе дыру размером 6,6 триллиона рублей, вернул эту историю к жизни. В августе 2021 года первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявил, что страхование занятости повысит финансовую нагрузку на работодателей, но может принести им и очевидные выгоды.
Ведь работодатель при увольнении персонала несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать бывших работников, потом начислить им выходное пособие. А в случае введения страхования занятости эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, заявил Исаев. И компании хорошо, и уволенному тоже – не нужно бегать за бывшим боссом и вытрясать из него деньги.
Однако против такого подхода выступили в правительстве. Глава Минтруда Антон Котяков, выступая на совещании единороссов, новацию раскритиковал. Страховую систему «убрали для снижения административной нагрузки на бизнес», напомнил он.
«Ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу, и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях», - заявил тогда Котяков.

Больше налогов, хороших и разных

Несмотря на обещания не менять налоговый режим в стране в течение пяти лет, власти в условиях жесткого экономического кризиса стараются денег с бизнеса и граждан то тут, то там урвать. То налог на проценты по депозитам введут, то поднимут ставку НДФЛ на большие зарплаты.
И вот красивое выражение «страхование занятости». А по сути – обычный налог на бизнес. Который и так уже отчисляет за сотрудников взносы в пенсионный фонд, в фонд ОМС и соцстрахования. Ну и НДФЛ, конечно, платит. А тут еще один процент хотят накинуть – на безработных.
И это с учетом того, что значительная часть российских предпринимателей и так еле дышат в условиях эпидемии, а вскоре могут перестать дышать вовсе.
Очевидно, что введение такого налога приведет к появлению, как это мягко назвал министр Котяков, «нечестных схем в трудовых отношениях». А говоря простым языком – начнут быстро расти выплаты зарплат «в конвертах». Хотя они уже и так, по оценкам главы Совфеда Татьяны Матвиенко, составляют 30-40% от всего фонда оплаты труда в России. А серые зарплаты – это значит меньше налогов, ниже пенсии, незащищенность работающих и все прочие прелести теневой экономики.
Да и стратегически логика поборников нового налога выглядит ущербно. Вместо того чтобы развивать рынок труда, создавать новые рабочие места, переобучать людей, помогать им с переездом на новое место жительства, где есть работа, российские власти хотят просто и тупо собрать денег на пособия безработным. Почему так? Есть нехорошее ощущение, что больше они просто ничего не умеют делать. Денег отняли, денег раздали. Но отняли больше. Вот и вся социальная политика.
Хочешь понять, что происходит на самом деле?
Читай Телеграм канал и Яндекс. Дзен канал «Ясно Понятно».
Просто и доходчиво - о самых важных новостях в обществе, политике и экономике.
Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.


Михаил Мишустин (справа) и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Иллюстрация: myseldon.com

Новый глава правительства России Михаил Мишустин на прошлом месте работы во главе Федеральной налоговой службы (ФНС) смог создать предельно эффективную фискальную машину — динамика сбора налогов в последние годы многократно превосходила темпы экономического роста. Теперь же Мишустину предстоит решать противоположную задачу — обеспечивать перераспределение собираемых налогов в интересах развития страны, с чем у правительства Дмитрия Медведева возникли неразрешимые сложности. Единственно возможный путь исправления управленческих просчетов предыдущего кабинета министров — пересмотр принципов взаимодействия федерального центра с регионами и муниципалитетами.

Последняя фраза новоиспеченного премьер-министра вольно или невольно напомнила о том, что его сложивший полномочия предшественник в Госдуме появлялся, что называется, по большим поводам, каковыми обычно становились плановые отчеты за истекший год. В целом же лейтмотивом темы «Медведев и регионы» была его знаменитая фраза, сказанная им во время встречи с жителями Феодосии в мае 2016 года: «Денег нет, но вы держитесь».

Вскоре после этого ситуация принципиально изменилась — деньги у правительства появились: в 2018 году федеральный бюджет вернулся в профицитное состояние. Однако денег у регионов не слишком прибавилось. Нашумевшее фиаско в Госдуме главы Минэкономразвития РФ Максима Орешкина, который в марте прошлого года так и не смог объяснить депутатам, как будут потрачены средства на нацпроекты, намекнуло, что при имеющемся качестве взаимодействия центра и регионов идея стимулировать рост экономики при помощи бюджетных инвестиций малореализуема. Итоги года подтвердили эти опасения: объем неизрасходованных средств федерального бюджета составил примерно триллион рублей — худший показатель за все десятилетие. Не суметь грамотно потратить деньги, научившись их собирать, — сюжет, достойный театра абсурда.

Человеком, который смог добиться того, что доходы бюджета росли темпами, на порядок опережающими рост экономики, и был Михаил Мишустин. В его интервью «Коммерсанту» в прошлом ноябре прозвучали такие показатели: с 2015 по 2019 год при росте экономики всего на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учета инфляции и без повышения налоговой нагрузки, выросли на 38,8%. За десять месяцев 2019 года сбор налогов увеличился еще на 7,9%. Отчасти все это было связано с восстановлением мировых цен на нефть, однако ненефтегазовые доходы бюджета также показывали высокие темпы — плюс 15% ежегодно.

Проблемы с доведением бюджетных денег до регионов лишь усиливали этот парадокс, лишний раз напоминая о том, что сверхцентрализация управленческой и финансовой вертикали имеет свои пределы. Благодаря замещению коммерческих кредитов бюджетными в последние два года удалось заметно снизить уровень долговой нагрузки на регионы — долг в объеме более 100% налоговых и неналоговых доходов сейчас имеет всего один субъект федерации, Республика Мордовия. Однако, несмотря на профицит федерального бюджета и запланированные 7 трлн рублей на нацпроекты на трехлетний период, многим регионам в прошлом году пришлось уже по давней традиции принимать бюджеты с дырой.

Собственно, эта ситуация во многом и предопределила ряд ключевых тезисов послания Владимира Путина, который предложил, помимо прочего, усилить роль Госдумы в конструкции российской власти, то есть расширить полномочия института, который главным образом формируют представители регионов. Вне зависимости от того, какой окажется роль лично Путина в этой конструкции, следует признать, что в условиях постоянно нарастающего разрыва между центром и регионами такой шаг давно назрел. Примечательно, что с подобными инициативами выступал даже Дмитрий Медведев в бытность свою президентом России. Один из пунктов его бюджетного послания на 2012−2014 годы гласил: «Требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления». Однако с тех пор вертикаль власти лишь усиливалась, фактически вобрав в себя не только региональные администрации, но и муниципалитеты.

Многие представители крупного российского бизнеса, комментируя назначение Михаила Мишустина премьер-министром, отметили его умение выстраивать коммуникацию с реальной экономикой и понимание того, как она устроена. Это вселяет осторожный оптимизм (в том числе на то, что правительством будут услышаны интересы регионов), тем более что благодаря быстрому переходу налоговиков на цифровые технологии общение компаний и граждан с ФНС в последние годы в самом деле сильно упростилось. В то же время заявления о необходимости снижения барьеров для бизнеса дежурно звучали на всем протяжении премьерства Медведева, и сам факт, что его преемнику приходится в первом же выступлении говорить о том же самом, говорит о реальном уровне проблем в этой сфере.

Одним из главных качеств налоговой системы, созданной Михаилом Мишустиным, считается ее способность видеть всё, что входит в сферу ее компетенций, — во всяком случае, именно такой имидж пытался сформировать глава ФНС. В прошлом году британская Financial Times подробно описывала, как Мишустин во время интервью продемонстрировал ее корреспонденту, где он накануне пил кофе, исходя из данных, попавших в базу ФНС через онлайн-кассу. Само по себе тотальное внедрение онлайн-касс, начавшееся по инициативе налоговиков в 2016 году, вызвало неоднозначную реакцию малого бизнеса, на плечи которого были возложены очередные обязательные расходы по покупке и обслуживанию этих устройств, однако нововведение было внедрено быстро и, так сказать, технократично. То же самое можно сказать и о ряде других инициатив ФНС под руководством Мишустина. «Без сомнения, государство должно являться цифровой платформой, которая создана для людей. Так мы пытались устроить налоговую систему», — заявил новый премьер депутатам Госдумы, пообещав заодно лично разобраться с национальным проектом «Цифровая экономика», который в прошлом году был одним из самых недофинансированных.

Склонность Мишустина досконально разбираться во вверенном ему направлении работы должна помочь ему на первом этапе во главе правительства — в оценке состояния дел, доставшихся от предшественника. Дмитрий Медведев, как известно, был уверен, что в экономической сфере каких-то критических проблем у России нет.

Но в 2020 год российская экономика вошла в таком состоянии, которое совершенно исключает подобный расслабленный подход в духе «все к лучшему в этом лучшем из миров». Ближе к концу года появились данные о значительном спаде в ряде ключевых отраслей промышленности (в частности, машиностроении), о замедлении динамики инвестиций и корпоративного кредитования, впервые за несколько лет перестали расти стоимостные объемы экспорта и т. д. При этом правительство Медведева продолжало демонстрировать олимпийское спокойствие, в очередной раз обещая, что рано или поздно экономика будет быстро расти, но когда-нибудь потом.

В контексте этих высказываний уход в отставку правительства Медведева в самом начале 2020 года выглядит хорошим напоминанием о том, что все в жизни имеет свой предел, хотя сам факт, что это состоялось в начале нового десятилетия, лишь усиливает ощущение от предыдущего как о потерянном для российской экономики времени. Поэтому было бы слишком наивно рассчитывать на быстрые перемены к лучшему — для начала как минимум нужно увидеть новый состав правительства и услышать от нового премьера его оценку ситуации в экономике. В ответ на заданный ему в Госдуме вопрос о новой стратегии экономического роста Михаил Мишустин начал с привычной за последние годы риторики, напомнив о стабильной макроэкономической ситуации — значительном размере Фонда национального благосостояния и золотовалютных резервов, низкой инфляции и т. д. Но, если в ближайшие месяцы тревожные прошлогодние тенденции в российской экономике будут усиливаться, вопрос о переходе от пресловутой стабильности к росту приобретет без преувеличения экзистенциальный характер.

Николай Проценко

Читайте также: