Контроль и управление в налоговой сфере

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Контроль и управление в налоговой сфере.

Содержанием государственного управления в налоговой сфере является совершение государством в целом непосредственно или в лице его уполномоченных органов действий: 1) по организации налоговой системы и 2) по регулированию поведения участников налоговых правоотношений. Кроме того, все действия, совершаемые государством в рамках государственного управления в налоговой сфере, могут быть подразделены по функциям: 1) налоговое устройство; 2) налоговое планирование; 3) налоговый учет; 4) реализация субъектных прав государства в рамках налоговых правоотношений путем односторонне властного воздействия на поведение налогоплательщиков; 5) налоговый контроль.

Налоговое устройство представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере, направленную на создание налоговой структуры и налоговой системы. Под налоговой структурой понимается совокупность государственных органов, наделенных компетенцией по совершению властных действий в налоговой сфере. Под налоговой системой понимается совокупность всех существующих в государстве налогов.

Налоговое планирование представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере, направленную на установление порядка формирования и размеров доходов государственного бюджета за счет налоговых поступлений.

Налоговый учет представляет собой управленческую деятельность государства в налоговой сфере по сбору, обработке и хранению информации по вопросам функционирования налоговой системы.

Налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных элементов, посредством, которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий и применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Основными элементами налогового контроля являются:

• субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);

• формы и методы контроля;

• порядок осуществления налогового контроля;

• мероприятия налогового контроля;

• направления налогового контроля;

• техника и технология налогового контроля;

• категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;

• периодичность и глубина налогового контроля; и другие.

Сущность и механизм налогового администрирования.

Налоговое администрирование - это деятельность исполнительно-распорядительного типа, осуществляемая органами государственного управления и направленная на повышение эффективности функционирования налоговой системы.

Целью налогового администрированияявляется достижение максимально возможного эффекта для бюджетной системы в отношении налоговых поступлений при минимально возможных затратах, в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля.

Систематизируем основные задачи налогового администрирования и остановимся подробнее на каждой из задач.

1. Сбор и обработка информации.

Сбор и обработка информации являются базовой задачей налогового администрирования, без реализации которой невозможно осуществление прочих задач. Информация, необходимая для проведения налогового администрирования, включает в себя различные формы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. По собранным данным производится анализ налоговых поступлений в разрезе налогов, бюджетов, налогоплательщиков. Также анализ проводится по показателям эффективности налогового контроля, то есть по количеству и качеству проведенных камеральных и выездных проверок, качеству реализации иных форм налогового контроля.

2. Налоговое планирование и прогнозирование.

Налоговое планирование и прогнозирование представляют собой оценку качественных и количественных параметров бюджетных заданий.

Главными целями налогового планирования выступают определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики. Кроме того, налоговое планирование может применяться не только уполномоченными органами для максимальной реализации фискальной функции налогов. Сущность налогового планирования также состоит и в общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы сокращения своих налоговых обязательств. Правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может не только обеспечить сохранение финансовых накоплений, но и финансировать расширение деятельности.

Налоговое прогнозирование является научно-аналитической стадией налогового планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений. Задачами налогового планирования и прогнозирования являются выявление фактического налогового потенциала территорий (на основе анализа налоговой базы по соответствующим налогам) или субъектов налогообложения (налоговая нагрузка по видам экономической деятельности), а также его максимально допустимое фискальное использование, т.е. на основании полученных данных выбор объектов налоговых проверок. От эффективности проведенного планирования налоговых проверок зависят как объемы платежей по их результатам, так и в немалой степени уровень налоговых поступлений в бюджетную систему.

3. Налоговое регулирование.

Налоговое регулирование представляет собой совокупность мер государственного вмешательства в ход выполнения налоговых обязательств. Данная задача реализуется в полном объеме в рамках налогового механизма, налоговое администрирование предполагает сопровождение выполнения указанной задачи с позиции осуществления своих функций исполнительными органами власти. А именно: прием и оформление документов на предоставление вычетов, получение льгот, отсрочек по уплате налогов, проведение налогового контроля по вопросам правомерности использования льгот и прочим вопросам исполнения налогового законодательства, принятого в рамках налогового регулирования.

Методы налогового регулирования можно разделить на два направления: стимулирующие и дестимулирующие.

К стимулирующим методам относятся: налоговые каникулы, налоговые вычеты, льготы, снижение налоговых ставок, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, инвестиционный налоговый кредит.

Дестимулирующими методами налогового регулирования выступают: штрафы, повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот.

Принципы налогового администрирования.

Представляется необходимым систематизировать принципы налогового администрирования, такие как:

- принцип обеспечения законности;

- принцип юридического равенства;

- принцип добровольного исполнения налоговой обязанности;

- принцип защиты прав;

- принцип гласности и защиты сведений, составляющих налоговую тайну;

- принцип презумпции невиновности налогоплательщика;

- принцип ответственности за допущенные правонарушения;

- принцип информационного обеспечения.

Принцип обеспечения законности состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. То есть все, на кого распространяется закон о данном налоге, обязаны правильно и своевременно уплатить налог, причем плательщику бессмысленно (по экономическим либо по иным соображениям) искать пути обхода требований закона, подвергаясь риску быть выявленным.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Принцип юридического равенства означает равенство перед законом всех контролируемых субъектов при принятии законодателями нормативных актов, регулирующих порядок осуществления налогового администрирования. Принцип соблюдения прав человека и гражданина проявляется в том, что должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, не унижать их честь и достоинство.

Принцип добровольного исполнения налоговой обязанности.

Для обеспечения порядка поступления налогов недостаточно издать нормы, в которых закреплена господствующая воля, необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам. Как справедливо отмечает М.В. Карасева: “. добровольное исполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности путем собственных активных действий без помощи государственных органов - это то, к чему, прежде всего, стремится государство” и далее: “Что касается действий государственных органов, направленных на обеспечение исполнения налоговой обязанности, то они являются в системе налогового регулирования вторичными, вынужденными”.

Принцип защиты прав означает, что контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления налогового контроля. В настоящее время процедура обжалования имеет много особенностей.

Принцип гласности и защиты сведений, составляющих налоговую тайну, заключен в следующем. Понятие разглашения налоговой тайны дается в п. 2 ст. 102 НК РФ: это, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту либо эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

В п. 3 ст. 102 НК РФ предусматривается специальный режим хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и доступа к ним. Из этого вытекает обязанность налоговых органов принимать меры, исключающие утрату указанных сведений. Под утратой следует понимать любое противоправное выбытие сведений из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение, в результате которого произошло нарушение прав налогоплательщика и иного лица либо охраняемых законом прав и интересов общества или государства.

В п. 4 ст. 102 НК РФ установлено два вида нарушений режима налоговой тайны: разглашение налоговой тайны и утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, за которые предусматривается ответственность.

Принцип “презумпции невиновности налогоплательщика” налогоплательщика был закреплен и в п.6 ст.108 НК РФ. Особенностью доказывания по налоговым спорам является то, что по общему правилу бремя доказывания лежит на налоговом органе даже в случае, если он выступает на процессе ответчиком. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана; кроме того, оно не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Таким образом, налоговый орган при вынесении решения о применении мер налоговой ответственности должен доказать обстоятельства совершения налогоплательщиком правонарушения. Данная позиция подтверждается и высшими судами.

Принцип ответственности за допущенные правонарушения заключается в том, что к лицу, совершившему налоговое правонарушение, применяются меры налоговой ответственности. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (пункты 1 - 2 статьи 114 НК РФ). Иной меры налоговой ответственности, чем штраф, НК РФ не предусматривает.

Принцип информационного обеспечения заключается в эффективном использовании возможностей информационных ресурсов налоговых органов.

К важным направлениям развития информационного сопровождения можно отнести:

- централизацию обработки данных за счет создания центров обработки данных;

- расширение применения электронного документооборота;

- применение интернет-сервисов, расширяющих возможности налогоплательщиков - физических лиц.

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ [c.493]


КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ. РАЗДЕЛ [c.516]

Управление в условиях рынка называют менеджментом. С развитием в нашей стране рыночных отношений менеджмент стал очень распространенным понятием. Это английское слово означает управлять, заведовать, организовывать, и в этом смысле его понимают как управление производством и сбытом современными методами, позволяющими увеличить прибыльность, повысить эффективность предприятия. Фигура менеджера появилась в развитых странах, когда контроль над производством перешел от частных собственников к наемным управляющим. Менеджером признают специалиста по управлению, профессионально выполняющего конкретные управленческие функции. В нашей стране институт менеджеров в ряде отраслей сформирован, в остальных формируется или предполагается к формированию, например, в налоговой сфере. [c.349]

Организационное и методологическое обеспечение деятельности налоговых органов в сфере валютного контроля осуществляется Управлением валютного контроля МНС России. [c.51]


Обеспечить эффективность подобного контроля силами инспекций МНС России по районам, городам и районам в городах практически невозможно ввиду того, что сфера деятельности крупнейших налогоплательщиков, как правило, выходит за пределы территории, контролируемой налоговой инспекцией. Перечень крупнейших налогоплательщиков — юридических лиц, подлежащих учету в межрайонных налоговых инспекциях, утверждается МНС России на основании сведений, поступающих от управлений МНС России по субъектам РФ1. [c.67]

При определении правовой природы юрисдикционной деятельности налоговых органов необходимо исходить из того, что они входят в систему органов исполнительной власти. Их деятельность является составной частью государственного управления, частично в специфических ситуациях регулируется нормами административного права и в этом случае по своей юридической природе является административно-правовой. Сущность юрисдикционной деятельности налоговых органов заключается в исполнении законодательства о налогах и сборах, организации общественных отношений в данной сфере государственного управления, учете плательщиков налогов, контроле за ведением бухгалтерского учета налогов и сборов, своевременностью представления и достоверностью деклараций о доходах, за правильностью исчисления, полнотой внесения налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Налоговые правоотношения — это управленческие отношения в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, которые в определенных обстоятельствах (например, при рассмотрении вышестоящим налоговым органом жалоб на акты налоговых органов, действия или бездействия его должностных лиц, а также при осуществлении производства по фактам выявленных в ходе проведения налогового контроля административных нарушений налогового законодательства) могут приобретать административный характер. [c.238]


Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной с получением и использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, либо связанные с использованием или управлением федеральной собственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям. [c.52]

При централизованной системе управления народным хозяйством такие важные сферы управленческих действий, как налоговое планирование, прогнозирование, информационный анализ, контроль, были жестко регламентированы. Это обеспечивало цель любой ценой выполнить директивно устанавливаемый план. Информационно-аналитические действия сводились к составлению статистических отчетов и сводок о ходе выполнения директивных заданий по платежам в бюджет. Отчеты зачастую содержали искажения и приписки. [c.134]

Становление в России рыночных основ хозяйствования требует распространения на все хозяйствующие субъекты, включая и государственный сектор экономики, некоммерческие и бюджетные организации, менеджерской практики управления финансовыми потоками. Взыскание налогов в условиях рынка является одним из существенных потоков движения денежных средств от предприятий в казну государства, поэтому данная сфера денежного хозяйства выступает существенным объектом экономического анализа и контроля. Внутренний налоговый анализ и контроль — прерогатива менеджера предприятия. Корпоративный налоговый менеджмент будет рассмотрен ниже. [c.136]

Во-первых, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Внутреннюю структуру налогового механизма можно выразить схемой (рис. 21). Теоретическое определение специфики этих подсистем подчиняется фундаментальным положениям экономической теории, ибо все они являются слагаемыми воспроизводственных отношений, развивающихся на фундаменте реального экономического базиса. [c.140]

Общим объектом всех налоговых правонарушений являются отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, претворения в жизнь органами исполнительной власти законодательных актов, осуществление контроля за их соблюдением и исполнением. [c.273]

Этот вид задолженности представляет собой один из ключевых параметров оценки качества менеджмента клиента и его партнерского окружения, то есть выбора бизнес-партнеров. Очевидно, что для сегодняшних условий дебиторскую задолженность по строкам 221-226 можно отнести к ненормальной дебиторской задолженности, наличие которой может характеризовать менеджмент клиента как неквалифицированный либо как один из способов решения оптимизации налоговых платежей, либо поддержки стратегически важного бизнес-партнера клиента. Значимый объем дебиторской задолженности по строкам 225 и 235 Авансы выданные также должен быть подвержен анализу, исходя из вышеизложенных предпосылок, так как в сегодняшней практике поступление и возврат денежных средств по этим статьям, как правило, не производится даже при нарушении договорных обязательств (вопросы арбитражной практики в контексте данного изложения не рассматриваются). Наличие задолженности по строкам 222 и 232 Векселя к получению должно подвергаться оценке с позиции качества менеджмента клиента по управлению краткосрочными финансовыми вложениями, так как товарные векселя большей частью материально не обеспечены, и объем эмиссии конкретного эмитента долговых обязательств не регулируется и не поддается контролю. Финансовые векселя банков оценить гораздо проще, так как это сфера непосредственной деятельности банка. Оценка финансовых векселей других банков может быть произведена через лимиты кредитования конкретного банка, которые имеются у каждой кредитной организации. Дебиторскую задолженность зависимых обществ — строки 223 и 233 — можно учитывать при оценке бизнес-потенциала клиента, если есть достоверная информация о деятельности дочерних и зависимых обществ. Прочие дебиторы — код строк 226 и 236—требуют расшифровки этих статей при оценке качества менеджмента и бизнес потенциала предприятия-клиента банка. [c.144]

Слабость государственного управления недрами создает дополнительные сложности в организации системы мониторинга и контроля в сфере недропользования, усиливает субъективные проблемы реформирования налоговой системы. [c.157]

Необходимо уделять должное внимание модернизации рынка домашних хозяйств, занятых в аграрном секторе, способствовать усилению кооперативов, создать сферу обслуживания сельского хозяйства, увеличить поток инвестиций и оказывать помощь развитию сельского хозяйства, ускорить научно-технический прогресс и способствовать формированию сельскохозяйственной инфраструктуры, совершенствовать систему финансовых услуг, осуществлять сельскохозяйственную налоговую реформу, снижать налоговое бремя сельских производителей. Активно осуществлять политику освоения западных регионов, планомерного регионального развития. Необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в отсталых регионах, осуществить их всестороннюю экономическую и социальную модернизацию, ускорить темпы осуществления его индустриализации и урбанизации, стимулировать развитие отношений этих регионов с приморскими регионами. Усилить интеграцию центральных, западных и восточных регионов. Следует развивать и усовершенствовать существующую экономическую базу, продолжать реформирование системы управления государственным капиталом. Необходимо развивать как промышленность центральных, так и периферийных регионов. Государственные предприятия являются основой китайской промышленности. Важно осуществлять формирование многоукладной экономики, активно способствовать созданию акционерных предприятий, создать многоуровневую систему инвестиций, стратегически важные предприятия должны при этом находиться под контролем государства. Нужно осуществлять реформирование предприятий монопольного характера, увеличивать степень их конкурентоспособности, способствовать развитию индивидуальных и частных предприятий, осуществлять политику увеличения занятости, осуществлять динамичное развитие прочих сфер экономики. Осуществлять рыночные реформы в сфере финансов, налогообложения, земельной собственности, ускорить формирование гармонично развитой негосударственной экономики, усовершенствовать систему гарантии индивидуальных прав человека. [c.126]

Следующая задача, стоящая перед государством в переходный период, - это демонтаж административно-командных методов управления и создание новой системы методов, форм, инструментов государственного регулирования. Однако переход от административных методов к экономическим, от прямого государственного планирования к регулированию должен быть не одномоментным, а постепенным. Так, на первых этапах переходного периода, для которого характерно кризисное состояние экономики, государство, чтобы не допустить катастрофического падения уровня жизни, может сохранять административный контроль над ценами на некоторые продовольственные товары, энергоносители и т.п. Постепенно, по мере стабилизации экономической ситуации, сфера действия административных рычагов должна сокращаться. Необходимым условием и предпосылкой перехода к экономическим методам регулирования являются радикальные реформы кредитной и налоговой систем, формирование институтов и инструментов фискальной и монетарной политики, создание соответствующей инфраструктуры рынка. [c.341]

Субъекты хозяйственной Деятельности Государственные органы, ообладаюшие полномочиями контроля и управления в налоговой сфере Лица, обеспечивающие перечисление п сбор налогов Лица, предоставляющие профессиональную помощь Правоохранительные органы [c.225]

Хотя представление информации о положении сводного бюджета сектора государственного управления для многих стран может быть технически невыполнимой задачей, они должны стремиться к тому, чтобы представлять по крайней мере информацию о секторе государственного управления по фактическим данным. Это может быть сделано на базе отчетности, основанной на системе национальных счетов, при условии, что эта отчетность отражает фактические результаты исполнения бюджета различных частей сектора государственного управления74. Основное требование для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере заключается в том, что, если органы государственного управления субнациональных уровней наделены широкими налоговыми полномочиями, функциями по расходованию средств и/или располагают значительными возможностями заимствования, и/или получают крупные трансферты, должна публиковаться информация об общем финансовом положении органов государственного управления субнациональных уровней и о сводном состоянии финансов сектора государственного управления в целом. Органы государственного управления субнациональных уровней должны также представлять публичную отчетность о своей внебюджетной деятельности, долге, финансовых активах, условных обязательствах, налоговых расходах, а также квазифискальной деятельности государственных финансовых учреждений и нефинансовых государственных предприятий, находящихся под их контролем. [c.40]

Государственный сектор. Классификация, составленная на основе классификации секторов и подсекторов СНС и включающая сектор государственного управления и государственные подсектора нефинансовых и финансовых корпораций. В основе классификации лежит принцип государственной собственности и/или контроля, а не функций (как в первичной классификации СНС). Для анализа бюджетно-налоговой сферы важной подкатегорией данного сектора является нефинансовый государственный сектор , включающий сектор государственного управления и нефинансовые государственные предприятия. [c.84]

Нормы второй группы содержатся, в частности, в органическом законе от 18 декабря 1979 г. о Статуте об автономии Каталонии (Испания). В соответствии со ст. 46 этого закона руководство налоговой системой, сбором государственных налогов, ликвидация их и контроль за остальными государственными налогами, взимаемыми в Каталонии, входят в компетенцию налоговой администрации государства. При этом названные полномочия могут делегироваться Генеральному Правлению Каталонии1, которое будет их осуществлять, координируя свою работу с центральными органами налоговой службы. Наряду с возможными делегированными полномочиями закон закрепляет исключительную компетенцию Генерального Правления в сфере налоговых отношений. К ней относится руководство налоговой системой, введение налогов и определение тарифов и специальных платежей, руководство сбором налогов, ликвидация собственных налогов и контроль за взиманием собственных налогов (ст. 46, 50). Помимо налоговых платежей закон, определяя компетенцию Генерального Правления, закрепляет и иные виды доходов Каталонии в форме субсидий центрального правительства, распределяемых Генеральным Правлением и займов, выпускаемых по решению Парламента Каталонии для финансирования расходов на капитальные вложения (ст. 48, 51). Другим примером является органический закон от 18 декабря 1979 г. о Статуте об автономии Страны Басков (Испания). В ст. 41 закона устанавливается, что отношения между центральными государственными органами и Страной Басков в вопросах налогообложения регулируются традиционной местной системой Общего экономического соглашения или договорами . Общее соглашение составляется с учетом ряда принципов, закрепляемых органическим законом и определяющих компетенцию центральных и местных органов власти в вопросах налогообложения. Так, в рамках своей компетенции местные Собрания представителей2 осуществляют управление и контроль за взиманием, ликвидацией и восстановлением налогов. При этом поступления от таможенных сборов и от финансовых монополий исключаются из сферы их финансовой компетенции (ст. 41). В рамках осуществления совместной деятельности Регионального автономного образования и центральных органов власти закон преду- [c.446]

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:24, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;
2) раскрыть формы и виды налогового контроля;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и значение налогового контроля……………………………..5
2. Формы и виды налогового контроля………………………………….11
3. Налоговые проверки понятия и виды ………………………………. 16
3.1. Камеральлные налоговые проверки ………………………………..20
3.2. Выездные налоговые проверки……………………………………. 26
Заключение………………………………………………………………..33
Библиографический список ……………………………………………. 37

Работа состоит из 1 файл

кнтроль и управление в налоговой сфере контрольная.doc

1. Понятие и значение налогового контроля……………………………..5

2. Формы и виды налогового контроля………………………………….11

3. Налоговые проверки понятия и виды ………………………………. 16

3.1. Камеральлные налоговые проверки ………………………………..20

3.2. Выездные налоговые проверки……………………………………. 26

Библиографический список ……………………………………………. 37

Налоговый контроль является самостоятельным правовым институтом налогового права – подотрасли финансового права. В состав налогового контроля входят не только нормы, регулирующие отношения в области учёта налогоплательщиков и проведения контрольных налоговых мероприятий, но и нормы регулирующие отношения в области налогового контроля за крупными расходами физических лиц.

В настоящее время правовой инструментарий налогового контроля развивается, развиваются также и разнообразные формы и методы осуществления контрольных мероприятий, появляются специальные контрольные налоговые режимы в рамках налогового контроля (такие, например, как режим налогового склада – ст. 197 НК РФ), а также детализируется правовое регулирование налогового контроля. В связи с этим представление о налоговом контроле исключительно как о совокупности законодательно установленных приёмов и способов контроля хоть и соответствует сущности налогового контроля, но не охватывает всю сложность и полноту этого вопроса.

Налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:

1) раскрыть понятие и значение налогового контроля;

2) раскрыть формы и виды налогового контроля;

3) раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные;

В ходе написания работы мною была проанализирована и систематизирована учебно–методическая литература, а также Налоговый Кодекс РФ. За основу работы я взяла учебник по налоговому праву А. В, Демина и учебник под редакцией Ю. А. Крохиной, т. к. именно эти авторы наиболее обширно раскрыли тему налогового контроля. Также теоретическую основу исследования составили работы таких ученых, как Пепеляев С. Г., Еналеева И. Д.,Сальникова Л. В., Тедеев А. А., Парыгина В. А. и других ученых, которые затрагивают в своих работах различные аспекты налогового контроля.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь, охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований. [6, C. 300].

Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношения изначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. Налоговое право объективно становится ареной острого столкновения публичных и частных интересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроля еще только начинает складываться. До введения в действие части первой Налогового Кодекса РФ его нормативный механизм практически отсутствовал в законодательстве. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформление их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами. [5, C. 265].

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком смысле налоговый представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений на всех стадиях налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры представительных органов по рассмотрению законопроектов о налогах и сборах, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительному налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов – за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательства в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы.

Налоговый контроль в узком смысле – это властные действия компетентных субъектов по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый контроль» употребляется в Налоговом кодексе РФ.

Налоговый контроль (как и контроль, вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного, он имеет все сущностные черты последнего. В то же время ему присущи некоторые специфические черты, заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц, целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т. д.

Объектами налогового контроля является движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков. [6, C. 301].

Предметом налогового контроля выступают денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Перечень документов, так или иначе связанных с налогообложением, необычайно широк. К ним относятся различного рода приказы руководителей и отчеты работников, гражданско-правовые и трудовые договоры, акты сдачи-приемки, учредительные документы, протоколы общих собраний, накладные, банковские выписки и т. д.

Согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. [5, С. 267-268].

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы внутренних дел и таможенные органы. Отдельные контрольные полномочия относительно сферы налогообложения имеют Счетная палата РФ и министерство финансов РФ. [6, С. 302].

Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые производственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции. Им запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц – адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо. Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).[5, С. 269-270].

Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.

Основная цель налогового контроля реализуется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики, а именно:

1) обеспечения экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

2) обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

3) улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

4) проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

5) проверки целевого использования налоговых льгот;

6) пресечения и профилактики правонарушений в налоговой сфере; [6, C. 302].

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т. д.). Налоговый контроль над частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно представления какой-либо финансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета. [6, C. 303].

К принципам налогового контроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту и единство налогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность); объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налогового контроля и др. Важное значение при определении принципов налогового контроля играет Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1997 году. [5, С. 269].

Раздел третий Налогового кодекса РФ определяет перечень органов, участвующих в управлении налоговой сферой контроле за уплатой налогов, сборов и других платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды. К таким органам отнесены:

1. Налоговые органы, в лице Министерства по налогам и сборам Российской Федерации его территориальных подразделений-инспекций вплоть до районного уровня, -----------

2. Таможенные органы, в лице Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его территориальных структур, таможен, таможенных постов, таможенных складов и других.

3. Органы государственных внебюджетных фондов

4. Органы внутренних дел, которым переданы полномочия расформированной (Федеральной службы налоговой полиции

Полномочия указанных органов в сфере управления и контроля в налоговой отрасли определены в статьях 30-37 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в Таможенном кодекса РФ законодательстве об органах внутренних дел и о государственных внебюджетных фондах.

Налоговое правонарушение и ответственность за нарушение налогового законодательства.

Данный вопрос регулируется разделом шесть, (главами 15 - 18, статьями 106 - 136

Налогового кодексами РФ

В главе 15 - определены общие положения об ответственности за налоговое правонарушение;

в главе 16 - виды налоговых правонарушений ответственность за их совершение;

в главе 17 - издержки, связанные с осуществлением налогового контроля;

в главе 18 - виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о

налогах и сборах, ответственность за их совершение.

В дополнение к указанным нормам применяются нормы -------------------------------

Защита прав налогоплательщиков

Вопрос регулируется разделом семь Налогового кодекса РФ (главы 19,20, статьи 137 – 142). Глава 19 определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействие их должностных лиц, а глава 20 определяет порядок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения, в том числе вышестоящим органом или в суде.

Налоговое планирование.

Статья 6 Налогового кодекса РФ определяет порядок исчисления сроков, установленных законодательством о, налогах и сборах, то есть порядок уплаты налогов, определенных статьями 13 - 15, всей второй частью Налогового кодекса РФ законами по уплате отдельных налогов. Раздел второй Бюджетного кодекса РФ главе 6 определяет общие положения о доходах бюджетов (статьи 39 - 48).

Кроме того глава 7 этого раздела определяет порядок формирования доходов федерального бюджета.

глава 8 - бюджетов субъектов Российской Федерации, глава 9 - местных бюджетов. На основании указанных выше норм, а также актов Министерствам по налогам и сборам осуществляется налоговое планирование, которое является частью бюджетного планирование. При этом бюджеты являются основными финансово-плановыми актами государства (Российской Федерации), его субъектов, органов местного самоуправления, Государственных внебюджетных фондах.

Налоговое планирование

Понятие и общие принципы налогового планирования

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допускаемые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Собственно налоговое планирование можно определить как организацию деятельности предприятия таким образом чтобы миниманизировать налоговые обязательства на ------- стабильный период без нарушения буквы и духа закона.

В основе налогового планирования лежат:

1) максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот, а также

2) оценка по----- налоговых органов и

3) учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

В законодательстве РФ субъекты предпринимательской деятельности наделены полномочиями осуществлять защиту своих имущественных прав любыми незапрещенными законом способами. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумцией облагаемости» налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением прямо перечисленных в законе.

Следует разграничивать 1) уклонение от уплаты налогов, 2) обход налогов и 3) налоговое планирование. Как уклонение от уплаты налогов и обход налогов, так и налоговое планирование появилось в мировой практике вслед за формированием налогового права.. Уклонение от уплаты налогов, как правило, осуществляется в виде незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплатой налогов и сокрытии доходов, непредоставлении или несвоевременном предоставлении документов, необходимых для исполнения и уплаты налогов.

Обход налогов – это такая ситуация, в которой предприятие или физическое лицо не является налогоплательщиком либо в силу того, что его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо из-за отсутствия своей регистрации в налоговых органах. Налоговое планирование, а - это правомерное использование всех допускаемых законом налоговых льгот или применение специальных приемов уменьшения налоговых обязательств, -=----- не могут быть поводом для применения к плательщику штрафные санкции, как правило, независимо от отношения к ним налоговых органов.




Уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование, а также уплата налогов в соответствии с законом без применения специальных мер по снижению налоговых обязательств плательщика, являются моделями поведения налогоплательщика.

При этом бесспорное преимущество налогового планирования состоит в том, что цели минимизации налоговых обязательств достигаются без нарушения законов.

Этапы налогового планирования

Этот процесс можно разделить на несколько тесно взаимосвязанных этапов, которые, однако, не следует рассматривать как четкую и неизменную последовательность действий.

На 1 этапе принимается решение о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов или дочерних компаний, в том числе и с использованием стран – «налоговых убежищ».

При окончательном выборе места для регистрации юридического лица следует учесть не только налоговый режим, но и др. положения налогового доходов из одной страны в другую, возможность и условия льгот, условие налоговых соглашений и др. вопросы. Основная задача на 2 этапе состоит в том, чтобы выбрать оптимальную для конкретных целей деятельности организационно-правовую форму --- и одновременно с этим решить вопрос ее соотношения с возникающими при этом налоговым режимом. Сущность 3 этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых льгот при текущей предпринимательской деятельности – в процессе так называемого текущего налогового планирования. Важный вопрос здесь – планирование сделок, опосредующих предпринимательской деятельность предприятия; минимизацию налоговых обязательст…

Вопросы четвертого этапа налогового планирования наиболее рациональным образом с налоговой точки зрения активов и прибыли предприятия на первый взгляд напрямую несвязанные с минимуацией налогов.

Отдельные вопросы, решаемые на различных этапах налогового планирования, имеют важное значение для всей деятельности предприятия, что позволяет отнести их к сфере стратегического налогового планирования. К их числу относятся прежде всего, вопросы размещения и выбора формы юридического лица, реорганизации юридического лица, в --------- направленной на создание групп предприятий, расширения предприятий, определения его инвестиционной политики не менее важно для предприятия текущее налоговое планирование в повседневной предпринимательской деятельности, т.к. этого зависит минимизация налоговых обязательств предприятия на стабильный период.

Налоговое планирование – процесс творческий, который зависит от состояния налогового законодательства в стране, ее налогового климата, законодательных, административных и судебных мер, находящееся в распоряжении налоговых органов и направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Читайте также: