Крестьянское хозяйство в казахстане налоги

Опубликовано: 14.05.2024

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННАЯ

Раздел 20. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Глава 78. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 697. Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции

1. Для целей настоящей главы производителями сельскохозяйственной продукции признаются юридические лица, крестьянские или фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность по производству и реализации следующей сельскохозяйственной продукции (далее для целей настоящей главы - сельскохозяйственная продукция):

1) продукции растениеводства;

2) продукции животноводства;

3) продукции птицеводства;

4) продукции пчеловодства.

Для целей настоящей главы к сельскохозяйственной продукции также относится продукция аквакультуры (рыбоводства).

2. Настоящим Кодексом предусмотрены следующие специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции:

1) для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов;

2) для крестьянских или фермерских хозяйств.

3. Производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы по деятельности, на которую распространяется действие таких налоговых режимов, и при соответствии условиям их применения, установленным настоящим Кодексом, вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения:

1) специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов (далее в целях настоящей статьи и статей 698, 699 и 700 настоящего Кодекса - специальный налоговый режим);

2) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации или с использованием фиксированного вычета;

3) общеустановленный порядок.

4. Крестьянские или фермерские хозяйства при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 3 статьи 702 настоящего Кодекса, вправе выбрать один из налоговых режимов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, или специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств - при соответствии другим условиям его применения, установленным статьей 702 настоящего Кодекса.

5. При выборе специального налогового режима, указанного в подпункте 1) или 2) пункта 3 настоящей статьи, такой налоговый режим применяется налогоплательщиками при соответствии условиям его применения, сроком не менее одного календарного года, за исключением случаев, установленных пунктами 5 и 7 статьи 679 настоящего Кодекса.

Действие пункта 6 было приостановлено до 1 января 2020 года, в период приостановления данный пункт действовал в редакции статьи 49 Закона РК от 25.12.17 г. № 121-VI

6. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, имущества в случае осуществления ими видов деятельности, на которые не распространяется действие таких налоговых режимов, а также производить исчисление и уплату соответствующих налогов и платежей в бюджет по указанным видам деятельности в общеустановленном порядке, если иное не установлено пунктом 4 статьи 703 настоящего Кодекса.

При этом раздельный учет, предусмотренный настоящим пунктом, налогоплательщики должны осуществлять в соответствии с положениями утвержденной ими налоговой учетной политики.

7. Не вправе применять специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства.

Параграф 1. Специальный налоговый режим для производителей
сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов

Статья 698. Общие положения

1. Специальный налоговый режим предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, социального налога, налога на имущество, налога на транспортные средства.

2. Специальный налоговый режим распространяется на:

1) деятельность производителей сельскохозяйственной продукции по производству сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной), переработке и реализации указанной продукции собственного производства;

2) деятельность сельскохозяйственных кооперативов по:

производству сельскохозяйственной продукции, за исключением подакцизной продукции, и ее реализации;

заготовке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной членами такого кооператива;

переработке сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной) собственного производства и (или) произведенной членами такого кооператива, а также реализации продукции, полученной в результате такой переработки;

выполнению (оказанию) для членов такого кооператива (в целях осуществления ими видов деятельности, указанных в подпункте 1) настоящего пункта) работ (услуг), включая вспомогательные, по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному и бюджетному планированию;

реализации членам такого кооператива (в целях осуществления ими видов деятельности, указанных в подпункте 1) настоящего пункта) товаров по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному и бюджетному планированию.

Сельскохозяйственные кооперативы обязаны отражать реализацию товаров, предусмотренных настоящим подпунктом, а также предоставление таких товаров в пользование, доверительное управление, аренду в налоговом регистре, форма которого устанавливается уполномоченным органом.

3. Право применения специального налогового режима предоставляется налогоплательщикам при наличии земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования).

Требование части первой настоящего пункта не распространяется на сельскохозяйственные кооперативы и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству продукции пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

Статья 699. Налоговый период

Налоговым периодом для применения специального налогового режима является календарный год.

Спецрежимы для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств.

Дата публикации 11.03.2021

С целью поддержки и развития аграрного сектора в НК РК предусмотрены специальные налоговые режимы для предпринимателей и организаций, чья деятельность связана с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции. Льготные условия налогообложения и упрощенная отчетность в рамках данных спецрежимов облегчает ведение деятельности сельхозпроизводителей. Подробнее об особенностях применения спецрежимов для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств узнайте далее…

Какие спецрежимы предусмотрены для занятых в аграрном секторе?

Ст.698 и ст.702 НК РК предусмотрены спецрежимы специально для:

  • производителей сельхозпродукции, занятых ее производством, переработкой и реализацией и сельхозкооперативов, занятых производством, заготовкой, хранением, переработкой и реализацией продукции;
  • крестьянских и фермерских хозяйств.

При этом, согласно ст.697 НК РК, производителями сельхозпродукции являются:

  • юридические лица;
  • крестьянские хозяйства;
  • фермерские хозяйства.

Деятельность, в отношении которой допустимо применение спецрежима для сельхохпроизводителей, включает производство и реализацию продукции:

  • растениеводства;
  • животноводства;
  • пчеловодства;
  • птицеводства;
  • рыбоводства.

Под сельхозкооперативом, согласно ст.5 закона №372-V от 29.10.2015 г., понимается юрлицо в форме производственного кооператива, объединяющее физлиц или юридических лиц в области производства, переработки, сбыта, хранения сельхозпродукции, рыбоводства, или сервисном обслуживании членов кооператива.

Крестьянским или фермерским хозяйством, согласно ст.41 Предпринимательского Кодекса РК, является трудовое объединение лиц, с целью использования земель сельхозназначения для производства, переработки и сбыта сельхозпродукции. Формы хозяйства могут быть следующими:

  • крестьянское (подразумевается ведение семейного бизнеса);
  • фермерское (ведется личное предпринимательство);
  • фермерское хозяйство в форме простого товарищества.

Можно выбрать только один из двух спецрежимов или разрешено совмещение?

Несмотря на специально предусмотренные ст.698 и ст.702 НК РК спецрежимы, налогоплательщики, занятые в сфере сельского хозяйства, не ограничены выбором только их.

Так, производители сельхозпродукции и сельхозкооперативы могут выбрать для себя один из трех вариантов:

  • спецрежим для производителей и сельхозкооперативов (ст.698-700 НК РК);
  • спецрежим для субъектов малого бизнеса : упрощенка или фиксированный вычет (ст.683 НК РК);
  • общеустановленный режим.

Крестьянские и фермерские хозяйства могут выбрать для себя:

  • спецрежим для производителей и сельхозкооперативов (п.4 ст.697 НК РК);
  • спецрежим для субъектов малого бизнеса : упрощенка или фиксированный вычет (ст.683 НК РК);
  • общеустановленный режим;
  • спецрежим для крестьянских или фермерских хозяйств (ст.702 НК РК).

Также для сельхозпроизводителей и сельхозкооперативов возможно совмещение спецрежимов с ОУР, если налогоплательщики обеспечат раздельный налоговый учет по доходам от разных видов деятельности (п.6 ст.697 НК РК).

Крестьянские или фермерские хозяйства могут совмещать два налоговых режима одновременно в случае, установленном в п.4 ст.703 НК РК, а именно, если часть доходов попадает под действие СНР для крестьянских (фермерских) хозяйств, а часть – под «упрощенку» или ОУР.

Какие требования и ограничения накладываются на применяющих спецрежимы?

Поскольку спецрежимы для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств предполагают более низкую налоговую нагрузку и другие льготы, существует ряд условий, ограничивающих их применение.

Так, спецрежим для сельхозпроизводителей и сельхозкооперативов не вправе применять (п.7 ст.697 НК РК):

  • иностранные юрлица;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства.

Кроме того, обязательным условием является наличие земельного участка на праве частной собственности или землепользования (п.3 ст.698 НК РК). Это требование не распространяется только на пчеловодов –им землю иметь не обязательно.

Применение данного спецрежима позволяет на 70% уменьшить сумму к уплате следующих налогов (п.1 ст.700 НК РК):

  • КПН (ИПН);
  • соцналог;
  • налог на имущество и транспорт.

Расчет налогов при этом производится в общеустановленном порядке.

Налоговым периодом для данного спецрежима является календарный год (ст.699 НК РК).

Спецрежим для крестьянских и фермерских хозяйств допустимо применять налогоплательщикам (п.1 ст.702 НК РК):

  • не являющимся плательщиками НДС;
  • имеющим на территории РК земельный участок на праве собственности или землепользования.

При этом, в зависимости от территориальной зоны установлена максимальная площадь участка, который налогоплательщик должен иметь на праве собственности (землепользования). Ограничения указаны в п.2 ст.702 НК РК: от 500 до 5 000 га.

Расчеты с бюджетом в рамках данного спецрежима производятся на основе уплаты единого земельного налога. Налоговым периодом является календарный год (п.4 ст.702 НК РК).

Могут ли спецрежимы для сельхозпроизводителей применять ТОО, перерабатывающие чужую продукцию?

Поскольку применение данных спецрежимов является выгодным для предпринимателей, претендовать на его применение могут многие субъекты. Однако, следует иметь ввиду, что применение спецрежима возможно только в том случае, если продукция – собственного производства.

Если юрлицо занимается, к примеру, переработкой сельхозпродукции, импортированной из стран СНГ или закупленной у других казахстанских производителей, то применять режим для сельхозпроизводителей оно не вправе.

Аналогичный запрет на применение спецрежима накладывается и в том случае, если юрлицо-производитель сельхозпродукции планирует передавать продукцию своего производства на переработку другим лицам, к качестве давальческого сырья, а затем реализовывать готовую продукцию своими силами. В этом случае, на деятельность по реализации переработанного сырья данный спецрежим распространяться не будет, поскольку переработка произведена силами других лиц. Юрлицу придется обеспечить раздельный учет доходов от разных видов деятельности и выбрать для деятельности, связанной с передачей давальческого сырья другой налоговый режим.

Как отчитываться перед бюджетом, если применяются два налоговых режима?

Если сельхозпроизводитель или крестьянское хозяйство решило применять одновременно два налоговых режима для разных направлений своей деятельности, то необходимо:

  • обеспечить раздельный учет доходов от деятельности, попадающей под действие спецрежима, и от прочей деятельности;
  • сдавать отчетность по каждому налоговому режиму в установленные для этого сроки.

Например, если фермерское хозяйство для прочих видов деятельности решило применять упрощенку, то необходимо будет сдавать формы 910 и 920 в разные сроки, установленные НК РК. При этом, в одной декларации указать доходы, расчеты и ставки, установленные для упрощенки, а во второй –обороты и налоги, относящиеся к другому налоговому режиму.

Социальные платежи за главу хозяйства и его членов также вносятся в сроки, установленные для каждой формы налоговой отчетности.

  • Сколько составит МРП в 2021 г. подробнее

Крестьянские и фермерские хозяйства, как субъекты предпринимательской деятельности, являются плательщиками налогов. При этом они вправе самостоятельно выбирать режим налогообложения.

Рассмотрим подробнее особенности применения системы налогообложения для крестьянских и фермерских хозяйств.

Основы предпринимательской деятельности крестьянских и фермерских хозяйств регламентируются Предпринимательским кодексом.

Крестьянским или фермерским хозяйством признается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции.

Такие хозяйства могут выступать в формах:

1) крестьянского хозяйства в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;

2) фермерского хозяйства, основанного на осуществлении личного предпринимательства;

3) фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности.

Главой указанных хозяйств может быть дееспособный гражданин Республики Казахстан, оралман, достигший восемнадцати лет.

Членами хозяйств являются супруги, близкие родственники (родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) и другие лица, совместно ведущие общее хозяйство.

Для осуществления деятельности крестьянским или фермерским хозяйством необходимы следующие условия:

– хозяйство покрывает свои расходы за счет получаемого дохода;

– производственные, коммерческие и иные отношения осуществляются на договорной основе;

– к выполнению работ могут привлекаться граждане, работающие по трудовому договору;

– порядок заключения договора о найме определяется трудовым законодательством Республики Казахстан;

– члены и граждане, работающие в хозяйстве по трудовому договору, пользуются всеми правами, предусмотренными законами Республики Казахстан;

– хозяйство имеет право пользоваться системой социального и пенсионного обеспечения, социального страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Крестьянское или фермерское хозяйство вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения:

1) специальный налоговый режим (далее – СНР) для крестьянских или фермерских хозяйств;

2) СНР для субъектов малого бизнеса;

3) общеустановленный порядок;

4) СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов (СНР для сельхозтоваропроизводителей).

СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

СНР для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога (далее – ЕЗН) и распространяется на деятельность указанных хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров.

СНР для крестьянских или фермерских хозяйств применяется при одновременном соответствии условиям, предусмотренным пунктом 1-1 статьи 439 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2008 года № 99-IV.

Особенности применения СНР установлены статьей 442 Налогового кодекса *.

Плательщики ЕЗН не являются плательщиками следующих видов налогов и других обязательных платежей в бюджет:

– индивидуального подоходного налога (ИПН) с доходов от деятельности крестьянских или фермерских хозяйств, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с деятельностью, на которую распространяется данный СНР;

– платы за эмиссии в окружающую среду;

– земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками – по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный СНР;

– налога на транспортные средства – по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1, 2 пункта 3 статьи 365 Налогового кодекса;

– налога на имущество – по объектам налогообложения, указанным в подпункте 1 пункта 4 статьи 394 Налогового кодекса.

Исчисление, уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, не указанных выше, и представление налоговой отчетности по ним производятся в общеустановленном порядке.

Объектом налогообложения для исчисления ЕЗН является оценочная стоимость земельного участка, установленная на основании акта определения оценочной стоимости земельных участков, выданного уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами.

При отсутствии акта определения оценочной стоимости земельных участков, выданного уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами, оценочная стоимость земельного участка определяется исходя из оценочной стоимости 1 гектара земли в среднем по району, городу по данным, предоставленным уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами, и площади земельного участка.

Исчисление ЕЗН по пашням производится путем применения ставок, установленных в пункте 1 статьи 444 Налогового кодекса, исходя из совокупной площади земельных участков и совокупной оценочной стоимости земельных участков.

Исчисление ЕЗН по пастбищам, естественным сенокосам и другим земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется СНР, производится путем применения ставки 0,2 % к совокупной оценочной стоимости земельных участков.

Местные представительные органы на основании предложений местных исполнительных органов имеют право повышать ставки ЕЗН не более чем в 10 раз на неиспользуемые в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан земли сельскохозяйственного назначения.

Крестьянские или фермерские хозяйства исчисляют ЕЗН за фактический период владения земельным участком на праве землепользования.

Крестьянские и фермерские хозяйства, статус в РК.

Крестьянские и фермерские хозяйства, понятие, виды.

Члены Крестинского или фермерского хозяйства.

Налоговые ставки, специальный налоговый режим для КХ.

Прекращение деятельности КХ и выход из состава членов КХ.

Законодательство о крестьянских и фермерских хозяйствах претерпевало довольно многие изменения, поэтому поступают систематически вопросы о тех или иных аспектах работы крестьянских и фермерских хозяйств.

Ранее статус и работа КХ была определена в Законе РК от 31 марта 1998года, который утратил силу 1 января 2016года в связи с вступлением в силу Предпринимательского Кодекса РК. Также большие пласты регулирования деятельности закреплены в разных нормативно-правовых актах, как Налоговый и Земельный Кодексы и другие подведомственные акты, поэтому возникает множество вопросов и разных суждений среди многих субъектов агропромышленного комплекса Казахстана.

Статья 41. Предпринимательского Кодекса РК дает четкое Понятие и формы крестьянского или фермерского хозяйства на данный момент 2018год и на отношения возникшие с января 2016года.

«1. Крестьянским или фермерским хозяйством признается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции.»

На вопрос может ли не родственник быть членом КХ, есть ответ в статье 42, где говорится не только о родственниках но и о других лицах совместно ведущих общее хозяйство: «Членами крестьянского или фермерского хозяйства являются супруги, близкие родственники (родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) и другие лица, совместно ведущие общее хозяйство.». Пунктом 2 статьи 42, закреплено членами крестьянского или фермерского хозяйства, как и главой может быть любое другое лицо совместно ведущее общее хозяйство.

Пункт 2, ст. 41, прописывает формы такого общего хозяйства, Крестьянское или фермерское хозяйство может выступать в формах:

1) крестьянского хозяйства, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;

2) фермерского хозяйства, основанного на осуществлении личного предпринимательства;

3) фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности

Таким образом КХ могут быть где участниками выступают члены семьи, также где есть только один участник (личное предпринимательство) и КХ где участниками могут быть любые не родственные лица. В последнем случае отношения должны быть оформлены Договором о совместной деятельности (оно же Простое товарищество без образования юридического лица). Природу таких договоров мы рассматривали в других статьях, в договоре о совместной деятельности КХ оговариваются все условия, условия входа в состав, стоимость такого входа или доли, распределение прибыли, обязанностей и так далее регуляция и запись всех договоренностей.

КХ также как и обычные юридические лица, могут открывать счета в банках, получать кредиты под залог КХ, входить в составы юридических лиц для расширения деятельности , объединяться в кооперативы, общества и другие объединения, участвовать в деятельности кооперативных, хозяйственных товариществ и других организаций, а также по своему усмотрению выйти из любой организации. Здесь, не следует путать деятельность крестьянских и фермерских хозяйств с деятельностью кооперативов и ТОО осуществляющих заготовку сельзох продукции. Правовой статус и налоговый режим для КХ, ТОО и кооперативов существенно разный.

Крестьянские и фермерские хозяйства обязаны зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность и как правило в качестве индивидуального предпринимательства. При этом для развития агропромышленного комплекса Казахстана, Налоговым кодексом предусмотрен существенный льготный режим для КХ, как уплата единого земельного налога на основании акта определения оценочной стоимости земельных участков, выданного уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами. При отсутствии такого акта определения оценочной стоимости земельных участков оценочная стоимость земельного участка определяется исходя из оценочной стоимости 1 гектара земли в среднем по району, городу по данным, представленным уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами, и площади земельного участка.

Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной) и ее реализации, переработке сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной) собственного производства, реализации продуктов такой переработки.

Плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и платежей в бюджет:

1) индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с деятельностью, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

2) земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками - по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим, за исключением земельных участков, используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан;

3) налога на транспортные средства - по объектам налогообложения;

4) налога на имущество - по объектам налогообложения;

5) социального налога - по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

6) платы за эмиссии в окружающую среду - по деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим. (Статья 705 НК РК)

Таким образом видно, что льгота данного режима для КХ существенна.

Однако, есть ограничения по размерам земельных наделов для КХ при пользовании таким режимом, при превышении размеров земель на одно КХ, данное Крестьянское хозяйство не будет иметь право пользоваться таким специальным налоговым режимом. Пределы размеров земельных наделов по величине зависят также от расположения земли в Казахстане. Территория РК для такого налогового расчета поделена на 4 территориальные зоны по областям, при этом допускается наличие земель одним КХ в разных территориальных зонах.

В целях применения специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не должна превышать размер предельной площади земельного участка, установленный для:

1 территориальной зоны - 5 000 га;

2 территориальной зоны - 3 500 га;

3 территориальной зоны - 1 500 га;

4 территориальной зоны - 500 га.

Для целей настоящего пункта применяется следующее зонирование земельных участков:

1 территориальная зона: пастбища, расположенные на землях пустынных, полупустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон Алматинской, Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областей, города Алматы;

2 территориальная зона: земли Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей, города Астаны, а также Актюбинской области, за исключением земель 1 территориальной зоны;

3 территориальная зона: земли, включая орошаемые, Атырауской, Мангистауской областей, за исключением земель 1 территориальной зоны;

4 территориальная зона: земли, включая орошаемые, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей, города Алматы, за исключением земель 1 территориальной зоны.

Прекращение деятельности КХ схоже с процедурой прекращения деятельности любого другого юридического лица. Однако, выход из состава участников в КХ, может быть оформлен разными формами. Деятельность крестьянского или фермерского хозяйства прекращается, если не остается ни одного члена хозяйства, наследника или другого лица, желающего продолжить деятельность хозяйства, а также в случаях банкротства и прекращения права частной собственности на земельный участок или права землепользования.

При прекращении деятельности крестьянского или фермерского хозяйства раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены при условии предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.

Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между его участниками по соглашению между ними.

При выходе из состава членов КХ условия и порядок раздела имущества, земельного участка и права землепользования при прекращении деятельности крестьянского или фермерского хозяйства регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан. Таким образом выход может быть оформлен договором, заявлением и протоколом общего собрания членов КХ, с соблюдением преимущественного права покупки остальными членами КХ.

Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

Читайте в бераторе



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: