Льгота по налогу на прибыль по хмао

Опубликовано: 11.05.2024

В соответствии со статьей 284 Налогового кодекса РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, при этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 3 процентов, подлежит зачислению в федеральный бюджет (действует на 2017-2023 годы, до 2017 года – 2%);

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 17 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (действует на 2017-2023 годы, до 2017 года действовала ставка 18%).

Кроме того, данной статьей определено, что налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 12,5 процентов (в 2017 – 2020 годах, до 2017 года до 13,5%).

На территории автономного округа действует Закон Ханты-Мансийского автономного округа № 87-оз от 30.09.2011 года "О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, который устанавливает ставки налога на прибыль, их применение, основания и порядок применения льготы по налогу на прибыль.

Данным Законом определены:

1. Категории налогоплательщиков, имеющие право на предоставление льготы и осуществляющие следующие виды деятельности:

1) добыча пьезокварца;

2) добыча гранулированного кварца;

3) обрабатывающие производства;

4) транспорт, за исключением трубопроводного транспорта;

5) научные исследования и разработки;

6) технические испытания, исследования, анализ и сертификация;

7) распределение электроэнергии;

8) сбор и обработка сточных вод;

9) сбор, обработка и утилизация отходов;

10) предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа.

2. Четыре группы организаций, которые могут применять ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа на 4 процентных пункта ниже максимальной ставки, установленной для субъекта Российской Федерации в зависимости от определенных условий и оснований применения (13% - 2017-2020 годы, 14% - до 2017 года):

1) организации, осуществляющие виды деятельности (добыча пьезокварца, добыча гранулированного кварца, разделение и извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа, обрабатывающие производства, строительство, транспорт) должны вкладывать в текущем налоговом периоде инвестиции в основной капитал (основные средства) на территории автономного округа в размере не менее суммы, высвобождающейся в результате применения этой ставки.

2) организации, осуществляющие виды деятельности (научные исследования и разработки, технические испытания, исследования, анализ и сертификация) и являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

3) организации, осуществляющие виды деятельности (распределение электроэнергии; сбор, обработка и утилизация отходов) обязаны в текущем налоговом периоде вкладывать инвестиции в основной капитал (основные средства) на территории автономного округа в соответствии с инвестиционными программами организаций, на основании Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и (или) государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018–2025 годы и на период до 2030 года".

4) организации, осуществляющие предоставление услуг по добыче нефти и газа, должны являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии с главой 3.1 Налогового Кодекса РФ.

Консолидированной группой признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора для исчисления и уплаты этого налога с учетом совокупного результата их хозяйственной деятельности.

Консолидированная группа налогоплательщиков не является юридическим лицом и образуется на основании договора о консолидации, который заключается между участниками не менее чем на два года и подлежит регистрации в налоговом органе.

Распределение общей суммы налога на прибыль между участниками производится по критериям, установленным для распределения прибыли между обособленными подразделениями (численность работников, расходы на оплату труда, остаточная стоимость амортизируемого имущества).

3. Организации, являющиеся владельцами лицензий на пользование участками недр, которые содержат месторождения углеводородного сырья на территории автономного округа, занимающихся добычей сырой нефти и природного газа и вкладывающие инвестиции в основной капитал (основные средства) на территории автономного округа, могут применять пониженные ставки по налогу на прибыль (13 % и 14% в 2017-2020 годы, 14% и 15% до 2017 года) в случаях:

1) если объем инвестиций в основной капитал (основные средства) или объем инвестиций в основной капитал (основные средства) и расходов на проведение геологоразведочных работ на территории автономного округа в предыдущем налоговом периоде превысил половину объема инвестиций в основной капитал (основные средства) и расходов на проведение геологоразведочных работ (при наличии расходов на проведение геологоразведочных работ) на территории автономного округа за два налоговых периода, предшествовавших предыдущему налоговому периоду (ставка 13% - снижение на 4 процентных пункта);

2) если сумма средств, высвобожденных в результате применения пониженной ставки, не превысила 10 процентов объема инвестиций в основной капитал (основные средства) и расходов на проведение геологоразведочных работ (при наличии расходов на проведение геологоразведочных работ) на территории автономного округа за отчетный (налоговый) период (ставка 14% - снижение на 3 процентных пункта).

4. Организации, осуществляющие производство электроэнергии тепловыми электростанциями и вкладывающие инвестиции в основной капитал на территории автономного округа, могут применять пониженную ставку по налогу на прибыль на 2 процентных пункта (15% в 2017-2020 годы, 16% - до 2017 года) в случае:

- вложения ими инвестиций в основной капитал в размере не менее суммы, высвобождающейся в результате применения пониженной ставки.

5. Управляющие компании индустриальных (промышленных) парков, могут применять пониженную ставку по налогу на прибыль на 3 процентных пункта (14% в 2017-2020 годы, 15% - до 2017 года).

Срок предоставления данной льготы начинается с месяца, в котором управляющая компания включена в реестр индустриальных (промышленных) парков в соответствии с требованиями, изложенными в постановлении Правительства РФ от 4 августа 2015 года №794, до первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором данный статус прекращен, но не более 5 лет.

6. Для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", ставка налога установлена в размере 0 процентов в отношении прибыли от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (с 2020 года).

7. Региональные социально ориентированные некоммерческие организации, которые осуществляют виды деятельности в соответствии с Законом автономного округа "О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций…", могут применять пониженные ставки налога на 4 процентных пункта (13% в 2017-2020 годы).

8. Организации - участники специальных инвестиционных контрактов, указанных в пункте 1 статьи 25.16 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением специального инвестиционного контракта в сфере добычи и (или) переработки нефти, добычи природного газа и (или) газового конденсата, оказания услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата применяют ставку по налогу на 8 процентных пунктов ниже основной ставки (9% вместо 17%).

Ставка налога на прибыль организаций действует начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта, но не позднее отчетного (налогового) периода, в котором совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, образующихся в связи с применением мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в отношении инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, превысил 50 процентов объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен специальным инвестиционным контрактом.

9. Организации - участники региональных инвестиционных проектов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций применяют ставку по налогу на 7 процентных пунктов ниже основной ставки (10% вместо 17%).

Данное положение действует до 1 января 2029 года независимо от даты включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Кроме того, с 1 января 2018 года и по 31 декабря 2027 года Налоговым Кодексом РФ (ст. 286.1) определено право субъектов Российской Федерации на уменьшение исчисленной суммы налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств (инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль - ИНВ).

ИНВ - представляет собой стоимость приобретения объектов основных средств (ОС), а также затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС.

Этот вычет уменьшает не налоговую базу по налогу на прибыль, а сам исчисленный налог, который перечисляется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

В целях стимулирования инвестиционной активности на территории региона в рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий законом автономного округа № 87-оз "О ставках налога на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет автономного округа – Югры" определены:

1) категории налогоплательщиков, которым предоставляется инвестиционный налоговый вычет - организации, осуществляющие виды деятельности:

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;

лесоводство и лесозаготовки;

рыболовство и рыбоводство;

обрабатывающие производства, за исключением разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа;

забор, очистка и распределение воды;

сбор и обработка сточных вод;

сбор, обработка и утилизация отходов;

строительство жилых и нежилых помещений.

2) размер инвестиционного налогового вычета - не более 45% суммы расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств;

3) размер ставки для расчёта предельного размера инвестиционного налогового вычета – 10%.

Данные показатели определены с целью недопущения резкого снижения поступлений налога на прибыль в бюджет автономного округа.

Организации могут применить инвестиционный налоговый вычет при осуществлении расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) всех объектов основных средств.

При этом, если организация решила использовать инвестиционный вычет по объектам основных средств, списать на расходы амортизацию по ним будет нельзя, то есть по выбору налогоплательщика – амортизация или ИНВ.

В субъекте РФ в 2019 г. было принято решение о введении механизма инвестиционного налогового вычета. Компания решила воспользоваться правом на вычет в отношении своего обособленного подразделения, находящегося в данном регионе. Величина налоговой базы, приходящейся на это подразделение, составляет 1 234 546 руб. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет региона, — 17%. Для расчета предельной величины вычета в регионе установлена ставка в размере 10%. В 2019 г. в обособленном подразделении была проведена реконструкция объектов, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам на сумму 612 324 руб. Сначала необходимо рассчитать предельную величину вычета в части налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ. Для этого нужно сделать следующие вычисления. 1. Определяем сумму налога на прибыль по ставке 17% без учета инвестиционного вычета. Она составит 209872,82 руб. (1 234 546 руб. х 17%). 2. Рассчитываем сумму регионального налога также без учета инвестиционного вычета, но по ставке 10%. Она будет равна 123 454,6 руб. (1 234 546 руб. х 10%). 3. Находим предельную величину вычета. Она составит 86 418,2 руб. (209872,82 – 123 454,6). Как мы помним, размер инвестиционного вычета в отношении расходов на улучшения основных средств составляет 45%. Таким образом, сумма вычета, на которую можно уменьшить долю налога на прибыль, относящуюся к региональному бюджету, равна 275 545,8 руб. (612 324 руб. х 45%). Данный показатель получился больше предельной величины. Следовательно, в 2019 г. компания может уменьшить налог на прибыль в части регионального бюджета на 86 418,2 руб.

С 2020 года предоставлено право налогоплательщикам на применение ИНВ в размере 100% в отношении расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала для поддержки указанных учреждений.

Следует отметить, что пониженные ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа и ИНВ будут применяться к организациям только при условии предоставления ими в уполномоченный орган государственной власти автономного округа информации для оценки эффективности налоговых расходов за предыдущий налоговый (отчетный) период.

Начальник Управления
О.Н. Солодская

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Справочная / Коронавирус: меры поддержки и правила

Какие регионы понизили ставки налогов из‑за коронавируса

Режим самоизоляции больно ударил по предпринимателям. Чтобы поддержать малый бизнес, в регионах начали снижать местные налоги.

Мы составили таблицу с «коронавирусными» льготами и регулярно обновляем её.

Самое удивительное — что некоторые льготы действуют даже на 2021 год.

Проверяйте по таблице, какие налоги снижены в вашем регионе

Региональные власти уменьшают ставки по УСН, сокращают потенциально возможный доход по патенту, вводят пониженные коэффициенты по ЕНВД. Из дополнительных мер: арендные каникулы, льготные кредиты, отмена транспортного налога для организаций и другие — в зависимости от субъекта Федерации.

В большинстве регионов пониженные ставки действуют на весь 2020 год. Это значит, что налог можно пересчитать с 1 января, но могут быть исключения.

В основном льготы дают пострадавшим, опираясь на основной вид деятельности по ЕГРИП / ЕГРЮЛ. Одни регионы прописывают ОКВЭДы в тексте закона, другие ориентируются на Постановление Правительства РФ № 434.

В Приморском крае и Тюменской области ставки по УСН «‎Доходы» снизили для всех.

В Республике Тыве УСН «Доходы» теперь 1%, «Доходы минус расходы» 5%, а потенциально возможный доход по всем видам деятельности на патенте — 16,67 рублей. Но эти регионы скорее исключение, чем правило.

Прежде чем пересчитывать налоги, проверьте все условия в законе своего региона. Или позвоните в налоговую.

Быстрый поиск по таблице — сочетание клавиш Сtrl+F.

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Нужно сохранить не менее 90% штата по среднесписочной численности относительно 1 марта 2020 года.

Список пострадавших ОКВЭДов — в приложении к местному закону. Не менее 70% доходов должно приходиться на эти виды деятельности

🧾 На 2020 год для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%. Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из постановления правительства РФ № 434 + ОКВЭДы 73.1 — деятельность рекламная и 85.11 — образование дошкольное.

🧾 На 2020 и 2021 годы УСН «‎Доходы»‎ — 1%, на 2022 — 2%, в 2023 — 4%. На 2020 и 2021 годы «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%, а 2022 — 8%, в 2023 — 11%. Пониженные ставки могут применять налогоплатльщики, которые:

  • в 2020 году работали на ЕНВД, включая тех, кто совмещал его с УСН;
  • в 2019 году торговали в розницу меховой одеждой на ЕНВД, включая тех, кто совмещал ЕНВД и УСН.

Льгота определяется по основному виду деятельности из госреестра по состоянию на 1 января 2020 года.

Если имеете право на несколько льгот одновеременно, можно выбрать любую из них

🧾 Для отдельных видов деятельности на 2020 год УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Основной ОКВЭД должен быть в реестре ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 28 марта 2020 года

🧾 Для всех УСН « Доходы » — 4%. Пониженная ставка действует с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года

🧾 На 2020 год УСН «Доходы минус расходы» — 8%, если выполняются условия:

На 2020 год для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

На 2021 год для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список видов деятельности — в региональном законе.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в местном законе. Доля доходов от этих видов деятельности должна быть не менее 70%

Для пострадавших УСН «‎Доходы» — 3%, УСН «Доходы минус расходы» — 7,5%

Не менее 70% доходов должно приходиться на ОКВЭДы из постановления правительства РФ № 434.

🧾 Для отдельных видов деятльности на 2020 год УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона. На них должно приходится не менее 70% доходов

В 2020 году потенциально возможный доход не индексируется на коэффициент-дефлятор

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона. На них должно приходится не менее 70% доходов.

Налогоплательщик не должен находится в процессе ликвидации или банкротства

🧾 Для всех с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 года УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 6%.

🧾 Для всех с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 года УСН «Доходы»‎ — 3%.

🧾 УСН «‎Доходы»‎ — 1% при условии раздельного учёта доходов для ОКВЭДов:

  • 26 — производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
  • 62 — разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
  • 63 — деятельность в области информационных технологий;
  • 72 — научные исследования и разработки.

🧾 Для ИП и ООО, работающих в сфере социального предпринимательства, при условии раздельного учёта УСН «‎Доходы»‎ — 1%

Для ИП, впервые зарегистрированных после 1 января 2020 года, ставка — 0%. Список видов деятельности — в региональном законе.

Для пострадавшего малого и среднего бизнеса УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — в перечне, утверждённом правительством Кабардино-Балкарской Республики

🧾 Для ОКВЭДов из регионального закона УСН «‎Доходы»‎ — 1% при условии, что на них приходится не менее 70% выручки.

🧾 Для ОКВЭДов из регионального списка «‎Доходы минус расходы»‎ — 5% при условии, что на них приходится не менее 70% выручки

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из постановления правительства Калужской области от 15.06.2020 № 464

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «Доходы минус расходы» — 5%.

🧾 Для отдельных видов деятельности в 2020 году УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Льгота определяется по основному или дополнительному ОКВЭДу из ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года. Если ОКВЭДы дополнительные, на них должно приходится не менее 50% выручки. Нужно вести раздельный учёт доходов (и расходов). Для некоторых видов деятельности есть дополнительное условие — сохранение 90% штата относительно 1 марта 2020 года

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из перечня в региональном законе. ОКВЭД должен быть включён в ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.

Для определённых видов деятельности на патенте в два раза снижен потцениально возможный доход

🧾 Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%. Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — из постановления правительства РФ № 434.

Условия для работодателей:

  • Среднесписочная численность сотрудников в 2020 должна составлять не меньше 90% от таковой в 2019 году или снижена не более чем на одного человека за тот же период.
  • Среднемесячная зарплата сотрудников в 2020 году — не ниже полуторного федерального МРОТ.

🧾 УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%. Льгота для тех, кто торгует обязательными к маркировке товарами: обувью и лекарствами. Они должны составлять не менее 70% дохода.

Для всех УСН «Доходы» — 3%, УСН «Доходы минус расходы» — 7,5%.

Пониженные ставки действуют с 1 января 2020 до 31 декабря 2022 года

Для пострадавших УСН «Доходы» — 2%, УСН «Доходы минус расходы» — 7,5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из перечня в региональном законе. ОКВЭД должен быть включён в ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года. Доход от этого вида деятельности должен быть не менее 70%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список пострадавших ОКВЭДов — в приложении к местному закону. Не менее 70% доходов должно приходиться на эти виды деятельности.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в региональном законе. Не менее 70% выручки за 2020 год должно приходиться на эти виды деятельности

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из регионального закона

Для всех снижен потенциально возможный доход.

Для пострадавших потенциально возможный доход — 50 000 рублей

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — из постановления правительства РФ № 434.

Условия для применения льготной ставки:

  • не менее 70% доходов по итогам предыдущего года должно приходится на эти ОКВЭДы;
  • основной ОКВЭД должен быть включён в реестр МСП по состоянию на 1 марта 2020 года;
  • в инспекцию предоставлены КУДиР и расчёт доли доходов от каждого вида деятельности.

Пониженные ставки действуют с 1 января 2020 до 31 декабря 2020 года

Для всех УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Пониженные ставки действуют с 1 января 2020 до 31 декабря 2022 года

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДам из перечня, утверждённого указом губернатора Новгородской области. Доход от этих видов деятельности должен составлять не менее 70%.

🧾 С 2021 года для ИП, впервые зарегистрированных на территории Оренбургской области, УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%. Список ОКВЭДов — в приложении к региональному закону. Срок — в течение двух налоговых периодов

УСН «‎Доходы»‎ — 4,5%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 11%. Льготные ставки действуют:

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу. Список видов деятельности — в региональном законе

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список видов деятельности — в региональных законах

Для отдельных видов деятельности потенциально возможный доход — 16,67 рублей.


Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «Доходы минус расходы» — 5%.

Для пострадавших «‎Доходы»‎ — 1%, «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020. Список видов деятельности — в региональных законах.

Для пострадавших снижение потенциально возможного дохода на 90%

Для пострадавших УСН «‎Доходы» — 1%, «‎Доходы минус расходы» — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список ОКВЭДов — из постановления правительства РФ № 434.

Для ОКВЭДов 55 и 79 в 2020 году УСН «‎Доходы» — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы» — 5%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу в ЕГРИП / ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Список видов деятельности — в приложении к региональному закону.

Среднемесячная зарплата сотрудников за 2020 год должна быть не ниже МРОТ в Санкт-Петербурге

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7,5%.

Список ОКВЭДов — в региональном законе. Не менее 70% доходов должно приходиться на эти виды деятельности

Для определённых видов деятельности потенциально возможный доход снижен в 2 раза

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список видов деятельности — в региональном законе. На них должно приходиться не менее 70% доходов

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в региональном законе. Не менее 70% выручки за 2020 год должно приходиться на эти виды деятельности

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Список видов деятельности — в региональных законах. Не менее 70% доходов должно приходится на эти виды деятельности.

Для организаций дополнительное условие: сохранить численность штата не меньше 90% и заработную плату не меньше 50%. Зарплату сравнивают со средними значениями по Свердовской области

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по списку видов деятельности из постановления правительства № 434 . Доход от этих ОКВЭДов должен составлять не менее 70%. Бизнес должен быть в реестре МСП на 1 января 2021 года

Для пострадавших на 2020 год УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по списку видов деятельности из постановления правительства № 434. Доход от этих ОКВЭДов должен составлять не менее 80%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2 или 4%, зависит от ОКВЭДа. УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7 или 10%.

Список видов деятельности — в региональном законе. ОКВЭД должен быть включён в ЕГРИП / ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года.

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 2%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список видов деятельности — в региональном законе. Доход от них должен составлять не менее 70%

Для пострадавших снижен потенциально возможный доход

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7%.

Список видов деятельности — в региональных законах

Для всех УСН «‎Доходы»‎ — 1%

Для всех ИП на патентной системе налогообложения потенциально возможный доход в 2020 году — 16,66 рублей.

Для отдельных видов деятельности снижен потенциально возможный доход на 2021 год

На 2020 год для всех УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

На 2021 год для всех УСН «‎Доходы»‎ — 3%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 7%.

На 2020 год на патентной системе потенциально возможный доход — 16,67 рублей

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список ОКВЭДов — в местном законе. Доход по этим видам деятельности должен быть не менее 70%.

🧾 В 2020 году для отдельных видов деятельности УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 8%.

На эти ОКВЭДы должно приходиться не менее 80% дохода

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Принадлежность к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭДу из регионального закона. Бизнес должен быть включён в реестр МСП

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%, УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%.

Список видов деятельности — в региональном законе. На них должно приходится не менее 70% доходов

Для пострадавших уменьшение потенциально возможного дохода до 17 рублей.

Список видов деятельности — в приложении к закону

  • налогоплательщиков, у которых нет задолженности на 1 января 2021 года;
  • размер среднемесячной зарплаты за 2020 год составляет не менее полутора МРОТ в расчёте на одного работника.

Для отдельных видов деятельности УСН «‎Доходы минус расходы»‎ — 5%

Для пострадавших УСН «‎Доходы»‎ — 1%.

Список видов деятельности — в региональном законе. Выручка от этих ОКВЭДов должна составлять не менее 70% от всего дохода за 2019 год или 50% от дохода за 2020 год

В таблицу вошли субъекты Федерации, где законы уже приняты и опубликованы. Если не нашли свой регион, возвращайтесь в статью позже.

Если заметили неточность в таблице или знаете о дополнительных мерах поддержки, напишите в комментариях. Это поможет другим предпринимателям сэкономить на налогах.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба подходит ИП и ООО. Сервис подготовит налоговую декларацию, рассчитает налог и уменьшит его на страховые взносы.

Поменяются ли ставки в Эльбе автоматически

Мы изменим ставки по УСН автоматически для тех регионов, где изменения касаются всех без исключения.

Если в вашем регионе налог снижен только для пострадавших, поменять ставку в сервисе нужно самостоятельно. Для этого перейдите в Реквизиты → Система налогообложения → УСН → Ставка налога.

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

от 21 декабря 2004 года N 82-оз

О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

(с изменениями на 30 октября 2020 года)

Принят
Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
10 декабря 2004 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливает на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

цели предоставления налоговых льгот, пониженных ставок, инвестиционного налогового вычета, установленных законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о налогах (далее - льготы по налогам);

(в ред. Законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2013 N 104-оз, от 21.11.2019 N 78-оз)

критерии формирования льготных категорий налогоплательщиков;

виды, основания и условия предоставления льгот по налогам;

ограничения по предоставлению льгот по налогам;

порядок определения экономических оснований льгот по налогам.

Статья 2. Цели предоставления льгот по налогам

Льготы по налогам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предоставляются в целях:

обеспечения устойчивого социально-экономического развития автономного округа;

повышения эффективности функционирования и развития инфраструктуры социальной сферы автономного округа;

повышения социальной защищенности населения автономного округа;

улучшения инвестиционного климата и развития инвестиционной и инновационной деятельности в автономном округе;

поддержки инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых на территории автономного округа;

увеличения налоговой базы;

обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации.

Статья 3. Критерии формирования категорий налогоплательщиков-организаций, которым предоставляются льготы по налогам

Льготы по налогам предоставляются организациям, являющимся юридическими лицами (далее - налогоплательщики-организации), осуществляющим свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и входящим в льготную категорию налогоплательщиков.

Категории налогоплательщиков-организаций, которым предоставляются льготы по налогам, зачисляемым в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, устанавливаются:

по виду осуществляемой ими деятельности, при этом льготный вид деятельности должен относиться к основному виду деятельности налогоплательщика;

по принципу направления средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

по иным критериям, предусмотренным законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о соответствующих налогах (налоговых ставках).

Статья 4. Категории налогоплательщиков - физических лиц, которым предоставляются льготы по налогам

Льготы по налогам предоставляются физическим лицам, являющимся в соответствии с законодательством о налогах и сборах плательщиками налогов в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и входящим в льготную категорию налогоплательщиков.

Категории налогоплательщиков - физических лиц, которым предоставляются льготы по налогам, зачисляемым в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, устанавливаются законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о соответствующих налогах (налоговых ставках).

Статья 5. Виды и основания предоставления льгот по налогам

1. Льготы по налогам, зачисляемым в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставляются налогоплательщикам в соответствии с законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при наличии у них необходимых оснований.

Одним из оснований применения налогоплательщиками-организациями льгот по налогам является представление налогоплательщиками-организациями в уполномоченный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исполнительный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информации для оценки эффективности налоговых расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за налоговый (отчетный) период в соответствии с порядком, установленным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Налоговые льготы не применяются в отношении организаций, не представивших в уполномоченный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исполнительный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры информацию для оценки эффективности налоговых расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за налоговый (отчетный) период в сроки, установленные законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о налогах (налоговых ставках).

2. Льготы по налогам, установленные законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставляются в виде:

1) освобождения от уплаты налога или сбора либо его части;

2) снижения ставки по налогу;

3) иных видов в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 6. Определение вида деятельности и условие отнесения к льготной категории налогоплательщика-организации

Под видом осуществляемой налогоплательщиком-организацией деятельности в целях применения льгот, предусмотренных законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о налогах (налоговых ставках), понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному организации в установленном порядке коду Общероссийского классификатора "Виды экономической деятельности".

Обязательным условием для применения налогоплательщиком-организацией льгот по виду осуществляемой деятельности является получение выручки от вида деятельности, по которому предусмотрена льгота либо пониженная ставка, в размере не менее 70 процентов от всей выручки организации и доходов от внереализационных операций организации по всем видам деятельности данной организации, если иное не установлено законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о налогах (налоговых ставках).

Статья 7. Ограничения по предоставлению льгот по налогам

Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части расширения льгот по налогам и (или) введения новых льготных категорий принимаются при условии возмещения выпадающих доходов за счет отмены одной или нескольких неэффективных льгот.

Установление новых льгот (льготных категорий) осуществляется на срок не более пяти лет, если иное не установлено законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о налогах (налоговых ставках).

Льготы предоставляются категориям налогоплательщиков при выполнении ими условий, предусмотренных законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Доказательство права на льготу по налогу возлагается на налогоплательщика.

Статья 8. Оценка эффективности налоговых расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

С целью оценки эффективности налоговых расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уполномоченный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исполнительный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляет ежегодную аналитическую записку об оценке эффективности налоговых расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

На основании информации, изложенной в аналитической записке, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принимает решение о возможности внесения в качестве законодательной инициативы проектов законов автономного округа о внесении изменений в законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о налогах (налоговых ставках) в части установления льгот либо об отмене неэффективных или невостребованных налоговых льгот.

Наименование льгот и преференций по видам налогов

Наименование нормативного правового акта

Цель предоставления

Условия предоставления

Упрощенная система налогообложения

1. Если объектом налогообложения являются «Доходы», налоговая ставка устанавливается:

- в размере 5 процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей, основными видами экономической деятельности которых являются виды деятельности, включенные в следующие группировки:

- растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;

- лесоводство и лесозаготовки;

- рыболовство и рыбоводство;

- сбор и обработка сточных вод;

- сбор, обработка и утилизация отходов;

- подметание улиц и уборка снега;

- деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания;

- деятельность в области здравоохранения и социальных услуг;

- производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот;

- деятельность в области телевизионного и радиовещания;

- деятельность информационных агентств;

- услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность;

- деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений;

- ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;

- предоставление прочих видов услуг;

- деятельность в сфере телекоммуникаций;

- разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;

- деятельность в области информационных технологий.

- в размере 1 процента для региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в статье 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», и включенных в государственный реестр региональных социально ориентированных некоммерческих организаций и (или) в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

2. Если объектом налогообложения являются «Доходы, уменьшенные на величину расходов», налоговая ставка устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей в размере 5 процентов.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2008 года № 166-оз «О ставках налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения»

1) Создание дополнительной мотивации для развития субъектов малого предпринимательства посредством снижения налоговой нагрузки;

сохранение положительной динамики развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

2) Стимулирование развития материально-технической базы, повышения качества и расширения спектра услуг, оказываемых некоммерческими организациями населению в социальной сфере

Налоговые ставки установлены для категорий налогоплательщиков по видам осуществляемой ими деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014), по категориям субъектов малого предпринимательства в зависимости от объекта налогообложения.

Патентная система налогообложения

Определен дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 статьи 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре применяется патентная система налогообложения:

- изготовление кухонной мебели по индивидуальному заказу населения (подгруппа 31.02.2);

- изготовление прочей мебели и отдельных мебельных деталей, не включенных в другие группировки по индивидуальному заказу населения (подгруппа 31.09.2);

- разработка строительных проектов (группа 41.10);

- строительство жилых и нежилых зданий (группа 41.20);

- строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (группа 42.21);

- работы строительные отделочные (группы 43.31-43.34, 43.39);

- работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки (группа 43.99);

- деятельность по чистке и уборке прочая (подгруппы 81.29.1, 81.29.2, 81.29.9);

- деятельность по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса (группа 82.19);

- деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (подгруппа 93.29.9);

- деятельность физкультурно-оздоровительная (группа 96.04);

- предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки (группа 96.09).

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 ноября 2012 года № 122-оз «О патентной системе налогообложения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Закон автономного округа № 122-оз);

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 ноября 2012 года № 123-оз «Об установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применятся патентная система налогообложения»

Легализация и развитие предпринимательской деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Размер потенциально возможного к получению дохода установлен:

- на единицу средней численности наемных работников;

- на единицу автотранспортных средств, судов водного транспорта;

- на один объект стационарной (нестационарной) торговой сети, объект организации общественного питания;

- на 1 квадратный метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков;

- в зависимости от территории действия патентов.

Перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, установлен в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р, и не указанных в пункте 2 статьи 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Налоговые каникулы»

1. Налоговая ставка в размере 0 процентов установлена для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в отношении видов предпринимательской деятельности:

- растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;

- лесоводство и лесозаготовки;

- рыболовство и рыбоводство;

- производство пищевых продуктов;

- производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках;

- производство текстильных изделий;

- производство кожи и изделий из кожи;

- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;

- производство бумаги и бумажных изделий;

- производство прочей неметаллической минеральной продукции;

- производство прочих готовых металлических изделий;

- сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья;

- научные исследования и разработки;

- деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая;

- подметание улиц и уборка снега;

- деятельность в области здравоохранения;

- деятельность по уходу с обеспечением проживания;

- предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;

- деятельность в области спорта;

- ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;

- стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 февраля 2015 № 14-оз «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры налоговой ставки в размере 0 процентов по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения» (далее – Закон автономного округа № 14-оз)*

*Закон автономного округа № 14-оз распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с

01 января 2015 года, и действует до

01 января 2021 года.

Вовлечение в экономику Ханты-Мансийского автономного округа – Югры физических лиц, осуществляющих в настоящее время неофициальную предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников;

привлечение трудоспособных граждан в экономику Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

мотивирование индивидуальных предпринимателей к осуществлению официальной предпринимательской деятельности;

развитие социально значимых направлений бизнеса.

«Нулевая» ставка устанавливается для впервые зарегистрированных с 1 января 2015 года налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научных сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения установлено ограничение на применение налоговой ставки в размере 0 процентов по средней численности работников – 50 человек.

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

2. Налоговая ставка в размере 0 процентов определена для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона автономного округа № 122-оз:

- ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

- ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

- химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

- изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

- ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

- изготовление и ремонт мебели;

- услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

- услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;

- изготовление изделий народных художественных промыслов;

- прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах);

- производство и реставрация ковров и ковровых изделий;

- ремонт ювелирных изделий, бижутерии;

- чеканка и гравировка ювелирных изделий;

- услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

- проведение занятий по физической культуре и спорту;

- услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

- услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);

- услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

- ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

- занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;

- оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

- производство кожи и изделий из кожи;

- сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

- сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;

- производство молочной продукции;

- производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;

- производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

- товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;

- лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

- деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;

- сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья;

- резка, обработка и отделка камня для памятников.

Налоговая ставка в размере 0 процентов устанавливается для впервые зарегистрированных с 1 января 2015 года налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих патентую систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научных сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

Налог на имущество организаций

Налоговая база в отношении:

- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

- нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания

- уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 квадратных метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта недвижимого имущества или 100 квадратных метров площади помещения в отношении одного помещения по выбору налогоплательщика

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 ноября 2010 года № 190-оз «О налоге на имущество организаций»

Предоставление дополнительных мер поддержки действующему малому бизнесу для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) систему в виде единого налога на вмененный доход

Одновременное соблюдение следующих условий:

- налогоплательщик применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) упрощенную систему налогообложения;

- налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

- среднесписочная численность работников налогоплательщика за предшествующий налоговый период составила не менее пяти человек;

· среднемесячная начисленная заработная плата работников налогоплательщика за предшествующий налоговый период составила не менее следующих размеров:

- в 2020 году - однократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в 2021 году - полуторакратной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в 2022 году и последующие годы - двукратной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Читайте также: