Коррупция в налоговых органах

Опубликовано: 26.04.2024

Человек уволился из налоговой после 15 лет службы. Основная причина увольнения — «надоело заниматься коррупцией». Изложенные им факты достойны внимания каждого.

На работу в налоговую устраиваются в основном по протекции. У вас тоже возникает вопрос – зачем? Когда за работу там новый сотрудник получает копейки – около 12.5 тысяч, со временем – под тридцать, и это если удастся выбиться в начальники. Раньше было хуже, сейчас оклад повысили. В Москве есть доплаты от муниципальных властей. На Урале их не было. Есть премии, но их прибирают к рукам начальники, что уже само по себе коррупционная составляющая. Но никого это не волнует. Есть и дисциплинарные взыскания, причем сразу – без премии на пару лет. Пришедшие по блату на что рассчитывают?! Разумеется, на теплое местечко, где с ними поделятся высокой прибылью. Это же налоговая. Понятное дело, там должны быть большие деньги.

От некоторых инспекторов прямо требуют со стороны начальства нарушить закон – под угрозой взыскания и увольнения. К примеру, помочь с банкротством той или иной фирме, которая не заплатила налоги и оставила без денег, попросту кинула, множество людей. Бизнесмен потом откроет другую фирму, и все шито-крыто. Помогают просто так – полагаете? Уверен, что нет.

И главное, все законы о коррупции в ведомстве легко обходятся теми, кому нужно. Система сокрытия доходов и переписывания всех наличных активов на подставные лица давно отлажена. Ловят коррупционеров не благодаря системе ФНС, а благодаря заявлениям в ФСБ. О рядовых сотрудниках не говорим, но в последнее время задержаны руководители Управлений по Курганской, Нижегородской и Тюменской областям. Они пришли в налоговую не работать, а воровать, и были очень удивлены и даже возмущены арестами.

Главное, что важно понять, налоговая система в России сегодня абсолютно неэффективна. Если завтра кончится нефть и газ — экономика умрет, бюджет на налоговых поступлениях не выживет. И виной тому в том числе и непомерная коррупция.

При этом антикоррупционная борьба в ведомстве ведется с размахом, все сотрудники сдают декларации в электронном виде, отчитываются о каждом приобретении, и внезапно, оформив наследство, могут попасть под подозрение в коррупции, находясь в постоянном напряжении. Но реальные коррупционеры-миллионеры из налоговой встроены в систему, и им точно ничего не грозит.

Маленький пример. Новый глава налоговой Михаил Мишустин в самом начале карьеры закупил мощные серверы у московской компании. И потом все региональные отделения обслуживались только ей. В том числе и в регионах. С одной стороны, наверное, так и должно быть в идеале – крупный заказчик, крупный поставщик. Но при этом появляется монополия услуг. И деньги налогоплательщиков перетекают таким образом только в один глубокий карман. Между прочим, на внедрение новых технологий в налогообложении освоены миллиарды.

Опять же, казалось бы, внедрены ИТ-технологии, проведена модернизация. Но бюрократия в ведомстве дичайшая. Абсолютное большинство рабочего времени сотрудников тратится на заполнение многочисленных отчетов. Если работник не справляется – есть система штрафов и лишения премии.

Главное достижение команды Мишустина – автоматизация налоговой отчетности. Сделано с умом. Но сегодня можно говорить, увы, о подтасовке данных через эту систему. Задолженности с предприятий списываются. Таким образом отчетность по сбору налогов улучшается. А собираемость налогов нет. Причем, налоги пытаются взыскать с успешно работающих предприятий, даже если они просят дать им время, отсрочку, чтобы подняться на ноги. Но есть часть предприятий из специального списка, неприкасаемые, которые работают, но считаются в системе безнадежными, и их не проверяют по указанию руководства.

Вспоминаются слова директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, который сказал, что «он (Мишустин) видит, что огромное количество людей налогов не платит, и он ничего с этим сделать не может. Борьба с неуплатой налогов является нерентабельным занятием, почему её практически не ведут».

Алексей Кудрин в последнее время часто говорит о «налоговой реформе», но одной реформой добиться изменений в налоговом ведомстве не получится – оно неэффективно. Тут, видимо, всю налоговую службу нужно разогнать и создать заново, взяв за основу системы нефтегазовых ОАЭ и Катара, где, между прочим, налоги идут на всех граждан, а не только на содержание королевских семей.

Если уж у нас без содержания «королевских семей» никак нельзя, так давайте наконец сделаем так, чтобы налоговая служба работала на благо всего народа.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 13.11.2018 2018-11-13

Статья просмотрена: 1249 раз

Библиографическое описание:

Чугунова, А. А. Проблемы деятельности налоговых органов в разрезе коррупционной, кадровой и экономической составляющих / А. А. Чугунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53722/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассматриваются: проблема коррупции в налоговых органах России, проблема кадровой составляющей и своевременности внесения в бюджет установленных налогов, взносов и сборов.

Ключевые слова: налоги, государственная служба, коррупция, кадровый состав, бюджет

Выявим проблемы деятельности налоговых органов посредствам SWOT-анализа:

Сильные стороны налоговых органов

Слабые стороны налоговых органов

Налоговый Кодекс принят в 2001 году

Налоговые начисления увеличиваются

Налоговые поступления увеличиваются

Экономическая ситуация — благоприятная

Политика Государства — централизована

Репутация и авторитет как федерального органа исполнительной власти

Недостаточное финансирование налоговых органов

Распространенная бюрократия в стране

Большая текучка кадров

Высокий уровень коррупции

Возможности налоговых органов

Угрозы, сопутствующие деятельности налоговых органов

Реформирование в области налогового контроля и администрирования

Усовершенствование и доработка налогового законодательства

Рост авторитета органов налогового контроля

Пересмотр финансирования налоговых органов

Пересмотр законодательства и ужесточение мер за правонарушения в области налогового законодательства.

Осуществление разъяснительных работ и семинаров с налогоплательщиками.

Отсутствие разумной политики привлечения налогоплательщиков

Не совершенные методы защиты баз данных и источников информации налоговых органов

Уклонение от уплаты налогов различными доступными способами.

Отток квалифицированных кадров

Проведенный SWOT-анализ показывает основные проблемы и существенные недоработки в системе функционирования налоговых органов, такие как: слабое законодательство, недостаточное финансирование налоговых органов, большая текучесть кадров и большая нагрузка. Все эти важные недостатки приводят к:

1.Увеличению коррупционных деяний в сфере налогообложения.

2.Повышенная текучесть кадров, прошедших обучение и получивших высокую квалификацию в период работы в системе налоговых органов.

3.Уменьшению налоговых поступлений.

Коррупция в государственных структурах России, представляет собой большую угрозу социального характера: прямо или косвенно влияет на общественные ценности, устои государственности, общественный менталитет. Так в общественной среде и государстве возникает вероятность наступления экономических, политических, и социальных рисков. Коррупционная составляющая так же влияет на уровень развития гражданского общества, государства, ведет к нарушению рыночных отношений, снижению их эффективности. В результате недобросовестной конкуренции возникают монополии и снижается эффективность функционирования экономики страны.

Д. А. Медведев отмечал: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества».

Социальное противоречие, относящийся непосредственно к коррупционной деятельности в государственных структурах проявляется в потребности общества во власти, которая имеет со стороны граждан довольно высокую степень доверия, частных предпринимателей, различных социальных групп, слоев, классов, объединений и общественных объединений. В последние годы коррупция в государственных структурах приобрела политический характер и стала очень серьезным препятствием состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации, а государство, как показывает опыт, в нынешних реалиях ещё не может осилить такую важную проблему, как коррупция.

Согласно части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

Как отмечает В. В. Лунев — Главный научный сотрудник сектора уголовного права и криминологии ИГП РАН, «ежегодно в стране совершается до 7 млн. коррупционных деяний».

В настоящее время в сфере налогового контроля, можно выделить два основных направления проявления коррупции:

‒ налогоплательщик сам инициирует дачу взятки сотруднику налоговых органов, для предотвращения налоговых проверок, сокращения налоговой базы и прочее.

‒ сотрудником налоговых органов используется служебное положение — вымогание взятки, например, предлагая взамен избежание налоговых проверок, отсутствие в итоговых документах о налоговой проверке некоторых выявленных правонарушений, уменьшение сумм налоговых штрафов, незаконное возмещение НДС и прочее. Сотрудники налоговых органов, тем же порядком могут находить некоторые «недостатки» в бухгалтерских сводах и налоговой отчетности учреждений и для возможного решения проблемы предлагают им обратиться за консультационными услугами в конкретную организацию, которая после «поделится» с налоговиками.

Важной и первостепенной задачей деятельности налоговых служб является — снижение уровня коррупции. Для решения указанной проблемы должно быть реализовано как долгосрочные стратегические мероприятия, так и принимать экстренные конкретные меры.

Значительную роль в функционировании и взаимодействии структур государственной службы несет ее трудовой резерв. Его компетентность и профессионализм определяют на практике использование возможностей управления с целью установления необходимого правового порядка в государственном устройстве и обществе.

Наличие постоянного и имеющего высокую квалификацию персонала напрямую обеспечивает продуктивность работы, как любой организации, так и государственных органов, в нашем случае — налоговых органов.

Результат профессионального функционирования государственных гражданских служащих в РФ в большинстве своем напрямую зависит от их правового положения в период её осуществления, ровно как и в необходимости и обязательстве направления их на переобучение, аттестацию, повышение квалификации, в кадровый резерв и т. д. Поэтому мы можем прийти к выводу в повышении качества, модернизации и укреплении совершенствования российского законодательства, которое определяет правовое положение гражданских служащих, а также непосредственно приобретает особо важную значимость на сегодняшний момент.

Именно кадровый состав являются фундаментом, основой для практических и теоретических принципов, приёмов и методов управления. Каждому управленцу необходимо понимать, что все вопросы управления предприятием целиком и полностью принимаются во внимание и зависят от квалификации и структуры кадров. Из чего вытекает следствие — не беря во внимание особенности кадрового устройства объекта управления, не получится определить ни одного точного и правильного способа управления. Принцип, отлично работающий для одной структуры, возможно, может быть не подходящим применительно к иной структуре. Итак, возможный положительный результат и как следствие эффективность деятельности возникает только в случае изучения со всех сторон и непрерывного совершенствования персонала организации.

На сегодняшний момент объем работ на каждого налогового инспектора весьма большой, а на рынке труда служащие государственных органов являются весьма востребованными. Поэтому возникает существенный отток высококвалифицированных специалистов в коммерческие структуры, где есть возможность получить больший доход, чем в структурах ФНС России. Все это и ведет в основе своей к несоответствию нагрузки на сотрудников налоговых органов и оплаты их труда соответственно, что в свою очередь в близлежащей перспективе приведет к существенному замедлению темпов роста объемов налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоги, сборы, взносы занимают основную часть источников, которые наполняют бюджеты всех уровней. Их собираемость — это один из важнейших показателей эффективности налоговой сферы, как главного результата ее деятельности. Налоги являются важным звеном экономической системы государства, от которого зависит благосостояние, как отдельного гражданина, организации так и всего государства в целом. В этой связи налоги и их собираемость определяются как фактор и движущая сила, влияющие на ситуацию в экономике нашей страны. Из этого следует, что поступление в бюджет государства установленных законодательно налогов, взносов и сборов вовремя и в полном объеме является главной задачей налоговых органов.

Отличительными признаками налога в российском законодательстве являются безвозвратность, обязательность, законодательный и целевой характер налога.

Законодательный характер налогов — в соответствии с законами налоги могут вводиться и отменяться.

Так, по состоянию на 1 января 2018 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1 078,9 млрд. руб., что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Этот факт ведет к ограничению объёма финансовых ресурсов и негативно влияет на экономику государства. Примерно около 10 % ВВП теряет Российская Федерация в связи с уклонением и неуплатой налогов.

Российское законодательство в части налогов, слишком громоздко, его нормы распределены по многочисленному количеству нормативных, законодательных актов. Кроме того, в эти самые акты регулярно вносятся соответствующие поправки и дополнения. В этой связи изменчивость и сложная система налогового законодательства и являются причинами проблем правового характера уплаты указанных задолженностей перед Российской Федерацией.

Экономические причины неуплаты налогов вызваны высокими налоговыми ставками, что в свою очередь не позволяет отдельным налогоплательщикам своевременно и в полной мере платить все налоги. Первопричина этого факта в том, что законодательство Российской Федерации, обязывающее платить такие высокие налоги, обходит стороной текущее экономическое положение страны, рассчитывая на предприятия, которые ведут торгово- закупочную деятельность, у которых имеется надежный и постоянный высокий доход. Конечно, такие предприятия имеют возможность без задержек и в полном объеме платить все налоги в бюджетную систему РФ. Но существуют и другие предприятия, являющиеся производителями, которые используют в осуществлении деятельности старое оборудование и у них отсутствуют оборотные средства, а производимую продукцию им трудно реализовать в связи с ее не конкурентной ценой. Таких предприятий в России довольно большое количество.

Итогом вышесказанного является несостоятельность предприятий и вследствие этого невозможность заплатить налоги, предусмотренные законодательством.

При таких обстоятельствах получается, что отсутствие финансовых средств и вследствие этого уклонение от уплаты налогов становится процессом неизбежным. Но все-таки есть в настоящее время возможные способы для снижения объемов этих явлений. Для этого необходимо ввести комплекс мер по усовершенствованию законодательства Российской Федерации, так же нужно ужесточить контроль и регулярно проводить мероприятия по повышению налоговой культуры граждан страны в целом.

  1. В. В. Лунеев, «Коррупция в России» / В. В. Лунеев // «Государство и право», 2007. — № 11. — с. 24.;
  2. А. М. Беляев, П. П. Шсвель, «Некоторые проблемы профессионального развития гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации» // Научно-информационный журнал «Армия и общество». — 2012. — № 2 (30). — С. 125–130.;
  3. Тематический выпуск: Взыскание задолженностей по налогам с организаций (Пронин, М. С. Пронин) («Горячая линия бухгалтера», 2006, n 9);
  4. С. А. Голубчикова, «О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов» // Налоговый вестник № 4, 2008. — 45–49 с.

Обыски и задержания налоговиков проходят по всей Москве


С конца прошлого года в Москве не прекращаются следственные действия в структурах ФНС, их итогом становятся массовые посадки сотрудников налоговой — только в апреле сообщалось о пяти задержаниях по делам о взятках. Ранее ФСБ и правоохранительные органы работали по межрайонным инспекциям, но накануне обыски затронули офис столичного управления, что вызывает опасения его работников. Кого и за что “приняли” силовики — в материале ПАСМИ.

Охота на инспекторов

Сотрудники налоговых органов столицы пребывают в легкой панике. Как сообщил ПАСМИ источник в УФНС по Москве, 15 апреля в здании управления на Хорошевском шоссе проводились следственные действия с участием сотрудников ФСБ. С чем они были связаны, собеседник редакции сказать затруднился, но, похоже, обыски, выемки и задержания в налоговых органах столицы носят масштабный характер.

В середине марта в сети появились сообщения о том, что еще с конца прошлого года сотрудники ФСБ и антикоррупционных отделов МВД проводят следственные действия в районных инспекциях ФНС, интересуясь деятельностью рядовых сотрудников.

По данным телеграм-канала Baza, правоохранители работали по стандартной схеме: приходили в инспекции с серьезной силовой поддержкой, выгоняли посетителей, перекрывали вход. Затем всех сотрудников собирали в одном помещении, изымали у них телефоны и изучали переписку и информацию о денежных переводах.

Они в курсе:
— руководитель УФНС по Москве
Марина Третьякова
— глава УФСБ по Москве и Московской области
Алексей Дорофеев
— начальник ГУ МВД Москвы
Олег Баранов

Тогда выдвигались две версии происходящего. Первая — массовое обогащение налоговиков на регистрации “левых компаний”, вторая — сотрудничество со всеми инспекциями некоего обнальщика. И, судя по дальнейшему развитию событий, лицо, объединяющее сомнительные схемы во многих ИФНС, нашлось.

Первая пара

Первые плоды масштабные оперативные мероприятия принесли уже в начале апреля. Первого числа появилась информация об аресте сразу двух московских налоговиков по делу о коррупции.

Басманный суд заключил под стражу на месяц начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков в инспекции ФНС № 24 на Старокаширском шоссе Романа Евлуженкова. А Хамовнический суд отправил в СИЗО главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС России № 10 Мурата Мурадова.

Обоим сотрудникам ФНС вменили ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере). Но если подробности дела Евлуженкова не сообщались, что в случае с Мурадовым было обнародовано имя взяткодателя — им оказался предприниматель из Санкт-Петербурга Даниил Мартинсон, находящийся под домашним арестом с июля 2020 года. В Москве ИП Мартинсона занималось службой такси и арендой легковых автомобилей с водителем, оно было ликвидировано 25 марта текущего года.

Миллионер из ИП

12 апреля появились сообщения об аресте еще двух представителей Федеральной налоговой службы, правда, на этот раз бывших. Владимир Купцов и Михаил Александров ранее занимали должности государственного налогового инспектора ИФНС России №15 и старшего государственного налогового инспектора ИФНС России №26.

В СИЗО их отправил все тот же Хамовнический суд, обвинение предъявлено также по статье о получении взятки в крупном размере, а разоблачил их опять же Даниил Мартинсон. Признательные показания о том, что в течение длительного времени передавал деньги двум столичным инспекторам, Мартинсон дал в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве.

А 15 апреля стало известно еще об одной “жертве” Мартинсона. Правоохранители задержали старшего налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС № 23 Максима Бекшаева. Ему вменяют уже особо крупный размер взятки — ч. 6 ст. 290 УК РФ.

В отличие от предыдущих историй называется и сумма незаконного вознаграждения — около 1,8 млн рублей, и то, за что были уплачены эти деньги. Бекшаев якобы скрыл от межрайонной ИФНС № 46 тот факт, что по адресу, который предоставил взяткодатель, не зарегистрированы никакие юридические лица.

Они должны быть в курсе:
— руководитель ФНС Даниил Егоров
— директор ФСБ
Александр Бортников
— глава МВД
Владимир Колокольцев

Кстати, все сообщения о задержаниях и арестах в столличных налоговиков информагентства и СМИ дают со ссылкой на источники. Официально ни в Федеральной налоговой службе, ни в правоохранительных органах эту информацию ни разу не прокомментировали.

ПАСМИ также пыталось получить комментарий у пресс-службы ФНС, но безуспешно — по телефону нам сказали, что информацией не располагают, а на письменный запрос не ответили.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников ФНС в Москве и других регионах, — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Бывшие и действующие сотрудники налоговых органов Самарской области, а также обеспечивающие им поддержку работники силовых структур подозреваются в создании одной из крупнейших в стране площадок по уклонению от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).

По версии следствия, этим «сервисом» пользовались подрядчики госкорпораций и крупных компаний из разных регионов страны. О возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий; до четырех лет лишения свободы) сообщил РБК источник в центральном аппарате Следственного комитета, информацию подтвердил собеседник в Федеральной налоговой службе.

Источник в Налоговой службе утверждает, что в Тольятти в межрайонной инспекции № 2 по Самарской области прошел осмотр, а в компаниях, предоставляющих юруслуги по уходу от налогов, а также дома у бывших сотрудников налоговой проводились следственные действия. По его словам, только по эпизодам, которые удалось установить следствию, содействие преступной группы помогло коммерческим компаниям из разных регионов уклониться от выплаты НДС на 4,4 млрд руб.

РБК направил запросы в пресс-службы Следственного комитета и Федеральной налоговой службы России.

С чего началось уголовное дело

Управление Следственного комитета по Самарской области возбудило дело о превышении должностных полномочий сотрудниками межрайонной инспекции ФНС № 2 по Самарской области в октябре этого года, рассказал источник в центральном аппарате СК и подтвердил источник в ФНС. Оно стало началом масштабного расследования деятельности площадки по махинациям с «бумажным НДС», обслуживающей многие регионы России.

Что такое «бумажный НДС»

НДС — самый собираемый налог в России. Это крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. Сколько НДС компания должна заплатить в бюджет, рассчитывается так: НДС «исходящий» (который компания начислила своим контрагентам при продаже товаров/работ/услуг) минус НДС «входящий» (предъявляют продавцы товаров/работ/услуг, который фирма как покупатель или заказчик оплачивает).

«Бумажный НДС» — это схема ухода от налога, когда компания подставляет в цепочку взаимоотношений фиктивные сделки с фирмами-однодневками. Хотя в реальности она не оплачивала товары или услуги, мнимая операция отражается в документах, увеличивая «входящий» НДС и, соответственно, снижая итоговую сумму налога к уплате.

Фактически оплата по сделкам не перечисляется, операция не отражается в бухучете продавца или же отображается как дебиторская задолженность с последующим списанием по итогам срока исковой давности.

«Бумажный НДС» — устаревшая схема. В 2015 году Федеральная налоговая служба запустила автоматизированную систему АСК НДС-2. Сравнивая счета-фактуры и декларации, она автоматически выявляет налоговые разрывы. Помимо доначисления налога нарушителей штрафуют на 20–40% от суммы недоимки.

Благодаря автоматизированным проверкам налоговый разрыв по НДС в России уменьшился до 0,4% — это самый низкий показатель в мире. При том что еще в 2016 году он составлял 8%.

Дело было возбуждено в отношении неустановленных должностных лиц, сообщил источник в ФНС. По его словам, с марта по апрель 2020 года сотрудники межрайонной инспекции № 2 могли использовать поддельную доверенность коммерческой компании (наименование известно РБК), которая состояла у них на учете, на представление ее интересов в инспекции. По словам источника, налоговиков подозревают в том, что они могли предоставить электронные декларации в налоговую, где содержались не соответствующие действительности данные.

Именно этот небольшой эпизод помог следствию выйти на участников организованной группы, специализирующейся на услугах по уклонению от уплаты НДС.

В чем подозревают налоговиков

Следствие установило, что, предположительно, преступная группа действует на базе компании ООО «Элрем Сервис», рассказал источник в СК. По его словам, аффилированные с ней фирмы — всего задействовано 430 юрлиц — образуют площадку по махинациям с НДС. По телефонам, указанным при регистрации компании «Элрем Сервис» в ЕГРЮЛ, на звонки РБК никто не ответил.

Как следует из базы данных СПАРК, компания зарегистрирована в Тольятти. Ее основной вид деятельности — «торговля оптовая неспециализированная». В 2019 году выручка компании составила 2,7 млрд руб., прибыль — 2,6 млн руб.

Компания «Элрем Сервис» упоминается в обращении сотрудников МИ ФНС № 2 по Самарской области к руководителю Федеральной налоговой службы Даниилу Егорову (есть у РБК; подлинность подтвердил источник в ФНС), в котором они сообщают о коррупции в рядах руководства инспекции.

РБК направил запрос в пресс-службу ФНС с просьбой подтвердить факт получения письма, где, в частности, утверждается, что руководством МИ № 2 выстроена система работы, направленная на извлечение личной выгоды. Заместитель руководителя инспекции, утверждают авторы обращения, привлекает фирмы-посредники для предоставления услуг по сдаче отчетности, которые фабрикуют и подают в электронном виде уточненные нулевые декларации.

В письме также сказано, что процесс поставлен на поток, недостоверная отчетность принимается сотнями, что неминуемо создает «разрывы» в отчетности налогоплательщиков в других инспекциях. Данные о доверенностях на лиц, подающих отчетность, вводятся в информационную систему «Доверенность» по указанию руководства, потом эти доверенности приносят сотрудники как поступившие по почте, но без какой-либо регистрации, без почтовых конвертов, сообщается в обращении к главе ФНС.

В нем также утверждается, что в МИ № 2 есть «неприкасаемые» налогоплательщики, которых контролирует руководство инспекции. «Ранее состоящие на учете в МИ № 2 по Самарской области ООО «Квадрат», ООО «РПЗК», ООО «Легос», ООО «АЗМ Энерго Сервис» являлись звеньями в схеме работы транзитной площадки ООО «Элрем Сервис» и, несмотря на миллиардные обороты, всего за пару месяцев были ликвидированы без проведения контрольных мероприятий по заданию руководства», — говорится в письме.

Источник в ФНС рассказал РБК, что деятельность «Элрем Сервис» и аффилированных с ней структур постоянно обсуждается на совещаниях центрального аппарата ФНС с руководством УФНС по Самарской области». По словам источника, на этих совещаниях федеральное руководство ставит задачи по ликвидации площадки. «При этом она развивается и растет, создавая новые ответвления», — отметил собеседник. РБК направил запрос в УФНС по Самарской области.

Кто мог входить в состав группы

Следователи полагают, что организаторами преступной группы могут быть два бывших сотрудника МИ № 2, сообщил РБК источник в СК. Следствие установило, что раньше один из них был сотрудником отдела выездных проверок этой инспекции, а другой — сотрудником отдела досудебного урегулирования налоговых споров. По словам источника, сейчас оба проходят свидетелями по уголовному делу. «В местах их проживания прошли обыски», — рассказал он.

Источник в налоговом ведомстве уточнил, что, предположительно, в эту группу входят бывшие и действующие сотрудники налоговых инспекций Тольятти, а также прикрывающие их силовики. «Основная часть участников группы работает в МИ ФНС № 2 по Самарской области, также есть представители из управления ФНС по Самарской области», — уточнил он. По словам источника, всего налоговыми махинациями занимались 25 человек.

Во время следственных действий, которые прошли дома у бывших сотрудников налоговой, следователи обнаружили печать нотариуса, поддельные доверенности, флеш-накопители и банковские карты организаторов и участников группы.

Кто мог пользоваться услугами площадки

По версии следствия, услугами тольяттинского «сервиса» могли пользоваться компании из разных российских регионов. В предварительном списке следствия компании из Москвы, Подмосковья, Татарстана, Санкт-Петербурга, Твери, Краснодара и Нижнего Новгорода. Этот список есть у РБК, его подлинность подтвердил источник в СК. Некоторые компании выступают подрядчиками крупных предприятий.

Например, в списке компаний, который следователи составили на основе данных ФНС, указано ООО «Галика-Мет» — подрядчик госкорпорации «Роскосмос», НПО им. Лавочкина и ПАО «ОДК-Кузнецов».

Согласно базе данных СПАРК, ООО «Галика-Мет» выполняло контракты для корпорации «Роскосмос»: в 2017 году — на 71,4 млн руб., в 2018-м — на 98,6 млн руб., в 2019 году — на 49,9 млн руб. В 2020-м компания подписала контракты с НПО им. Лавочкина на 4,9 млн руб. Кроме того, в этом году ООО «Галика-Мет» заключило контракты с ПАО «ОДК-Кузнецов» на 515 млн руб. Все они связаны с поставками и монтажом станочного оборудования.

В списке также есть ООО «Возрождение Петербурга» — подрядчик ГУП «Московский метрополитен». В 2019 году эта компания заключила со столичным метрополитеном контракт на 607,7 млн руб., в 2020-м — еще два контракта на 1,6 млрд руб. Все они были связаны с выполнением путевых работ.

В пресс-службе «Роскосмоса» (куда также входит НПО им. Лавочкина) отказались от комментариев. В пресс-службе ОДК и Московского метрополитена комментариев не предоставили. РБК также направил запросы в ООО «Галика-Мет» и ООО «Возрождение Петербурга».

Игнатова Полина Игоревна – студентка магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

Научный руководитель Кузякин Юрий Петрович – доктор юридических наук, профессор Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррупции в налоговых органах. Отмечается проблематика данного вопроса на международном уровне. Дается краткое разъяснение возникновения коррупции и взяточничества в России. Раскрываются основные способы получения взятки в налоговых правоотношениях. Также в статье указываются основные методы воздействия в борьбе со взяточничеством.

Ключевые слова: Коррупция, налоговые органы, взятка, НДС, меры воздействия.

Проблема коррупции в России существует долгие годы и уже является как бы ее неотъемлемой частью, характерной чертой ее культуры.

По статистическим данным международного движения Transparency International Россия ежегодно входит в перечень стран, наиболее пассивно борющихся с коррупцией в стране. Являясь страной, подписавшей Конвенцию Организации экономических содружеств и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Россия обязана наказывать компании, зарегистрированные в ее юрисдикции, за коррупционные практики в других странах. В докладе Transparency International «Экспорт коррупции» за 2017 г. Россия была включена в группу стран, которые не принимают необходимых мер для борьбы с подкупом иностранных должностных лиц и набрала 29 баллов из 100, заняв 135 место в Индексе восприятия коррупции 2017.

Зародившись еще на Древней Руси в виде мздоимства, трансформируясь и совершенствуясь коррупция росла вместе с государством, проходя все вехи истории.

Основным толчком массового развития коррупции стал период приватизации. Режим строгого ограничения СССР пал и многие получили возможность заполучить капитал, злоупотребив своими полномочиями. При этом приватизация была проведена таким образом, чтобы простой люд не смог принять должного участия в ней.

В современной России одной из наиболее коррумпированных сфер является налоговая, т.к. возможность злоупотребления своими полномочиями достаточно велика. Существуют определенные механизмы получения дополнительной финансовой поддержи со стороны населения для ФНС.

Одним из широко известных и наиболее распространённых способов является вымогательство взятки со стороны налогового органа в обмен на не выявление каких-либо нарушений. Порой эти самые нарушения просто выдумываются и предъявляются налогоплательщику как существующий факт, которого можно избежать при определенных условиях. Ярким примером стало дело о получение взятки в размере 3 млн рублей. И.О. руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ Балашихи. По данным газеты Коммерсант [4] в 2011 г. исполняющая обязанности руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ по городу Мария Урникис требовала денежные средства у нефтеперерабатывающей компании, сообщив ей, что та якобы имеет налоговую задолженность в 25 млн рублей. За «минимизацию и смягчение результатов выездной налоговой проверки» размер отступных изначально составлял 5 млн рублей, однако в ходе переговоров и.о. руководителя «сжалилась» и заявила цену в 3 млн рублей. Раскрыть преступление удалось при «активном участии службы безопасности ФНС России».

К сожалению, при такой схеме вымогательства в большинстве случаев налоговым органам на руку играет пассивная позиция налогоплательщика, у которого прочно засела мысль, что гораздо легче заплатить, нежели подавать жалобу и инициировать разбирательство по данной проблеме.

Еще одной коррупционной схемой, используемой налоговыми органами, на сегодняшний день, является незаконное возмещение НДС. Схема довольна проста и представляет собой обычную процедуру возмещения налога, т.е. фирма представляет в налоговые органы данные по операциям, по которым имею право на возмещение налога из бюджета, как правило, суммы значительных размеров. Налоговики проводят проверку по подтверждению действительности операций и НДС возмещается. Самое интересное выявляется вследствие проведения дальнейшего расследования, когда обнаруживается, что фирмы являются однодневками и, очевидно, что заявленные операции существуют только на бумаге. В качестве примера, можно привести громкое дело Магнитсткого, согласно информации из открытых источников, С.Л. Магнитскому удалось раскрыть крупную аферу возмещения НДС на 5,5 млрд рублей. Возмещение налога проводилось в 28-ой ИФНС по г. Москве.

Исходя из приведенного выше примера, можно сделать вывод насколько велики потери бюджета, если рядовая инспекция проворачивает махинации на суммы более 5 млрд рублей.

Из наиболее распространенных схем коррупции налоговых органов можно привести в пример следующую: налоговая инспекция проводит рядовую проверку налоговой отчетности, в которой выявляет «недостатки». Как решение возникшей проблемы налоговики рекомендуют обратиться в определенную организацию за консультацией. Следствием обращения налогоплательщиком в оговоренную фирму является получение прибыли не только фирмой, но и рекомендовавшим ее налоговым инспектором. Подобную схему довольно сложно доказать и поэтому она является более «законной, правомерной».

Проблема коррупции является насущной и В. В. Путин в своем послании [5] Федеральному Собранию, в частности, предлагает:

  • отказаться от принципа тотального, бесконечного контроля. Задача должна заключаться в отслеживании ситуации, предупреждении преступления там, где существуют действительные признаки и риски нарушения.
  • предусмотреть для малого бизнеса надзорные каникулы. В ситуации, когда предприятие заработало надежную репутацию в течение предыдущих трех лет, предлагается в следующие 3 года освободить предприятие от государственного и муниципального контроля.

Однако, больший упор в антикоррупционных мерах сделан на сферу гособоронзаказа.

Последняя мера носит спорный характер и влечет определенные риски. Отсутствие контроля может увлечь деятельность фирмы в теневой сектор экономики и совершение ею правонарушений.

Безусловно, борьба с коррупцией в России — это процесс длительный и в некоторой степени болезненный. Он требует не только затрат на прорабатывание методик, но и искоренение привычек, формирование высокой налоговой ответственности. Проблему, которая веками сидит в нас, ставшей неотъемлемой чертой представления нашей страны, невозможно искоренить при отсутствии жесткого контроля и справедливых мер ответственности. Так представляется целесообразным устранить «лазейки», двойственные формулировки, в частности, внесение изменений в нормы правил проведения налоговых проверок или рассмотрения жалоб по результатам их проведения. Уточнение норм, касающихся налоговой ответственности, в части наложения штрафа на усмотрение налогового органа. Совершенствование административного законодательства, в первую очередь, применительно к диспозициям налоговых правонарушений и альтернативным санкциям. Принятие мер, направленных на дальнейшее удаление налоговых органов от налогоплательщиков друг от друга, уменьшение их непосредственного контактирования с помощью компьютеризации.

Стоит также отметить важность повышения чувства гражданского долга у населения и чувства служебного долга у налоговых органов. Активное привлечение граждан к сотрудничеству с правоохранительными органами. Также важна разумная кадровая политика руководства органов ФНС, а при возникновении случая получения взятки, принятия строгих мер для устранения систематизации подобных преступлений.

Коррупционные риски поджидают на каждом шагу, и борьба с коррупцией является задачей не только Правительства страны, но каждого гражданина. В первую очередь, дача или получение взятки – это нарушение прав и свобод человека и гражданина, но отсюда возникает обязанность в борьбе с этим фактором. К сожалению, в большинстве случаев возникает только пособничество и активное распространение, и развитие такой болезни как коррупция.

Читайте также: