Консультационные услуги от нерезидента налогообложение

Опубликовано: 06.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-07-11/31508 О применении НДС в отношении консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранным лицом, а также учета расходов на консультационные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Вопрос: ООО (далее "Общество") является налоговым резидентом РФ. В 2005 году Общество заключило договор об оказании маркетинговых, коммерческих и иных услуг (далее "Договор") с юридическим лицом, созданным по законодательству Италии (далее "Иностранная Компания"), являющимся налоговым резидентом Италии. Согласно Договору Общество приобретает различные услуги у Иностранной Компании.

В 2012 году Общество перезаключило указанный Договор с Иностранной Компанией в связи с необходимостью увеличения перечня вопросов для консультаций, расширения объема коммерческих и консультационных услуг, координации запуска новой линейки продукции, увеличения географии сбыта и выхода на новые рынки. При этом, несмотря на более чем двукратный рост расходов на указанные коммерческие и аналогичные услуги, их комплексный характер не претерпел изменений. Комплексный характер услуг, в частности, опосредован тем, что Иностранная Компания выставляет единый счет за все указанные услуги, оказанные в соответствующем налоговом периоде, не разбивая стоимость услуг в зависимости от вида консультации.

Иностранная Компания не состоит на налоговом учете в РФ и не ведет предпринимательской деятельности в РФ. В учредительных документах Иностранной Компании, в качестве места управления организации и места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа указана Италия. Иностранная Компания не имеет собственного персонала в РФ и постоянного представительства в РФ; услуги по Договору физически оказываются за рубежом.

П. 4.3 Договора определено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации Заказчик должен удержать и уплатить НДС из платежей, причитающихся Исполнителю, то в таком случае размер платежей, перечисляемых Исполнителю, должен быть увеличен таким образом, чтобы сумма полученных Исполнителем в чистом виде средств осталось такой, как если бы никакие удержания не производились. Несмотря на это, в коммерческом счете Иностранной Компании сумма российского НДС выделена отдельной строкой.

Правильно ли мы понимаем, что в вышеуказанных обстоятельствах:

1. Согласно пп. 4. п. 1. ст. 148 НК РФ местом реализации указанных комплексных коммерческих, консультационных и аналогичных услуг для целей НДС, оказанных Иностранной Компанией в пользу Общества является территория Российской Федерации?

2. На основании п. 3 ст. 171 НК суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные Обществом в качестве налогового агента, при оплате вышеуказанных комплексных коммерческих, консультационных и аналогичных услуг Иностранной Компании подлежат вычетам в случае использования приобретаемых услуг для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость?

3. Расходы Общества, связанные с приобретением у Иностранной Компании комплексных коммерческих, консультационных и аналогичных услуг, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в общеустановленном порядке вне зависимости от вида консультации и их общей суммы, при условии соответствия этих расходов критериям документального подтверждения и рыночного уровня согласно нормам ст. 252 и разд. V.1 HK РФ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранным лицом, а также учета расходов на консультационные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации консультационных услуг определяется по месту деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги приобретены через это постоянное представительство).

Таким образом, местом реализации консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговом органе Российской Федерации, признается территория Российской Федерации, и, соответственно, в отношении таких услуг налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим услуги у иностранного лица, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.

Что касается принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по услугам, приобретаемым у иностранного лица, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, то в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, после принятия на учет приобретаемых работ (услуг). Таким образом, вычет сумм налога на добавленную стоимость при соблюдении указанных условий не зависит от положений договора на оказание консультационных услуг, регламентирующих порядок удержания налога на добавленную стоимость.

В отношении учета расходов на консультационные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктами 14 и 15 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.

Таким образом, если произведенные организацией расходы на консультационные и иные аналогичные услуги соответствуют критериям статьи 252 Кодекса, то такие документально подтвержденные расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном Кодексом, независимо от наличия или отсутствия доходов от реализации в соответствующем (отчетном) налоговом периоде.

При этом стоимость консультационных и иных аналогичных услуг определяется исходя из условий договора, расчетных и иных документов, составленных участниками сделки. Налоговые органы имеют право оценки стоимости услуг в соответствии с нормами Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Многие российские бизнесмены работают с иностранными контрагентами. В этом случае им часто приходится перечислять налоги не только за себя, но и за своего партнера по сделке. Рассмотрим, как нужно платить НДС при покупке услуги нерезидента на территории РФ.

Понятие налогового агента

Налоговый агент (НА) вообще — это экономический субъект, который должен перечислять обязательные платежи за другое юридическое или физическое лицо. Применительно к теме статьи этим «другим лицом» является иностранная компания, которая работает с резидентами РФ.

Российская организация должна перечислить НДС за иностранного партнера при выполнении следующих условий:

  • услуги оказаны в РФ
  • иностранный контрагент не платит НДС самостоятельно

Налоговым агентом при выполнении указанных условий является любой российский налогоплательщик, даже если он не платит НДС по основной деятельности, например, использует спецрежимы (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Чтобы проверить, зарегистрирован ли нерезидент в ФНС РФ, можно воспользоваться специальным сервисом или же просто запросить у контрагента копии документов.

Как определить, где оказаны услуги

В первую очередь нужно определиться с нормативным документом, которым следует руководствоваться. Дело в том, что межгосударственные соглашения имеют приоритет перед НК РФ (ст. 7).

В приложении № 18 к договору об ЕАЭС от 29.05.2014 говорится о месте реализации услуг. Поэтому, если речь идет о работе с компаниями, зарегистрированными в странах ЕАЭС, то следует пользоваться нормами приложения № 18.

При сделках с резидентами других государств работает ст. 148 НК РФ. В большинстве случаев нормы НК РФ и приложения № 18 совпадают.

Например, если услуги нерезидента резиденту связаны с имуществом, то они считаются оказанными по месту нахождения объектов (п. 1 и 1.1 ст. 148 НК РФ, пп. 1-2 п. 29 приложения № 18).

А вот при заказе транспортных услуг необходимо учитывать страну, где зарегистрирован исполнитель. В общем случае, если начальная и конечная точки маршрута находятся в России, то РФ и будет местом реализации (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ)

Но если перевозчик относится к одной из стран ЕАЭС, то транспортная услуга, независимо от маршрута, считается оказанной на территории этой страны (пп. 5 п. 29 Приложения № 18).

Нюансы «электронных» услуг

Особая ситуация возникает при реализации т.н. «электронных» услуг (ст. 174.2 НК РФ).

К ним относятся, например, реклама в интернете, услуги хостинга и т.д. А вот консультационные услуги, оказываемые по электронной почте, в этот список не входят.

До 01.01.2019 года отечественные компании и ИП, покупающие электронные услуги, оказываемые нерезидентом, должны были перечислять за него НДС. Но в новом 2019 году обязанность платить НДС при оказании услуг через интернет полностью возложена на их иностранных поставщиков.

Если права на компьютерные программы передаются по лицензионному (сублицензионному) договору, то платить НДС не нужно вообще (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина РФ от 01.02.2016 № 03-07-08/4141). Способ передачи прав («физически» или через Интернет) в данном случае роли не играет.

Как исчислить и уплатить НДС по сделке с иностранцем

Чаще всего нерезиденты указывают, что цена контракта не включает российские косвенные налоги, или вообще не упоминают НДС в договоре.

В этих случаях для определения базы НДС нужно начислить на стоимость контракта «сверху». Затем сумму налога, выделенную по расчетной ставке, следует перевести одновременно с оплатой иностранному партнеру. Если не будет платежки на перечисление НДС, то банк не проведет и основной платеж.

Обычно расчеты с нерезидентами проводятся в иностранной валюте, но платить налоги в бюджет РФ необходимо в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, нужно определиться, по какому курсу пересчитывать базовую сумму контракта для исчисления НДС. По мнению чиновников, в этом случае необходимо использовать курс на дату платежа (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.01.2015 № 03-07-08/1467).

ООО «Альфа» заказывает услуги по перевозке по РФ у финской транспортной компании. Услуги на сумму 1000 евро оказаны в январе 2019 года и оплачены в феврале 2019 года. Курс евро на дату оплаты — 75 руб.

Налоговая база: 1000 + 1000 х 20% = 1200 евро.
Сумма НДС: 1200 / 120 х 20 = 200 евро.
К уплате в рублях НДС: 200 х 75 = 15 000 руб.

Вычет НДС и его отражение в декларации

Если НА платит НДС, а купленные «иностранные» услуги используются в облагаемой деятельности, то он может поставить уплаченный налог к возмещению.

Но для этого необходимо не только уплатить налог, но и фактически воспользоваться услугой и получить подтверждающие документы (п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

НА при заполнении декларации по НДС «добавляет» к своим обычным листам раздел 2. Взятый к вычету «иностранный» НДС отражается в строке 180 раздела 3.

Если НА сам не платит НДС, то он, кроме титульного листа, может использовать только разделы 1 и 2.

Резюме

Если иностранные поставщики оказывают на территории РФ услуги российским бизнесменам, то в общем случае получатели услуг должны платить НДС за своих контрагентов.

Однако из этого правила есть и немало исключений. Они связаны как с предметом договора («электронные» услуги), так и с особыми условиями, отраженными в межгосударственных соглашениях.

Расчет налогов в любой сложной ситуации, а также построение системы учета, которая максимально эффективна для достижения бизнес-целей, — одно из направлений работы нашей компании.

Организация оплатила иностранной компании консультационные услуги. Иностранная компания не имеет представительства на территории РФ. Должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль и представлять расчет по этим выплатам?

Обязанности налогового агента

­Обязанности по удержанию налога на прибыль у источника выплаты возникают у российской организации только в случаях, указанных в п.1 ст. 309 НК РФ. Доходы от оказания консультационных услуг к ним не относятся (п.2 ст.309 НК РФ). Поэтому у российской организации, выплачивающей иностранной компании такой доход не возникает обязанности по удержанию налога на прибыль в качестве налогового агента. Но вопрос о необходимости представления Расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период не однозначен.

­Налоговый агент должен предоставить информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения. Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ (далее по тексту — Расчет или налоговый расчет) (п.4 ст. 310 НК РФ, п. 289 НК РФ).

­Налоговыми агентами являются организации и ИП, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога (ст.24 НК РФ). По логике, если эти обязанности не возникают, то организация или (ИП) не признается налоговым агентом, а значит, нет оснований требовать от них представления Расчета.

­Но контролирующие органы разъясняют, что в налоговом расчете отражаются все доходы от источников в РФ в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ, в том числе и те, которые не подлежат налогообложению в РФ согласно НК РФ или, например, не облагаются налогом на основании международного договора, регулирующего вопросы налогообложения (см. письма ФНС от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 05.07.2017 NСД-4-3/13048@, письмо Минфина РФ от 11.07.2017 N 03-08-05/43967).

­Есть и судебная практика, подтверждающая, что обязанность по представлению в налоговый орган сведений о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов не связана с фактом удержания налога. При этом основание неудержания налога не имеет значения. Целью представления налогового расчета является осуществление налогового контроля за правильностью налогообложения доходов иностранных организаций, в связи с чем, ее непредставление в установленный срок является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ (см. Постановление АС УО от 20.12.2018 N Ф09-7960/18 по делу N А76-9658/2018).

­В то же время, по мнению Минфина и ФНС, доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со ст. 309 НК РФ не являются доходами от источников в РФ и могут не отражаться в налоговом расчете. Также могут не отражаться в налоговом расчете доходы иностранных организаций, получаемые по внешнеторговым договорам прямой реализации покупателю произведенных ими в иностранном государстве товаров (см. письма ФНС от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 05.07.2017 NСД-4-3/13048@, письмо Минфина РФ от 11.07.2017 N 03-08-05/43967).

­В письме ФНС России от 20.08.2020 N СД-4-3/13493@ рассмотрен вопрос о необходимости представления налогового расчета при выплате иностранной организации доходов за услуги онлайн-бронирования гостиничных номеров. Вывод налоговиков — доходы от оказания иностранной организацией услуг исключительно вне территории РФ не являются доходами от источников в РФ в целях главы 25 НК РФ. Следовательно, они не подлежат обложению налогом на прибыль организаций, взимаемым у источника выплаты в РФ, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в РФ и могут не отражаться в налоговом расчете.

­Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений Минфина РФ и ФНС, выплаты за консультационные услуги, оказанные иностранной организацией без ее фактического нахождения на территории РФ можно не отражать в Расчете. Подтвердить место оказания услуг помогут условия договора (оферты). Например, если в нем оговорить, что взаимодействие с заказчиком в процессе консультирования будет осуществляться через информационно-коммуникационную сеть, без присутствия исполнителя в РФ.

­Если же услуги оказаны на территории РФ, то такие выплаты относятся к доходам от источников в РФ и налоговому агенту следует представить Расчет.

Как отразить в налоговом расчете необлагаемый доход

­Налоговый расчет составляется нарастающим итогом с начала года. Обязанность по представлению Налогового расчета у налогового агента возникает с момента фактической выплаты дохода от источников в РФ.

­Порядок заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утвержден в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

­В состав налогового расчета входят:

  • Раздел 1 «Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в бюджет по выплатам, произведенным за последний квартал (месяц) отчетного (налогового) периода, по данным налогового агента»;
  • Раздел 2 «Сумма налога с выплаченных сумм доходов»;
  • Радел 3 «Расчет (информация) о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах», в том числе — подраздел 3.1 «Сведения об иностранной организации — получателе дохода», подраздел 3.2 «Сведения о доходах и расчет суммы налога», подраздел 3.3 «Сведения о лице, имеющем фактическое право на доход».

Раздел 3 заполняется и включается в состав налогового расчета в отношении доходов от источников в РФ, выплаченных иностранным организациям в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода, и налогов, уплаченных в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода (п. 6.1 Порядка заполнения).

По строке 020 подраздела 3.2 Раздела 3 налогового расчета в зависимости от вида выплачиваемого иностранной организации дохода указывается его код из Приложения N2 к Порядку заполнения (п. 8.3 Порядка заполнения).

Для обозначения доходов от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, в Приложении N 2 к Порядку заполнения налогового расчета, предусмотрен код 25.

Если доход не подлежит налогообложению в РФ в соответствии с НК РФ или положениями международных договоров РФ, то строки 080-140 подраздела 3.2 не заполняются (проставляются нули) (п. 8.7 Порядка заполнения).

По строке 160 «Основание применения пониженной ставки налога или освобождения от исчисления и удержания налога» подраздела 3.2 Раздела 3 Налогового расчета указывается подпункт, пункт, статья НК РФ и (или) международного договора (соглашения) РФ по вопросам налогообложения, устанавливающие пониженную ставку налога или освобождение конкретного дохода, указанного по строке 040, от налогообложения в РФ (п. 8.15 Порядка заполнения).

Когда выплачиваемый доход не облагается при выплате на основании п. 2 ст. 309 НК РФ (например, работы, услуги (в том числе консультационные), которые оказаны на территории РФ, но не приводящие к созданию постоянного представительства) в строке 160 указывают «п. 2 ст. 309 НК РФ».

Если в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода не производится выплат доходов иностранным организациям или доход не подлежит налогообложению в РФ в соответствии с НК РФ либо положениями международных договоров (то есть за этот период суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, отсутствуют), то по строкам 020-040 Раздела 1 (сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за последний месяц) и строкам 010, 040 Раздела 2 (сумма налога с выплаченных сумм доходов) проставляются нули. Если налог на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранным организациям от источников в РФ, с начала налогового периода не исчислялся и не уплачивался (не подлежал налогообложению), то по строкам 020 и 030 Раздела 2 также проставляются нули.

Пример:

Предположим, что организация в 2021 году выплатила иностранной организации доход от источника в РФ один раз в январе 2021. Следовательно, организация должна представить в налоговый орган Налоговый расчет за отчетный период первый квартал 2021 (при квартальной отчетности по налогу на прибыль). Даже если эта выплата дохода иностранной организации будет единственной выплатой за год, Расчет нужно будет представлять и за последующие отчетные периоды (за полугодие и 9 месяцев 2021) и по итогам налогового периода (2021 года). При отсутствии последующих выплат расчет будет состоять из титульного листа, раздела 1 и раздела 2, включение в налоговый расчет Раздела 3 не требуется (см. письмо ФНС России от 20.06. 2019 г. N СД-4-3/11937@).

Добрый день,
Для предоставления Вам ответа, требуется следующая информация:

1. Какие конкретно услуги оказывает иностранное юридическое лицо? (прошу подробно объяснить)
2. На территории какого государства оказываются услуги?
3. Оказание этих услуг осуществляется в электронной форме или нет?
4. Резидентом какой страны является иностранное юридическое лицо?

С уважением, А. Грешкина

Добрый день,
Для предоставления Вам ответа, требуется следующая информация:

1. Какие конкретно услуги оказывает иностранное юридическое лицо? (прошу подробно объяснить)

Услуги размещения рекламных материалов на своих сайтах в интернете

2. На территории какого государства оказываются услуги?

Мы покупаем по сути показы баннеров для пользователей, то есть продвигаем услуги наших клиентов, показы происходят российским пользователям

3. Оказание этих услуг осуществляется в электронной форме или нет?

4. Резидентом какой страны является иностранное юридическое лицо?

Контрагентов с какими хотим работать много, основные страны: Сингапур, Израиль, Гонконг, Канада, Англия, Испания, Германия

К услугам в электронной форме, местом реализации которых в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ, относятся услуги, поименованные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (Письма МФ РФ от 22.08.2019 N 03-07-11/64540, от 29.05.2019 N 03-07-11/38901). Согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ, оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть «Интернет», автоматизировано с использованием информационных технологий. К таким услугам, в частности, относятся:
оказание рекламных услуг в сети "Интернет", в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети "Интернет", а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети "Интернет".

Таким образом, приобретенные российской организацией рекламные услуги, оказываемые иностранным исполнителем, удаленно через сеть интернет, относится к электронным услугам.

Начиная с 1 января 2019 года, при оказании российским покупателям услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, иностранной организацией, местом реализации которых, признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет РФ возлагается на эту иностранную организацию (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Для цели уплаты НДС, иностранная организация, оказывающая российским покупателям такие услуги, должны встать на учет в налоговом органе РФ (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
С 1 января 2019 года, российские организации, приобретающие у иностранных юридических лиц – исполнителей услуги, оказываемые в электронном виде, не признаются налоговыми агентами по НДС и не должны уплачивать НДС за иностранную организацию.

С уважением, А. Грешкина

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Что касается налога на прибыль с дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу – исполнителю, то в общем случае, согласно п. 1 ст. 310 НК РФ, налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ. В этом случае, российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль иностранной организации. Согласно п. 2 ст. 287 НК РФ, сумма налога, удержанного с доходов иностранной организации, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п. 1 ст. 310 НК РФ).

При этом, согласно ст. 7 НК РФ:
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В связи с вышесказанным, порядок исчисления и удержания налога на прибыль российской организацией – заказчиком услуг у иностранных юридических лиц – исполнителей, регулируется конкретным Договором (Соглашением) об избежании двойного налогообложения, заключенным Российской Федерацией с каждым конкретным иностранным государством.

ТОО, ОУР, плательщик НДС

ТОО получило консультационные услуги от юрлица-нерезидента.

Какие налоговые обязательства возникают при получении консультационных услуг от нерезидента?

В соответствии с нормами статьи 373 Налогового кодекса выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с нормами подпункта 4 пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан, если покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан. В указанных целях местом осуществления предпринимательской или другой деятельности покупателя работ, услуг признается территория Республики Казахстан в случае присутствия покупателя работ, услуг на территории Республики Казахстан на основе государственной (учетной) регистрации в регистрирующем органе. Данные положения Налогового кодекса применяются в отношении следующих работ, услуг:

  • передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности; по техническому обслуживанию и обновлению программного обеспечения;
  • предоставление доступа к интернет-ресурсам;
  • консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе;
  • предоставление персонала;
  • сдача в имущественный наем (аренду) движимого имущества (кроме транспортных средств);
  • услуги агента по приобретению товаров, работ, услуг, а также привлечению от имени основного участника договора (контракта) лиц для осуществления услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;
  • услуги связи;
  • согласие ограничить или прекратить предпринимательскую деятельность за вознаграждение;
  • услуги радио и телевизионные услуги;
  • услуги по предоставлению в аренду и (или) пользование грузовых вагонов и контейнеров

Таким образом, при получении консультационных услуг от нерезидента возникают обязательства по уплате НДС за нерезидента.

Согласно нормам статьи 644 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.

Сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового Кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового Кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 статьи 645.

Пунктом 9 статьи 645 Налогового кодекса установлено - налогообложению не подлежат доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 644 Налогового Кодекса.

При этом, в подпункте 3) пункта 1 статьи 644 Налогового Кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы от оказания консультационных услуг за пределами Республики Казахстан.

Таким образом, при получении консультационных услуг от нерезидента необходимо исполнить налоговые обязательства по удержанию и перечислению подоходного налога у источника выплаты. Ставка КПН у источника выплаты с доходов нерезидента по консультационным услугам - 20%.

Читайте также: