Куда уходят региональные налоги

Опубликовано: 27.04.2024

Каждое физлицо обязано отчислять установленную ставку от заработанных или полученных средств. Это установлено в налоговом законодательстве. Согласно федеральным законам отчисления, получаемые с физлиц в виде налогов, идут в бюджет. При любых нарушениях, которые были допущены гражданами, применяются меры ответственности. У самого процесса налогообложения и распределения полученных средств имеется много нюансов, которые установлены законодательно.

​​Какие налоги с зарплаты выплачиваются государству

Налоговое законодательство подразумевает ежемесячное отчисление средств при получении заработной платы. За этим процессом следит налоговая инспекция. Если работодатель нарушает указанные правила перечисления средств, то возникает ответственность, которая включает в себя разнообразные штрафные санкции. Примером может служить занижение налога, что позволяет взыскать сверх необходимой суммы еще 20% в виде штрафа.


Любые нарушения ведут к ответственности из-за того, что все отчисления необходимы для обеспечения бюджета региона, а также поддержания социальных фондов. Это приводит к ужесточению налоговой политике государства.

Основным налогом является НДФЛ, который высчитывается для заработной платы в размере 13% для резидентов РФ, патентных специалистов с высокой квалификацией или лиц, имеющих гражданство стран ЕАЭС. Для нерезидентов налог установлен в размере 30%.

Какие еще взносы выплачиваются


Каждая организация и работодатель имеют обязательство по взносам страхового характера в ФНС. Тарификация данного сегмента установлена статьями 427—429 НК РФ. Вычет производится с совокупности выплат работнику или лицу, работающему по договору гражданско-правового типа. В среднем общий взнос равен 30%.

Ряд компаний имеют льготные условия, что позволяет производить оплату в сниженном варианте. Но в 2019 году число таких организаций было сокращено.

Еще одним вариантом взносов является отчисление в виде страховых средств, которые в дальнейшем могут использоваться при несчастном случае или производственных травмах, а также профзаболеваниях.

Дополнительным вариантом является повышенная выплата за транспорт с превышением мощности в 410 л.с.

Все варианты оплаты имеют установленный срок в виде 15 числа ежемесячно. При превышении сроков будут начисляться пени, которые потребуется выплатить дополнительно к сумме, установленной изначально.

Дополнительные (косвенные) налоги

В качестве дополнительного косвенного налогообложения часто подразумевают НДС, который представляет собой налог на добавленную стоимость. Его оплачивают все компании, производящие товары или оказывающие какие-то услуги. Чаще всего организации этот налог включают в стоимость своей продукции или услуг, то есть получается, что оплата данного налога ложится на потребителей.

  • товары продовольственного типа — 7%;
  • непродовольственная продукция — 9%;
  • водка и аналогичные напитки — 50%;
  • бензин — 25%.

Дополнительным косвенным налогом является ежегодный вариант отчислений на землю, транспорт и имущество. В 2019 году эта категория была дополнена экологическим, туристическим отчислением, а также налогом на самостоятельную деятельность (самозанятые).


Куда и на что идут налоги в государстве: распределение средств

Каждый вариант налогообложения имеет свое распределение. Например, НДФЛ, высчитываемый с заработной платы гражданина, идет в региональный бюджет в виде 85% от всей суммы сбора. 15% передается в местный муниципалитет, где производится распределение по нуждам. Согласно законодательству последние средства идут на поддержание инфраструктуры, ремонт объектов общественного типа, а также общественный порядок и безопасность.

Фонды медстрахования, пенсионного обеспечения и соцзащиты осуществляют сбор средств в одном месте, после чего распределяются по необходимым затратам на указанные варианты нужд.

Бюджет федерального типа пополняется за счет полноценного сбора НДС. Все средства распределяют в ежегодной форме на ряд отраслей. Среди них:

  • полиция и госструктуры аналогичного типа;
  • госаппарат;
  • армия и национальная оборона;
  • образование и его программы;
  • наука и все исследования, а также разработки;
  • аналогичные отрасли, которые относятся к важным в деятельности государства.


Налогообложение необходимо для реализации всех государственных программ, включая социальные. Получается, что отдаваемые доходы гражданин искусственно инвестирует в улучшение своей жизни и жизни общества.

Вся структура распределения средств осуществляется через приток денег в бюджет, откуда производятся отчисления уже в каждую сферу согласно плану. Примером плана является госбюджет, который представляет собой проектную документацию, принимаемую правительством в качестве основного акта, определяющего экономическое развитие на требуемый период (чаще всего год). Проект имеет несколько частей, в частности открытую и закрытую.

По открытой части рассматривают расходы на различные сферы деятельности и жизни общества, то есть возможно проводить анализ на улучшение или ухудшение жизни граждан за счет изменения уровня оплаты труда и социального обеспечения.

К закрытой части относят оборонные расходы и все, связанное с безопасностью и военными расходами. Обычно закрытая часть превышает остальные расходы, которые заложены в бюджете.

При возникновении дефицита снижается федеральное субсидирование регионов и вырастают затраты в виде дотаций на погашение госдолга. Именно этот момент в совокупности с тем, что налогообложение граждан является одним из основных доходов, приводит к увеличению налоговой базы отчислений и ужесточению налогового законодательства, в частности при нарушениях.

Стоит учитывать, что бюджетное распределение осуществляется на основе запланированных экономических показателей, в том числе инфляции, цен на различные полезные ископаемые, которые являются доходами бюджета и аналогичных вариантов.

Вот как эти деньги будут распределены в 2021 году

Все отчисления, получаемые от налогоплательщика, должны быть заложены в бюджет. Примером может служить работа в Москве и соответствующие отчисления.

Официальная зарплата за месяц составляет 30000 рублей. Налоговых вычетов нет, по этой причине гражданин будет получать 26100 рублей на руки, а за год в бюджет работодатель перечислит 46800 рублей. Соответственно на основе одного налогоплательщика можно сформировать таблицу.

СфераПримерЕдиничные годовые отчисления с одного плательщика и распределениеСовокупность необходимого бюджета на указанную сферу, млн
ТранспортнаяРемонтная работа и замена эскалаторов, создание маршрутной сети8136.9288 473.5
СоциальнаяРазличные социальные программы, а также дополнительная помощь7805.3276 717.1
ОбразовательнаяХудожественные выставки, проведение выпускных, олимпиады7746.9274 647.1
Жилищно-коммунальнаяКапремонт дополнительного характера, ремонт и обновление коммуникаций, уборка дорог, в том числе от снега6705.3237 718
МедицинскаяПроведение бесплатных обследований, вакцинаций и улучшение скорой помощи бесплатного характера5143.5182 349.8
Экономическая и с/хЯрмарки, поддержка хозяйств и предприятий5089180 416.4
Работа правительства и чиновниковЗаработная плата и страховка госаппарата Москвы2693.895 503.1
КультурнаяПроведение культурных мероприятий и поддержка музеев, театров, библиотек1321.646 854.3
СпортивнаяПроведение соревнований и массовых спортивных мероприятий834.929 600.1
МЧС, полиция и аналогичные структурыБорьба с ЧС, пожарами и другими происшествиями58120 596.5
СМИСоздание вещательных региональных каналов328.811 658.3
ЭкологическаяСоздание приемных пунктов металла и проведение массовых мероприятий по озеленению210.27 451.3
ОбороннаяСодержание полигонов26.3933
ДотационнаяВыдача местным бюджетам необходимых средств21.8774.4

Почему не хватает денег на социальные выплаты и прочее?

В национальной экономике ситуации имеет негативный вид из-за увеличенного финансирования ряда сфер, при уменьшении полученных сборов. Примером служит региональные отчисления в бюджет, так как большинство регионов получает дотаций больше, чем отдает, а отрицательные суммы, которые составляют госдолг, растут. Причин нехватки средств несколько:

  • уклонение от налогообложения и возникновение большого количества серых схем;
  • слаборазвитая сфера бизнеса в совокупности с упадком производства;
  • зависимость от нефтегазовой отрасли и таможенных сборов;
  • рост затрат на нацбезопасность, в том числе оборону;
  • ухудшение положения коммерческих структур из-за наличия долга перед государством и его увеличение из-за повышения сборов.


Одновременно с ухудшением экономической ситуации и сокращением рынка труда возникает необходимость в увеличении государственной поддержки ряда социальных сфер, что также в свою очередь увеличивает дефицит средств.

Для оптимизации расходов и уменьшения нагрузки на работающее население в виде налогов требуется увеличение инвестиций с развитием производственного сектора экономики, что в условиях ухудшения экономического положения становится сложным и связано с возникновением опасности увеличения госдолга. Все это увеличивает жесткость налогового законодательства, а также мер пресечения нарушений и ответственности.

Налогообложение необходимо для пополнения бюджетных средств, идущих на распределение по сферам деятельности государства и общества. Все получаемые отчисления с граждан используются для развития различных областей и обеспечения необходимых государственных программ, непосредственно связанных с улучшением жизни общества.

Знаете ли вы, как устроены налоги? Да, вы их платите. Да они уходят в государственную казну. Да, из этой казны от лица государства обустраивают и организовывают вообще всё, что есть у нас в стране. Но знаете ли вы, куда именно они идут?

Возьмём, например, город N, в котором вы живёте. Кажется, что вы имеете полное право требовать от городских властей обустройства площадок, организации нормальной городской среды, ровных дорог. Вы же платите налоги! Но на самом деле всё устроено гораздо печальнее — у российских городов и регионов почти нет денег. Сейчас разберёмся, почему.

Куда идут налоги

Возьмём работника Васю, который проживает в Нижнем Тагиле Свердловской области. Он зарабатывает 20 000 и исправно платит налоги. Только вот куда он их платит?

Его НДФЛ — 13% от з/п распределяются следующим образом: 390 рублей, то есть меньше 2% от самой зарплаты, уходят в бюджет города, а оставшиеся 2210 рублей отправляются в казну областного бюджета.

На этот моменте уже в пору задаться вопросом: а почему плата далёкому областному бюджету настолько превышает налоги в казну собственного города? Ведь именно тут вы живёте, именно тут проводите большую часть времени — получается, что и основные блага, отстроенные на ваши налоги, должны быть тоже здесь.

Если вы думаете, что города могут ещё как-то пополянть казну, вы заблуждаетесь. Например, в случае с всё тем же Нижним Тагилом те гроши, которые город насобирал с НДФЛ, составили 65% самостоятельных доходов городского бюджета.

Тогда на что живут города?

В России почти нет городов, которые могут прокормить себя самостоятельно. В большинстве случаев вопрос решается с помощью областных трансфертов. Буквально всё выглядит так: сначала с НДФЛ почти все доходы уводят на областной этаж, а потом обратно возвращают в города.

Например, Нижний Тагил самостоятельно зарабатывает около 5 млрд, в то время как область отправляет ему ежегодно около 10 млрд — то есть в два раза больше.

А на что живут регионы?

У регионов ситуация не сильно лучше. Помимо НДФЛ серьёзным подспорьем в формировании бюджета становится налог на прибыль организаций, который почти полноcтью попадает в бюджет субъекта. Но и этого, увы, не хватает. На данный момент суммарный долг российских регионов и муниципалитетов федеральной казне — 2,139 трлн рублей.

Тут всё работает ровно так же: весомую долю бюджета региона составляют всё те же трансферты, но на этот раз из федерального бюджета.

Хорошо, а государство откуда деньги берёт?

Государство не получает почти никаких налогов, кроме НДС. Но этого, поверьте, достаточно. НДС входит в конечную стоимость всех товаров в экономике и составляет 20% от их цены. То есть каждый раз, когда вы что-то покупаете, вы платите пятую часть стоимости в федеральную казну.

Чтобы понимать значимость НДС в полной мере, достаточно сравнить доход государства от НДС и самостоятельный доход всех регионов с населением больше миллиона человек. Всего таких у нас 51. Так вот они в сумме самотоятельно заработали 6, 076 трлн. А государство с одного только НДС насобирало 6,017 трлн.

Но и НДС составляет лишь треть казны. Не забывайте про доход от продажи нефти и полезных ископаемых — НДПИ. Это ещё треть госбюджета. Наконец, последняя треть набегает с прочих налогов и сборов по мелочи.

А зачем такая система взаимозависимости нужна?

Видно, что система налогов и сборов построена таким образом, чтобы каждый её этаж нуждался в поддержке этажа повыше. Города не могут без региональных трансфертов, а регионы — без трансфертов федеральных.

Получается по классике: вертикальная система, где кулуарные договорённости и личные решения властной верхушки определяют судьбу регионов. Не нравится нам правитель в регионе? Перекрываем кислород! Показал хороший результат на выборах? Отсыпьте денег!

При том нельзя сказать. что система выстраивается сама собой. Это — вполне себе запланированная бюджетная политика. За последние 10 лет доля региональных бюджетов в налоговых доходах обвалилась с 60% до 44% и продолжает падать.

Получается следующая картина: все друг от друга зависят. а в конечном счёте все вопросы решаются в Кремле. Вот так! Теперь вы знаете, куда писать, когда у вас в городе в очередной раз поплывёт асфальт, а денег на ремонт не окажется.

Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.


Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.

Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы.

Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.

Функции региональных налогов

Региональные налоги не поступают в федеральный бюджет и полностью остаются в местной казне. Они идут на ремонт дорог, строительство школ и больниц, зарплату губернатора. Вот как это работает.

Если машина стоит на учете в Казани, скорее всего, она ездит по дорогам Казани. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Республики Татарстан, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Казани.

Собственник здания фабрики пуховых платков в Оренбурге платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории Оренбурга. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке Оренбургской области.

Порядок установления

Региональные налоги устанавливаются государством, но местный законодательный орган — законодательное собрание области, государственный совет республики, краевая дума — сам решает, в каком размере и когда их платить. На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы, в дополнение к федеральным.

Что относится к региональным налогам

Налог на имущество организаций. Организации обязаны платить налог за владение недвижимым имуществом, кроме земельных участков.

Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости имущества на 1 января того года, за который платится налог, или по его среднегодовой стоимости.

В отличие от граждан, организации сами считают размер налога и платят его не раз в год, а квартальными авансовыми платежами. В конце года доплачивают остаток. Но регион может отменить обязательные авансовые платежи. Сроки уплаты налога тоже определяют регионы.

Налоговая инспекция проверяет правильность расчета налогов. Для этого в течение месяца после окончания квартала организация предоставляет в ФНС расчеты и до 30 марта — налоговые декларации.

Предельные налоговые ставки в размере 2% от кадастровой стоимости имущества и в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества устанавливаются налоговым кодексом — регионы вправе их уменьшить, но не увеличить.

Налог на имущество платят не все организации. Например, не платят церкви, организации инвалидов, коллегии адвокатов и участники проекта «Сколково».

Транспортный налог. Его платят те, на кого зарегистрированы машины: собственники или доверенные лица с правом владения и распоряжения.

Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам.

Налог начисляют не только за легковые автомобили, но и за другие транспортные средства, которые перемещаются по дорогам, воздуху или воде.

Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов.

Размер налога зависит от мощности двигателя транспортного средства. Базовую налоговую ставку определяет федеральный налоговый кодекс, но региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз.

Региональные власти решают, как часто организациям нужно сдавать квартальные отчеты и платить авансовые платежи: каждые 3 месяца или раз в год.

Граждане и ИП обязаны платить транспортный налог до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления.

От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы.

Налог на игорный бизнес. Организаторы азартных игр платят налог на игорный бизнес. Он рассчитывается по количеству игровых столов (от 50 000 рублей за одно игровое поле), игровых автоматов (от 3000 рублей за один) и точек приема ставок (от 10 000 рублей за каждую).

Налог на игорный бизнес платят каждый месяц до 20-го числа.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях.

К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Индивидуальные предприниматели и хозяйства, которые разводят животных и выращивают овощи и фрукты, могут платить единый сельскохозяйственный налог вместо нескольких налогов на прибыль (или НДФЛ для ИП) и имущество. Так можно, только если больше 70% дохода связано с сельскохозяйственной деятельностью.

Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.

Чтобы перейти на ЕСХН, подавайте заявление до 31 декабря. Новый порядок расчета будет со следующего года. Также перейти на ЕСХН можно в первые 30 дней после регистрации ИП или организации.

Ставка ЕСХН — 6% на сумму доходов за вычетом суммы расходов. Регион может снизить ставку по ЕСХН до нуля.

Отчитываться по ЕСХН и платить налог нужно раз в полгода.

Упрощенная система налогообложения — УСН. Применение упрощенной системы налогообложения заменяет уплату налогов на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество и частично — налог на добавленную стоимость.

Ставка по УСН «Доходы» — 1—6%, по УСН «Доходы минус расходы» — 3—15%. Региональные власти вправе снизить ставку по УСН до 0%.

На использование такого удобного налогового режима действует много ограничений. Например, нельзя применять УСН:

  • организациям с доходом за 9 месяцев текущего года больше 112,5 миллиона рублей;
  • банкам, ломбардам, страховщикам, МФО;
  • нотариусам, адвокатам;
  • организациям с филиалами;
  • работодателям, у которых больше 100 работников;
  • иностранным компаниям.

Если у бизнесмена нет ограничений по виду или масштабу деятельности, он может подать заявление в ФНС о переходе на УСН:

в течение 30 дней после регистрации организации или ИП;

в течение 30 дней после перехода с ЕНВД.

Составлять промежуточные отчеты и вносить авансовые платежи нужно каждые три месяца, финальные декларация и уплата налога — раз в год.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Налоговым кодексом установлены условия, на которых может применяться ЕНВД, но пока городские власти не напишут про ЕНВД в собственных законах, этот специальный режим не используют.

ЕНВД действует не на все виды деятельности. Например, он не распространяется на оказание услуг населению, розничную торговлю, общепит, наружную рекламу. Даже с подходящим видом деятельности нужны и правильные масштабы предприятия:

  • не более 100 работников;
  • менее 25% уставного капитала принадлежит другим организациям;
  • не более 150 м 2 для магазина или общепита и не более 500 м 2 для хостела или гостиницы;
  • не более 20 транспортных средств для перевозок.

В отличие от других специальных режимов, не нужно ждать нового года, чтобы перейти на ЕНВД. Захотели — написали заявление в ФНС, и через 5 дней считайте налоги по усредненному доходу для вашей отрасли.

Сколько бы вы ни заработали, размер ЕНВД будет зависеть от физических факторов.

ЕНВД — это произведение:

  • базовой доходности в месяц по числу сотрудников, площади помещения, количеству пассажирских мест или магазинов;
  • всероссийского коэффициента-дефлятора (в 2019 году он равен 1,915);
  • понижающего городского корректирующего коэффициента;
  • муниципальной налоговой ставки от 7,5% до 15%.

Платить ЕНВД и подавать декларацию нужно ежеквартально.


«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Федеральная налоговая служба России станет главным государственным работодателем в 2017-м году.

На фоне кризиса в сфере занятости Федеральная налоговая служба России намерена открыть ни много ни мало 11 850 новых вакансий (!) в наступившем году. Перед новыми сотрудниками будет поставлена закономерная задача: собрать как можно больше налогов и выявить как можно больше уклонистов. Все более отчетливо госслужба в ФНС приобретает привкус. коммерческой.

Система и ее болезни

Платить налоги надо. Это нормальная практика цивилизованного общества. Государство без налогов может существовать, но тогда платной для граждан будет абсолютно любая услуга, любая справка, любой вызов полиции, любое благоустройство двора, каждый урок в школе. Неимущие, слабые (а такие есть в любом обществе) будут умирать от голода, если к ним не придут благотворительные фонды. Наука будет частной, то есть, скорее всего, ее не будет вообще. Да и в этом странном обществе все равно придется отчислять что-то на содержание армии – по известной поговорке, если не своей, то чужой.

Однако налоговая система России, очень мягко говоря, несовершенна. При колоссальном разрыве в уровнях дохода у нас до сих пор действует плоская шкала налогообложения физических лиц – а это, на секундочку, основной доход российских регионов. Аргумент – при введении прогрессивной шкалы (чем больше получаешь, тем больший процент платишь) богатые люди станут скрывать свои доходы. Вопрос – а на что у нас тогда ФНС с ее 11 850 новых сотрудников? Спрятать миллиардную сделку куда сложнее, чем 600 рублей за замену масла в авто. А выявить ее очень просто – было бы желание.

Зато у нас действует неприличная система взносов в Пенсионный фонд («заморозка накоплений» – грабеж чистой воды), огромные деньги уходят на содержание системы фондов обязательного медицинского страхования – паразитарной прослойке между врачами и пациентами. Все это ложится тяжелым грузом на бизнес, вынуждая уводить зарплаты «в тень» – и трудно осуждать предпринимателей за это. Налоговики никогда не согласятся, но для страны лучше, когда платятся хоть самые «черные» зарплаты, чем когда предприятия вообще закрываются.

Фактический паралич государственного управления России, введенное в обычай казнокрадство, повсеместный непотизм (назначение на серьезные должности профессионально непригодных родственников «нужных людей») не могли не привести к образованию альтернативной экономики. Именно с ней в числе прочего будут бороться новые сотрудники ФНС – и весьма велика вероятность, что вместе с водой (налоговыми недоимками) выплеснут и ребенка (несчастный российский бизнес).

Налоги, взносы, сборы

Давайте разберемся, куда вообще уходят наши деньги.

Налоговые и неналоговые (в первую очередь таможенные) поступления составляют более 90% доходной части федерального бюджета России, остальное – безвозмездные поступления.

Основные доходы России – нефтегазовые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины в 2016 году должны были дать 6 трлн руб. из 13,7 трлн общих доходов бюджета. Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС, 4,4 трлн руб.), который в ближайшие годы, видимо, будет поднят, данные средства обеспечивают львиную долю федеральной части бюджета.

А вот региональные бюджеты формируются в первую очередь из разнообразных налогов с предприятий, дорожного налога, а также из любимого всеми НДФЛ (налог на доходы физических лиц); с 2016 года все более значительную роль начинает играть также налог на недвижимость (реформированный земельный налог). Посмотрим на примере слаборазвитой Тамбовской области за 2015 год – НДФЛ дал 45% поступлений в местный бюджет, налог на прибыль – 25,6%, налог на совокупный доход – 6,8%.

Учитывая слабую развитость бизнеса и абсолютную зависимость страны от нефтегазовых доходов, несложно понять, почему более 80% регионов получают из федерального бюджета больше, чем перечисляют туда. Скажем, из своих налогов и сборов та же Тамбовщина оставляет себе в 4 раза больше средств, чем перечисляет в федеральный бюджет, и ей все равно не хватает. Федеральная «дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности» почти вдвое превышает тамбовские выплаты государству, но не хватает и этого: госдолг региона уже превышает половину его ежегодных сборов, при этом более 70% этого долга – коммерческая часть. Это, кстати, редкость: регионы чаще предпочитают занимать у госбюджета. Отдавать долги все сложнее: сейчас уже ясно, что фактически российские регионы – несостоятельные должники. При этом наше государство охотнее списывает долги Кубам и Анголам, чем Оренбургу и Кирову.

С доходами разобрались, а что же расходы? Они с каждым годом становятся все более засекреченными, в 2017 году это 24% трат государства, причем не только по статье «Национальная оборона», но и, например, по статье «Культура». В целом же на наши деньги действительно функционирует государство – содержит госаппарат (доля расходов на него также растет), армию, полицию, систему образования, отчасти медицину и многое, многое другое. Все благоустройство, которое все-таки имеет место быть в наших городах и селах, тоже оплачено через наши налоги.

Помимо налогов существуют еще и другие замечательные сущности – взносы со сборами. Скажем, когда правительство громогласно объявило о моратории на рост налогов, Москва тут же повысила торговый сбор – а что, это же не налог, а «местный платеж». Взносы с зарплат граждан идут в три фондовых системы – Пенсионные фонды (22% от зарплат), фонды ОМС (5,1%) и фонды соцстрахования (2,9%). С 2017 года администрирование этих скрытых налогов передается как раз в ФНС, и слово «взнос» окончательно теряет смысл. Забавно, что процент взносов в Пенсионный фонд уменьшается с ростом зарплаты – то есть глава ФНС Михаил Мишустин платит туда меньшую долю своих доходов, чем вы, уважаемый читатель из среднего или «полусреднего» класса.

Не пора ли посмеяться?

Все это неудивительно – когда законы принимают очень богатые люди, в стране почему-то становится все больше очень бедных людей. На эту тему существует замечательная китайская притча.

Некий император какой-то из древних династий сказал своим чиновникам:

– Мои подданные слишком хорошо живут! Они веселы и довольны, смеются и пляшут, значит у них много денег, а у меня в казне мало. Увеличьте налоги.

После увеличения налогов он отправил чиновников проверить обстановку на улицах.

– Что делают на улицах мои подданные? – спросил у министров император.

– Они сетуют и причитают, государь.

– Значит, у них еще много денег. Увеличьте налоги.

Налоги снова увеличились.

– Что теперь делают мои подданные? – спросил император.

– Они причитают, плачут горькими слезами и умоляют пощадить, государь.

– Значит у них еще есть деньги! Увеличьте налоги!

Увеличили.

– А что сейчас делают мои подданные? – спросил император.

– Они рыдают, клянут судьбу и рвут на себе волосы.

– Значит у них еще что-то осталось. Увеличьте налоги!

И снова чиновники вышли на улицы посмотреть.

– Ну а теперь, теперь что делают мои подданные?

– Ваши подданные почему-то смеются и пляшут, государь.

– Вот. – сказал император. – Вот теперь у них действительно ничего не осталось.


По итогам прошлого года в Приморье собрали более 132 млрд рублей налогов, 85% из которых остались в казне региона и его населённых пунктов. Финансовые потери бизнеса и населения из-за эпидемиологической обстановки приведут к потере в 2020 году почти 11% доходов бюджета края. VL.ru подсчитал, сколько собранных за 2019 год денег осталось в нашем крае, а сколько — ушло в «центр», и от каких сфер бизнеса казна Приморья недосчитается налогов.

За 2019 год в Приморском крае было собрано более 132 млрд рублей налогов для наполнения федеральной казны и консолидированного бюджета региона. Это на 15% больше, чем в 2018-м. Более 112 млрд рублей (или 85%) остались в Приморье. Из них 22,7 млрд рублей отправились в местные бюджеты, в том числе в казну Владивостока.

Среди регионов Дальневосточного федерального округа Приморье оказалось на четвёртом месте по сбору налогов. На первом традиционно обосновался Сахалин, который обеспечил поступление в бюджетную систему 287,6 млрд рублей. Два следующих места за Якутией (249,2 млрд) и Хабаровским краем (143,5 млрд). Примечательно, что ещё 5-10 лет назад именно Приморье занимало лидерские позиции в налоговой сфере на Дальнем Востоке. Но постепенно край выбыл даже из тройки лидеров, хотя поступления растут как от малого бизнеса, так и от всех отраслей экономики в целом.

Население платит больше компаний

По видам сборов самый значительный взнос в региональный и местные бюджеты сделали жители края — налог на доходы физических лиц принёс 52,2 млрд рублей. За прошлый год поступления от НДФЛ выросли на 10%. Все эти деньги делятся между краевым и местными бюджетами. По нормативам Бюджетного кодекса РФ не более 85% сборов может пойти в казну региона, остальное — в местные бюджеты. Но краевые законодатели могут менять пропорции, увеличивая долю муниципалитетов. Так, например, во Владивостоке сверх положенных 15% остаётся ещё 4,5719% от собранного НДФЛ.

На втором месте по собираемости оказался налог на прибыль предприятий — почти 33,4 млрд рублей. Эти доходы распределяются между федеральной казной и бюджетом края. По итогам 2019 года в регионе осталось 85% от собранного налога на прибыль организаций.

Налог на имущество в 2019 году стал третьим по объёму — в бюджеты разных уровней от компаний и граждан поступило 12 млрд рублей (+2% к 2018-му). Основная часть — платежи организаций, которые оседают в казне края (11,3 млрд). Налог на имущество физлиц в 2019 году составил только чуть более 720 млн рублей — он полностью идёт в бюджет муниципалитетов, в том числе Владивостока. Переход на кадастровую стоимость при оценке недвижимости, вероятно, в следующие годы существенно поднимет налог для приморцев и поступления от его сборов в казну.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в 2019 году по сборам занял четвёртую позицию, добравшись до 11,4 млрд рублей. За год его объём вырос почти в четыре раза, в том числе из-за работы программы АСК-НДС-2, которая отслеживает всю цепочку контрагентов и сокращает количество попыток незаконного возврата НДС. Плюс сыграло свою роль повышение ставки НДС с 18 до 20%. Все сборы от НДС целиком и полностью отправляются в федеральный бюджет — в крае не остаётся ничего.

Земля, машины и игорный бизнес

Земельный налог пополнил краевой и федеральный бюджет на 2,8 млрд рублей, и здесь фиксируем падение — минус 9% к 2018 году. Хотя этот вид налога с рядовых приморцев за два года значительно вырос: в 2017 году собрали 382 млн рублей, а по итогам 2019-го — 620 млн рублей.

Транспортного налога с физлиц в нашем автомобильном регионе за 2019 год набралось на 1,8 млрд рублей. Все они остались в крае.

Не меньшими по значимости в Приморье стали сборы по акцизам на производство местного пива — 1,8 млрд рублей, которые полностью ушли в бюджет края. Они обогнали акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации. Эти акцизы в сумме 1,4 млрд рублей целиком ушли в федеральный бюджет. Примечательно, что Нижегородская область, где базируется ГАЗ, обеспечила сборы по акцизам на аналогичном уровне. Однако существенное снижение поступлений от акцизов на отечественные автомобили более чем очевидно - в 2018 году эта статья принесла бюджету 4,9 млрд руб.

Налог на добычу полезных ископаемых из Приморья принёс в разные бюджеты всего 502,7 млн рублей. Из них 168,5 млн ушли в федеральную казну, а 334,2 млн - в краевую.

В Приморье собирается и налог на игорный бизнес. Надо сказать, что поступления от него приходят не только от казино Tigre de Cristal, но и от многочисленных букмекерских контор, где делают, к примеру, ставки на спорт. В 2019 году этот налог принёс краевому бюджету 129,5 млн рублей, что на 12% больше прошлого года (по данным www.nalog.ru на 1 января 2020 года на основании отчёта по форме No 1-НМ).

Сколько потеряют бюджеты

В пояснительной записке к краевому законопроекту о пониженных налоговых ставках для отдельных категорий бизнеса в Приморье прогнозировалось, что бюджет региона в этом году потеряет до 15 млрд рублей доходов. Это около 10% от всей казны Приморья. Одновременно рабочих мест могут лишиться до 10 000 жителей края, что означает потерю отчислений от НДФЛ в краевой и муниципальный бюджеты.

Среди сфер бизнеса за 2019 год лидерами по налоговым отчислениям в разные бюджеты являются оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение грузов. Так, например, предприятия торговли, включая ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, заплатили в общей сложности 21,3 млрд рублей. Организации из сферы транспортировки и хранения (водный, морской, железнодорожный транспорт и т. д.) - более 21,7 млрд рублей. Эти сферы бизнеса уже несут существенные потери из-за ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Эксперты считают, что каждое третье российское предприятие покинет бизнес-поле в течение следующих трёх месяцев. В данном случае могут рухнуть и поступления от малого бизнеса Приморья, которые за прошлый год составили 9 млрд рублей. Сегодня в краевом реестре таких организаций числятся 88 444 субъекта бизнеса, а значит, могут остаться всего около 59 000 компаний и ИП.

Но уже сейчас внутри налоговых поступлений Приморья можно смело вычеркивать значительную часть 1,5 млрд рублей, которые в прошлом году принёс в краевой бюджет гостиничный бизнес и общественное питание. Вполне возможно, уйдут и поступления от организаций из сферы культуры и спорта - 1,4 млрд рублей.

Существенная корректировка ждёт и статью поступлений от деятельности железнодорожного транспорта. Междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки раньше приносили в краевой бюджет 3,3 млрд рублей.

Треть от этих сумм исчезнут в отчётах уже по итогам первого квартала: ряд компаний вряд ли покажет прибыль, а то и вовсе уйдёт в минус.

Читайте также: