Ликвидация участника ооо юридического лица налоговые последствия

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?


1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
- принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
- сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ);
- публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
- составление промежуточного ликвидационного баланса;
- осуществление расчетов с кредиторами;
- составление ликвидационного баланса;
- государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. Решение о ликвидации общества принимает общее собрание участников ООО. Поскольку в рассматриваемой ситуации в обществе имеется один участник, решение о ликвидации принимается этим участником единолично и оформляется письменно. Кроме того, единственный участник формирует состав ликвидационной комиссии или назначает ликвидатора общества (ст. 39, п. 2 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
Законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии или могут быть назначенными на должность ликвидатора общества. Членами ликвидационной комиссии или ликвидатором могут быть участники общества, его руководитель (генеральный директор и т.д.), другие работники общества, а также лица, не являющиеся работниками этого юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Следовательно, с момента принятия единственным участником ООО соответствующего решения полномочия единоличного исполнительного органа ООО (руководителя) по руководству деятельностью общества переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии или ликвидатор приобретает право действовать от имени ООО без доверенности.

2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).
Для этого общество должно представить в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@). К уведомлению прилагается решение единственного участника ООО о ликвидации общества.
Запись о том, что общество находится в процессе ликвидации, вносится регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в устав общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает общество, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является общество, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
При заполнении уведомления по форме N Р15001, как и иных форм документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией, необходимо учитывать Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования), которые содержатся в Приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@. В частности, согласно п. 1.11 Требований в состав представляемого в регистрирующий орган заявления, уведомления или сообщения (далее также - заявление) не включаются незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления.
В разделе 2 "Уведомление представлено в связи с" формы N P15001 знаком "V" отмечается пункт, соответствующий основанию представления уведомления - принятие решения о ликвидации юридического лица или формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора (п. 9.3 Требований). Если единственный участник ООО принимает решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) одновременно (до подачи в регистрирующий орган формы N P15001 в связи с принятием решения о ликвидации ООО), в указанном разделе формы N P15001 знаком "V" отмечаются оба названных пункта. В этом случае в уведомлении формы N P15001, помимо первого листа и листа Б, содержащего сведения о заявителе, заполняется лист А "Сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора" (п. 9.5 Требований).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту представления в регистрирующий орган уведомления формы N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. "г" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса "База данных "Вопрос-Ответ" и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее - Правовые позиции)).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале "Вестник государственной регистрации" - смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником (участниками) ООО (п. 2 ст. 63 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак "V", указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 "Уведомление о ликвидации юридического лица" с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Представлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует.
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии задолженности перед кредиторами общество должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у общества отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале "Вестник государственной регистрации" будет опубликовано сообщение о ликвидации общества.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается единственным участником общества (п. 6 ст. 63 ГК РФ, ст. 39 Закона об ООО).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у общества отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и "итоговый") могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования "промежуточный ликвидационный баланс" и "ликвидационный баланс" (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями (единственным участником) соответствующих отметок на самом документе или в виде решения об утверждении ликвидационного баланса, прилагаемого к самому балансу (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица - п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@).

5. Государственная регистрация ликвидации общества

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N Р16001 необходимо учитывать положения раздела Х Требований.
Ликвидация ООО считается завершенной, а общество - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Обратим внимание, что во всех случаях, требующих внесения записей в ЕГРЮЛ, в том числе при ликвидации юридического лица, документы представляются в регистрирующий орган одним из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
2. Имущество ООО, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам). Порядок и очередность распределения имущества ликвидируемого ООО между его учредителями (участниками) установлены ст. 58 Закона N 14-ФЗ.
Передача имущества учредителям (участникам) осуществляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) общества на основании утвержденного ликвидационного баланса (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 N 18АП-6767/17). Поскольку полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) прекращаются с момента государственной регистрации ликвидации общества (п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 62, п. 9 ст. 63 ГК РФ), принять решение о распределении имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Отметим, что нормативных требований к оформлению решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не установлено. Представляется, что решение ликвидационной комиссии может быть оформлено, например, в виде протокола заседания комиссии (ст. 181.1, ст. 181.2 ГК РФ). Ликвидатор принимает такое решение единолично и оформляет его в письменном виде.
Имущество ликвидируемого общества распределяется между участниками ООО в следующей очередности:
- в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли (абзац второй п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ);
- во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого ООО между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Доли, принадлежащие обществу, при таком распределении имущества не учитываются (п. 1 ст. 24, абзац третий п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Передача имущества участникам ООО оформляется актом приема-передачи.
Таким образом, если ликвидируемое ООО состоит из единственного участника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество общества в любом случае должно перейти к единственному участнику (смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2015 N Ф08-2778/15).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
- Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
- Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
- Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
- Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Руководитель практики по банкротству

Ликвидация компании профессионалами

Профессионализм и предоставление комплексных услуг клиентам – наши главные критерии при сотрудничестве с компаниями. Мы ценим ваше время, поэтому берем все вопросы и заботы на себя.

Обратившись в МИП, вы можете быть уверены, что ваша компания будет ликвидирована без проблем даже с крупными долгами. У нас работают только опытные юристы и адвокаты с большим стажем и огромным количеством выигранных дел.

Дубровина Светлана Борисовна руководитель юридической группы МИП

Как ликвидировать компанию: три законных способа

  • Актуально при снижении размера прибыли и уменьшения экономической рентабельности бизнеса;
  • Предприятие ликвидируется с долгами или без, по решению учредителей;
  • Производится после назначения ликвидационной комиссии;
  • Проводится комплексный бухгалтерский аудит перед налоговой проверкой;
  • Отправляются уведомления о предстоящем увольнении сотрудников в Государственную инспекцию по охране труда и миграционные органы;
  • Все документы оформляются через ИФНС;
  • Результатом ликвидации является получение свидетельства о снятии с регистрационного учета от налогового органа.
  • Возможна при наличии задолженности перед контрагентами или работниками (кредиторами) на сумму от 300000 руб. для обычных предприятий, и от 1 000 000 руб. – для стратегических компаний;
  • Дело рассматривается в арбитражном суде;
  • Правом на обращение обладают должники, конкурсы, уполномоченные органы и сотрудники организации;
  • Процесс ликвидации ООО состоит из нескольких этапов: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство;
  • На любом этапе возможно заключение мирного соглашения с целью реструктуризации долгов перед кредиторами.
  • Учитывается финансовое положение компании и размер долгов;
  • Разрабатывается индивидуальная стратегия;
  • Можно снизить размер задолженности перед контрагентами или госорганами;
  • Предприятие быстро избавляется от долговых обязательств;
  • Учредители не рискуют имуществом;
  • Все оформляется быстро и безопасно.

Юридическая группа "МИП" в СМИ

Преимущества

Как мы работаем






Принудительная ликвидация ООО налоговой инспекцией и её последствия для учредителей

Налоговая инспекция имеет полномочия принудительно ликвидировать ООО, если выявлены признаки нарушений, позволяющие исключить фирму из реестра ЕГРЮЛ. Такая процедура не связана с судебным иском и проходит по упрощённой схеме, без учёта мнения учредителей, руководства компании.

Когда ООО принудительно исключают из ЕГРЮЛ

Отделение ФНС имеет право инициировать эту процедуру при следующих обстоятельствах:

  • Учредители компании занимается видом деятельности, требующим лицензирования, не получив для этого лицензию;
  • Предприятие в ходе финансово-хозяйственной деятельности нарушает российские законы;
  • Отсутствует движение средств на счетах ООО;
  • Организация в течение года не сдаёт отчётность в налоговые органы;
  • Организация не располагает достаточными средствами для проведения официальной процедуры принудительной ликвидации;
  • Использование фальшивого юридического адреса;
  • Учредителями фирмы предоставлены ложные сведения при регистрации.

Последствия для учредителей выражаются в передаче дела в суд или одностороннем исключении из ЕГРЮЛ организации, деятельность которой фактически прекращена.

Принудительная ликвидация через суд и его последствия

Принудительная ликвидация действующей фирмы может быть осуществлена по инициативе ФНС только в судебном порядке. Налоговый орган должен собрать факты, подтверждающие неоднократное нарушение закона в ходе финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой организацией. Готовится аргументированный иск, дополнительно подтверждённый документами, удостоверяющими факт нарушения законодательства. Если суд его удовлетворит, то формируется комиссия для принудительной ликвидации ООО по инициативе налоговой.

Уполномоченная группа лиц закрывает счета в банках, формирует промежуточный баланс (ПЛС), принимает требования со стороны кредиторов и проводит аудит ООО для выявления причин, приведших к принудительной ликвидации. Формируется окончательный баланс (ОЛС) и осуществляется оплата госпошлины в размере 20% от той суммы, которая была уплачена при регистрации фирмы. Последствия заключаются в исключении ООО из ЕГРЮЛ и выдаче соответствующего свидетельства, которое направляют основному учредителю и руководителю организации.

Упрощённый порядок ликвидации ООО налоговой и его последствия

Принудительная ликвидация налоговой ООО может проходить в упрощённом порядке и заключаться в исключении из ЕГРЮЛ без решения суда. Такие последствия возможны, если учредители компании на протяжении года не вели финансово-хозяйственной деятельности и не сдавали отчётность в ФНС, а на счетах ООО отсутствует движение средств. Налоговая действует по следующей схеме:

  • Осуществляется выборка компаний, длительное время не предоставляющих налоговую отчётность;
  • Делается запрос в банки, в которых у этих предприятий открыты расчётные счета;
  • Выбирают ООО, на счетах которых на протяжении года не было движения средств;
  • Налоговая публикует в средствах массовой информации сведения о принудительной ликвидации ООО за три дня до исключения фирмы из ЕГРЮЛ;
  • Если руководство организации не опротестовывает это решение в суде, то компанию принудительно ликвидируют.

Однако если заинтересованные лица, в частности учредители или кредиторы, подадут заявление в суд, то процесса исключения из реестра по упрощённой схеме будет прекращен. Когда заявление подаётся от заимодавцев, желающих вернуть свои деньги, а у ООО нет средств для погашения обязательств, инициируют процедуру банкротства.

Внимание! Если налоговая планирует исключить фирму из ЕГРЮЛ, но выявляет у неё задолженности по налогам, то она обязана подать заявление, выступая в качестве кредитора, прекращая процедуру административной принудительной ликвидации.

Ликвидация ООО при предоставлении неверных данных в реестр и последствия

Отдельная процедура принудительной ликвидации по инициативе налоговой разработана в случаях, когда учредители компании предоставили неверные данные, касающиеся официального юридического адреса или других сведений, который вносятся в реестр. Последствия будут выражаться в совершении сотрудниками налоговой службы, следующих действий:

  • Сбор персональных данных;
  • Запрос справок;
  • Информация от арендодателей.

Если выясняется, что касающиеся юридического адреса предоставленные сведения неверны (или изменились), и на текущий момент не соответствуют действительности, то на предприятие отправляют официальное уведомление, в котором содержится настоятельная просьба изменить данные в реестре. Учредители компании получают на это 30 дней. Если руководство не выполнит эти требования, то последствия выразятся в проставлении в ЕГРЮЛ отметки, означающей, что информация неверна. Если руководство и учредители ООО в течение полугода не предпримут никаких действий для исправления этой ситуации, то фирма автоматически исключается из реестра ЕГРЮЛ.

Основные последствия для учредителей при закрытии ООО налоговыми органами

Когда проводится принудительная ликвидация ООО налоговой, последствия для учредителей могут быть разные, зависит это от того, остались ли долги после закрытия фирмы и какие нарушения допускались учредителями в процессе осуществления её финансово-хозяйственной деятельности.

Если после закрытия компании к ней есть финансовые, имущественные претензии со стороны физических, юридических лиц, то они погашаются за счёт активов предприятия. Когда на момент принудительной ликвидации фактически прекратившего деятельность предприятия у него нет активов и средств, то последствия для учредителей заключаются в привлечении к солидарной ответственности.

Если налоговая инспекция принудительно ликвидирует ООО в связи с фактическим прекращением деятельности, то могут быть последствия в виде штрафов от ФНС и ФСС за несвоевременное предоставление налоговой отчётности. Однако эти последствия будут применены в отношении непосредственного руководителя. Если таковым является учредитель, то эти штрафы в размере 500 рублей придётся платить ему лично.

Внимание! Если не оплатить штраф, то последствия ликвидации будут выражаться в запрете на выезд за границу.

Группа МИП поможет избежать последствий для учредителей при проведении принудительной ликвидации ООО налоговой или минимизировать их. Обратитесь к нашим юристам для консультации и сопровождения всей процедуры прекращения деятельности компании.


4 МИН

Как ликвидировать ООО с одним учредителем

Ликвидировать ООО с одним участником проще, чем с несколькими: не нужно созывать всех участников на собрание или составлять протокол общего собрания. Но у этого процесса есть некоторые особенности — о них в нашем материале.


Ликвидация ООО с одним участником

Процесс ликвидации ООО регламентируется ст. 61–65 Гражданского кодекса. Ликвидировать ООО с одним учредителем можно при условии, что:

  • у компании нет задолженностей — перед физическими и юридическими лицами, а также перед Пенсионным фондом, Федеральной налоговой службой (ФНС), Фондом социального страхования и другими структурами,
  • обязательная отчётность подавалась в налоговую своевременно.

При ликвидации ООО необходимо известить персонал об увольнении — за два месяца до фактического дня расторжения трудового договора.

Решение об упразднении ООО с единственным участником

Процесс ликвидации ООО с одним участником начинается с принятия решения. Его нужно оформить документально.

Также нужно заполнить заявление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001.

Назначение ликвидатора или комиссии по ликвидации

Эту функцию может взять на себя единственный учредитель ООО либо постороннее лицо — физическое или юридическое. Ликвидатор или ликвидационная комиссия будут управлять компанией, в том числе без доверенности выступать в судах от имени ликвидируемого юрлица.

Чтобы назначить ликвидатора или комиссию, можно оформить отдельный приказ, но чаще для этого достаточно самого решения основателя. Если вы решили сделать отдельный документ, то в нём можете прописать порядок и сроки ликвидации общества. Срок ликвидации не может занимать больше года. Продлить его можно только по решению суда, но не более чем на шесть месяцев.

Уведомление кредиторов и погашение долгов

На этом этапе ликвидатор или комиссия проводит работу по установлению долгов ООО. Это делается через обязательное уведомление кредиторов о начале процесса ликвидации общества. Сообщение о ликвидации нужно опубликовать в специализированном СМИ, обычно в «Вестнике государственной регистрации». С момента публикации в «Вестнике» все обязательства общества считаются наступившими, а кредиторы вправе предъявить свои требования. Они могут это сделать только в течение двух месяцев после публикации сообщения в издании.

Кроме этого, ликвидатор или комиссия устанавливает имущественное положение общества. Для этого проводится обязательная инвентаризация, взыскивается дебиторская задолженность. Если в итоге имущества ООО окажется недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, компания должна перейти к процедуре банкротства.

Утверждение промежуточного ликвидационного баланса

В промежуточном балансе ООО отражаются сведения об имуществе компании, а также перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный баланс утверждается единственным участником общества в решении о ликвидации фирмы (форма Р15001).

Утверждение ликвидационного баланса

После завершения работы с кредиторами и погашения всех долгов ООО составляется ликвидационный баланс компании. Он также утверждается решением единственного участника.

Уведомление регистрирующего органа о закрытии

О ликвидации ООО с единственным учредителем и о назначении ликвидатора или комиссии по ликвидации необходимо уведомить ФНС.

  • решение единственного участника о ликвидации,
  • окончательный ликвидационный баланс (форма Р16001),
  • документ об уплате пошлины в размере 800 рублей.

Если документы в порядке, налоговики вносят сведения о ликвидации компании в ЕГРЮЛ. В налоговой вам должны выдать уведомление о снятии юридического лица с учёта.

На этом процесс ликвидации завершается, а все обязательства общества прекращаются.

За неуведомление или нарушение сроков уведомления участника общества могут наказать. Ответственность предусмотрена ст. 14.25 КоАП России.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Ликвидация

Основные моменты гражданско-правовых отношений

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;
  • во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Налоговые последствия

Такие налоги, как транспортный, земельный и налог на имущество не зависят от наличия либо отсутствия финансово-хозяйственной деятельности и являются своего рода постоянным обременением для собственников (или владельцев) определенной категории активов предприятия (в том числе находящегося в стадии ликвидации).

А) Так, плательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на земельный участок исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если прекращение указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения этих прав (глава 31 НК РФ).

Б) Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц (глава 28 НК РФ).

В) Плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, то есть движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом следует учитывать определенные исключения. Например, не признаются объектом налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования, а также движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года (глава 30 НК РФ).

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ «…реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе…».

Согласно п/п 5 п. 3 ст. 39 НК РФ «…не признается реализацией товаров, работ или услуг … передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества … при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества … между его участниками…».

Возникает вопрос, как должна рассматриваться подобная передача – совершенной на возмездной или на безвозмездной основе? Налоговое законодательство (как его общая часть, так и специальная применительно к налогу на прибыль) прямого ответа на этот вопрос не содержит.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ «…институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом…».

С точки зрения гражданского права, по нашему мнению, в случае ликвидации организации и распределения ее имущества такая операция для получающей стороны не может рассматриваться в качестве безвозмездной, поскольку получатель одновременно теряет имущественное право, обусловленное его участием в уставном капитале ликвидируемой организации.

Разъяснения контролирующих органов по этому вопросу практически отсутствуют. В качестве примера можно привести Письмо Минфина России от 19 июня 2006 года № 03-03-04/1/525, в котором сказано следующее:

«…Статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен определенный порядок ликвидации юридических лиц, который не предусматривает каких-либо выплат кредиторам после погашения обязательств, отраженных в промежуточном ликвидационном балансе, и к моменту осуществления ликвидационных выплат участникам все обязательства ликвидируемого юридического лица перед бюджетом должны быть погашены.

Аналогичным образом в п. 3 ст. 44 Кодекса указано, что обязанность по уплате налогов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 Кодекса, п. 3 которой предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, сам по себе факт распределения имущества в пользу участников ликвидируемого юридического лица не является реализацией в целях налогообложения прибыли, и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций у ликвидируемой организации в этом случае не возникает…».

Таким образом, чиновники в этом письме дают в целом положительный ответ на поставленный вопрос, однако правовые основания подобной позиции они все-таки до конца не обосновывают. По нашему мнению, с точки зрения налогового права это возможно только в двух случаях: либо при безвозмездной передаче, либо если она осуществляется в пределах первоначального взноса в уставный капитал.

В дальнейшем, в Письме от 05.04.2011 N 03-03-06/1/212 представители Минфина уточнили, что доход, учитываемый для целей налогообложения прибыли, не возникнет и в случае передачи имущества, рыночная стоимость которого превышает вклад участника (причем даже не первоначальный, внесенный в уставный капитал, а возникший в результате приобретения доли у третьего лица). Таким образом, исходя из официальной позиции, подобная операция всегда является безвозмездной.

Одновременно у ликвидируемого общества не возникает расхода в виде стоимости передаваемого имущества. Причем также независимо от того, осуществляется передача в пределах первоначального вклада участника или сверх его вклада. Это обусловлено тем, что такие расходы не направлены на получение дохода (пп. 3 п. 1 ст. 251 и п. 1 ст. 252 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

По этому налогу ситуация, по нашему мнению, более однозначная. Никаких специальных норм глава 21 не содержит, за исключением той, согласно которой «…передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг)…»(п/п 1 п. 1 ст. 146). Таким образом, возмездность либо безвозмездность сделки уже непринципиальна.

Итак, передача обществом участнику имущества, стоимость которого не превышает сумму взноса этого участника в уставный капитал, реализацией данного имущества не признается и налогообложению НДС не подлежит (пп. 1 п. 2 ст. 146, п. 1, пп. 5 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ).

Соответственно, ликвидируемое ООО, передавая участнику имущество стоимостью, не превышающей сумму вклада участника, должно восстановить к уплате в бюджет сумму "входного" налога, ранее правомерно принятую к вычету по данному имуществу. НДС подлежит восстановлению в части, приходящейся на остаточную стоимость передаваемого имущества.

Сумма восстановленного НДС в общем случае учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 4 п. 2, абз. 1, 2, 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако применительно к рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, данный расход нельзя назвать направленным на получение дохода, о чем уже было упомянуто выше. Вместе с тем на основании разъяснений Минфина России можно сделать вывод, что норма абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ может применяться и в случаях восстановления НДС при безвозмездной передаче имущества (Письмо от 19.08.2008 N 03-03-06/1/469, ответ консультанта отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Е.Н. Вихляевой от 20.06.2008).

Передача участнику имущества сверх суммы взноса этого участника в уставный капитал ООО признается реализацией данного имущества и, соответственно, подлежит налогообложению (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1, пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ). Налоговая база по НДС при такой передаче (не предусматривающей оплаты имущества со стороны участника) определяется обществом в порядке, установленном п. 2 ст. 154 НК РФ, т.е. исходя из превышения рыночной стоимости передаваемого имущества над суммой вклада участника (п. 2 ст. 154, пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ). На указанную сумму превышения организация должна начислить НДС и выставить участнику счет-фактуру (п. 1 ст. 168, п. 1 ст. 169 НК РФ).

Позиция контролирующих и судебных органов по этому вопросу нам не известна, однако в данном случае вполне можно руководствоваться разъяснениями, высказанными по аналогичной ситуации – выходу участника из общества, не связанному с ликвидацией предприятия как юридического лица (Письма Минфина России от 14.05.2012 N 03-07-11/144, от 17.04.2012 N 03-07-11/112, УМНС России по г. Москве от 10.02.2004 N 24-11/08018).

Отметим, что сумма превышения стоимости передаваемого участнику имущества над размером вклада участника облагается НДС только при передаче имущества, реализация которого подлежит налогообложению в соответствии с гл. 21 НК РФ. При передаче имущества, реализация которого в соответствии с гл. 21 НК РФ освобождена от налогообложения, НДС не начисляется.

Налог на доходы физических лиц

Главой 23 НК РФ не установлено специального порядка определения налоговой базы в отношении такого вида доходов, как выплаты, производимые физическому лицу в результате распределения имущества при ликвидации организации. Следовательно, необходимо руководствоваться общими принципами определения дохода, установленными частью первой НК РФ.

Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).

При передаче участнику имущества ликвидируемого общества указанная экономическая выгода представляет собой рыночную стоимость получаемого участником имущества в части ее превышения суммы внесенного вклада. Что касается суммы внесенного вклада, то она экономической выгодой не является, так как представляет собой возврат ранее переданных средств.

Соответственно, по нашему мнению, налоговая база по НДФЛ у участника, которому передаются активы ликвидируемого общества, должна определяться в размере рыночной стоимости полученного имущества за вычетом суммы внесенного им вклада (п. 1 ст. 211 НК РФ).

Аналогичную точку зрения в свое время высказали и налоговые органы в Письме ФНС России от 27.01.2010 N 3-5-04/70@.

Однако Минфин России по данному вопросу придерживается иного мнения, согласно которому доход в виде имущества, распределяемого при ликвидации общества, подлежит налогообложению НДФЛ в полном объеме, поскольку его уменьшение на сумму взноса участника гл. 23 НК РФ не предусмотрено. Финансовое ведомство отмечает, что абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусматривает возможность уменьшить полученные доходы на произведенные расходы только при продаже доли (части ее) в уставном капитале. Доходы, которые налогоплательщики получили при ликвидации организации, не являются доходами от продажи доли (ее части) в уставном капитале, поэтому сумма, выплаченная налогоплательщику в указанной ситуации, облагается НДФЛ в полном размере, по ставке 13% (см., например, Письма Минфина России от 08.11.2011 N 03-04-06/3-301, от 05.04.2011 N 03-11-06/2/45, от 09.10.2006 N 03-05-01-04/291, от 06.09.2010 N 03-04-06/2-204, от 06.09.2010 N 03-04-06/2-203, от 17.08.2010 N 03-04-05/2-463 и др.).

Позиция судебных органов по этому вопросу нам не известна, однако в данном случае вполне можно руководствоваться разъяснениями, высказанными по аналогичной ситуации – выходу участника из общества, не связанному с ликвидацией предприятия как юридического лица.

Официальная позиция не только Минфина, но и УФНС России по г. Москве соответствует вышеизложенной, а именно: абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусматривает возможность уменьшения полученных доходов на произведенные расходы только при продаже доли (ее части) в уставном капитале (см., например, Письма Минфина России от 21.06.2013 N 03-04-05/23404, от 15.06.2012 N 03-04-06/3-170, от 07.06.2012 N 03-04-06/3-157, от 09.08.2010 N 03-04-06/2-174, от 06.12.2012 N 03-04-05/4-1371; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.2010 N 20-14/4/102611).

К сожалению, эта точка зрения нашла поддержку и в арбитражной практике.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 10.04.2013 N Ф09-2009/13 по делу N А76-9864/12 суд указал, что правоотношения, возникающие между обществом и его участником в случае выхода последнего, не могут рассматриваться как правоотношения, вытекающие из договора купли-продажи доли в уставном капитале. Поскольку при выходе участника продажи доли в уставном капитале не происходит, доходы физического лица в виде действительной стоимости доли облагаются НДФЛ с удержанием налоговым агентом налога с полной суммы дохода. Возможность применения налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ, в данном случае не предусмотрена.

Определением ВАС РФ от 05.08.2013 N ВАС-9737/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суды сделали правильный вывод о том, что при выходе участников из общества выплаченная им действительная стоимость доли подлежит налогообложению НДФЛ на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода, заявитель, являясь налоговым агентом в отношении такого дохода, обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.

Аналогичная точка зрения высказана в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 21.02.2013 по делу N А53-13671/2012 и ФАС Уральского округа от 05.11.2011 N Ф09-7722/11 по делу N А50-4391/2011.

В случае невозможности удержания налога налоговый агент в соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

В этом случае налогоплательщики, в соответствии с пп. 4 п. 1 и п. 2 ст. 228 Кодекса, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Кодекса.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Наличие в уставе ООО права участника на выход позволяет ему в любой момент или при наступлении определенных условий покинуть состав участников, получив действительную стоимость доли. Эксперты TaxCoach решили напомнить и о налоговых последствиях выхода из ООО, тем более что в ряде случаев они более выгодны, чем при продаже доли.

Закон об Обществах с ограниченной ответственностью (ФЗ «Об ООО») позволяет участнику Общества выйти из него путем отчуждения своей доли Обществу независимо от согласия других его участников или самого Общества. Но только, если это предусмотрено уставом. При этом логично, что невозможна ситуация, когда из ООО выходит его единственный участник либо в результате выхода не остается ни одного.

В течение трех месяцев с даты перехода доли Обществу оно обязано выплатить вышедшему участнику действительную стоимость доли или с согласия участника выдать ему имущество. Уставом можно изменить срок выплаты, увеличив его максимум до 1 года, а также предусмотреть рассрочку платежа и т.п.

Действительная стоимость доли, хотя и определяется в соответствии с законом на основании данных бухгалтерского баланса, на практике должна оцениваться с учетом рыночной стоимости имущества общества за вычетом его обязательств. На это неоднократно указывали высшие судебные инстанции.

Нюансы. Об отчетном периоде

Первый важный нюанс связан с определением отчетного периода, за который определяется действительная стоимость доли участника.

Отчетным периодом признается период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. Это традиционно календарный год. Если организация не составляет промежуточную отчетность, то именно на основании бухгалтерского баланса по состоянию на конец предыдущего года будет определяться размер действительной стоимости доли.

Таким образом, даже если участник выходит в декабре и к этому моменту произошли существенные изменения финансовых показателей (выбыло или приобретено имущество, накоплена или выплачена нераспределенная прибыль, выросла или снизилась кредиторская задолженность), размер действительной стоимости доли будет рассчитан на основе годового баланса.

Чтобы иметь возможность рассчитать действительную стоимость доли на основе промежуточной бухгалтерской отчетности, обязанность ее составления должна быть предусмотрена в отношении организации. Дело в том, что всеобщей обязанности составлять промежуточный баланс сейчас нет. Поэтому такая обязанность может быть предусмотрена уставом или, например, кредитным договором. В противном случае ссылаться на нее при расчете действительной стоимости доли не получится.

О налогообложении вышедшего участника

Для начала предлагаем подробнее рассмотреть налогообложение доходов участника при выходе из ООО. Действительная стоимость доли при этом может выплачиваться как деньгами, так и, с согласия выходящего участника, иным имуществом.

Конечно, в зависимости от того, кто является участником ООО - физическое или юридическое лицо, налогообложение будет отличаться.

Критерий участника

Юридическое лицо

Физическое лицо

Общая система налогообложения

УСН

1. Вид налога, подлежащий оплате

Налог на прибыль

Налог на прибыль (мы не ошиблись - с дохода в виде дивидендов "упрощенцы" уплачивают именно налог на прибыль)

2. Ставка налога

0% или 13% в зависимости от размера доли и срока владению ею

0% или 13% в зависимости от размера доли и срока владению ею

3. Налоговая база

Превышение стоимости полученного имущества над вкладом (взносом) участника в уставный капитал либо над расходами на приобретение доли

Налоговая база может быть уменьшена на сумму произведенных участником расходов, на вклад (взнос) в уставный капитал/на приобретение или увеличение доли при их документальном подтверждении или на 250 000 рублей

4. Нормативное основание расчета налоговой базы

подп.1 ст.250 НК РФ, пп.4 п.1 ст.251 НК РФ, абз.2 п.2 ст.277 НК РФ, п.3 ст.284 НК РФ

п.2 ст.346.11 НК РФ указывает на отсутствие освобождения от уплаты налога на прибыль в отношении дивидендов. То есть действуют общие правила налога на прибыль

Абз.2 пп.1 п.1 ст.208 НК РФ, абз.2 п.3 ст.210 НК РФ, абз.2 - абз.5, абз.7 пп.2

Из приведенного анализа налогового законодательства и сложившейся арбитражной практики можно сделать выводы.

1. Если участником, осуществляющим выход, является юридическое лицо, полученный им доход в сумме, превышающей первоначальный вклад в уставный капитал (расходы на приобретение доли), признается дивидендами.

Налоговая ставка составит 0%, если доля выходящей организации в уставном капитале ООО превышала 50%, и организация владела этой долей не менее 365 дней. К сожалению, отсутствуют разъяснения, на какой момент при выходе должны истечь 365 дней - на момент внесения изменения в ЕГРЮЛ о выходе или на момент выплаты. Для подстраховки, предлагаем брать во внимание момент выхода из ООО (этой датой сейчас признается момент внесения изменений в ЕГРЮЛ).

Если оснований для применения льготной ставки 0 % нет, то налогообложение происходит по ставке дивидендов 13 %. До 01.01.2020 такой доход организации - участника облагался по ставкам налога на прибыль или налога по УСН соответственно. Для первых изменения принесли снижение налогообложения (13 % вместо 20% ставки по налогу на прибыль), для вторых - иногда повышение, если ставка налога по УСН менее 13 %.

Действительная стоимость доли в пределах первоначального вклада традиционно освобождается от налогообложения.

2. Получается, что для организации выйти из дочернего ООО с точки зрения налогов иногда выгоднее, нежели продать долю, например самому ООО в порядке реализации преимущественного права. Поэтому если уставом предусмотрена фиксированная цена, по которой Общество может реализовать свое преимущественное право, и эта цена равна действительной стоимости доли, то необходимо продумать конкретный механизм «выхода» (в широком смысле слова) из состава участников.

3. Если участником, осуществляющим выход, является юридическое лицо, оно вправе уменьшить свой налогооблагаемый доход (в виде полученной денежной суммы либо представляющий собой рыночную стоимость фактически полученного участником имущества), на сумму расходов на приобретение доли, на формирование уставного капитала. В таком случае, чем выше была цена приобретения доли или больше уставный капитал, тем меньше будет налогооблагаемая база при выходе.

При этом если при выбытии участника хозяйственного общества из его состава размер полученного им дохода в виде действительной стоимости доли меньше его расходов по приобретению доли, полученный убыток может быть включен в состав расходов для целей налогообложения прибыли см. Письмо Минфина от 6 марта 2013 г. № 03-03-06/1/6706 .

4. У физических лиц аналогичные возможности. Налогоплательщику НДФЛ предоставлено право получить имущественный налоговый вычет в случае его выхода из состава участников. Он вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением доли . Но с важной оговоркой: в этой ситуации ООО является налоговым агентом и сначала удерживает всю сумму налога целиком, а уже потом физическое лицо имеет право возвратить себе часть суммы, подав декларацию по форме 3-НДФЛ.

В состав таких расходов могут включаться расходы в сумме денежных средств и/или стоимости иного имущества, внесенных в качестве взноса в уставный капитал при учреждении общества, и расходы на приобретение или увеличение доли в уставном капитале. На случай, если физическое лицо не сможет документально подтвердить такие расходы, законодателем предусмотрена возможность получения вычета в размере доходов, полученных в результате прекращения участия в обществе, но не более 250 т.р. за налоговый период.

5. При этом дохода не возникает, если срок владения долей к моменту выхода из общества составлял более 5 лет.

О выплате действительной стоимости имуществом. Налоговые аспекты

Отдельный интерес представляет налогообложение самого ООО при выходе его участника, получившего оплату действительной стоимости доли имуществом (например, недвижимостью). При этом возникают следующие вопросы по налогообложению (их нет при выплате стоимости доли денежными средствами):

Вариант 1. Общество применяет ОСН

  • НДС

По общему правилу, реализация товаров (за исключением операций, указанных в п. 3 ст. 39 НК РФ) признается объектом обложения НДС. В данном случае, согласно п. 1 ст. 154 и ст.39 НК РФ, налоговая база по НДС определяется как превышение стоимости переданных товаров над суммой первоначального взноса участника (без включения в нее НДС). При этом, в отношении части товаров, передаваемой в пределах первоначального вклада, ранее принятый к вычету НДС следует восстановить для уплаты в бюджет и включить в стоимость этой части товаров.

  • Налог на прибыль

По мнению Минфина РФ, при выплате действительной стоимости доли участника имуществом возникает доход от реализации. Но этот подход вызывает обоснованные сомнения, т.к. при передаче имущества в счет оплаты действительной стоимости доли выбывающего участника общество исполняет свои обязательства перед ним и, следовательно, не получает какой-либо экономической выгоды. Подобная позиция находит свое отражение в судебной практике. Арбитражные суды указывают, что при передаче имущества в счет оплаты действительной стоимости доли не признают стоимость переданного имущества реализацией.

Поэтому и налогооблагаемой базы не возникает: «разница между действительной и уплаченной стоимостями доли не подпадает под понятие безвозмездно полученного имущества, содержащееся в п. 2 ст. 248 НК РФ, и не может быть отнесена к безвозмездно полученному имуществу (работам, услугам) или имущественным правам, обратное привело бы к двойному налогообложению налога на прибыль, что нормами налогового законодательства не допускается».

Вариант 2. Общество применяет УСН

Налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают при определении объекта налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг) исходя из рыночной стоимости имущества. Доход можно уменьшить на расходы по приобретению имущества с учетом ст.346.16 НК РФ. Если с момента приобретения имущества, которое передано в счет выплаты действительной стоимости доли, прошло недостаточно времени, можно попасть в «ловушку УСН».

Вопроса по налогообложению НДС не возникает, т.к. при применении УСН Общество от его уплаты освобождено.

Мы рассмотрели налоговые последствия при выходе по самым типовым ситуациям. Но и из этого обзора видно, что многие нюансы зависят от того, кем является участник - физическое лицо или организация, от системы налогообложения организации и участника, от срока владения долей. Поэтому перед осуществлением выхода из общества, нужно всегда определять актуальные налоговые последствия и сравнивать с альтернативными способами достижения поставленной цели.

Читайте также: