Критерии оценки налоговых систем взаимосвязь и противоречия критериев

Опубликовано: 27.04.2024

экономические науки

  • Серазетдинова Наталья Владиславовна , бакалавр
  • Башкирский Государственный Аграрный университет
  • КОСВЕННЫЙ НАЛОГ
  • ПРЯМОЙ НАЛОГ
  • НАЛОГ
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Похожие материалы

  • Оценка деятельности и программы лояльности компании «Джей энд эс»
  • Повышение эффективности деятельности подразделений, связанных с созданием положительного имиджа ОмГУПС
  • Анализ подходов и проблем развития малого бизнеса на примере вендинговых компаний
  • Факторы, влияющие на формирование положительного имиджа ОмГУПС на рынке образовательных услуг
  • Проектное управление: системный подход

Целью данной статьи является описание критериев оценки налоговых систем, выявление их взаимосвязи и противоречий. Задачи: дать определение налогам и налоговой системе; подробно разобрать каждый из критериев оценки; рассмотреть взаимосвязь этих критериев и их противоречия.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Любые аспекты функционирования общественного сектора, в том числе относящиеся к налогообложению, должны оцениваться с позиций экономической эффективности и социальной справедливости. На практике невозможно построить идеальную налоговую систему, налогообложение в разных странах не следует единому шаблону[2].

Налоговая система в настоящее время выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, так как с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

Налоговая система — это система, основанная на определенных принципах, совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Налог — это обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, физических и юридических лиц государства в бюджеты различных уровней, в соответствии ставке, которая установлена в законодательном порядке на данный момент.

Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налогов всего 2 — НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Ниже приведена таблица критериев оценки налоговой системы и их описание.

Таблица 1. Критерии оценки налоговой системы.

Налоговая система должна быть простой и понятной. Простота означает возможность администрирования на основе простых и понятных процедур.

Гласность и открытость

Означает, что вся информация , касающиеся видов, размеров, сроков уплаты налогов имеется в открытом доступе, так же граждане имеют доступ информации об объемах собранных налогов и направлении их использования.

Возможность адаптации налоговой системы и изменению налоговых ставок, налоговой базы, а так же наличие процедур для урегулирования возможных конфликтов между налогоплатильщиками и налоговыми органами.

фактор, который учитывает влияние налога на сектор экономики лежащий вне общественного, т.е. вопрос о воздействии налогов на аллокацию ресурсов в сфере производства и поставки частных благ. По принципу эк. нейтральности налоги делятся на искажающие и неискажающие. Искажающий налог — это такой налог, при введении которого экономический субъект принимает иное решение об аллокации ресурсов, чем до введения налога. Неискажающий налог такого влияния на экономику не оказывает.

Означает, что дифференциация налогов не может осуществляться на основе имущественного благосостояния гражданина. Налогом должно облагаться во-первых производство, а во вторых потребление.

Осуществляется на основе двух принципов: принцип получаемых выгод, указывает на различие в полезности действий государства для разных видов налогоплательщиков; принцип платежеспособности, имеется в виду реальная возможность того или иного гражданина платить налоги.

каждый налогоплатильщик извещается о налоговых сборах, которые он обязан оплатить

означает всеобщность налогообложения. Каждый налогоплатильщик обязан учавствовать в пополнении бюджета РФ.

В целом понятие критерия оценки и принципы оценки налоговой системы совпадают между собой. При сравнении налоговых систем необходимо учитывать следующие четыре критерия оценки, такие как: относительное равенство обязательств, организационная простота, экономическая нейтральность, гибкость и контролируемость налоговой системы (со стороны налогоплательщиков).

Так как описанные выше критерии оценки и формирования налоговых систем не предполагают достижения единственного идеального состояния, то очевидно, что они не все согласуются между собой.

В рамках существующих противоречий критериев оценки налоговой системы скрывается конфликт между требованиями экономической эффективности и справедливости. Сложившиеся противоречия между этими критериями не могут быть полностью разрешены и это должно учитываться при решении многих конкретных проблем при формировании налоговых систем[1].

Обычно их необходимость обосновывается с позиций справедливости. Но любые льготы предполагают усложнение налоговой системы и могут усилить искажающее воздействие налогов на аллокацию ресурсов. Поэтому в практике необходимо принимать такие решения, которые способствуют достижению компромисса между взаимосвязанными, но противоречивыми между собой критериями. Особенно это противоречие характерно для таких критериев, как экономическая нейтральность и социальная справедливость.

Список литературы

  1. Ахинов, Г.А., Жильцов, Е. Н. Экономика общественного сектора[Текст]: учебное пособие / Ахинов Г.А., Жильцов Е. Н. – М: ИНФРА-М, 2013. – 345 с.
  2. Ибатуллин У.Н. Экономика общественного сектора: Методические указания, 2016 – 30с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Донецкий национальный технический университет

    по дисциплине: Экономика общественного сектора

    на тему: Виды налогов, критерии оценки налоговых систем

    Слушателя Мирошниковой О.С.

    1. Виды налогов, критерии оценки налоговых систем в Российской Федерации

    2. Краткий экскурс по системам налогообложения других стран

    Список использованных источников

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Известно, что посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального дохода в странах с развитой рыночной экономикой. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

    налог платежеспособность нейтральность экономический

    1. Виды налогов, критерии оценки налоговых систем в РФ

    В истории развития налогообложения зафиксировано довольно большое разнообразие налогов и сборов, которые в отдельные периоды входили в состав налоговых систем. Например, основным источником доходов княжеской казны в Древнерусском государстве была дань, а также взимались торговые и судебные пошлины. В эпоху Петра I в России кроме налогов с извозчиков, постоялых дворов, печей и многих других были установлены экзотические налоги за бороды и усы. Разные названия налогов в основном определялись объектом налогообложения. В XX в. перечень основных налогов стал более универсальным. Это – налоги с оборота, акцизы, налоги на прибыль, на имущество, подоходный налог с граждан и прочие. При этом, несмотря на разные названия, основным источником уплаты налогов в большинстве случаев является доход налогоплательщиков.

    Налоги, составляющие налоговые системы разных стран, принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по способу изъятия налоги разделяют на:

    Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, налог на прибыль и др. Косвенные налоги на товары и услуги обычно устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Они отличаются более широкими возможностями переложения их на конечного потребителя. Это НДС, акцизы, налоги с оборота, таможенные пошлины, регистрационные и лицензионные сборы и т.п.

    По соотношению прямых и косвенных налогов в совокупных налоговых поступлениях судят об особенностях налоговой системы. Согласно данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развимтия(сокр. ОЭСР,англ.Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD)– международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.), в экономически развитых странах обычно преобладает доля прямых налогов . В России, доля подоходных налогов (налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц) в налоговых доходах консолидированного бюджета превысила поступления НДС, изчего можно сделать вывод о преобладании прямого налогообложения. Если же в составе косвенных налогов учесть таможенные пошлины, становится ясным, что преобладание прямого налогообложения относительно невелико.

    По характеру налоговых ставок, который определяет соотношение сумм налога и налоговой базы, налоги делятся на:

    Пропорциональный налог предполагает использование единой налоговой ставки, которая не зависит от величины налоговой базы. Таков российский налог на доходы физических лиц, по которому установлена единая основная налоговая ставка 13%, НДС с его основной ставкой 18% и др. Прогрессивное налогообложение предусматривает рост ставки налога по мере увеличения налоговой базы. Во многих странах прогрессивные шкалы используются в подоходном налоге, а в России — при обложении налогом на имущество физических лиц.

    Регрессивное налогообложение, наоборот, предусматривает снижение ставки налога по мере роста налоговой базы. В России с 2001 г. регрессивные налоговые ставки установлены по единому социальному налогу. В то же время ряд налогов, особенно косвенных, несмотря на внешние признаки пропорционального налогообложения, имеют регрессивный или прогрессивный характер в отношении доходов населения, а НДС является регрессивным налогом для последних. В частности, акциз, установленный в виде фиксированной ставки в рублях на единицу товара, может быть регрессивным по отношению к лицам с высокими доходами и прогрессивным для малообеспеченных слоев населения.

    Если налог связан с конкретным видом общественных благ, средства на которые формируются за его счет, он называется специальным маркированным. Это платежи в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования, транспортный налог, идущий на содержание и развитие дорожной сети.

    Остальные налоги не имеют узкоцелевого характера, являются общими или немаркированными и могут использоваться на финансирование большей части различных общественных благ, предоставляемых государством. В современных налоговых системах доминирующее положение занимают общие налоги. Это обеспечивает гибкость бюджетной политики, возможность перераспределять налоговые доходы, не меняя налоговую систему. Федеративные государства обычно имеют трехуровневую налоговую систему, в которой налоги делятся на федеральные, или общегосударственные, региональные (налоги штатов, провинций, земель и т.д.) и местные. В Налоговом кодексе РФ эти группы налогов называются видами. Кроме того, налоги могут быть сгруппированы по субъекту уплаты (с юридических и физических лиц), способу обложения и ряду других классификационных признаков (см. табл1).

    Таблица 1. Классификационные признаки и виды налогов

    По способу изъятия

    По объекту налогообложения

    Имущественные Ресурсные или имеющие рентный характер Взимаемые с дохода, результатов деятельности Налоги на потребление Налоги со сделок

    По методу исчисления и характеру налоговых ставок

    Прогрессивные Пропорциональные Регрессивные

    По характеру связи с конкретным видом общественных благ

    Общие (немаркированные) Целевые (маркированные)

    По принадлежности к уровню власти и управления

    Федеральные Государственные (национальные) Региональные Местные

    По субъекту уплаты

    С юридических лиц

    С физических лиц

    По способу обложения

    Уплачиваемые на основе декларации

    Взимаемые у источника дохода

    Рассчитываемые на основе кадастра

    Российская налоговая система в соответствии с Налоговым кодексом РФ включает налоги трех уровней, в том числе:

    – 3 региональных (уровень субъектов Федерации) ,

    Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории страны. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

    В состав региональных налогов входят налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

    К местным относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме того, Налоговый кодекс РФ регламентирует применение 4 специальных режимов:

    – системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога);

    – упрощенной системы налогообложения;

    – системы налогообложения в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности;

    – системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В настоящее время основная часть налоговых доходов бюджетной системы России формируется за счет налога на прибыль организаций, НДС, налога на добычу полезных ископаемых и налоги на доходы физических лиц.

    2. Краткий экскурс по системам налогообложения других стран

    Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По перечню налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, объектам налогообложения, льготам, фискальным полномочиям различных уровней власти налоговые системы существенно отличаются друг от друга.

    Несмотря на многообразие и сложность налоговых систем в разных странах, можно выделить две основные модели их построения. Одна модель налоговой системы базируется на налогообложении доходов. Так, основными источниками поступлений в федеральный бюджет США являются подоходный налог с физических ниц (свыше 45%), взносы в фонды социального страхования (около 37%), налог на прибыль корпораций (около 9%). Налогообложение потребления в США относительно невелико. Оно представлено региональным налогом с продаж, который обеспечивает около 30% дохода бюджетов американских штатов.

    Другая модель делает упор на налогообложение потребления — налоги взимаются в тот момент, когда доход тратится. Таков налог на добавленную стоимость, который обычно обеспечивает наибольшую долю бюджетных доходов. Доля поступлений НДС в бюджете Франции составляет более 41%, подоходного налога с физических лиц — более 18%, налога на акционерные общества (на прибыль) — около 11%.

    В налоговых системах ряда стран, таких как Италия, Скандинавские государства, сформировалась уравновешенная структура косвенных и прямых налогов. Теоретически, налоговые системы могут также строиться на основе преобладания ресурсных или имущественных налогов. Однако на практике эти налоги не являются ключевыми в доходах государств. Обычно они играют ведущую роль при формировании региональных и местных бюджетов.

    В современном мире происходит гармонизация налогообложения на территориях интегрирующихся государств путем определения основных принципов и правил организации налогового процесса в границах регионального экономического образования. Цель общей налоговой политики – выработка унифицированных форм и методов налогообложения, учитывающих как уровень развития и особенности модели национальной экономики отдельных государств, входящих в объединение, так и межгосударственные приоритеты объединенной экономики. Наглядным примером экономической интеграции государств с рыночной экономикой стало образование и развитие Европейского Союза (ЕС). Гармонизация и унификация налоговых систем в рамках ЕС прежде всего реализуется в отношении косвенных налогов, в частности НДС, для которого рекомендованы минимальная стандартная (на уровне 15%) и льготная (5%) налоговые ставки. Сохраняется применение нулевой ставки для товаров, экспортируемых за пределы стран ЕС, и освобождение от налога ограниченного круга социально значимых товаров.

    Чтобы смягчить влияние сближения действующих стандартных ставок НДС на величину бюджетных доходов отдельных стран, этот процесс происходит постепенно и допускает сохранение налоговых ставок в пределах установленного диапазона, например от 15 до 25%. В то же время сохраняются неравенство налогообложения для национальных корпоративных систем и налоговая конкуренция между регионами.

    При сравнении национальных налоговых систем с точки зрения эффективности выполняемых ими функций исходят из критериев их оценки, к которым можно отнести:

    -относительное равенство налоговых обязательств, экономическую нейтральность,

    – организационную простоту, гибкость и прозрачность для налогоплательщиков.

    Степень обеспечения равенства обязательств налогоплательщиков определяет уровень восприятия ими налоговой системы как справедливой. Поскольку налогообложение носит принудительный характер, необходимо стремиться к его равному воздействию им граждан и предпринимателей при сохранении определенной дифференциации на основе принципов полезности и платежеспособности. Принцип полезности или получаемых выгод увязывает величину налоговой нагрузки с объемами фактического потребления общественных и частных благ, получаемых от государства или с его помощью. Принцип платежеспособности предполагает соразмерность налогообложения и объективной способности налогоплательщиков уплачивать налоги, которая оценивается размером получаемых доходов, объемом покупок и другими показателями. Именно этот принцип во многом характеризует справедливость налоговой системы, но обеспечить полное равенство налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков весьма сложно.

    Критерий экономической нейтральности предполагает минимизацию искажающего воздействия налогов на рыночное поведение групп налогоплательщиков в различных сферах экономики. Однако именно налоги должны оказывать влияние на использование и распределение ресурсов общественного сектора, способствовать повышению эффективности их использования путем обеспечения сбалансированности налогового бремени с потребностями в общественных благах. Налоги являются инструментом более справедливого перераспределения доходов, изменения структуры и темпов развития производства, решения социальных задач, нейтрализации недостатков рыночной системы хозяйствования, например, в области противодействия загрязнению окружающей среды. Таким образом, нейтральность налогов следует понимать как минимизацию их негативного влияния на экономику и социальную сферу.

    Критерий организационной простоты предполагает снижение издержек налогового администрирования как у налоговых органов, гак и у налогоплательщиков. Это условие может быть реализовано при достижении ясности и единообразия налоговых обязательств, изложенных в налоговом законодательстве. Критерий гибкости предусматривает наличие способности налоговой системы быстро и адекватно реагировать на изменения экономических процессов. Оперативность реакции особенно важна в условиях избыточного роста или снижения экономических показателей, например для преодоления финансового кризиса. При этом характер налоговых ставок может выполнять функцию встроенного стабилизатора. Например, прогрессивные ставки налога на прибыль в определенной степени сдерживают стремление предприятий к по лучению сверхприбыли в период ее роста, а снижение ставок в пе риод спада обеспечивает опережающее снижение налогового бремени по сравнению с уменьшением массы прибыли.

    Критерий прозрачности налоговой системы реализуется в тех случаях, когда налогоплательщик способен самостоятельно или с минимальной помощью разобраться, понять особенности исчисления и уплаты действующих налогов, оценить влияние налоговой системы на достижение своих интересов. Этот критерий часто рассматривают в совокупности с критерием контролируемости; т.е. с наличием возможности для налогоплательщиков или их групп вносить коррективы в налоговую систему (например, через участие в выборах органов власти или референдумах), в той или иной сфере осуществлять контроль за формированием и функционированием бюджетной и налоговой систем, включая расходование бюджетных средств.

    При рассмотрении названных критериев в комплексе видно, что при их реализации могут возникать противоречия. Например, введение налоговых льгот может восприниматься как справедливое и, наоборот, как создание неравных условий для отдельных групп налогоплательщиков, как усложнение налогового администрирования, как нарушение критерия нейтральности. Поэтому на практике обычно принимаются компромиссные решения, отражающие баланс интересов различных сторон налоговых взаимоотношений.

    Основным источником доходов общественного сектора являются налоги, которые выполняют фискальную, регулирующую, контрольную, социальную и другие функции. Приоритетность различных функций налогов, принципов налогообложения, отдельных налогов в налоговой системе определяется экономической и социальной политикой государства. В демократическом обществе налоги выступают как отражение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

    При оценке эффективности функций, выполняемых национальной налоговой системой, исходят из критериев обеспечения равенства налоговых обязательств, экономической нейтральности, организационной простоты, гибкости и прозрачности.

    Список использованных источников

    1. П.В. Савченко, И.А. Погосов, Е.Н. Жильцов. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. — М.: ИНФРА-М,2010. — 763 с., 2010 – перейти к содержанию учебника

    2. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой – М.: Издательство Московского университета, 2014 – 440с.

    3. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора. Учебник для магистров – М.: МИГСУ, 2011 – 348 с.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:13, контрольная работа

    Описание

    Россия выходит из кризиса по собственной траектории, существенно отличающейся от путей, выбранных другими государствами, столкнувшимися с подобными проблемами. Резкое увеличение государственных расходов в период кризиса характерно для большинства стран. Однако, пройдя острую фазу кризиса, они сокращают расходы, многие увеличивают налоги и стремятся к сбалансированности бюджетов.

    Содержание

    Введение 3
    1. Сущность налоговой системы 4
    2. Критерии оценки налоговых систем, их взаимосвязь и противоречия 11
    Заключение 14
    Библиографический список 15

    Работа состоит из 1 файл

    теория обществ.финансов.doc

    Таким образом можно сделать следующий вывод Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

    2. Критерии оценки налоговых систем, их взаимосвязь и противоречия

    Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

    Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

    Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

    Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

    Критерии оценки налоговых систем:

    1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

    Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.

    Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

    2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

    Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

    3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

    Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

    4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

    Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

    5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

    Несогласованность критериев связана с конфликтом экономической эффективности и справедливости. К экономической эффективности относятся нейтральность, гибкость и организационная простота. К справедливости относятся контролируемость и относительное равенство. Например, налоговые льготы являются справедливыми, но они искажают налоговую систему, что приводит к экономической неэффективности.

    Взаимосвязь и противоречие критериев позволяет оценить как достоинс тва, так и недостатки налоговой системы.

    Т.к. в разных странах приняты разные стандарты соотношения эффектив ности и справедливости, то существует большое количество налоговых систем. Например, косвенные налоги по отношению к прямым труднее контролируются, но имеют более простую организацию. Поэтому в более развитых и богатых странах, где затраты на организацию не так важны, преобладают прямые налоги, а в наименее развитых, где важно собрать налоги в полном размере, преобладают косвенные налоги 2 .

    Налоговые системы оценивают не только в рамках критерия равенства. Существуют и другие параметры. Экономическая нейтральность показывает эффективность налоговой системы государства. При помощи этого критерия оценивают воздействие налогов и сборов на рыночное поведение производителей и потребителей.

    Большинство налогов оказывает воздействие на мотивацию субъектов экономики, побуждая их принимать такие решения, которые отличаются от тех, что были приняты в условиях отсутствия данного платежа. Подобные налоги были названы искажающими. Налог, не оказывающий такого действия, - не искажающий. Налоговая система в идеале должна формироваться из не искажающих налогов, но в этом случае система не сможет отвечать другим критериям.

    Административная и организационная простота связана с расходами на сбор налогов. В подобные затраты входят расходы, которые касаются содержания налоговой системы, траты времени и денег плательщиков, что связаны с определением необходимых налоговых сумм, их внесением и перечислением в бюджет и контролем правильности уплаты налогов.

    Гибкость налогов подразумевает способность налоговой системы реагировать адекватно на изменение макроэкономической ситуации в стране и на смену фаз экономического цикла. Примером гибких налогов служит налог на прибыль, сглаживающий цикл деловой активности и действующий как встроенный стабилизатор. Данный налог в фазе подъема способен сдерживать предпринимательскую активность, потому что возрастание бремени налога происходит быстрее роста прибыли. И, наоборот, бремя налога на стадии спада сокращается быстрее прибыли, стимулируя предпринимателей увеличивать активность.

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012)
    3. Борисов А.М. О модели налоговой системы // Налоги и налогообложение. 2010. N 5. С. 74 - 77.
    4. Васильева М.В. Основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 9. С. 39 - 45.
    5. Грачев М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 33. С. 29 - 36.
    6. Красноперова О.А. Налоговая система и налоговое законодательство - важнейшие элементы налогового механизма // Налоги. 2012. N 3. С. 22 - 25.
    7. Курбатова О.В. Принципы налоговой системы // Налоги. 2012. N 2. С. 18 - 21.
    8. Липатова И.В. К вопросу о развитии налоговой системы Российской Федерации в условиях модернизации экономики // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 30. С. 48 - 53.
    9. Папаика А.А. Концептуальный взгляд на настоящее и будущее налоговых систем // Российский налоговый курьер. 2010. N 22. С. 81 - 83.
    10. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. 2011. N 2. С. 3 - 8.

    1 Грачев М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 33. С. 29 - 36.

    2 Папаика А.А. Концептуальный взгляд на настоящее и будущее налоговых систем // Российский налоговый курьер. 2010. N 22. С. 81 - 83.

    Как оценить риск налоговой проверки: 12 критериев

    Разбираем 12 критериев риска налоговых проверок. Показываем, как провести анализ критериев в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0.


    Согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны следить за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Формой такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика, право на проведение которой закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

    Основным документом для проведения выездных налоговых проверок служит Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

    При планировании выездных проверок налоговики руководствуются значениями общедоступных критериев, которые автоматически отображаются у них в программе. Всего критериев 12. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям риска, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

    Чтобы не привлекать к своей компании повышенное внимание налоговых органов, бухгалтеру или руководителю целесообразно самостоятельно контролировать данные критерии.

    Не хотите читать? Смотрите видео на 15 минут.
    На вебинаре Ольга Славнина, ведущий специалист линии консультаций, рассказала, как самостоятельно оценить риск налоговой проверки по 12 критериям.

    12 критериев оценки налоговых рисков

    Критерий № 1 . Налоговая нагрузка у налогоплательщика является более низкой, чем средний уровень налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в выбранной отрасли (в выбранном виде экономической деятельности).

    Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности, изложен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

    Налоговая нагрузка вычисляется как соотношение суммы уплаченных налогов (по данным отчетности налоговых органов) и оборота (выручки) организаций (по данным Росстата).

    Критерий № 2 . В течение 2-х и более лет организация в своей бухгалтерской и налоговой отчетности отражает убыток.

    Критерий № 3. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость превышает или равна 89% за период 12 месяцев. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН).

    В целом для Российской Федерации на конец 2019 года обновленные показатели на текущую дату представлены в таблице:

    Рис.1

    Рис. 1 (нажмите, чтобы увеличить)

    Актуальные данные для Свердловской области:

    Рис.2

    Рис. 2 (нажмите, чтобы увеличить)

    Критерий № 4. Рост расходов опережает рост доходов. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН) .

    Критерий №5. Заработная плата работника выбранной организации ниже, чем ее средний уровень по аналогичному виду деятельности в регионе.

    Критерий № 6. Неоднократное (более 1 раза) приближение к крайнему значению таких показателей, как выручка, численность сотрудников, остаточная стоимость ОС, которые дают право применять специальный режим (УСН). Во внимание берется приближение на 5 % и менее.

    Критерий № 7. Предприниматель за год в книге учета доходов и расходов отражает суммы расходов, максимально приближенные к сумме доходов.

    Критерий №8. Построение бизнеса на базе заключения хозяйственных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

    Критерий №9. Игнорирование требований налоговых органов: непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и/или непредставление налоговому органу запрашиваемых документов и т. д.

    Критерий №10. Многократное снятие с учета в одном налоговом органе и постановка на учет в других налоговых органах налогоплательщиком в связи с изменением места нахождения (частое перемещение между налоговыми органами).

    Критерий №11. Уровень рентабельности продаж и активов (по данным бухгалтерской отчетности) отличается более чем на 10 % от уровня рентабельности продаж и активов аналогичных предприятий той же сферы деятельности (по данным статистики).

    Критерий №12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с повышенным налоговым риском.

    При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с взаимоотношениями с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

    отсутствие прямых личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства компании (уполномоченных должностных лиц);

    отсутствие информации о фактическом адресе нахождения контрагента, а также о нахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

    отсутствие информации о контрагенте в открытых источниках (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.);

    отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.


    Наличие данных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного или «однодневки», а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.


    Оценка рисков в программе 1С

    В программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 вы можете самостоятельно проанализировать и оценить вероятность налоговой проверки. Программа берет усредненные данные по 12 показателям в вашей отрасли (например, средняя з/п) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей компаниями.

    Для этих целей предназначен отчет «Оценка риска налоговой проверки», который расположен на закладке «Отчеты». С помощью отчета проводится анализ по двенадцати критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

    Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным, которые содержатся в базе и по данным созданной ранее регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

    Найти отчет можно в меню Отчеты — Анализ учета — Оценка риска налоговой проверки.

    Рис.3

    Рис. 3 (нажмите, чтобы увеличить)

    Выберем период для оценки риска проверки, организацию (если в информационной базе ведется учет по нескольким организациям) и нажмем кнопку «Выполнить проверку».

    Для получения подробной информации по каждому пункту, раскроем его по знаку «плюс».

    Отчет можно распечатать по кнопке «Печать».

    Рис.4

    Рис. 4 (нажмите, чтобы увеличить)

    Проблемные критерии помечены красными восклицательными знаками. Например, для нашей организации это третий критерий – есть значительные вычеты по НДС:

    Рис.5

    Рис. 5 (нажмите, чтобы увеличить)

    Развернув пункт, мы видим, что превышена безопасная доля вычета НДС (89%), значит, есть основание для дополнительной проверки. Также в данном примере возникли вопросы по критерию №11 – рентабельность ниже предельной по отрасли:

    Рис.6

    Рис. 6 (нажмите, чтобы увеличить)

    А вот с зарплатой (критерий №5) все в порядке:

    Рис.7

    Рис. 7 (нажмите, чтобы увеличить)

    Часть критериев проанализировать по данным программы бывает невозможно – в таком случае они помечены оранжевыми кружками с вопросительными знаками и содержат пояснение.

    Рис.8

    Рис. 8 (нажмите, чтобы увеличить)


    Если вы еще не работали с этим отчетом, рекомендуем с ним познакомиться и проанализировать показатели вашей организации. Данные для анализа будут учитываться по итогам ранее созданной отчетности. Обращаем внимание, что данная оценка является приблизительной и не является гарантом исключения проверок.

    «Успешной работы в программах 1С.
    Пусть налоговые проверки обходят вас стороной!
    »

    Славнина Ольга, ведущий специалист линии консультаций
    ООО «Центр сопровождения», автор статьи.

    Подготовлены на основании
    Концепции системы планирования
    выездных налоговых проверок,
    утвержденных приказом ФНС России
    от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@
    Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.20071. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

    Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 1.
    Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

    2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

    Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

    3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

    Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога, равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

    4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

    По налогу на прибыль организаций.

    Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

    5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

    Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

    1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
    Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.

    2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.).

    3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации).

    4) Официальные Интернет-сайты Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

    Информация об адресах Интернет-сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

    6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

    В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

    В части единого сельскохозяйственного налога.

    Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
    - доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

    В части упрощенной системы налогообложения.

    Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
    - доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
    - средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики составляет не более 100 человек;
    - остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете составляет не более 100 млн. рублей;
    - предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации составляет не более 24,8 млн. рублей.

    В части единого налога на вмененный доход.

    Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
    - площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
    - площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей составляет не более 150 кв. метров;
    - количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
    - общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

    7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

    По налогу на доходы физических лиц.

    Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 %.

    8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

    Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.

    9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

    Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п.3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п.п.4 п.1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

    10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

    Два и более случая, с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

    11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

    Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 2.

    В части налога на прибыль организаций:
    Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 % и более.

    Читайте также: