Маршрутки не платят налоги

Опубликовано: 09.05.2024

Рано или поздно владельцу транспортного средства придет уведомление от ФНС о необходимости оплатить транспортный налог. Избежать этого не удастся ни владельцам легковых автомобилей, ни собственникам автобусов.

Как начисляют транспортный налог

В Российской Федерации транспортный налог относится к категории региональных сборов: размер, сроки и порядок оплаты определяются субъектами государства на основании Налогового Кодекса. Для автобусов установлена базовая ставка в размере 5 рублей за 1 л.с. для ТС с двигателями мощностью до 200 л.с., и 10 рублей за 1 л.с. для более мощных машин.

Региональные законодатели могут установить собственные ставки. Однако они ограничены десятикратными рамками как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения платы.

В действующей версии НК РФ величина ставок и права субъектов определены в ст. 361.

Формула транспортного налога едина для всех регионов РФ:

Сумма к оплате = Период владения ТС * Ставка * Мощность двигателя

Период владения в данном случае является соотношением количества месяцев в году, в течение которых ТС было зарегистрировано на имя плательщика. В том случае, если автомобиль находился в собственности весь год, значение этого множителя будет равно 1. Если автобус был оформлен на плательщика не целый год, нужно посчитать количество полных месяцев и разделить на 12. Например, если процедура оформления авто произведена в апреле, получаем: 9/12 = 0,75

Месяц считается полным, если собственник владел ТС более чем 50% дней в нем.

Как оплатить налог на автобус

Оплата налога для физических лиц производится до 1 декабря года, следующего за отчетным. В подавляющем большинстве случаев собственнику транспортного средства не приходится беспокоиться о расчетах. ФНС проинформирует о сроках оплаты и объектах налогообложения. Уведомление направляют владельцу автобуса по адресу проживания. Также информация отображается в Личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Если оплата не будет произведена своевременно, информация о задолженности будет доступна в «Госуслугах».

Несвоевременная оплата налога влечет за собой штрафные санкции в виде пеней, начисляемых ежедневно на сумму задолженности. Размер пеней — 1/300 актуальной ставки рефинансирования.

Обратите внимание: если автомобиль продан по простому договору купли-продажи, необходимо убедиться, что новый собственник переоформил транспорт. В противном случае, налог будет начисляться прежнему владельцу. ФНС получает сведения по автотранспорту исключительно из базы ГИБДД.

Если уведомление о необходимости оплаты налога не получено, это не освобождает от необходимости перечисления средств в казну региона. В таком случае собственнику или арендатору техники необходимо либо произвести оплату самостоятельно, либо обратиться в налоговую службу по месту жительства для выяснения причин.

Юридические лица в течение года ежеквартально производят авансовые платежи. Рекомендованный размер — 25% от полной суммы налога. Оплата производится до последнего рабочего дня месяца, следующего за окончившимся кварталом. Окончательный расчет по налогу — до 1 февраля следующего года.

Кто может не платить транспортный налог на автобус

Автобусы не относятся к категории техники, для которой предусмотрены льготы в Налоговом Кодексе. Исключение — транспорт, находящийся в розыске. А также угнанная техника, в отношении которой розыскные мероприятия прекращены.

Категории налогоплательщиков, которые имеют право на предоставление льгот, определяются законодательными актами на региональном уровне. Как правило, в него включаются ветераны ВОВ и участники боевых действий, инвалиды и опекуны.

В том случае, если гражданин имеет право на получение налоговой льготы, он должен обратиться с соответствующим заявлением в отделение ФНС, либо заявить свое право в Личном кабинете налогоплательщика.

Применяемая налоговая ставка определяется исходя из региона проживания собственника, а не адреса МРЭО ГИБДД, в которой автомобиль поставлен на учет.

В том случае, если организация или физическое лицо пользуются автобусом на основании договора аренды, обязательства по оплате налога на них НК РФ не возлагает. Платежи должен осуществлять собственник — лицо, на имя которого зарегистрирован транспорт.

Исходя из положений Налогового кодекса, необходимость оплаты транспортного налога останавливается вместе с прекращением права собственности на технику. Отдельно информировать ФНС о смене владельца не нужно, информация в налоговую службу поступает из базы ГИБДД без участия прошлого и нового владельцев.

Обратите внимание: за год, в котором был продан автобус, налог оплатить также придется. Пропорционально количеству месяцев владения ТС.


Обычно бухгалтеры рады отмене отчетов, но с 2021 года, с отменой деклараций по транспортному и земельному налогу, вопросов стало кажется еще больше, чем раньше. Например, когда ждать извещения о сумме к уплате от ФНС или что делать, если налог почему-то не совпадает с вашими расчетами? Как сообщить налоговой службе о льготах? Декларацию по налогу на недвижимое имущество не отменили, но зато до сих пор упрощенцы путаются — когда платить и сдавать, а когда нет.

Чего ждать от ФНС и в какие сроки платить налоги

С 2021 года ФНС сама будет сообщать о том, каким вышел земельный и транспортный налог за прошлый год. По информации налоговой службы сообщения о налогах за 2020 год будут рассылаться в течение 2 квартала 2021 года. При этом срок уплаты для обоих видов налогов — 1 марта — уже прошел. Т.е. по факту сообщения придут после уплаты.

Как долго ждать сообщения?

Сроки указаны в п. 4 статьи 363 НК РФ:

Если уведомление от ФНС до вас так и не добралось, придется самостоятельно передать в налоговую данные об имуществе — автомобилях и участках до 31 декабря 2021 года, т.е. до конца текущего налогового периода (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС от 25.02.20 № ЕД-7-21/124@.

От расчета налогов организации по прежнему не освобождены, авансовые платежи необходимо самостоятельно рассчитать и платить. В 2021 году сроки по ним:

  • за 1 квартал до 30.04.2021;
  • за 2 квартал до 02.08.2021;
  • за 3 квартал до 01.11.2020.

По налогу на имущество декларацию нужно сдавать как и раньше. Но с 2020 года не требуется предоставлять авансовые расчеты по налогу в течение года, только годовую декларацию (ФЗ № 63-ФЗ от 15.04.2019). Срок — до 30 марта.

Вроде бы все уже все сдали и заплатили. Но т.к. уведомления начали многим приходить только сейчас, а работа бухгалтера не проходит без сюрпризов, то стали появляться первые недопонимания и вопросы по правильности расчета налогов и учету имущества.

Не самый последний среди них — льготы.

Как сообщить о льготах по земельному и транспортному налогу

Для этого есть специальная форма, которая утверждена Приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@. Вот например как выглядит пара ее разделов:

Сообщить о праве на льготу теоретически можно в любое время. В НК нет каких-то конкретных сроков. Но сама ФНС рекомендовала сделать это еще в 1 квартале 2021 года, до того, как начнется активная рассылка сообщений о суммах налогов к уплате.

Проверить наличие льготы по имущественным налогам

Не обязательно указывать муниципальное образование, достаточно выбрать в форме нужный регион и нажать «Найти»

Что имеем в результате? Путаница в суммах налога — ФНС может видеть недоимку, которой по факту нет, о льготах может узнать уже после направления сообщения, а налогоплательщики, получая уведомление, не понимают — должны они все таки бюджету или нет.

Если сумма пришла неверная, как опротестовать?

Судя по форумам и бухгалтерским группам в соцсетях, немало организаций получают «письма счастья» с неверными данными.

«Получили сообщение из своей ИФНС, транспортный налог к уплате совсем не такой, какой рассчитала я. Оказалось, что налоговая не учла льготу, положенную по региональному закону. Причем никаких подтверждающих документов по тому же закону не требуется, сведения ФНС должна получать после регистрации авто путем информационного обмена», — пишет бухгалтер Ольга .

«Прислали письмо с суммой налога за рабочее авто. Сильно больше, чем должно было быть. Указана не та ставка. И что теперь делать?» — интересуется уже бухгалтер Татьяна .

«Рассчитали налог как за грузовое авто, хотя черным по-белому в документах указано, что автомобиль легковой», — негодует Евгений, директор компании .

Логично, что нужно написать возражения на неверный расчет налога . Никакой особой формы для этого нет. Оформите жалобу на обычном бланке для писем организации, опишите ситуацию, укажите свои возражения (аргументированно, со ссылкой на НК, региональное законодательство и т.п.), составьте собственный расчет и приложите копии документов, например, подтверждающих льготу, которая не была учтена.

Правда советуем перед тем, как писать гневное письмо, все таки перепроверить информацию. Порой региональное законодательство меняется по-тихому и вы возможно не в курсе возникших перемен.

Обратите внимание , что ответить несогласием на расчет налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения (пункт 6 статьи 363 НК РФ).

Рассматривать ваше письмо будут в течение месяца (или даже двух — ФНС вправе продлить срок рассмотрения). Затем вы или получите сообщение с новой суммой налога или требование, если налоговая все правильна посчитала, а вы налог не доплатили.

Важные моменты в расчете налогов:

Если ваше авто было уничтожено, к примеру, сгорело при пожаре, то исчисление налога прекратиться с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было утрачено. Но сама по себе ФНС об этом не узнает. Необходимо написать заявление (форма утверждена Приказом от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@) и приложить подтверждающие документы, рассматривается оно в течение 30 дней.

В противном случае налог будет начисляться до момента снятия авто с регистрации (см. Постановления АС Северо-Западного округа от 08.02.2021 по делу № А56-12586/2020).

Если в течение налогового периода произошло изменение кадастровой стоимости участка, то оно не будет учитываться при расчете налога в текущем и предшествующих налоговых периодах . Исключение — если изменения предусмотрены п.п. 1.1 статьи 391 НК РФ или другим российским законодательством.

Практически аналогичное положение действует и по налогу на имущество. Изменение кадастровой стоимости объекта будет учтено при расчете налогооблагаемой базы только если это прямо будет указано в п. 15 статьи 378.2 НК РФ или в законодательстве РФ, которое регулирует кадастровую оценку.

Напоминаем, что для оплаты налогов с 1 мая 2021 года нужно использовать новые реквизиты .

Теперь давайте посмотрим, какие вопросы больше всего тревожат бухгалтеров в связи с нововведениями.

Вопросы по транспортному налогу

Кто платит транспортный налог при лизинге?

Платит тот, на кого зарегистрировано ТС, т.к. этот вопрос стороны решают при заключении договора.

Например, лизингодатель приобрел авто и сразу передал его по договору лизинга , не проводя регистрацию, зарегистрировал авто лизингополучатель в соответствии с условиями договора, значит он и платит транспортный налог.

Другой пример — лизингодатель зарегистрировал ТС на себя и предал его лизингополучателю , по договору в собственность авто перейдет получателю только после полной оплаты, тогда же он сможет его зарегистрировать. Значит в период лизинга транспортный налог будет платить лизингодатель.

Какие авто относятся к дорогостоящим и как рассчитывать по ним налог?

Перечень дорогостоящих автомобилей (от 3 млн рублей) устанавливает Минпромторг ( смотреть перечень 2021 года ). Если ваше авто в него угодило, то рассчитывать транспортный налог придется с применением повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3). Коэффициент зависит от года выпуска и средней стоимости автомобиля (пункт 2 статьи 362 НК РФ).

Нужно ли платить транспортный налог за автомобиль, приобретенный для перепродажи?

Для начала уточним — собственником авто организация может стать и без его регистрации. Одно с другим не связано. Но использование ТС без регистрации в ГИБДД может навлечь штрафы (от 5 000 до 10 000 рублей), к тому же налог платит тот, на кого авто зарегистрировано. Это либо старый либо новый собственник. Чтобы было понятнее, рассмотрим практические ситуации:

Пример 1: ООО купило авто у гражданина Иванова 30 апреля 2021 года. 5 мая организация продала автомобиль другому физлицу — Петрову. При этом не поставила авто на учет в ГИБДД и в ПТС был сразу вписан новый владелец машины. Компания ничего не нарушила. На постановку на учет дается 10 календарных дней, в течение этого времени можно без всяких последствий продать ТС не занимаясь его регистрацией.

Единственная проблема, которая может возникнуть — в ГИБДД автомобиль числится за Ивановым, а Петров принесет договор купли-продажи с ООО. В этом случае лучше прямо в договоре указать на каком основании организация владеет авто и сослаться на договор купли-продажи с Ивановым. В любом случае у инспектора есть право запросить дополнительные документы, если возникнут какие-то сомнения.

Транспортный налог организация не заплатит вообще, т.к. даже не успела зарегистрировать ТС на себя.

Пример 2: Компания купила у другой организации экскаватор 8 апреля 2021 года. 16 апреля техника была поставлена на учет в Гостехнадзоре (обратите внимание — не в ГИБДД), но 20 апреля руководителю компании предложили хорошую цену за экскаватор и он решил его продать. Сделку быстро оформили и уже 28 апреля новый владелец поставил технику на учет.

Компания не заплатит налог за апрель . По правилам, если ТС поставлено на учет после 15 числа месяца, то налог за этот месяц не платиться. С другой стороны если снять с регистрации ТС после 15 числа (что и произошло 28 апреля), то налог за этот месяц считать нужно. Минфин считает, что в этой ситуации (когда авто поставлено и снято с учета в одной и той же половине месяца) налог компания платить не должна.

Новый обладатель экскаватора за апрель налог платить не будет , т.к. поставил его на учет после 15 числа, для него расчет налога начнется с 1 мая.

Самый первый собственник техники , продавший ее 8 апреля и будет плательщиком налога, ведь снята с учета она 16 апреля, т.е. после 15 числа.

Таким образом удается избежать двойного налогообложения и за переходный месяц обязательно кто-то заплатит.

Оперативно заключить сделку, подписать документы, купить выгодно имущество на торгах помогут электронная подпись и ЭДО. Работа с электронными документами через онлайн-сервис и мобильное приложение Такском-Файлер или чрез 1С .

Вопросы по земельному налогу

В 2020 году в связи с пандемией в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП и организации, работающие в наиболее пострадавших отраслях получили освобождение от уплаты земельного налога за 2 квартал (кстати и от транспортного и от налога на имущество тоже). Надо ли как-то заявить об этой льготе по аналогии с другими, подав заявление?

Нет, специально сообщать ФНС, что у вас есть такое право не нужно. Налоговая должна сама произвести перерасчет. Ели посмотрите на форму заявления в статье выше, то там даже не предусмотрено указание отсылок к ФЗ, а только к региональному законодательству.

Если же ФНС почему-то не пересчитали налоговые обязательства и требует уплаты налога за 2 квартал 2020 года, то придется идти путем возражений и жалоб. Рекомендуем не просто ссылаться на норму ФЗ, но и подтвердить свой статус, дающий право на поддержку — например, приложить выписку из ЕГРЮЛ, где указан основной вид деятельности, выписку из Реестра СМП для подтверждения статуса малого предприятия.

Договор купли-продажи земельного участка заключен 8 февраля 2021 года, 11 мая 2021 года подписан акт передачи, регистрация в ЕГРН 14 мая, приказ о вводе в эксплуатацию от 17 мая. С какой даты отсчитывать срок для расчета земельного налога?

Ориентироваться нужно на день государственной регистрации права в Реестре. Права на земельной участок, согласно гражданскому законодательству, подлежат государственной регистрации и расчет налога будет производится (как и в случае с транспортом) по новому собственнику именно со дня внесения записи в Реестр.

Как узнать кадастровую стоимость, из которой будет производиться расчет налога?

Актуальную стоимость можно найти через онлайн-сервис Росреестра . Вы также можете сделать письменный запрос через МФЦ или по почте или через личный кабинет на сайте Росреестра. Сведения предоставляются бесплатно.

Вопросы про налог на недвижимость

Наверное самые популярные вопросы касаются уплаты налога налогоплательщиками, применяющими УСН.

Организация применяет УСН, имеет в собственности недвижимое имущество. Нужно ли подавать декларацию?

Организации на УСН сдают декларацию и уплачивают налог только по недвижимости, налоговая база по которой определяется, исходя из кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ, п.п 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ).

Если у организации есть разные объекты недвижимости — облагаемые и не облагаемые налогом, то необлагаемые объекты в декларации не указываются.

Как понять относится конкретное имущество у организации на УСН к облагаемому или нет?

На этот вопрос сможет ответить только региональное законодательство. Нужно смотреть во-первых , местный закон, в котором определен порядок уплаты налога на имущество, во-вторых , перечень объектов недвижимости на 2021 год (или другой год, который интересует) для целей налогообложения. Причем Перечень может периодически пересматриваться. В-третьих , нужно вчитаться в НК, в п.п. 4 пункта 1 статьи 378.2 сказано, что объектами налогообложения выступают, например, гаражи, жилые помещения, машино-места и др.

Получается, что некоторые объекты могут даже отсутствовать в перечне, но при этом упрощенцы все равно должны уплачивать с них налог. К примеру, с квартиры, которая приобретена для проживания сотрудников или с гаража для рабочего автомобиля.

К новой декларации по налогу на имущество организаций есть раздел с движимым имуществом. Значит ли это, что и по движимому имуществу нужно уплачивать налог и сдавать декларацию?

Новая форма декларации утверждена Приказом от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@. В ней действительно есть такой раздел. Но заполняют его только те, кто имеет облагаемое налогом недвижимое имущество и подает декларацию по нему. Т.е. если у вас есть необлагаемая налогом недвижимость и / или движимое имущество — подавать декларацию не надо.

Если у вас есть объекты, подлежащие налогообложению, то кроме них, нужно включать в декларацию информацию и о движимом имуществе, учтенном у организации в качестве основных средств, но налог с такого имущества платить (по крайней мере пока) не нужно.

Сопутствующий вопрос обычно такой — а как различать движимое и недвижимое имущество?

На самом деле в законе все не так однозначно, например, в отношении движимого имущество сказано, что это деньги, ценные бумаги, а также все, что не относится к недвижимому имуществу (пункт 2 статьи 130 ГК РФ). Поэтому придется действовать методом исключения. Проблема в том, что отнесение объекта к недвижимости не слишком однозначное.

Можно выделить несколько признаков недвижимости:

  • Связь с землей, невозможность переместить объект без ущерба. К примеру, здание фабрики на фундаменте — это недвижимость. А ларек, установленный без фундамента, который можно легко демонтировать и перевезти — движимость;
  • Закон определяет объекты как недвижимость (пункт 1 статьи 130 ГК РФ) — линии связи, космические объекты и другие;
  • Недвижимость подлежит обязательной госрегистрации (хотя это не обязательное условие);
  • Наличие в отношении имущества документов технического учета, технической инвентаризации, разрешений на строительство, проектной документации и т.п. Это один из критериев, описанных в Письме ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@. Т.е. в расчет будут приниматься конкретные документы, в том числе данные экспертиз;
  • Неспособность имущества функционировать самостоятельно, вне основного объекта. Пример такого имущества — лифты.

На самом деле в данном вопросе стоит обращать внимание на судебную практику. А она очень разношерстная.

  1. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 переквалификации движимого имущества в недвижимое;
  2. АС Московского округа вынес Постановление от 23 сентября 2020 г. по делу № А40-317545/2018, где отнесение имущества к недвижимому определялось в том числе на основании Приказа Министерства промышленности и энергетики (т.е. на основании отраслевого законодательства).

Нельзя сказать, что эти дела решились в пользу налогоплательщиков.

Подробнее о разногласиях в определении типа имущества читайте в нашей статье на сайте .

Кстати, Правительство рассматривает возможность вернуться к взиманию налога с движимого имущества (с этими целями собирается информация о нем в составе деклараций). Один из аргументов — прекращение споров по разделению имущества на движимое и недвижимое. Ну да, если все облагается налогом чего тут спорить?

Организация владеет автомобилем, компьютерами, каждый стоимостью свыше 100 000 рублей и несколькими киосками (движимое имущество). Нужно ли подавать декларацию и включать информацию о таком имуществе в декларацию?

Выше мы уже сказали, что декларация не подается, если организации в собственности имеется только движимое имущество, т.к. оно не подлежит налогообложению. Поэтому владельцам авто, компьютеров и прочего аналогичного имущества волноваться не стоит.

Предприниматель имеет право на получение льготы по налогу на имущество, по объектам, которые использует в своей деятельности, какие документы могут подтвердить назначение использования недвижимого имущества?

Можно приложить любые документы, которые укажут на характер использования помещения. Например — КУДиР, где отражены доходы от деятельности, связанной с данным имуществом (сдача в аренду, к примеру), договоры аренды, фото- и видеосъемка помещений, техническая документация. Если ФНС не хочет верить документам — пригласите инспекторов посетить объект лично, у вас есть такое право.

Организация применяет ОСНО, купила здание, зарегистровала права на него, но не ввело его в эксплуатацию, надо ли уплачивать налог?

Сам по себе ввод в эксплуатацию не имеет значения для налогообложения. Если здание учтено на счете 01 и готово к использованию, то оно облагается налогом. Просто так оставлять объект числящимся на счете 08 (как пытаются некоторые) нельзя. Для этого нужны основания. К примеру, здание куплено в состоянии не позволяющем его нормальную эксплуатацию и требуется произвести ремонт. Тогда, пока объект не будет отремонтирован и введен в эксплуатацию и будет числиться на счете 08, он не облагается налогом.

Сдавайте отчетность, сверяйтесь с ИФНС, обменивайтесь документами с контрагентами. Все это при помощи сервисов 1С . Для групп компаний скидки!

Сергей Гридюшко, совладелец и директор ООО «МТ-Экспресс», член правления «Белорусского союза транспортников», рассказал, как в Минске организован бизнес по перевозкам пассажиров в маршрутных такси, оценил его эффективность и состояние этого рынка.

Сергей Гридюшко. Фото автора
Сергей Гридюшко. Фото автора

– В 1990-е все ушли в бизнес, и я задумался: а что умею делать я? Переучиваться с инженера не хотелось, на завод идти тоже. А вот «баранку крутить» я умел. Я выучился на категорию «Д».

На рынке пассажирских перевозок я с 2000 года. Тогда в Минске был монополист – «Миндавг». Вместе с товарищем я зарегистрировал ИП, мы «скинулись» на новую «Газель» и стали работать на маршруте этой компании.

Становление и развитие бизнеса

В развитии компании «МТ-Экспресс» было два этапа.

ИП-водители, 2000-2004. Два год мы сами, работая водителями, изучали дело изнутри. В те годы маршрутов было мало. ИП «прокладывали» их самостоятельно. ГАИ не хотел нас пускать на рынок. В 2002 нас собралось четверо, и мы создали маршрут. Разрешение на него, так называемый «паспорт маршрута», выдавал Мингорисполком. Это был первый маршрут, который шел через весь город – от Курасовщины до Уручья. До этого маршрутки ездили только с микрорайона до метро. Правда, был один длинный маршрут – от аэропорта до Кульман, но это единичный случай.

Это было золотое время в нашей среде. Мы «забили» 12 машинами весь маршрут. А в лучшие времена на нем работало 28 микроавтобусов. Каждый мог приносить $70-$100 в день. Для Минска это было неплохо, но для сравнения – у московских перевозчиков это было 20-30% от рентабельности в те годы.

Фото с сайта kontakt.by
Фото с сайта kontakt.by

Создание фирмы, 2004. Мы реорганизовались, стали юридическим лицом. Сразу возникли новые расходы: офис, найм бухгалтера. Увеличились налоги. Рентабельность пошла вниз. Везде работали «Газели» или «низкие» Форды. Только начали появляться «Мерседесы» и «Пежо». Тогда нас обязали, согласно предписаниям Европейской экономической комисии ООН, сменить машины. У нас уже было 20, и мы взяли в лизинг еще 20 новых «Газелей». Наша фирма стала второй в Минске по количеству транспорта.

А в конце 2004 случилась авария. По вине водителя. Никто не погиб, но были пострадавшие. Случай получил резонанс – маршрутка опрокинулась прямо под окнами мэра Минска. В компании началась черная полоса. Двое учредителей вышли, забрали технику, оставили меня с компаньоном. «За спиной» у нас был лизинг – около $420 000. Платить было нечем.

Но конъюнктура рынка была хорошей, и мы начали продавать людям «франшизу» – право работать на маршруте. Человек выкупал у нас машину и работал на нас же. В течение нескольких лет мы погасили долг. Правда, все приобретенные в лизинг машины у нас выкупили, за исключением нескольких.

Продвижение услуг

Лучшая реклама для перевозчика – это его регулярная маршрутка на дорогах, которую видят пассажиры. Продвижение или «раскатка» маршрута – достаточно недешевая рекламная акция. В 2000-х мы сами создавали первые маршруты и раскатывали их. Просто-напросто ездили, показывая себя пассажирам. Если они видят, что раз в пять минут проходит маршрутка, то уже могут положиться на перевозчика.

Фото с сайта abw.by
Фото с сайта abw.by

Поначалу было сложно. Люди садились и говорили – мне до метро. Я спрашиваю: «А дальше вам куда?». Оказывалось, что в Уручье. И мы убеждали пассажиров, что на нашем транспорте они могут доехать без пересадки и гораздо быстрее.

Для раскатки маршрута нужно иметь на 20 км 10-12 машин и ориентироваться на несколько месяцев продвижения. На продвижение каждого маршрута у нас ушло $40 000 – $50 000.

В лучшие годы у нас было 3 собственных маршрута.

  • Первый в Минске длинный маршрут (бывший №1155, филиал БГУ – Уручье-4) в прошлом году не выдержал конкуренции с метро. Сейчас там работает один-единственный ИП.
  • Второй (№1065, Чижовка-Ждановичи) не выдержал конкуренции с дублирующими маршрутами и закрылся через два года, в 2006-м.

К 2015 году в компании осталось 6 машин и половина одного маршрута №1088 (ул. Ландера – ул. Нестерова). Он дублирует 88-ой маршрут городского автобуса, но едет в полтора раза быстрее.

У некоторых водителей есть мнение: «больше интервал = больше людей». На самом деле, это не так. Люди привыкают, что маршрутку сложно дождаться или что она всегда забита.Тогда человек отказывается от нее в пользу общественного транспорта.

Заказчиком всех регулярных перевозок является Мингорисполком, оператором – «Столичный транспорт и связь» (СТС). Он на конкурсной основе распределяет имеющиеся маршруты и разрабатывает новые, принимает к сведению идеи перевозчика.

Если интервал движения транспорта меньше 15 минут, то расписание на остановках не требуется. Маршрутки попадают под это правило. Но внутренне расписание есть у всех.

Пассажиры

Это люди среднего достатка, студенты, молодежь. Бывает, пассажир может не заплатить, и водитель не заметит. Такое происходит не чаще раза в день. Но я говорю водителям: лучше недосдать денег мне, чем устроить скандал, высадить человека.

Фото с сайта abw.by
Фото с сайта abw.by

Если не заплатили случайно, по причине рассеянности, то можно и простить. Но были случаи, когда человек специально давал крупную купюру – пользовался отсутствием мелочи.

Есть разные люди, кто-то из них может позвонить на горячую линию. Когда я сам был водителем, то мог выбежать и в киосках разменять деньги.

У меня был случай: постоянно ездила женщина, которая давала крупные купюры. Как-то я взял пару купюр и попросил в банке разменять мне на мелкие. Когда она вошла, я вручил ей этот «веер». Она закричала: «Что вы мне даете?!». А я говорю: «Так вы завтра ими рассчитайтесь». Со мной она больше не ездила.

Персонал

В 2003/2004 – 2005/2006 была огромная текучка кадров, много увольнений. Попадались нерадивые водители – скрывали часть выручки, могли не помыть машину.

Сейчас наши водители удерживаются не один год, а 7-8 лет. Коллектив сформирован на 80%.

Фото с сайта abw.by
Фото с сайта abw.by

На одну машину приходится два водителя. Их зарплата не зависит от выручки. Но если норма не отработана, то они будут оштрафованы. Хотя у водителя жесткий план, на 100% проследить весь его заработок не всегда получается. Когда первый извозчик «запряг кобылу», поехал и начал производить деньги, они начали прилипать к рукам. Это невозможно остановить! Я спрашиваю у водителя: «Сколько тебе надо дать, чтобы ты не брал «мимо кассы»?. И начинаются оправдания, дескать, оставил себе часть денег на сигареты, обед.

Состояние рынка

В 2004 году в Минске было примерно около 1100 маршруток. Потом эта цифра резко упала до 500, к 2006 – поднялась до 600.

Сейчас в городе работает 500+ машин. Вот что на этом рынке происходит.

Сформированная ниша. С нуля на этот рынок войти очень сложно. Маршруты уже сформированы, а для создания нового нужно обладать большими средствами. Расходы следующие:

  • Закупка автопарка. Это основная статья расходов. Сегодня машину б\у можно приобрести примерно за $15 000 - $20 000. На новый маршрут нужно порядка 10-12 машин.
  • Затраты на обкатку маршрута.
  • Найм персонала: водители, бухгалтер.
  • Аренда офиса.

ИП может вклиниться в действующий маршрут только с разрешения перевозчиков этого маршрута – прийти к ним и договориться. Но невозможно прийти и сказать: «Двигайтесь!».

Еще один способ: прийти в СТС и изучить там список маршрутов, где есть вакантные места.

В нашем бизнесе никогда не было «серых» нелегальных перевозчиков, в отличие от такси и маршрутов, которые ездят в другие города. Да, они имеют лицензию, но ездят без расписания, «полупартизанами».

Фирм гораздо больше, чем ИП. Индивидуальный предприниматель – это одна машина. Перевозчики (юрлица) имеют не только лицензию, но и договор СТС на обслуживание определенного маршрута. Право на работу на нем. Они могут нанимать людей в свою компанию, а также берут машину в аренду у водителя, если тот приходит со своей.

Немного компаний, имеющих в собственности автомобили. Новому человеку лучше купить микроавтобус и прийти наниматься к перевозчику – и он сразу начнет зарабатывать. Особенно, если машина новая, то она заменит «убитую» за время эксплуатации маршрутку.

Рост количества машин к концу 2014. Из-за девальвации в России подержанную машину там можно было купить гораздо дешевле, чем в Беларуси. Перевозчики этим воспользовались. Стало больше автомобилей с небольшим пробегом (3-5 года).

Обновление автопарка к ЧМ-2014 по хоккею. К чемпионату поднялся уровень требований к подвижному составу, автомобили должны быть не старше 10 лет. «Фордики» ушли быстро, появились 5-6 летние микроавтобусы.

Рентабельность пассажирских перевозок

Фото с сайта abw.by
Фото с сайта abw.by

Во всем мире пассажирские перевозки убыточны или низкорентабельны. Но если я, как частный перевозчик, сработаю в минус, то мне скажут: «Ну, не повезло». А государственные автобусы без топлива не останутся никогда.

Время от времени я слышу заявления, что общественный транспорт выйдет на нулевую рентабельность. Но если это случится, то количество маршруток в течение месяца вырастет вдвое. Во многих странах общественный транспорт стоит ровно столько, сколько должен стоить по всем экономическим расчетам. На Западе стоимость одной поездки приблизительно стоит как один литр топлива. А тариф на маршрутку ниже. Ведь автобусы и троллейбусы дорого не только покупать, но и содержать. Маршрутки дешевле и их расходная часть ниже.

К примеру, московские перевозчики ездят только на новой технике. Три года компания ее эксплуатирует, потом продает. Когда доллар стоил 32 российских рубля, проезд на маршрутке стоил 28-30 рублей. Цена на маршрутку была та же, что и на троллейбус. Некоторые московские перевозчики мне тогда говорили: «Я бы с удовольствием еще больше снизил цену, но мне город не позволяет».

Примерно до 2010 года в Минске регулировали стоимость услуг перевозчиков: ограничивали верхний предел.

Теперь мы ограничены 15% рентабельностью:

  • для выхода на 0% рентабельности, надо провезти на одной маршрутке за день от 70 до 100человек.
  • больше – это еще не чистая прибыль, но нечто похожее. Маршрут-середнячок – это 120 человек.
  • Удовлетворительно – 150, очень хорошо – 200 пассажиров в день.

Как таковых убыточных маршрутов в Минске нет. Однако я со смехом относился и отношусь к идее ввести ночные маршрутки, она ожидаемо провалилась. Наиболее рентабельными я считаю маршруты, которые идут через весь город. Например, №1153 (Зеленый Луг – Малиновка).

Да, рентабельность низкая, и это сильно влияет на инвестиционную привлекательностью этого бизнеса. Но зато он вечный. Люди никогда не перестанут ездить по городу.

Маршрутка экономит еще и время. Технологическая скорость общественного транспорта за последний год упала на 10%. Причина: пробки. Сделали выделенную линию на проспекте, ну и что? Легковые автомобили как ехали, так и едут.

Когда человек приходит на, так сказать, пункт продажи услуг, он видит: троллейбус доедет за 45 минут, маршрутка – за 20. И в маршрутке ему комфортно, у него есть сидячее место, а иногда даже включен телевизор или радио.

Затраты и прибыль

Дневной план у наших водителей – перевести 150 человек (цена на проезд в маршрутном такси в Минске 10 000–12 000 – Прим. «Про бизнес.»).
Для каждой компании есть свой план дневной выручки.

Машина работает 26-27 дней в месяц (несколько дней оставляем на ремонт, техобслуживание). В нашей фирме 6 машин.

Выручка уходит на:

  • Топливо – 35%.
  • Амортизационные отчисления – 10%.
  • Обязательные платежи (СТС – за наличие карточки маршрута, за спутниковую навигацию, налоги) – 25%.
  • Зарплата персоналу – 20%.

Остается 10% рентабельности. Эта цифра непостоянная: могут быть серьезные поломки, снижение пассажиропотока. Иногда может быть и 0%. В моей компании давно не было 15%.

На чем перевозчик может сэкономить

1. Хранение машин на стоянках.
2. Отказ от ремонтной зоны (мелкий и не требующий специальной квалификации ремонт перевозчик может сделать сам).

Фото с сайта abw.by
Фото с сайта abw.by

3. В небольших компаниях сразу видно, есть ли в ней лишние люди. Поэтому у перевозчиков они не задерживаются. Многое я могу сделать сам: собрать выручку, отвезти в банк, вплоть до того, что могу побыть слесарем. Многие руководители иногда сами выезжают как водители – не только чтобы сэкономить/заменить водителя, но и чтобы подсчитать пассажиропоток.

Мой совет тем, кто хотел бы стать перевозчиком: открыть категорию «Д», купить автомобиль и прийти в компанию водителем.

Для каждой компании есть свой план дневной выручки.

Почему падает пассажиропоток

Фото с сайта tc-bus.ru
Фото с сайта tc-bus.ru

1. Открытие метро по аналогичному маршруту. Хотя, когда на Каменной горке открылось метро, водители думали – никого не будет. Но район настолько перегружен, что через месяц люди вернулись в маршрутки.

2. Финансовое положение населения. Оно не улучшается.

Однако парадоксально, что проезд на маршрутке все равно выходит дешевле, чем на общественном транспорте. Если проезд с пересадкой на общественном транспорте стоит 9 000 руб, то маршрутка – от 10 000 до 12 000. А если нужны 2 пересадки?

3. Повышение тарифа. Когда поднимается цена, в первый месяц пассажиропоток обязательно падает. Водители знают в лицо своих клиентов и замечают: ага, вот он уже ждет автобус, а не меня. Потом пассажиры, как правило, возвращаются.

Поднятие цены – всегда очень болезненный вопрос. Повышение цен мы, перевозчики, согласовываем друг с другом. Советуемся с водителями. Многие говорят – может не надо, давайте подождем. Если повысить тариф, то при среднем пассажиропотоке больше не заработаешь – людей станет меньше, выручка останется та же.

Другое дело – более низкий трафик на каком-нибудь маршруте. Если на нем не поднять цену, то рентабельность будет нулевая. Если еще раз подорожает топливо или увеличатся другие обязательные платежи (например, привязанные к базовой величине), то тариф в этом году повысится. Но я придерживаюсь мнения, что 12 000 рублей за проезд останутся надолго.


Дорожное движение в Минске. Фото: belmir.by

С 1 января 2021 года в Беларуси упраздняется так называемый дорожный сбор – госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Вместо него вводится транспортный налог. Это предусматривает новая редакция Налогового кодекса, текст которой опубликован на Национальном правовом портале.

Кто должен платить

Плательщиками транспортного налога являются как организации, так и физлица, в том числе зарегистрированные в качестве ИП, а в случае, когда транспортное средство отдано в лизинг, – лизингополучатель.

Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные за физлицами и организациями в ГАИ МВД Беларуси.

Транспортный налог подлежит уплате физлицами и организациями за каждое транспортное средство вне зависимости от участия его в дорожном движении.

Сколько платит физлицо

Размер ставки транспортного налога зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости либо определяется за одну единицу транспортного средства.

Категория транспортного средства За год, рублей
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 1,5 тонны (а также при отсутствии информации о разрешенной максимальной массе) 61
более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны 81
более 1,75 тонны, но не более 2 тонн 102
более 2 тонн, но не более 2,25 тонны 122
более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны 142
более 2,5 тонны, но не более 3 тонн 162
более 3 тонн 223
Прицеп с разрешенной максимальной массой:
не более 0,75 тонны 41
более 0,75 тонны 223
Прицеп-дачу (караван) 41
Грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 2,5 тонны 162
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 345
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 447
более 12 тонн 508
Автобус с числом посадочных мест:
до 20 включительно 244
от 21 до 40 включительно 345
свыше 40 447
Мотоцикл 41
Седельный тягач 406

Сколько платит организация

Опять же, размер ставки транспортного налога зависит от разрешенной максимальной массы, вместимости либо определяется за одну единицу транспортного средства.

Категория транспортного средства За год, рублей
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 1 тонны 162
более 1 тонны, но не более 2 тонн 209
более 2 тонн, но не более 3 тонн 255
более 3 тонн 325
Прицеп с разрешенной максимальной массой:
не более 0,75 тонны 116
более 0,75 тонны 278
Прицеп-дачу (караван) 116
Грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
не более 2,5 тонны 278
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 394
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 510
более 12 тонн 580
Автобус с числом посадочных мест:
до 20 включительно 278
от 21 до 40 включительно 394
свыше 40 510
Мотоцикл 70
Седельный тягач 464


Автомобили на дороге в Минске. Фото: belmir.by

Когда нужно платить

Физлицам транспортный налог будет исчисляться налоговым органом. Уплата производится за истекший календарный год на основании извещения налогового органа, вручаемого плательщику не позднее 1 сентября. Срок уплаты – 15 ноября года, следующего за истекшим.

Организации за первый–третий кварталы текущего налогового периода уплачивают авансовые платежи в размере одной четвертой суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:

  • на 1 января текущего года – за первый квартал;
  • на 1 апреля текущего года – за второй квартал;
  • на 1 июля текущего года – за третий квартал.

Налоговая декларация по транспортному налогу представляется организациями не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.

Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом. В случае, если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату.

Кто не должен платить

Плательщиками транспортного налога не признаются:

  • республиканские органы госуправления, другие госорганы и органы госуправления, их структурные подразделения с правами юрлица и территориальные органы, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юрлица);
  • организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять перевозки транспортом общего пользования;
  • войска и воинские формирования.

Объектом налогообложения не признаются также транспортные средства:

  • выпущенные в 1991 году и ранее либо сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
  • находящиеся в угоне;
  • у организаций – используемые для социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • специально оборудованные для использования инвалидами;
  • категории M 1 или M 1 G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
  • используемые для оказания медпомощи, в том числе скорые;
  • снятые с учета в ГАИ МВД до 1 июля 2021 года.

У кого есть льготы

Сумма транспортного налога уменьшается на 50 % в отношении транспортных средств, зарегистрированных за:

  • ветеранами Великой Отечественной войны;
  • инвалидами I или II группы;
  • лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, или лицами, имеющими право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста.

Сумма транспортного налога уменьшается на 25 % в отношении транспортных средств, зарегистрированных за:

  • инвалидами III группы.

При этом данные льготы предоставляются при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.

Полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога по транспортным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, вправе получить также физлица, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Такое освобождение предоставляется местными Советами депутатов или по их поручению исполнительными и распорядительными органами.

Важные нюансы в 2021 году

Физлицами, уплатившими до 1 января 2021 года госпошлину и получившими разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, транспортный налог будет уплачиваться пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения.

Физлица, не получившие по состоянию на 1 января 2021 года разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, обязаны уплатить не позднее 15 декабря 2021 года авансовый платеж в размере одной базовой величины, а в отношении прицепа, прицепа-дачи (каравана) и мотоцикла – в размере 20 рублей за каждый объект налогообложения.

Извещение на такие платежи будет направлено налоговым органом не позднее 1 ноября 2021 года.

Доплату транспортного налога за 2021 год потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022 года на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 1 сентября 2022 года.

Рассказываем, какие налоги платит ИП при продаже ТС, когда нужно за это отчитываться и какие могут быть штрафы


Большинство людей представляет себе схему продажи автомобиля простым физическим лицом. Там нет ничего сложного, всё понятно, да и налоги, взимаемые с продажи вполне себе прозрачны. Но возникает вопрос, так ли обстоит дело, когда автомобиль продаёт индивидуальный предприниматель? Ответ — там есть свои нюансы, о которых стоит узнать заранее.

В первую очередь, что нужно знать предпринимателю, продающему машину — налог будет зависеть от нескольких факторов.

Но прежде разъясним — для государственных органов принципиальной разницы в том, кто продаёт — индивидуальный предприниматель, или физическое лицо — нет. И выбирать, от чьего имени будет совершена продажа нужно только для того, чтобы понять, какой именно налог придётся уплатить.

Если продажей занимается физическое лицо, то сделка будет облагаться налогом на добавленную стоимость (НДС).

Если всё происходить от лица ИП, то в дело вступает налог при УСН (упрощённая система налогообложения).

Какие налоги платятся при продаже авто

  • Тринадцатипроцентный налог на доходы (НДФЛ). Платят и «физики» и «ипешники», которые продают автомобиль, использовавшийся до этого только в личных целях.
  • Восемнадцатипроцентный налог на добавленную стоимость (НДС) платит предприниматель, если автомобиль использовался для получения прибыли, то есть в деятельности фирмы.

Этот налог взимается с ИП только тогда, когда задействована общая схема налогообложения (ОСНО). И это не отменяет уплату НДФЛ (13%).

  • Если же речь идёт об упрощённой системе налогов, то платить вышеуказанные сборы не потребуется. Но обязанностью ИП становится включение дохода от сделки в налоговую базу. И далее с этого дохода будет осуществляться сбор, который составит 6 процентов от прибыли, либо же выбирается другой вариант — 15 процентов от вычисления «доходы минус расходы».
  • В том случае, если вы — предприниматель, работающий по ЕНВД, то вам нужно будет заплатить именно его, то есть единый налог на вменённый доход. Схематично это можно выразить как возможный доход от проведённой сделки, минус те затраты, которые связаны с извлечением прибыли.

Налоговый вычет

Им могут воспользоваться только физические лица в отношении подоходного налога.

Когда разрешено не платить налог на доходы физического лица (НДФЛ):

  1. Если вы можете документально доказать, что стоимость продаваемого автомобиля меньше стоимости его приобретения. Либо же, что стоимость его меньше двухсот пятидесяти тысяч рублей.
  2. В том случае, если продавец является владельцем авто более трёх лет (ст. 217 НК).

Эти два пункта возможно реализовать только в том случае, если продаваемый автомобиль был только в личном пользовании владельца. Если осуществляется сделка с авто коммерческого назначения, то это не сработает, и налоговый вычет реализовать не удастся.

Указывать цель использования транспортного средства?

Конкретная цель использования ТС может повлиять на дальнейший вид взимаемого налога. Поэтому о ней стоит заранее подумать.

Если вы продаёте легковой автомобиль и при этом ваша фирма не занималась извозом пассажиров, то трудностей никаких не возникнет. Это и понятно, что такой автомобиль не был предназначен для коммерческой деятельности.

А вот в случае грузовика или автобуса доказывать, что ТС использовалось только лишь в личных целях, а не для получения выгоды в ходе коммерческой деятельности — проблематично. И потому начнёт действовать схема уплаты налога, исходя из того какая система налогообложения применяется к индивидуальному предпринимателю.

Декларация при продаже машины

В первую очередь нужно знать, что сроки подачи декларации — фиксированные, а вот сроки подачи заявления на налоговый вычет — нет. Вы можете подавать это заявление в любое удобное время.

Подробнее о сроках по подаче декларации — сделать это нужно не позднее 30 апреля следующего года. Сама же декларация заполняется на бланке по форме 3-НДФЛ. Заполнять вы можете её как в ручную, так и с помощью электронного сервиса.

На что стоит обращать внимание при заполнении бланка декларации?

В первую очередь на то, как рассчитывается коэффициент владения. В 2016 году в схему его расчёта были внесены поправки, поэтому важно заново со всем ознакомиться.

Когда вы снимаете автомобиль с регистрации после пятнадцатого числа месяца, то нужно учитывать, что этот месяц засчитывает полным.

А вот если ТС снимается с регистрации в течение первых пятнадцати дней месяца, то это месяц не учитывается при расчётах налога.

Штраф за несвоевременную подачу декларации

Если вы пропустили крайний срок подачи этой отчётности, или вообще махнули на него рукой (по забывчивости), то вам будет начислен определённый штраф. Сумма этого штрафа составляет пять процентов от суммы, которую вы не заплатили в виде налога.

Но! Размер этого штрафа имеет ограничения. Он не может составлять сумму менее 1 тысяч рублей, и не может превысить тридцати процентов от указанной суммы (Письмо Минфина РФ от 29.01.2014 № 03-02-07/1/3242).

Вывод

Сделка по продаже транспортного средства — такой же доход индивидуального предпринимателя, как и всё остальное. И за этот доход также нужно отчитываться. Поэтому, прежде чем оформлять эту сделку, подумайте, в каком лице вам будет проще и выгоднее это совершать — в лице индивидуального предпринимателя, или же в качестве простого физического лица.

Как поступать в случае необходимости продать свою машину? Реализовать сделку от лица индивидуального предпринимателя, или же простого физического лица? Ведь эта сделка — такой же доход для ИП, как и всё остальное. А значит и за неё нужно будет отчитаться рублём и документом в налоговую базу нашей страны.

Читайте также: