Лицо за счет чистого дохода которого в конечном счете уплачивается в бюджет сумма налога считается

Опубликовано: 30.04.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Юрлица, работающие на ОСНО, а отдельных случаях и упрощенцы, платят налог на прибыль. Расскажем о нюансах исчисления и уплаты этого налога.

Кто платит налог на прибыль юридических лиц

Налогоплательщики прибыльного налога перечислены в п. 1 ст. 246 НК РФ. К таковым кодекс относит российские юрлица, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы в РФ.

Обратите внимание: российские фирмы являются налогоплательщиками вне зависимости от того, получают они доходы, облагаемые налогом на прибыль, или нет (письмо Минфина РФ от 28.06.2006 № 03-05-01-04/187, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2005 № А26-9760/04-212).

В ряде случае компании, работающие на УСН, тоже платят налог на прибыль.

Так, например, уплачивать в бюджет налог на прибыль следует с суммы дивидендов, полученных от отечественных или иностранных организаций, а также с прибыли контролируемых иностранных компаний.

В отдельных случаях налог за налогоплательщика уплачивает налоговый агент.

Сроки уплаты налога на прибыль юридических лиц

Компания — плательщик налога на прибыль уплачивает в казну авансовые платежи не позднее 28 календарных дней с даты завершения отчетного периода, а сумму налога за год — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 287 НК РФ).

Конкретный срок уплаты авансов зависит от способа их уплаты: ежемесячные и квартальные авансовые платежи, только квартальные авансовые платежи или ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Таким образом, в 2021 году установлены следующие сроки уплаты налога на прибыль:

  • 28.01.2021 — 1-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 01.03.2021 — 2-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 29.03.2021 — налог за 2020 год;
  • 29.03.2021 — 3-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 28.04.2021 — платеж по итогам I квартала 2021 года;
  • 28.04.2021 — 1-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.05.2021 — 2-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.06.2021 — 3-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.07.2021 — платеж по итогам за II квартала 2021 года;
  • 28.07.2021 — 1-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 30.08.2021 — 2-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.09.2021 — 3-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.10.2021 — платеж по итогам III квартала 2021 года;
  • 28.10.2021 — 1-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 29.11.2021 — 2-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 28.12.2021 — 3-й платеж за IV квартал 2021 года.

Если компания нарушит сроки уплаты налога, ей грозят пени за каждый день просрочки, а также штраф по ст. 122 НК РФ. При этом за несвоевременную уплату авансового платежа налоговики не оштрафуют, но могут начислить пени (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Ставка налога на прибыль юридических лиц

Основная ставка по налогу на прибыль — 20 процентов. При этом три процента из этой суммы платится в федеральный бюджет РФ, остальная сумма — в бюджет региона. Власти субъектов вправе принять нормативные акты, предусматривающие пониженные ставки налога, зачисляемые в казну региона.

Кроме того, в зависимости от категории плательщика и вида получаемого дохода НК РФ предусмотрены специальные ставки. Для наглядности информацию о спецставках мы поместили в таблицу.

Условия применения ставки

Нулевую ставку могут применять отдельные категории российских и иностранных организаций, которые получают определенные виды доходов (ст. 284 НК РФ). К таким доходам, в частности, относятся:

— дивиденды, которые получает российская организация;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией;

— доход от реализации долей и акций;

— доходы отдельных категорий организаций;

— доход по операциям с отдельными видами долговых обязательств;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией

Ставка применяется в отношении доходов иностранных организаций, не связанных с их деятельностью в РФ через постоянное представительство. По данной ставке облагается только доход, полученный:

— от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахт, субаренду) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров при международных перевозках;

— от международных перевозок.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Спецставка применяется в отношении прибыли:

— от добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении организаций из п. 1 ст. 275.2 НК РФ;

— от контролируемых иностранных компаний (п. 1.6 ст. 284 НК РФ);

— от иностранных организаций, прибыль которых не связана с деятельностью в РФ через постоянное представительство.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Налог по данной ставке платится с доходов по ценным бумагам (кроме дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые хранятся на счетах депо:

— иностранных номинальных или уполномоченных держателей;

Налог по данной ставке перечисляется в федеральный бюджет

Расчет налога на прибыль юридических лиц

Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией, которая рассчитывается как разница между доходами и расходами (налоговая база). Показатель определяется нарастающим итогом с начала года. Если компания получила убыток, то налоговая база равна нулю.

Налоговая база по операциям, которые облагаются по основной ставке 20 процентов, рассчитывается следующим образом.

Доходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — расходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — убытки прошлых лет.

При подсчете доходов учитываются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). В статье 251 кодекса приведен список доходов, не учитываемых при расчете прибыльного налога.

Также не все расходы уменьшают налоговую базу по прибыли, так в ст. 217 кодекса закреплен перечень таких расходов. Кроме того, расходы учитываются при налогообложении прибыли, только если они экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

На расчет налога влияет метод признания доходов и расходов. Кодекс выделяет два: метод начисления и кассовый метод. Последний могут применять только те организации, чья выручка за предыдущие четрые квартала не превысила 1 млн рублей в квартал. В этом случае доходы учитываются в момент получения, а расходы — после их оплаты.

Метод начисления вправе принимать все организации. Доходы и расходы учитываются при расчете прибыльного налога в том периоде, в котором они возникли.

Налоговый период по налогу — год, отчетные периоды:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев — для организаций, уплачивающих ежеквартальные и ежемесячные авансовые платежи внутри квартала, а также для организаций, которые уплачивают только ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль;
  • месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания года — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Налог на прибыль рассчитывается как произведение налоговой базы на ставку за вычетом авансовых платежей.

Расчет авансовых платежей исчисляется как произведение налоговой базы на ставку за вычетом предыдущих авансовых платежей этого года (п. 1 ст. 286, п. 1 ст. 287 НК РФ).

Если сумма налога окажется меньше авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода, то налог платить не нужно.

По итогам отчетного (налогового) периода предоставляется декларация по налогу на прибыль по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Оплата налога на прибыль юридических лиц

Все налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль. Исключение — юрлица, перечисленные в п. 3 ст. 286 НК РФ.

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превысили 15 млн рублей за каждый квартал, уплачивают квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ). Если лимит превышен, то со следующего квартала следует, кроме квартальных авансовых платежей, уплачивать ежемесячные авансовые платежи (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячные авансовые платежи могут уплачиваться либо в течение квартала, либо ежемесячно — исходя из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Организация, которая уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала, вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ). Для этого нужно обязательно уведомить ИФНС (п. 2 ст. 286 НК РФ).

КБК налога на прибыль юридических лиц

КБК на уплату налога на прибыль и авансового платежа по нему идентичны. При этом налог в федеральный и региональный бюджеты нужно оформлять отдельными платежками, КБК у данных платежей разные.

Кроме того, есть отдельные КБК для некоторых операций или категорий плательщиков (для налогообложения дивидендов, прибыли КИК и другие).

При заполнении платежного поручения бухгалтер должен указать следующие реквизиты.

Налог на прибыльКБК
Налог на прибыль, который платится в федеральный бюджет 182 1 01 01011 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится в региональный бюджет 182 1 01 01012 02 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от российской организации 182 1 01 01040 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов иностранной компании от российской организации 182 1 01 01050 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от иностранной компании 182 1 01 01060 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется иностранной компанией с доходов, не связанных с деятельностью через российское представительство (кроме дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 182 1 01 01030 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в федеральный бюджет 182 1 01 01013 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в региональный бюджет 182 1 01 01014 02 1000 110

КБК для уплаты пени по налогу на прибыль следующие:

  • в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110;
  • в региональный бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110;
  • с дивидендов российским организациям — 182 1 01 01040 01 2100 110.

Льготы по налогу на прибыль юридических лиц

Льготы по налогу на прибыль выражены в виде:

  • освобождения от уплаты налога. Такое право имеют участники проекта «Сколково», а также инновационных научно-технологических проектов. Однако освобождение от уплаты налога ограничено временным отрезком — 10 лет с момента получения соответствующего статуса;
  • применения пониженных ставок. Данные ставки применяются в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и некоторых видов доходов. Об этом писали ранее, смотрите пункт «Ставка налога на прибыль юридических лиц».

Кроме того, НК РФ содержит перечень доходов, при получении которых база по налогу на прибыль не увеличивается (ст. 251 НК РФ).

Таблица для определения номера варианта контрольной работы

Последняя цифра шифра

Задания для контрольной работы

Вариант 1. Основные понятия налоговой системы

1. Дайте определения налога и сборов

2. Дайте определения прямых и косвенных налогов, общие и специальных налогов, территориальных и резидентских налогов.

3. Дайте определения субъекта, предмета и объекта налогообложения.

4. Что такое налоговая база,

5. Назовите основные виды налоговых льгот.

Вариант 2. Структура российской налоговой системы.

1. Назовите федеральные налоги российской налоговой системы.

2. Назовите региональные и местные налоги.

3. Какова роль в федеральных налогов в формировании региональных и местных бюджетов.

4. Какую роль играют косвенные налоги в формировании доходов бюджетной системы.

5. Какие основные группы налогов предусмотрены российской бюджетной классификацией.

Вариант 3. Налог на добавленную стоимость в России

1. Дайте определение налогоплательщика НДС.

2. Как определяется объект обложения НДС.

3. Как рассчитывается налоговая база.

4. Какие ставки налога предусмотрены российским налоговым законодательством.

5. Что такое счет-фактура.

Вариант 4. Налог на прибыль организаций.

1. Кто является налогоплательщиком налога на прибыль организаций.

2. Как определяется объект обложения налогом на прибыль.

3. Как рассчитывается налоговая база.

4. Что такое доходы, учитываемые для целей налогообложения.

5. Каким условиям должны удовлетворять расходы, чтобы их можно было учесть при исчислении облагаемой базы.

Вариант 5. Налог на доходы физических лиц в России.

1. Кто является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц

2. Кто является налоговым резидентом РФ и как это влияет на процедуру налогообложения.

3. Как рассчитывается налоговая база.

4. Назовите основные виды налоговых вычетов.

5. Назовите налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц.

Вариант 6. Федеральные налоги

1. Если ли льготы для малого бизнеса при уплате НДС.

2. Назовите особенности исчисления НДС при экспорте и импорте товаров.

3. Какие ставки налога предусмотрены российским налоговым законодательством по налогу на прибыль организаций.

4. Какими правами обладают субъекты РФ при определении элементов налога на прибыль организаций.

Вариант 7. Акцизы.

1. Кто является налогоплательщиком акцизов

2. Как определяется объект обложения акцизами

3. Как рассчитывается налоговая база.

4. Как установлены налоговые ставки по акцизам.

5. Какие товары освобождаются от налогообложения акцизами

Вариант 8. Поимущественное налогообложение в России.

1. Кто является налогоплательщиком налога на имущество организаций

2. Как определяется объект обложения налога на имущество организаций

3. Как рассчитывается налоговая база по налогу на имущество организаций

4. Как устанавливаются налоговые ставки по налога на имущество организаций.

5. Что такое транспортный налог, как и кем устанавливаются ставки по этому налогу.

Вариант 9. Налогообложение малого бизнеса в России

1. Что такое специальные налоговые режимы

2. Кто имеет право перейти на упрощенный режим налогообложения.

3. Как определяется налоговая база при применении упрощенной модели налогообложения

4. Налоговые ставки при упрощенном режиме налогообложения

Вариант 10. Взносы во внебюджетные фонды.

1. Определите круг плательщиков взносов во внебюджетные фонды.

2. Объект обложения страховыми взносами.

3. База для исчисления страховых взносов.

4. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

5. Тарифы страховых взносов.

Теории денег. Роль денег в общественном воспроизводстве.

Финансы: сущность, необходимость, признаки

Характеристика денежного оборота

Социально-экономическая сущность государственного кредита

Система финансов России

Денежная система Российской Федерации

Функции органов финансового контроля. Виды и формы финансового контроля

Виды и формы финансового контроля

Социально-экономическая сущность государственного бюджета

Сущность, функции и роль денег в условиях рыночных отношений

Тестовые задания

1. Налогообложение - это совокупность денежных отношений, одним из которых непременно является:

1. государство и муниципальное образование;

2. государство или муниципальное образование;

3. только государство.

2. Лицо, за счет чистого дохода которого и конечном счете уплачивается в бюджет сумма налога, считается:

1. законным представителем;

2. налоговым агентом;

3. носителем налога.

3. При базе налогообложения «доходы - расходы» применяется ставка:

1. Объектами налогообложения могут быть:

1. операции по реализации товаров (работ, услуг);

5. все вышеперечисленное.

2. Сколько видов налоговой ответственности существует?

1. один: только административная налоговая ответственность;

2. два: административная налоговая ответственность и уголовная налоговая ответственность;

3. один: только уголовная налоговая ответственность.

3. Система налогообложения в виде ЕНВД выбирается налогоплательщиком:

1. по своему усмотрению

2. по усмотрению администрации района или города

3. по усмотрению налоговых органов

4. в обязательном порядке при осуществлении определенных НК РФ видов деятельности

Вариант 3

1. К какой категории налогов относится НДС?

1. относится к прямым налогам;

2. всегда относится к категории косвенных налогов;

3. обычно относится к категории косвенных налогов, вместе с тем в некоторых случаях приобретает признаки прямого налога.

2. Содержание данных налогового учета:

А) является налоговой тайной

Б) является коммерческой тайной

В) является коммерческой и налоговой тайной

3. Изменения в учетную политику вносятся в случае:

А) Изменения законодательства о налогах и сборах

Б) Изменения применяемых методов учета

В) Изменения законодательства о налогах и сборах или изменения применяемых методов учета

1. Плательщики НДС

1. составляют счета-фактуры;

2. счета-фактуры не составляют;

3. в некоторых случаях составляют счета-фактуры.

2. Принцип определенности, согласно которому:

1. сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны плательщику

2. налог уплачивается обязательно каждым налогоплательщиком

3. отдельные виды налогов заранее не известны плательщику

3. Минимальная ставка налога при упрощенной системе налогообложения применяется:

1. если исчисленный налог по ставке 15% меньше двух процентов от выручки

2. если получен убыток

3. если исчисленный налог по ставке 15% меньше одного процента от выручки

1. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу:

2. налогового органа.

2. Какой из перечисленных налогов относится к федеральным:

1. земельный налог

2. налог на имущество организаций

3. Счет-фактура является документом, служащим основанием:

а) покупателю для принятия сумм налога к вычету

б) продавцу для начисления сумм налога в бюджет

в) покупателю для принятия сумм налога к вычету и продавцу для начисления сумм налога в бюджет

Вариант 6

1. Какие виды налогов не относятся к региональным?

1. налог на имущество

3. транспортный налог

2. Какой из перечисленных налогов относится к местным:

1. страховые взносы;

2. налог на имущество организаций;

3. земельный налог.

3. Плательщиками налога на прибыль являются:

1. юридические лица

2. физические лица

3. юридические лица и индивидуальные предприниматели

1. Какой из перечисленных элементов налогообложения не является обязательным при установлении налога.

1. налоговая база;

2. налоговая ставка;

3. налоговая льгота;

4. налоговый период.

2. Налогоплательщиком - налоговым резидентом РФ является физическое лицо, фактически находящееся на территории РФ:

1. не менее 183 дней в течении последних 12 месяцев;

2. не менее 360 дней в течении последних 12 месяцев;

3. не менее 90 дней в течении последних 12 месяцев.

3. Налог на прибыль является:

1. Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются:

1. все организации и физические чипа.

2. организации и физические лица, на которые в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы;

3. организации, а также физические лица, находящиеся на территории РФ более 3-х месяцев в календарном году.

2. Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления:

2. в пределах ставок, установленных законами субъекта РФ;

3. в пределах ставок, установленных НК РФ.

3. Налог — это:

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

1. Ответственность за совершение налогового правонарушения устанавливается:

1. Гражданским кодексом;

2. Налоговым кодексом;

3. Кодексом об административных правонарушениях;

4. Уголовным кодексом;

5. всеми указанными кодексами.

2. Какой из перечисленных налогов относится к федеральным:

1. земельный налог

2. налог на имущество организаций

3. Налоговая ставка — это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.

1. Налог на имущество физических лиц является.

2. Какие виды налогов не относятся к федеральным:

2. налог на имущество организаций

3. Что такое налоговая база?

1. стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

Разбираемся что такое НДС, откуда он взялся, почему важен и на примерах смотрим кто его платит и когда


НДС — три буквы, которые определённо слышал каждый из нас. Даже если вы никак не связаны с бизнесом. Аббревиатуру можно встретить в любом чеке при походе в магазин. Но что это такое, и почему оно есть везде, куда не посмотри, знают далеко не все. И даже если задаться таким вопросом, то простая расшифровка сокращения — «налог на добавленную стоимость» вообще может ни о чём не сказать, кроме разве того, что это опять какой-то налог. А меж тем, знать это нужно. Ведь касается НДС абсолютно каждого, даже если вы простой менеджер по продажам или труженик предприятия.

Самое простое, что нужно знать изначально — налог этот накладывается на любой товар и на любую услугу, которая продаётся фирмой по цене хоть чуть-чуть выше её себестоимости. В таком варианте, НДС будет вычисляться исходя из разницы между себестоимостью продукта и его ценой при продаже.

Откуда взялся НДС

Целых сто лет назад (двадцатые годы двадцатого века) налог на добавленную стоимость пришёл на смену бытующему тогда налогу с продаж. До этого налог брался со всей выручки. И предпринимателям было сложно, ведь приходилось совершать постоянные одинаковые платежи, которые совсем не учитывали возможный доход. Они базировались только на голой выручке, а не прибыли. Но на территории Российской Федерации НДС был введён только лишь в 1992 году.

До недавнего времени ставка НДС была равна 18%. К этой цифре многие успели привыкнуть. Так что, когда стало известно, что НДС планируют повышать, общественность начала сильно возмущаться. Многие политологи и экономисты выступали с критикой новых законов. Ведь повышение на 2%, которое могло показаться некритичным, на самом деле привело бы к повышению цен абсолютно на всё.

Тем не менее, с 1 января 2019 года, НДС в России стал официально равняться 20%.

Такая ставка распространяется за некоторым исключением на большинство товаров и услуг. Но существуют и другие её варианты. Так, ставкой в 10 процентов, например, облагаются медицинские препараты, детские товары и некоторые продукты сферы питания. А вот продукт на экспорт (вывоз) вообще этим налогом не облагается. Там ставка НДС равна нулю.

Кто платит НДС

В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.

  • Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
  • Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
  • Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
  • Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.

Вот такая простая схема, которая показывает, что цена товара в магазине уже включает в себя налог на добавленную стоимость. И если бы его не учитывалось, товар бы стоил меньше.

Расчёт НДС

Для понимания всего процесса, снова обратимся к примеру.

Открыли мы точку, где будут продаваться джинсы. Чтобы что-то продать, нужно сначала это произвести или купить. В нашем случае, мы находим фирму, которая продаёт джинсы оптом. И тратим 100 тысяч рублей на покупку партии товара, где одна пара джинсов обходится в 10 тысяч рублей (дорогие джинсы получаются, но для примера сойдёт). То есть мы приобрели 10 единиц товара.

В эти 100 тысяч рублей, которые были потрачены на товар, уже вошёл НДС 20 процентов. Так как джинсы нам продал их поставщик, который уже включил в стоимость этот налог, ведь он его должен будет оплатить государству за то, что продаёт товар выше себестоимости. То есть именно мы оплатили 20 процентов налога. Если бы его не было, партия стоила бы не 100 тысяч рублей, а 80 тысяч рублей.

Эту сумму мы рассчитываем как входящий взнос или вычет. И нам нужно будет иметь доказательства, что оплачивали мы джинсы с уже включённым НДС. Поэтому важно иметь один из подтверждающих документов — это либо счёт-фактура, либо чек, либо накладная, где отдельно сумма налога указывается. Вот почему на всех подобных документах мы можем встретить строчку с НДС.

Далее, когда мы сами формируем цену, по которой будем сбывать в розницу уже наши джинсы, эту сумму НДС мы убираем из цены за товар. И следующий НДС, которым будет облагаться уже наша продажа, будет рассчитываться из полученной суммы. То есть мы складываем наши затраты на товар (туда будет входить не только себестоимость, но и другие наши расходы, которые мы несём во время организации продажи) без НДС и уже к этой сумме прибавляем 20 процентов.

Формулы расчёта НДС

Предварительно отметим, что формулы для расчёта налогов не так просты, особенно для человека, не привыкшего иметь дело с математическими уравнениями. Поэтому существует не один калькулятор, который сам вам высчитает НДС или сумму без НДС. Найти их можно на просторах сети интернет, на специализированных сайтах. Учиться пользоваться им не нужно, там всё предельно просто — есть пара полей для ввода суммы и всё. Для тех же, кто хочет разобраться в алгоритме просчёта процента налога, разберём формулы подробнее.

Формула расчёта НДС

Возьмём известную нам сумму и обозначим её буквой «Х». Чтобы понять, сколько будет составлять налог НДС, воспользуемся простой формулой:

НДС=Х*20/100

То есть, если наша сумма товара равна 100 тысячам рублей, то НДС, на неё станет равен, исходя из формулы, 20 000 рублям. Столько мы заплатили, покупая товар у поставщика, чтобы обеспечить ему оплату его налога на добавленную стоимость.

Ещё раз, если мы хотим купить джинсы на сумму 100 000 рублей, то либо заплатим 120 000 рублей, потому что нужно будет включать туда ещё и НДС (это делает поставщик), либо заплатим 100 000 рублей с уже включённым НДС, и по факту купим меньшее количество товара.

Потому что на самом деле цена будет составлять 83 333 руб. 33 коп., а ещё 16 666 руб. 67 коп. — это цена НДС на эту сумму, которая уже включена в счёт для нас поставщиком. Можете открыть любой калькулятор НДС в интернете и проверить расчёт, а мы пока перейдём как раз к формуле, которая покажет нам почему получается 120 тысяч.

Формула расчёта суммы с НДС

Сумма — Х.
Сумма с налогом — Хн.
Хн = Х+Х*20/100
Либо
Хн=Х*(1+20/100)=Х*1,20

То есть от нашей суммы 100 000 рублей сумма с НДС будет равна 120 000 рублей. Это мы уже описали выше, то есть если хотим купить 10 пар джинсов, то придётся заплатить на самом деле 120 тысяч, а не 100, ведь поставщик включит в счёт НДС.

Формула расчёта суммы без НДС

Сумма с НДС = Хн. Требуется понять, чему будет равна сумма Х — сумма без НДС. Для понимания формулы, вспомним вторую формулу, которая рассчитывала сумму с налогом. И вводим обозначение самого налога — это будет Y. Y, если НДС равен 20 процентам = 20/100. Тогда формулы будут выглядеть так:

Хн = Х+Y*Х
Либо
Хн = Х*(1+Y)
Отсюда получаем, что Х = Хн/ (1+Y) = Хн / (1+0,20) = Хн / 1,20

Мы хотим купить товара на сумму 100 000 рублей, но так, чтобы в эту цифру уже входил НДС, и при этом понять, сколько составит истинная сумма, которую мы платим за товар, а не за налог. Пользуемся расчётом:

Сумма без НДС (Х в данном случае) = 100 000 рублей (Хн) / 1,20 = 83 333 рублей с копейками.

То есть, если действительно нам одна пара джинсов обходится без НДС в 10 тысяч рублей, то заплатив всего 100 000 рублей мы сможем приобрести у поставщика не более чем 8 пар (денег чуть-чуть останется). Либо же, если мы всё-таки потратили 100 000 рублей и купили именно 10 пар, а НДС был уже учтён в этой сумме, то значит, пара джинсов стоит 10 000 рублей с уже включённым в неё НДС. И мы его всё равно заплатили за поставщика (который в свою очередь также платил НДС за поставщика материалов, из которых эти джинсы сделаны).

Налоговый кредит и налоговое обязательство

Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.

Купили мы всё-таки джинсов на 120 000 рублей. Из которых 20 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС — 100 000 рублей, сумма НДС — 20 000 рублей, а общая стоимость — 120 000 рублей.

Далее, цифру НДС при расчётах мы отложили и запомнили как налоговый кредит.

Налоговый кредит — эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства — то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будем оплатить в бюджет и есть — налоговое обязательство.

Смотрим дальше на джинсы.

В реальности мы будем из суммы в 120 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей.

Допустим, включив все остальные факторы себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство — то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.

От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 33 333 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 20 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 20 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 33 тысяч можем вычесть 20 уже выплаченных. Итого получим 13 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).

В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 13 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 13 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.

Виды НДС

  • 0%
  • 10%
  • 20% (пришла на замену ставке в 18%)

Как уже было сказано выше, существует ряд товаров и услуг, на которые не накладывается данный налог. Поэтому можно говорить о существовании нулевой ставки. Это экспорт товара, продукты космической ниши, ниши перевозки газа и нефти и некоторые другие виды товаров. Регулирует список таких позиций 164-ая статья налогового кодекса РФ.

Также существует список товарных наименований, которые подлежат обложению налогом в десять процентов. Это в основном продукты сферы питания — мясо, овощи, молочные продукты. Также туда относят детскую одежду, детскую мебель и другое. Опять же, список немаленький, лучше с ним ознакомиться лично в налоговом кодексе, если этот вопрос вас заинтересовал.

Ну и ставка 20 процентов — самая популярная. Её вы можете повстречать почти везде.

Примечание: так как изменения в законодательстве произошли сравнительно недавно (01.01.2019), в интернете ещё можно встретить устаревшие данные, где описана ставка в 18%.

Операции подлежащие обложению НДС

  • Импорт любого товара
  • Любые работы по строительству зданий без заключения договора подряда
  • Передача услуг и товаров для личного применения, затраты на что не учитываются при расчёте налога.

С каких процессов не взимается НДС

  • Работа органов госвласти, которая относится к прямым её обязанностям.
  • Процесс покупки и приватизации муниципальных и госпредприятий.
  • Инвестирование.
  • Реализация земельных участков.
  • Передача денег предприятиям, работающим на некоммерческой основе.

Способы начисления НДС

  1. Вычитание. В этом варианте налог накладывается на полную сумму выручки, а уже из этой суммы высчитывается НДС, подлежащий уплате за покупку материалов для товара или услуги.
  2. Сложение. В этом случае НДС накладывается по фиксированной ставке по базе налогообложения. Её складывают из добавленной стоимости каждого вида продаваемого товара.

Так, как второй вариант сложен для реализации, потому что зачастую таких отдельных наименований чрезвычайно много, первый вариант применяется гораздо чаще.

Отчётность по НДС

Вроде бы стало немного понятнее, что же собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.

Первое, что нужно знать — отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам — до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.

Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи — это дата, которая будет стоять в штампе на письме.

Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ — нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.

Налоговые вычеты

В случае налога на добавленную стоимость, вычетами считается та сумма налога, которая предъявляется к оплате поставщиком товара. На эту цифру и будет уменьшен налог, который пойдёт в бюджет от вас.

Но есть свои нюансы, которые нужно знать и понимать. Это касается условия принятия налоговой этих вычетов. Нужно, чтобы было соблюдено три правила:

  1. Сам товар, который был вами приобретен с целью последующей продажи, облагается НДС.
  2. У фирмы имеются все подтверждающие документы, в том числе и правильно оформленная счёт-фактура.
  3. Товар, который был приобретён, прошёл через процедуру бухучёта.

И только после выполнения этих условий, фирма сможет в конце налогового периода принять в качестве вычета целиком сумму платежей. Естественно, если все процедуры были налогооблагаемыми.

Счёт-фактура

В этом документе будет отражены несколько сумм. Во-первых, — стоимость товара без НДС. Во-вторых, конечная сумма с учётом НДС.

Счёт-фактура предоставляется на проданный товар клиенту. Сделать это нужно в течение 5 дней. Вся документация подшивается и отмечается в книге продаж.

Бывает так, что проверка выносит решение, вычеркнуть все высчитанные вычеты и начислить неуплаченный НДС. Такое может произойти, если в счёт-фактуре допущены ошибки. А допустить их не так и сложно, ведь счёт-фактуру оформляет контрагент, а не налогоплательщик.

НДС - для чайников. Что это такое простыми словами

Знать, что такое НДС — важно для любого. Уметь его рассчитывать — важно для тех, кто непосредственно занимается заполнением документов и сдачей отчётности в налоговое ведомство. С непривычки делать это по формулам сложно и муторно. Поэтому для проверки себя и своих контрагентов существует множество электронных ресурсов, где можно найти калькулятор НДС, который вычислит вам его за два клика. Главное, помните, что внимательность — важная составляющая в деле об НДС, а опаздывать со сдачей отчётности в налоговую никак нельзя.

Носитель налога. Лицо, за счет чистого дохода которого в конечном счете уплачивается в бюджет сумма налога, считается носителем налога. Носителем прямого налога является налогоплательщик, носителем косвенного налога ¾ иное лицо, а плательщик выступает в роли посредника между бюджетом и носителем налога.

Прямые налоги ( налог на прибыль организаций , налог на имущество организаций , налог на доходы физических лиц и др.) налогоплательщики уплачивают из своего чистого дохода . Здесь они одновременно являются и носителями налога.

Понятие «носитель налога» используется, как правило, когда механизм обложения налогом построен таким образом, что предусмотрена возможность переложения бремени налога с субъекта обложения (налогоплательщика), т. е. лица, технически уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо, у которого фактически отчуждается часть его чистого дохода. Такова конструкция косвенных налогов (в параграфе 5.2 настоящего учебного пособия приведена схема переложения НДС).

Аналогичный механизм переложения характерен и для другого косвенного налога ¾ акцизов (надбавка к оптовой цене подакцизного товара). Субъектами акциза признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары. Указанные лица обязаны исчислить акциз и перечислить его в бюджет. Акциз входит в цену товара, но не выделяется в ней. Покупатель товара , оплачивая товар, одновременно уплачивает и акциз. Покупатель ¾ физическое лицо не продает товар далее, а использует его для личного потребления, т. е. не может возместить себе уплаченную при покупке сумму акциза, не перелагает этот налог на другое лицо. Такой конечный потребитель и является носителем акциза.

В соответствии с законом плательщик уплачивает налоги за счет собственных средств. Однако уплатив из собственных средств косвенный налог за купленные налогооблагаемые товары, налогоплательщик при перепродаже этих товаров получает в составе цены такой же налог, но, как правило, в большем размере. Таким образом, налогоплательщик покрывает ранее возникший расход по уплаченному при покупке налогу, а сумму превышения обязан перечислить в бюджет. Указанной возможностью обладают все организации и предприниматели, составляющие технологическую цепочку производства и обращения налогооблагаемых товаров. Нет подобной возможности лишь у конечного потребителя ¾ физического лица, которое на этом основании признается носителем бремени так сконструированного налога.

Налоговые органы. Это единая централизованная система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а также иных обязательных платежей.

В систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Вышестоящий налоговый орган наделен правом отменять решения нижестоящих налоговых органов, если эти решения не соответствуют законодательству.

Отдельными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами налоговые органы наделены полномочиями, не относящимися к налоговому контролю. Так, ФНС России переданы функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства.

Органы исполнительной власти могут издавать подзаконные нормативные правовые акты, которые обязательны для налогоплательщиков при условии, что:

· эти акты изданы в предусмотренных налоговым законодательством случаях;

· указанными актами не изменяется и не дополняется налоговое законодательство.

Функции по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогообложения закреплены за Министерством финансов Российской Федерации. Это министерство обладает полномочиями по изданию приказов об утверждении различных форм отчетности и инструкций по их заполнению. Так, Минфин России определяет форму и порядок представления в налоговые органы реестров счетов-фактур ; форму ведения налоговыми агентами учета доходов , полученных от них физическими лицами; форму книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему обложения.

Формы и методы налогового контроля утверждаются приказами Минфина России. Речь, в частности, идет об установлении особенностей постановки на учет налогоплательщиков, в том числе крупнейших, иностранных организаций ; об определении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН ; об установлении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада; порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов .

Функции по нормативно-правовому регулированию распределены между Минфином России и ФНС России таким образом, что отдельные документы, связанные с налоговым контролем, утверждает ФНС России, например, форму налогового уведомления и требования об уплате налога; форму свидетельства и уведомлений о постановке на учет; форму решения о проведении выездной налоговой проверки ; форму и требования к составлению акта проверки.

Налоговые органы информируют налогоплательщиков, т. е. доводят до их сведения или воспроизводят информацию, содержащуюся в актах налогового законодательства и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах.

Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе письменно), касающуюся:

· действующих налогов и сборов ;

· законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

· порядка исчисления и уплаты налогов и сборов;

· прав и обязанностей налогоплательщиков, полномочий налоговых органов и их должностных лиц;

· порядка заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Разъяснения по вопросам применения налогового законодательства налогоплательщики вправе получать от Минфина России и региональных финансовых органов. Причем Минфин России дает разъяснения по применению федерального законодательства, а финансовые органы субъектов Российской Федерации отвечают на вопросы, связанные с применением регионального законодательства. Обязанность письменно разъяснять порядок применения нормативных правовых актов о местных налогах и сборах возлагается на финансовые органы местного самоуправления.

Налоговые органы должны учитывать разъяснения финансовых органов, адресованные налогоплательщикам . Обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, признается выполнение этим лицом письменных разъяснений, данных финансовым или иным уполномоченным органом либо его должностным лицом. Плательщики, которые следуют письменным разъяснениям, полученным от налоговой инспекции, и нарушают при этом налоговое законодательство, также освобождаются от ответственности, если разъяснение было дано налоговым органом.

Разъяснение может содержаться как в документе нормативного характера, в том числе в актах индивидуально-правового характера, так и в письмах, направленных налогоплательщику.

Налогоплательщик вправе не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию. В связи с этим все разъяснения по спорным вопросам законодательства, предоставляемые налогоплательщикам налоговыми органами, должны быть в предварительном порядке согласованы ФНС России с Минфином России. Поручения Минфина России обязательны для исполнения органами Федеральной налоговой службы. Министерство вправе отменить противоречащее законодательству решение ФНС России.

Органы внутренних дел. Систему органов внутренних дел образует Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные подразделения. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений осуществляет специальная служба в составе МВД России ¾ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП России). Эта Служба подчинена непосредственно министру, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра ¾ начальник Службы криминальной милиции.

В функции ФСЭНП России входят:

· организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере экономики, по которым производство предварительного следствия обязательно, налоговых преступлений, а также преступлений против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах власти;

· организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.

Разграничение функций между налоговыми органами и органами внутренних дел обусловлено степенью общественной опасности деликтов в сфере налогообложения: налоговые преступления расследуются ФСЭНП России, административные налоговые правонарушения рассматриваются налоговыми органами.

Органы внутренних дел оказывают помощь налоговым органам при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие законных мер по привлечению к ответственности лиц, злостно препятствующих выполнению налоговыми органами своих функций. Правоохранительные органы не вправе подменять налоговые органы.

По закону органы внутренних дел не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Разделение полномочий между налоговыми органами и органами внутренних дел представляется оптимальным как с позиции защиты интересов налогоплательщиков от необоснованного вмешательства органов государства в финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, так и с позиции интересов государственной казны, совершенствования государственного управления в налоговой сфере, борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Для выполнения функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений органы внутренних дел имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну .

Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Работники органов внутренних дел за неправомерные действия или бездействие в сфере налогообложения могут нести дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Читайте также: