Контроль за деятельностью нотариуса профессиональный налоговый судебный прямой и косвенный

Опубликовано: 14.05.2024

ЛЕКЦИЯ № 29. Контроль за деятельностью нотариусов. Ответственность нотариусов

1. Контроль за совершением нотариальных действий
Основы законодательства РФ о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий:
1) судебный контроль (ст. 33);
2) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34);
3) налоговый контроль (ст. 34).
Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия могут быть обжалованы в суд Согласно ст. 310 ГПК РФ. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по местонахождению нотариуса или по местонахождению должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление должно быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.
Данное заявление рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия.
Заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами, указанными в федеральных законах, должны быть поданы в суд по местонахождению соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждений социальной защиты населения; экспедиций, воинских часей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, места лишения свободы. Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом России, подается в суд по месту порта приписки судна.
Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие (ст. 312 ГПК РФ).
Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц направлен на защиту интересов физических и юридических лиц при обращении за совершением нотариальных действий.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в 4 года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через 1 после наделения его полномочиями нотариуса. Целью проверки является: выявление нарушений и ошибок в работе, оказание помощи и принятие мер к устранению причин и условий недостатков в работе.
Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.
Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.
Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет. Правильность взимания нотариального тарифа определяется по записям в реестре регистрации нотариальных действий.
По результатам проверок и обследований деятельности физических лиц составляется акт, который должен содержать все реквизиты проверяемого лица, сведения о его деятельности и результаты проверок и обследований.
2. Ответственность нотариуса
Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии (например, выдал справку или иной документ, предоставленный нотариусу сотрудникам правоохранительным органам до возбуждения уголовного дела) или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ (например, удостоверение сделки, не соответствующей требованиям законодательства), обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В случае неумышленного причинения нотариусом ущерба он возмещается в ином порядке (к примеру, посредством системы социального страхования, но если ущерб превышает страховую сумму, то взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой).
В зависимости от того, каков правовой статус нотариуса – государственный либо занимающийся частной практикой, – Основами закреплены два порядка привлечения к ответственности:
1) в случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов, указанных в главе 7 Основ (ч.2 ст. 17 Основ);
2) нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству России, несет ответственность в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 17 Основ). В данном случае применению подлежат нормы Трудового кодекса РФ об увольнении.
За определенные дисциплинарные проступки нотариусы могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. Государственные нотариусы – на основании норм ТК РФ, частнопрактикующие нотариусы – на основании норм Профессионального кодекса нотариусов РФ, также возможно применение мер ответственности, предусмотренных уставом нотариальной палаты либо решением общего собрания нотариальной палаты.
В случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган необходимых сведений нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Так, ст. 129.1 НК РФ устанавливает, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей, а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В соответствии со ст. 46 Конституции России каждому гражданину РФ гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебный контроль в сфере нотариальной деятельности осуществляется как при рассмотрении судами дел о правонарушениях нотариусов, так и при рассмотрении обращений нотариусов и органов нотариального самоуправления в связи со злоупотреблениями и неправомерными, по их мнению, действиями государственных органов и их должностных лиц. Судебный контроль за деятельностью нотариусов может быть прямым и косвенным.

Прямой контроль осуществляется судами при рассмотрении в соответствии со ст. 33 Основ законодательства РФ о нотариате отказов в совершении нотариального действия или неправильного совершения нотариального действия.

Правила обжалования действий нотариусов в настоящее время закреплены главой 37 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) «Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении» подраздела IV «Особое производство».

Часть 3 ст. 263 ГПК РФ закрепляет, что в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заинтересованными лицами могут быть признаны граждане и юридические, лица, в отношении которых совершено нотариальное действие либо получившие отказ в его совершении. Кроме того, такое дело может быть возбуждено и по заявлению прокурора. Иные лица, чьи права и охраняемые законом интересы были или могли быть затронуты нотариальным действием, вправе защищать свое нарушенное право или интерес путем обращения в суд с соответствующим иском.

В порядке особого производства могут быть рассмотрены заявления о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении, если эти действия произведены нотариусами, должностными лицами, уполномоченными на совершение нотариальных действий, при условии, если у заинтересованных лиц отсутствует спор о праве гражданском, подведомственный суду.

Если лица оспаривают права и обязанности, основанные на совершенном нотариальном действии, то такие дела рассматриваются и разрешаются судом в порядке искового производства.

Не могут быть рассмотрены в особом производстве, например, жалобы на отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду пропуска срока на его принятие или спора о нем наследников, жалобы, оспаривающие исполнительные надписи на документах о задолженности по банковским кредитам, квартирной плате, коммунальным услугам при наличии спора между должником и взыскателем о размерах платежей и т.п.

При принятии заявления о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении необходимо выяснять, не имеется ли спора о праве гражданском. Если из заявления и приобщенных к нему документов усматривается, что такой спор имеется или подведомственный суду спор возникнет при рассмотрении дела, возбужденного по заявлению заинтересованного лица, судье следует вынести определение об оставлении такого заявления без рассмотрения, разъяснив заявителю его право обратиться с иском в суд или в арбитражный суд за разрешением возникшего спора.

Судья не вправе при возникновении спора в процессе судебного разбирательства отменить совершенное нотариальное действие или обязать нотариальный орган его выполнить, то есть разрешить заявление по существу.

Заявителем и другими лицами, участвующими в деле, при необходимости должны быть представлены подлинные нотариально удостоверенные документы:

· договоры, завещания, доверенности и другие письменные доказательства;

· документы, выданные нотариусом (например, свидетельство о праве на наследство, свидетельство о праве собственности на долю в общем, имуществе супругов и т.д.);

· документы, подтверждающие бесспорность задолженности или иной обязанности должника перед взыскателем с учиненной на них исполнительной надписью и др.

В случае отказа в совершении нотариального действия представляются документы, которые, по мнению заявителя, должны быть нотариально удостоверены или засвидетельствованы, а также постановление нотариуса или другого правомочного должностного лица об отказе в совершении нотариального действия.

Заявление о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении подается в суд в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.


Поэтому при рассмотрении заявления следует выяснять все обстоятельства, связанные с течением указанного срока, в том числе:

· дату совершения нотариального действия или отказа в его совершении;

· дату, когда заявителю стало известно о нотариальном действии, которое он оспаривает, либо об отказе в его совершении;

· причины, по которым заявитель обратился в суд с заявлением по истечении 10-дневного срока, если это произошло.

Если суд установит, что срок на обжалование нотариального действия (отказа в его совершении) заявителем был пропущен по уважительной причине, он может восстановить этот срок и рассмотреть заявление по существу.

Статья 311 ГПК РФ закрепляет, что заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

В соответствии со ст. 312 ГПК РФ решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.

Поэтому в резолютивной части решения в случае отмены нотариального действия суд указывает, какое конкретное действие, когда и кем совершенное отменяется; при удовлетворении заявления об отказе в выполнении нотариального действия – какое именно нотариальное действие и кем должно быть совершено.

Копию решения суда при удовлетворении заявления необходимо направлять в нотариальный орган, где было совершено нотариальное действие (отказано в нем), либо по месту работы должностного лица, чьи действия обжалованы.

Поскольку нотариус (должностное лицо), совершивший нотариальное действие или отказавший в его свершении как лицо участвующее в деле, обладает всеми процессуальными правами, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, он вправе в установленный законом срок обжаловать в кассационном порядке принятое по заявлению решение суда.

Второй разновидностью судебного контроля является косвенный судебный контроль. Данный вид контроля называется косвенным потому, что решения суда по делам, рассматриваемым судами в рамках осуществления этой формы контроля, не влияют непосредственно на права и обязанности нотариусов и на судьбу и законную силу принятых ими нотариальных актов.

Косвенный судебный контроль осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении практически всех дел, так или иначе связанных с нотариальными актами.

Косвенный судебный контроль осуществляется при рассмотрении практически всех споров, в которых в качестве юридических фактов фигурируют нотариально удостоверенные сделки, договоры, нотариально засвидетельствованные факты. Это могут быть, например, споры о признании недействительными завещаний, нотариально удостоверенных договоров купли-продажи недвижимости, иных нотариально удостоверенных сделок, и др.

Достаточно часто при рассмотрении таких дел суды привлекают нотариусов в качестве соответчиков или третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора.

Следует признать совершенно оправданной практику вызова нотариусов в суд в качестве свидетелей, поскольку они могут обладать информацией, значимой для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Споры с участием нотариусов, в том числе налоговые споры между налоговыми органами и нотариусами, рассматриваются в судах общей юрисдикции.

Виды судебного контроля:

Прямой судебный контроль выражается в рассмотрении судами общей юрисдикции

· заявлений о совершенных нотариальных действиях либо об отказе в их совершении, а также

· исков о возмещении имущественного вреда, причиненного нотариусом при осуществлении его профессиональной деятельности.

Процедура осуществления прямого судебного контроля и его правила регулируютсягл. 37 ГПК РФ в рамках особого судопроизводства.

Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Кроме того, в силу ст. 45 ГПК РФ в суд вправе обратиться прокурор с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, подается в суд по месту порта приписки судна.

Заявление подается в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.

Заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия. Неявка указанных лиц, в том числе и нотариуса, не является препятствием к рассмотрению заявления (ст. 311 ГПК РФ).

Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.

Нотариус вправе обжаловать решение суда в соответствии со ст. 376 ГПК РФ.

Косвенный судебный контроль осуществляется при рассмотрении почти всех дел, связанных с нотариальными актами, например, при оспаривании их в исковом производстве при наличии споров между сторонами договора.

Контроль за деятельностью нотариусов административными (налоговыми) органами

Административная ответственность нотариусов установлена ст. 15.6 КоАП РФ "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля".

В соответствии с ч. 2 данной статьи нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Таким образом, основанием для административной ответственности нотариусов является совершение налогового правонарушения в форме непредставления в налоговый орган предусмотренных законодательством сведений, либо представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде.

Ст. 85 НК РФ предусматривает, что органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязанысообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым

Глава VII. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ

Статья 33. Судебный контроль за совершением нотариальных действий

Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.

Статья 33.1. Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления

Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) лиц, указанных в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

Предметом проверки является:

1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

2) организация работы по совершению нотариальных действий;

3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе:

1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;

2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

Статья 34. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.

Контроль за деятельностью нотариусов


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 30.10.2019 2019-10-30

Статья просмотрена: 658 раз

Библиографическое описание:

Лукьянова, А. В. Судебный контроль деятельности нотариусов в Российской Федерации / А. В. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63489/ (дата обращения: 20.05.2021).

Рассматриваются сущность, разновидности и значение судебного контроля за осуществлением нотариальной деятельности. Уделено особое внимание субъектам и объектам судебного контроля за осуществлением нотариальной деятельности.

Ключевые слова: нотариальный акт, нотариальная деятельность, судебный контроль, прямой судебный контроль, косвенный судебный контроль.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, при этом их эффективность напрямую зависит от того, совершаются ли эти действия я в строгом соответствии с законом или нет. В связи с этим нотариальная деятельность, как и любая другая, нуждается в контроле извне.

Справедливо отметить, что в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате законодательному регулированию этого вопроса отведено незначительное внимание. В частности, вопросам контроля посвящена глава VII, состоящая всего из трех статей. Тем не менее, контроль за деятельностью нотариата весьма обширен и значителен, особенно если речь идет о судебном контроле.

Судебный контроль представляет собой один из видов государственного контроля, являясь наиболее авторитетным и действенным. Предметом его является акт государственного или муниципального органа, должностного или иного уполномоченного на то лица, либо действие вышеназванных субъектов, повлекшее за собой юридически значимые последствия, либо несовершение такого действия (бездействие), когда вышеназванный субъект обязан его совершить.

Судебный контроль за деятельностью нотариата в доктрине подразделяют на два вида — прямой и косвенный [1, С. 94]. Прямой судебный контроль осуществляется над действиями (бездействием) нотариусов в процессе рассмотрения судами заявлений о совершенных нотариальных действиях или заявлений об отказе в их совершении в порядке особого производства. Иными словами, прямой судебный контроль имеет место в случае, если предметом судебного разбирательства является законность действий нотариуса. Для того, чтобы был задействован механизм прямого судебного контроля, необходимо наличие соответствующего заявления (жалобы) заинтересованного лица [2, c. 42].

Косвенный судебный контроль осуществляется над нотариальными актами, оспаривание которых происходит в порядке искового производства. Косвенный судебный контроль имеет место при рассмотрении судами споров, в которых стороны обосновывают свои требования, ссылаясь на письменные доказательства — нотариальные акты (нотариально удостоверенные договоры и др.). Важно отметить, что нотариальный акт имеет особую доказательственную силу (согласно ч. 5 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном ст. 186 ГПК РФ, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия). В таких случаях суд осуществляет контроль не над содержанием нотариального акта, а скорее над его формой, правильностью оформления. Такая проверка осуществляются как бы «попутно», не являясь основной целью судопроизводства, в то время как основная цель — разрешение материально-правового спора. Кроме того, косвенный судебный контроль осуществляется по искам о признании нотариального акта (завещания и др.) недействительным. В этих случаях нотариальный акт выступает не в качестве доказательства, а является непосредственно предметом спора. При этом, если судом будут удовлетворены исковые требования истца, нотариальный акт будет признан недействительным, утратив свою юридическую силу.

Косвенный судебный контроль, в отличие от прямого, осуществляют не только суды общей юрисдикции, но и арбитражные суды. В соответствии с ч. 1 ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом (далее — корпоративные споры), в том числе по спорам, вытекающим из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.

Прямой же судебный контроль осуществляют исключительно суды общей юрисдикции, арбитражным судам эти споры не подведомственны ввиду того, что в соответствии со ст. 1 Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Таким образом, оспорить действия нотариуса можно только в суде общей юрисдикции.

Судебный контроль за деятельностью нотариата некоторые авторы подразделяют на непосредственный (абстрактный, целевой) и опосредованный (индивидуальный, инцидентный) [3, c. 18], первый из которых предполагает проверку соответствия действий нотариуса букве закона при совершении нотариусом нотариального действия или отказа в его совершении, и осуществляется в порядке главы 37 ГПК РФ, а второй — реализуется при разрешении конкретных дел (при разрешении споров, в которых нотариальный акт не является предметом оспаривания).

Нельзя отрицать особое значение и роль судебного контроля, осуществляемого за деятельностью нотариусов в Российской Федерации, и во многом это объясняется тем, какое место занимают суды в правовой системе нашего государства. В то время, как не раз подвергавшееся реформированию и серьезным изменениям гражданское право, включающее в себя в том числе нормы о нотариате, отличается значительной неопределенностью нормативных положений, наличием пробелов и коллизий, именно суду принадлежит решающее слово о том, какие действия нотариуса правомерны, а какие неправомерны, как следует толковать ту либо иную правовую норму и как правильно применить ее в юридической практике.

По мнению В. Н. Аргунова, контроль суда над деятельностью нотариата «сопоставим с надзорной функцией суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве. Он должен обеспечить исправление нотариальных ошибок, обобщение нотариальной практики, толкование действующего законодательства» [4, c. 112].

1. Под ред. И. Г. Медведева; Центр нотар. исслед. при Федер. нотар. палате. Организация нотариального дела. — 3-еизд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2015. — 414 с.

2. Н. И. Куленко. Контроль за деятельностью нотариусов: правовой и этический аспекты // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 11. — С. 39–43.

3. Паршина Т. В. Судебный контроль за деятельностью нотариусов // Нотариус. — 2006. — № 6. — С. 18.

4. Под ред. Аргунова В. Н. Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. — М.: «СПАРК», 1996. — 389 с.

ЛЕКЦИЯ № 29. Контроль за деятельностью нотариусов. Ответственность нотариусов

1. Контроль за совершением нотариальных действий

Основы законодательства РФ о нотариате выделяют следующие виды контроля за совершением нотариальных действий:

1) судебный контроль (ст. 33);

2) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34);

3) налоговый контроль (ст. 34).

Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия могут быть обжалованы в суд Согласно ст. 310 ГПК РФ. Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по местонахождению нотариуса или по местонахождению должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий. Заявление должно быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Данное заявление рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия.

Заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами, указанными в федеральных законах, должны быть поданы в суд по местонахождению соответственно госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждений социальной защиты населения; экспедиций, воинских часей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, места лишения свободы. Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом России, подается в суд по месту порта приписки судна.

Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие (ст. 312 ГПК РФ).

Судебный контроль за деятельностью нотариусов и уполномоченных на выполнение нотариальных действий должностных лиц направлен на защиту интересов физических и юридических лиц при обращении за совершением нотариальных действий.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в 4 года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через 1 после наделения его полномочиями нотариуса. Целью проверки является: выявление нарушений и ошибок в работе, оказание помощи и принятие мер к устранению причин и условий недостатков в работе.

Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет. Правильность взимания нотариального тарифа определяется по записям в реестре регистрации нотариальных действий.

По результатам проверок и обследований деятельности физических лиц составляется акт, который должен содержать все реквизиты проверяемого лица, сведения о его деятельности и результаты проверок и обследований.

2. Ответственность нотариуса

Согласно ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии (например, выдал справку или иной документ, предоставленный нотариусу сотрудникам правоохранительным органам до возбуждения уголовного дела) или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству РФ (например, удостоверение сделки, не соответствующей требованиям законодательства), обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В случае неумышленного причинения нотариусом ущерба он возмещается в ином порядке (к примеру, посредством системы социального страхования, но если ущерб превышает страховую сумму, то взыскание обращается на имущество нотариуса, занимающегося частной практикой).

В зависимости от того, каков правовой статус нотариуса – государственный либо занимающийся частной практикой, – Основами закреплены два порядка привлечения к ответственности:

1) в случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов, указанных в главе 7 Основ (ч.2 ст. 17 Основ);

2) нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству России, несет ответственность в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 17 Основ). В данном случае применению подлежат нормы Трудового кодекса РФ об увольнении.

За определенные дисциплинарные проступки нотариусы могут привлекаться к дисциплинарной ответственности. Государственные нотариусы – на основании норм ТК РФ, частнопрактикующие нотариусы – на основании норм Профессионального кодекса нотариусов РФ, также возможно применение мер ответственности, предусмотренных уставом нотариальной палаты либо решением общего собрания нотариальной палаты.

В случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган необходимых сведений нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Так, ст. 129.1 НК РФ устанавливает, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей, а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Судебный контроль за деятельностью нотариусов

Цели и задачи адвокатской деятельности Адвокатской деятельностью называется оказание профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам на основе правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном,

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы

82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел

82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел В качестве структурного подразделения в состав Министерства внутренних дел РФ входит Главное командование внутренних войск. Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, в которые

21. Права и обязанности нотариусов как членов нотариальной палаты

21. Права и обязанности нотариусов как членов нотариальной палаты В соответствии с Основами о нотариате частнопрактикующий нотариус обязан быть членом нотариальной палаты, что обусловливает наличие правовых связей между указанными субъектами правоотношений. Как член

§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов

§ 12. Профессиональная этика в деятельности нотариусов Вопросы профессиональной этики занимают значительное место в деятельности нотариусов, поскольку к нотариусу предъявляются высокие требования и как к профессиональному юристу, и как человеку с точки зрения его

Глава 3 Контроль за деятельностью нотариусов

Глава 3 Контроль за деятельностью нотариусов § 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в

§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов

§ 1. Формы контроля за деятельностью нотариусов Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена гл. VII Основ законодательства РФ о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят

§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов

§ 3. Судебный контроль за деятельностью нотариусов 1. Виды судебного контроля за деятельностью нотариусовВ силу своего места в правовой системе России особое место и значение имеет судебный контроль, осуществляемый за деятельностью нотариусов. В современной правовой

§ 5. Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

§ 5. Взаимоотношения нотариусов и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1. Соотношение деятельности нотариуса и государственного регистратора по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного

ЛЕКЦИЯ № 19. Учреждение и ликвидация должности нотариуса. Стажеры и помощники нотариусов

ЛЕКЦИЯ № 19. Учреждение и ликвидация должности нотариуса. Стажеры и помощники нотариусов 1. Порядок назначения на должность нотариусаОбщее количество должностей нотариусов определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой, как правило, исходя из

ЛЕКЦИЯ № 22. Права и обязанности нотариусов. Оплата труда нотариусов

ЛЕКЦИЯ № 22. Права и обязанности нотариусов. Оплата труда нотариусов 1. Правомочия нотариусаСовокупность законодательно закрепленных полномочий, предоставленных нотариусу, составляют его компетенцию, которая подразделяется на: предметную и территориальную.Предметная

Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности

Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности 13.1.Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном правеС принятием Конституции РФ в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции

Статья 37. Контроль за деятельностью милиции Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы

36. Стажер и помощник нотариусов

36. Стажер и помощник нотариусов Стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, а помощником нотариуса – имеющее лицензию на право нотариальной деятельности.Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной

Читайте также: