Исполнение налоговой обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации и ликвидации организации

Опубликовано: 16.05.2024

Обязанности по уплате налогов и сборов исполняются согласно НК РФ.

Формы реорганизации юридического лица

Согласно действующим положениям ГК РФ, понятие и определение «реорганизация юридического лица» заключают в себе особую процедуру, факт проведения которой ведет к образованию новой организационно-правовой формы юридического лица.

ГК РФ выделяет особые виды и способы реорганизации юридических лиц, которые имеет свои признаки, проблемы и последствия и могут быть выражены в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования и выделения. Каждая из данных форм и переход к ним имеет свои признаки и особенности, стадии и этапы, основания, порядок, условия и последствия.

Слияние представляет собой своеобразное объединение нескольких юридических лиц.

В результате данной процедуры происходит создание и регистрация нового лица определенной организационно-правовой формы и ликвидация предыдущих организаций.

Процедура присоединения заключается в том, что после ее проведения к одному юридическому лицу присоединяются несколько других, производя образование новой организации в результате данного присоединения.

Разделение, как правовая процедура, заключается в образовании новых юридических лиц, путем разделения на несколько частей, ранее функционировавшего юридического лица.

Правовая реорганизация юридического лица может представлять собой и выделение из состава юридического лица одной, либо нескольких новых организаций, при этом ликвидация изначального юридического лица осуществлена не будет.

Процедура преобразования заключается в том, что организация осуществляет переход от одной организационно-правовой формы к другой, подготовив соответствующие документы, а также пройдя этапы и стадии, виды и признаки которых установлены ГК РФ.

Порядок реорганизации юридического лица и необходимые документы

Положения ГК РФ предусматривают, что прекращение юридического лица путем реорганизации должно осуществляться в строгом соответствии с установленным порядком. Существующие этапы реорганизации содержат в себе начальную стадию – принятие самого решения о реорганизации, если на это существуют определенные причины. Права и обязанности по принятию данного решения о смене формы принадлежат учредителям юридического лица, либо уполномоченному органу.

Следующим шагом является регистрация юридического лица в специальном реестре, где делается запись о начале процедуры реорганизации. Для этого могут потребоваться определенные документы.

Далее идут следующие важные действия:

  • государственная регистрация новых юридических лиц, выделение и создание которых стало результатом проводимой реорганизации, например, если произошло слияние;
  • государственная регистрация прекращения деятельности одного, либо нескольких юридических лиц, например, если была осуществлена принудительная ликвидация;
  • государственная регистрация изменений и внесение данных изменений в учредительные документы новой организации. Все документы должны содержать необходимые сведения.

Для соблюдения всех действующих норм ГК РФ и положений налогового права, для того, чтобы государственная регистрация реорганизации, например, преобразования, прошла правомерно, заинтересованному лицу необходимо буде представить требующиеся документы.

Эти документы включают в себя:

  • заявление о реорганизации;
  • учредительные документы юридического лица;
  • решение о реорганизации;
  • договор на слияние – при необходимости.

Установленный порядок, условия и особенности реорганизации юридических лиц могут требовать и иные документы, например, для выяснения дополнительных нюансов, уточнений и т.д. Все документы должны быть представлены в установленный срок.

Особенности правопреемства для каждого вида реорганизации юридического лица, а также особенности уплаты налогов

В случае если было произведено слияние, переход прав к новому юридическому лицу, образование которого стало результатом реорганизации изначальной организации, осуществляется на основании передаточного акта, понятие, определение и форма которого закреплены законом.

Если была проведена процедура присоединения, прием прав также будет осуществлен в установленной форме передаточного акта.

При этом переход прав будет осуществляться к последнему присоединенному лицу.

В случае разделения одного юридического лица на несколько новых организаций, переход прав будет осуществляться в соответствии данными разделительного баланса. На основании этого документа к уполномоченному лицу перейдут и определенные обязанности.

Если было осуществлено выделение нескольких юридических лиц из одного, переход прав также будет происходить на основании разделительного баланса, который входит в передаточные документы.

Государственная процедура преобразования подразумевает под собой переход прав к новому юридическому лицу и правопреемство на основании передаточного акта.

Процедуры уплаты налогов в случае реорганизации имеют свой порядок, а также условия и особенности, установленные нормами ГК РФ и положениями налогового права. Обязанности по уплате налогов также затрагивают и универсальное правопреемство.

Главным нюансом здесь будет являться тот факт, что передача основных средств и иных активов организации – универсальное правопреемство, не может выступать объектом налогообложения, следовательно, не требует возникновения обязанности по уплате налогов, будь то процедура присоединения, разделения, преобразования и т.д.

Следующим важным этапом, который содержит установленный порядок уплаты налогов в случае реорганизации, станет то, что право на полный вычет появится у реорганизованной организации только после того, как она осуществит полноценный перевод долга по обязательствам, касаемо реализации определенных товаров и т.д., в порядке правопреемства.

Права и обязанности правопреемника реорганизованного юридического лица

Правопреемник представляет собой уполномоченное лицо, в отношении которого осуществляется переход прав и регистрация определенных обязанностей, после того, как было осуществлено создание нового юридического лица, ликвидация старого, либо его выделение, разделение, слияние, образование и т.д.

Для того чтобы осуществить переход прав и передать некоторые обязанности, всегда требуется наличие правомерного основания.

Если для реорганизации юридического лица выбрано слияние, права и обязанности перейдут к вновь образованной организации.

В случае формы присоединения, переход и регистрация прав будут осуществлены в отношении лица, к которому были присоединены другие организации.

Разделение предполагает переход прав к новым юридическим лицам, возникшим в результате проведения данной процедуры.

Понятие и порядок выделения предполагают, что передача прав будет осуществлена в отношении каждого нового юридического лица, образование и создание которого стали результатом проведенного выделения.

В случае преобразования условия, основания и права юридического лица остаются неизменными.

Условия и основания возникновения прав и обязанностей и правопреемников, в случае выделения, слияния, присоединения и иного преобразования, регулируются нормами ГК РФ.

В список можно включить абсолютно все обязательства:

  • создание и управление организацией;
  • выплата налогов в установленные сроки;
  • универсальное применение действующих норм и т.д.

Регулирование отношений в случае недостатка средств у реорганизованной организации для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Уплата налогов и сборов уполномоченному органу ФНС в установленные сроки является одной из важнейших обязанностей налогоплательщиков – юридических лиц. Этой обязанностью обременены и реорганизованные организации вне зависимости от того, как именно виды преобразования были проведены – выделение, разделение, слияние, принудительная ликвидация, либо форма присоединения.

Если происходит принудительная или добровольная ликвидация организации, обязанность по уплате налогов в орган ФНС в определенные сроки возлагается на ликвидационную комиссию.

В тех случаях, когда денежных средств не хватает на полную оплату налогов, а также на погашение имеющихся задолженностей, например, пеней и штрафов, оставшаяся часть задолженности должна быть погашена и направлена в ФНС за счет учредителей организации.

При этом текущая очередность исполнения обязанностей по выплатам налогов в ФНС, если осуществляется добровольная или принудительная ликвидация организации, устанавливается нормами ГК РФ.

Регулирование отношений в случае имеющейся переплаты по налогам и сборам у реорганизованной организации

У организации, которая была реорганизована путем выделения, присоединения, преобразования, разделения и т.д., помимо долговых обязательств, могут быть и прямо противоположные проблемы – необходимость возврата ранее излишне уплаченных в орган ФНС налогов.

В соответствии с нормами ГК РФ, понятие излишне уплаченных денежных средств по налоговым обязательствам означает перевод на счет ФНС или иного уполномоченного органа определенной суммы, которая превышает установленные размеры необходимых регулярных налоговых выплат.

Для решения данной проблемы действующие законы предусматривают следующий выход: излишне уплаченные суммы могут быть зачтены ФНС в счет погашения имеющейся задолженности на иные виды и формы налогов, уплата которых также необходима.

Излишне уплаченная в ФНС сумма должна быть распределена по существующим задолженностям пропорционально. Контроль над данной операцией, возможные проблемы и последствия будут возложены на уполномоченный налоговый орган – ФНС и т.д.

В тех ситуациях, когда у организации, реорганизованной в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования, отсутствуют иные долговые обязательства, излишне уплаченная сумма должна быть возвращена ей ФНС в порядке, предусмотренном действующим ГК РФ и нормами налогового законодательства.

Марина Крицкая

Даже при небольшой задолженности перед государственными органами или кредиторами юрлицо можно закрыть. Именно из-за этого реорганизация, как способ прекращения деятельности организаций, получила широкое распространение в бизнес-среде. Хотя сам этот процесс таит в себе, как преимущества, так и недостатки.

Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

Однако в этом процессе есть свои тонкости. С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно. С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

Формы реорганизации

В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.

Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

Алгоритм действий при реорганизации

1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов.

Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

2. Подтверждение решения о реорганизации

Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
  • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

Сроки отправки уведомления о реорганизации

Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

3. Публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Когда запись о начале процедуры реорганизации уже внесена в ЕГРЮЛ, реорганизуемое предприятие должно дважды, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации.

Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.

За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Если в реорганизации участвуют два и более общества, то сообщение публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ.

4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

В п. 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

5. Подготовка документов

Итак, сведения о реорганизации дважды опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» с интервалом в месяц. Теперь самое время вновь создаваемому юрлицу начать собирать все необходимые документы для представления в регистрирующий орган.

Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

Содержание договора о присоединении

При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.

Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.

Кроме обязательных положений в договор следует включить:

  • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
  • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

Как сэкономить на уплате государственной пошлины

С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).


Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу

Зачем нужен передаточный акт?

В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

  • по остаточной стоимости;
  • по текущей рыночной стоимости;
  • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Кто утверждает передаточный акт:

  • учредители (участники) юрлица;
  • орган, принявший решение о реорганизации.

Что важно учесть при составлении передаточного акта

Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Содержание передаточного акта

Документ может включать:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

Сроки составления и утверждения передаточного акта

Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

В п. 5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

6. Подача документов в регистрирующий орган

  • почтой
  • в МФЦ
  • нотариусом (по просьбе заявителя)
  • в электронном формате на сайте ФНС (документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя)

Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

7. Получение документов

После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

8. Правопреемство

После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов

  • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
  • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
  • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

Права и обязанности, согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом. Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.

  • При выделении — правопреемство не возникает.

Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.

  • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Ликвидация
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регулируется ст. 49 НК РФ, а при ее реорганизации — ст. 50 НК РФ.

В Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, устанавливающие сроки подачи налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности реорганизуемой или ликвидируемой организации, что на практике порождает вопросы со стороны налогоплательщиков.

Каковы порядок и сроки подачи налоговых деклараций при ликвидации и реорганизации налогоплательщика? Расскажем в данной статье.

Кто исполняет обязанности по уплате налогов при ликвидации (реорганизации) налогоплательщика?

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Согласно этой статье правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается:

  • при слиянии нескольких юридических лиц — возникшее в результате такого слияния юридическое лицо (п. 4);
  • при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу — присоединившее его юридическое лицо (п. 5);
  • при разделении — юридические лица, возникшие в результате такого разделения (п. 6);
  • при преобразовании одного юридического лица в другое — вновь возникшее юридическое лицо (п. 9).

Согласно п. 7 и 8 ст. 50 НК РФ при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. В ряде случаев, предусмотренных этими пунктами, по решению суда вновь возникшие (выделившиеся) юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Как налогоплательщикам определить последний налоговый период?

Понятие налогового периода, определения первого и последнего налоговых периодов даны в ст. 55 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Налоговый период — календарный год

Календарный год является налоговым периодом для следующих налогов:

  • НДФЛ (ст. 216 НК РФ);
  • налог на прибыль (ст. 285 НК РФ);
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (ст. 333.53 НК РФ);
  • ЕСХН (ст. 346.7 НК РФ);
  • «упрощенный» налог (ст. 346.19 НК РФ);
  • транспортный налог (ст. 360 НК РФ);
  • налог на имущество организаций (ст. 379 НК РФ);
  • земельный налог (ст. 393 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца календарного года

Период с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в течение календарного года

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена до конца календарного года, следующего за годом создания

Налоговый период — квартал

Квартал является налоговым периодом для следующих налогов:

  • НДС (ст. 163 НК РФ);
  • водный налог (ст. 333.11 НК РФ);
  • ЕНВД (ст. 346.30 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.2 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца квартала

Период с начала квартала, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном квартале

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала и прекращена до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация

Налоговый период — месяц

Месяц является налоговым периодом для следующих налогов:

  • акцизы (ст. 192 НК РФ);
  • налог на добычу полезных ископаемых (ст. 341 НК РФ);
  • налог на игорный бизнес (ст. 368 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается месяц, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.4 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца месяца

Период с начала календарного месяца, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном календарном месяце

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Как определить последний налоговый период налоговым агентам по НДФЛ и расчетный период по страховым взносам?

В целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных п. 3.5 ст. 55 НК РФ.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для нее является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации в течение календарного года, налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период со дня создания организации до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Кто и за какой период представляет налоговые декларации при реорганизации юридического лица?

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Согласно позиции контролирующих органов (см. письмо Минфина от 13.09.2012 № 03-05-05-01/54, ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@) налоговые декларации представляются за последний налоговый период:

  • реорганизованным юридическим лицом;
  • организацией-правопреемником, если они не были представлены реорганизованным юрлицом в налоговые органы до снятия его с учета в установленном порядке.

В какие сроки должны быть представлены декларации за последний налоговый период при ликвидации или реорганизации юридического лица?

Отметим, что Налоговым кодексом не установлены специальные сроки представления деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности ликвидируемыми (реорганизуемыми) юрлицами или правопреемниками реорганизуемых юрлиц.

Недавно налоговая служба выпустила Письмо от 02.07.2019 № СД-4-3/12868@ по вопросу представления налоговой отчетности и уплаты налогов (страховых взносов) в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования. Полагаем, что рекомендации, изложенные в письме, подойдут и для иных случаев реорганизации, а также ликвидации организации.

Обратите внимание:

По мнению ФНС, налоговые декларации должны быть представлены в налоговый орган, а налог уплачен не позднее установленных НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Например, срок подачи декларации по налогу на прибыль за последний налоговый период — не позднее 28 марта года, следующего за годом реорганизации (п. 4 ст. 289 НК РФ). Если 28?е число приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то последним днем представления декларации является следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, если организация была реорганизована 5 сентября 2019 года, то декларация за последний налоговый период (с 1 января по 5 сентября 2019 года) должна быть представлена не позднее 30 марта 2020 года.

Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ декларация по налогу на имущество организаций за последний налоговый период должна быть представлена правопреемником за реорганизованное лицо не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

В пункте 3 ст. 398 НК РФ говорится, что декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Срок уплаты налога для организаций устанавливается законами субъектов РФ и не может быть установлен ранее срока представления декларации (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

В связи с тем, что налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ), декларацию по НДС налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25?го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 5 ст. 174 НК РФ).

Каков порядок заполнения декларации правопреемником при реорганизации юридического лица?

С учетом норм ст. 50 НК РФ об исполнении обязанности по уплате налогов реорганизованного лица его правопреемником, а также о неизменности сроков исполнения обязанностей по уплате налогов правопреемник обязан представить налоговую отчетность и произвести соответствующую уплату налогов в случае, если реорганизованное лицо этого не сделало.

Составление налоговых деклараций организацией-правопреемником (в том числе указание в титульном листе ИНН и КПП, кода места представления декларации) регулируется порядком заполнения декларации по тому или иному налогу:

Исполнение обязанности по уплате налога может быть как добровольным (уплата налога), так и принудительным (взыскание налога).

Добровольность понимается как самостоятельное исчисление и уплата налога налогоплательщиком без применения мер государственного принуждения.

Налоговая обязанность считается исполненной надлежащим образом, когда налог уплачен полностью и в срок. Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конкретному налогу.

По общему правилу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В исключительных случаях исполнение налоговой обязанности может быть возложено на третьих лиц. Так, допускается возложение обязанности налогоплательщика по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ), уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ) и т.д.

Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Моментом исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов является тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло.

Налог не признается уплаченным в следующих случаях:

отзыв налогоплательщиком или возврат банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление суммы налога в бюджет;

неправильное указание налогоплательщиком в платежном поручении суммы налога, номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя;

если на день предъявления налогоплательщиком в банк (иной уполномоченный орган) платежного поручения на перечисление сумм налога у налогоплательщика имеются иные неисполненные требования, которые подлежат исполнению в первую очередь, а на его счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании об уплате налога, налоговым органом производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 46, 47 (для организации или индивидуального предпринимателя) и ст. 48 НК РФ (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

Принудительное взыскание осуществляется поэтапно.

1 этап. Направление налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст. 69 НК РФ. Требование об уплате налога является предупредительной мерой, цель которой — напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных последствиях неуплаты налога. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начисленных пеней, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязанности, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также данные об основаниях взимания налога и ссылки на конкретные нормы закона.

этап. Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке. Решение о взыскании принимается только в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. По истечении двухмесячного срока налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога (ст. 46 НК РФ).

этап. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика. Эта мера применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее счетах.

Обращение взыскания на имущество производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, но с учетом тех сумм, которые уже списаны в бесспорном порядке со счетов налогоплательщика. При этом одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо.

Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, всегда осуществляется только в судебном порядке. Исковое заявление подается в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Рассмотрение дел производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно, в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных ст. 48 НК РФ.

Зачет или возврат излишне уплаченного налога, сбора, пеней, штрафа производится в соответствии с нормами, установленными ст. 78 НК РФ.

Если налогоплательщик по ошибке, в результате незнания налогового законодательства либо по иным причинам заплатил в бюджет больше, чем требовалось, излишне уплаченные суммы могут быть:

зачтены в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;

направлены на погашение недоимки по иным налогам;

направлены на погашение задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения;

Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

2. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Взыскание налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счет;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

3. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

4. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;

4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

5. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.

6. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

7. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Читайте также: