Лицо занимающее государственную должность за непредоставление декларации в налоговый орган

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с частью второй ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Так, граждане, претендующие на замещение должностей, указанных в ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В нарушение требований указанных нормативных актов организация заключила трудовой договор с работником, претендующим на замещение должности, указанной в ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", без сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Может ли организация уволить данного работника в связи с непредставлением требуемых документов? На каком законном основании, если сотрудник работает в этой организации полтора года?


В соответствии с частью первой ст. 349.2 ТК РФ на работников Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Согласно п.п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) к сведениям, которые вышеуказанные работники должны представлять представителю нанимателя (работодателю), относятся сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Положениями п. 1 постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" предусмотрено, что такие запреты, ограничения и обязанности распространяются на лиц, занимающих должности в органах, фондах и организациях, поименованных в ст. 349.2 ТК РФ, назначение на которые производится Президентом РФ и Правительством РФ, а также на лиц, занимающих должности в фондах и иных организациях, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов. Из приведенных норм следует, что отнесение должностей работников федерального бюджетного учреждения, созданного для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, к должностям, занятие которых подразумевает распространение на лиц, их занимающих, ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, зависит либо от назначения на эти должности Президентом РФ или Правительством РФ, либо от нахождения этих должностей в соответствующих локальных нормативных актах этого учреждения или актах федеральных государственных органов. При этом законодательство не предусматривает, что при принятии соответствующих локальных нормативных актов или актов федеральных государственных органов необходимо учитывать положения Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей". Ведь из данного нормативного правового акта следует, что им утверждается перечень должностей федеральной гражданской службы, занятие которых требует соблюдения требований о предоставлении соответствующих сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 1 Указа). В то же время в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, отсутствуют указания на отнесение к таким должностям должностей работников федеральных бюджетных учреждений, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Если упомянутый в вопросе работник относится к лицам, обязанным предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении себя и членов своей семьи, то непредставление этих сведений в соответствии с ч. 9 ст. 8 Закона N 273-ФЗ является правонарушением, влекущим увольнение совершившего его лица с работы в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. На возможность увольнения работника в связи с непредоставлением соответствующих сведений указывает и п. 7.1 части первой ст. 81 ТК РФ. Однако в отличие от вышеприведенной нормы положения ТК РФ оговаривают, что такое увольнение может производиться, если непредоставление сведений влечет за собой утрату доверия к допустившему такое правонарушение лицу.
Правоприменительная практика, оценивая вышеуказанные нормы в совокупности, а также принимая во внимание часть третью ст. 192 ТК РФ, согласно которой к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника, приходит к выводу о том, что в случае установления факта непредставления работником организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей такой работник подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя (смотрите определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.10.2016 N 59-КГ16-22). Соответственно, увольнение в этой ситуации производится по п. 7.1 части первой ст. 81 ТК РФ.
Обращаем внимание, что при расторжении трудового договора по данному основанию должен соблюдаться порядок применения дисциплинарных взысканий, который установлен ст. 193 ТК РФ (смотрите Вопрос: В марте 2016 года работник представил справку о доходах, расходах за 2015 год. В январе 2017 года в ходе проверки прокуратурой исполнения законодательства по противодействию коррупции выявлены в представленной работником справке за 2015 год неполные и недостоверные сведения. Возможно ли к работнику применить дисциплинарное взыскание за предоставление недостоверных сведений и неполных данных в указанной справке, если полгода со дня представления указанных сведений уже прошло? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

А) Совет безопасности РК;

В) Правительство РК;

+С) Президент РК;

Е) Генеральная Прокуратура РК.

8. На лицо, сообщившее органу, ведущему расследование, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения налагается административный арест:

А) органом, ведущим расследование;

+В) судом;

D) налоговой полицией.

10. В случае отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость взыскание осуществляется:

А) по решению органа, ведущего расследование;

+В) по решению суда;

С) на основании постановления прокурора;

D) по решению налоговой службы.

11. Сделки, заключенные в связи с совершением коррупционных правонарушений, признаются недействительными:

А) органом, ведущим расследование;

+В) судом;

D) налоговой полицией.

12. Сделки, заключенные в связи с совершением коррупционных правонарушений, признаются судом:

+А) недействительными;

В) недействительными в части противоречащей законодательству;

С) действительными в части не противоречащей закону;

D) действительными с согласия сторон договора;

Е) действительными с согласия стороны не нарушающей законодательство.

13. Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется:

А) только органами прокуратуры;

В) все государственные органы и должностные лица;

С) только органами внутренних дел;

D) только органами национальной безопасности;

+Е) органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, налоговой и военной полиции.

14. Лица, занимающие государственную должность, предоставляют в налоговый орган по месту жительства декларацию:

А) один раз в квартал;

+В) один раз в год;

С) два раза в год;

D) один раз в восемнадцать месяцев;

Е) один раз в три года.

15. Понятие должностного лица в соответствии с Законом РК «О борьбе с коррупцией»:

+А) Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах РК, других войсках и воинских формированиях РК;

В) Лица, постоянно осуществляющие функции представителя либо выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах РК, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

С) Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя физического лица либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

16. Лица, занимающие ответственную государственную должность – это лица, занимающие должности устанавливаемые:

А) Только Конституцией РК;

В) Конституционными и иными Законами РК;

+С) Конституцией РК, конституционными и иными законами РК;

D) Постановлением Парламента РК.

17. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, при применении Закона «О борьбе с коррупцией» приравниваются:

+А) Лица, избранные в органы местного самоуправления;

В) Лица, избранные на ответственные должности неправительственных организаций;

С) Лица, избранные в профсоюзные организации.

18. За правонарушения, связанные с коррупцией, на основании Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» НЕ несут ответственность:

А) Должностные лица;

В) Депутаты Парламента;

С) Депутаты Маслихата;

D) Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций;

+Е) Руководители политических партий.

20. Субъектами коррупционных правонарушений являются:

А) Физические лица, правомерно предоставляющие имущественные блага;

+В) Физические и юридические лица, противоправно представляющие имущественные блага и преимущества должностным лицам;

С) Юридические лица, представляющие имущественные блага и преимущества должностным лицам иностранных предприятий;

D) Физические лица, противоправно представляющие имущественные блага и преимущества должностным лицам иностранных предприятий;

Е) Юридические лица, противоправно представляющие имущественные блага и преимущества должностным лицам частных предприятий.

21. Закона РК «О борьбе с коррупцией» действует:

А) На территории государств-участников СНГ в отношении всех физических и юридических лиц, противоправно предоставляющих имущественные блага и преимущества должностным лицам;

В) На территории РК в отношении только физических лиц;

+С) На территории РК в отношении всех физических и юридических лиц;

D) На территории РК в отношении юридических лиц;

Е) На территории РК в отношении лиц, противоправно предоставляющих имущественные блага и преимущества должностным лицам.

22. Какой из ниже перечисленных принципов является принципом Закона РК «О борьбе с коррупцией»?




А) Принцип демократии;

В) Принцип виновной ответственности;

С) Принцип неотвратимости ответственности;

+ D) Принцип равенства всех перед законом и судом;

Е) Принцип гуманизма.

23. При каких условиях возможна передача государственных контрольных и надзорных функций органам, не имеющим статус госоргана?

А) На основании Постановления Правительства РК;

В) На основании решения соответствующего акима;

С) На основании решения соответствующего Маслихата;

+D) Являются правонарушением, создающими условия для коррупции.

24. Кто в Республике Казахстан обязан вести борьбу с коррупцией?

А) Только государственные органы в пределах своей компетенции;

В) Только должностные лица в пределах своей компетенции;

С) Только правоохранительные органы;

+D) Все государственные органы и должностные лица в пределах своей компетенции.

Е) Граждане Республики Казахстан.

25. Меры финансового контроля, предусмотренные Законом РК «О борьбе с коррупцией» НЕ распространяются на:

А) Приобретение автотранспорта;

В) Приобретение производственного помещения;

+С) Приобретение строительных материалов для строительства жилища в РК;

D) Приобретение строительных материалов для строительства жилища в странах-участниках СНГ.

26. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, запрещается:

А) Заключение гражданско-правовых сделок в пользу третьего лица;

В) Заключение гражданско-правовых сделок в пользу близких родственников;

+С) Заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем;

D) Заключение гражданско-правовых сделок в пользу юридических лиц;

Е) заключение гражданско-правовых сделок в пользу супруги(супруга).

27. Информация о лице, сообщившем о факте коррупционного правонарушения является:

А) Военной тайной;

+В) Государственным секретом;

С) Государственной тайной;

D) Служебной тайной;

Е) Служебным секретом.

28. Лица, сообщившие заведомо ложную информацию о факте коррупции:

А) Охраняются государством;

В) Охраняются правоохранительными органами

+С) подлежат ответственности в соответстви с законодательством;

D) По усмотрению правоохранительных органов могут охраняться;

Е) Находятся под защитой государства.

29. В каких нормативных правовых актах устанавливаются виды правонарушений, связанных с коррупцией?

А) Только в Уголовном Кодексе Республики Казахстан;

В) Только в Кодексе об административных правонарушениях;

+С) В Законе Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» и иных законах;

D) Только в Уголовном Кодексе и Гражданском Кодексе Республики Казахстан.

30. В каких нормативных правовых актах определяются основные принципы борьбы с коррупцией?

А) В Законе РК «О борьбе с коррупцией» и Уголовном Кодексе РК;

В) В Законе РК «О государственной службе» и Кодексе об административных правонарушениях;

+С) В Законе РК «О борьбе с коррупцией»;

D) В Уголовном Кодексе РК и Кодексе об административных правонарушениях;

Е) Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», Уголовный Кодекс РК и Кодекс об административных правонарушениях.

31. Непринятие на себя ограничений, связанных с выполнением государственных функций, влечет:

+А) Увольнение;

В) Наложение штрафа;

С) Объявление выговора;

D) Объявление замечания.

32. Кто из близких родственников лица, занимающего государственную должность, в соответствии с Законом РК «О борьбе с коррупцией» обязан предоставить декларацию о доходах и имуществе в налоговые органы?

+В) Супруг (супруга);

D) Совершеннолетние дети;

Е) Родители супруг (супруга), совершеннолетние дети.

33. Лицо, занимающее государственную должность, за непредоставление декларации в налоговый орган, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, должно быть:

+А) Уволено;

В) Наказано штрафом;

С) Наказано выговором;

D) Понижено в должности.

34. В соответствии с Законом РК «О борьбе с коррупцией кто НЕ является близким родственником?

В) Супруг (супруга);

С) Братья и сестры;

+Е) Родители супругов.

35. Должностные лица НЕ могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемыми:

+С) Свойственниками.

36. При каких обстоятельствах должностное лицо имеет право на делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности юридическим лицам?

А) По собственному решению;

В) В связи с экономической необходимостью;

+С) ни при каких обстоятельствах;

D) С разрешения вышестоящего должностного лица или государственного органа.

37. Подарки поступающие без ведома должностного лица, подлежат безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд:

А) В тридцатидневный срок;

+В) В семидневный срок;

С) В двухнедельный срок.

39. Каким органом налагается административное взыскание на физические лица, предоставляющие лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, незаконное материальное вознаграждение?

+А) Судом;

С) Органом комитета национальной безопасности;

D) Налоговой полицией;

Е) Ни одним из перечисленных.

45. Государственный служащий, сообщивший органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении другого государственного служащего, несет:

Управление Роспотребнадзора по РС(Я)

Памятка об ответственности за непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - RSS

Памятка

об ответственности за непредставление
или представление неполных или недостоверных сведений
о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера

Непредставление федеральным государственным гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Следует учитывать, что представление обозначенных сведений является обязанностью федерального государственного гражданского служащего (пункт 9 части 1 статьи 15, статьи 20 и 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Таким образом, согласно статье 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции названным Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

Прим.: Ограничения, запреты, требования к служебному поведению установлены статьями 16-19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом согласно статье 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральный государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

- непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- представления заведомо недостоверных или неполных указанных сведений.

Кроме того, частью 3 статьи 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» также устанавливается, что представление недостоверных и неполных сведений о своих расходах также влечет увольнение с федеральной государственной гражданской службы.

Учитывая изложенное, отдел юридического обеспечения, кадров и государственной службы настоятельно рекомендует не рассчитывать на свою память, а сверять вносимые данные с соответствующими документами. Помните, что в случае, если вы ошибетесь, не заметите свою ошибку и не подадите уточняющие сведения в сроки, установленные для подачи таких сведений, это будет являться основанием для привлечения Вас к ответственности.

В случае невозможности представления по объективным причинам федеральными государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей таким гражданским служащим в обязательном порядке необходимо подать соответствующее заявление в подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений Федеральной службы по финансовому мониторингу с указанием конкретной причины непредставления сведений (пункт 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559). Данное заявление подлежит рассмотрению на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Положением о комиссиях
по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». К заявлению могут быть приложены иные документы.

О суде

18.05.2021

Арбитражный суд Вологодской области продлил срок выполнения работ по разработке комплексного проекта реставрации Вологодского кремля.

30.04.2021

Список дел безотлагательного характера, по которым обеспечивается допуск в суд лиц, участвующих в деле 04.05.2021

28.04.2021

Арбитражный суд Вологодской области объявляет о приеме документов на замещение должности государственной гражданской службы секретарь судебного заседания на условиях срочного служебного контракта.

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи, в виде взыскания штрафов размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде взыскания штрафа в размере 30 % и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, соответственно за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
В 2001-2002 гг. Арбитражным судом Вологодской области рассмотрено около 1000 дел по спорам, связанным с взысканием штрафных санкций за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Налоговые органы привлекали налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление деклараций по налогу на доходы предпринимателей, налогу на прибыль, налогу на имущество юридических лиц и предпринимателей, налогу на рекламу, НДС, налогу с продаж, налогу на пользователей автодорог, налогу с владельцев автотранспортных средств, расчетов по единому налогу на вмененный доход, расчетов по целевому сбору на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории и нужды образования, по сбору на содержание жилфонда и объектов соцкультсферы, земельному налогу, расчетов 10% отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ.
Подавляющее большинство требований налоговых органов о взыскании штрафных санкций по данной статье Кодекса судом удовлетворено. Однако по 6,4% дел частично или полностью отказано в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Налоговым органом пропущен срок обращения в суд для взыскания налоговой санкции, установленный ст. 115 НК РФ.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций за несвоевременное представление ООО налоговой декларации по НДС за октябрь 1999 г.
Суд отказал инспекции в удовлетворении иска в связи с тем, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок давности взыскания санкции, установленный ст. 115 Кодекса. Поскольку обязательного составления акта по камеральным проверкам НК РФ не предусмотрено, то, по мнению суда, днем обнаружения налогового правонарушения является день представления декларации в налоговую инспекцию, т. е. 20.12.99. С иском налоговая инспекция обратилась в суд лишь 09.01.2001.

Налоговой инспекцией ошибочно определен период просрочки представления налоговой декларации.
Налоговая инспекция обратилась в суд с иском о взыскании с ООО штрафных санкций в сумме 107 420 руб. 20 коп. за несвоевременное представление налоговых деклараций по п. 1и2ст. 119НКРФ.
Суд частично удовлетворил требования налоговой инспекции, выявив ошибку в исчислении инспекцией количества месяцев просрочки представления налоговых деклараций, и снизил размер штрафа. Причина неверного исчисления налоговым органом периода просрочки представления налоговой декларации - ошибочное определение неполных месяцев просрочки исходя из календарных месяцев просрочки.
По смыслу ст. 119 Кодекса размер штрафа определяется в зависимости от продолжительности просрочки представления декларации в размере 5% суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Например, срок представления декларации установлен до 20.04.2002. Фактически декларация представлена 16.06.2002. То есть просрочка составляет два месяца, в том числе один полный месяц (с 20.04.2002 до 20.05.2002) и один неполный месяц (с 20.05.2002 до 16.06.2002).
Налоговая инспекция начисляет штраф за три месяца просрочки из расчета: с 20.04 по 30.04.2002 - один неполный месяц, с 01.05 по 31.05.2002 - один полный месяц, с 01.06 по 16.06.2002 - второй неполный месяц. В результате неправомерно начислены санкции за один лишний месяц.
По данной причине судом частично снижен размер штрафных санкций еще по четырем делам.

Налоговая инспекция была не вправе применять к налогоплательщику ответственность по ст. 119 НК РФ, так как предприниматель не занимался в определенный период предпринимательской деятельностью и доход не получал.
Суд отказал в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании с предпринимателя штрафа в сумме 100 руб. за несвоевременное представление декларации о доходах за 2000 г.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Из представленной декларации и принятого инспекцией решения усматривается, что предприниматель в 2000 г. предпринимательской деятельностью не занимался, доход не получал. При отсутствии объекта обложения налогом отсутствует налог, подлежащий уплате на основе этой декларации. Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 119 Кодекса за несвоевременное представление декларации неправомерно, поскольку санкции статьи связывают размер штрафа с суммой налога, подлежащей уплате.

Судом применены смягчающие ответственность обстоятельства на основании ст. 112 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с банка штрафных санкций в сумме 26 176 руб. 54 коп. за несвоевременное представление деклараций по НДС за апрель и июль 1999 г. Судом размер штрафа снижен в два раза в связи с применением в качестве смягчающих ответственность следующих обстоятельств: уплата доначисленного НДС, нахождение главного бухгалтера филиала на больничном в период представления указанных деклараций.

• Еще по одному делу судом также снижен размер штрафа в два раза в связи с применением смягчающего обстоятельства - болезни главного бухгалтера в период совершения правонарушения, что подтверждено письменными доказательствами.

• При рассмотрении заявления налогового органа о взысканий с предпринимателя штрафных санкций в сумме 12 635 руб. 84 коп. по п. 2 ст. 119 НК РФ «за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС суд применил смягчающие обстоятельства, в качестве которых принято во внимание введение налогоплательщика в заблуждение действиями налогового органа, а именно: временной постановкой в 2001 г. на налоговый учет по месту осуществления деятельности, переводом на уплату единого налога на вмененный доход по виду деятельности «заготовка древесины», не подлежащей обложению данным видом налога, следовательно, необоснованным освобождением от обязанностей по уплате НДС. Размер штрафа судом уменьшен.

• В качестве смягчающих ответственность обстоятельств по другим делам суд учитывал нарушение срока представления налоговой декларации только на один день, предоставление ходатайства ответчиком об уменьшении размера штрафных санкций в связи с его тяжелым финансовым положением и наличием задолженности в бюджеты всех уровней, незначительный доход хозяйствующего субъекта от предпринимательской деятельности, нахождение на его иждивении матери и тяжелое финансовое положение, уплата доначисленных по проверке налогов и пеней, несоразмерность размера штрафа характеру налогового правонарушения, компенсация ущерба бюджету в течение 2001 - 2002 гг. излишней уплатой налога в сумме 5 080 000 руб., существенность взыскиваемого размера штрафа для финансового состояния ответчика.

Налоговая инспекция необоснованно завысила размер штрафа при привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция обратилась в суд с иском к предпринимателю о взыскании штрафа в сумме 400 руб. за непредставление в установленный срок расчета налога с продаж за 1999 г. (в соответствии со ст. 6 Закона Вологодской области от 31.12.98 № 320-ОЗ «О налоге с продаж» (с изменениями) индивидуальные предприниматели сдают расчет налога одновременно с декларацией о доходах).
Суд признал правомерным основание привлечения к ответственности, однако удовлетворил требования ИМНС частично, поскольку в декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана как 39 руб. 20 коп. При просрочке в три месяца 5% от этой суммы составят менее 100 руб. Следовательно, штраф должен быть определен в минимальном размере, установленном п. 1 ст. 119 НК РФ. На основании изложенного суд снизил размер штрафа до 100 руб.

Суд установил наличие обстоятельства, исключающего привлечение лица к ответственности по ст. 119 НК РФ, - отсутствие вины налогоплательщика в совершении правонарушения.
Суд отказал в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании с ОАО штрафа за несвоевременное представление в налоговый орган расчета 10% отчислений от оплаты за фактическое загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2001 г.
В соответствии с п. 3 Порядка направления 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного Минприроды РФ от 03.03.93 № 04-15/61-638, Минфином РФ от 03.03.93 № 19, Госналогслужбой РФ от 03.03.93 № ВГ-6-02/10, природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды РФ на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года по форме согласно Приложению № 1.
ОАО заявка для получения разрешения на выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод и размещение отходов направлялась в соответствующий орган неоднократно - 04.12.2000, 20.02.2001. Это следовало из представленных документов и не оспаривалось представителем налоговой инспекции. Однако окончательное разрешение получено 29.05.2001. Кроме того, в связи с ликвидацией комитетов по охране окружающей среды в городах и районах области организация выдачи разрешений была поручена районной администрации, что также явилось одной из причин нарушения срока согласования величины платы за загрязнение окружающей среды.
При указанных обстоятельствах общество нарушило срок для представления расчета по не зависящим от него причинам. Отсутствие вины в совершении налогового правонарушения исключило привлечение общества к ответственности по п. 1 ст. 119 Кодекса.
Другим примером может служить решение суда об отказе в удовлетворении требований ИМНС о взыскании с ЗАО суммы 398 руб. 70 коп., в том числе за несвоевременное представление налоговых деклараций за I полугодие 2001 г. по налогу на имущество, налогу на пользователей автодорог, по целевому сбору на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования.
Суд признал отсутствие вины налогоплательщика в совершении этого правонарушения в связи с тем, что 18.06.2001 следователем следственного управления внутренних дел города произведена выемка бухгалтерских документов в офисе данного ЗАО, о чем составлен протокол.
Согласно протоколу от 18.06.2001 в перечне изъятых значатся и бухгалтерские документы, необходимые для составления налоговых деклараций по указанным выше налогам, в частности документы по реализации продукции (работ, услуг), по учету основных средств, по учету сотрудников предприятия и т. д.
Поскольку при изъятии бухгалтерской документации организация была лишена возможности представления в налоговый орган налоговых деклараций, содержащих достоверные сведения, ЗАО письмом от 27.07.2001 поставило в известность инспекцию о невозможности сдать вовремя бухгалтерскую и налоговую отчетность за I полугодие 2001 г. Следовательно, налоговому органу было известно об отсутствии вины организации в данном правонарушении.

Налоговым органом при привлечении лица к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ не соблюдены требования ст. 101 Кодекса.
Судом удовлетворены требования предпринимателя о признании недействительными решений налоговой инспекции о привлечении его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления деклараций по единому налогу на вмененный доход за I и II кварталы 2002 г. по следующим основаниям.
Решения приняты заместителем руководителя налоговой инспекции по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. В соответствии с п. 9 ст. 21 и п. 7 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику копии актов налоговых проверок. Согласно п. 7 ст. 21 Кодекса налогоплательщик имеет право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению налогов, а также по актам проведения на логовых (выездных и камеральных) проверок.
Таким образом, Налоговым кодексом РФ предусмотрена упрощенная процедура привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. По смыслу указанных положений при выявлении налоговым органом факта налогового правонарушения он обязан поставить налогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу о налоговом правонарушении, и предложить представить объяснения или возражения.
Согласно п, 1 ст. 101 НК РФ в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что налоговый орган не предложил предпринимателю представить объяснения или возражения, акт камеральной проверки ответчику не направлялся. Значит, предприниматель был лишен возможности представить объяснения или возражения по факту налогового правонарушения, присутствовать при рассмотрении материалов проверки руководителем налогового органа, т. е. были нарушены права налогоплательщика, предусмотренные п. 1 ст. 101 Кодекса.
При указанных обстоятельствах признаны недействительными решения налогового органа о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Аналогичные решения приняты судом еще по трем делам.

Законодательством о налогах и сборах не установлен срок представления налоговой декларации по некоторым видам налогов.
По заявлению налоговой инспекции о взыскании с ОАО штрафа за несвоевременное представление деклараций по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 22 637 руб. 80 коп. за 1998, 1999, 2000 гг. было отказано в удовлетворении требований по следующим мотивам.
В ст. 7 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» предусмотрено, что уплата налога с владельцев транспортных средств производится ежегодно в сроки, установленные законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Законом не установлен срок представления налоговых деклараций по налогу на владельцев транспортных средств. Такой срок определен Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15.05.95 № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», которая не относится к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление таких деклараций, применена налоговым органом незаконно.
Судом также отказано в удовлетворении требований налогового органа в части взыскания с ООО штрафа за нарушение срока представления декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд. Инструкция МНС РФ от 04.04.2000 № 59, где установлен срок представления данного расчета, не относится к законодательству о налогах и сборах.

Суд не согласился с выводом налогового органа о том, что расчет дополнительных платежей является налоговой декларацией.
Решением суда отказано в удовлетворении требований налогового органа в части взыскания с ЗАО штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 3 963 руб. 59 коп. за непредставление расчета дополнительных платежей по налогу на прибыль за III квартал 1999 г.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога. Вместе с тем расчет дополнительных платежей указанных сведений не содержит. Декларацией по налогу на прибыль является расчет налога от фактической прибыли. По этому штраф начислен налоговым органом без достаточных оснований.

Налогоплательщику предоставлено право на реструктуризацию штрафных санкций, поэтому за их взысканием налоговый орган обратился в суд без имеющихся на то оснований.
Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с ЗАО штрафных санкций в сумме 21 359 руб. 08 коп. за несвоевременное представление деклараций за 2000 г. и I квартал 2001 г. по налогу на прибыль, по налогу на имущество, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, по сбору на содержание муниципальной милиции, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также по НДС - за январь, февраль, март 2001 г.
В то же время из имеющихся в деле материалов видно, что обществу предоставлено право на реструктуризацию части суммы штрафов по НДС, налогу на прибыль, сбору на содержание жилфонда. На день рассмотрения спора первый срок погашения обществом указанной задолженности по реструктуризации не истек. Следовательно, у налогового органа не было оснований взыскивать часть суммы штрафа по ст. 119 НК РФ в судебном порядке. В удовлетворении требований в этой части судом отказано.
В результате анализа судебной практики, связанной с применением ст. 119 Налогового кодекса РФ, можно сделать следующие выводы.

1. Количество дел данной категории, рассмотренных за 2002 г., по сравнению с тем же периодом 2001 г. увеличилось на 30%.

2. Заявленные требования налоговых органов удовлетворены судом по 68,6% дел. В 25% случаев производство по делам было прекращено в связи с добровольной уплатой налога плательщиками предъявленных к взысканию сумм после возбуждения судом производства по делу.

3. Отказы в удовлетворении требований налоговых инспекций в полном объеме происходят, как правило, в случае пропуска инспекциями срока давности взыскания налоговых санкций, установленного ст. 115 НК РФ.

4. Частичный отказ в удовлетворении требований ИМНС нередко происходит по причине ошибок в расчетах налоговых органов.

5. Привлечение налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ обжалуется относительно редко, что свидетельствует о законности и обоснованности решений, принимаемых налоговыми органами.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Способы представления налоговых деклараций

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

Читайте также: