Ликвидация налоговой службы в россии

Опубликовано: 30.04.2024

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Дмитрий Духовский

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

В конце 2016 года в федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) были внесены поправки. По большей части они вступили в силу с 28 июня 2017 г., а некоторые из них – с 1 сентября 2017 г. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

  1. При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  2. При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

Larisa-Trembickaya

Иногда предприниматель регистрирует ИП, но деятельность не ведет, отчеты не сдает и страховые взносы не платит. Чаще так поступают ИП без сотрудников. Они по каким-то причинам бизнес не ведут, но от предпринимательского статуса не отказываются. Некоторые из них даже не знают, что все равно обязаны отчитываться перед налоговой инспекцией и платить страховые взносы в Пенсионный Фонд.

Если предприниматель не платит налогов и взносов, не отчитывается перед налоговой инспекцией, его статус из действующего переходит в «спящий». Государство решило избавиться от «спящих» предпринимателей и почистить ЕГРИП — Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

До сих пор ИП закрывали по личному заявлению предпринимателя, решению суда или когда истекал срок временного пребывания в России ИП-иностранца. С 1 сентября 2020 года налоговая служба признает «спящих» предпринимателей недействующими и начинает удалять из реестра ИП.

Допустим, предприниматель не ведет деятельность. При этом он сдает нулевые отчеты, но не платит страховые взносы в Пенсионный фонд — исключение ему не грозит. За долги перед Пенсионным фондом предпринимателя оштрафуют и начислят пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования за каждый просроченный день. Но сохранят статус предпринимателя.

Другая ситуация: предприниматель вовремя платит страховые взносы, но «забыл» про декларации и последние 15 месяцев перед налоговой не отчитывался. В этом случае его тоже не закроют, но оштрафуют — по 1000 ₽ за каждый несданный отчет.

Кроме должников, прекративших предпринимательскую деятельность, инспекторы исключают из реестра ИП с патентом, если предприниматель не продлевал его больше 15 месяцев.

Отсутствует отчетность перед налоговой за 15 месяцев. В налоговой инспекции регулярно отчитываются предприниматели, которые применяют один из режимов налогообложения: общая и упрощенная системы, вмененка и сельхозналог.

ПРИМЕР: ИП Петров на УСН оказывал клиентам маркетинговые услуги. Вначале дела шли хорошо, но через два года доходы пошли на спад. В 2018 году Петров устроился на работу, но ИП закрывать не стал. С этого времени предприниматель не подавал декларацию. Он посчитал: раз деятельность не ведет, то и отчитываться не нужно.

Получается, что ИП Петров последние 15 месяцев не сдает отчеты в ИФНС. Если налоговики найдут у предпринимателя недоимку по налогам и сборам, его удалят из реестра. Чтобы сохранить статус предпринимателя, Петрову нужно подать нулевую декларацию по УСН за истекшие периоды или погасить долги.

Карают предпринимателей, которые не отчитываются перед ФНС: не сдают декларации по НДС, прибыли, упрощенке и прочую отчетность по налогам. Если ИП не отчитался перед Пенсионным фондом и Фондом Социального Страхования — его не закроют.

Предпринимателю на патенте не нужно декларировать доход и отчитываться перед налоговой инспекцией. Свою предпринимательскую деятельность он подтверждает, регулярно уплачивая за патент. Если за последние 15 месяцев предприниматель не продлевал патента, и на нем «висят» долги, например, по страховым взносам, ИП закроют.

Образовалась задолженность. Налоговая учитывает все долги предпринимателя: задолженность по налогам и сборам, неуплаченные штрафы, начисленные пени. Так как размер долга не уточняется, налоговики могут посчитать любую, даже копеечную недоимку, уважительной причиной для исключения ИП из реестра.

Чтобы обезопасить себя от возможных рисков, предпринимателю лучше проверить свои расчеты с бюджетом. Сделать это можно через Госуслуги или личный кабинет налогоплательщика. И также можно заказать справку в налоговой инспекции по месту регистрации ИП, она будет готова через 5 рабочих дней.

Инспекторы соблюдают определенную процедуру закрытия ИП.

1. Выносят решение о предстоящем исключении. Налоговики в одностороннем порядке принимают решение об исключении и не сообщают об этом бизнесмену.

Система поиска на всех сервисах одинаковая. Любой человек — сам бизнесмен или его клиенты — может найти решение ФНС о закрытии ИП. Чтобы получит сведения, достаточно вбить в поисковую строку сервиса ИНН и ОГРН предпринимателя. Пока поиск доступен только для организаций. Как только налоговики начнут выносить решения о закрытии ИП, заработает поиск для предпринимателей.

poiskovaya-stroka-servisa-riski-biznesa

Если предприниматель хочет оспорить решение, то в течение месяца может подать заявление с возражением. Заявление можно составить в свободной форме, но нужно обязательно обосновать свои возражения.

К заявлению следует приложить документы, которые подтверждают уплату долга или сдачу отчетов: платежные поручения, декларация с отметкой ИФНС, чек об отправке отчета заказным письмом. Если налоговики признают возражение мотивированным, они отменяют решение о ликвидации.

primer-zayavleniya-s-vozrazheniem-na-iskluchenie​

С аналогичным заявлением могут обратиться кредиторы и другие лица, чьи интересы затрагивает снятие ИП с учета. Если у кредиторов есть денежные претензии к предпринимателю, они могут в суде обжаловать решение о ликвидации в течение одного года со дня публикации.

3. Признают ИП недействующим. Если предприниматель не воспользовался месячной отсрочкой и не отправил возражение, инспекторы снимут его с учета в ЕГРИП. Важно помнить, что долги предпринимателя сами по себе не исчезнут, а перейдут к нему как физическому лицу. Так что долги по налогам, штрафы и пени все равно платить придется.

Несколько простых способов, которые помогут предпринимателю не попасть в черный список налоговиков.

-> Заказать акт сверки из налоговой инспекции. Недоимка появляется не только вследствие неуплаты налогов, она может образоваться случайно. Например, предприниматель ошибся в реквизитах платежа или неверно указал КБК налога. Тогда деньги попадают в невыясненные платежи, а по налогу образуется задолженность. Акт сверки покажет возникшую недоимку.

-> Узнать о задолженности по отчетам. Задолженность по отчетам тоже может оказаться неожиданностью для предпринимателя. Например, он отправил декларацию почтой России, а письмо затерялось на почте или в налоговой инспекции. Тогда отчет будет считаться несданным.

В этом случае предприниматель может поехать в налоговую инспекцию и попросить предоставить ему перечень поданных деклараций и расчетов. Но инспекторы не обязаны это делать и могут отказать.

-> Следить за публикациями на сервисах: «Риски бизнеса», «Прозрачный бизнес» и журнале «Вестник государственной регистрации». Данные обновляют раз в неделю.

ООО может прекратить свою деятельность и закрыться в любое время с соблюдением всех норм, установленных законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ. Кроме того, закон разрешает налоговикам принудительно ликвидировать организацию.

Право закрыть организацию принудительно по причине отсутствия деятельности дано налоговой инспекции.

Основания для закрытия организации по решению ФНС

Законодательством предусмотрено пять оснований, по которым недействующее ООО может быть закрыто:

  • добровольно, по решению учредителей организации;
  • по решению суда;
  • по причине смены учредителей либо руководства;
  • банкротство;
  • по инициативе налоговой службы.

ФНС вправе самостоятельно принять решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью без суда, если одновременно:

  • организация в течение последних 12 месяцев не представила налоговую отчетность;
  • в течение последних 12 месяцев не проводило никаких операций хотя бы по одному из принадлежащих ей банковских счетов.

Если оба условия выполнятся проводится процедура принудительной ликвидации ООО, налоговая служба исключает такую фирму из Единого госреестра юридических лиц, то есть из ЕГРЮЛ.

Есть еще несколько случаев, когда налоговая может ликвидировать общество с ограниченной ответственностью по собственной инициативе:

  • если в ЕГРЮЛ внесена недостоверная запись, например, неверный юридический адрес, вымышленные учредители, и с момента внесения этой записи прошло более 6 месяцев;
  • если невозможности провести стандартную процедуру ликвидации в связи с отсутствием у общества и учредителей средств на необходимые при этом расходы.

Почитайте еще это:

Процедура закрытия ООО налоговой при отсутствии деятельности

Процесс закрытия юридических лиц по инициативе налоговой службы прописан в статьях 21.1 и 22 Закона № 129-ФЗ. Детали процедуры описаны в пунктах 3,4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Алгоритм действий налоговой инспекции при ликвидации ООО из-за отсутствия деятельности

  1. Налоговая инспекция на основе анализа данных и выявления того, что организация течение последних 12 месяцев не сдает отчетность и не проводит операций по банковским счетам принимает решение о ликвидации.
  2. В течение 3-х дней с момента принятия налоговой решения о ликвидации ООО, решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации».
  3. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация для кредиторов и иных лиц, чьи права и интересы могут пострадать в связи с ликвидацией ООО.
  4. Заинтересованные лица вправе в течение 3-х месяцев подать в налоговую заявление о том, что их интересы ущемлены таким решением.
  5. Письменных уведомлений учредителям ООО налоговая не высылает.
  6. Если в течение 3-х месяцев заявлений о невозможности исключения ООО из ЕГРЮЛ не поступит, налоговая фирму ликвидирует, то есть вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО.
  7. Если в течение 3-х месяцев в налоговую поступят заявления о невозможности исключения ООО из ЕГРЮЛ, ликвидация компании в упрощенном режиме не осуществляется. Возможен суд.
  8. Ликвидация ООО завершается, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о его ликвидации. Организация прекращает свою деятельность.
  9. Налоговая публикует информацию о ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ кредиторы и иные лица могут обжаловать решение ФНС о ликвидации ООО.

По этой же теме:

Для этого нужно подать жалобу. Сделать это можно в течение года с того дня, как заявитель узнал о нарушении своих прав. Оформить заявление можно на сайте налоговой.

Если жалоба не будет удовлетворена можно обратится в суд.

Ответственность учредителей после ликвидации ООО по решению налоговой

Закрытие общества с ограниченной ответственностью по инициативе налоговой не снимает с учредителей обязанности расплатиться по своим долгам перед кредиторами. Правда, им нужно будет доказать, что долги появились как следствие неразумной, безграмотной и намеренной деятельности руководителей организации. Если все будет доказано руководители ООО будут нести субсидиарную ответственность.

Само по себе исключение организации из ЕГРЮЛ в результате действий или бездействий руководства компании, которые привели к исключению, также, как и неисполнение обязательств, не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по статье 3 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

Нужно доказать, что именно неразумные или недобросовестные действия руководителей привели к тому, что общество не исполнило обязательства перед кредиторами.

Есть и другие «наказания» для руководителей ликвидированного ООО. Так, они не смогут течении 3-х лет стать учредителями или генеральными директорами в других организациях, если при закрытии общества за ним числились непогашенные долги перед бюджетом.





Содержание:

  • Ликвидация недействующего юридического лица: основания, причины, инициаторы
  • Процедура ликвидации налоговым органом недействующего юридического лица
  • Судебный порядок ликвидации недействующего юридического лица
  • Процедура ликвидации недействующего юридического лица-должника
  • Оспаривание решения налогового органа о ликвидации недействующего юридического лица

Ликвидация недействующего юридического лица налоговым органом – многоэтапная процедура, которая проходит в строгом соответствии с требованиями законодательства. Коммерческая организация не считается упраздненной, даже если она перестала вести фактическую деятельность, до тех пор, пока об этом не сделана соответствующая запись в реестре.

Коммерческие фирмы и общества могут прекратить свою деятельность по разным причинам. Инициировать процедуру имеют право владельцы бизнеса или представители власти, однако для этого необходимо решение суда. Для предпринимателей выгоднее, когда остановка работы происходит добровольно, то есть по их собственной инициативе. Так меньше страдает деловая репутация, снижаются риски штрафов. Однако иногда компании ликвидируют в судебном порядке – по запросу государственных инстанций.

Ниже мы поговорим о случаях, когда компанию упраздняет налоговая инспекция на основании того, что бизнес не функционирует уже долгое время. Ликвидация недействующего юридического лица налоговым органом происходит за счет исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

Исключение из реестра не влечет за собой перехода прав и обязанностей к правопреемникам. Несмотря на распространенность подобной процедуры, многие компании не имеют ни малейшего представления о том, по каким параметрам их могут признать недействующими, не говоря уже о том, какие последствия влечет за собой подобное решение регистрирующего органа.

Ликвидация недействующего юридического лица: основания, причины, инициаторы

Чтобы провести ликвидацию недействующего лица, налоговые органы сначала должны убедиться, что бизнес перестал функционировать. Для этого он должен соответствовать критерия, установленным ст. 64.2 ГК РФ. Неработающей считается организация, которая фактически не ведет деятельность:

  • не предоставляет финансовую отчетность, которую требует регулярно подавать российское законодательство о налогах и сборах;
  • не проводит финансовые операции хотя бы по одному из открытых банковских счетов.

Чтобы подробнее узнать, когда возможна ликвидация недействующего юридического лица налоговым органом, следует ознакомиться с законодательной базой. Она утверждает: предприятие можно признать неработающим только в случае, если в течение последнего календарного года, который предшествовал принятию властями решения об упразднении записи в реестре, оно не представляло налоговую отчетность и не проводило никаких финансовых операций через собственные счета. В противном случае власти не имеют права инициировать исключение бизнеса из реестра, ссылаясь на то, что оно прекратило свою деятельность.

Также исключению из ЕГРЮЛ подлежат организации, которые не обладают достаточным финансовым обеспечением для самостоятельной ликвидации недействующего юридического лица. О них в государственном реестре более шести месяцев должна содержаться запись, указывающая на недостоверность сведений, касающихся компании.

Процедура ликвидации налоговым органом недействующего юридического лица

Представители влаги могут исключить предприятие из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке в том случае, если оно фактически прекратило деятельность. При этом существуют обстоятельства, когда решение о ликвидации недействующего юридического лица налоговым органом не может быть принято:

  • при банкротстве компании, подлежащей исключению из реестра,
  • при процедурах наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Когда налоговая инспекция принимает решение о предстоящем исключении юрлица из реестра, в официальной прессе размещают объявление. На это отводится до трех дней. Вместе с решением об исключении также публикуют информацию, как действовать заинтересованным людям и предприятиям, чьи интересы затрагивает исключение данной организации из реестра.

Важно отметить, что как только контрагент направил информацию в медиа, в течение трех месяцев власти не имеют права исключить бизнес из ЕГРЮЛ. Это связано с тем, что закон предоставляет кредиторам и другим заинтересованным лицам возможность заявить о своих претензиях и интересах. Потому что как только бизнес официально прекратит свое существование, они уже не смогут взыскать свои долги. Но ликвидация недействующего юридического лица может быть осуществлена в обычном порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.

Если же в трехмесячный срок в налоговую инспекцию не поступили заявления, в реестр вносят запись об исключении юрлица, фактически прекратившего свою деятельность, на основании решения регистрирующего органа. После появления записи существование бизнеса официально считают оконченным, и никто не может иметь к уже не функционирующей организации никаких материальных претензий.

Судебный порядок ликвидации недействующего юридического лица

Власти могут уладить вопросы, связанные с «замершим» бизнесом, двумя путями. Первый из них мы описали выше, это административный порядок упразднения компании, которая фактически давно перестала работать. Второй способ исключения бизнеса из реестра сложнее: через суд.

Компания – это общественное объединение, и согласно закону оно может быть исключено из ЕГРЮЛ на основании иска, поданного регистрирующим органом. К подобным мерам прибегают, когда бизнес многократно не предоставляет сведения о своей деятельности, как того требует законодательство.

Другими словами, представители власти могут инициировать судебное разбирательство в связи с тем, что бизнес нарушает законы, скрывает сведения. Рассмотрением таких дел занимаются районные суды, опираясь на правила административного судопроизводства.

Процедура ликвидации недействующего юридического лица-должника

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что процесс исключения юрлица из ЕГРЮЛ не является ликвидационной процедурой. Оно не предусматривает действий с имуществом предприятия, в том числе – направленных на удовлетворение требований кредиторов. При наличии у недействующей компании имущества и непогашенных перед партнерами обязательств применяется процедура банкротства отсутствующего должника. Это совсем другой процесс, требующий иных подходов и законодательной базы.

Обязательное условие – наличие критериев отсутствия:

  • Неосуществление деятельности;
  • Отсутствие руководителя компании и невозможность определить его место нахождения.

Суд о банкротстве отсутствующего должника инициирует налоговая. Законы РФ позволяют рассмотреть дело в укороченный срок: один месяц. Законодательство принимает во внимание, что при отсутствии должника невозможно применить к бизнесу наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Зато предусмотрена упрощенная процедура ликвидации недействующего юридического лица налоговым органом. Эти вопросы находятся в ведении арбитражного суда: именно он решает, применять ли упрощенный алгоритм действий.

Для ликвидации недействующего юридического лица назначают конкурсного управляющего, в обязанности которого входит публикация сведений о банкротстве компании, а также письменное уведомление кредиторов о процедуре банкротства, чтобы они имели возможность предъявить требования.

В случае, если имущества отсутствующего должника достаточно для расчетов с кредиторами, у конкурсного управляющего есть возможность подать ходатайство о переходе к общей процедуре банкротства. Однако практика показывает, что это условие соблюдается редко, потому с высокой долей вероятности придется придерживаться упрощенной схемы действий.

Оспаривание решения налогового органа о ликвидации недействующего юридического лица

В случае несогласия с действиями налогового органа компанией, ее кредиторами, а также иными лицами они имеют право оспорить решение.

Для подачи возражений ФНС установлена форма Р38001. Заявление о несогласии с решением подается в регистрирующий орган, которым это решение было принято, в течение 3 месяцев с момента его опубликования. При поступлении соответствующего заявления предприятие не может быть исключено из единого государственного реестра регистрации юридических лиц. Для кредиторов и иных лиц, чьи права были затронуты исключением юрлица из реестра, срок продлевается до года со дня, когда кредиторы или иные лица узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Законодательством установлена возможность подачи возражений в различных формах:

  • Почтовое отправление;
  • Электронный документ с электронной подписью;
  • Личная подача заявления в налоговый орган;
  • Направление возражений через нотариуса.

Компания VALEN поможет избежать неблагоприятных последствий ликвидации недействующего юридического лица, подать возражение на решение налогового органа об исключении компании из ЕГРЮЛ и осуществить надлежащую отправку заявлений контрагентам. Мы тесно сотрудничаем не только с российскими предприятиями, но и с зарубежным бизнесом, имеющим партнеров и представительства на территории РФ.

Чтобы проконсультироваться с нашими юристами по вопросам ликвидации недействующего юридического лица или заказать услуги, оставляйте заявку на сайте или набирайте номер: +7 (495) 7-888-096! Мы также ждем вас в офисе VALEN в Москве по предварительной записи.

Читайте также: