Конспект урока налоговое право 11 класс

Опубликовано: 26.04.2024

Короткая Наталья Григорьевна

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_nalogi.docx 32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя школа

Ярцевского района Смоленской области

Заместитель директора школы по УВР

Приказом директора школы

Учитель: Короткая Наталья Григорьевна

2019-2020 учебный год

Тема урока: Налоги

Цель урока: формирование налоговых знаний у учащихся старших классов.

Задачи урока:
определять основные виды налогов; характеризовать уплату налогов как одну из конституционных обязанностей гражданина РФ; определять отличительные характеристики налогов

Планируемые результаты
Предметные
определять понятие налог, налоговая система, характеризовать права и обязанности налогообложения
Личностные
понимание необходимости уплаты налогов; определять свои права и обязанности граждан как налогоплательщиков
Познавательные
работать с нормативными документами, сравнивать различные виды налогообложения
Коммуникативные
устанавливать сотрудничество в процессе решения учебной задачи; вступать в диалог в процессе взаимодействия с обучающимися и учителей
Регулятивные
определять учебную задачу; определять уровень знаний по теме

Технологическая карта занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

(мотивация к учебной деятельности)

Организует подготовку класса к уроку; предлагает ознакомиться с высказываниями:

Учащиеся должны определить, что пропущено слово “налоги”.

Не платит _______ только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосёт.

Старинная поговорка_______ для государства то же, что паруса для корабля. Екатерина IIВеликая.

Требовать уничтожения _______ значило бы требовать уничтожения самого общества.

Николай Иванович Тургенев, русский экономист.

Смерть и _______ неизбежны. Т. Халибертон, английский писатель (XIXвек)_______ -цена, которую мы платим за цивилизованное общество.О. Холмз, американский писатель (XIXвек.)
Для изучения понятия налог учитель предлагает изучить основные определения термина
(Приложение №1)

Учитель предлагает совместное обсуждение структуры налогов
(Приложение №2)

Объясняет функции налогов:
1. Фискальная функция налогообложения.

2. Стимулирующая функция налогообложения.

3. Перераспределительная функция налогообложения.

Учитель представляет информацию о прямых и косвенных налогах.

Для изучения вопроса о правах и обязанностях классу предлагается выбрать из состава участников «налогового инспектора» и налогоплательщиков, которые обращаются к нему, чтобы определить свои права и обязанности.

Участвует в обсуждении высказываний.

Формулируют тему урока.
План урока:
1. Налоги, структура налога, функции налогов
2. Основные виды налогов
3. Права и обязанности налогоплательщика

Работая в парах, обучающиеся изучают текст, находят содержание понятия налога и фиксируют в тетради:
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц в целях финансирования деятельности государства.
Налогоплательщик – организации и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность платить налоги.

Обсуждают и фиксируют структуры налога:
1. Субъект налога
2. Объект налога
3. Налоговая ставка

Фиксируют в тетради функции налога

Составляют таблицу: «Виды налогов»

Налог на добавленную стоимость;
акцизы;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Налог на имущество физических лиц;

Презентуют полученную информацию.
Участвуют в обсуждении прямых и косвенных налогов.

Класс организует игру, в которой разбиваются на роли и формулируют себе реплики на основе текста учебника.
Результаты работы презентуются (Приложение №4)

Для закрепления изученного материала учитель предлагает выполнение заданий по теме.

Организует обсуждение итогов урока

Выполняют тесты по теме «Налоги»
1. К Федеральным налогам и сборам РФ относят:

  1. налог на прибыль
  2. налог на доходы от капитала
  3. налог на доходы физических лиц
  4. все вышеперечисленное

2. К местным налогам и сборам относят:

  1. земельный налог
  2. налог на наследование и дарение
  3. транспортный налог
  4. налог на прибыль

3. Камеральная налоговая проверка является формой

  1. текущего контроля.
  2. итогового контроля.
  3. особого контроля.
  4. нет верного ответа.

4. Налоговым кодексом предусмотрено использование:

  1. свидетеля.
  2. эксперта.
  3. понятых.
  4. все ответы верны.

5. Единица обложения:

  1. зависит от объекта обложения
  2. может выступать в натуральной или денежной форме
  3. не зависит от объекта обложения
  4. может выступать в денежной форме

6. Налоговый период:

  1. календарный год
  2. месяц
  3. период указанный в законе по отношению к отдельным видам
  4. нет верного ответа

7. Налоговые льготы могут выступать в виде:

  1. вычетов из облагаемого дохода
  2. уменьшение ставки вплоть до нулевой
  3. скидки с исчисленной суммы налога
  4. все ответы верны

Литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

Акциз— налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов

товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара.

Пошлина— плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных

организаций за оказание им определенного вида услуг.

Ставка налога— величина платы, которую налогоплательщик должен внести в

доход государства в расчете на единицу налогообложения.

В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

  • Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.
  • Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

  • Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.
  • Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.
  • Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

  • Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).
  • Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

Права налогоплательщика
1. Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
2. Использование при наличии оснований налоговые льготы
3. Требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны
4. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
5. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

Обязанности налогоплательщика
1. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
2. Представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
3. Уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды
4. Выполнять законные требования налогового органа об устранении нарушений

Конспект урока

Урок №15. Финансовое право. Налоговое право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Что регулирует финансовое право?

Что представляет банковская система?

Глоссарий по теме:

Банк – кредитная организация, осуществляющая операции по денежным вкладам, кредитованию, открытию и ведению банковских четов.

Лицензия – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.

Вклад – денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц.

Ключевые слова: Денежное обращение; наличное обращение; безналичное обращение; эмиссия денежных знаков; банк, лицензия; вклад; финансовое право

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.100-106.

На уроке мы узнаем, что такое финансовое право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов финансового права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями

Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Субъекты налоговых правоотношений

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты:

  • налогоплательщики (юридические и физические лица),
  • органы Министерства по налогам и сборам,
  • федеральные органы налоговой полиции,
  • кредитные организации.

В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
  • несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  • Несоблюдение сроков сдачи отчетности
  • Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля
  • Ненадлежащее ведение бухучета

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

  • уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган
  • умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности
  • ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков

Права налогоплательщиков

  • Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
  • Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
  • Использовать налоговые льготы, если они предусмотрены законодательством.
  • Проводить зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, страховых взносов, пеней, штрафов.
  • Представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
  • Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах.
  • Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
  • Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
  • На соблюдение и сохранение налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков

  • Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Вести в установленном порядке учет доходов и расходов.
  • Представлять налоговые декларации (расчеты).
  • Исполнять обязанности налогового агента.
  • Применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности).
  • Сообщать в свой налоговый орган обо всех подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (кроме филиалов и представительств) в течение 1 месяца со дня создания. Об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение 3 дней со дня изменения.
  • Сообщать по утвержденной форме в свой налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, которые закрываются, в течение 3 дней со дня принятия решения о закрытии.
  • Сообщать по утвержденной форме в налоговую инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в течение 1 календарного месяца.
  • Не менее 4 лет обеспечивать сохранность налоговой и в течение 5 лет бухгалтерской отчетности.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.


По горизонтали:

1. денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

3. одна сотая доля

По вертикали:

2. термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите функции центрального и коммерческих банков

мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал

консультирование, предоставление экономической и финансовой информации

кредитование предприятий, государства и населения

Хранение золотого и валютного запаса страны

Осуществление национальной денежно-кредитной политики

ТЕМА: НАЛОГОВОЕ ПРАВО.

Налоговая система.

Налог – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Основным источником является Налоговый кодекс РФ.

Налоговые правоотношения.

Субъекты (участники)

- государственные налоговые инспекции

Органы Федеральной таможенной службы

-выполненные работы, оказанные услуги

Права и обязанности налогоплательщиков.

Своевременно и в полном размере уплачивать налоги

Вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, если она осуществляется

Представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения

Выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах

Получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах

На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов

Обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц

Налоговые органы и аудит.

Налоговые инспекции (составляют единую Федеральную налоговую службу)

Федеральная таможенная служба

Подразделения полиции и ФСБ

Органы Федерального казначейства – проводить бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета.

Для контроля финансовой документации существует аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчетности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют эксперты, имеющие полномочия.

Виды налогов.

Виды налогов

По способам взимания

Прямые – налог на доход и на имущество, недвижимость, дарение, наследство

Косвенные – акцизные сборы, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины

По уровням бюджета, в который они зачисляются

единый социальный налог

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

налог на добычу полезных ископаемых

налог на имущество организаций

налог на игорный бизнес

налог на имущество физических лиц

сбор за регистрацию предпринимателей

налог на рекламу

сбор на право торговли

налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы

сбор за открытие игорного бизнеса

По налогоплательщикам

С физических лиц:

налог на доходы с физических лиц

налог на имущество

Налогоплательщики (предприниматели без образования юр.лица, нотариусы) должны представлять налоговые декларации не позднее 30 апреля. Налоговая декларация – заявление налогоплательщика, представляемое в налоговый орган, о полученных им доходах за определенный период.

-инвалиды с детства, инвалиды I и II группы

-герои Советского Союза, РФ

-участники ВОВ и инвалиды

- лица, пережившие ленинградскую блокаду

-родители и супруги погибших военнослужащих

-граждане, служившие в странах, где велись боевые действия

-лица, вольнонаемного состава армии

С юридических лиц:

налог на прибыль

-общественные организации инвалидов и принадлежащие им предприятия

Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Налоговое правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие, в результате которого не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязанности по уплате налогов, нарушаются права или законные интересы участников налоговых отношений.

Ответственность за нарушения

Административная

Мера ответственности – штрафы за правонарушения:

Уклонение от постановки на учет

Нарушение срока подачи налоговой декларации

Нарушение организацией учета доходов и расходов

Неумышленную (умышленную) неуплату налогов

Наступает вследствие совершения преступления (включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах) и налагается только судом

Принудительные работы (до 1 года, до 2 лет)

Лишение свободы (до 6 мес., до 2 лет)

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью)

Дисциплинарная

Привлекаются только сотрудники налоговых органов.




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Антошкина Юлия ВасильевнаНаписать 2794 21.11.2019

Номер материала: ДБ-811825

  • Обществознание
  • 11 класс
  • Конспекты
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
    21.11.2019 27
    21.11.2019 28
    21.11.2019 146
    21.11.2019 90
    21.11.2019 144
    21.11.2019 122
    21.11.2019 72
    21.11.2019 72

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Предмет: Обществознание
Категория материала: Конспекты
Класс: 11 класс
Автор: Дрогаченко Наталия Федоровна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 200.41 Kb

Тема: Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика

познакомить учащихся с основными структурными элементами налогового права.

формирование у учащихся основ налоговой культуры;

формирование адекватного отношения школьников к налогам;

Ознакомить учащихся с правами и обязанностями налогоплательщиков

воспитание юридически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

развитие у учащихся аналитического и логического мышления;

Общая характеристика налогового права

Система налогового законодательства

Элементы налогового правоотношения

права и обязанности налогоплательщика

Основные понятия: налог, субъекты налогового правоотношения (налогоплательщики, налоговые органы), объекты налогообложения (имущество, товары, работы, услуги, прибыль, доход).

Оборудование урока: мультимедийная презентация, конверты с заданиями, карточки-задания с упражнениями.

Организационный момент. Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих учащихся. – 1 мин.

Этап инициация. Учитель зачитывает для учащихся стихотворение. Далее учитель задает вопросы классу:

Как называется отрасль права, которая регулирует вопросы налогообложения (предполагаемый ответ учащихся налоговое право);

как называют тех, кто должен платить налоги государству (предполагаемый ответ учащихся налогоплательщики)

Законодательно субъект налогового права налогоплательщик наделяется (предполагаемый ответ учащихся правами и обязанностями)

Учащиеся по наводящим вопросам должны определить тему урока Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщика – 2 мин.

Этап погружение в тему. Учащимся предлагается рассказать какая информация об изучаемой теме им известна. -1 мин

Определение ожиданий и опасений. Учащиеся графически (в виде схемы Дерево ожиданий) описывают какую информацию по данной теме, что они хотели бы узнать (можно ограничиться 3-4 позициями), и описывают, что вызывает их опасение (можно ограничиться 3-4 позициями). – 2 мин.

Этап усвоения новых знаний. – 7 мин.

Учитель с использованием мультимедийной презентации объясняет учащимся новый изучаемый на уроке материал.

Налоговое право - это отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по уплате налогов и сборов, а также связанные с ними отношения.

Налоговое право, это единственная отрасль права, основной функцией которой является ограничение гражданских прав, изъятие части собственности в целях реализации конституционно значимых публичных интересов.

Отрасль права традиционно выделяется из всей совокупности норм права посредством определения предмета (регулируемые общественные отношения) и метода (способ воздействия на общественные отношения) правового регулирования.

Предметом налогового права являются налоговые правоотношения.

Методом данной отрасли права являются те средства и способы, при помощи которых осуществляется регулирование налоговых правоотношений. Основным методом регулирования является императивный метод. Данный метод является методом властных предписаний.

Нормы налогового права. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).

Этап самостоятельной проработки нового материала. На данном этапе обучения учащимся раздаются различные задания для самостоятельной проработки изучаемой темы:

Учитель выдает учащимся задание № 1. На слайде № 6 дается схема системы налогового законодательства РФ, а также перечисляются нормативные акты, из которых учащиеся должны выбрать законы и подзаконные акты, которые являются источниками налогового права. К доске вызывается один из учеников и словесно заполняет кластер показанный на слайде На выполнение задания дается 5 минут

Выполнив выше указанное задание учащиеся приступают к работе с учебником (задание № 2). Открыв стр. учебника учащиеся заполняют кластер элементы налогового правоотношения. На выполнение задания дается 5 минут

Следующее задание № 3 учащиеся выполняют объединившись в группы по 2 человека. Группам учащихся раздаются конверты (задание № 3), в которых содержатся карточки с правами и обязанностями налогоплательщиков. Учащиеся должны разделить карточки на 2 группы в 1 группу необходимо определить права налогоплательщика, во 2 группу войдут обязанности налогоплательщика. Карточки необходимо наклеить на заранее подготовленный лист бумаги. На выполнение задания дается 7 минут

Проверка выполненного задания. На интерактивной доске в виде таблицы дается информация права и обязанности налогоплательщика.

Налогоплательщики –организации и индивидуальные предприниматели должны письменно сообщать:

Об открытии или закрытии счетов;

О всех случаях участия в российских и иностранных организациях;

О всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;

Об объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации или реорганизации;

Об изменении своего места нахождения или места жительства.

Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;

Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу (НК) РФ или иным федеральным законам;

Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

Требовать соблюдения налоговой тайны;

Требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или действиями (бездействиями) их должностных лиц.

Учащимся выдаются задания для проверки знаний полученных на уроке.

На выполнение задания отводится - 5 мин.

Работы выполненные учащимися собираются для проверки.

Этап эмоциональная разрядка (разминка) На слайде № 11 учащимся предлагается ознакомиться с высказываниями выдающихся исторических личностей о налогах.

Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.
Оливер Уэнделл Холмс-старший

Дорога цивилизации вымощена квитанциями об уплате налогов.
Автор неизвестен

Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное.
Вольтер

Французский экономист середины XIX в. Ф. Бастиа писал: в обществе существуют потребности до того общие, до того повсеместные, что члены общества для удовлетворения их прибегают к услугам правительства. Такова, например, потребность в безопасности. Люди соглашаются платить налоги, чтобы таким образом вознаграждать тех, кто оказывает услуги по обеспечению общей безопасности.

Обучающимся предлагается выразить свое личное отношение к налогам. - 3 мин.

Этап рефлексия. На стадии рефлексии работа учащихся завершится. Учитель озвучивает оценки учащихся активно работавших на уроке. Учащимся выдает домашнее задание по изученной теме. 2 мин.

Д/з & 46, самостоятельно рассмотреть вопрос аудит.

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

декларировать свои доходы

бережно относиться к природным богатствам

платить законно установленные налоги

свидетельствовать в суде

определять свою национальную принадлежность

участвовать в общественно-политической деятельности

7. Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пропорциональное налогообложение означает, что налог зависит от величины дохода.

2) при пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.

3) при прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога.

4) при регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами

5) Как правило, при регрессивном налогообложении доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке.

Класс: 11

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями: налоги, налогоплательщик; видами налогов.
  2. Прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности

План урока:

  1. Что такое налоги и почему их нужно платить?
  2. Основы налогообложения граждан.
  3. Налоговые вычеты или как вернуть налоги в семейный бюджет.
  4. Решение задач
  5. Учебник В.И.Липсиц «Экономика»

Ожидаемые результаты.

Личностными результатами, формируемыми при изучении темы урока, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни и важности уплаты налогов;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры - это осознание своей ответственности за судьбу страны через уплату налогов.

Метапредметные результаты изучения темы проявляются:

  • в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
  • в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Предметными результатами изучения темы проявляются в:

  • знание научных понятий по теме «Налоги».
  • умения рассчитывать НДФЛ
  • умения находить нужную информацию по теме «Налоги» в различных источниках;
  • адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
  • давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли и мотивов уплаты налогов в деятельности человека;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание роли налогов как решающий регулятор общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
  • к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка
  • на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

Технологическая карта урока

№ этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Введение в тему урока.

Организация групповой работы. Мозговой штурм.

Цитаты выдающихся людей по теме.

Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его. (Екатерина II Великая)

Налог — это дозволенная форма грабежа. (Фома Аквинский)

Государство прекращает войну всех против всех, и налоги являются ценой, которой покупается общественный мир. (Томас Гоббс)

Безопасность и собственность могут существовать лишь в таком государстве, где налоговая шкала не меняется каждый год. (Наполеон 1 Бонапарт)

Объяснить смысл высказывания каждой группой.

Что такое налоги и почему их нужно платить?

1. Вспомнить и дать каждой группой определение понятия, что такое налог.

2. Предлагает нарисовать кластеры;

2.1. Зачемнужны налоги
2.2. Функции налогов
2.3. Виды налогов

1. Представитель
группы дает определение понятие

2. Работа по темам кластеров

Учебник. Параграф 29.

3. Проверяют правильность составления кластера

Основы налогообложения граждан.

13%: для любых доходов физических лиц, за исключением тех, для которых установлены специальные ставки налога на доход физических лиц (НДФЛ) – 13, 15%, 30%, 35%.

35% облагаются:

  • от стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 4 000 рублей;
  • доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышения суммы, рассчитанной, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ+5 п.п.;
  • суммы экономии физических лиц на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения суммы процентов, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ.
  • При получении заемных средств в валюте превышение суммы процентов, исчисленной исходя из условий договора.

30% облагаются: доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ

15% действует в отношении: доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

13% облагаются: доходы физических лиц от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ; доходы физических лиц в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием

Не подлежат обложению налогом на доход физических лиц (НДФЛ) следующие виды дохода:

Конспект с использованием материалов учебника.

Решение задач по теме урока и тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ

Карточки с заданиями

Параграф 29 стр. 210-218. Выписать терминологию к параграфу.

В Интернете прочитать статьи налогового кодекса: 21, 25, 32, 217, 218.

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ

1. К числу прямых налогов, уплачиваемых гражданами РФ, относится
1) налог с продаж
2) подоходный
3) акцизный сбор
4) таможенная пошлина

2. Верны ли следующие суждения о назначении налоговой политики?
А) Назначением налоговой политики государства является перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.
Б) Назначением налоговой политики государства является обеспечение государственных расходов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Какой вид налога является прогрессивным?
1) ставка налога не зависит от дохода
2) ставка устанавливается в одинаковом процентном отношении к объекту обложения
3) средняя ставка налога повышается по мере роста дохода
4) ставка налога уменьшается по мере роста дохода

4. Как называется налог, связанный с ввозом товара из-за границы?
1) налог на доход предприятий
2) налог на имущество
3) НДС
4) акциз
5) таможенные пошлины.

5. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. С ростом налогооблагаемой базы налоговые поступления в бюджет, как правило, сокращаются.
Б. Снижение налогов на прибыль способствует созданию новых рабочих мест.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Какого налога не существует?
1) на имущество
2) на доход
3) на образование
4) на автомобили

7. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Косвенные налоги отличаются от прямых тем, что их уплата является добровольной.
Б. Снижение налогов на малый и средний бизнес способствует росту экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Государство утвердило новые, более высокие тарифы на ввоз в страну иностранных машин. Какую функцию государства в экономике можно проиллюстрировать данным примером?
1) борьба с монополистическими объединениями
2) выстраивание системы социального партнерства
3) производство и обеспечение общественных благ
4) защита отечественного производителя от иностранной конкуренции

9. Отмена таможенной пошлины на импортируемый товар приведет:
1) к снижению внутренней цены данного товара
2) к увеличению потребления этого товара
3) к снижению производства данного товара внутри страны
4) к потерям бюджета
5) все предыдущие ответы верны

10. Кирилл, Никита и Даня заработали за год соответственно 1 млн., 2 млн., 3 млн. рублей, а налогов заплатили 130 тыс., 260 тыс., 390 тыс. рублей. Какой вид ставки у данного налога?
1) твердый
2) пропорциональный
3) прогрессивный
4) регрессивный

11. Кирилл, Никита и Даня заработали за год соответственно 1 млн., 2 млн., 3 млн. рублей, а налогов заплатили 130 тыс., 360 тыс., 590 тыс. рублей. Какой вид ставки у данного налога?
1) твердый
2) пропорциональный
3) прогрессивный
4) регрессивный

12. Кирилл, Никита и Даня заработали за год соответственно 1 млн., 2 млн., 3 млн. рублей, а налогов заплатили 130 тыс., 130 тыс., 130 тыс. рублей. Какой вид ставки у данного налога?
1) твердый
2) пропорциональный
3) прогрессивный
4) регрессивный

13. Какой вид факторного дохода предпринимательской деятельности?
1) прибыль
2) заработная плата
3) рента
4) дивиденд

14. Рома накануне своего дня рождения пришел в магазин и узнал, что его любимый объектив стоит от 195 до 237 тыс. рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) единица измерения
2) средство обращения
3) средство межгосударственных расчетов
4) средство накопления

15.Товар подорожал на 25%, а потом еще на 40%. На сколько процентов подорожал товар?

16. Налог на прибыль составляет 13%. Глебу на карточку перевели 41 760 рублей. Найдите зарплату Глеба до уплаты налога.

Читайте также: